Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Механизм восприятия и сопровождающие его эффектыЦелостное представление о механизме межличностного восприятия пока не сформировалось, тем не менее на современном этапе уже достаточно изучен ряд характеристик, обеспечивающих его функционирование. К ним относятся избирательность (селективность) процесса восприятия, стереотипизация, идентификация, эмпатия, проекция, каузальная атрибуция и т.д. С помощью механизма селекции на разных этапах восприятия решаются различные задачи. Сначала воспринимающий выбирает себе объект восприятия - выделяет фигуру из фона. После того, как объект выбран, происходит повторная селекция: так как не вся информация о ситуации будет значима для данного акта восприятия, ненужную субъект наблюдения отметает, не акцентируя на ней свое внимание. Первым основанием для такой селекции является перспектива - как долго, по какому поводу и с какой целью воспринимающий будет взаимодействовать с объектом перцепции. Так, было установлено, что если человеку предстояла кратковременная совместная работа с другим человеком, то интерес для него представляла информация о деловых и интеллектуальных качествах партнера, если же работа должна была осуществляться длительное время, то становились субъективно важными направленность и личностные ценности партнера [Skarzynska K., 1981]. Витвицкий [Witwicki W., 1965] считает, что основанием для селекции этого уровня служат два типа информации: 1) информация о жизненных возможностях воспринимаемого (сильнее меня, такой же или слабее); 2) отношение воспринимаемого к перцептору (относится хорошо, индифферентен, враждебен). Такой "субъективистский" подход представляется упрощенным. Его критикуют Рейковский и Смоленская [Reykowski J., 1977; Reykowski J., Smolenska L., 1982], справедливо указывая, что другой человек может быть интересен и вне какого-либо прагматического подхода, т.е. приниматься как автономная ценность. Личность может быть интересна уже потому, что она л и ч н о с т ь, и совершенно неважно, как выглядят мои потенции по отношению к ней. На следующем этапе процесса восприятия субъект строит заключение о воспринимаемом на основе "прочтения" ситуации и поведения. С.Л.Рубинштейн так характеризовал этот процесс: "В повседневной жизни, общаясь с людьми, мы ориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы "читаем" его, то есть расшифровываем значение его внешних данных и расшифровываем смысл получающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутренний психологический план. Это "чтение" протекает бегло, поскольку в процессе общения с окружающими нас людьми у нас вырабатывается определенный более или менее автоматически функционирующий подтекст к их поведению" [Рубинштей С.Л., 1957]. В психологии выделен ряд механизмов и эффектов, обеспечивающих функционирование этого подтекста. Г.Я.Розен, проанализировав достижения американских психологов, приводит следующий перечень: механизм стереотипизации, логические умозаключения, идентификация, эмпатия, проекция, стремление к непротиворечивости и устойчивости формирующегося образа другого человека. Но, пожалуй, наиболее весомый вклад в объяснение процесса межличностного восприятия, в отличие от восприятия физических объектов, внесло открытие уже упоминавшегося нами феномена "каузальной атрибуции". Постараемся кратко охарактеризовать некоторые из перечисленных механизмов, проанализировав вклад каждого из них в успешность восприятия другого человека. Начнем с механизма стереотипизации. Впервые термин «социальный стереотип» был введен У. Липпманом в 1922 г., и для него в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип — это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотип - это содержательная матрица восприятия, "предуготованные" и "окостенелые образования", призма, которую человек не замечает, но сквозь которую он воспринимает весь внешний мир, т.е. "мерки и эталоны, которые заранее предопределяют его суждения, мнения, характеристики групп, людей, событий и явлений" [Кондратенко Г.М., 1986, с.264-304]. Стереотипы в общении, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации. Очень часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например, принадлежности его к какой-то профессии. Тогда ярко выраженные профессиональные черты у встреченных в прошлом представителей этой профессии рассматриваются как черты, присущие всякому представителю этой профессии («все учительницы назидательны», «все бухгалтеры — педанты» и т. д.). Здесь проявляется тенденция «извлекать смысл» из предшествующего опыта, строить заключения по сходству с этим предшествующим опытом, несмотря на его ограниченность. Стереотипы имеют сложную внутреннюю структуру, в которой особенно четко выступают три компонента: познавательный, образный и эмоциональный. Все они очень тесно взаимосвязаны во внутреннем взаимодействии. В каждом акте восприятия может доминировать любой из компонентов в зависимости от возраста воспринимающего, уровня его интеллектуального развития, степени информированности о воспринимаемом, способа приобретения стереотипа, индивидуального стиля предшествующих встреч с объектом [Бодалев А.А., 1982; Бодалев А.А., Куницина В.Н., Панферов В.Н., 1971; Коломинский Я.Л., 1972; Шибутани Т., 1969]. Многие исследователи подчеркивают, что стереотипы выполняют нормативную функцию; в них находят отражение, в частности, те требования профессиональной деятельности, которые предъявляются исполнителю и являются критериями оценки [Шихирев П.Н., 1983; Панферов В.Н., 1983]. Многими экспериментами доказано, что стереотипы могут быть как адекватными, так и неадекватными, но даже адекватные стереотипы содержат неполный набор существенных характеристик объекта. Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям. С одной стороны, к определенному упрощению процесса познания другого человека; в этом случае стереотип не обязательно несет на себе оценочную нагрузку: в восприятии другого человека не происходит «сдвига» в сторону его эмоционального принятия или непринятия. Остается просто упрощенный подход, который, хотя и не способствует точности построения образа другого, заставляет заменить его часто штампом, но тем не менее в каком-то смысле необходим, ибо помогает сокращать процесс познания. Во втором случае стереотипизация приводит к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Возникновение таких предубеждений зафиксировано в многочисленных экспериментальных исследованиях, но естественно, что они особенно отрицательно проявляют себя не в условиях лаборатории, а в условиях реальной жизни, когда могут нанести серьезный вред не только общению людей между собой, но и их взаимоотношениям. В психологии стереотипы зачастую понимали как индивидуально-психологическое явление, проявление особенностей когнитивной структуры. На ограниченность такого подхода указывали разные авторы [Куницина В.Н., 1971; Ядов В.А., 1975], [Tajfel H., 1982]. Они справедливо подчеркивали, что такое понимание неизбежно приводит к ограничению - упускается из вида тот факт, что наряду с индивидуальными (когнитивными или оценочными) существуют социальные стереотипы. Являясь результатом взаимоотношений между группами, стереотипы цементируют их, обеспечивая преемственность социально-психологической культуры и ее дальнейшее развитие. Выделены и достаточно подробно исследованы классы стереотипов [Панферов В.Н., 1982; Русина Н.А., 1983], [Allport G.W., 1970; Secord P.F., 1965]. Среди стереотипов восприятия по внешности разделяют антропологический, социальный и эмоционально-эстетический. Антропологические стереотипы действуют при отнесении воспринимаемого к определенному возрасту, типу внешности, национальности, или просто при усмотрении наблюдателем анатомического сходства с другим человеком [Staub E., 1974]. Социальные стереотипы проявляются в том, что воспринимающий, исходя из эталонов внешнего облика, делает вывод о социальном положении и ролевых функциях воспринимаемого. Установка на статусно-ролевую характеристику личности может приводить к когнитивному диссонансу. Это происходит в тех случаях, когда социальные достижения личности не соответствуют, по мнению воспринимающего, ее внешнему облику. Как правило, такое несоответствие влечет за собой внутреннюю психологическую работу субъекта восприятия, направленную на устранение диссонанса. Люди либо приписывают оцениваемой личности какие-то дополнительные качества, которые могут проинтерпретировать несоответствие (например, при оценивании поведения космонавта и подводника, несоответствующего идеальным представлениям о ролевых характеристиках, испытуемые приписывали им такие дополнительные качества как конформность, оригинальность, стремление к дружеским контактам, наличие которых из наблюдаемого поведения не следовало). Иногда может проявиться тенденция к эмоциональному отвержению (реже – принятию) оцениваемого [Jones E.E., Davis K.E., Gergen K.F., 1961]. Эмоционально-эстетические стереотипы порождают общее отношение к человеку, а психологические качества как бы извлекаются из этого отношения. В социально-психологическом плане стереотипы выступают как регуляторы межличностных отношений. То, что противоречит приятым в данной группе оценкам, невольно отталкивается, кажется искаженным, недозволенным. Происходит разделение на "мы" и "они" (в терминологии Б.Ф.Поршнева). Оно влечет за собой применение различных стереотипов к своей и чужой группе. Суждение о другом человеке по аналогии с собой - простой эмпирический факт, установленный в целом ряде экспериментов. Он основывается на том, что в реальном общении между собой люди часто строят предположения о внутреннем состоянии партнера по общению на основе вчувствования в ситуацию, попытки поставить себя на его место. Этот механизм восприятия называется идентификацией. Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека. Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим, близким по содержанию явлением, — эмпатией. Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова, термин используется в данном случае лишь метафорически: эмпатия есть аффективное «понимание». Эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера по общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот «другой». Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному. И в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встав на его позицию, действуя с нее, другое дело — понять его, приняв в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действуя по-своему [Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Асток-Пресс, 1998]. Идентификация и эмпатия как механизмы процесса восприятия обеспечивают его точность. Некоторые авторы рассматривают эмпатию как свойство личности, сопряженное с эмоциональной оптимистичностью, заинтересованностью в других, легкостью и пластичностью социальных контактов. Низкий уровень эмпатии сочетается с такими свойствами личности, как ригидность, сдержанность, эгоцентричность. Такие люди требуют от других привязанности, хотя сами ответить тем же не способны [Гаврилова Т.П., 1975]. Эмпатия как перцептивный механизм, обслуживающий межличностные отношения, тесно связана с аттракцией - отношением к другому человеку. В аттракции выделяют три компонента: когнитивный, в который входит ожидание альтруистических действий со стороны объекта аттракции, оценка взаимоотношений с данным человеком и т.д.; аффективный, включающий в себя положительную эмоциональную оценку партнера; конативный (поведенческий), характеризующийся предрасположенностью к альтруистическим действиям по отношению к воспринимаемому. Экспериментально выявлена зависимость прочтения этих компонентов от времени общения субъектов. На первых этапах общения преобладает когнитивный компонент аттракции. При длительном общении детерминирующее значение приобретает аффективный способ отношения [Гозман Л.Я., 1978], [Byrne D., Glore G.L. Effectance arousal and attraction. - Lancaster, 1967. - 18 p.]. Аттракция как качество отношения к объекту восприятия может способствовать знанию человека о внутреннем мире партнера по общению. Обширная область исследований связана также с выделением различных «эффектов», возникающих в процессе восприятия людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности. Сущность «эффекта ореола» заключается в формирована специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему определенных качеств: информации получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно — накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком. Тесно связаны с этим эффектом и эффекты «первичности» («первенства») и «новизны». Оба они касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. В одном эксперименте четырем различным группам студентов был представлен некий незнакомец, о котором было сказано: в 1-й группе, что он экстраверт; во 2-й группе, что он интроверт, в 3-й группе — сначала, что он экстраверт, а потом, что он интроверт; в 4-й группе — то же, но в обратном порядке. Всем четырем группам было предложено описать незнакомца в терминах предложенных качеств его личности. В двух первых группах никаких проблем с таким описанием не возникло. В третьей и четвертой группах впечатления о незнакомце точно соответствовали порядку предъявления информации: предъявленная ранее возобладала. Такой эффект получил название «эффекта первичности» и был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т. е. более новая, информация оказывается наиболее значимой [Андреева Г.М.]. Первые исследователи этих эффектов были уверены в превалировании первоначальной информации об объекте над последующей. Так, А.Лачинс [Luchins A., 1957] констатировал: "поразительно, что во всех экспериментах "первенство" проявлялось больше, чем новизна" [см. также: Горбатенко А.С., Морозов А.С., 1979]. В дальнейшем такая категоричность уступила место уточнению условий, когда эффект первенства играл существенную роль в оценке другого человека. Было показано, что при частичной подаче информации лишь у небольшого числа лиц наблюдается абсолютное влияние эффекта первенства, у 50% выражено частичное первенство, а 20% испытуемых, демонстрировали влияние эффекта "новизны" [Tesarz-Lukaszewska J., 1979]. Андерсон и Бэрриос [Anderson N.H., 1968; Anderson N.H., Barrios A.A., 1961] наблюдали зависимость проявления этих эффектов от пола испытуемых. Эксперименты продемонстрировали, что женщины менее, чем мужчины, подвержены влиянию первичной информации и их суждения имеют более резкий характер. Сильную детерминирующую нагрузку аттракции на выраженность эффекта новизны выявил Ньюком [Newcomb T.M., Turner R.H., Convers P.E., 1967]. В его исследовании ярко выраженное положительное отношение испытуемых к воспринимаемому лицу нивелировало влияние времени и дополнительной информации, которые в ситуации индиффирентного отношения приводили к изменению суждения. Следует отметить, что в более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления процесса стереотипизации. Подводя итог обзору исследований механизмов и эффектов процесса межличностного воспри-ятия, следует отметить, что общим их недостатком является отсутствие обобщающей теоретической концепции их порождения и функционирования. Построение такой концепции или хотя бы рабочей модели функционирования процесса межличностного восприятия, в которой будет осмыслено место и функции каждого из уже выявленных механизмов, вероятно, окажет большую помощь в выявлении путей оптимизации перцептивного процесса с целью повышения его адекватности.
|