Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональные (ПК)





-способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка и литературы, теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК – 1);

-владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК – 2).

В результате изучения дисциплины студент должен:

Уметь рассматривать литературный процесс в историко-культурном контексте эпохи.

Понимать национальную специфику изучаемых литератур и межлитературные контакты.

Уметь анализировать литературные произведения в единстве их формы и содержания.

Владеть основными сведениями о биографиях крупнейших писателей, знать их основные теоретические работы.

Четко представлять специфику жанров романтической поэмы, романтической баллады, романтической драмы, романтического исторического романа, романтического философского романа, реалистического социально-психологического романа и новеллы.

Уметь пользоваться справочной и критической литературой по проблемам курса.

Уметь самостоятельно подготовить к экзамену (зачету) некоторые вопросы, не освещенные в лекционном курсе и на практических (индивидуальных) занятиях.

Термины и понятия, которыми должен владеть студент по изучении курса:

Воображение, гротеск, двоемирие, жанры (лиро-эпической поэмы, романтической баллады, романтической драмы, исторического романа, философского романа, реалистического социально-психологического романа и новеллы, фрагмента), историзм, местный колорит, психологизм, романтизм (метод и направление), реализм (художественная система), романтическая ирония, романтический гротеск, социальный детерминизм, социальная среда, предметный мир.

 

Структура и содержание дисциплины

Программа рассчитана на один семестр обучения.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п Наименование разделов, тем Количество часов по учебному плану
Максим. нагрузка студентов   Аудиторная нагрузка Самост. работа
  Всего В том числе
Лекции Практич. занятия
1. Введение. Романтизм и классический реализм          
  Романтизм в Германии          
  1)Йенский романтизм 2)Гейдельбергский ром-зм 3)Творчество Э.Т.Гофмана          
  Романтизм в Англии          
  1) «Озерная школа», В.Скотт 2)Творчество Д.Г.Байрона 3)Творчество П.Б.Шелли          
  Романтизм во Франции          
  1)Предшественники ром-зма (Ф.Шатобриан, Ж.де Сталь) 2)А.Ламартин, А.де Виньи 3)Творчество В.Гюго 4)Жорж Санд и А.де Мюссе          
  Американский романтизм          
  1)В.Ирвинг и Ф.Купер 2)Э.По, Н.Готорн, Г.Мелвилл          
  От романтизма к реализму          
  1)Творчество Г.Гейне 2)Творчество П.Мериме 3)Ш.Бронте и Э.Гаскел          
  Французский реализм          
  1)Творчество Ф.Стендаля 2)Творчество О.Бальзака          
  Английский реализм          
  Итого:          

 

Содержание дисциплины

1.Введение. 19 век – новая культурно-историческая эпоха. Историческое значение Великой французской буржуазной революции 1789 года. Романтизм как миропонимание и художественный метод и направление. Полемика и преемственность с Просвещением. Романтический историзм и народность. Преобразование литературных жанров. Новый тип литературного героя. Национальные версии романтизма.

Классический реализм. Преемственность с романтизмом и Просвещением. Художественное исследование современности. Реалистическая типизация и социальный детерминизм. Проблема положительного героя. Изменение авторских функций в реализме. Роман – главенствующий жанр в литературе классического реализма.

2.Романтизм в Германии. Германия в период наполеоновских войн и реакции Священного Союза. Противопоставление духовного мира материальному в эстетике немецких романтиков. Признание искусства высшей формой человеческой деятельности.

Йенский романтизм. Роль философского идеализма (И.Фихте, Ф.Шеллинг) в становлении романтической эстетики йенцев. Концепция музыки как истинно романтического искусства. Ф.Шлегель – теоретик йенского романтизма. «Фрагменты» Шлегеля как манифест раннего романтизма. Принцип романтической иронии. «Люцинда» Шлегеля как новый тип романа. Антирационалистическая направленность сказок Л.Тика. «Кот в сапогах» - воплощение романтической иронии. Художник и бюргерская среда в романе Тика «Странствия Франца Штернбальда». Мистическая символика в «Гимнах к Ночи» Новалиса. «Генрих фон Офтердинген» как романтическая версия романа воспитания. Мотив странствия как погружение в мир природы и в собственный внутренний мир. Синтез поэзии и философии в романе Новалиса.

Гейдельбергский романтизм. Филологический характер кружка. Научный и художественный подход в собирании фольклора. Понятие «духа народа» в сборнике А. фон Арнима и К.М.Брентано «Волшебный рог мальчика». Сборник братьев Гримм «Детские и семейные сказки». Лирика К.Брентано и Й.Эйхендорфа.

Берлинские романтики. Просветительские и иррационалистические тенденции в творчестве Г. фон Клейста. Мир фантазии и мир реальности в драматургии Клейста. Художественный мир Э.Т.А.Гофмана. Музыка в жизни и творчестве Гофмана («Кавалер Глюк», «Крейслериана»). Романтическое двоемирие и фантастика в новеллистике Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес», «Щелкунчик и мышиный король»). Традиции готического романа в «Элексирах дьявола». Тема двойничества и человека-автомата в «Ночных рассказах». Сатира, гротеск и фантастика в романе «Житейские воззрения кота Мурра». Русские мотивы в поэзии А. фон Шамиссо («Изгнанники»). Проблематика и поэтика повести Шамиссо «Удивительная история Петера Шлемиля».

3.Романтизм в Англии. Эстетическая и общественная эволюция поэтов «озерной школы».Влияние идей В.Годвина и Шеллинга. Социальная проблематика в раннем творчестве В.Вордсворта («Вина и скорбь»). Поэтизация природы и патриархальной жизни в зрелом творчестве. Поэма «Прелюдия» как субъективная эпопея. Предисловие к сборнику «Лирические баллады» - манифест раннего английского романтизма. Жанр описательной поэмы и баллады в поэзии Вордсворта и С.Т.Колриджа. Мистико-аллегорические мотивы в поэзии Колриджа («Старый моряк», «Кристабель»). Фантастика и экзотика в поэзии Р.Саути.

В.Скотт – поэт и прозаик. «Песни шотландской границы» - фольклоризм и поэтическое новотворчество. Жанр исторического романа: проблематика свободы и несвободы человека в истории. Факт и вымысел в историческом романе, значение местного колорита, функции протагониста. Цикл «шотландских» романов Скотта («Уэверли», «Роб Рой», «Пуритане»). Проблема взаимоотношений Шотландии и Англии. Проблема малых и больших народов и культур. Цикл «средневековых» романов («Айвенго», «Квентин Дорвард»). Исторические личности и народные движения, исторический прогресс в понимании В.Скотта. Формульность вальтерскоттовской модели исторического романа.

Вехи творческой биографии Д.Г.Байрона. Полемика с лейкистами («Английские барды и шотландские обозреватели») и традиция гражданственного классицизма. Автор и герой в «Паломничестве Чайльд Гарольда». Рождение жанра лиро-эпической поэмы. Тип байронического героя в «Восточных поэмах»: бунтарский индивидуализм и мировая скорбь. Стихи «наполеоновского цикла. Лирический цикл «Еврейские мелодии». Образ героя как бунтаря-богоборца в символичесих драмах («Манфред», «Каин»). Прославление борьбы за свободу мысли в «Шильонском узнике». Политическая проблематика в исторической драме «Марино Фальеро». Политические сатиры Байрона («Видение суда», «Бронзовый век»). Взрыв жанрового канона в «Дон Жуане»: поэма как «свободная стихия». Сатира и ирония в «Дон Жуане». Байрон и Греция. Байрон и Россия.

Героическое и риторическое в поэзии П.Б.Шелли. Влияние утопического социализма в творчестве поэта. Размышления об изменении общественных устоев в поэме «Восстание ислама» и драме «Освобожденный Прометей». Ориентальные мотивы в творчестве Шелли («Озимандия»). Шекспировское влияние в трагедии «Ченчи». Философская лирика Шелли.

4.Романтизм во Франции. Общественная и идеологическая борьба в период Консульства и Империи. Предшественники романтизма - Ф.Р.де Шатобриан и Ж.де Сталь. Эстетическая апология христианства в трактате Шатобриана «Дух христианства». Жанр исповедальной повести у Шатобриана («Атала», «Рене»). Новый тип героя, характер психологизма, новый тип пейзажа, стилевое новаторство Шатобриана. Ж.де Сталь как теоретик искусства. Концепция идеального искусства будущего в трактате «О литературе». Идея духовного общения народов, характеристика немецкого романтизма в трактате «О Германии». Борьба за реформу классицизма. Защита общественной и личной свободы в романах Ж.де Сталь («Дельфина», «Коринна, или Италия»). Образ «героя века» в романах Б.Констана («Адольф») и Ш.Сенанкура («Оберман»).

Формирование французского романтизма в период Реставрации. Роль либеральной историографии (Ф.Гизо, О.Тьерри, Ф.-О.Минье). Манифесты французского романтизма – предисловие к драме «Кромвель» В.Гюго, брошюра Стендаля «Расин и Шекспир». Реформа лирической поэзии А.де Ламартина. Исторический роман – ведущий жанр эпохи.

Творчество А.де Виньи. Морально-философская проблематика в историческом романе «Сен-Мар». Тема трагической судьбы поэта драме «Чаттертон». Философский цикл «Судьбы».

Творчество В.Гюго. Путь от классицизма к романтизму в лирике («Оды и баллады», «Ориенталии»). Гюго-драматург и реформа французского театра. Проблема демократического героя, контрасты возвышенного и гротескного, особенности местного колорита («Эрнани», «Король забавляется», «Рюи Блаз»). Эволюция Гюго-прозаика от готического романа до социальной эпопеи. Философия истории в романе «Собор Парижской Богоматери». Идея социального и нравственного прогресса у Гюго. Проповедь милосердия и морального совершенствования в романе «Отверженные». Тема «человек и природа» в романе «Труженики моря». Проблема революционного насилия и милосердия в романе «Девяносто третий год». Политическая лирика Гюго («Возмездие», «Грозный год») и философская лиро-эпика («Легенда веков»).

«Поколение 1830 года» во французском романтизме. Проблема «болезни века» в творчестве А.де Мюссе (поэма «Ролла», драма «Лорензаччо»). Роман Мюссе «Исповедь сына века» как беллетризованная история романтизма. Мюссе – новеллист и драматург-новатор.

Творчество Жорж Санд. Руссоизм в «женских романах» 1830-х годов («Индиана», «Лелия»). Идеи утопического социализма и левого республиканизма в романах 1840-х годов («Странствующий подмастерье»). Критика буржуазного индивидуализма в романе «Орас». Проблема общественной роли искусства в романе «Консуэло». Жанр сельской повести.

5.Романтизм в литературе США. Изначально буржуазный характер действительности, национальный тип сознания, «американская мечта», отношение к европейской культурной традиции.

Национальный фольклор и европейская традиция в новеллистике В.Ирвинга («Книга эскизов», «Рассказы путешественника», «Альгамбра»). Ф.Купер – создатель американского романа. Исторические романы Купера («Шпион») и морские романы («Лоцман»). Взаимодействие человека, природы и цивилизации в пенталогии о Кожаном Чулке. Индейская тема в романах пенталогии («Последний из могикан»).

Э.А.По – поэт и новеллист. Эстетические принципы Э.По. Характер символики в его поэзии. Психологические, детективные и научно-фантастические новеллы Э.По. Мотив раздвоенного сознания («Вильям Вильсон»). Прославление красоты разума.

Американский трансцендентализм как общественно-философское течение. Теория нравственного самосовершенствования в трудах Р.Эмерсона. Категории «опыта» и «доверия к себе». Проблема отчуждения человека и обращение к природе в книге Г.Торо «Уолден, или Жизнь в лесу». Философско-этическая проблематика в прозе Н.Готорна. «Алая буква» Готорна как исторический роман.

Г.Мелвилл – прозаик. Жанр романтической утопии в повестях «Тайпи» и «Ому». Аллегорическая сатира в романе «Марди». Философская проблематика и жанровый синтез в романе «Моби Дик, или Белый кит». Исторический роман «Израиль Поттер» и жанровая традиция.

6.От романтизма к реализму. Творческий путь Г.Гейне. Романтические эмоции и ирония в «Книге песен». Новые принципы версификации. Своеобразие жанра «Путевых картин». Политическая лирика 1840-х годов («Современные стихи»). Сатира и лирика в поэме «Германия. Зимняя сказка». Позднее творчество Гейне («Романцеро»). Гейне и Россия.

Таорчество П.Мериме. Ранние литературные мистификации («Театр Клары Гасуль», «Гузла»). Актуальность проблематики и новаторство формы. «Жакерия» как историческая драма. Традиция В.Скотта и новаторство Мериме в жанре исторического романа («Хроника царствования Карла 1Х»). П.Мериме – новеллист. Поиски цельной личности в «экзотических» новеллах. Человек как жертва социального маскарада в психологических новеллах. Фантастика в новеллах Мериме как материализация сознания. Новелла Мериме как синтетический жанр.

7.Классический реализм во Франции. Творчество Фредерика Стендаля. Формирование эстетики и метода аналитического психологизма. Открытие современной темы («Арманс»). Проблема реализации личности («Красное и черное»). Действительность июльской монархии («Люсьен Левен»). Проблема итальянского национального характера («Ванина Ванини»). «Пармский монастырь» как политический роман и роман воспитания. Батальные сцены романа и их значение для Л.Толстого.

О.Бальзак – «историк современности».Формирование эстетики и творческого метода. Исторический роман «Шуаны» и традиция романтического исторического романа. Замысел и композиция «Человеческой комедии». Роль «Философских этюдов» в творческом развитии писателя. Анализ современного эгоизма («Шагреневая кожа»). Проблематика и поэтика романа «Отец Горио». Поэт и журналист в современном обществе («Утраченные иллюзии»). Трагедия в обыденной жизни («Евгения Гранде»). Поиски положительного начала в «Сценах сельской жизни». Верность жизни и поиски абсолюта в искусстве («Неведомый шедевр»). Историзм и научные методы исследования природы человека.

8.Английский классический реализм. Творчество Ч.Диккенса. Значение очерка для становления реализма писателя («Очерки Боза»). Комическая эпопея «Посмертные записки Пиквикского клуба». Обобщенный образ социального зла и утопия детскости («Приключения Оливера Твиста»). Торжество возможности над необходимостью в «Рождественских рассказах». Духовный мир английского буржуа в романе «Домби и сын». Два варианта романа воспитания («Дэвид Копперфилд» и «Большие надежды»). Сатира и юмор, лиризм и патетика, характеры-гротески, символические лейтмотивы в прозе Диккенса. Полифоничность поздней манеры («Холодный дом», «Повесть о двух городах»). Положительный герой в творчестве Диккенса.

Творчество У.М.Теккерея. Полемический и пародийный характер ранних произведений. Тема снобизма как лейтмотив творчества («Книга снобов»). Сатира Теккерея. «Ярмарка тщеславия» как роман без героя: персонажи-марионетки и автор-кукольник. Поиски положительного героя в современности («Ньюкомы»). Исторические романы Теккерея и традиция жанра. Внимание к эволюции нравов и социальной психологии эпохи («Карьера Барри Линдона»). Универсальный скептицизм Теккерея. Человек как игрушка случая и невольный творец истории («История Генри Эсмонда»).

Английский вариант «женского романа». Взаимодействие реалистической и романтической манер письма в романе Ш.Бронте «Джейн Эйр». Психологизм и мелодраматизм в романе Ш.Бронте «Шерли». Проповедь классового мира и христианского всепрощения в романах Э.Гаскел. Обновление проблематики женского романа («Мери Бартон»). Юмористическое изображение провинциальной жизни в прозе Э.Гаскел («Крэнфорд»).

 

Date: 2015-07-22; view: 286; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию