Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Белякова Е.М. Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми





учитель-логопед

МКОУ Курагинский «ЦДиК».

 

Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Однако родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи своих детей: они или не слышат их недостатков речи или слышат, но не придают этому серьёзного значения, думая, что с возрастом дефекты речи "исчезнут" сами собой. Время благоприятное для исправления недостатков речи уходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок переходит в школу, и эти недостатки приносят детям много огорчений: насмешки одноклассников, аграмматизмы на письме, замечания взрослых, неудовлетворительные отметки. Ребёнок замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, читать стихи, неуверенно отвечает на уроках.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо своевременно проконсультироваться у специалиста - логопеда. Непосредственно исправлением и развитием речи занимается логопед. Но для того, чтобы добиться положительных результатов, исправить дефекты речи подготовить детей к успешному обучению в школе необходимо создать в семье условия для общего и речевого развития детей.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима, знают не все. Для правильного звукопроизношения язык должен быть достаточно хорошо развит. Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Для исправления дефектного звукопроизношения вначале артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.

Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут.

 

 

20 артикуляционных упражнений с функциональ­ной нагрузкой

 

Функциональная нагрузка выражается в утриро­ванном, четком выполнении всех заданий, с макси­мальной амплитудой движений органов артикуляции.

Упражнение 1. «Забор».

Цель: подготовить артику­ляцию для свистящих звуков, активизировать губы.

Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребен­ка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние

и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ре­бенок не морщил нос. Удержать под счет до 5.

Рис. 1. «Забор»

Упражнение 2. «Окно».

Цель: уметь удерживать от­крытым рот с одновременным показом верхних и нижних зу­бов.

Методические рекомендации: из положения «Забор» медлен­но открывать рот. Зубы долж­ны быть видны. Удержать под счет до 5.

Рис. 2. «Окно»

 

 

Упражнение 3. «Мост».

Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы.

Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5.

Это упражнение очень зна­чимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистя­щие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получа­ется, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему

для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев прово­дят логопедический массаж, направленный на ослаб­ление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

Рис. 3. «Мост»

Упражнение 4. «Парус».

Цель: подготовка верхнего подъема языка для звуков [р], [л].

Методические рекомендации: ребенок последовательно вы­полняет следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения «Мост» широкий язык поднимается к верхним

резцам и упирается в альвеолы. Следить, чтобы язык не провисал, а был напряженным и широким, опре­делялась подъязычная связка. Удержать под счет до 5. Язык поднят кверху.

Рис. 4.«Парус»

 

 

Упражнение 5. «Трубочка».

Цель: выработать активность и подвижность губ.

Методические рекомендации: из положения «Забор» вытя­нуть губы вперед, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки. Круговая мыш­ца собирается в морщинки.

Рис. 5. «Трубочка»

Необходимо проверить, чтобы нижняя челюсть не опускалась. Контролировать рукой. Удержать под счет до 5.

Упражнение 6. Чередование: «Забор» — «Трубочка».

Цель: добиться ритмичного, точного переключе­ния с одной артикуляции на другую.

Методические рекомендации: из положения «За­бор» выполнить движение «Трубочка». Такие пере­ключения выполнить 5—6 раз в разном темпе, опре­деляемом логопедом. Начинать в медленном темпе. Рука под подбородком, чтобы контролировать непо­движность подбородка.

Рис. 6. «Забор» — «Трубочка»

 

 

Упражнение 7. «Лопата».

Цель: выработать широкое и спокойное положение языка, что необходимо для подготов­ки шипящих звуков.

Методические рекомендации: последовательно выполнять уп­ражнения «Забор» — «Окно» — «Мост». Из положения языка «Мост» выдвинуть язык на нижнюю губу. Язык должен быть спокойным и широким. Нижняя губа не должна подворачиваться, верхняя должна обнажать зубы. Удержать под счет до 5. Язык на губе.

Рис. 7. «Лопата»

Упражнение 8. «Лопата копает».

Цель: подготовить артику­ляцию для шипящих звуков. Выполнение артикуляции «Ча­шечка».

Методические рекомендации: выполнить последовательно следующие упражнения: «Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата». Из положения «Лопата» поднять широкий кончик языка немного вверх. Верхние зубы должны быть видны. Следить, чтобы язык при подъеме не убирался в ротовую полость. Выполнить упражнение в медленном темпе 3—4 раза.

Кончик языка загибается вверх.

Рис. 8. «Лопата копает»

 

Упражнение 9. «Вкусное варенье».

Цель: сформировать: верхний подъем языка в форме «Чашеч­ки», удерживание языка на верх­ней губе и выполнение облизы­вающего движения сверху вниз.

Методические рекомендации: из положения «Лопата копает»

широкий язык поднять к верхней губе и выполнить облизывающие движения сверху вниз 2—3 раза в мед­ленном темпе.

Движения языка сверху вниз по верхней губе.

Рис. 9. «Вкусное варенье»

Упражнение 10-а. «Теплый ветер».

Цель: вызывание шипящих звуков по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Вкусное ва­ренье» убрать язык за верхние зубы и образовать щель с аль­веолами. Руку расположить у подбородка и попросить ребенка подуть на широкий язык. Растянуть гу­бы в улыбке. Рука должна ощутить теплую воздуш­ную струю. Если упражнение не получается, то проводят упражнения №18, №20. Подуть на язык.

Кистью ощутить теплую струю воздуха.

 

Рис. 10-а. «Теплый ветер»

Упражнение 10-б. «Жук».

Цель: вызывание звука [ж] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Теплый ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой, распо­ложенной на гортани. Ребенок должен ощутить вибрацию гор­тани. Исходным положением является упражнение № 10-а «Теплый ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Рис. 10-б. «Жук»

 

Упражнение 11. «Цокает ло­шадка».

Цель: выработать тонкие дифференцированные движения кончиком языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Парус» при ши­роко открытом рте цокать язы­ком. Челюсть неподвижна. (Удерживается рукой.Выпол­нить 5-6 раз.)

Язык за верхними зубами. Рука держит подборо­док, чтобы он не двигался во время щелканья.

Рис. 11. «Лошадь цокает»

Упражнение 12. «Молоток».

Цель: подготовка артикуля­ции для звука [р] и вибрации кончика языка.

Методические рекомендации: из положения «Парус» стучать языком и произносить звук [д]. Следить, чтобы кончик языка не опускался и не выглядывал изо рта. Примечание: если исправляется горловой звук, то произносится звук [т]. Следить, чтобы не было назального оттенка, не напря­гался голос и не поднималась нижняя челюсть. Пос­тучать со звуком [д, т] 5—6 раз.

Кончик языка стучит вверху по альвеолам со зву­ком [д] или [т].

Рис. 12. «Молоток»

Упражнение 13. «Дятел».

Цель: формировать вибрацию кончика языка для звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Па­рус» и «Молоток» произносить звук [д] в ускоренном темпе. Серии ударов языком по альвеолам напоми­нают стук дятла: «Д — ддд», «Д — ддд» (один удар и несколько ударов в быстром темпе). Выполняется 3— 5 таких серий.

Рис. 13. «Дятел»

Упражнение 14. «Пулемет».

Цель: закрепить вибрацию кончика языка для зву­ка [р].

Методические рекомендации: из положения «Па­рус» выполнять упражнение «Дятел» и добавлять воз­душную струю, как толчок воздуха: «Д — ддд» + тол­чок сильной воздушной струи. Возникает вибрация языка — «дрр». Выполнить интенсивно 5 раз. Если не получается по подражанию, то добавляют упраж­нение №20.

Язык вверху стучит по альвеолам со звуками «Д — ДДД».

После произнесения «Д — ддд» — сильно подуть на язык.

Рис. 14. «Пулемет»

 

 

Упражнение 15-а. «Холодный ветер».

Цель: закрепить нижнее по­ложение языка для свистящих звуков и выработать направ­ленную воздушную струю по средней линии языка. Вызыва­ние звука [с] по подражанию.

Методические рекомендации: из положения «Мост» вернуть­ся к упражнению «Забор» и подуть на язык. Рука должна ощущать холодную струю воздуха. Выполнять 3—4 раза. Если по подражанию не получается, то применяют механическую помощь для вызывания звука [с]. Подуть на язык.

Кисть под подбородком. Ощутить холодную струю воздуха.

 

Рис. 15-а. «Холодный ветер»

Упражнение 15-б. «Комар».

Цель: вызывание звука [з] по подражанию.

Методические рекомендации: при выполнении упражнения «Холодный ветер» просят ребенка «включить» свой голос. Так­тильно-вибрационный контроль осуществляется рукой ребенка, расположенной на гортани. Ре­бенок должен ощутить вибра­цию гортани. Исходным поло­жением является упражнение № 15-а «Холодный ветер».

Кисть на гортани ощущает вибрацию голосовых связок.

Рис. 15-6 «Комар»

 

Упражнение 16-а. «Пароход». 1-й вариант:

Цель: подготовка артикуляции для звука [л].

Методические рекомендации: из положения «Мост» выполнить упражнение «Лопата». Закусить кончик языка (зубы должны быть видны) и длительно про­износить звук [ы] 2—3 секунды.

Кончик языка прикушен верхними и нижними резцами.

Рис. 16-а. «Пароход»

Упражнение 16-б. «Пароход». 2-й вариант: Методические рекомендации: из положения упраж­нения «Окно» произносить длительный звук [а] и не­однократно прижимать кончик языка к середине верхней губы (упражнение «Вкусное варенье»). Слы­шатся слоги: ла—ла—ла. Повторить 5 раз.

Рис. 16-б. «Пароход»

Упражнение 17. «Пароход гудит».

Цель: вызвать звук [л] смешанным способом.

Методические рекомендации: выполнять упражнение «Пароход». Попросить ребенка открыть рот и произнести звук [а]. Слышится слог «ла». Повторить 3—4 раза.

«Пароход» звук — Ы

«Пароход гудит» звук — А

Рис. 17

Упражнение 18. «Маляр».

Цель: растянуть подъязычную связку для звуков [р], [л], а для произнесения шипящих звуков найти место образования щели языка в форме чашечки у твер­дого нёба.

Методические рекомендации: из положения «Парус» продвигать

язык по нёбу в передне-заднем направлении 3-4 раза. Челюсть должна оставаться неподвижной (контроли­руется рукой). Язык движется по нёбу вперед-назад.

Рис. 18. «Маляр»

Упражнение 19. «Качели».

Цель: дифференцировать ниж­нее и верхнее положение языка, что необходимо для дифферен­циации свистящих и шипящих звуков.

Методические рекомендации: из положения «Парус» перейти к упражнению «Мост». Чередо­вать 5—6 раз в темпе, заданном логопедом.

Рис. 19. «Качели

 

Упражнение 20. «Фокус».

Цель: сформировать сильную правильно направленную воздуш­ную струю для шипящих звуков и звука [р].

Методические рекомендации: из положения «Вкусное варенье» сильно подуть на кончик носа, на котором приклеена узкая по-

лоска бумаги (3 х 1 см) и сдуть ее. Выполнить 2—3 раза. Язык на верхней губе, дуть на кончик носа.

Эти упражнения являются базовыми, из которых в дальнейшем будут складываться комплексы для коррекции конкретных звуков.

Рис. 20. «Фокус

 

Комплексы упражнений

1комплекс упражнений для свистящих (дорсаль­ная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Забор» — №1 №2 №3 №1

— «Холодный ветер»№15

2комплекс упражнений для шипящих (какуми­нальная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост»— «Лопата» — №1 №2 №3 №7

— «Лопата копает» — «Вкусное варенье» —№8 №9

— «Фокус» — «Теплый ветер»№20 №10

3комплекс упражнений для «р» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Парус» — №1 №2 №3 №4

— «Цокает лошадка» — «Молоток» — «Дятел» —№11 №12 №13

— «Пулемет»№14

4комплекс упражнений для «л» (альвеолярная позиция)

«Забор» — «Окно» — «Мост» — «Лопата» — №1 №2 №3 №7

— «Пароход» — «Пароход гудит»№16 №17

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Архипова Е.Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии. // Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М., 1997. — С. 27-34.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. — М., 1987.

3. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы ло­гопедии. — М., 1989.

4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Логопедическая ра­бота в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. — СПб., 1994.

5. Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. (Коррекция стертой дизартрии). — СПб., 2001.

6. Мартынова Р.И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрии и функциональной дислалией. // Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой. - М., 1997. — Т. 1. — С. 214-218.

7. Основы логопедической работы с детьми. / Под ред. Г.В. Чиркиной. - М., 2002.

8. Смирнова И.А. Логопедическая работа с дошкольника­ми при дизартрии // Дошкольная педагогика. — 2003. — №5(14).

9. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного про­изношения. — М., 1989.

 

Конечно,Маруся, права в том, что обязательно надо проверить ребенка на стертую форму дизартрии. Только стоит ли ждать до 9-10 лет с постановкой звуков?

Я делаю так. Проверяю подъязычную связку- нет ли механических помех для произнесения. Смотрю небо - если готическое, то приходится связку тянуть.

Если небо и связка в норме, то делаю пробы на дизартрию (в любой книге смотрите).

Если у ребенка дефект смягчения, то скорее всего, вы эту дизартрию и выявите. Само смягчение идет за счет гипертонуса языка - он стоит комом, и таким образом дает артикуляционный уклад для мягкого согласного. Получается, что ребенок не по возрасту сюсюкает.

Первая задача - расслабить язык, снять тонус.

Если ребенка удобно посадить и чуть закинуть ему голову назад - рефлекторно расслабится корень языка. Можно попробовать произносить проблемный звук.

Другой прием (попробуйте на себе и оцените ощущения): Рот ребенка закрыт, зубы сомкнуты неплотно. Вы большим пальцем нащупываете точку под нижней челюстью - примерно у корня языка- несколько раз плотно ее прижимаете, потом легкими вибрациями воздействуете несколько (5-7) секунд. Корень языка расслабляется, язык "опускается" и как бы выезжает к нижним зубам. После такого точечного массажа звук ставится легче, т.к. эффект расслабления сохраняется некоторое время. Ребенок успевает "схватить" кинестетическое ощущение, получить образец правильного собственного звучания.

О массаже для дизартриков хорошо почитать у Е.Ф.Архиповой.

Date: 2015-07-22; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию