Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Музыкально-выразительные средства





Произведение "Рояль", исполняемое хором музыкального отделения Тюменского педагогического колледжа №1, подверглось некоторым изменениям. В частности, было добавлено двухголосие на некоторых участках партитуры куплетов (изначально был унисон), элементы трёхголосия. Эти изменения направлены на то, чтобы сделать исполнение произведения более ярким, разнообразным и запоминающимся.

Пример добавленного двухголосия в терцию, трёхголосия

"Рояль" - песня хвалебного, торжественного характера, тональность f-moll.

Три куплета, после первых двух следуют неизменные припевы, после третьего припев несколько меняется в поэтическом плане. Тема мелодии произведения яркая, светлая, стремительная, развивается к кульминации. Припев имеет одну общую тему, имеющую несколько иной характер, нежели у куплетов. Тема припевов более широкая, так же развивается ближе к кульминации. В целом в произведении встречаются некоторые оттенки задумчивости. Кульминация куплетов - 12-13 такт (самая высокая нота), хотя смысловой кульминацией куплетов можно считать вторую фразу (например, со слов "Живут на клавишах рояля..."). В припеве много частных кульминаций (практически в каждом предложении), все они в целом равнозначны. В третьем припеве, с изменённым поэтическим текстом, смысловая кульминация приходится на фразу "И струны нам шлют... и мы у рояля как будто в плену". Каждое предложение произведения начинается с затакта. Например:

В целом мелодия имеет ясные, устойчивые интонации, однако в произведении встречаются напряжённые моменты, что объясняется присутствием бекаров, случайных знаков, отклонениями.

Пример напряжённого звучания в произведении, отклонение в es-moll

Темп произведения изначально спокойный, но подвижный. Ускоряется с каждым новым куплетом. Первая фраза каждого куплета исполняется одноголосно, так же краткие моменты исполнения в унисон можно проследить по всему произведению. Например:

Музыкально-тематический материал между хоровыми партиями распределён равномерно. Распределение музыкально-тематического материала между голосами и сопровождением не совсем равномерно, так как сопровождение несёт на себе большую нагрузку, поскольку помимо основного материала, исполняемого во время пения хора, на нём лежит вступление, связки между куплетами и припевом. Например (вступление и связка между куплетом и припевом):

Сопровождение играет важную роль в произведении, оно создаёт образы, определяет общее настроение произведения, поддерживает голоса. Фактура - гармоническая. Такой склад письма характерен для творчества советских композиторов-песенников, более того, такая фактура способствует более точной передаче светлого, напевного, оптимистичного характера произведения "Рояль". Гармоническая фактура произведения тесно взаимосвязана с использованными в нём средствами выразительности хора (ансамбль, динамика, темп, ритм и др.). Она позволяет использовать их более полно и точно. Произведение предназначено для исполнения однородным женским или детским хором. В случае привлечения к исполнению песни мужских голосов, мужчины поют партию альтов. Два голоса (сопрано и альты), дивизи в партии сопрано. Двухголосие со второй фразы каждого куплета, трёхголосие на последнем слове каждого куплета. Унисоны - первая фраза каждого куплета, затакт к припевам, ко второй фразе припева, конец второй фразы каждого припева, второе предложение второй фразы, так же оно вновь исполняется двухголосно.

Характерные аккорды: t, t6, d6, II7, II53, II43 (н), III, II65 (н), S64, t64

Отклонение в C-dur в 12-13 тактах каждого куплета, в es-moll в 25 такте, в c-moll в конце припева после второго куплета, модуляция в ту же тональность в конце припева после третьего куплета.

Отклонение в C-dur в 12-13 тактах

Диапазон всего хора: ля-бемоль малой октавы - фа второй октавы. Диапазон партии альтов: ля-бемоль малой октавы - ля-бемоль первой октавы. Диапазон партии вторых сопрано: до первой октавы - ре-бемоль второй октавы. Диапазон партии первых сопрано: до первой октавы - фа второй октавы.

Произведение достаточно сложно для исполнения. Партии соответствуют диапазонам голосов, то есть тесситурные условия удобные. Вокальная загруженность хора довольно значительна, но ни одна из партий не загружена больше других. Партия первых сопрано исполняет основной материал, но партии вторых сопрано и альтов так же важны, так как они создают гармонию, придают звучанию полноту, широту, необходимую драматичность. Динамическое соотношение между партиями примерно одинаково, однако партия первых сопрано должна петь чуть громче, так как исполняет основной материал, либо партия альтов должна петь тише. Особое внимание следует уделить мелодическому ансамблю в хоре, наличие и согласованность которого особенно необходима при точном исполнении отклонений в другие тональности.

Особенности интонирования — индивидуализация интервалов подчёркивает выразительность музыкальных интонаций. В произведении присутствуют сложные в интонационном отношении моменты: отклонения от основной тональности; скачки в мелодии на сексту, квинту у первых сопрано, пение на одной ноте, скачки на кварту у альтов, вторых сопрано; случайные знаки; унисон.

Пение на одной ноте у альтов, скачок у вторых сопрано на кварту, на сексту у вторых сопрано

В целом интервалика удобна для исполнения. В произведении часто встречаются параллельные интервалы. Трудности разрешаются с помощью репетиций, различных упражнений, отдельной работой с каждой из партий.

При исполнении произведения хор и дирижёр чётко следуют передаче динамики, заложенной в него композитором. Это обусловлено не только тем, что любой хор следует воле композитора произведения, которое он исполняет, но так же и другим фактором. На протяжении всего произведения динамика, темп меняются по нарастающей. Наивысшее, экспрессивное форте в динамике во время второго припева и третьего куплета. Довольно резкий сход на пиано в третьем припеве со слов "И мы у рояля как будто в плену". Крешендо к каждому припеву позволяет достичь наибольшей выразительности (17 такт).

Точное следование динамическим нюансам способствует правильной передаче образа песни, её хвалебного, торжественного, светлого характера. Последняя фраза третьего припева на пиано - словно признание покорённости звучанием благороднейшего инструмента - рояля.

Атака звука - твёрдая. Основной приём звуковедения - нон легато, однако на некоторых участках - легато. Особое внимание стоит уделить совмещению в жесте легато, нон легато и показу динамических нюансов. Хору - точному снятию по показу дирижёра.

Сложны так же и технические задачи дирижёра: показ различного характера звуковедения, разнообразных динамических нюансов (о которых уже говорилось выше), затакта, ауфтактов и снятий.

Удобно берущееся общехоровое дыхание во время пауз в произведении. Ауфтакты, как и снятия, должны быть ярко выражены на протяжении всего произведения.

Точное дикционное исполнение текста играет важную роль. Звук должен быть несколько округлым, прикрытым. Следует уделить внимание точному, ёмкому, цельному проговариванию окончаний на "т" ("звучит", "слушают", "живут", "играет", "трубит" и др.), активному проговариванию согласной "р" ("рояль", "просторном", "торжество", "дарит", "гремит", "увертюры", "разговор", "дирижёр", "струны"), все звонкие согласные произносятся как глухие ("него" - "нево", "всего" - "всево"). Эти дикционные особенности согласуются как с правилами дикции, так и с характером произведения.

Распределение музыкально-тематического материала между партиями равномерно. Произведение предназначено для исполнения как минимум опытным учебным хором, средним по составу. Музыка и текст произведения взаимно дополняют, обогащают друг друга.

Произведение "Рояль" возможно активно исполнять и в современное время. Благодаря своей тематике произведение будет актуально и в будущем, ведь этот великолепный инструмент всегда будет неизменным участником множества концертов, добрым другом детей и взрослых. Инструментом, звучание которого способно затронуть людские души, взволновать их, помочь. Однако не только тематика произведения предстает перед нами актуальной по определению, но и его музыка, его гармонии. Несмотря на то, что песня была написана в начале второй половины XX столетия, она по-прежнему звучит достаточно современно. В контексте музыкально-хорового искусства настоящего времени, произведение предстаёт перед нами впечатляющим, ярким и очень заметным.

 

Date: 2015-07-22; view: 989; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию