Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следующих мероприятий





]. Заключение многосторонних международно-правовых со-

глашений, запрещающих испытание и развертывание в косми-

ческом пространстве любых видов оружия.

2. Заключение международного соглашения об иммунитете

искусственных спутников Земли.

3. Определение и контроль пороговых значений количества

КА в информационных ОГ, потенциально используемых в кон-

туре боевого управления оружием.

4. Создание международного космического инспектората и ар-

битражных органов космической инспекции.

5. Разработка «кодекса поведения» в космическом простран-

стве, в том числе запрет опасных маневров, маневров преследо-

вания и опасных сближений, соблюдение минимальных дистан-

ций между космическими объектами и т.д.

6. Достижение возможности инспектирования космических

запусков в ходе их подготовки и проведения на соответствую-

щих космодромах и полигонах и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что распространение

на космос гонки вооружений не может укрепить чью-либо безо-

190 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

пасность. Создание систем оружия на основе широкого исполь-

зования в их составе космических средств может привести к уве-

личению масштабов и числа участников военных конфликтов,

так как космос является умножителем возможностей вооружен-

ных сил государств. При этом государства, имеющие значитель-

ный космический потенциал, будут обладать серьезными стра-

тегическими преимуществами перед другими странами. Для

решения этих проблем необходимо плодотворное конструктив-

ное сотрудничество всего мирового сообщества под эгидой ООН.

В космическом пространстве целесообразно установить меж-

дународно-правовой режим, который исключал бы следующее:

— ведение в космическом пространстве боевых операций,

поражение объектов на Земле и в воздушном пространстве с по-

мощью оружия космического базирования;

— поражение космических объектов с помощью оружия на-

земного, морского и воздушного базирования;

— пролет через космическое пространство баллистических

ракет одного государства для нанесения удара по наземным во-

енным объектам противника;

— поддержку военных операций с помощью космических

систем.

Запрещение подобного рода действий исключит превращение

космического пространства в театр военных действий и плац-

дарм вооруженного нападения на другие государства.

Основой для осуществления нейтрализации космического про-

странства является действующий в международном праве прин-

цип неприменения силы или угрозы силой (п. 4 ст. 2 Устава ООН).

Тем самым государствам — членам ООН вменяется в обязанность

воздерживаться в своей космической деятельности от любых враж-

дебных действий, разрешать конфликты и споры допускается

исключительно мирными средствами. Это, в частности, означает

недопустимость любого насильственного вмешательства в право-

мерную деятельность автоматического или пилотируемого косми-

ческого объекта другой страны путем уничтожения или повреж-

дения такого объекта, его захвата или смещения с орбиты.

В соответствии со ст. 51 Устава ООН каждое государство об-

ладает неотъемлемым правом на индивидуальную или коллек-

тивную самооборону, оно может воспользоваться этим правом,

если только произойдет вооруженное нападение извне, и про-

должать самооборону до тех пор, пока Совет Безопасности ООН

не примет меры, необходимые для поддержания международно-

го мира и безопасности. Но поскольку околоземное космичес-

3.5, Космос и военная безопасность • 191

кое пространство не объявлено еще исключенным из сферы во-

енных действий и не принят режим нейтрализации космоса, то,

согласно действующим нормам международного права, следует

признать правомерность использования космического простран-

ства для нанесения ответного удара по агрессору в процессе за-

конной самообороны.

Запрещение противоспутникового оружия. Предметная область

дискуссии в рамках данной проблемы сводится к четырем основ-

ным вопросам: полное запрещение противоспутникового оружия:

ограничение противоспутникового оружия; запрещение противо-

спутникового оружия в сочетании с обеспечением иммунитета КА;

уничтожение существующего противоспутникового оружия, а так-

же ликвидацию существующих систем такого оружия.

Идея полного запрещения противоспутникового оружия при

обсуждении на Конференции по разоружению имела немало

сторонников. Последние предложения по этому вопросу можно

суммировать в виде инициативы многих стран мирового сооб-

щества по разработке договора, запрещающего разработку, ис-

пытание и развертывание всякого противоспутникового оружия,

а также ликвидацию существующих систем такого оружия.

Тем не менее в позиции некоторых государств существовали

заметные различия. Так, одна группа стран отнеслась к режиму

запрещения противоспутникового оружия весьма скептически,

аргументировав это многообразием типов непротивоспутнико-

вых систем с противоспутниковым потенциалом (системы ПРО,

баллистические ракеты, оружие на новых физических принци-

пах), сложностями решения верификационных вопросов, отсут-

ствием прогресса на двусторонних переговорах между Россией

и США в данной области. Другие страны (Австралия и Канада)

рассматривают этот режим как составную часть процесса под-

держания стратегической стабильности, а значит, и решение всех

связанных с ней проблем, по их мнению, должно проходить в рам-

ках двусторонних российско-американских переговоров, а роль

остальных стран сводится к оказанию всяческого содействия

данному позитивному процессу.

Существует третье направление решения проблемы запре-

щения противоспутникового оружия: запрещение соответству-

ющих систем, с одной стороны, и обеспечение иммунитета КА —

с другой.

Это направление предполагает:

— запрещение применения силы в отношении любого кос-

мического объекта;

192 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

— предупреждение преднамеренного уничтожения космичес-

ких объектов;

— запрещение создания помех для нормального функциони-

рования любого космического объекта;

— запрещение разработки, производства и размещения про-

тивоспутникового оружия;

— уничтожение под международным контролем любого про-

тивоспутникового оружия, которое, возможно, уже существует.

Прямого запрета на проведение испытаний противоспутни-

ковых систем в действующих сегодня соглашениях не содержит-

ся. Односторонний мораторий, объявленный в 1983 г. Советским

Союзом на вывод в космическое пространство этого вида ору-

жия, не повлиял на проведение США в 1984 г. испытания про-

тивоспутниковой системы «Асат» (ASAТ — Anti Satellite). Тем не

менее Российская Федерация, как правопреемница СССР, про-

должает соблюдать мораторий. Что касается США, то их отно-

шение к международно-правовой регламентации противоспут-

никовой деятельности в целом негативное.

Стремясь сдвинуть проблему с мертвой точки, многие госу-

дарства выступили с идеей обеспечения «иммунитета» искусст-

венных спутников Земли (ИСЗ). Среди них Нидерланды, Кана-

да, Австралия, Аргентина, Польша, Венгрия, Болгария, ФРГ,

Франция, Великобритания, Япония, Индонезия, Пакистан, Шри-

Ланка. Вопрос неприкосновенности ИСЗ, или их «иммунитета»,

так и остался на стадии обсуждения.

3.6. Стратегическая стабильность

и ядерное сдерживание

3.6.1. Поддержание стратегической стабильности

и факторы, на нее влияющие

Стратегическая стабильность (в широком смысле) — это

состояние межгосударственных отношений, которое определя-

ется совокупностью политических, экономических, военных

и других мер, проводимых противостоящими государствами (ко-

алициями), благодаря которому ни одна из сторон неспособна

или не имеет намерения применить вооруженные силы для до-

стижения своих политических целей.

Стратегическая стабильность (в узком смысле) — состояние

межгосударственных отношений в военной области между госу-

дарствами (коалициями), характеризующееся:

3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 193

1) взаимоприемлемым уровнем вооружений и вооруженных сил;

2) военной деятельностью в мирное время, осуществляемой

в рамках международного права;

3) относительной стабильностью военно-политической обста-

новки;

4) отсутствием попыток одной из сторон изменить взаимный

баланс сил и добиться превосходства над другой стороной;

5) наличием системы международно-правовых актов.

Цели политики поддержания стратегической стабильности. К этим

целям можно отнести следующее.

1. В двухполюсной системе (Россия — США). Обеспечение до-

статочного уровня сдерживания в условиях осуществления про-

цесса сокращения стратегических наступательных и оборонитель-

ных вооружений (СНВ, ПРО, СПО, КР, ПСС).

П у т и д о с т и ж е н и я: постоянный мониторинг междуна-

родной (геополитической) обстановки и определение противо-

борствующими сторонами достаточного уровня стратегического

сдерживания (в США, например, в разные периоды времени были

следующие концепции сдерживания: «устрашение», «наступатель-

ное устрашение», «гибкое реагирование», «дискриминационное

сдерживание»),

2. В многополюсной системе. Исключение односторонних стра-

тегических преимуществ, особенно в военной сфере, любого

государства (мировых центров силы) в условиях глобализацион-

ных процессов, определяющих во многом развитие международ-

ных отношений.

П у т и д о с т и ж е н и я: демонстрация экономической и во-

енной мощи, сохранение своего образа жизни и своих нацио-

нальных ценностей, развитие политико-правовых механизмов

глобальной интеграции, наращивание оборонительных возмож-

ностей до уровня, который позволял бы эффективно отразить

любую агрессию («оборонительное устрашение»),

3. В однополюсной системе. Безусловное политическое, воен-

ное, экономическое, идеологическое и информационное доми-

нирование одного государства (мирового центра силы).

Пути достижения: минимальное ядерное сдерживание (вели-

чина ракетно-ядерного потенциала), которое обеспечивало бы

низкую вероятность первого удара и сохраняло возможность

адекватного ответа на агрессию в любых условиях обстановки.

Основные факторы, влияющие на стратегическую стабильность:

1. Политические:

— состояние международных отношений;

194 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

— наличие противоречий между государствами;

— открытость в проведении военной политики всеми актора-

ми международных отношений;

— международно-правовая база (договора и соглашения) в об-

ласти сокращения и ограничений вооружений, предупреждения

и снижения вероятности военного столкновения.

2. Военно-стратегические:

— характер военных доктрин, стратегических и оперативных

установок, отражающих взгляды сторон на характер возможных

войн, назначение и способы применения вооруженных сил;

— боевой состав, структура вооруженных сил, концепции их

развития, возможности по наращиванию группировок в различ-

ных регионах;

— геостратегические факторы.

3. Экономические:

— состояние экономики, науки и техники;

— возможности сторон по совершенствованию и созданию

новых систем вооружения и военной техники, реализации воен-

ных программ.

4. Военно-технические:

— технический уровень систем вооружений;

— научно-технический потенциал их создания и совершен-

ствования.

Факторы, повышающие уровень стратегической стабильности:

— политические акты, направленные на снижение напряжен-

ности международной обстановки;

— интеграционные процессы в сфере экономики;

— заключение договоров и соглашений в области сокраще-

ния и ограничения стратегических вооружений и снижения ве-

роятности военного столкновения;

— эволюция военных доктрин в направлении придания им

сугубо оборонительного характера;

— возможности сторон по поддержанию потенциала страте-

гических вооружений, обеспечивающих ответные действия.

— неизменный (либо сокращающийся в соответствии с дос-

тигнутыми договоренностями) состав и боевые возможности СНВ

сторон;

— стабильный состав сил общего назначения (либо сокраща-

ющийся до согласованных уровней) и их вооружений;

— долговременный и ненаступательный характер военных

доктрин и стратегических концепций;

3.6. Стратегическая стабильность и ядерное сдерживание • 195

— отсутствие военных программ и отказ от разработки военных

технологий, направленных на осуществление военно-технических

прорывов и достижение решающего военного превосходства;

— проведение подготовки вооруженных сил в соответствии

с положениями ненаступательных доктрин;

— осуществление взаимного контроля за вооружениями и под-

готовкой вооруженных сил;

— проведение регулярных военно-политических консульта-

ций и переговоров по вопросам сокращений вооружений и под-

держание стратегической стабильности.

Факторы, снижающие уровень стратегической стабильности:

— политические акты, направленные на усиление междуна-

родной напряженности и конфронтацию между отдельными го-

сударствами или группами государств;

— наличие конфликтных ситуаций в отношениях сторон;

— обострение внутренней социально-экономической обста-

новки;

— концепции, стратегические и оперативные установки, в ос-

нове которых лежат возможности развязывания войны (воору-

женных конфликтов) и достижения политических целей воен-

ными средствами;

— повышение контрсилового потенциала.

Оценивая уровень стратегической стабильности, необходимо

проанализировать следующую логическую цепочку:

Date: 2015-07-22; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию