Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 14 page





ния ОМУ. В отношениях с США Россия руководствуется

необходимостью строгого соблюдения норм международного

права и приматом собственных национальных интересов.

Шанхайская организация сотрудничества играет важнейшую

роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной

Азии и Дальневосточном регионе. Дальнейшее укрепление по-

литического и военно-политического потенциала ШОС обес-

печит формирование зоны мира и стабильности на Юго-Вос-

точном и Дальневосточном направлениях, исключающей

возникновение крупномасштабной военной угрозы.

Российское военное планирование в области строительства

и применения Вооруженных сил России в первой половине XXI в.

столкнется с рядом факторов неопределенности.

Под фактором неопределенности понимается ситуация, кон-

фликт или процесс политического или военно-политического

характера, развитие которого может существенно изменить гео-

политическую обстановку в приоритетном для интересов Рос-

сии регионе или, наоборот, создать прямую угрозу ее безопас-

ности.

В ближайшие несколько лет неопределенность в международ-

ных отношениях может быть вызвана следующими факторами.

1. Несанкционированное СБ ООН применение военной силы

в международных отношениях. Этот факт требует от России се-

рьезной корректировки планов военного строительства и раз-

вертывания войск.

2. Возможность применения ядерного оружия на поле боя.

Существуют тенденции сделать ядерное оружие оружием поля

боя за счет реализации в новых образцах ядерных вооружений

«прорывных» научно-технических разработок, превращающих

ядерное оружие в относительно «чистое» оружие. Проведение

в ряде стран соответствующих исследований и принятие поли-

тических решений о возможности их расширенного финансиро-

вания является фактором, способным серьезно изменить миро-

вую и региональную стабильность. Фактически ставится вопрос

о возможности точечного применения ядерного вооружения в ре-

гиональных конфликтах против военных и гражданских целей

для уничтожения крупных группировок вооруженных сил и объек-

тов гражданской инфраструктуры. Понижение порога примене-

ния ядерного оружия на оперативном и тактическом уровнях,

152 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

девальвирующее значение обычных вооруженных сил и воору-

жений в региональных военных конфликтах, превращает угрозу

применения ядерного оружия из политической в военно-поли-

тическую. Это потребует от России перестройки системы управ-

ления войсками и создания потенциала сдерживания.

3. Возможность дальнейшего распространения ОМУ, техноло-

гий его производства и средств доставки. Расширение практики

применения вооруженных сил без санкции СБ ООН может при-

вести к стремлению многих стран обладать оружием массового

поражения, включая ядерное, т.е. к созданию эффективного ин-

струмента сдерживания потенциального агрессора. Помимо об-

щей дестабилизации международной обстановки это будет иметь

и целый ряд военно-политических последствий. Появление в ре-

гиональных балансах военных сил ядерного фактора с обеих сто-

рон существенно изменит характер вооруженной борьбы. Для

России этот процесс в случае его полномасштабной реализации

создаст проблему расширения мер противодействия угрозе разра-

ботки и применения ОМУ в региональных конфликтах как на

политическом, так и на военно-техническом уровне.

4. Выход НАТО на границу с Россией. В диалоге Россия —

НАТО возникают сложности, связанные с новыми членами аль-

янса и их роли в нем, поскольку Россия твердо выступает за

отсутствие антироссийских компонентов не только в военном

планировании, но и в политических декларациях стран — чле-

нов альянса. В противном случае партнерство России и НАТО

лишено всякого смысла. В случае если в будущем НАТО сохра-

нится в качестве военного альянса с преимущественно наступа-

тельной военной доктриной, особенно на фоне дальнейшего

ослабления роли СБ ООН в принятии решений о применении

силы, это потребует коренной перестройки российского воен-

ного планирования и принципов строительства российских Во-

оруженных сил с внесением в спектр возможных действий эле-

ментов превентивной стратегии при возникновении угрозы для

России. Не исключается и изменение российской ядерной стра-

тегии, а также повышение значимости тактического ядерного

оружия для обеспечения стабильности на западном стратегичес-

ком направлении.

5. Международный терроризм — фактор международной не-

стабильности. Россия рассматривает данное направление как

опасное. Сохраняется такая угроза, как проявление международ-

ного терроризма на территории России. Нестабильная ситуация

во многих регионах мира и угрозы исламского экстремизма ста-

3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 153

вят перед нашими вооруженными силами новые военно-поли-

тические и силовые задачи и требуют изменения существующих

в настоящее время группировок сил, в том числе и на южном

стратегическом направлении.

Таким образом, национальные интересы могут быть подвер-

жены воздействию разнообразных угроз, которые формируются

в недрах военно-политической обстановки и могут проявляться

военно-политической и военной формами.

3.2.2. Виды угроз и обеспечение безопасности

Для обеспечения военной безопасности необходимо опреде-

лить сегодняшние и потенциальные угрозы. Угрозами военной

безопасности являются обобщенном виде): политика ряда ве-

дущих зарубежных стран, направленная на достижение преоб-

ладающего превосходства в военной сфере (прежде всего в стра-

тегических ядерных силах) путем развития высокоточных,

информационных и других высокотехнологичных средств ве-

дения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в не-

ядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке гло-

бальной системы противоракетной обороны и милитаризации

околоземного космического пространства, способных привести

к новому витку гонки вооружений, а также на распространение

ядерных, химических, биологических технологий, производство

оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств

доставки. Негативное воздействие на состояние военной безопас-

ности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отхо-

дом некоторых государств Запада от международных договорен-

ностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также

действиями, направленными на нарушение устойчивости систем

государственного и военного управления, предупреждения о ра-

кетном нападении, контроля космического пространства, функ-

ционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения

ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химичес-

кой промышленности, других потенциально опасных объектов.

Целесообразно выделить три основных вида конкретных уг-

роз, в устранении и нейтрализации которых должны принимать

участие Вооруженные силы России: внешние, внутренние и транс-

граничные.

Основные внешние угрозы'.

— развертывание группировок сил и средств, имеющих це-

лью военное нападение на Россию или ее союзников;

154 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

— территориальные претензии, угроза политического или

силового отторжения от России отдельных территорий;

— осуществление государствами или общественно-политичес-

кими структурами программ по созданию оружия массового

поражения;

— вмешательство во внутренние дела России со стороны ино-

странных государств или организаций, поддерживаемых иност-

ранными государствами;

— демонстрация военной силы вблизи границ России, прове-

дение военных учений с провокационными целями;

— наличие вблизи границ России или границ ее союзников

очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

— нестабильность, слабость государственных институтов

в приграничных странах;

— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению

сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федера-

ции или границ ее союзников и в прилегающих к их территории

морских водах;

— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной

безопасности Российской Федерации или ее союзников;

— деятельность международных религиозных радикальных

группировок, усиление позиций экстремизма вблизи российских

границ;

— ввод иностранных войск (без согласия Российской Феде-

рации и санкции СБ ООН) на территории сопредельных и дру-

жественных России государств;

— вооруженные провокации, включая нападения на военные

объекты России, расположенные на территории зарубежных го-

сударств, а также на объекты и сооружения на государственной

границе России или границах ее союзников;

— действия, препятствующие работе российских систем госу-

дарственного и военного управления, обеспечению функциони-

рования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракет-

ном нападении, противоракетной обороне, контролю космического

пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

— действия, затрудняющие доступ России к стратегически

важным транспортным коммуникациям;

— дискриминация, подавление прав, свобод и законных ин-

тересов граждан России в зарубежных государствах;

— распространение технологий двойного назначения и ком-

понентов для изготовления ядерного и других видов оружия

массового поражения.

3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 155

Основные внутренние угрозы:

— попытки насильственного изменения конституционного

строя;

— планирование, подготовка и осуществление действий по

нарушению и дезорганизации функционирования органов госу-

дарственной власти и управления, нападений на государствен-

ные, народно-хозяйственные, военные объекты, объекты жиз-

необеспечения и информационной инфраструктуры;

— создание, оснащение, подготовка и функционирование

незаконных вооруженных формирований;

— незаконное распространение (оборот) на территории Рос-

сии оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

— широкомасштабная деятельность организованной преступ-

ности, угрожающая политической стабильности в масштабах

субъекта Российской Федерации;

— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-

националистических движений в Российской Федерации.

Трансграничные угрозы представляют собой политические, во-

енно-политические или силовые угрозы интересам и безопасно-

сти России. Эти угрозы совмещают в себе черты внутренних

и внешних угроз и, будучи по форме проявления внутренними,

по своей сути (по источникам возникновения и стимуляции, воз-

можным участникам и т.д.) являются внешними.

К числу таких угроз можно отнести:

— создание и подготовку на территории других государств

вооруженных формирований и групп в целях их переброски для

действий на территории России или территории ее союзников;

— деятельность поддерживающихся из-за рубежа подрывных

сепаратистских, национальных или религиозных экстремист-

ских группировок, направленная на подрыв конституционного

строя Российской Федерации, создание угрозы территориаль-

ной целостности Российской Федерации и безопасности ее

граждан;

— трансграничная преступность, включающая контрабандную

деятельность, в масштабах, угрожающих безопасности Россий-

ской Федерации или стабильности на территории ее союзников;

— ведение враждебных по отношению к Российской Федера-

ции и ее союзникам информационно-технических и информа-

ционно-психологических действий;

— международный терроризм, в случае если деятельность

международных террористов напрямую затрагивает безопасность

России;

156 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

— наркобизнес, транспортирующий наркотики на террито-

рию России или использующий территорию России в качестве

транзитной для доставки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализа-

ции внутренних и трансграничных угроз является задачей Воо-

руженных сил России и должна осуществляться совместно с дру-

гими силовыми структурами, а также с соответствующими

органами стран-союзниц.

Действия по пресечению такого рода угроз должны прово-

диться с учетом положений международного и гуманитарного

права исходя из примата интересов национальной безопасности

Российской Федерации и российского законодательства.

Обобщенными критериями для оценки основных угроз воен-

ной безопасности могут быть:

— стратегическая стабильность, которая характеризует под-

держание взаимоприемлемых уровней вооружений, вооруженных

сил и военной деятельности ведущих государств мира. Показа-

телем является соотношение сил и средств;

— региональный баланс сил, характеризующий соотношение

военной мощи России и государств — региональных лидеров.

Показателями при использовании данного критерия являются:

соотношение военного и экономического потенциалов России

и региональных государств, количественно-качественного состава

Вооруженных сил России и государств региона с учетом возмож-

ных союзников;

— внутриполитическая стабильность (основными признака-

ми, на базе которых формируются показатели для этого крите-

рия, являются: наличие противоречий между отдельными груп-

пами населения в политической, экономической и духовной

сферах, наличие противоречий межконфессионального и этни-

ческого характера, основные индикаторы уровня жизни населе-

ния и др.);

— баланс власти (основной признак, на базе которого фор-

мируются показатели для этого критерия, — это наличие проти-

воречий между основными ветвями власти на государственном

и региональном уровне);

— достаточность военной организации для защиты конститу-

ционного строя в Российской Федерации;

— уровень оснащенности военной организации современны-

ми вооружением и военной техникой;

— восполняемость мобресурсов, которая определяется возмож-

ностями системы подготовки мобилизационных ресурсов под-

3.2. Настоящие угрозы военной безопасности России • 157

держивать их запасы на уровне, обеспечивающем устойчивое

и своевременное развертывание войск (сил);

— адаптивность оборонно-промышленного комплекса, опре-

деляющая способность его к производству В ВТ при частичном

мобилизационном развертывании по сокращенной номенклату-

ре и типажу;

— достаточность военного производства, определяющая воз-

можности производственной базы ОПК по выполнению оборон-

ного заказа;

— своевременность поставок, определяющая способность ОПК

достигать требуемых уровней производства ВВТ (по планам «рас-

четного года») при полном мобилизационном развертывании;

— сбалансированность военной организации, определяющая

соответствие ее состава и структуры решаемым задачам;

— допустимый уровень мобилизации в экономике страны,

определяющий предельные масштабы перепрофилирования про-

мышленного производства на нужды обороны;

— достаточность мобилизационных ресурсов страны, опреде-

ляющая наличие ресурсов различных категорий запаса исходя

из демографических возможностей страны;

— соотношение боевых потенциалов группировок, характе-

ризующее возможности военной организации государства про-

тивостоять потенциальному противнику на различных стратеги-

ческих направлениях.

Для оценки системы обеспечения военной безопасности стра-

ны важны не сами показатели, а их пороговые значения, под

которыми следует понимать предельные величины, несоблюде-

ние значений которых приводит к формированию негативных,

разрушительных тенденций в области военной безопасности

государства (приложение 6).

Анализ существующих и потенциальных угроз национальной

безопасности России с учетом имеющихся факторов неопреде-

ленности показывает степень изменений, произошедших в мире

за последнее десятилетие. Очевидно, что наряду с переменами

в области военно-политических форм и методов существенно мо-

дифицировался характер непосредственно военного противосто-

яния, учет которого необходим при оценке перспектив военного

строительства в России.

Результаты оценки рассмотренных угроз безопасности реали-

зуются в требованиях к системе обеспечения военной безопас-

ности. Каждый элемент системы обеспечения военной безопас-

ности должен оцениваться с использованием объективных

158 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

критериев и показателей, определяющих пороговые значения

функционирования всей военной системы страны.

3,3. Особенности и основные этапы

современных вооруженных конфликтов

3.3.1. Вооруженные конфликты XXI в.:

кто и что решает ход и исход вооруженной борьбы

Уровень угроз и факторов неопределенности оказывает суще-

ственное влияние на развитие военно-политической и военно-

стратегической обстановки в мире, на появление очагов напря-

женности и зон конфликтов, на характер войн и вооруженных

конфликтов. Войны и вооруженные конфликты будущего будут

порождаться не одним каким-либо даже очень весомым факто-

ром, а сложным переплетением различных социально-полити-

ческих, экономических, национальных и религиозных противо-

речий и причин, которые следует учитывать при раскрытии

стратегического содержания вооруженной борьбы будущего.

Говоря об особенностях вооруженных конфликтов XXI в.,

необходимо отметить следующие принципиальные моменты:

— не будет обобщенного типа вооруженного конфликта, воз-

никающие конфликты по форме и принципам ведения боевых

действий будут различными;

— значительная часть конфликтов будет происходить между

сторонами, стоящими на разных стадиях технического развития,

а также качественного состояния вооруженных сил;

— конфликты могут развиваться на относительно ограничен-

ной территории в пределах одного театра военных действий,

однако с использованием сил и средств, размещенных за его

пределами. Локальные по своей сути конфликты могут сопро-

вождаться большой ожесточенностью и иметь своим результа-

том в ряде случаев полное уничтожение государственной систе-

мы (если таковая была) одного из участников конфликта;

— существенно возрастает роль начального периода воору-

женного конфликта или войны. Как показывает анализ исхода

имевших место вооруженных конфликтов, именно захват ини-

циативы на начальном этапе боевых действий предопределял

их исход;

— основная роль в начальный период войны будет отводить-

ся дальнобойному высокоточному оружию, действующему со-

3.3, Особенности и основные этапы современных вооруженных конфликтов • 159

вместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть

ведения боевых действий будет ложиться на сухопутные войска.

Перед Вооруженными силами России стоит задача быть гото-

выми к участию в конфликте любого известного типа. Эта зада-

ча решается только при условии понимания всех ключевых осо-

бенностей современных войн и вооруженных конфликтов.

Главной особенностью современных и будущих вооруженных

конфликтов является перераспределение роли различных сфер

в вооруженном противоборстве: ход и исход вооруженной борьбы

в целом будет определяться главным образом противоборством

в воздушно-космическом пространстве, на море и в информаци-

онной сфере, а сухопутные группировки будут закреплять достиг-

нутый успех и обеспечивать достижение политических целей.

Будет происходить усиление взаимозависимости и взаимовли-

яния действий стратегического, оперативного и тактического

уровней в вооруженной борьбе. Так, даже локальные конфлик-

ты могут вестись на относительно больших площадях с самыми

решительными целями. При этом основные задачи будут решаться

не в ходе столкновения передовых частей, а путем огневого по-

ражения с предельных дальностей.

Необходимо отметить, что ядерное сдерживание, особенно

применительно к сдерживанию угроз, связанных с применением

противником обычных вооружений, в современных условиях может

быть эффективно только при наличии хорошо оснащенных и бое-

готовых сил общего назначения. Только в этом случае угроза при-

менения ядерного оружия в ответ на нападение с использованием

обычных вооружений будет выглядеть убедительно.

На основании анализа предполагаемых вооруженных конфлик-

тов XXI в. можно сделать следующие принципиальные выводы.

1. Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль

в осуществлении силовых операций.

2. Решающим моментом для достижения военно-политичес-

кого успеха является захват стратегической инициативы в ходе

вооруженного конфликта.

3. Особенность вооруженной борьбы состоит в том, что в ходе

войны под ударами противника окажутся не только военные

объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей

ее инфраструктурой, гражданское население и территория. В связи

с этим возникает необходимость в эффективной системе граж-

данской обороны страны.

4. Критерии военной победы в вооруженных конфликтах бу-

дут различными, однако очевидно, что главное значение имеет

решение политических задач в вооруженном конфликте.

160 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

5. Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угро-

жаемого периода группировок сил и средств, значительную роль

в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боего-

тового резерва.

6. Боевые действия будут характеризоваться сочетанием ма-

невренных и позиционных действий. Разведывательно-диверси-

онные действия и партизанская война рассматриваются как часть

обычной войны.

7. Решающее значение для обороняющихся будет иметь сис-

тема разведки с единым центром управления и хорошо защи-

щенными центрами (пунктами) сбора и обработки разведыва-

тельной информации.

8. В группировке войск кроме обычных элементов в опера-

тивном построении (боевом порядке) должны присутствовать:

разведывательно-информационный центр, действующий в рам-

ках реального масштаба времени; автоматизированная, высоко-

защищенная система управления войсками и оружием; воздуш-

но-космические силы и средства; высокозащищенный резерв.

9. В современных войнах необходимо иметь силы и средства

для нанесения ударов по дальнобойному высокоточному оружию

и дальней авиации противника, находящихся за границей не-

посредственного района конфликта.

10. Главное внимание должно быть уделено созданию устой-

чивой дублированной системы управления войсками (силами)

во всех звеньях управления.

11. Ключевым условием победы практически во всех конфлик-

тах станет подрыв морального духа войск и стимулирование бро-

жения в офицерском корпусе. Существенную роль в вооруженных

конфликтах будет играть соотношение уровней морально-психо-

логической устойчивости сторон и в особенности высшего коман-

дного состава. Большое значение для исхода вооруженных конф-

ликтов будет иметь наличие инструментов ведения информационной

и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

3.3.2. Этапы вооруженных конфликтов и войн

современности. Новые аспекты принципов

военного искусства

Военные специалисты западных стран считают, что вооружен-

ные конфликты и войны будут включать четыре основных этапа.

Первый этап — завоевание инициативы и превосходства в ин-

формационной сфере (доминирующее влияние на обществен-

ное сознание, в управлении войсками и оружием).

3.3. Особенности и основные этапы современных вооруженных конфликтов «161

Второй этап — завоевание господства (превосходства) в воз-

душно-космической сфере.

Третий этап — завоевание превосходства на море и суше с раз-

громом или существенным ослаблением группировок войск (сил)

противника.

Четвертый этап — завершающий, в ходе которого должен быть

закреплен достигнутый успех и созданы условия дня реализации

поставленных целей политико-дипломатическими средствами.

В настоящее время появляются новые аспекты, развивающие

принципы военного искусства.

1. Принцип сосредоточения сил и средств на решающем на-

правлении требует уточнения для новых условий. Осуществляться

он должен не методом сосредоточения войск на избранное на-

правление, а, главным образом, путем массированного приме-

нения средств огневого поражения. Новые дальнобойные сред-

ства в ряде случаев позволят вместо маневра и концентрации

Date: 2015-07-22; view: 338; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию