Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 12 page





тельных или оборонительных мерах, чтобы, с одной стороны, не

надорваться, а с другой — не «опоздать на поезд цивилизации».

В мирное время интенсивность действий в различных видах борь-

бы (условно — «в обороне» и «наступлении») должна циклично

распределяться по «золотой пропорции» (0,62: 0,38), которая

является критерием устойчивости систем. Это как раз и означа-

ет проведение государственной и военной политики по законам

гармонии, что обеспечивает устойчивость государства в между-

народных отношениях и любых конфликтах, вплоть до войны.

„В-четвертых, борьба системы за существование предполагает

необходимость увеличения ее структурной энергии, т.е. количе-

ства видов ее возможных структур. Способность системы видоиз-

менять свою структуру в зависимости от условий будет во многом

определять ход и исход борьбы. Чем больше диапазон выбора

возможных структур, тем больше шансов на победу в борьбе. В этом

проявляется также использование новой переменной — числа типов

степеней свободы, что является качественной характеристикой

жизнеспособности системы. Это значит, что в вооруженных си-

лах должны быть различные виды и типы вооружений и сил,

которые могут применяться в вооруженной борьбе. В каждой

конкретной войне и операции должна использоваться конкрет-

ная совокупность сил и вооружений. Чем больше их выбор, осо-

J

130 • ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

бенно новейших, и тех, которых нет у противника, тем больше

вероятность победы. Ясно, например, что американские воору-

женные силы достигли своего могущества во многом по причи-

не того, что имеют вооружения более широкого спектра и более

высокого уровня, и потому готовы вести войну нового (шестого)

поколения.

В-пятых, целесообразно использовать методологический

подход к определению пропорций в вооружениях и военной

технике. Например, строительство и развитие триады страте-

гических ядерных систем (СЯС) Российской Федерации целе-

сообразно осуществлять по «золотой пропорции» после опре-

деления приоритетов в этой триаде. Для существующей

структуры СЯС соотношение носителей ядерных зарядов мо-

жет быть таким: РВСН/морские СЯС (МСЯС) = 1,62 (0,62:

0,38); МСЯС/авиационные СЯС (АСЯС) = 1,62 (0,62: 0,38).

Это означает следующее распределение ядерных зарядов в об-

щем числе СЯС: РВСН - 50%, МСЯС - 31%, АСЯС - 19%.

Этот подход — «по золотой пропорции» — является универ-

сальным при определении соотношений в системах вооруже-

ний любого вида и рода войск вооруженных сил. Главное

здесь — определить приоритеты.

В-шестых, необходим приоритет развития системы управле-

ния вооруженных сил (СУ ВС). Существо этого положения сво-

дится к следующему.

1. Обеспечение единства государственного и военного управ-

ления не только в военное, но и в мирное время. СУ ВС должна

быть подсистемой (притом основной) государственной системы

управления, так как только такой подход обеспечит своевремен-

ное «переключение» точек устойчивости Ф и Ф ' (рис. 2.2).

2. Развитие системы государственного управления должно

опережать темпы развития других сфер жизнедеятельности стра-

ны, а развитие СУ ВС — развитие других подсистем государ-

ственной системы управления.

В-седьмых, из теории симметрии хаоса и порядка вытекает

научное подтверждение единства функций государства, эконо-

мики и войны (еще одно важнейшее триединство), что эврис-

тично предсказал великий русский военный ученый генерал

А.Е. Снесарев. Поэтому утверждение: чем меньше расходов на

развитие оборонно-промышленного комплекса, тем сильнее

экономика — неправомерно. Современная армия является не

только «локомотивом» экономики, но и необходимым институ-

том сильного государства (рис. 2.3).

2.5. Война (противоборство) с позиций холистической парадигмы триединства... • 131

Рис. 2.3. Взаимосвязь войны и экономики государства

Дв — условный показатель отстаивания и развития теории

современной войны; Дм — условный показатель уменьшения

военной мощи государства

Сильные вооруженные силы, сильная экономика и сильное

государство позволяют побеждать без войны! Слабые вооружен-

ные силы, слабая экономика и слабое государство могут спрово-

цировать войну против России. Слабая Россия обречена на раз-

личные конфликты и войны.

Опираясь на рассмотренную теорию, ответим на главный

вопрос: можно ли предотвращать войны, и если можно, то как?

На этот вопрос пытались найти ответ многие исследователи.

В принципиальном плане ближе всех к истине подошли полито-

логи из университета штата Вашингтон Дж. Модельски и М. Мор-

ган после многолетних исследований источников и причин войн.

Они писали: «Мы не считаем новую мировую войну неизбеж-

ной, но, по нашему мнению, прошлые циклы показывают, что

при общем ходе политических изменений существует вероятность

возникновения такой войны, если не будут найдены или выра-

ботаны функциональные заменители войны». Эта мысль натал-

кивает на следующий вывод. В обозримом будущем войны, а тем

более другие формы внутренней и международной борьбы, не

исчезнут.

По мнению великих мыслителей (Сенеки, Аристотеля, Спи-

нозы и др.) и военных теоретиков (Г. Леера, Н. Головина, А. Сне-

сарева, А. Керсновского), человек имеет единое, но противоре-

чивое предназначение: с одной стороны, для гармоничного

развития, а с другой — для войны (борьбы). Вот почему бороться

надо не с природой войны как таковой (это бессмысленно), а с не-

приемлемыми формами и способами ее ведения. Необходимо

переносить борьбу в различные сферы конкуренции — в области

экономики, интеллекта, культуры, права и др. Это и есть «заме-

нители» войны.

Либо человечество научится управлять проявлениями войны,

придавая ей более или менее цивилизованные правовые нормы,

Экономика

132 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

либо оно станет заложником стихийного буйства войны с ката-

строфическими последствиями. Необходимым условием перехода

к борьбе без применения средств вооруженного насилия являет-

ся наличие мощных вооруженных сил, которые способны удер-

живать потенциальных агрессоров и заставлять их искать реше-

ния проблем и противоречий не на поле боя, а в области права

и конкуренции. Предотвращение войны — в этом заключается

благородное предназначение и гуманная роль вооруженных сил

в мирное время, а в военное время главная их задача — разгром

противника.

Вместе с тем теория симметрии хаоса и порядка указывает

принципиальный и потенциально возможный путь отдаления,

а в итоге — и исключения крупномасштабной мировой войны.

Этот путь основан на важнейшем принципе системного подхо-

да — объединении потенциально возможных конфликтующих си-

стем в систему более высокого уровня. Создание единой Евро-

пы — пример такого объединения в целях исключения новой

внутриевропейской войны. Магистральный путь развития че-

ловечества — объединение перед лицом глобальных мировых

проблем (экологических, ресурсных, нравственных, демографи-

ческих, медицинских и др.). После такого объединения мир оп-

ределенное время проживет без войн. Затем эти объединения

распадутся, при распаде возможны войны, после чего все по-

вторится по циклу до полного объединения человечества. Од-

нако этот путь предполагает выполнение одного необходимого

условия, также вытекающего из теории систем. Оно заключается

в том, что система может быть устойчивой и гармонично разви-

ваться лишь в том случае, если элементы системы себя самоогра-

ничивают. Готовы ли многие страны, особенно так называемого

«золотого миллиарда», к шагу в сторону самоограничения? Дума-

ется, пока нет. А вот Россия, с ее известным народным ментали-

тетом видеть счастье не в материальном потреблении, а в духов-

ном развитии, к этому естественно предрасположена и готова.

Объективное предназначение России, тем более с учетом ее

жизненно необходимых разнообразных ресурсов, — возглавить

объединение стран Европы и Азии, а затем и всего мира для

предупреждения и исключения мировых войн и построения гар-

моничных отношений между странами и народами. На этом пути

Россия, в силу своего уникального геополитического — евразий-

ского — положения, должна выполнить еще одну благородную

миссию — стать гармонизатором отношений между Европой

и Азией.

I

2,5. Война (противоборство) с позиций холистической парадигмы триединства.., • 133

Пока такие времена не наступили, России предстоит участво-

вать в явных и неявных войнах, выживая и обеспечивая даль-

нейшее развитие. Как же побеждать в непрекращающейся борь-

бе в глобализирующем мире? Только через управление ресурсами

потенциальных соперников. А это значит — управлять на основе

самых передовых научных методов и достижений, к которым

принадлежит и холистическая парадигма триединства природы,

человека и общества.

ГЛАВА

ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ:

ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ И ОСОБЕННОСТИ

ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

3.1. Понятие военной безопасности

и особенности ее обеспечения

3.1.1. Структура и особенности стратегии

национальной безопасности России до 2020 г.

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федера-

ции до 2020 г. (структура и особенности)

Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г.

№ 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности

Российской Федерации до 2020 года (далее — Стратегия-2020).

Стратегия-2020 — официально признанная система стратегичес-

ких приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней

политики, определяющих уровень национальной безопасности

и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную

перспективу. Она опирается на Конституцию Российской Феде-

рации, Закон Российской Федерации «О безопасности» и явля-

ется базой для разработки совокупности концепций и доктрин,

определяющих деятельность государства при решении внутрен-

них и внешнеполитических задач. Стратегия является основой

для конструктивного взаимодействия органов государственной

власти, организаций и общественных объединений для защиты

национальных интересов Российской Федерации и обеспечения

безопасности личности, общества и государства. Структурно

Стратегия-2020 состоит из шести разделов: L Общие положе-

ния. 2. Современный мир и Россия: состояние и тенденции раз-

вития. 3. Национальные интересы Российской Федерации и стра-

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 135

тегические национальные приоритеты. 4. Обеспечение нацио-

нальной безопасности. 5. Организационные, нормативные пра-

вовые и информационные основы реализации настоящей Стра-

тегии. 6. Основные характеристики состояния национальной

безопасности.

В Стратегии-2020 определено место России в мировом сооб-

ществе через концепцию многополярного мира, анализируются

предпосылки для дальнейшей демилитаризации международных

отношений. Такой подход открывает для России новые возмож-

ности обеспечения своей безопасности невоенными средствами

за счет договорно-правовых, политических, экономических и дру-

гих мер, а также создает предпосылки для поддержания и упро-

чения позиций России как державы, способной обеспечить про-

цветание своего народа и играть важную роль в мировых

процессах.

В Стратегии-2020 сформулированы основные национальные

интересы Российской Федерации. Они носят долгосрочный ха-

рактер и определяют основные цели, стратегические и текущие

задачи внутренней и внешней политики государства. Отметим

важнейший национальный интерес, который заключается в пре-

вращение России в мировую державу, деятельность которой на-

правлена на поддержание стратегической стабильности и взаи-

мовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного

мира. В Стратегии-2020 определены стратегические приоритеты

устойчивого развития страны. Здесь необходимо выделить при-

оритет, связанный с обеспечением стратегической стабильности

и равноправного стратегического партнерства, которые должны

укрепляться на основе активного участия России в развитии

многополярной модели мироустройства.

В Стратегии-2020 проведен анализ основных угроз националь-

ной безопасности России и, в частности, отмечается, что на обес-

печение национальных интересов Российской Федерации нега-

тивное влияние будут оказывать рецидивы односторонних силовых

подходов в международных отношениях, противоречия между

основными акторами мировой политики, угроза распространения

ОМУ и его попадания в руки террористов, а также совершенство-

вание форм противоправной деятельности в кибернетической

и биологической областях, сфере высоких технологий.

Отмечено, что: 1) усилится глобальное информационное про-

тивоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных

и развивающихся стран мира, их социально-экономическому раз-

витию и демократическим институтам; 2) получат развитие на-

136 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

ционалистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насиль-

ственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного

радикализма; 3) обострятся мировая демографическая ситуация

и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы,

связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, нарко-

торговлей и торговлей людьми, возрастет количество преступле-

ний, совершаемых транснациональными группировками органи-

зованной преступности; 4) вероятно распространение эпидемий,

вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами; 5) более

ощутимым станет дефицит пресной воды.

Стратегия-2020 рассматривает вопросы обеспечения нацио-

нальной обороны, стратегические цели которой состоят в пре-

дотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов,

а также в осуществлении стратегического сдерживания в инте-

ресах обеспечения военной безопасности страны. Эти цели до-

стигаются в первую очередь за счет стратегического сдержива-

ния. Стратегическое сдерживание предполагает разработку

и системную реализацию комплекса взаимосвязанных полити-

ческих, дипломатических, военных, экономических, информаци-

онных и иных мер, направленных на упреждение или снижение

угрозы деструктивных действий со стороны государства-агрессо-

ра (коалиции государств).

Главной задачей укрепления национальной обороны в сред-

несрочной перспективе является переход к качественно новому

облику Вооруженных сил Российской Федерации с сохранением

потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенство-

вания организационно-штатной структуры и системы террито-

риального базирования войск и сил, наращивания числа частей

постоянной готовности, а также совершенствования оператив-

ной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодей-

ствия войск и сил.

В Стратегии-2020 подчеркивается необходимость повышения

уровня государственной и общественной безопасности. Страте-

гическими целями в сфере государственной и общественной бе-

зопасности являются защита основ конституционного строя

Российской Федерации, основных прав и свобод человека

и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее

независимости и территориальной целостности, а также сохране-

ние гражданского мира, политической и социальной стабильно-

сти в обществе.

Главными направлениями государственной политики в сфе-

ре обеспечения государственной и общественной безопасности

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 137

на долгосрочную перспективу должны стать усиление роли госу-

дарства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего

детей и подростков, совершенствование нормативно-правового

регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, кор-

рупцией, терроризмом и экстремизмом, повышение эффектив-

ности защиты прав и законных интересов российских граждан

за рубежом, расширение международного сотрудничества в право-

охранительной сфере.

Одним из условий обеспечения национальной безопасности

является надежная защита и охрана государственной границы

Российской Федерации. Основными угрозами интересам и бе-

зопасности Российской Федерации в пограничной сфере явля-

ются наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов

вблизи ее государственной границы, незавершенность междуна-

родно-правового оформления государственной границы Россий-

ской Федерации с отдельными сопредельными государствами.

Угрозу безопасности в пограничной сфере представляют деятель-

ность международных террористических и экстремистских орга-

низаций по переброске на российскую территорию своих эмисса-

ров для осуществления террористической деятельности, а также

активизация трансграничных преступных групп по незаконному

перемещению через границу Российской Федерации наркотичес-

ких средств, психотропных веществ, разнообразных материаль-

ных и культурных ценностей, организации каналов незаконной

миграции. Негативное влияние на обеспечение надежной защиты

и охраны государственной границы Российской Федерации ока-

зывает недостаточный уровень развития пограничной инфраструк-

туры и технической оснащенности пограничных органов.

В Стратегии-2020 большое внимание уделено повышению

качества жизни российских граждан, экономическому развитию

государства, науке, технологии и образованию, здравоохранению,

а также экологии живых систем и рациональному природополь-

зованию.

Идея национальной безопасности тесно связана с концепцией

устойчивого демократического развития, выступает в качестве ее

неотъемлемой части и одновременным условием ее реализации.

Достижению приоритетов устойчивого развития Российской Фе-

дерации должна способствовать активная внешняя политика, уси-

лия которой должны быть сосредоточены на поиске согласия и сов-

падающих интересов с другими государствами на основе системы

двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских

отношений. Формирование благоприятных условий для устойчи-

138 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

вого развития России на долгосрочную перспективу достигается за

счет обеспечения стратегической стабильности, в том числе путем

последовательного продвижения к миру, свободному от ядерного

оружия, и создания условий равной безопасности для всех. Россия

в отношениях с международным сообществом должна опираться

на принципы сохранения стабильности и предсказуемости в обла-

сти стратегических наступательных вооружений, придавать особое

значение достижению новых полноформатных двусторонних дого-

воренностей по дальнейшему сокращению и ограничению страте-

гических наступательных вооружений. Россия будет содействовать

вовлечению других государств, прежде всего владеющих ядерным

оружием, а также заинтересованных в совместных действиях по

обеспечению общей безопасности в процесс обеспечения страте-

гической стабильности. Россия считает, что поддержанию страте-

гической стабильности и равноправному стратегическому партнер-

ству может способствовать присутствие в конфликтных регионах

контингентов Вооруженных сил Российской Федерации на основе

норм международного права в целях решения политических, эко-

номических и иных задач невоенными методами.

Таким образом, основными задачами обеспечения националь-

ной безопасности Российской Федерации являются:

— реализация оперативных и долгосрочных мер по предуп-

реждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

— обеспечение суверенитета и территориальной целостности

Российской Федерации;

— подъем экономики страны, проведение независимого и со-

ци&льно-ориентированного экономического курса;

— повышение качества жизни российских граждан;

— преодоление научно-технической и технологической зави-

симости Российской Федерации;

--- обеспечение на территории России личной безопасности

гражданина, его конституционных прав и свобод;

— формирование гармоничных межнациональных отношений,

укрепление правопорядка и сохранение социально-политичес-

кой стабильности общества;

—• подъем и поддержание на высоком уровне военного потен-

циала государства;

— укрепление режима нераспространения оружия массового

поражения и средств его доставки;

— обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудни-

чества России с государствами мира;

— коренное улучшение экологической ситуации в стране.

3.1. Понятие военной безопасности и особенности ее обеспечения • 139

В Стратегии-2020 определены формы, способы и средства

обеспечения безопасности, общества и государства, основные

направления политики, определены цели и пути обеспечения

безопасности Российской Федерации, достижения ее интересов

военными средствами.

Реализовывать положения Стратегии-2020 в жизнь должна

система обеспечения национальной безопасности России, кото-

рая включает в себя шесть основных элементов:

1) Президента Российской Федерации, Администрацию Пре-

зидента, Совет безопасности, Госсовет;

2) Правительство и подчиненные ему министерства и ведомства;

3) Федеральное собрание (Совет Федерации и Государствен-

ная дума);

4) органы судебной власти;

5) силы и средства обеспечения национальной безопасности;

6) общественные, негосударственные организации и граждане.

Органы государственной власти и силы, обеспечивающие

национальную безопасность, выполняя свои задачи, должны

исходить из следующих положений:

1) достижение национальной безопасности возможно не только

военными и военно-техническими, но и политическими, дип-

ломатическими, экономическими и информационными средства-

ми, причем последние должны с течением времени приобретать

все большее значение;

2) национальная безопасность неделима и не может быть обес-

печена в одностороннем порядке, она должна быть равной, вза-

имной и всеобщей для всех стран мира;

3) Россия не может ни передоверить обеспечение своей наци-

ональной безопасности третьим странам или региональным со-

юзам (центрам силы), ни полагаться на сдерживающую роль

мирового общественного мнения и международного права.

3.1.2. Особенности обеспечения военной безопасности

Проблема защиты национальных интересов средствами во-

оруженного насилия — одна из самых приоритетных в деятель-

ности институтов власти практически любого государства. Ос-

новные функции политики обеспечения безопасности приведены

в приложении 3.

До тех пор пока насилие является всеобщей нормой органи-

зации человеческого общежития, государство должно заботить-

ся о силовых гарантиях своей политики, всемерно поддерживать

необходимый уровень военной безопасности.

140 • ГЛАВА 3. ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ: ПОНЯТИЕ, УГРОЗЫ...

Военная безопасность — это состояние защищенности личнос-

ти, общества и государства от вооруженного насилия, военных

конфликтов и войн.

Военная безопасность является составной частью (структур-

ным элементом) национальной безопасности, которая опреде-

ляет состояние обороноспособности страны и ее возможности

по обеспечению защиты национальных интересов средствами

вооруженного насилия. Необходимо отметить, что определен-

ный уровень военной безопасности достигается комплексом как

чисто военных, так и политико-дипломатических, международ-

но-правовых, торгово-экономических, информационных, идео-

логических и других усилий.

Военная безопасность имеет две стороны — внутреннюю

и внешнюю.

Внутренняя сторона военной безопасности характеризуется

возможностью исключения и локализации внутренних деструк-

тивных проявлений в государстве: гонки обычных и стратеги-

ческих вооружений, появления социальных и (или) межнацио-

нальных конфликтных ситуаций, создания неконституционных

военных и военизированных формирований, втягивания армии

в политические процессы, выполнения несвойственных армии

функций и т.д.

Внешняя сторона военной безопасности отражает способность

страны противодействовать или сдерживать воздействие воен-

ной силы из-за рубежа, что предполагает наличие современных

вооруженных сил; формирование системы коллективной или

всеобщей безопасности, вхождение в состав тех или иных воен-

но-политических союзов.

Законодательно военная безопасность обеспечивается Кон-

ституцией Российской Федерации, Стратегией национальной

безопасности Российской Федерации до 2020 г., военной док-

триной Российской Федерации и пакетом федеральных зако-

Date: 2015-07-22; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию