Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реалистический, социально-конструктивистский и институцио- 8 page





ся международных обычаев «законов человечности и требова-

ний общественного сознания».

В качестве важнейшего принципа ведения войны междуна-

родно-правовые акты закрепляют принцип ограничения воюю-

щих в методах и средствах ведения войны. Так, п. 1, ст. 35 До-

полнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.

88 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

гласит, что в случае любого вооруженного конфликта право сто-

рон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства

ведения войны не является неограниченным.

Исходя из этого воюющая сторона может применять только

такие методы и средства ведения войны, которые необходимы

ей для достижения победы над противником, но с нанесением

ему человеческих потерь на минимально допустимом уровне. То

есть, уничтожая военный объект или очаг сопротивления, вою-

ющие должны выбирать такие средства и методы, которые при-

чиняли бы наименьший ущерб гражданскому населению и граж-

данским объектам. В связи с этим все средства и методы ведения

войны подразделяются на дозволенные и запрещенные.

Регулируя применение средств войны, международное сооб-

щество устанавливает запреты на использование оружия, которое

по своей природе может причинять чрезмерные повреждения,

страдания или обширный, долговременный или серьезный ущерб

окружающей природной среде. Ряд специальных договоров по-

священ регламентации наиболее опасных видов оружия. Часть его

закреплена нормами международных актов. Применение оружия

других видов допускается при соблюдении определенных усло-

вий. К первому виду оружия относятся разрывные снаряды мас-

сой 400 г; разрывные пули; яды, отравленные боевые средства;

газы, бактериологическое (биологическое) оружие; оружие, ос-

новным поражающим фактором которого являются осколки, не

обнаруживаемые в теле человека рентгеном; мины-ловушки.

Отдельные средства ведения войны, применение которых

разрешено при соблюдении ряда условий, включают в себя мины

и другие средства подрыва, дистанционно устанавливаемые мины,

зажигательное оружие.

К запрещенным методам ведения войны нормы международ-

ных актов относят: отдание приказа не оставлять никого в жи-

вых, угрожать этим или вести военные действия на этой основе;

взятие заложников; нападение на лиц, вышедших из строя; пре-

дательское убийство или ранение лиц, принадлежащих войскам

неприятеля и др.

Важнейшим принципом ведения войны, признанным миро-

вым сообществом в качестве обязательного, выступает принцип

разграничения гражданских и военных объектов, гражданского

населения и военнослужащих, направленности борьбы (боевых

действий) против военных. Он предопределяет, что боевые дей-

ствия во время войны могут вестись только против вооруженных

сил противника и других военных объектов, но не против мир-

2.3. Международно-правовая регламентация войны (вооруженных конфликтов) • 89

ного населения. «Вооруженные силы стороны, находящиеся

в конфликте, состоят из организованных вооруженных сил, групп,

подразделений под командованием лица, ответственного перед

этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта

сторона представлена правительством или властью, не признан-

ными противной стороной». Такие вооруженные силы подчиня-

ются внутренней дисциплинарной системе, которая среди всего

прочего обеспечивает соблюдение норм международного права,

применяемых в период вооруженных конфликтов.

Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находя-

щейся в конфликте (кроме медицинского и духовного персона-

ла, задержанного для оказания помощи военнопленным в соот-

ветствии со ст. 33 Женевской конвенции 1949 г. «Об обращении

с военнопленными»), являются комбатантами, т.е. они имеют

право принимать непосредственное участие в военных действи-

ях. Некомбатантами являются лица, из состава вооруженных сил,

не принимающие непосредственного участия в боевых действи-

ях (интенданты, военные корреспонденты и т.п.).

К комбатантам приравнивается население как занятой непри-

ятелем, так и не занятой им территории, которая при приближе-

нии или отступлении неприятеля, а также во время оккупации

добровольно берется за оружие и организует выступление про-

тив вражеских войск (при условии, если оно открыто носит ору-

жие и соблюдает законы и обычаи войны). В случае захвата не-

приятелем как комбатанты, так и некомбатанты пользуются

правами военнопленных»

Для содействия усилению защиты гражданского населения от

последствий военных действий комбатанты обязаны отличать себя

от гражданского населения в то время, когда они участвуют в на-

падении или военной операции, являющейся подготовкой к на-

падению. В случае когда вследствие характера военных действий

вооруженный комбатант не может отличить себя от гражданского

населения, он сохраняет свой статус комбатанта при условии, если

открыто носит оружие во время каждого военного столкновения,

а также в то время, когда находится на виду у противника в ходе

развертывания в боевые порядки, предшествующего началу напа-

дения, в котором он должен принять участие.

Говоря о законных участниках вооруженных конфликтов,

нельзя не остановиться на наемниках. С точки зрения норм меж-

дународного права наемником считается лицо, специально за-

вербованное для ведения военных действий в вооруженном кон-

фликте, которое:

90 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

— принимает непосредственное участие в боевых действиях;

— имеет цель получить вознаграждение за участие в воен-

ных действиях, существенно превышающее вознаграждение, обе-

щанное или выплачиваемое комбатантам такого же ранга и фун-

кции, входящим в личный состав вооруженных сил данной

стороны;

— не является ни гражданином стороны, находящейся в кон-

фликте, ни лицом, постоянно проживающим на территории,

контролируемой стороной, находящейся в конфликте;

— не послано государством, которое является стороной, на-

ходящейся в конфликте, для выполнения официальных обязан-

ностей в качестве лица, входящего в состав его вооруженных сил.

Наемники не признаются законными участниками вооружен-

ных конфликтов, на них не распространяется режим военного

плена, С точки зрения уголовного права они являются уголов-

ными преступниками, которые должны нести ответственность

перед судом.

Рассматривая важнейший принцип ведения войны, заключа-

ющийся в разграничении военных и гражданского населения

и направленности боевых действий против военных, необходи-

мо отметить, что нормы международных актов закрепляют об-

щую защиту гражданского населения и отдельных гражданских

лиц от опасностей, возникающих в связи с военными операци-

ями. Причем гражданским лицом международное право призна-

ет лицо, не принадлежащее:

— к личному составу вооруженных сил стороны, находящей-

ся в конфликте (в том числе личному составу ополчения и доб-

ровольческих отрядов, входящих в состав этих вооруженных сил);

— личному составу других ополчений и добровольческих от-

рядов (в том числе организованных движений сопротивления);

— личному составу регулярных вооруженных сил, считающих

себя в подчинении правительства или власти, не признанных

держащей в плену державой;

— населению не оккупированной территории, которая при

приближении противника стихийно, по своему желанию берет-

ся за оружие для борьбы с вторгшимся врагом, не успев сформи-

роваться в регулярные войска, при условии, что оно открыто носит

оружие и соблюдает законы и обычаи войны.

Гражданское население защищено нормами международного

права от опасностей, возникающих в связи с ведением боевых

действий. Эта защита осуществляется на основании предписа-

ний мирового сообщества следующего характера:

2.3. Международно-правовая регламентация войны (вооруженных конфликтов) • 91

— основные права человека, признанные международным

правом, действуют и в период вооруженных конфликтов;

— воюющие обязаны предусмотреть все возможные способы

защиты гражданского населения от разрушительных действий

войск, а также осуществлять необходимые мероприятия в целях

предотвращения физических страданий и гибели гражданского

населения или нанесения ему ущерба;

— акты насилия или угрозы насилием, основная цель кото-

рых — террор гражданского населения, запрещены;

— нападение на гражданское население или на отдельных

гражданских лиц в порядке репрессий запрещено;

— принудительное перемещение гражданского населения в це-

лях защиты военных объектов или прикрытия военных опера-

ции запрещено;

— районы и места, отведенные только для гражданского на-

селения, подлежат защите.

К военным объектам международное право относит объек-

ты, которые в силу своего характера, расположения, назначе-

ния или использования вносят эффективный вклад в военные

действия и полное или частичное разрушение, захват или ней-

трализация которых при существующих в данный момент об-

стоятельствах дает явное военное преимущество. Все осталь-

ные объекты, не относящиеся к категории военных объектов,

являются гражданскими.

Для предотвращения уничтожения гражданских объектов во-

юющие стороны должны принимать в соответствии со ст. 57

Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 г.,

следующие меры предосторожности:

— убедиться, что объект, подлежащий уничтожению, являет-

ся военным объектом;

— стремиться выбирать такие средства поражения, которые

способны исключить нанесение случайного ущерба гражданс-

ким объектам;

— воздерживаться от осуществления любого нападения, ко-

торое может нанести чрезмерный, случайный ущерб граждан-

ским объектам по отношению к конкретному и прямому воен-

ному преимуществу, которое предполагается получить.

Кроме того, международным правом установлена особая за-

щита объектов, необходимых для выживания гражданского на-

селения, установок и сооружений, содержащих опасные силы

(плотины, дамбы, АЭС), объектов культурного назначения и граж-

данской обороны.

92 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Правовой режим раненых и больных определен Женевскими

конвенциями 1949 г. «Об улучшении участи раненых и больных

в действующих армиях» и «Об улучшении участи раненых и боль-

ных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооружен-

ных сил на море».

Таким образом, принципы международного права войны (во-

оруженных конфликтов) обеспечивают определенное структур-

ное единство и системность его норм. Вышеназванные принци-

пы распространяются как на всю сферу вооруженной борьбы,

так и на соответствующий вариант поведения участников бое-

вых действий. Они определяют цель, направления нормативно-

го регулирования, его содержание и характер. Без учета их не

могут быть в полной мере поняты и использованы смысл и на-

значение конкретных правил ведения войны. Принципы этой

области международно-правового регулирования не закреплены

в каком-то едином или нескольких международно-правовых актах,

как, например, общепризнанные принципы международного

права. Они следуют из анализа всех договорных источников,

применяемых в период войны, международных и внутренних

вооруженных конфликтов.

Рассмотрим международно-правовые предписания о выпол-

нении обязательных мероприятий гуманитарного характера внут-

ри государственной деятельности стран сообществ.

Большая часть положений права войны является нормами

прямого действия и специально не требует принятия дополни-

тельных правовых мер на национальном уровне. Исключение

составляет лишь прямое указание Женевских конвенций госу-

дарствам-участникам «ввести в действие законодательство, не-

обходимое для обеспечения эффективных уголовных наказаний

для лиц, совершивших или приказавших совершить» эти серьез-

ные нарушения.

2.3.2. Война и гуманитарное право

Международное гуманитарное право обязывает страны мира

обеспечить безусловное выполнение всех его норм. Исследова-

ние содержания совместных правовых актов стран сообщества

позволяет выделить комплекс первоочередных мероприятий

международно-правовых предписаний, обязательных для выпол-

нения правительствами государств. Целевая направленность и ха-

рактер этих мероприятий охватывают три важнейших направления

внутригосударственной деятельности: правовое, организационное

и воспитательное.

2.3. Международно-правовая регламентация войны (вооруженных конфликтов) • 93

Международно-правовые предписания для реализации их во внут-

ригосударственной деятельности стран мирового сообщества

заключаются в следующем.

1. Правовые: определение порядка реализации статуса воен-

нослужащих; конкретизация категорий лиц, пользующихся за-

щитой международного права в случае войны; закрепление со-

ответствующих процессуальных действий судебных органов;

уточнение юридической ответственности за несоблюдение норм

права войны и др.

2. Организационные: размещение военных объектов, медицин-

ских учреждений, сооружений, содержащих опасные силы, с уче-

том требований международных норм; отработка практических

навыков действий органов гражданской обороны по выполне-

нию гуманитарных задач; учреждение служб розыска пропавших

без вести, по делам военнопленных, регистрации погибших

и умерших и т.д.

3. Воспитательные: распространение среди населения знаний

о международном гуманитарном праве; обучение различных ка-

тегорий органов государственного руководства и управления

навыкам принятия решений с Соблюдением норм международ-

ного права; формирование навыков праводозволенных действий

у воинских должностных лиц.

Основные мероприятия правового направления внутригосу-

дарственной деятельности включают в себя:

— принятие соответствующих законов и других правовых актов

высшей юридической силы органами государственного руковод-

ства и управления в целях обеспечения применения норм меж-

дународного гуманитарного права;

— уточнение юридической ответственности за незнание дол-

жностными лицами норм международного гуманитарного пра-

ва, их невыполнение и непринятие мер по выполнению их под-

чиненными службами;

— разработку и правовое закрепление специальной судебной

процедуры для определения статуса лиц, в отношении которых

имеются сомнения как о военнопленных, пользующихся соот-

ветствующей защитой;

— определение перечня лиц, принадлежащих к личному со-

ставу вооруженных лиц, утверждение званий и должностей во-

еннослужащих, конкретизация категорий лиц, пользующихся

защитой международного гуманитарного права;

— установление запретов на использование частными лица-

ми, фирмами и компаниями защитных эмблем и знаков;

94 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

— правовое закрепление порядка реализации права военноп-

ленных на переписку, получение посылок и денежных перево-

дов (освобождение от уплаты таможенных, почтовых, транспор-

тных и других сборов), денежного довольствия и др.

Основные мероприятия организационного направления внут-

ригосударственной деятельности предусматривают выполнение

сторонами следующих обязательств:

— разработку соответствующих инструкций, положений, ти-

повых правил, функциональных обязанностей руководителей,

специалистов по соблюдению норм международного гуманитар-

ного права;

— размещение военных объектов в максимально возможной

степени вне густонаселенных районов;

—- проектирование, строительство и обозначение установок

и сооружений, содержащих опасные силы (АЭС, плотины, дам-

бы и др.) с учетом требований международных актов;

— размещение медицинских учреждений и формирований

таким образом, чтобы они не' подвергались, насколько это воз-

можно, опасности в случае нападения на военные объекты;

— принятие мер по обозначению медицинских учреждений

и формирований, санитарных транспортных средств и их лич-

ного состава отличительными эмблемами Красного Креста или

Красного Полумесяца; •,

— разработка для опознания медицинских учреждений и фор-

мирований специальных световых и радиоэлектронных сигна-

лов необязательного использования;

— разработка удостоверений личности медицинского и ду-

ховного персонала, приданного вооруженным силам;

— подготовка данных о госпитальных судах для передачи со-

общений сторонам в конфликте (регистровый брутто-тоннаж,

длина от носа до кормы, число мачт и труб и др.);

— разработка порядка создания и деятельности санитарных зон

и местностей для раненых и больных военнослужащих, санитар-

ных и безопасных зон и местностей для гражданского населения;

— учреждение национального справочного бюро по делам

военнопленных и гражданских лиц, а также службы по розыску

пропавших лиц, определение порядка их деятельности;

— утверждение правил регистрации и погребения погибших

и умерших военнослужащих, в том числе в море, оказавшихся во

власти противника.

Основные мероприятия воспитательного направления внут-

ригосударственной деятельности включают в себя:

2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 95

— распространение среди населения знаний о международ-

ном гуманитарном праве через средства массовой информации

и печати, систему образовательных учреждений;

— обучение различных категорий органов государственного

руководства и управления навыком принятия решений с соблю-

дением международных норм;

— формирование умения у воинских должностных лиц вы-

полнять должностные обязанности в мирное и военное время

в рамках праводозволенных действий.

Реализация вышеперечисленных мероприятий во внутригосу-

дарственной деятельности стран мирового сообщества требует

специальных правовых механизмов и предполагает разработку

и принятие каждым государством соответствующих правовых ак-

тов. Суть механизма трансформации норм международного права

во внутригосударственное право состоит в том, что государство

обязано обеспечить выполнение международных обязательств

путем издания национальной нормы.

2.4. Военно-политическая обстановка:

сущность и особенности ее анализа

2.4.1. Классификация и характеристика основных

состояний военно-политической обстановки

Военно-политическая обстановка — это совокупность условий

и факторов, связанных с использованием военной силы в поли-

тических целях, конкретная расстановка военно-политических

сил, характер их действий и состояние отношений между ними

в конкретный момент времени.

ВПО может выступать как составная часть внутренней поли-

тической обстановки в отдельной стране и внешней междуна-

родной обстановки в каком-либо регионе или в мире в целом.

По масштабу ВПО можно классифицировать следующим об-

разом:

1. ВПО в мире в целом (международная ВПО) — расстановка

сил, их поведение и состояние военно-политических отноше-

ний в масштабе всей планеты, внутри всего мирового сообще-

ства государств.

2. ВПО в регионе (региональная ВПО).

3. ВПО в отдельной стране (внутренняя ВПО),

96 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

По историческим условиям, конкретному этапу и характеру от-

ношений между сторонами ВПО правомерно подразделить на

ВПО мирного и ВПО военного времени.

ВПО мирного времени — когда нет прямого военного столкно-

вения сторон, но обстановка характеризуется той или иной сте-

пенью напряженности в отношениях наличием или отсутствием

военной угрозы для той или другой стороны, вероятностью при-

менения средств «информационной войны» и вооруженных сил,

возможностью возникновения или предотвращения войны (во-

оруженного конфликта).

ВПО военного времени — когда военное столкновение стало

фактом, а главными характеристиками обстановки становятся

особенности, масштабы и ход военных действий, возможности

и условия прекращения войны или, напротив, ее расширения,

факторы, влияющие на ее ход и результаты.

ВПО выступает как сложная система, в которой есть свои

взаимодействующие подсистемы и формирующие ее факторы

объективного и субъективного плана.

Основные факторы, формирующие ВПО:

— субъекты военно-политических отношений;

— позиции и личные качества политических и военных лидеров;

— интересы и намерения сторон, их цели, планы, военные

доктрины;

— возможности сторон (геополитические, экономические,

демографические, научно-технические, морально-психологичес-

кие, информационные и др.);

— военные силы сторон — состав, состояние, дислокация^

соотношение сил;

— тип (характер), состояние, особенности и тенденции воен-

но-политических отношений между сторонами;

— предпринимаемые военно-политические действия сторон,

их способы и формы.

Субъекты военно-политических отношений — основные под-

системы, которые в совокупности и образуют ВПО. В качестве

таковых выступают политические силы, располагающие воен-

ными средствами или способные влиять на военную силу в сво-

их политических долях. Это могут быть государства и их коали-

ции, нации и иные социально-этнические образования, классы,

партии, политические и другие группировки. На состояние ВПО

влияет количество взаимодействующих субъектов и их состав,

состояние, масштаб, геополитическое положение, исторические

особенности, характер и направленность их политики.

2.4. Военно-политическая обстановка: сущность и особенности ее анализа • 97

Примером влияния одного из субъектов военно-политичес-

ких отношений на изменение всей военно-политической обста-

новки является расширение Североатлантического союза на во-

сток, Даже простое численное увеличение членов НАТО резко

изменило сложившуюся обстановку в Европе. Военная структу-

ра этого блока подошла непосредственно к границе России. Такие

действия одного из субъектов ВПО — Североатлантического

союза, безусловно, вызвали ее изменение не только в Европе, но

и в мире.

Роль субъектов ВПО играют не только государственные и круп-

ные социальные образования, но и отдельные индивиды или соци-

альные группы — политические лидеры, политическое и военное

руководство, политическая, экономическая, научная, информаци-

онная, культурная элита общества и даже криминальные элементы.

Их характеры, индивидуальные качества, позиции, склонно-

сти, пристрастия, реальный вес в обществе и за пределами стра-

ны могут оказывать решающее воздействие на расстановку по-

литических сил, формы их действий, на складывающиеся между

ними отношения.

Интересы и намерения сторон —- важнейшие факторы, опреде-

ляющие состояние и тенденции возможных изменений ВПО.

В основе всякой политики лежат интересы, прежде всего на-

циональные интересы, каждой стороны. Они определяются осо-

бенностями исторического развития сторон, их геополитичес-

ким положением, наличными ресурсами и другими факторами.

Главный интерес любой политической силы заключается преж-

де всего в ее самосохранении в качестве таковой, в обеспечении

выгодных условий своего существования и развития. Характер-

но также и стремление к расширению влияния, лидирующей роли,

завоеванию новых позиций и даже к установлению экономичес-

кого и политического господства над другими силами. Эти две

тенденции — самосохранение и расширение влияния (экспан-

сия) — находят свое выражение в соответствующих политичес-

ких и военных доктринах, долговременных и ближайших наме-

рениях, целях, в конкретных планах действий. Однако во всех

случаях стороны вынуждены соизмерять и взаимно учитывать

сталкивающиеся интересы.

Необходимо отметить, что на ВПО внутри страны и даже

в регионе (мире) могут оказывать влияние не только интересы

конкретного государства в целом, но и интересы отдельных пра-

вящих элит, политических партий, национальных и национа-

листических групп.

98 • ГЛАВА 2, СОВРЕМЕННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ВОЙНЫ И ВОЕННЫЕ КОНФЛИКТЫ

Иногда эти интересы могут не совпадать с интересами обще-

ства или даже противоречить им.

Если говорить о ВПО в мире, то можно увидеть, что интересы

ее основных субъектов в каком-то направлении совпадают, в дру-

гом направлении они заметно различаются.

Например, США, безусловно, заинтересованы в поддержании

стабильности и управляемости современного мира. Это, по их

мнению, должны быть стабильность и управляемость «с пози-

ции силы», укрепляющие лидирующее положение США в эко-

Date: 2015-07-22; view: 305; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию