Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Назначения





РЭБрадиоэлектронная борьба

СУ — система управления

твд — театр военных действий

ТНКтранснациональная корпорация

ВВЕДЕНИЕ

В общественных науках есть подтвержденные исторической

практикой незыблемые истины и аксиомы. Так, например, во-

енная сила являлась и является определяющим фактором разви-

тия международных отношений, а война (военный конфликт)

есть продолжение политики иными, насильственными средства-

ми. Источники и причины применения военной силы находят

отражение и аккумулируются во внутренней и внешней полити-

ке государства. Поэтому решения на применение военной силы

всегда формируются в недрах политики, так как вне политики

никакого военного насилия быть не может. При этом состояние

войны (вооруженного конфликта) между государствами или раз-

личными группами (классами) внутри общества возникает лишь

тогда, когда начинается вооруженное насилие.

В настоящее время существует взгляд, что возможна война

и без применения военной силы, т.е. война сегодня — это, в пер-

вую очередь, экономическая, дипломатическая, психологичес-

кая и информационная борьба, при этом вооруженная борьба

отодвигается на второй план. Другими словами, войну характе-

ризует не вид насилия, а основные ее сущностные признаки:

бескомпромиссная борьба с применением средств насилия, по-

беда одной из сторон и поражение другой, существенное изме-

нение соотношения сил, а в итоге — иная их расстановка на

международной арене.

Не может та или иная борьба между государствами или внут-

ри общества быть отнесена к категории войны. Суть войны, глав-

ный ее признак — наличие вооруженной борьбы; война в под-

линном ее смысле связана с военными действиями. Возрастающая

роль других видов борьбы не может изменить сущность войны.

При решающей роли вооруженной борьбы в войне продолжают

применяться и другие виды борьбы: экономическая, идеологи-

ческая, психологическая, информационная и др.

Отметим, что в последние годы существенно изменилось со-

отношение военной силы и различных невоенных сил, обеспе-

чивающих достижение политических целей. Значение и удель-

ный вес невоенных сил заметно выросли. Сформировался

определенный феномен в области политического противобор-

ства, который проявляется в стремлении сильных мира к дости-

жению политического, экономического и духовного господства

Введение • 9

над другими — народами и странами, навязывании им угодных

для мировых центров силы моделей развития без применения

военной силы — путем ведения целенаправленной дипломати-

ческой, экономической, информационной, идеологической, пси-

хологической и иных видов борьбы. В этих условиях военная

сила государств не только сохранила свое значение, но и усили-

ла свои позиции, причем не только с точки зрения ее непосред-

ственного применения, -- она придает больший вес политичес-

ким, дипломатическим, экономическим акциям страны. Так,

например, ВС России могут поддерживать и подкреплять эко-

номическую блокаду и другие акции принуждения, осуществ-

лять миротворческие операции, защиту национальных интере-

сов, обеспечивают военную безопасность государства.

Военная безопасность характеризует способность страны и ее

ВС противодействовать возникновению войны (военного конф-

ликта), вовлечению в войну (военный конфликт) или хотя бы до

минимума свести ее (его) деструктивные последствия (препят-

ствовать возможному агрессору нанести ущерб государству сред-

ствами вооруженной борьбы).

Военная безопасность России сегодня может обеспечиваться:

— ядерным сдерживанием на глобальном и региональном

уровнях;

— наличием группировок сил обычного назначения;

— свободным доступом в космос и осуществлением военно-

космической деятельности;

— наличием достаточных сил и средств для ведения инфор-

мационной борьбы;

— реализацией программ создания и совершенствования си-

стем вооружений, в том числе и высокоточного оружия;

— мобилизационными возможностями государства.

Анализируя военную безопасность, следует иметь в виду ра-

стущую непредсказуемость: международной обстановки; послед-

ствий распада биполярной структуры взаимного военно-сило-

вого сдерживания; снижения роли ядерного оружия в качестве

решающего компонента военной мощи из-за опасности полного

взаимоуничтожения, возрастания поражающих свойств обычных

вооружений и информационного компонента при ведении бое-

вых действий; увеличения значения невоенных компонентов

совокупной мощи государств и роста невоенных угроз безопас-

ности (экономической, технологической, информационной).

Основными угрозами жизненно важным интересам России,

в устранении которых должны принимать участие ВС, являются:

10 • ВВЕДЕНИЕ

— угроза территориальной целостности и государственности

Российской Федерации;

— угроза подрыва военного, военно-экономического и науч-

но-технического потенциалов и снижение в связи с этим боевых

и мобилизационных возможностей ВС;

— угроза возникновения военных конфликтов и локальных

войн в сопредельных государствах при сохраняющейся потен-

циальной военной опасности со стороны наиболее развитых стран

Запада;

— угроза распространения оружия массового уничтожения или

технологий его производства.

Сегодня вопросы, связанные с ролью военной силы, особен-

ностями их применения, причинами и сущностью современных

войн и военных конфликтов, анализом военно-политической

обстановки, обеспечением военной безопасности государства,

а также с подготовкой и принятием решения о применении во-

енной силы, приобрели особую значимость для каждого госу-

дарства в отдельности и для мирового сообщества в целом.

ГЛАВА

РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННОЙ

СИЛЫ В СОВРЕМЕННЫХ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

1.1. Особенности современных

международных отношений

и международного порядка

1.1.1. Международные отношения: сущность,

структура, логика развития

В начале XXI в. международная жизнь заметно осложнилась

и одновременно приобрела необычайно динамичный характер,

резко усилилось ее воздействие на внутреннее развитие любой

страны. Особенностями современной международной жизни

является следующее.

1. Трансформация политической карты мира. Меняются про-

странственно-временные характеристики политических явлений

и процессов — локальных (национальных), региональных, гло-

бальных. Это объясняется ускорением политического времени

и сжатием политического пространства, изменением сущности

политических процессов, повышением значимости международ-

но-правовых норм в международных отношениях.

2. Усиливающаяся корреляция внутренней и внешней политичес-

кой деятельности государства. Это находит отражение в толко-

вании понятия государственного суверенитета, возможности

осуществления гуманитарных интервенций и допустимого с точки

зрения международного права границ вмешательства одного го-

сударства (или группы государств) в дела другого государства.

3. Кризис морального сознания и правосознания. В качестве приме-

ра можно привести игнорирование правящими кругами США и их

12 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

союзниками норм международного права и их глубоко аморальное

поведение во многих критических международных ситуациях.

4. Возрастание потребности народов в современной самоиден-

тификации (каково наше место в изменяющемся мире? какова

наша роль? куда мы идем?), вызванной крушением прежнего

миропорядка, а значит, и изменением роли практически всех

акторов мировых отношений, а также повышением роли этни-

ческих и культурных факторов в международных отношениях.

5. Изменение ценностной значимости свободы и безопасности

в пользу последней (готовность значительной части граждан го-

сударств «обменять» личную свободу на гарантируемую государ-

ством безопасность).

Состояние международных отношений, характерной чертой

которых является рост взаимосвязи и взаимозависимости в мире,

стало играть важную роль в решении ключевых, основополагаю-

щих проблем, стоящих перед человечеством.

Международные отношения — это не только политика и эконо-

мика. Они проявляются и в таких областях человеческой жизнеде-

ятельности, как право, философия, история, культура, религия,

дипломатия. Международные отношения нельзя ограничивать рам-

ками межгосударственных отношений, так как они осуществляют-

ся не только на государственном уровне. Все более значительная

часть международных связей приходится на неправительственные

организации, экономические объединения и предприятия, между-

народные ассоциации, институты и партии.

Субъекты международных отношений часто вступают во взаи-

модействие друг с другом тогда, когда обнаруживается их неспо-

собность решить свои проблемы и защитить свои интересы само-

стоятельно, т.е. опираясь исключительно на внутренние ресурсы,

поэтому международные отношения можно рассматривать как

внешние компенсационные дополнения к внутренним отношениям.

Международные отношения позволяют подключить другое

государство к решению своих проблем и защите своих интере-

сов и наоборот. Развитие международных отношений есть ре-

зультат ослабления самодостаточности наций-государств, их

постепенного превращения из относительно автономного цело-

го в часть более широкого целого.

Международная политика доминирует во французской шко-

ле политических наук (Раймон Арон), а также в британской и гер-

манской школах, некоторых разновидностях американской шко-

лы (Ганс Моргентау, Кеннет Томпсон). Всем этим школам

свойственно отождествление международной политики с внеш-

1.1. Особенности современных международных отношений... • 13

ней политикой государств — главных объектов международных

отношений, в результате чего основное внимание они уделяют

международным политическим отношениям.

Фактор классовых отношений (соотношение классовых сил

в каждую эпоху) положен в основу марксистской трактовки меж-

дународной политической теории. Согласно ей, международная

политическая теория каждой эпохи обусловлена типом социаль-

но-экономической формации, а также политическими и эконо-

мическими интересами господствующих в ней классов.

Можно дать еще одно определение международным отноше-

ниям. Международные отношения представляют собой совокуп-

ность политических, экономических, социальных, правовых,

военных, дипломатических, культурных, научных и иных связей

и отношений между основными субъектами человеческого со-

общества, а именно: народами, государствами, неправительствен-

ными организациями, общественными движениями, а также

отдельными авторитетными личностями.

Международные отношения можно рассматривать как меха-

низм регуляции миросистемной жизни — регуляции политической

(governing) и административной (managing). В формы такого рода

регуляции попадают не только отношения-в-мире, но и отноше-

ния-в-войне, свидетельствующие об ограниченности управленчес-

ких возможностей человека в сфере международных отношений.

Если рассматривать международные отношения через призму

психологии и человеческих отношений, то международные отно-

шения есть способ самоутверждения их субъекта в собственных

глазах и в глазах членов мирового (международного) сообщества как

полноценных и полноправных акторов мировой политической сцены.

Участниками международных отношений являются государства.

Именно они и межгосударственные отношения определяют ха-

рактер, климат и направление развития международных отноше-

ний. Цель межгосударственных отношений — создать наиболее

выгодные условия функционирования и развития самих государств.

Межгосударственные отношения затрагивают такие сферы, как

политическая, экономическая, информационная и культурная.

Результатом межгосударственных отношений может быть объе-

динение государств на основе норм международного права с соз-

данием межправительственных организаций для решения между-

народных проблем. К числу их, например, относится Организация

Объединенных Наций (ООН), играющая важную роль в каче-

ственном преобразовании содержания и структуры современных

международных отношений.

14 • ГЛАВА 1. РОЛЬ ВОЕННОЙ СИЛЫ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Возрастает роль неправительственных организаций (между-

народных организаций и объединений, учрежденных не на ос-

нове межправительственных соглашений), таких как Междуна-

родный Красный Крест, Международный олимпийский комитет,

Римский клуб, Комитет по исследованию космического простран-

ства, Организация солидарности народов Азии и Африки, Со-

циалистический интернационал и др.

На протяжении многих столетий ключевым фактором, или

источником развития международных отношений, являлось со-

отношение сил на мировой арене. Согласие или соперничество

наиболее мощных в военном отношении держав определяли

мировой политический климат, служили двигательной силой

развития международных отношений.

В системе международных отношений под влиянием научно-

технической и информационной революций, интернационализа-

ции производства, а также угроз, возникших перед человечеством

в XXI в., усилилась тенденция к сближению народов и государств,

упрочилось стремление решать проблемы человечества общими

усилиями. Этим объясняются расширение связей и обменов меж-

ду людьми и неправительственными организациями, мощные

интеграционные процессы в таких сферах, как научно-техничес-

кий прогресс, мировая торговля и мировой рынок.

Относительная устойчивость «атлантической цивилизации»,

возглавляемой США, дает ей преимущества на данном этапе

развития международных отношений, позволяет ей диктовать

«правила игры» для других стран мирового сообщества.

Еще долгое время сохранится разделение народов по нацио-

нально-государственным, цивилизационным, геополитическим,

религиозным и другим признакам. Сохранение, и даже усиле-

ние, многообразия современного мира не должно стать препят-

ствием для единенкя, взаимосвязи и взаимозависимости в мире,

носящим объективный характер, для согласованных действий всех

сил во имя выживания человечества, укрепления всеобщей бе-

зопасности и мира.

1.1.2. Международный порядок:

сущность и особенности формирования

I

Существуют три основных подхода к интерпретации порядка:

Date: 2015-07-22; view: 354; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию