Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Послевоенный дизайн в СССР





Война практически прервала работы дизайнеров. Однако, проектирование легендарной "Победы", вышедшей сразу после войны, было закончено в 1943 году В войну в штатах проектно-конструкторских бюро некоторых заводов транспортного машиностроения появились художники.

В условиях послевоенного возрождения промышленности и восстановления разрушенных городов потребовались дизайнеры-стилисты и художники-оформители. Для подготовки таких специалистов в 1945 году были воссозданы Строгановское училище в Москве и вслед за ним в 1948 году было открыто Ленинградсткое Высшее Ху-дожеественно-Промышленное Училище им. Мухиной

Необходимо отметить, что война значительно двинула вперед развитие военной техники, в частности моторостроение, самолетостроение. Это оказало влияние затем и на "мирную" продукцию. Военная техника давала зачастую не только технический эталон для подражания, но и эстетический: реактивная авиация дала новые "динамичные", "обтекаемые" формы, оказавшие влияние на послевоенное формообразование транспортного машиностроения, судостроения, включая формы бытовых изделий - настольных ламп, телефонных аппаратов.

В послевоенные годы в СССР были созданы первые дизайнерские бюро широкого профиля. Одним из них стало Архитектурно-художественное бюро под руководством Юрия Соловьева. Среди крупных разработок этого бюро в 50-е годы - проект троллейбуса, интерьеры и общий вид прогулочного речного теплохода, оборудование кают атомного ледокола «Ленин», проекты трансформирующейся мебели. Одним из первых был проект модернизации пассажирского вагона (1945), в котором впервые был применен принцип наглядного сравнения. На подмосковном заводе в Лианозово были построены в натуре два варианта интерьеров вагонов: один - по проекту инженеров, и другой - по проекту дизайнеров Ю. Соловьева, Ю. Сомова и при участиии Г. Лебедева и И. Кулакова. Вариант дизайнеров оказался предпочтительней - более светлый, просторный и изящный интерьер. По стилю -это геометрический функционализм с элементами стрим-лайна (закругленные края лавок, светильников, полок, контуры окон). Рельефные ребра жесткости, накладные металлические декоративные полосы, уступы в формах для пепельниц и плафонов подчеркивали зрительное движение в глубину.

Авторы продемонстрировали завидную изобретательность в решении всех мелочей: трансформации полок, откидных столиков в проходах, пепельниц и ручек отлитых из алюминиевых сплавов. В итоге был обеспечен максимум возможного комфорта в ситуации крайней затесненности и экономии площади. Этот проект почти без изменений выпускается промышленностью до наших дней,

В 1946 году на Горьковском автозаводе начал выходить легковой автомобиль "М 20 "Победа", его автором был молодой талантливый дизайнер В. Самойлов. Имевший совершенно новые принципы компановки: обтекаемая форма, гладкие боковины, отсутствие крыльев и подножж, цельный единый кузов, накрывающий всю машину, - автомобиль стал событием в мировом дизайне. Форме "Победы" начали подражать не только в Европе (английский "Стандарт-Вангард"), но и на родине автомобилестроения - в США. Однако американский покупатель, привыкший к более дробным и расчлененным формам машин, не сразу воспринял новую архитектуру кузова. По сути дела бескрылые машины с гладкими боковинами утвердились в США на 10-12 лет позже, только к концу 50-х гг


В 50-е годы были возрождены службы Аэрофлота и разработан ее фирменный стиль. Были построены новые аэропорты - в Москве и Ленинграде. Архитекторам и дизайнерам пришлось решать непривычные функциональные задачи - оборудование залов ожидания, устройство информационных табло, проектирование стоек для оформления билетов и сдачи багажа, разработку мобильных трапов. В эти годы на линии вышли первые реактивные и турбореактивные самолеты. Первые «ТУ-104», несмотря на сверх­современный внешний вид, внутри были оборудованы по типу интерьеров поездов мебелью в «русском стиле» с вышитыми занавесками и домашними настольными лампами.

В 1958 году в Горьком (Нижний Новгород) в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях появилась группа художественного конструирования: Ф. Прибыщенко, О. Фролов, В. Квасов, А. Фролова, И. Медведев, В. Бойкина. Результатом ее работы стал дизайн судов на подводных крыльях серии «Метеор», «Вихрь», «Комета». Наиболее быстроходным было судно с газотурбинным двигателем «Буревестник», перевозившее 150 пассажиров со скоростью 97 км/час.

Во время Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 года в москвичи впервые после долгой изоляции в России, увидели иностранцев. Новые моды, новые идеи, новая музыка, новые люди. Это было началом оттепели времен Н. Хрущова. Вместе с жизнью начал раскрепощаться и быт. В 1962 году состоялось официальное возрождение дизайна, когда специальным постановлением Совета Министров СССР предписывалось создать специальные дизайнерские бюро для проектирования машин и бытовых изделий.

23. НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ. УЛЬМСКАЯ ШКОЛА ДИЗАЙНА. СТИЛЬ "БРАУН"

Ульмская высшая школа формообразования была специально открыта для подготовки дизайнеров. С одной стороны, она явилась продолжателем идей и практики Баухауза, с другой - образцом, по которому строились многие другие центры дизайнерского образования в мире. Основана она в 1951 году Максом Биллом, архитектором и художником, известным своими блестящими искусствоведческими статьями и педагогической деятельностью.. В своих воззрениях Макс Билл придерживался концепции чистого, функционального дизайна.

В 1953-55 гг. Макс Билл строит для школы специальное здание и до 1956 года является ее ректором. На торжественное открытие школы приехал первый директор Баухауза Вальтер Гропиус.

С 1957 года Ульмскую школу возглавляет Томас Мальдонадо. В 1968 году, после возникшего напряжения с реакционно-настроенным правительством земли Баден-Вюртемберг, Ульмская школа была закрыта. В основе преподавания лежал новый метод обучения - проектирование должно вестись на основе тщательного сбора фактического материала, его анализа и исследований с позиций научных, технических и технологических знаний. Основной состав преподавателей включал приблизительно 15 человек, при этом для чтения лекций и ведения занятий приглашались из различных стран до 50 ученых, архитекторов и дизайнеров. Занятия велись на четырех факультетах: дизайна промышленных изделий, строительства и архитектуры, визуальных коммуникаций, информации. Ульмская школа включала два проектно-конструкторских института, которыми руководили профессора школы: институт дизайна промышленных изделий и институт индустриальных методов строительства. В институтах велись дизайнерские и научно-исследовательские работы по заказам фирм и организаций. Тем самым обеспечивалась постоянная связь школы с промышленностью, оказывая на нее определенное влияние Ульмская концепция дизайна, имевшая принципиально антикоммерческую направленность и привлекавшая внимание к социально-гуманистическим аспектам оформления предметной среды, оказала глубокое воздействие на дизайн 60—70-X гг.

неофункционализм

Ульм показал, что в немецком дизайне 60-х гг. стилевым принципом стал функционализм ("хорошая форма"), который даже стал представляться различным учреждениями, дизайн-центрами и советами по формообразованию как догма. Доценты Ульмской высшей школы работали для фирм "Браун", "Витсуе" и "Розенталь", чьи продукты во всем мире показали сущность "хорошей формы" и "германского дизайна". Функциональные и технологические аспекты все более выступали в дизайне на передний план и дизайнеры стали восприниматься главным образом как инженеры, а не художники. Эргономика стала новым важным полем деятельности."Прямоугольные" формы и ульмское мышление нашли выход в массовое производство: модульное изготовление и строительство давало возможность рационального производства с минимумом затрат.Формы стали жестче, граненеи, предметнее, отчасти - менее оригинальными. При этом плохо "скопированный" функционализм, который лишь намекал на прямые углы, слишком часто приводил к скучным массовым продуктам, а также нечеловечным панельным домам, которые часто становились социально проблемными точками. Стиль "Браун"

Производители высококачественной радиоаппаратуры класса "хай-фай" и предметов потребления фирмы "Браун" в Кронберге, "Таунус" сотрудничая с такими выдающимися представителями функционализма, как Ханс Гугелот, Х.Хирхи, Дитер Рамс, Вильгельм Вагенфельд, реализовывали ульмское понимание индустриального качества. Фирма Браун стала для многих других предприятий образцом ясного функционального формообразования и образцового современного фирменного стиля.


Основанная в 1921 году М.Брауном во Франкфурте на Майне, фирма сначала занималась производством отдельных деталей для радиоиндустрии. Начиная с 1929 г. здесь производили радиоприемники, проигрыватели грам-мпластинок, а с 1936 г. - один из первых минирадиоп-риемников на батарейках. Во время второй мировой войны фирма "Браун" выполняла военные заказы. После войны палитра выпускаемой продукции значительно расширилась.

В 1954 г ведущим дизайнером "Брауна" был назначен Фриц Айхлер. Проанализировав ситуацию, Фриц Айхлер совместно с владельцами фирмы разрабатывают программу ее деятельности, создав при этом обобщенный образ своего потребителя. "Мы представляем себе этих людей симпатичными, интеллигентными и естественными. Их квартиры представляют собой не сценические декорации, а убраны просто, со вкусом, практичны и уютны. Соответственно этому и должны выглядеть наши приборы. Их мы делаем не для витрин, а такими, чтобы с ними можно было долгое время жить"- такой портрет потребителя был представлен Артуром Брауном. Он уточняется через портрет изделий фирмы: "Наши электроприборы должны быть бесшумными, тихими помощниками и слугами. Они должны незаметно исчезать, так же как хороший слуга, когда все уже сделано".

Стиль Брауна - это отсутствие декора, ярких цветовых пятен, имитации материалов. Это скромная колористическая гамма, построенная на тонких оттенках серого цвета, сочетания черного и белого. Это создание цельного образа самыми простыми и минимальными средствами. Стиль Брауна - это "экономный" стиль.

Первоначальный успех Брауна отчасти объяснялся еще и тем, что в конце пятидесятых годов наступило пресыщение обтекаемого стиля линии Ниццоли, массовому потребителю хотелось чего-то нового. Геометрическая простота и лаконизм изделий "Брауна" пришлись как нельзя кстати. Товар пошел нарасхват не только у "простого" потребителя, но и у "элитарного", которого потянуло в это время к "упрощению" своего быта.

Дитер Рамс, пришедший в фирму в 1955 году, развил функционалистический имидж до апогея. Девизом был: "Меньше дизайна - это больше дизайна". Приборы Браун должны были быть в своем оформлении простыми наглядными и всегда современными, техника - совершенной до мельчайших деталей. Изделия Брауна стали образцом для подражания.

Продукция "Браун" была признана международно иполучила на триенналях в Милане в 1957, 1960, 1962 гг. призы "Компассо де Орто".Вопреки существовавшему в то время расхожему мнению "бессмертия" (долговечности) изделий, "Браун" всегда отдавал предпочтение в производстве своей продукции технически актуальным направлениям, и, если рассматривать точнее, то в каждой новой модели электробритвы или кофеварки нашел свое отражение вкус определенного времени.Палитра выпускаемой продукции постоянно расширялась: электрофены, дорожные утюги, электрические зубные щетки и т.д. Кроме того, в 80-е годы появились еще часы и будильники. "Браун" изобрела функцию голосового и тактильного контроля. Наряду с чрезвычайным ростом популярнолсти на рынке Браун не всегда ожидал успех. В конце 80-х -начале 90-х гг. дешевая продукция японских компании вытеснила с рынка радиоаппаратуру класса "хай-фай" "Брауна".

Date: 2015-07-11; view: 4628; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию