Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Технич. сложность 1 page





 

Рис. Схема методов социотехники

 

 


(+)

Товар

«Дойная корова»

 

Идея товара Точка

Разработка образца окупаемости

 

Сертификация

 

(-)

Создание

производства

 

 

Пробный

маркетинг

Продвижение

товара

Начало продаж

 

Рис. Схема жизненного цикла товара

 
 

 


Товар «В»

 

Товар «А»

 

 

Товар «С»

 

 

Рис. Портфель товаров

 


 

6.4. Наука/техника - социальный институт
= Понятие социального института (СИ)
o системный подход
o самоорганизующая целостность, подсистема общества
o элементы науки как СИ
= Этапы жизненного цикла СИ
o Внешняя история
· от зарождения человечества до 16в.
· формирование условий и предпосылок
· зарождение специфических функций
· привлечение внешних элементов
o Внутренняя история
· от 17в. до н.вр.
· социальный заказ
· формирование собственных элементов
= Генезис науки и техники как СИ
o Этапы
· формирование предпосылок (социально и научно-исторический контекст)
· научный этап
· научно-технический этап
· промышленно-социальный этап
o Пример: атомный проект
= Роль науки в жизни общества:
o мировоззрение
o идеология
o производительная и социальная сила
o проблема сциентизма и антисциентизма
= Наука и сферы общества:
o наука и экономика
o наука и власть
· проблема государственного регулирования науки
· проблема секретности и закрытости научных исследований
= 6.5. Метод «Эволюция артефакта»
= Понятие «артефакт»
·
= Познавательные возможности метода
· Позволяет анализировать алгоритм развития материальных/духовных средств деятельности
· Анализ идет по конкретным направлениям развития
= Итерационная схема метода
Шаг 1.
1) Проблематизация ситуации разрыва потребностей и возможностей в деятельности
2) Формулировка идеи по решению проблемы
3) Проработка метода и пробной технической реализации (лабораторный, опытный образец)
4) Разработка серийного образца, организация производства эксплуатации - до насыщения
Шаг 2.
1) Проблематизация ситуации разрыва потребностей и возможностей в деятельности…
 
Тема 7. Строение естественнонаучной теории
7.1. Теоретическая схема (ТС) – модель объекта исследования
= Концепт из пространственно-временного образа и набора понятий
o Элементы: абстрактные и/или идеальные конструктивы, вводимые через понятия
o Структура отражается на пространственно-образной схеме
        Рис. 3 Теоретическая схема а) Пространственно-образная схема
   
 
 
С (х, у,t) – система координат; х, у – пространственные координаты; t – временная ось в системе координат, время; А, А¢ – точка (материальное тело, не имеющее пространственных размеров) в исходном и перемещенном положениях; m -масса точки; F -сила; V(Vх, Vу)–скорость и её проекции на оси координат, Vх= … а (а х, а у)–ускорение и его проекции на оси координат, а х = … L –траектория движения точки …

 

 


б) Понятийно-логические определения

7.2. Математический аппарат (МА):
А=ВС, А=ВС2
o это математическое выражение, оно становится законом при интерпретации на ТС
o функция закладывается на этапе разработки ТС или в форме математической гипотезы
7.3. Интерпретация:
o придает физический смысл и форму закона математическому выражению
o позволяет ввести количественную форму во взаимосвязи и отношения элементов ТС
А= В С → FΔt = Δ (m V) или F = m а,
7.4. Парадигмальные образцы решения задач
= Конструктивный способ создания
o нет логического метода вывода частных следствий из базовой теоретической схемы
o творческий процесс операционализации
o сведение базовой ТС к эмпирической схеме (ЭС), соответствующей экспериментальной ситуации
= Обязательная составляющая теории
7.5. Факты науки и эмпирические обобщения
o Задают область определения теории, для их объяснения она и создается
o Имеется строгий формат описания
7.6. Отраслевая методология и методы
7.7. Основания науки
o Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность
o Научная картина мира (НКМ).
o Философские основания науки.
Тема 8. СТРОЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
8.1. Теоретические схемы и абстрактные объекты технической теории
= Способ представления теоретической модели объекта
"Фарадеевы линии силы занимают в науке об электромагнитизме такое же положение, как пучки линий в геометрии положения. Они позволяют нам воспроизвести точный образ предмета, о котором мы рассуждаем". Максвелл Д.К. Речи и статьи. М., 1967. с. 69.
o Теоретические схемы выражают особое видение мира под определенным углом зрения, заданным в данной теории
· отражают интересующие данную теорию свойства и стороны реальных объектов,
· являются ее оперативными средствами для идеализированного представления этих объектов,
· может быть практически реализовано в эксперименте путем устранения побочных влияний техническим путем.
Галилей, проверяя закон свободного падения тел, выбрал для бросаемого шарика очень твердый материал, что позволяло практически пренебречь его деформацией. Стремясь устранить трение на наклонной плоскости, он оклеил ее отполированным пергаментом.
В качестве теоретической схемы подобным образом технически изготовленный объект представлял собой наклонную плоскость, т.е. абстрактный объект, соответствующий некоторому классу реальных объектов, для которых можно пренебречь трением и упругой деформацией.
Одновременно он представлял собой объект оперирования, замещающий в определенном отношении реальный объект, с которым осуществлялись различные математические действия и преобразования.
Использование для описания электродинамических процессов теоретических схем оптики и акустики позволило Герцу не только применить ряд таких понятий, как угол падения, показатель преломления, фокальная линия и т.п., но и осуществить над электромагнитными колебаниями ряд классических оптических опытов (по регистрации прямолинейного распространения, интерференции и преломления электромагнитных волн и т.п.).
Теоретическая схема естественного процесса распространения электромагнитных волн (Герц называл ее "картиной поля", "картиной электрических волн") позволила транслировать и соответствующую математическую схему, а именно - геометрическое изображение стоячей волны, которое дает возможность четко определять узловые точки, пучности, период, фазу и длину волны.
= Абстрактные объекты технической теории обладают.
o "однородностью" - они собраны с помощью:
· фиксированного набора элементов
· ограниченного и заданного набора операций их сборки.
Рело построил представление о кинематической паре, а составляющие ее тела он называл элементами пары. С помощью двух таких элементов можно осуществлять различные движения.
Несколько кинематических пар образуют кинематическое звено, несколько звеньев - кинематическую цепь. Механизм является замкнутой кинематической цепью принужденного движения, одно из звеньев которой закреплено.
Поэтому из одной цепи можно получить столько механизмов, сколько она имеет звеньев.
o иерархической организацией - любые механизмы можно собрать из стандартных цепей, звеньев, пар и элементов. Это обеспечивает:
· соответствие абстрактных объектов конструктивным элементам реальных технических систем
· возможность их дедуктивного преобразования на теоретическом уровне
= Правила соответствия - способ перехода от одних модельных уровней к другим
= Задача реализации - способ интерпретации и эмпирического обоснования в технической науке
8.2. Эмпирический уровень в технической теории
= Конструктивно-технические и технологические знания
o являющиеся результатом обобщения практического опыта при проектировании, изготовлении, отладке и т.д. технических систем (инженерной работы)
o это - эвристические методы и приемы:
· разработанные в самой инженерной практике
· рассмотренные в качестве эмпирического базиса технической теории
= Конструктивно-технические знания
o преимущественно ориентированы на описание строения (или конструкции) технических систем, представляющих собой совокупность элементов, имеющих определенную форму, свойства и способ соединения.
o включают также знания о технических процессах и параметрах функционирования этих систем
= Технологические знания
o фиксируют методы создания технических систем и принципы их использования.
= Практико-методические знания – это практические рекомендации по применению научных знаний:
o полученных
· в технической теории,
· в практике инженерного проектирования
o являющиеся:
· продуктом теоретической деятельности в области технической науки
· сформулированы для еще неосуществленной инженерной деятельности
8.3. Теоретический уровень научно-технического знания
= Включает в себя три основные уровня, или слоя, теоретических схем
Функциональная схема (ФС):
o общая для целого класса технических систем
o фиксирует общее представление о технической системе, независимо от способа ее реализации,
o результат идеализации ТС на основе принципов определенной технической теории.
o с её помощью строится алгоритм функционирования системы и выбирается ее конфигурация (внутренняя структура)
o блоки схемы (модели):
· это совокупность важных свойств элементов, рассмотренных обособлено от тех нежелательных свойств, которые привносит с собой элемент в систему
· замещают функциональные элементы системы и фиксируют те их свойства, ради которых они включены в ТС
· выражают обобщенные математические операции
o функциональные связи, или отношения, между блоками выражают определенные математические зависимости
Функциональные схемы, например, в теории электрических цепей представляют собой графическую форму математического описания состояния электрической цепи. Каждому функциональному элементу такой схемы соответствует определенное математическое соотношение, - скажем, между силой тока и напряжением на некотором участке цепи или вполне определенная математическая операция (дифференцирование, интегрирование и т.п.). Порядок расположения и характеристики функциональных элементов адекватны электрической схеме.
o ФС в классической технической науке
· всегда привязаны к определенному типу физического процесса, т.е. к определенному режиму функционирования технического устройства
· всегда могут быть отождествлены с какой-либо математической схемой или уравнением.
o ФС могут быть и не замкнуты на конкретный математический аппарат.
· в этом случае они выражаются в виде простой декомпозиции взаимосвязанных функций, направленных на выполнение общей цели, предписанной данной технической системе.
Поточная схема (ПС), или схема функционирования
o описывает естественные процессы, протекающие в технической системе и связывающие ее элементы в единое целое
o блоки отражают различные действия, выполняемые над естественным процессом элементами технической системы в ходе ее функционирования
o строятся исходя из естественнонаучных (например, физических) представлений
Теория электрических цепей, к примеру, имеет дело не с огромным разнообразием конструктивных элементов электротехнической системы, отличающихся своими характеристиками, принципом действия, конструктивным оформлением и т.д., а со сравнительно небольшим количеством идеальных элементов и их соединений, представляющих эти идеальные элементы на теоретическом уровне. К таким элементам относятся, прежде всего, емкость, индуктивность, сопротивление, источники тока и напряжения.
Для применения математического аппарата требуется дальнейшая идеализация: каждый из перечисленных выше элементов может быть рассмотрен как активный (идеальные источники тока или напряжения) или пассивный (комплексное - линейное омическое и нелинейные индуктивное и емкостное - сопротивления) двухполюсник, т.е. участок цепи с двумя полюсами, к которым приложена разность потенциалов и через которую течет электрический ток.
Все элементы электрической цепи должны быть приведены к указанному виду. Причем в зависимости от режима функционирования технической системы одна и та же схема может принять различный вид.
o режим функционирования технической системы определяется, прежде всего, тем, какой естественный (например, физический) процесс через нее протекает
· при постоянном токе индуктивность представляется идеальным омическим сопротивлением,
· при переменном токе низкой частоты - последовательно соединенными идеальными омическим сопротивлением и индуктивностью (индуктивным сопротивлением),
· при переменном токе высокой частоты ее поточная схема дополняется параллельно присоединяемым идеальным элементом емкости (емкостным сопротивлением).
· для разных режимов функционирования технической системы может быть построено несколько поточных и функциональных схем
o для каждого вида естественного (физического) процесса применяется наиболее адекватный ему математический аппарат, призванный обеспечить эффективный анализ поточной схемы технической системы в данном режиме ее функционирования.
o в предельно общем случае поточные схемы отображают не только естественные процессы, но и вообще любые потоки субстанции (вещества, энергии, информации)
Структурная схема (СС) технической системы
o фиксирует те узловые точки, на которые замыкаются потоки (процессы функционирования).
Это могут быть единицы оборудования, детали или даже целые технические комплексы, представляющие собой конструктивные элементы различного уровня, входящие в данную техническую систему, которые могут отличаться по принципу действия, техническому исполнению и ряду других характеристик.
Такие элементы обладают кроме функциональных свойств свойствами второго порядка, т.е. теми, которые привносят с собой в систему определенным образом реализованные элементы, в том числе и нежелательными (например, усилитель - искажения усиливаемого сигнала).
o фиксирует конструктивное расположение элементов и связей (т.е. структуру) данной технической системы и уже предполагает определенный способ ее реализации
o является теоретической схемой технической системы с целью ее теоретического расчета и поиска возможностей для усовершенствования (или разработки на ее основе новой системы).
Уже структурные схемы теории электрических цепей представляют собой идеализированное изображение электрической цепи, поскольку в них абстрагируются от многих частных характеристик электротехнического устройства (габаритов, веса, способов монтажа и т.д.). Эти характеристики учитывают в процессе проектирования и изготовления, т.е. в самой инженерной деятельности. На структурных схемах указываются обобщенные конструктивно-технические и технологические параметры стандартизированных конструктивных элементов (резисторов, катушек индуктивности, батарей и т.д.), необходимые для проведения дальнейших расчетов: их тип и размерность в соответствии с инженерными каталогами, рабочее напряжение, способы наилучшего расположения и соединения, экранировка.
o в классических технических науках СС
· отображают в технической теории именно конструкцию технической системы и ее технические характеристики
· позволяют перейти от естественного модуса рассмотрения технической системы, который фиксируется в его поточной схеме (в частности физического процесса), к искусственному модусу.
· в идеализированной форме отображает техническую реализацию физического процесса в контексте определенного типа инженерной деятельности и вида производства.
o в современных человеко-машинных системах
· такая реализация может быть самой различной, в том числе и нетехнической. В этом случае термины "технические параметры", "конструкция" и т.п. не годятся.
· речь идет о конфигурации системы, их обобщенной структуре
Тема 9. Динамика науки как процесс порождения знания
9.1. Зарождение научной дисциплины. Первичные модели и законы
= Взаимодействие оснований науки и опыта как начальный этап становления новой дисциплины
= Обратное воздействие эмпирических фактов на основания науки.
= Формирование частных теоретических моделей и законов. Роль аналогий в теоретическом поиске.
= Процедуры обоснования теоретических знаний. Взаимосвязь логики открытия и логики обоснования. Механизмы развития научных понятий
9.2. Развитая теория
= Становление развитой научной теории. Классический и неклассический варианты формирования теории.
= Генезис образцов решения задач.
= Проблемные ситуации в науке.
o Перерастание частных задач в проблемы.
o Развитие оснований науки под влиянием новых теорий.
o Проблема включения новых теоретических представлений в культуру.
Тема 10. Научные традиции и научные революции. Типы научной рациональности
10.1. Философия и культура
= Культура
o хранит, транслирует, генерирует программы деятельности, поведения и общения, которые составляют совокупный социально-исторический опыт
o динамика культуры связана с появлением одних и отмиранием других надбиологических программ человеческой жизнедеятельности
o можно выделить основные уровни программ
· биологические программы
ü инстинкты самосохранения, питания, половой инстинкт
ü инстинктивная предрасположенность к общению, выработанная как результат приспособления человеческих предков к стадному образу жизни
· социальные программы
ü реликтовые - осколки прошлых культур, уже потерявшие ценность, но воспроизводящие определенные виды общения и поведения людей (обычаи, суеверия и приметы)
ü жизненно важные для данного типа общества и определяющие его специфику
ü будущих форм и видов поведения и деятельности для будущих ступеней социального развития
· глубинные социальные программы (основания):
ü пронизывают все другие феномены и элементы культуры и организуют их в целостную систему
= Философия
o философия представляет собой рефлексию над основаниями культуры
o генератор категориальных структур, необходимых для освоения новых типов системных объектов
o схемы научного мировоззрения:
· научная картина мира (схема объекта)
· идеалы и нормы науки (схема метода)
= Категории культуры
o схема господствующего культурного мировоззрения той или иной исторической эпохи
· образ человека и представление о его месте в мире
· представления о социальных отношениях и духовной жизни
· представления об окружающей нас природе и строении ее объектов
o “сетка” категорий культуры фиксирует определенный способ членения мира и синтеза его объектов
o в соответствии с ней происходит развитие конкретно-научных понятий, характеризующих детали строения и поведения данных объектов
· малые системы: естествознанием XVII—XVIII веков, механицизм
· большие системы: иерархичность, целостность, случайность, вещь как процесс
· человекоразмерные системы
= Матрица культуры
o сложноорганизованный набор надбиологических программ человеческой жизнедеятельности
o определяет общественное сознание, а также индивидуальное - как внешне заданная форма
o усваивается человеком в процессе социализации и далее используется как само собой разумеющееся основание для его жизни в социуме
o предстает как сложная смесь взаимодействующих между собой знаний, предписаний, норм, образцов деятельности, идей, проблем, верований, обобщенных видений мира, имеет уровни:
· уровень всеобщего, который включает определения бытия, инвариантные по отношению к различным конкретным историческим эпохам
· уровень особенного, представленного смыслами универсалий культуры каждой эпохи
· уровень единичного, который соответствует специфике группового и индивидуального сознания
= Функции универсалий культуры:
o структурирование и сортировка многообразного, исторически изменчивого социального опыта
o базисная структура человеческого сознания
o шкала ценностей, определяет не только осмысление, но эмоциональное переживание мира человеком
= Развитие категориальной матрицы:
o различные культуры имеют общие и специфические слои в категориальной матрице
o адекватная объекту категориальная структура
· должна быть выработана заранее,
· как предпосылка и условие познания и понимания новых типов объектов
o задача
· выработка категориальных структур, обеспечивающих выход за рамки традиционных способов понимания и осмысления объектов,
· во многом решается благодаря философскому познанию
= Философские системы:
o монадология Лейбница
· развивал идеи, во многом альтернативные механическим концепциям.
· удивительное созвучие с некоторыми концепциями и моделями современной космологии и физики элементарных частиц
· часть и целое, несиловые взаимодействия, связь между причинностью, потенциальной возможностью и действительностью
o объективный идеализм Гегеля:
· был сформулирован категориальный аппарат, который позволял осваивать объекты, относящиеся к типу саморазвивающихся систем
· саморазвитие абсолютной идеи:
ü объект порождает “свое иное”,
ü которое затем начинает взаимодействовать с породившим его основанием
ü и, перестраивая его, формирует новое целое
· особенности развивающихся систем:
ü способность развертывать исходное противоречие, заключенное в их первоначальном зародышевом состоянии
ü наращивать все новые уровни организации и перестраивать при появлении каждого нового уровня сложное целое системы
10.2. Глобальные революции и типы научной рациональности.
= Диалектика «рациональное - иррациональное» в культуре:
o базовая оппозиция: рациональное - иррациональное в познании
(1) - архаическое общество: интуитивизм, обыденное сознание
(2) - Неолит
(3) - Древние царства
(4) - Античность:
(5) - христианское Средневековье
(6) - Возрождение и Новое время, протестантизм, рационализм, модерн
(7) - ХХ век: постмодерн, новый иррационализм:
  (Р) Арх.О Неол. ДрЦ Ср/в Хр.   Ант. Н/вр. ХХв. Д/гр. Ф Мод. П/мод. (И) 1 2 3 4 5 6 7
= Историческая смена типов научной рациональности:
o преднаука
o классическая наука
o неклассическая наука
o постнеклассическая наука.
= Классический тип научной рациональности
o центрирование внимания на объекте
o при теоретическом объяснении и описании необходимо элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности, это необходимое условие получения объективно-истинного знания о мир
o не осознаётся, что цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями
= Неклассический тип научной рациональности
o учитываются связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности
o описание этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира
o связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии
= Постнеклассический тип рациональности
o расширяется поле рефлексии над деятельностью
o учитывается соотнесенность знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами.
o описывается связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями
10.3. Научные революции как перестройка оснований науки
= Первая глобальная научная революция
1) С - СП – (О)
o революция XVII в. ознаменовала становление классического естествознания
o идея:
· объективность и предметность научного знания достигается только тогда, когда из описания и объяснения исключается все, что относится к субъекту и процедурам его познавательной деятельности:
· эти процедуры принимались как раз навсегда данные и неизменные
· идеалом было построение абсолютно истинной картины природы
o задача:
· поиск очевидных, наглядных, "вытекающих из опыта" онтологических принципов, на базе которых можно строить теории, объясняющие и предсказывающие опытные факты
· объяснение истолковывалось как поиск механических причин и субстанций - носителей сил, которые детерминируют наблюдаемые явления
· в понимание обоснования включалась идея редукции знания о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики
o субъект:
· отстранён от вещей, со стороны наблюдает и исследует их
· не детерминирован никакими предпосылками, кроме свойств изучаемых объектов
o объект:
· малая система (механическое устройство)
· небольшое количество элементов с силовыми взаимодействиями
· свойства целого полностью определяются состоянием и свойствами его частей
· процесс представляется как перемещение тел в пространстве во времени
o причинность понималась в лапласовском смысле
= Вторая глобальная научная революция
2) С - ∑[СП – (О)]i
o конец XVIII - первая половина XIX в.
o переход к новому состоянию естествознания - дисциплинарно организованной науке
o научная картина мира:
· механическая картина мира утрачивает статус общенаучной
· в биологии, химии и других областях знания формируются специфические картины реальности, нередуцируемые к механической
o дифференциация дисциплинарных идеалов и норм исследования
· эволюционное объяснение живой природы и в геологии
· разработка теории поля в физике
= Третья глобальная научная революция
3) С - (СП – О)
o с конца XIX до середины XX столетия
o становлением нового, неклассического естествознания
· в физике (открытие делимости атома, становление релятивистской и квантовой теории)
· в космологии (концепция нестационарной Вселенной)
· в химии (квантовая химия),
· в биологии (становление генетики).
o возникает кибернетика и теория систем
o особенности объекта:
· сложные саморегулирующиеся системы
· иерархическая (уровневая) организация, наличием относительно автономных и вариабельных подсистем,
· массовое стохастическое взаимодействие элементов
· существованием управляющего уровня и обратных связей, целостность системы
· процесс, воспроизводящий некоторые устойчивые состояния
o субъект познания
· ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов
· познание зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности
o идеалы и нормы новой, неклассической науки
· отказ от прямолинейного онтологизма
· понимание относительной истинности теорий и картины природы, выработанной на том или ином этапе развития естествознания
· допускается истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания
· для объективности объяснения и описания необходима четкая фиксация особенностей средств наблюдения, которые взаимодействуют с объектом
· принцип наблюдаемости: операциональное обоснование понятий
· принцип соответствия: выяснение связей между новой и предшествующими ей теориями
· "вероятностная причинность"
= Четвертая глобальная научная революция
4) (Сд – Цн) – {СП– [О - (Сд - Цо)]}
o последняя треть ХХ в., рождается новая постнеклассическая наука
o новый тип объекта познания
· уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием
ü саморазвивающиеся системы характеризуются синергетическими эффектами, принципиальной необратимостью процессов.
ü человеческое действие не является внешним, а включается в систему, видоизменяя каждый раз поле ее возможных состояний
o меняется характер научной деятельности
· традиционные - дисциплинарные исследования
· новые - междисциплинарные и проблемно-ориентированные исследования
ü сложные системные объекты в отдельных дисциплинах изучаются лишь фрагментарно
ü эффекты их системности могут быть вообще не обнаружены при дисциплинарном подходе
ü системность выявляется только при синтезе фундаментальных и прикладных задач
· все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического характера
o революция в средствах хранения и получения знаний
· компьютеризация науки, математический эксперимент
· сложные и дорогостоящие приборные комплексы, которые обслуживают исследовательские коллективы и функционируют аналогично средствам промышленного производства
o научная картина мира
· стираются жесткие разграничительные линии между картинами реальности, определяющими видение предмета той или иной науки.
· они становятся взаимозависимыми, фрагментами целостной общенаучной картины мира
· идеи эволюции и историзма сливаются в общую идею глобального эволюционизма
· становятся основой синтеза общенаучной КМ, исторического развития природы и человека
o идеалы и нормы научного познания
· особые способы описания и предсказания состояний объекта - построение сценариев возможных линий развития системы в точках бифуркации
· идеал строения теории
· было: представление как об аксиоматически-дедуктивной системе
· конкурируют: метода аппроксимации, теоретические схемы, использующие компьютерные программы
· уникальные развивающиеся системы
ü эмпирический анализ производится методом вычислительного эксперимента на ЭВМ
ü это позволяет выявить разнообразие возможных структур, которые способна породить система
· "человекоразмерные" объекты
ü нельзя свободно экспериментировать.
ü запрет на взаимодействия, потенциально катастрофически опасные
ü включение аксиологических факторов в состав объясняющих положений, границы возможного вмешательства в объект
· научное познание, как особая часть жизни общества (социальный институт)
ü в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий
ü детерминируемая общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками.
ü осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания
10.4. Механизмы научных революций
= Общие представления
o сущность
· революция, связанная с трансформацией специальной картины мира без существенных изменений идеалов и норм исследования
o примеры
· переход от механической к электродинамической картине мира, осуществленный в физике последней четверти XIX столетия в связи с построением классической теории электромагнитного поля
· создание квантово-релятивистской физики
= Внутридисциплинарные механизмы научных революций
o начинается с накопления фактов
· не находят объяснения в рамках ранее сложившейся картины мира.
· могут выражать характеристики новых типов объектов
· могут приводить к парадоксам при попытках их теоретической ассимиляции
o к новым фактам может привести совершенствование средств и методов исследования
= Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке
o революция, в период которой меняются картина мира, идеалы и нормы науки
· для преобразования оснований науки не обязательно, чтобы в ней были парадоксы.
· преобразование может осуществляться за счет переноса парадигмальных установок и принципов из других дисциплин
· это заставляет исследователей по-новому оценить еще не объясненные факты, как аномалии
o парадигмальными принципами, "прививаемыми" в другие науки, выступают компоненты оснований лидирующей науки:
· Ядро ее картины реальности образует в определенную историческую эпоху фундамент общей научной картины мира, а принятые в ней идеалы и нормы обретают общенаучный статус.
· Философское осмысление и обоснование этого статуса подготавливает почву для трансляции некоторых идей, принципов и методов лидирующей дисциплины в другие науки
· Внедряясь в новую отрасль исследования, парадигмальные принципы науки адаптируются к специфике новой области, превращаясь
ü в картину реальности соответствующей дисциплины
ü в новые для нее нормативы исследования
o обратное влияние
· принципы, модифицированные и развитые применительно к специфике новой дисциплины, могут оказать обратное воздействие на науки, из которых они были первоначально заимствованы
10.5. Наука как традиция
= Механизмы социальной памяти
o навыки:
· эстафета непосредственно данных образцов
· человек может воспроизводить только то, что он непосредственно наблюдал, он владеет только той совокупностью образцов, которая была ему продемонстрирована
o знание как социальная память
· знание как особое устройство памяти в современной культуре
· новые возможности языка
ü а) можно показать, как надо действовать в ситуации
ü б) можно объяснить на словах, как надо действовать, т.е. описать способ действия.
o социальные эстафеты
· социальный процесс – это совокупность программ, в рамках которых организуется и функционирует все время обновляющий себя материал
· воспроизведение значительной части сравнительно устойчивых форм нашего поведения и деятельности никак не связано с письменными текстами, а чаще всего не вербализовано вообще
· неявное знание передается от человека к человеку, от поколения к поколению на уровне воспроизведения непосредственных образцов
o язык
· на его строятся более развитые формы передачи опыта
· он передается и воспроизводится на уровне непосредственных образцов речевой деятельности.
· ребенок, осваивая язык, не пользуется ни словарями, ни грамматиками. Единственное, что имеется в его распоряжении - это образцы живой речи
o образ жизни
· традиции и обычаи, усвоенные как само собой разумеющееся и определяющих в рамках того или иного сообщества основные и постоянно повторяющиеся траектории поведения и деятельности людей
«Каждый день слышатся здесь звуки тамтама, каждый день кто-то ловит рыбу или плетет циновки, каждый день кто-то уходит работать на огороды. В совокупности все это и образует образ жизни. Люди рождаются и умирают, сменяются поколения, а образ жизни может оставаться одним и тем же. И очевидно, что в основе этой устойчивости и повторяемости лежат не словесные инструкции, ибо таковых просто не существует, а механизмы более фундаментальные - социальные эстафеты, т.е. воспроизведение форм поведения и деятельности по непосредственным образцам». Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995. – 384с.
= Наука и социальная память
o наука связана не только с производством знаний, но и с их систематизацией
· монографии, обзоры, учебные курсы - все это попытки собрать воедино результаты, полученные огромным количеством исследователей в разное время и в разных местах
· науку можно рассматривать как механизм централизованной социальной памяти, которая аккумулирует практический и теоретический опыт человечества и делает его всеобщим достоянием
· формирование науки - это формирование механизмов централизованной социальной памяти
o ни одна наука не имеет оснований считать себя окончательно сформировавшейся, пока не появились соответствующие обзоры или учебные курсы, т.е. пока не заданы традиции организации знания
· географическим открытием называют первое посещение данной территории представителями народов, владеющих письменностью, ее описание и нанесение на карту
· карта задает нам способы фиксации географических наблюдений, каждую произвольно выделенную область на карте можно рассматривать как ячейку памяти
· Геккель дал толчок к тому, чтобы собрать все обширные сведения о взаимосвязи организмов со средой вместе в рамках одного научного предмета - экологии
= Научные программы систематизации знаний
o движущие силы познания
"Наука основана на интуитивном понимании того, что видимый мир говорит о скрытых вещах, которые он отражает, но на которые не похож". Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 1992. с. 7.
· «Скрытый мир» Гийома - это мир нашего неявного осознания проблем, мир уже накопленных знаний, играющих роль образца, задающего традицию
· философии, начиная с Платона и Демокрита, пытается ответить на этот вопрос, что представляет собой мир "скрытых вещей", к познанию которого мы стремимся?
· за "видимым миром"
ü для Демокрита срываются атомы и пустота
ü для Платона - мир объективных идей
o исследовательские программы
· задают способы собственно исследовательской деятельности
· задают методы и средства получения знания:
ü вербализованные инструкции, задающие методику проведения исследований
ü образцы решенных задач
ü описания экспериментов
ü приборы и способы их применения
ü методы измерения параметров
ü методы расчета, в том числе и символические выражения законов
· ими являются любые форматы получения и обоснования знания, воспроизводимые на уровне эстафет
o коллекторские программы
· задают способы отбора, организации и систематизации знаний, например
ü Графический способ: строится графическое изображение объекта, и отдельные его элементы становятся ячейками памяти для записи дополнительной информации
ü Классификационный способ: множество изучаемых объектов при соблюдении определенных правил разбивается на подмножества, и знания строятся относительно каждого из таких подмножеств
ü Аналитический способ: изучаемый объект разделяется на части или подсистемы, и знания группируются соответствующим образом
ü Дисциплинарный способ: один и тот же объект можно описывать с точки зрения разных научных дисциплин
ü Категориальный способ: знания можно группировать по категориальному принципу, т.е. как знания о свойствах, о строении, о видах и разновидностях, о происхождении и развитии
· задают образцы или вербальные указания, показывающие, что и о чем мы хотим знать, какова наша избирательность по отношению к знаниям
1) программа референции - указания на объект изучения, с которыми традиционно связаны попытки определения предмета тех или иных научных дисциплин.
2) программа проблематизации - образцы задач или вопросов, которые ставит ученый.
3) программы систематизации знаний
ü комбинируя виды программ, учёный обретает большую свободу в конкретном исследовании
ü границы исследования становятся прозрачными для заимствований, а результаты оказываются полифункциональными и потенциально значимыми для науки в целом
· методы решения задач - это программа исследовательская, сами задачи – коллекторские программы
· любое знание функционирует в качестве неявной коллекторской программы, подразумевая
ü образец продукта, к получению которого надо стремиться
ü образец референции
ü возможную постановку задачи
· "скрытый мир" Гийома мы несем в самих себе, это мир наших коллекторских программ, это мы сами или, точнее, это мир нашей Культуры
"Бросая ретроспективный взгляд на историю, мы видим, что наша свобода в выборе проблем, похоже, очень невелика. Мы привязаны к движению нашей истории, наша жизнь есть частица этого движения, а наша свобода выбора ограничена, по-видимому, волей решать, хотим мы или не хотим участвовать в развитии, которое совершается в нашей современности независимо от того, вносим ли мы в него какой-то свой вклад или нет". Гейзенберг В. Шаги за горизонт. М., 1987. с. 226-227.
· виды коллекторских программ:
ü публикации (доклады, статьи, монографии)
ü лекционные курсы, учебники,
ü инструкции по их разработке не существует, постоянное воспроизведение одних и тех же схем и принципов организации материала происходит по социальной эстафете
= Традиции и новации
o концепция " пришельцев "
1) в данную науку приходит человек из другой области, человек, не связанный традициями этой науки, и делает то, что никак не могли сделать другие
ü важную роль здесь играет личность ученого, преодолевшего догмы, креативного
2) "пришелец" принес с собой в новую область исследований какие-то методы или подходы, которые в ней отсутствовали, но помогают по-новому поставить или решить проблемы.
ü здесь на первое место выступает приверженность переносимым традициям в новой обстановке, а "пришелец" - это, скорее, прилежный законопослушник, чем анархист
ü решающее значение приобретает сочетаемость, совместимость этих методов и традиций с атмосферой той области знания, куда они перенесены
o побочные результаты исследования
· в сферу неведения мы проникаем непреднамеренно, т.е. побочным образом.
ü желая одного, исследователь получает нечто другое, чего он никак не мог ожидать
ü оно должно потребовать объяснения, а для этого оно должно не укладываться в существующие представления, должно противоречить им
o движение с пересадками
· результат, непреднамеренно полученный в рамках одной из традиций, оказывается существенным для другой. Другая традиция как бы "стоит на страже", чтобы подхватить побочный результат
"Пересадка" возможна благодаря появлению особого объекта (в данном случае - это экспериментальная установка при исследовании кручения), который может быть осмыслен и использован в рамках как одной, так и другой традиции работы. Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995, с. 130.
· методы измерения в широких пределах безразличны к конкретному содержанию тех дисциплин, где они применяются
· Закон Кулона
ü не мог быть вскрыт в рамках парадигмы теории упругости, крутильные весы не могли появиться в рамках учения об электричестве.
ü Кулон ранее создал экспериментальную установку для исследования упругости нитей, но, переосмыслив установку как весы, он переходит к традиции измерения.
· радиоастрономия
«в 1931-1932 гг. в процессе экспериментов по исследованию высокочастотных радиопомех в атмосфере Янский из лаборатории телефонной компании "Белл" обнаружил, что "Полученные данные указывают на присутствие трех отдельных групп шумов: группа 1 - шумы от местных гроз; 2 - шумы от далеких гроз и группа 3 - постоянный свистящий шум неизвестного происхождения". Позднее Янский выяснил, что неизвестные радиоволны приходят от центра Млечного Пути»
· электростатика и теоретическая механика
ü Пуассон обратил внимание, что закон Кулона по своей математической форме совпадает с законом всемирного тяготения Ньютона
ü в электростатику хлынули математические методы теоретической механики, которые разрабатывались до этого в трудах Эйлера, Лагранжа и Лапласа.
ü были разработаны методы математической теории потенциала в электродинамике
10.6. Возникновение нового знания
= Научные революции как точки бифуркации в развитии знания
o новые познавательные установки и генерированные ими знания должны быть
· вписаны в культуру соответствующей исторической эпохи
· согласованы с лежащими в ее фундаменте ценностями и мировоззренческими структурами
o перестройка оснований науки - это выбор особых направлений роста знаний, обеспечивающих
· расширение диапазона исследования объектов
· адаптацию динамики знания к ценностям и мировоззренческим установкам исторической эпохи
= Нелинейность роста знаний
o в период научной революции имеются несколько возможных путей роста знания,
o реализация одного из путей означает его превращения из возможности в действительность
o не все из возможностей реализуются в действительной истории науки
«В эпоху научных революций, когда осуществляется перестройка оснований науки, культура как бы отбирает из нескольких потенциально возможных линий будущей истории науки те, которые наилучшим образом соответствуют фундаментальным ценностям и мировоззренческим структурам, доминирующим в данной культуре» Философия науки и техники: Учебное пособие // В.С.Степин, В.Г.Горохов, М.А.Розов – М.: Контакт – Альфа, 1995, с. 117.
= Механизмы роста знаний
1) Конкуренция исследовательских программ в рамках одной отрасли науки
o тип научного мышления в некоторой исторической эпохе, всегда соответствует характеру общения и деятельности людей данной эпохи, обусловлен контекстом ее культуры.
· факторы социальной детерминации познания воздействуют на соперничество исследовательских программ, активизируя одни пути их развертывания и притормаживая другие.
· в результате "селективной работы" этих факторов в рамках каждой научной дисциплины реализуются лишь некоторые из потенциально возможных путей научного развития
· победа одной и вырождение другой программы направляют развитие отрасли науки по определенному руслу, при этом закрывают какие-то иные пути ее возможного развития
o исследовательская программа и НКМ: в классическую эпоху
· физическая картина мира, прежде чем генерировать новые теоретические идеи, должна была предстать как подтверждаемый опытом "наглядный портрет" реальности, который предшествовал построению теории.
· формирование конкурирующих картин исследуемой реальности предполагало жесткую их конфронтацию, в условиях которой каждая из них рассматривалась своими сторонниками как единственно правильная онтология.
o исследовательская программа и НКМ: в современной рациональности
· однажды полученные образы свойств объекта не рассматриваются как единственно возможные
· онтология создаётся за счёт операционализации, которая представлена в принципе дополнительности и понимании роли наблюдателя, а также особой категориальной сеткой
2) Взаимодействие и изменение оснований научных дисциплин
o возникновение новых отраслей знания, революция их оснований, могут оказывать существенное воздействие на другие отрасли знания, изменяя их основания (“парадигмальные прививки”)
o процессы взаимодействия наук опосредуются феноменами культуры и сами оказывают на них активное обратное воздействие.
Тема 11. ДИАЛЕКТИКА в познании
11.1. Качество и количество
= Гегель о качестве
o качественная определенность
o пространственно-временная определенность: отграниченность, процесс изменения
o свойства: внутреннее и внешнее
= Проблема времени:
o субстанциальная концепция;
o реляционная концепция
= И. Кант: априорные формы чувственного рассудка
= Количество:
o число
· единое и проблема познания многообразия
· натуральный ряд чисел как счетная бесконечность
o величина: континуум как потенциальная бесконечность
o мера:
· проблема несоизмеримости
· качество и соизмеримость
= Математика Античности
o арифметика: оперирование с числами
o геометрия – математика величин:
· Фалес: расстояние до корабля, предсказание солнечного затмения 585г.днэ
· Пифагор: числовая гармония, геометрия мира, постановка проблемы несоизмеримости
o Теорема Евдокса-Архимеда: роговидные углы (отношение);
o Евклид: проблема несоизмеримости, дискретности
· разработать математику без числа, непрерывности и дискретности, движения
· «Начала»: геометрическая алгебра
11.2. Проблема математизации естествознания
= Методологическая роль математики в естествознании
o методы системно-структурного анализа
o методы абстрагирования и идеализации
o методы символизации и формализации
· символизация [<греч. symbolon] – обозначение при помощи условных знаков – символов; условное обозначение
· формализация — это процесс выделения и перевода внутренней структуры объекта в определенную информационную структуру — форму.
o методы количественного познания
= Проблема континуума и физика
o проблема движения у элеатов
o математика и проблема бесконечности
o метод исчерпания и инфинитезимальные методы
= Интегральное исчисление:
o Ньютон (метод флюксий)
o Лейбниц
o метод приближенных вычислений
o О. Коши, предел функции
= Кант: монады и физическое пространство
= Пределы математизации физики
o абстрагирование и идеализация в построении ТС
o математические и физические конструкты
o математическое описание структур и отношений
11.3. Диалектика в формировании законов классической механики
= Аристотелева концепция мироздания:
o неоднородность пространства и времени
o геоцентризм, абсолютное движение и абсолютный покой
= Механики-предшественники Галилея и Ньютона
«В соответствии с традициями древнегреческой физики сравнивать можно было только однородные величины (путь – с путем, время - со временем и т.п.). Поэтому скорость движения характеризовалась не путем, пройденным в единицу времени, а безразмерным числом». Яковлев В.И. Начала механики. – М.-Ижевск.: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика, 2005, с. 32.
o Брадвардин Томас (XIV в.)
· основоположник Оксфордской школы «калькуляторов»
· высказал идею функциональной зависимости скорости от причин движения
· ввел понятия «качество» (скорость) и «количество» (время) движения
· его ученики – ученые Мертон-колледжа Оксфордского ун-та - внесли существенный вклад в формирование кинематических понятий (1330-1340гг.)
o Хейтесбери Уильям (калькулятор)
· ввел понятия (и термины) для видов движения
ü в пространстве – «местное» или «локальное»
ü равномерное - униформное «в любые равные промежутки времени описываются равные пути»
ü неравномерное - диформное
ü ускорение – «интенсивность»
ü замедление (не было отрицательного числа) – «ремиссия»
ü равноускоренное (униформно-интенсивное) -
ü мгновенная скорость неравномерного движения
ü мера скорости – «градус»
o Суайнсхед (Суиссет) Ричард
· «Мертонское правило»:
«Всякая широта движения, униформно приобретаемая или теряемая, соответствует своему среднему градусу, так что столько же в точности будет пройдено благодаря этой приобретенной широте, сколько и благодаря среднему градусу, если бы тело двигалось все время с этим средним градусом». Где: «широта» - ускорение («интенсивность»), «градус» - величина ускорения.
ü теорема об эквивалентности равномерного ускоренного движения равномерному движению со средней скоростью
ü путь, пройденный при равноускоренном движении за некоторое время, равен пути равномерного движения за то же время со средней скоростью.
o Буридан Жан
· профессор, ректор Парижского ун-та, Наваррского колледжа
· автор парадокса «Буриданов осел»
· создатель теории «импетуса» -
«движитель, приводя в движение перемещающееся тело, внедряет в него определенный напор (impe

Date: 2015-06-11; view: 347; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию