Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы социализации. Тип культуры, просоциальный и проиндивидный векторы развития личности





Факторы (от лат. factor – делающий, производящий) – в общенаучном смысле понимаются как движущие силы, причины какого-либо процесса, явления. При анализе данной категории констатируется как субъективный, так и объективный, а также – объективно-субъективный характер факторов развития личностных качеств.

Объективные факторы связаны с реальной системой жизнедеятельности личности; субъективнее – с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта (мера их проявления выступает как субъективная причина, способствующая повышению уровня деятельности или развития любых личностных качеств или препятствующая этим процессам); объективно-субъективные – связаны с организацией среды развития деятельности, личности и в целом жизненного пространства личности.

Другая классификация факторов развития личности – деление их на общие, единичные и особенные. К общим факторам можно отнести тип культуры и тип социальной связи между поколениями. К особенным факторам можно отнести стиль семейного воспитания, к единичным – тип направленности личности в соответствии с вектором развития личности и характером самооценки.

Выделяются три типа культуры по критерию трансляции опыта между поколениями (М. Мид).

1) Постфигуративный тип культуры.

Старшее поколение является носителем ценностей и может обучить им своих детей. Данный тип культуры распространен в патриархальном обществе, в котором господствуют преемственность и верность традициям, не одобряются нововведения, а отношения взрослых и детей жестко регламентированы.

2) Кофигуративный тип культуры.

Характеризуется усилением эффективности взаимодействия в возрастных горизонталях, повышением значимости юношеских групп и роли молодежной субкультуры. Родительское поколение не является носителем ценностей для последующих поколений.

3) Префигуративный тип культуры.

Между поколениями образуется новый тип социальной связи: старшие отказываются от обучения младших и сами учатся у них, т.к. модели старшего поколения перестали «работать».

В современном российском обществе интегрированы все три типа передачи социального опыта.

Стратегическая модель взаимоотношений личности с социумом может быть охарактеризована преимущественным тяготением к одному из двух векторов: просоциальному или проиндивидному, которые, в сочетании с характером самооценки (структурного элемента самосознания) являются основой социально-психологической смысловой структуры направленности личности.

В соответствии с указанными параметрами – вектором развития личности и характером самооценки – О.В. Лишиным описаны типы социально-психологической смысловой структуры направленности личности.

1) Просоциально-децентрированная (гуманистическая) направленность соответствует этическому понятию человечности.

2) Проиндивидно-эгоцентрическая направленность проявляется в склонности к доминированию, низкой чувствительности к переживаниям других людей (дефиците эмпатии), завышенной самооценке и высокой выраженности прагматических мотивов.

Оба типа являются биологически полноценными по В.Н. Мясищеву, а следующие два типа – биологически неполноценными.

3) Депрессивный, просоциально ориентированный тип смысловой структуры направленности личности обладает низкой самооценкой, компенсаторной агрессивностью и сильным чувством вины.

4) Проиндивидно-негативистический тип направленности личности сочетает неприятие себя и других, безучастность, невротизацию, склонность к аддикциям вплоть до использования насилия в качестве наркотика.

В последние десятилетия по данным исследования О.В. Лишина (2007) значительно возрос удельный вес антисоциального проиндивидного вектора социального развития, за которым стоит направленность эгоцентрического и негативистического типов в ущерб просоциальному, что является одной из главных причин повышения численности социальных сирот. С этой же причиной связывается и демографический кризис как отражение духовного кризиса и цивилизационного слома.

 

Date: 2015-06-11; view: 386; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию