Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Факторы социализации. Тип культуры, просоциальный и проиндивидный векторы развития личностиФакторы (от лат. factor – делающий, производящий) – в общенаучном смысле понимаются как движущие силы, причины какого-либо процесса, явления. При анализе данной категории констатируется как субъективный, так и объективный, а также – объективно-субъективный характер факторов развития личностных качеств. Объективные факторы связаны с реальной системой жизнедеятельности личности; субъективнее – с развитостью тех или иных особенностей человека как индивида, личности, субъекта (мера их проявления выступает как субъективная причина, способствующая повышению уровня деятельности или развития любых личностных качеств или препятствующая этим процессам); объективно-субъективные – связаны с организацией среды развития деятельности, личности и в целом жизненного пространства личности. Другая классификация факторов развития личности – деление их на общие, единичные и особенные. К общим факторам можно отнести тип культуры и тип социальной связи между поколениями. К особенным факторам можно отнести стиль семейного воспитания, к единичным – тип направленности личности в соответствии с вектором развития личности и характером самооценки. Выделяются три типа культуры по критерию трансляции опыта между поколениями (М. Мид). 1) Постфигуративный тип культуры. Старшее поколение является носителем ценностей и может обучить им своих детей. Данный тип культуры распространен в патриархальном обществе, в котором господствуют преемственность и верность традициям, не одобряются нововведения, а отношения взрослых и детей жестко регламентированы. 2) Кофигуративный тип культуры. Характеризуется усилением эффективности взаимодействия в возрастных горизонталях, повышением значимости юношеских групп и роли молодежной субкультуры. Родительское поколение не является носителем ценностей для последующих поколений. 3) Префигуративный тип культуры. Между поколениями образуется новый тип социальной связи: старшие отказываются от обучения младших и сами учатся у них, т.к. модели старшего поколения перестали «работать». В современном российском обществе интегрированы все три типа передачи социального опыта. Стратегическая модель взаимоотношений личности с социумом может быть охарактеризована преимущественным тяготением к одному из двух векторов: просоциальному или проиндивидному, которые, в сочетании с характером самооценки (структурного элемента самосознания) являются основой социально-психологической смысловой структуры направленности личности. В соответствии с указанными параметрами – вектором развития личности и характером самооценки – О.В. Лишиным описаны типы социально-психологической смысловой структуры направленности личности. 1) Просоциально-децентрированная (гуманистическая) направленность соответствует этическому понятию человечности. 2) Проиндивидно-эгоцентрическая направленность проявляется в склонности к доминированию, низкой чувствительности к переживаниям других людей (дефиците эмпатии), завышенной самооценке и высокой выраженности прагматических мотивов. Оба типа являются биологически полноценными по В.Н. Мясищеву, а следующие два типа – биологически неполноценными. 3) Депрессивный, просоциально ориентированный тип смысловой структуры направленности личности обладает низкой самооценкой, компенсаторной агрессивностью и сильным чувством вины. 4) Проиндивидно-негативистический тип направленности личности сочетает неприятие себя и других, безучастность, невротизацию, склонность к аддикциям вплоть до использования насилия в качестве наркотика. В последние десятилетия по данным исследования О.В. Лишина (2007) значительно возрос удельный вес антисоциального проиндивидного вектора социального развития, за которым стоит направленность эгоцентрического и негативистического типов в ущерб просоциальному, что является одной из главных причин повышения численности социальных сирот. С этой же причиной связывается и демографический кризис как отражение духовного кризиса и цивилизационного слома.
|