Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины долгового кризиса и стратегия управления государственной задолженностью





Причинами кризиса внешней задолженности являются: 1. Ухудшение конъюнктуры мирового хозяйства в 80-е годы, свя­занное с увеличением реальных ставок процента, замедлением темпов экономического роста и снижением цен на товары. Увеличение реальных процентных ставок привело к увели­чению коэффициентов обслуживания долга. Снижение то­варных цен и замедление темпов роста ВВП в странах-по­требителях экспорта из стран-должников привели к сниже­нию экспорта и доходов от экспорта, которые являются для стран-должников основным источником выплаты долга. В итоге бремя долга в странах-должниках увеличилось, так как одновременно упали доходы от экспорта и возросли суммы обслуживания долга. 2. Неудовлетворительное управление экономикой в странах-должниках. Общей практикой были бюджетный дефицит и за­вышенный курс национальной валюты. Практика завышения обменного курса сопровождается спекуляциями на грядущей девальвации валюты. Валютные спекуляции принимают фор­му резко растущего импорта или «бегства» капитала из стра­ны, что ухудшает состояние платежного баланса, так как вне­шние займы используются не по назначению (не на инвести­ционные цели, связанные с приростом совокупного дохода, а на финансирование "нежизнеспособных" проектов и на спе­кулятивные операции). 3. Ошибочная макроэкономическая политика финансировалась избыточными кредитами коммерческих банков. В случае предъявления требований на новые займы коммерческие бан­ки предоставляли их, не обращая внимания на быстро­растущие масштабы долга. Такая активность кредиторов была обусловлена несколькими причинами: а) нефтяные шоки 1973 и 1974 гг. и 1979-1980 гг. послужили инструментом перераспределения значительной доли ми­рового дохода в пользу стран-экспортеров нефти, где крат­косрочная склонность к сбережениям велика. Пока проис­ходило аккумулирование сбережений для крупных инве­стиций в их собственную экономику, эти страны выдавали кредиты в ликвидной форме, что послужило источником расширения ресурсов для международного кредитования: б) эти новые финансовые средства в основном были предос­тавлены в виде дополнительных кредитов странам-долж­никам, так как инвестиционная ситуация в индустриаль­ных странах была в это время весьма неопределенной. К тому же страны-должники ограничивали прямые иност­ранные инвестиции и широко использовали внешние зай­мы под проценты без права контроля над собственностью, что стимулировало нарастание их внешнего долга; в) крупнейшие коммерческие банки активно искали возмож­ностей для таких операций в целях опережения конкурен­тов. В итоге активизации международного кредита к 1985 году общая сумма предоставляемых коммерческими банками креди­тов стала меньше, чем суммы взимаемых ими платежей по обслуживанию и погашению долга. Это способствовало значи­тельной «утечке» финансовых ресурсов из стран-должников. Более общей причиной периодического повторения кризиса внешней задолженности, которая непосредственно не связана с мировой конъюнктурой 80-х годов, является наличие сильных стимулов к отказу от платежей по долгу суверенными странами- должниками. Страна-должник может привлекать иностранные займы до того момента, пока сумма кредитов будет превышать сумму оттока капитала по обслуживанию накопленного долга в виде выплаты процентов и амортизации его основной суммы, а затем объявить о прекращении платежей. Практика международ­ных расчетов свидетельствует, что отказ от выплат происходит в тех случаях, когда это экономически выгодно стране-должнику, а не только тогда, когда страна не имеет ресурсов для обслужи­вания долга. Одним из перспективных способов разрешения проблемы отказа от платежей является введение залога, или обеспечения, то есть активов того или иного вида, которые могут перейти в соб­ственность кредитора в случае приостановки страной-должником выплат по долгу. Международный Валютный Фонд и Мировой Банк оказы­вают консультационную помощь и частично финансируют опе­рации по сокращению размеров задолженности и созданию но­вых стимулов для увеличения внутренних инвестиций и роста иностранных капиталовложений в странах-должниках.
Механизмы сокращения внешней задолженности:   1.Выкуп долга - предоставление стране-должнику возможно­сти выкупить свои долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг. Выкуп осуществляется за наличные средства со скидкой с номинальной цены в пользу должни­ка. Иностранная валюта, необходимая для таких операций, может быть одолжена или предоставлена "в дар" данной стране. 2.Обмен долга на акционерный капитал (своп) - предоставле­ние иностранным банкам возможности обменивать долго­вые обязательства данной страны на акции ее промышлен­ных корпораций. При этом иностранные небанковские орга­низации получают возможность перекупать эти долговые обязательства на вторичном рынке ценных бумаг со скидкой при условии финансирования прямых инвестиций или покуп­ки отечественных финансовых активов из этих средств. Во всех этих случаях иностранный инвестор получает "долю" в капитале данной страны, а ее внешняя задолженность при этом уменьшается. 3.Замена существующих долговых обязательств новыми обяза­тельствами (в национальной или иностранной валюте). При этом ставка процента по новым ценным бумагам может быть ниже, чем по старым, при сохранении номинальной стоимо­сти облигаций. Беднейшим странам-должникам предоставляется выбор од­ного из вариантов помощи со стороны официальных кредито­ров (членов Парижского клуба): 1) частичное аннулирование долга; 2) дальнейшее продление сроков долговых обязательств; 3) снижение ставок процента по обслуживанию долга. Эффективное управление государственным долгом как в ин­дустриальных, так и в переходных экономиках не может осуще­ствляться автономно от других мер бюджетно-налоговой поли­тики правительства, так как является составной частью общей системы управления государственными расходами. Приток капитала на фоне увеличения внешнего долга спо­собствует элиминированию эффекта вытеснения частных ин­вестиций, угроза которого нередко сопровождает налоговую реформу стимулирующего типа, нацеленную на снижение ста­вок налогообложения в сочетании с расширением налоговой базы. Расходы по обслуживанию государственного долга яв­ляются наименее эластичнои статьей расходной части государ­ственного бюджета. Так как эластичность трансфертных вып­лат также весьма невелика, то ограничение темпов роста дру­гих статей государственных расходов и повышение их эффек­тивности является в России и других переходных экономиках ведущим фактором снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере. Аннулирование квазифискальных операций и включение соответствующих счетов в систему государственного бюджета восстанавливает доверие к экономической политике правительства и Центрального Банка, особенно в том случае, если это сопровождается созданием адекватных рыночной эко­номике институциональных структур по управлению государ­ственными расходами бюджетного управления и казначей­ства, в функции которого входит и обслуживание государствен­ной задолженности.  

 

 

 

Бюджетно-налоговая (фискальная) политика меры прави­тельства по изменению государственных расходов, налогооб­ложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного ба­ланса и экономического роста при производстве неинфляцион­ного ВВП.

 

 
 

 

 


полная занятость ресурсов  

       
   
 
 

 


Инструменты фискальной политики

           
 
Государственные расходы Закупки государством товаров и услуг в целях испытания государственных программ, включая оплату труда госслужащих
 
Трансферты Адресные, целевые выплаты домохозяйствам (гражданам) без предоставления со стороны последних каких-либо товаров или услуг  
 
Система налогообложения Установление структуры (видов) налогов, ставок налогообложения и порядок взимания налогов

 


 

 

Государственные закупки товаров и услуг и трансферты представляет собой расходы государственного бюджета, а налоги – основной источник доходов бюджета, поэтому фискальная политика также носит название бюджетно-налоговой политики.

 

 

ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Виды фискальной политики

 

 

а) Стимулирующая фискальная политика
 
 

 


Рис.13.5. Виды фискальной политики

Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью пре­одоление циклического спада экономики и предполагает увели­чение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществле­ние этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денеж­ной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.  
   
 
 


 

б) Сдерживающая фискальная политика

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъе­ма экономики и предполагает снижение госрасходов G, увели­чение налогов Т или комбинирование этих мер направленных на снижение деловой активности и борьбы с инфляцией. В краткосроч­ной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более дол­гом периоде растущий налоговый клин может послужить осно­вой для спада совокупного предложения и развертывания ме­ханизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокраще­ние государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.  
Дискреционная фискальная политика целенаправленное из­менение величин государственных расходов, налогов и сальдо го­сударственного бюджета в результате специальных решений пра­вительства, направленных на изменение уровня занятости, объе­ма производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса. При дискреционной фискальной политике в целях стимули­рования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасхо­дов (например, на финансирование программ по созданию но­вых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно, в пе­риод подъема целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значитель­ными внутренними временными лагами, так как изменение струк­туры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте.  
Недискреционная фискальная политика автоматическое изменение названных величин в результате циклических колеба­ний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьше­ния) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величиной общих налоговых поступлений в бюджет и сум­мой выплаченных правительством трансфертов.
При недискреционной фискальной политике бюджетный де­фицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
"Встроенный" (автоматический) стабилизатор экономичес­кий механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических ко­лебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым из­менениям экономической политики правительства.   К автоматическим стабилизаторам относятся: прогрессивная система налогообложения, система государ­ственных трансфертов (в том числе страхование по безработице, пособие по безработице, пособие по бедности, косвенные налоги).   Встроенные стабилизаторы эко­номики относительно смягчают проблему продолжительных вре­менных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства парламента. Рассмотрим механизм воздействия встроенных стабилизаторов на экономику. Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности сокращается, поэтому величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда фактический ВВП максимален, налоговые поступления увеличиваются. Заметим, что ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов (вспомним модель кругооборота). Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. Аналогичным образом встроенную стабильность обеспечивает налог на добавленную стоимость. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется. Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. (Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно оказаться ниже «черты бедности»). Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Выплата их способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику. Таким образом, встроенные стабилизаторы стабилизируют экономику, увеличивая дефицит государственного бюджета (или сокращая его профицит) в период спада и увеличивая профицит бюджета (или уменьшая дефицит) в период инфляции. Преимущество встроенных стабилизаторов состоит в том, что нет необходимости принятия политическими деятелями специальных решений для введения их в действие. Однако встроенные стабилизаторы оказывают менее сильное воздействие на стабилизацию экономики, чем меры дискреционной фискальной политики. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и только на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы не устраняют причин цикличес­ких колебаний равновесного ВВП вокруг его потенциального уровня, а только ограничивают размах этих колебаний. На ос­новании данных о циклических бюджетных дефицитах и излиш­ках нельзя оценивать эффективность мер фискальной полити­ки, так как наличие циклически несбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости ресур­сов, а может иметь место при любом уровне выпуска. Поэтому встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. В ре­зультате возникает структурный дефицит (излишек) государ­ственного бюджета разность между расходами (доходами) и доходами (расходами) бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
       

Date: 2015-07-11; view: 8182; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию