Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нормативное





планирование

Нормативное планирование заключается в обоснова­нии плановых заданий с помощью, норм и нормативов. Под нормой понимается показатель расхода ресурсов (фи­нансовых, материальных, трудовых и т. д.) на единицу работы. Под нормативом — совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу (потреби­теля, финансирования, площади, оборудования и т. д.). Нормы и нормативы выражаются в абсолютных и отно­сительных показателях, коэффициентах, процентах, удельных весах и прочих единицах.

Использование нормативного метода предполагает наличие и использование нормативной базы, которая включает в себя:

• систему показателей, выбранных в качестве норма­
тивных;

• методику расчета количественных значений этих по­
казателей;.

• расчет (определение) конкретных нормативных ко­
личественных значений показателей;

• утверждение конкретных норм и нормативов;

• процедуру пересмотра норм и нормативов.
Наличие нормативной базы существенно облегчает

планирование, задавая конкретные показатели желае­мых результатов. Более того, существенно облегчается и упрощается система контроля (как отклонения в ту или иную сторону от нормативных показателей по итогам деятельности), а также организация заработной платы и стимулирования (в соответствии со степенью выпол­нения соответствующих норм). Следует помнить, что несмотря на то что существуют местные, отраслевые и межотраслевые нормы, создание нормативной базы — процесс, всегда идущий «снизу», а совершенствование нормирования — прерогатива, законодательно закреплен­ная за руководством организации, учреждения или пред­приятия.

В сфере культуры используются различные нормы и нормативы, прежде всего, связанные с планировани­ем финансовой и хозяйственной деятельности: затраты труда, использования финансовых ресурсов и основных


5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



фондов, расхода материалов, энергии, топлива. Так, н@р-

мы расхода (затрат) времени учитывают затраты времени на осуществление единицы работы. Не зная реальных зат­рат времени, нельзя спланировать время, требуемое для подготовки конкретного вечера, лекции, цикла и т. д.

При разработке норм времени следует учитывать спе­цифику конкретных учреждений и местных условий. Сделать это можно с помощью систематического прове­дения хронометражей, фотографий рабочего дня, анали­за договорных обязательств, на основе которых могут быть выявлены нормы времени, трудозатрат и т. п. на проведение конкретных мероприятий и работ.

Нормы обслуживания выражают количество посети­
телей, кружков, коллективов, оборудования на одного
работника. Величиной, обратной норме обслуживания,
является норма численности, т. е. число работников, не­
обходимых для проведения единицы работы. По этим
нормам часто планируются штатные расписания. Реже
применяются в практике планирования нормы труда и
нормы выработки, в которых выражается объем работы
в единицу времени. В основном эти нормы используются
при планировании сдельно оплачиваемых работ по хо­
зяйственному содержанию и благоустройству. *

Рассмотренные нормы относятся к нормам затрат тру­да, поскольку обеспечивают при планировании эффек­тивность использования трудовых ресурсов. Кроме них в практике планирования широко применяются нормы и нормативы использования финансовых ресурсов, опреде­ляемые инструкциями и положениями государственных органов финансового контроля. К этой группе относятся и нормы оплаты труда (ставки, оклады, тарифы, разря­ды, категории по оплате и прочие нормативы, определя­ющие размеры фонда заработной платы), а также норма­тивы использования финансовых ресурсов. Существуют также нормы и нормативы использования основных фон­дов — зданий, сооружений, машин и оборудования, ки­ноаппаратуры, музыкальных инструментов, книг и т. д. К таким нормативам относятся, например, норматив ис­пользования зала, отдельных помещений и т. д. Важное место в планировании деятельности учреждений культу­ры занимают и нормы расхода материалов, топлива, сы-



Л Ч1ЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


м


рья, электроэнергии, инвентаря. Нормативным методом планируется размещение и развитие сети учреждений культуры (количество учреждений различного типа в различных регионах, количество мест в учреждениях на 1 тыс. населения).

Важнейшей проблемой развития нормативного пла­нирования в сфере культуры является создание норма­тивной базы (т. е. разработка и применение норм и нор­мативов) объемов потребления (а значит и производства) видов культурой деятельности. Такие нормы могут раз­рабатываться двояким образом. Во-первых, как тради­ционно разрабатываются нормы — из усреднения соот­ветствующих показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориенти­руют, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю план­ку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (извест­ная коллизия «передовик-нормировщик»).

Поэтому больший интерес, особенно применительно к потреблению (и производству) услуг в сфере культуры:, является разработка и применение целевых норм и нор­мативов потребления культурных услуг. Такие нормы и нормативы могут определяться различным образом. Это могут быть утверждаемые в региональном масштабе нор­мативы годовых объемов работы по учреждениям куль­туры различного типа и категории. Опыт таких «норма­тивных годовых планов» в Российской Федерации на­коплен немалый. Могут быть разработаны целевые нормативы потребления культуры для отдельных групп населения, особенно — нуждающихся в социальной за­щите и поддержке. Примером может быть «культурный минимум» для детей и молодежи, разработанный и дей­ствующий в Чешской Республике. Могут также разраба­тываться целевые нормативы для различных категорий и групп населения. В основу такой разработки может быть положена методика «опережающих групп потреб­ления». Согласно этой методике разработка состоит из нескольких этапов:

• определения базовых групп потребителей;

• выделение в каждой из групп «опережающих групп
потребления» («социально развитых», «социально про­
двинутых»), чей образ жизни принимается наиболее


■ 4 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



соответствующим ряду социальных критериев (соци­альной активности, уровню достатка и т. п.); анализа структуры и интенсивности потребления эти­ми группами услуг в сфере культуры; утверждение показателей потребления «опережающи­ми группами» в качестве целевых для соответствую­щих категорий потребителей. Целевые нормативы могут выражаться в простых натуральных показате­лях типа количества посещений за определенный пе­риод. Могут использоваться и более сложные показа­тели типа показателей освоения свободного времени. Подобная методика с успехом может применяться как в региональном масштабе, так и отдельными учреж­дениями, в том числе — по конкретным видам услуг.


Целевое обоснование планов

Существует несколько методик разработки целей на планируемый период. Однако, в принципе, раз­работка любого плана предполага­ет последовательное прохождение цепочки (см. рис. 30).

Задача, таким образом, заклю­чается в последовательном распи­сывании (декомпозиции) главных целей на задачи, которые необхо­димо решить для достижения це­лей. Задачи затем расписываются на направления и формы работы и т. д. вплоть до конкретных операций с требуемой степенью конкретизации. Графически эта процедура может быть представлена в виде древовид­ного графа — так называемого «де­рева целей», напоминающего пере­вернутое дерево, последовательное прохождение по «ветвям» которого сверху вниз дает представление о конкретизации целей работы на планируемый период.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Главной проблемой при этом является формулиров­ка целей. Следует помнить, что цель — это конкретное описание желаемого результата. Поэтому для формули­ровки целей не могут использоваться глаголы или от­глагольные существительные типа «улучшить» («улуч­шение»), «расширить» («расширение»), «увеличить» («увеличение») и т. п.

Методики целевого обоснования различаются, преж­де всего, по источнику формулировки целей/Таким ис­точником могут быть организационные документы — уставы, положения и инструкции, нормативные доку­менты, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды де­ятельности, функциональные обязанности).

Цели могут браться из директивных и распоряди­тельных документов (приказов, распоряжений, постанов­лений). В простейшем случае конкретного тематическо­го плана в качестве цели может фигурировать конкрет­ная форма работы, план подготовки и проведения которой разрабатывается (рис. 31).

Каждая из этих1 позиций может быть при необходи­мости еще более детализирована, и итогом такой прора­ботки может стать конкретный сценарный план.

В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше.

Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно за­данных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего

О — новогодний праздник; 1 — привлечение посетителей на праздник; 1.1 — обеспече­ние рекламы; 1.2— распространение приглашений; 2— привлечение в кружки и коллективы; 2.1 — выставка-продажа изделий; 2.3 — конкурс-викторина; 3 — органи­зация отдыха и развлечений; 3.1 — представление; 3.2 — игры и аттракционы.


5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

9-1185



опыта (см. аналитическое планирование) или в результа­те маркетингового анализа. В последнем случае форму­лировке целей предшествует дифференциация потреби­телей (категоризация, сегментация рынка) и характери­стика каждой из групп.

Следующим этапом будет формулировка целей как изменения характеристики.

Дифференциация потребителей может быть построе­на на основе классификации по различным признакам, на основе типологии и на основе простой группировки.

В случае классификации могут быть проведены раз­личные дифференциации потребителей: географические (региональные — по районам, микрорайонам, домам, населенным пунктам, областям, странам и т. п.); пове­денческие (активное, пассивное, индифферентное пове­дение); психологические (по темпераменту, характеру и т. д.); возрастные, образовательные, этнические; по ин­тенсивности потребления и т. д. Такая сегментация мо­жет проводиться по самым различным основаниям. Вы­бор зависит от целей и конкретного товара (услуг). В од­ном случае это социально-экономические особенности региона, численность и плотность населения. В другом —-возраст, образование, пол, семейное положение, уровень достатка, национальность, вероисповедание и конфесси­ональная принадлежность, профессия и т. д. В третьем — образ и стиль жизни, субкультуры и т. д. Кроме того, классификационная установка соответствует, скорее, те­оретическим (социологическим, педагогическим и т. п.) требованиям, но не требованиям практического менедж­мента. Так, развивавшийся в методике КПР «дифферен­цированный подход» к аудитории предполагал ряд соци­ально-демографических классификаций: по роду заня­тий, по профессии, по возрасту и т. п. Но эти важные для социолога классификации не срабатывали в сфере свободного времени, поскольку предполагалось и в ней относиться к человеку как молодому рабочему, полево­ду, животноводу, ИТР и т. д.

Простая классификация является массовидной и без­личной «инвентаризацией» потребителей, которые как бы раскладываются по классификационным ячейкам, которые берутся отдельно и изолированно. В этом плане



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


 



 

 


более плодотворным является применение типологии, отличие которой от классификации состоит в рассмотре­нии признаков не в отдельности, а в органическом един­стве и целостности, выраженной в типе или наборе типов потребителей, Примером такой типологии может слу­жить типология читателей библиотеки. Подобная типо­логия для других учреждений культуры может быть по­строена в несколько этапов. На первом этапе потребите­ли делятся в зависимости от интенсивности посещения учреждения, например, на потребителей постоянных, эпизодических и случайных. Ватем определяется, на ка­кие виды культурной деятельности (массовую, группо­вую или индивидуальную, информационную или актив­ную творческую, по жанрам и видам искусства и т. п.) ориентируются представители каждой из групп. И нако­нец, на последнем этапе каждой из полученных подгрупп дается социально-демографическая характеристика (по полу, возрасту, роду занятий, профессии и т. п.). В ре­зультате такой типологии получается как бы «фоторо­бот» типичных потребителей, и уже из таких описаний легко и просто формулируются цели работы с ними.

В основу аналитики может быть положена и простая группировка потребителей (сегментация рынка), о кото­рой говорилось ранее.

Каждой из полученных в конечном счете групп или типов может быть дана характеристика, которая должна давать ответы, как минимум, на следующие вопросы:

• В чем главный дискомфорт данных потребителей?

• Каковы их возможности, прежде всего в плане плате­
жеспособности (их самих или социальных сил их под­
держки и защиты)?

• На какие виды культурной деятельности они ориен­
тируются?

• Каковы их уровень образования и социально-демо­
графические характеристики?

• Сколько потребителей насчитывает данная группа?
Затем-, исходя из характеристики, формулируются

цели работы. Пример целевой проработки плана приво­дится в таблице 7. Цели могут быть «воспитательными» и «коммерческими». В первом случае цели указывают содержание и формы работы.


I


 


5 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



Таблица 7 Пример целевой проработки фрагмента плана

 

Категория, группы Характеристика Цели работы
Молодые рабочие В основном — молодежь, окон­чившая средние специальные учебные заведения и прошедшая службу в армии. Иногда проявля­ется неустоявшееся мировоззре­ние, низкий уровень личной культуры, безответственность. Нередки проблемы адаптации к жизни в мегаполисе. Условия для самооб­разования, знакомст­во с культурной жиз­нью СПб, историче­скими и трудовыми традициями города и предприятия. Соци­альная защита и под­держка.
Задачи Формы работы
Учебно-образовательная информация. Участие в город­ской культурной жизни, тради­циях фирмы. Консультирование по правовым, экономическим, социально-психологическим вопросам. Учебно-консультационный пункт. Экскурсии, выставки. Культурные программы. Телефон (служба) доверия. Консультации специалистов. Наставничество. Циклы лекций, бесед.
       

«Коммерческие» цели могут быть определены в ре­зультате специфических маркетинговых методов ана­лиза товарной, ценовой и других стратегий, подробно описанных в пособии «Маркетинг в сфере культуры» (СПб., 1995).

Планирование материального и финансового обеспечения (балансовые методы планирования)

Важнейшим аспектом обоснования реальности пла­нов и программ является планирование финансового и материального обеспечения их реализации.. Для реше­ния этой задачи чаще всего используется балансовый метод планирования, состоящий в приведении в соответ­ствие (баланс) имеющихся ресурсов и требуемых затрат. В зависимости от природы ресурсов и затрат различают­ся три основных вида балансов: материальный (нату­ральный), финансовый (стоимостный) и трудовой.

Трудовой баланс в сфере культуры в настоящее вре­мя практикуется преимущественно на региональном и федеральном уровне управления — как выявление и пла­нирование степени обеспечения сети учреждений квали-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


фицированными кадрами. Однако по мере расширения нормативной базы в планировании трудозатрат трудовые балансы должны получить распространение и в планиро­вании работы отдельных организаций и программ.: Составление материального (натуральный) баланса (табл. 8) практикуется не столь часто, как финансового, однако при планировании достаточно масштабного ме-: роприятия весьма целесообразно составить такой баланс и только затем переходить к стоимостному.

Таблица 8

Пример материального баланса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеющиеся ресурсы Требуемые ресурсы
Наименование Ко-лич. Наименование Ко- лич.
1. Помещение   1. Помещение  
2. Банкетки в зале б 2. Банкетки в зале  
3. Елочные игрушки   3. Елочные игрушки  
4. Оформление зала, фойе (гирлянды, плакаты...)   4. Оформление зала, фойе (гирлянды, плакаты)  
5. Зеркальные шары   5. Зеркальные шары  
6. Костюмы:   6. Костюмы:  
Дед Мороз   Дед Мороз 1 -:
Снегурочка   Снегурочка  
Новый год   Новый год  
Иванушка   Баба-Яга  
    Кощей  
    Конек-Горбунок  
    Маски  
    Иванушка  
7. Аппаратура:   7. Аппаратура:  
Микрофоны   Микрофоны  
Усилители   Усилители  
Гитары   Гитары  
Ударн. устан.   Ударная установка  
Орган   Орган  
8. Светотехника:   8. Светотехника:  
Пистолеты   Пистолеты.  
Цветные прожекторы   Цветные прожекторы  
То же с вертушкой   То же с вертушкой 2...

5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



Продолжение таблицы 8

 

Требуется дополнительно Колич. Источники получения
1. Банкетки в зал   Заимствовать в музыкальной школе.
2. Елочные игрушки   Приобретение
3. Оформление   Изготовление
4. Зеркальные шары   Приобретение
5. Костюмы   Прокат
6. Маски   Приобретение
7. Микрофоны   Заимствовать в музыкальной школе
8. Цветные прожекторы с вертушкой   Приобретение

Наиболее распроетранена практика составления сто­имостного (финансового) баланса или сметы доходов и расходов (табл. 9). В случае расхождения двух частей баланса производят его' корректировку: либо сокращают объем расходов, либо планируют необходимые дополни-

... Таблица 9

Пример стоимостного баланса (сметы доходов и расходов)

 

 

 

 

 

 

Имеющиеся средства и доходы Требуемые средства (расходы)
Наименование Сумма (т. р.) Наименование Сумма (т. р.)
1. Входные билеты 400 х 5   1. Печатание афкш и при­гласительных билетов  
2. Аренда помещения   2. Елка  
3. Лотерея 150 х 5   3. Елочные игрушки  
4. Входные билеты в «Ледяную избушку» (выставка-про­дажа поделок) 120x3   4. Материалы для оформления  
5. Призы лотереи  
6. Прокат костюмов  
7. Зеркальные шары  
8. Маски  
9. Прожектор с вертушкой  
Всего:   Всего:  
Превышение расхо­дов над доходами Превышение доходов над расходами  
Баланс:   Баланс:  


МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


тельные поступления в доходную часть, чтобы покрыть нехватку средств.

Стоимостные балансы необходимы также при опреде­лении издержек (совокупных затрат) и ценообразовании. Только на основе такого баланса может быть составлена калькуляция — смета затрат на единицу продукции (ус-i луги). Разновидностью финансового баланса является; бухгалтерский баланс, однако его рассмотрение относит­ься к предмету бухгалтерского учета и выходит за рамки данного пособия.

Планирование

организационного обеспечения (матричный и сетеаой план)

Для планирования организационного обеспечения, координации деятельности соисполнителей и партнеров также могут использоваться специальные методики и технологии.

Матричный план заключается в построении таблицы (матрицы), в которой соотносятся перечень необходимых работ и круг должностных лиц и подразделений, кото­рые обеспечивают их выполнение (см. табл. 10).

В клеточках (перекрестиях) таблицы указывается, что конкретно должны делать конкретные исполнители и подразделения на соответствующем этапе реализации программы.

Еще более технологически выстроена и эффективна технология сетевого планирования, состоящего в упоря­дочении необходимых работ в зависимости от их после­довательности и длительности.

Сетевой план разрабатывается в три этапа:

1 этап: составление полного перечня работ. На этом этапе вся планируемая работа расчленяется на операции,

Таблица 10 Примерная форма матричного плана

 

 

Этапы, виды работ Исполнители, подразделения
                 
                   
                   

5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



из которых она складывается, и составляется полный перечень этих операций с указанием их длительности (в рабочих днях, часах или месяцах — в зависимости от характера плана). От обычного плана-перечня мероприя­тий такой перечень отличается только тем, что вместо даты, к которой та или иная операция должна быть ис­полнена, указывается именно рабочее время, необходи­мое для ее выполнения.

Из этого следует, что точности сетевого планирова­ния во многом способствует наличие норм времени на проведение конкретных операций. При отсутствии норм необходимое время может определяться исходя из имею­щихся возможностей и предшествующего опыта. Удобно также определять необходимое время по эмпирическим формулам типа: •



 


где Т — ожидаемое время по графику, Тмин — мини­мально допустимое время для выполнения работы, Тмакс — максимально допустимое время, ТВОрм —нормаль­но допустимое время.

Нумерация работ в перечне практически никакой роли не играет. Главное на этом этапе — не пропустить ни одной из необходимых операций (см. табл. 11). Характер и масштаб членения планируемой работы на- операции полностью зависят от кадровых возможностей, масшта­бов планируемой работы, накопленного опыта.

2 этап: упорядочение работ в зависимости от их пос­ледовательности (вычерчивание сетевого графика). Сете­вой график представляет собой графическое изображе­ние упорядочения запланированных в перечне опера­ций — структуру, состоящую из кружков' с цифрами и соединяющих, их стрелок. Сетевой график может вычер­чиваться по двум методикам. Согласно первой кружки с цифрами соответствуют работам по перечню, а стрел­ки — их последовательность. Согласно второй — наобо­рот: работам соответствуют стрелки, а кружки с цифра­ми — их последовательности. У каждой из методик име­ются свои достоинства, но в данной работе описывается первая методика.



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Та б л й ца 11 Пример перечня операций для сетевого плана

 

  . Наименование работы (операции) Время ' (дни) Ответ­ственный
  Организационное совещание    
  Написание сценария    
  Репетиции отдельных номеров    
  Монтировочные репетиции •    
  Генеральная репетиция    
  Подготовка оформления 10,  
  Подготовка реквизита и костюмов   *
  Изготовление эскизов афиш и пригласи­тельных билетов    
  Оформление залов, фойе и т. д.    
  Изготовление афиш и пригласительных билетов    
  Распространение пригласительных би­летов б  
  Реклама (СМИ)    
  Обеспечение охраны порядка (договор)    
  Обеспечение пожарной безопасности    
  Обеспечение питания (договор)    
  Проведение бала-карнавала    
  - Уборка помещений - ' ■:.    
  Итоговое совещание (разбор)    

Сетевой график вычерчивается по нескольким про­стым й наглядным правилам:

• на графике должна быть исходная работа (кружок,
из которого могут выходить стрелки, но не входит ни
одна);

• на графике должна быть итоговая работа (кружок, в
который входят стрелки, но не выходит ни одна);

• на графике не должно быть «тупиков» (работ, никак
не связанных с итоговой);

• на графике не должно быть «хвостов» (работ, не свя­
занных с исходной работой);

• на графике не должно быть «петель» (ситуации, ког­
да выйдя из одной работы, можно было бы опять
прийти к ней).


Я


 


" 1 ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ



               
   
     
 
 
   
 
 


Графики можно строить по частям (режиссерская часть, музыкальная часть, матери­ально-техническое обеспече­ние и т. д.), а затем объеди­нять («сшивать») их в одну структуру (рис. 32).

Рис. 32 Пример сетевого графика

3 этап: упорядочение работ в зависимости от их длитель­ности (вычерчивание сетевого графика в календаре) и явля­ется, собственно, построением сетевого плана. Этот этап на­чинается с определения так называемого «критического пути» — наиболее длитель­ной цепочки работ. Опреде­ление «критического пути» — центральный момент по­строения сетевого плана, так как при этом определяет­ся то минимальное количество рабочего времени, которое необходимо для реализации всей программы. Так, в на­шем примере «критическим путем» является последо­вательность операций 1-2-3-4-5-16-17-18, и она со­ставляет 29 дней.

После этого можно вычерчивать план в календаре именно на 29 дней, проставляя в нем даты рабочих дней (т. е. за вычетом выходных и прочих дней, когда по каким-то причинам будет невозможно заниматься дан­ной программой). Даты в календаре могут проставлять­ся слева направо (если известна дата начала работ, а дата окончания «открыта» — в этом случае построение плана дает знание итоговой даты) и справа налево (ког­да известна дата выполнения итоговых работ — в этом случае становится известным, когда надо приступать к подготовке).

Построение плана в календаре по второй методике довольно просто: стрелки (работы) протягиваются на то количество дат, какое соответствует длительности соот­ветствующих работ по перечню. В первой методике, где работам соответстззуют кружки, последние как бы растя­гиваются на соответствующее количество дней, а цепоч-



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


ки работ превращаются в «ленты», нарезаемые по длине на это количество дней (рис. 33).

Выявление «критического пути» чрезвычайно важ­но. Во-первых, это дает знание о временном минимуме, необходимом для подготовки и проведения мероприя­тия. Во-вторых, определяет те участки работы, которые требуют неукоснительного соблюдения сроков, чтобы не сорвать режим всей программы. Резерв времени на самом «критическом пути» равен нулю, тогда как на любом дру­гом пути он больше нуля и, тем самым, в-третьих, на них выявляются резервы времени. Подобный график позволя­ет менеджеру более рационально распределять работни­ков по участкам, учитывая имеющиеся резервы време­ни. Так, в нашем примере для осуществления работ 12, 13, 14, 15 резерв времени колеблется от 19 до 25 дней для каждой из них, для работы 7 он составляет 10 дней (17 дней против необходимых 7) и т. д. Поэтому сетевой план является незаменимым средством координации уси­лий различных соисполнителей (работников или органи­заций), особенно при планировании и подготовке масш­табных акций и программ. Более того, сетевой план, будучи наглядным изображением последовательности планируемых операций, дает возможность организации контроля за выполнением работ по этапам, а в случае необходимости — и обоснованного изменения сроков.

 

      д а т ы   Р а б о ч и х я н   й            
  Ноябрь                         Декабрь                
19 22 23 24 25             6 7           15 16 17                

 

 

 

1 2     I       17 18
      g      
             
             
               
               
               
               

Рис. 33 Пример окончательного сетевого плана


5. ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ




УЧЕТ, ОТЧЕТНОСТЬ И КОНТРОЛЬ


Учет, отчетность и контроль являются час­тью информационного механизма менедж­мента, связанного с характеристиками ре­альных результатов деятельности фирмы. Учет — это характеристика итогов деятель­ности фирмы в утвержденной системе по­казателей. Отчетность — периодически оформляемая документация, содержащая данные учета и представляемая в органы и инстанции, имеющие контрольные полно­мочия. Контроль же есть проверка выпол­нения принятых решений и утвержденных планов. Такие проверки предполагают дан­ные учета и отчетности. Таким образом, эти виды управленческой деятельности на­столько тесно взаимосвязаны между собой, что их целесообразно рассматривать в еди­ном технологическом комплексе.

6.1

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА,

Date: 2015-06-11; view: 436; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию