Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
42. Финансовая система: принципы построения и структура. Финансовая система включает централизованные и децентрализованные финансы. Централизованные финансы: · государственный бюджет; · внебюджетные фонды; · государственный кредит; · страхование (социальное; имущественное; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков). Децентрализованные финансы: · финансы коммерческих предприятий; · финансы некоммерческих предприятий; · финансы общественных объединений. Функции финансов: · создание материальной базы государства (налоги, займы, денежная эмиссия); · распределительная (распределение и перераспределение валового внутреннего продукта); · регулирующая (инструмент регулирования микро- и макроэкономических пропорций); · контрольная (контролирует порядок образования, распределения и использования денежных доходов). Система финансовых отношений охватывает: · Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение и пр. · Денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней. · Денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов. · Денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий; Во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда. · Денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр. · Денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.
43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств. Государственный бюджет – это система экономических отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании фонда денежных средств государства. Функции госбюджета: · Перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны. · Вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики. · Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе. · Обеспечение внутренней и внешней безопасности. · Содержание аппарата управления. Структура бюджетной системы Республики Беларусь дана на рис. 15.1.
Рисунок 15.1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь
44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера. Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей. Элементы системы налогообложения. Субъект налога – юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог. Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Чаще всего субъект и носитель налога совпадают. Объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог: прибыль и доход, добавленная стоимость на продукцию, стоимость работ, услуг, имущество. Источник налога – это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента. Ставка налога – величина налога на единицу обложения объекта. Единица обложения – единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.). Налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от налогов. Налоговая база - сумма, с которой взимается налог. Способы взимания налогов Прямые - выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика. Косвенные - устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Принципы налогообложения Справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки. Определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщикам. Однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне. Гибкость налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства. Стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет. Обязательности уплаты налогов. Кривая Лаффера - функция, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100%-ной), при которой налоговые поступления не растут, а сокращаются (30%). R
R0
r, % 0 ro 100 Рисунок 15.4 - Кривая Лаффера R
R0
r 0 25 50 ro 75 100 Рисунок 15.5 - Скорректированная кривая Лаффера
45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики. Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов. Фискальная политика включает два элемента: государственные расходы; налоги. Фискальная политика может быть двух видов: дискреционной и недискреционной. Дискреционная фискальная политика проводится по усмотрению государства, с целью регулирования экономики, путем воздействия на уровень национального производства, занятость, уровень цен. Инструменты дискреционной фискальной политики: а) Государственные расходы - на закупку товаров и услуг, за счет государственного бюджета, для содержания государственных органов управления и регулирования экономики. С целью сглаживания экономического цикла государство увеличивает закупки в период спада производства и сокращает их в период подъема. Тем самым увеличивается или сокращается совокупный спрос и достигается сбалансированность с совокупным предложением. б) Налоги. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются и наоборот. 2. Недискреционная фискальная политика - это механизм фискальной политики, работающий в режиме саморегулирования, на основе встроенных в экономику стабилизаторов. Функции фискальной политики: 1. Стимулирующая. Для стимулирования экономики в период экономического спада государство увеличивает расходы и снижает налоги. При этом возможен бюджетный дефицит. 2. Сдерживающая. Для сокращения инфляции уменьшаются государственные расходы и увеличиваются налоги. Такая политика ведет к образованию положительного сальдо государственного бюджета 46. Дефицит бюджета и государственный долг. Виды бюджетного дефицита: Структурный (возникает в связи с крупными структурными изменениями в экономике: конверсией военного производства, внедрением новых форм и методов организации производства и др.). · Реальный (приводит к сокращению доходов населения, предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну; к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы). · Циклический (разность между реальным и структурным дефицитом). · Активный (возникает в результате действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов). · Пассивный (возникает вследствие сокращения объема национального производства). Подходы к проблеме сбалансированности бюджета 1. Следует стремиться к ежегодной сбалансированности доходов и расходов бюджета. Однако в этом случае усиливаются циклические колебания в экономике. Попытка правительства сбалансировать бюджет, увеличив налоги и сократив расходы, только уменьшит совокупный спрос и приведет к дальнейшему падению производства. Напротив, при увеличении государственных расходов и уменьшении налогов ускоряются инфляционные процессы. 2. Не следует стремиться к ежегодной сбалансированности бюджета, поскольку бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла. В период экономического спада принимается тактика дефицитного бюджета, снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы. Недостающие средства государство получает от займов и денежной эмиссии. В период экономического подъема правительство повышает налоги и сокращает расходы, чтобы снизить инфляцию. В результате образуется излишек средств, которые используются для выплаты по займам. 3. Концепция функциональных финансов. Сторонники этой концепции считают, что следует стремиться не к сбалансированности бюджета, а к сбалансированности экономики. Структура бюджета дана на рис. 15.2.
Рисунок 15.2 – Структура бюджета Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64. Схема 64.
Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам: существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны; вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики; увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности; перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций. Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек. Виды государственного долга: а) Внешний долг. Это бремя для нынешнего и будущего поколений. б) Внутренний долг финансируется за счет эмиссии и государственных займов.
|