Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом





 

42. Финансовая система: принципы построения и структура.

Финансовая система включает централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы:

· государственный бюджет;

· внебюджетные фонды;

· государственный кредит;

· страхование (социальное; имущественное; страхование ответственности; страхование предпринимательских рисков).

Децентрализованные финансы:

· финансы коммерческих предприятий;

· финансы некоммерческих предприятий;

· финансы общественных объединений.

Функции финансов:

· создание материальной базы государства (налоги, займы, денежная эмиссия);

· распределительная (распределение и перераспределение валового внутреннего продукта);

· регулирующая (инструмент регулирования микро- и макроэкономических пропорций);

· контрольная (контролирует порядок образования, распределения и использования денежных доходов).

Система финансовых отношений охватывает:

· Денежные отношения, складывающиеся между предприятиями как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных платежных обязательствах поставщиков и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение и пр.

· Денежные отношения, складывающиеся между государством и предприятиями. Они охватывают систему платежей в госбюджет, отчисления в различные фонды и организации отраслевого и территориального уровней.

· Денежные отношения между предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения и погашения кредитов.

· Денежные отношения, складывающиеся внутри предприятий; Во-первых, между предприятием в целом и его структурными подразделениями; во-вторых, между предприятием и работником по поводу оплаты труда.

· Денежные отношения между государственными органами различных уровней управления по поводу распределения дифференциальной ренты, финансирования природоохранных мероприятий и пр.

· Денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.

 

 

43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.

Государственный бюджет – это система экономических отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании фонда денежных средств государства.

Функции госбюджета:

· Перераспределение национального дохода. Через госбюджет происходит перераспределение более половины национального дохода и ¾ денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

· Вмешательство в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики.

· Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддержание социальной справедливости в обществе.

· Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

· Содержание аппарата управления.

Структура бюджетной системы Республики Беларусь дана на рис. 15.1.

 

Консолидированный бюджет Республики Беларусь
Консолидированные бюджеты областей
Консолидированные бюджеты районов
Республиканский бюджет
Бюджет г. Минска
Бюджеты городов областного подчинения
Областные бюджеты
Поселковые бюджеты, бюджеты сельсоветов, бюджеты городов районного подчинения
Районные бюджеты

 


Рисунок 15.1 - Структура бюджетной системы Республики Беларусь

 

44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера.

Налоги – это обязательные платежи, взимаемые центральными и местными органами власти с физических и юридических лиц в целях удовлетворения общественных потребностей.

Элементы системы налогообложения.

Субъект налога – юридическое или физическое лицо, на которое законодательно возложена обязанность платить налог.

Носитель налога – лицо, фактически уплачивающее налог. Налоговое бремя иногда фактически перекладывается с субъекта налога на потребителя продукции через механизм цен (при уплате налога на добавленную стоимость, акциза и др.). Чаще всего субъект и носитель налога совпадают.

Объект налога – это доход или имущество, с которого начисляется налог: прибыль и доход, добавленная стоимость на продукцию, стоимость работ, услуг, имущество.

Источник налога – это доход субъекта, за счет которого уплачивается налог: прибыль, заработная плата, процент, рента.

Ставка налога – величина налога на единицу обложения объекта.

Единица обложения – единица измерения с объекта налога (рубли, метры, литры и пр.).

Налоговые льготы - уменьшение налоговых ставок, изъятие из обложения определенных элементов объекта налога, освобождение от налогов.

Налоговая база - сумма, с которой взимается налог.

Способы взимания налогов

Прямые - выплачиваются с доходов и имущества юридических и физических лиц (налоги на прибыль, на доходы, на недвижимость) и прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика.

Косвенные - устанавливаются в виде надбавок к цене (тарифу), увеличивая ее (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

Принципы налогообложения

Справедливости, нейтральности по отношению ко всем плательщикам. Он заключается во всеобщности обложения и зависимости уровня налоговой ставки от уровня доходов и реализуется через дифференцированные налоговые ставки.

Определенности, простоты и доступности. Он требует, чтобы сумма, способ и время взимания были заранее известны плательщикам.

Однократности налогообложения, предполагающий взимание различных видов налогов с одного источника доходов как на национальном, так и на международном уровне.

Гибкость налогообложения, заключающийся в создании через систему льгот предпочтительных условий развития для отдельных направлений деятельности в соответствии с экономической политикой государства.

Стабильности и устойчивости нормативных ставок налоговых платежей, а также порядка исчисления налоговых взносов в бюджет.

Обязательности уплаты налогов.

Кривая Лаффера - функция, показывающая связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100%-ной), при которой налоговые поступления не растут, а сокращаются (30%).

R

 

R0

 

 

r, %

0 ro 100

Рисунок 15.4 - Кривая Лаффера

R

 

 

 


R0

 

 

r

0 25 50 ro 75 100

Рисунок 15.5 - Скорректированная кривая Лаффера

 

45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.

Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.

Фискальная политика включает два элемента: государственные расходы; налоги.

Фискальная политика может быть двух видов: дискреционной и недискреционной.

Дискреционная фискальная политика проводится по усмотрению государства, с целью регулирования экономики, путем воздействия на уровень национального производства, занятость, уровень цен.

Инструменты дискреционной фискальной политики:

а) Государственные расходы - на закупку товаров и услуг, за счет государственного бюджета, для содержания государственных органов управления и регулирования экономики.

С целью сглаживания экономического цикла государство увеличивает закупки в период спада производства и сокращает их в период подъема. Тем самым увеличивается или сокращается совокупный спрос и достигается сбалансированность с совокупным предложением.

б) Налоги. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются и наоборот.

2. Недискреционная фискальная политика - это механизм фискальной политики, работающий в режиме саморегулирования, на основе встроенных в экономику стабилизаторов.

Функции фискальной политики:

1. Стимулирующая. Для стимулирования экономики в период экономического спада государство увеличивает расходы и снижает налоги. При этом возможен бюджетный дефицит.

2. Сдерживающая. Для сокращения инфляции уменьшаются государственные расходы и увеличиваются налоги. Такая политика ведет к образованию положительного сальдо государственного бюджета

46. Дефицит бюджета и государственный долг.

Виды бюджетного дефицита:

Структурный (возникает в связи с крупными структурными изменениями в экономике: конверсией военного производства, внедрением новых форм и методов организации производства и др.).

· Реальный (приводит к сокращению доходов населения, предпринимателей, что уменьшает налоговые поступления в казну; к росту выплат по безработице и другим социальным программам, что увеличивает государственные расходы).

· Циклический (разность между реальным и структурным дефицитом).

· Активный (возникает в результате действий правительства по увеличению своих расходов или сокращению доходов).

· Пассивный (возникает вследствие сокращения объема национального производства).

Подходы к проблеме сбалансированности бюджета

1. Следует стремиться к ежегодной сбалансированности доходов и расходов бюджета. Однако в этом случае усиливаются циклические колебания в экономике. Попытка правительства сбалансировать бюджет, увеличив налоги и сократив расходы, только уменьшит совокупный спрос и приведет к дальнейшему падению производства. Напротив, при увеличении государственных расходов и уменьшении налогов ускоряются инфляционные процессы.

2. Не следует стремиться к ежегодной сбалансированности бюджета, поскольку бюджет должен быть сбалансирован на протяжении экономического цикла.

В период экономического спада принимается тактика дефицитного бюджета, снижаются налоги и увеличиваются государственные расходы. Недостающие средства государство получает от займов и денежной эмиссии.

В период экономического подъема правительство повышает налоги и сокращает расходы, чтобы снизить инфляцию. В результате образуется излишек средств, которые используются для выплаты по займам.

3. Концепция функциональных финансов. Сторонники этой концепции считают, что следует стремиться не к сбалансированности бюджета, а к сбалансированности экономики.

Структура бюджета дана на рис. 15.2.

Структура бюджета
Расходы
Доходы
· финансирование социально-культурных учреждений;
· финансирование народного хозяйства (энергетика, транспорт, сельское хозяйство и др.)
· расходы на оборону;
· пополнение государственных запасов и резервов;
· государственные займы;
· целевые перечисления государству;
· неналоговые доходы от использования и продажи гос. имущества;
· налоговые поступления (до 90%);
· государственное управление;
· содержание органов внутренних дел;
· обслуживание государственного долга.
· эмиссия денег и др.

 

 


Рисунок 15.2 – Структура бюджета

Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время положительных сальдо бюджета. Структура государственного долга показана на схеме 64.

Схема 64.

Экономические последствия государственного долга можно свести к нескольким моментам:

существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;

вытеснение частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;

увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;

перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.

Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпуска, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий (изменение условий доходности займов) и консолидацией (изменение условий сроков займов), проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Виды государственного долга:

а) Внешний долг. Это бремя для нынешнего и будущего поколений.

б) Внутренний долг финансируется за счет эмиссии и государственных займов.

 

Date: 2015-07-11; view: 335; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию