Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Административных нововведений в сфере культуры России 3 page





Ради полноты картины государственного управления сферой культуры следует упомянуть третью (по отноше­нию к законодательной и исполнительной) ветвь госу­дарственной власти — судебную, т.е. суды и арбитражи различного уровня {вплоть до федерального), в которых также приходится иногда решать вопросы, относящиеся к сфере культуры.

Информационное обеспечение управления в сфере культуры

Важнейшим условием эффективности современного менеджмента является информационное обеспечение при­нимаемых решений ъ контроля их реализации, анализа итогов деятельности. Речь идет не просто о сборе матери­алов и данных учета и отчетности, а о серьезном анали­тическом представлении состояния и развития сферы культуры (в федеральном и региональном масштабах), отдельных учреждений культуры.


Я


 


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ



'ЖШШШ&ЙШЯ


и1' v1'


Особое значение эта деятельность приобретает в ры­ночных условиях с учетом принципиальной многоуклад­ное™ сферы культуры. Важной оказывается не просто фактография состояния дел — первичное (фактологичес­кое) информационное обеспечение, а анализ состояния конкретных рынков услуг, тенденций их развития, экс­пертиз и оценок, рекомендаций, т. е. вторичное (анали­тическое) информационное обеспечение. Это та инфор­мация, подготовка и работа с которой в советское время велась от случая к случаю, в основном для подготовки каких-то партийных решений. В современных условиях это должна быть постоянная рутинная работа. Без такой информации, с очевидностью, невозможно принятие оп­тимальных решений по государственной поддержке сфе­ры культуры, развитие спонсорства и благотворительно­сти, сотрудничество сферы культуры и сферы туризма.

Не менее очевидно и то, что государственные органы управления сами непосредственно эту работу осуществ­лять не могут и не должны. Речь должна идти о созда­нии информационно-аналитических, информационно-маркетинговых, рекламных, информационно-издатель­ских и подобных служб (центров,, агентств). Удачным примером такой службы является Институт культурных программ, созданный Комитетом по культуре Петербур­га вместо Единого научно-методического центра КПР и НТ, Методического кабинета и Курсов повышения ква­лификации. Главной его задачей стало именно информа­ционное обеспечение культурных программ и проектов, помощь в их продвижении. С использованием опыта его работы был создан Информационно-маркетинговый центр Министерства культуры Республики Коми. Разумеется, что на первых порах создание таких служб, обеспечива­ющих информационную инфраструктуру сферы, долж­ны инициировать региональные органы государственно­го управления — собирать первичную фактологическую информацию легче с участием органов управления и ста­тистики. Зато последующее ведение баз данных, в том числе и поставляемых тем же государственным органам, информационные службы могут самостоятельно. Жизнь показывает, что очень скоро деятельность таких служб способна принять самостоятельный и даже — коммер-


 



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


ческий характер, при минимальном бюджетном финан­сировании конкретных видов деятельности, важных имен­но для государственного регулирования.

На базе таких информационно-аналитических цент­ров естественно развитие повышения квалификации ра­ботников культуры, проведение семинаров и конферен­ций, издательская деятельность, обеспечивающая управ­ление сферой, паблисити, формирование и продвижение образа региона, культурных проектов и программ, при­влечение и аккумулирование средств на их осуществление из различных источников, сотрудничество со СМИ и т. д.

2.2

НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Российская сфера культуры динамично реагирует на социальные и экономические изменения в обществе, в том числе и на постепенное приведение технологии ме­неджмента в соответствие с принципиальной многоук-ладностью, гибкостью и пластичностью самой сферы куль­туры. Например, те же учреждения культуры и те же работники культуры, как и всегда, собственно, занима­ются подготовкой и проведением выставок, конкурсов, фестивалей, концертных программ, вечеров и т. п. Кто кроме работников культуры имеет профессиональный опыт проведения таких акций? Другой разговор, что су­щественно меняется заказчик этих мероприятий и ак­ций. Несколько отходят с первого плана (вместе с бюд­жетным финансированием) органы государственной вла­сти. Но деятельность коммерческих структур, банков, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организаций, партий, общественных движений проявля­ет, все большую заинтересованность в сфере культуры.

В этом плане они даже оказываются зачастую более продвинутыми к сотрудничеству, чем сама сфера куль­туры и работники культуры, привыкшие к государствен­ному финансированию и дотациям. Можнов связи с этим привести пример одного совхоза в Пермской области, директор которого с помощью детского музыкального коллектива своего Дома культуры осуществил успеш­ную PR-кампанию (с выездом в Германию и Францию).


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




Одним из итогов его благотворительности стали соврё' менные технологические линии по производству колбас и консервов, свое производство, снявшее мучительную проблему сдачи и доставки скота на мясокомбинат. При­чем, сделано все это было буквально «на хвосте» у куль­турной программы поддержки совхозом детского кол­лектива и его международных успехов. Или можно при­вести пример предложения одного из наиболее богатых «new Russians», в Челябинске финансировать подготовку и проведение двух общегородских праздников. Оба эти примера (можно было бы привести и многие другие) объе­диняет одно: эти предложения — и со стороны старого опытного хозяйственника, и со стороны предпринимате­ля-коммерсанта — были полной неожиданностью для работников культуры, на которых они «свалились».

Слухи о гибельности рыночной экономики для сфе­ры культуры оказались сильно преувеличенными:. Не­смотря на трудности с бюджетным финансированием, например, в Петербурге не закрылся ни один театр, наоборот, открылись еще девять. Ярким событием в театральной жизни города стал уже регулярный теат­ральный, фестиваль стран Балтики, не имеющий прак­тически бюджетной поддержки. В России, как и во веем мире, политика, экономика, коммерция не могут пол­ноценно и эффективно действовать без сотрудничества со сферой культуры.

Кроме того, бурно развивается некоммерческий мар­кетинг и деятельность соответствующих некоммерчес­ких (нонпрофитных) организаций: фондов, организаций, движений, агентств, бюро. Их работа во многом заклю­чается в поддержке культурных проектов и программ, учреждений культуры, творческих союзов, объединений, исполнителей и коллективов.

 

Еще одна специфически российская черта. За рубе­жом приемы, презентации, конференции, семинары про- '■"■ водятся в основном на базе отелей. Это давно уже сло­жившаяся и устойчивая сфера гостиничного бизнеса. В России же с ее слабо развитой гостиничной сетью, низ­ким уровнем обслуживания, отсутствия в гостиницах необходимых для проведения подобных акций конфе­ренц-залов, банкетных залов и т. п., эта деятельность

МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


осуществляется на -базе все тех же бывших культурно-просветительных учреждений. Даже аренда приемных и представительских офисов фирмами, не имеющими соб­ственных помещений,, в России перспективна опять-таки именно на базе сложившейся сети клубных учреждений, А кто лучше библиотечных учреждений профессиональ­но подготовлен для информационного обслуживания, организации контактов с прессой и т. п.?

Сказанное упомянуто с единственной целью — аргу­ментировать перспективы, и немалые, открывающиеся перед российской сферой культуры, учреждениями куль­туры и работниками культуры в плане возможностей негосударственной поддержки социально-культурной сферы.

Рассмотрим подробно основные формы такой под­держки.

Спонсорство, благотворительность, патронаж

Сотрудничество и взаимодействие сферы культуры и бизнеса предполагает реальные конкретные дела в соци­альной сфере, науке, -образовании, культуре, нередко далеко выходящие за рамки сферы непосредственной де­ятельности коммерческих, промышленных, тортовых фирм,, связанные с организационвой, экономической, прежде всего — финансовой поддержкой деятельности учреждений культуры, коллективов, начинаний, иници­ативных групп, 'Отдельных лиц.

Причем не всегда речь идет о чистом альтруизме. Очень часто подобная деятельность удовлетворяет вза­имные интересы, в том числе и интересы фирмы, связан­ные с перспективами ее развития. В российской же прак­тике зачастую бытуют две крайности. Либо необходимость общности интересов начисто упускается из виду и к «спон­сору» идут фактически как к меценату, прося у него сред­ства на решение «проблем, затрагивающих собственные интересы, а иногда — на факт существования. Этакий «социально-культурный рэкет» кроме обид и взаимонепо­нимания не несет ничего, а является он следствием эле­ментарной яеграмотности в плане некоммерческого марке­тинга и менеджмента, PR..Другой крайностью является


2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ



откровенный цинизм и чисто коммерческий подход к социально-культурной сфере, покупка в ней неких рек­ламных и других услуг.

Между тем сфера организационно-экономического сотрудничества бизнеса и социально-культурной сферы достаточна богата формами. По крайней мере, следует различать три основных их вида: спонсорство, патронаж и благотворительность. В первом случае — это целевые субсидии для достижения взаимных целей, т. е. взаимо­выгодное сотрудничество, реализация совместных про­ектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется до­говором, содержащим взаимные обязательства сторон (спонсирующего и спонсируемого). Обычно речь идет о конкретных временных, хотя и, возможно, масштабных проектах.

Спонсирование может осуществляться в виде выделе­ния финансовых средств (субсидировании), оплате сче­тов, возвратных или частично-возвратных платежей, за­купок оборудования, инструментов, инвентаря, учреж­дении премий, стипендий, гонораров, призов и т. д. В любом случае условия, на которых предоставляется спонсорская поддержка, должны быть оформлены спе­циальным договором и прилагаемыми к нему специаль­ными протоколами.

Патронаж — покровительство, не только финансовое, ко и организационное, оказываемое на стабильной и дол­говременной основе. Обычно патронируются конкретные учреждения и организации, отдельные лица. Патронаж может оформляться долговременным договором или даже организационными документами, когда патрон входит в круг соучредителей учреждения культуры с определен­ными правами и обязательствами. Примером может слу­жить широко практикуемое'в зарубежном музейном деле «членство» (membership).

Речь идет об участии в попечительских и других со­ветах с предоставлением различных льгот и прерогатив1 таким патронам, в зависимости от уровня и масштаба оказываемой ими поддержки. Членство обеспечивает за­рубежным музеям зачастую основные поступления, по­зволяя делать вход в музей практически бесплатным. Фактически, membership — не что иное как соучреди-

56 МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


хельство. Оно и оформляется соответствующими органи­зационными документами (уставами и положениями о попечительских и прочих советах). По ряду вполне по­нятных причин membership в современной России не имеет широкого распространения.

Однако первые движения уже делаются, правда, пре­имущественно как попытки объединения бюджетных средств. Так, в Красноярске начата работа по переучре­дительству краевых учреждений культуры, находящихся в -краевом центре и работающих, таким образом, в ос­новном с жителями города. Предполагается, что введе­ние в состав их учредителей городских властей позво­лит привлечь средства не только краевого, но и городс­кого бюджетов. Аналогичные попытки предпринимают некоторые учреждения культуры федерального подчи­нения в Санкт-Петербурге, пытающиеся инициировать свое переучреждениё и ввести в состав учредителей го­родские власти.

Более распространена в современной России другая форма патронажа — foundation — создание фондов под­держки и развития соответствующих учреждений куль­туры. Такие фонды созданы, например, при Большом академическом драматическом театре им. Г. Товстоного­ва, Санкт-Петербургской театральной академии. В прав­ление таких фондов входят видные представители круп­ных коммерческих организаций, банков, торговых фирм. Их участие в фонде дает им определенные преимущества: не только возможности формирования привлекательного имиджа, но и использования помещений, привлечения артистов для проведения корпоративных мероприятий. Такие отношения оформляются также организационны­ми документами — уставом фонда, учредительскими до­говорами. Само же учреждение культуры получает до­полнительные возможности финансового маневра.

Благотворительность же является проявлением фи­лантропии, не предполагая каких-то финансовых и про­чих обязательств со стороны получающих поддержку. Благотворитель демонстрирует акт свободной воли (по каким мотивам —• тема особая) при оказании поддерж­ки. Поэтому и оформляется благотворительность обычно актом дарения..


I


 


2- ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




Цели и формы спонсорства

Спонсорство преследует целый комплекс целей. Если для спонсируемого его цели обычно ясны, то потенци­альный спонсор (зачастую даже не догадывавшийся о существовании ищущих его поддержки до их появления в его -офисе) обычно нуждается в разъяснении его воз­можных интересов и целей их в таком сотрудничестве. И наверное, выработка такого разъяснения, выстраива­ния аргументов в пользу возможного сотрудничества — задача ищущего поддержку. При этом могут выявиться интересные и нетривиальные перспективы, а то и воз­никнуть новые, именно в процессе подготовки и обсуж­дения проекта или даже заявки на поддержку.

Чем же может быть привлекательно спонсорство для потенциального спонсора? Прежде всего, разумеется, до­полнительными возможностями в рекламе деятельности и товаров (услуг) фирмы. Дополнительные возможности рекламы, возникающие в процессе подготовки и прове­дения культурных акций могут оказаться намного более выгодными и эффективными, чем затраты на покупку эфирного времени или рекламных площадей в печати. С этой точки зрения спонсорство является частью марке­тинга и стратегии продвижения. Однако этим очевид­ным обстоятельством привлекательность спонсорства не исчерпывается. Но есть и более глубокие мотивации спон­сирования. Это и создание привлекательного имиджа в связи с участием в реализации социально, значимых про­ектов и программ, демонстрация собственной состоятель­ности, а значит — и социальной значимости (спонсор­ство как часть PR).

В связи с реализацией социально-культурного про­екта у фирмы могут быть и дополнительные выгоды. «Нет ничего прибыльнее и циничнее спонсорства в сфе­ре культуры», — говорил нантский предприниматель — один из руководителей программы Фестиваля незави­симой культуры СПб. в Нанте (1993 г.). И уточнил, что на каждый вложенный франк он имеет четыре (от рек­ламы, организации торговли, развлечений во время фе­стиваля).

Шведская фирма «Абсолют», водка которой входит в число десяти самых популярных спиртных напитков в



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


мире, успешно опирается в своем маркетинге на совре­менное изобразительное искусство. Уникальность и дос­тоинство этой стратегии состоит в том, что представляет собой единый арт-проект, реализуемый по всему миру. Речь идет не только об огромной коллекции современно­го искусства, принадлежащей компании и используемой при проведении рекламных акций. Главное в этой стра­тегии — ставка на ультрасовременных художников и закрепление в сознании культурного потребителя проч­ной ассоциации брэнда «Абсолют» с искусством. И сло­ган «Absolut Art» уже вошел не только в пособия по рекламе и маркетингу, но и в лексиконы искусства XX в. «Абсолют» не просто покупает и финансирует искусство, но и в каком-то смысле его производит, организуя вот уже 15 лет топ'-конкурсы, предлагая художникам, фото­графам, дизайнерам, модельерам раскрепостить фанта­зию на заданную тему: как создать заказное, но каче­ственное произведение искусства, в котором бы обяза­тельно угадывались очертания знаменитой бутылки «Абсолюта» или логотип фирмы. Такие предложения получают наиболее продвинутые художники различных направлений и стилей. Поэтому такие конкурсы и свя­занные с ними выставки сами становятся яркими собы­тиями культурной жизни.

Кроме того, со временем сфера спонсирования может стать зоной непосредственного хозяйствования и бизнеса фирмы (покупка корпорацией «Сони» киностудии «Ко-ламбиа пикчерз»), освоения новых услуг и товаров, рын­ков. Действительно, спонсорство может способствовать диверсификации деятельности фирмы — наиболее эф­фективной стратегии бизнеса и маркетинга.

Уже из сказанного очевидно, что спонсорство орга­нично вплетается в ткань современного менеджмента в сфере финансового, промышленного и торгового капита­ла. Особое значение спонсорство приобретает при внеш­неэкономической деятельности — буквально как техно­логия проникновения на зарубежные рынки. В этом пла­не сфера культуры располагает огромными резервами. Широко известен в этом плане опыт спонсорства японс­ких, южнокорейских компаний, финансирующих в Ев­ропе, Америке, других странах проекты и программы


2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




I


в социально-культурной сфере, искусстве этих стран, ва-раллельно знакомя общественность этих стран со своей национальной культурой.

Практически вся социально-культурная сфера явля­ется привлекательной для спонсирования. Наиболее бла­гоприятной сферой спонсирования, учитывая его взаи­мовыгодный характер, является спорт. Если бы спорта не было, его бы придумали спонсоры. Дело в том, что спорт создает исключительные возможности для рекла­мы. Соревнования широко освещаются в СМИ. Спортив­ные знаменитости обладают высокой степенью популяр­ности. Причем, реклама фирмы, ее имидж оказываются на очень привлекательном фоне молодости, силы, здоро­вья. Более того, спорт связан с одеждой, обувью, питани­ем, рядом современных технологий. Все это в комплексе и приводит к тому, что мировой спорт, в том числе и профессиональный, существует и развивается преиму­щественно именно на спонсорские средства.

Сфера образования (начальная, средняя и высшая школы) обладают своими привлекательными чертами для потенциальных спонсоров. Это и особо привлекательный имидж заботы о подрастающем поколении. И возможно­сти ранней профориентации еще со школьной скамьи. И установление связей с молодыми перспективными спе­циалистами — выпускниками соответствующих вузов и средних специальных учебных заведений.

Наука — помимо прочего — открывает возможности для вхождения фирмы в среду разработок новых техно­логий, материалов, перспективных теоретических идей. У фирмы повышаются шансы оказаться впереди конку­рентов в научно-техническом прогрессе. Одновременно фирма становится полигоном испытания и реализации новых разработок, у нее устанавливаются хорошие связи с квалифицированными и авторитетными экспертами в различных областях.

Сфера социальной поддержки (оказание помощи со­циально незащищенным группам населения, малоиму­щим, инвалидам, пенсионерам, ветеранам и т. д.) — так­же одна из наиболее традиционных сфер спонсорской поддержки, осуществляемой обычно соответствующи­ми общественными и государственными организациями



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


и фондами, имеющими правовые, экономические и фи­нансовые льготы.

СМИ привлекательны прежде всего возможностями рекламы в случае поддержки теле- и радиопостановок, сериалов, каналов. Не менее привлекательна и пресса, поддержка которой может перерасти в приобретение фир­мой своих органов печати.

Издательское дело как объект спонсирования также по-своему перспективно. Причем спонсирование может состоять как в поддержке конкретных издательских про­ектов (книг, серий, периодических изданий), так и в фактически самостоятельном издании фирмой специаль­ных изданий, тематика которых может быть даже и не связанной с основной деятельностью фирмы (например, культура, искусство, специальные научные издания), но сам факт существования которых начинает традиционно связываться с имиджем фирмы.

Здравоохранение, медицина, экология привлекают спонсоров как благоррдным имиджем, так и перспектив­ными формами сотрудничества, поскольку эта сфера пе­реживает в настоящее время экономический и соци­альный бум, причем с обеспеченной политической, об­щественной и государственной поддержкой.

Но даже на фоне перечисленных сфер социально-куль­турной деятельности, обладающих явно выраженной при­влекательностью для спонсирования, сфера культуры обладает исключительными возможностями сотрудниче­ства с деловым миром.

Поддержка изобразительного и музыкального искус­ства, литературы, кино, театров, музеев, библиотек при­влекает современный бизнес не только возможностями рекламы и формирования репутации фирмы через эту сферу, дающую максимальный «выход на общество» и, с очевидностью, социально значимую. Это, как уже гово­рилось, и средство прорыва на международные, зарубеж­ные рынки в образе не простого конкурента (а значит — нежелательного субъекта хозяйствования, «чужака»), а сторонника сотрудничества, интересующегося культурой данной страны, знакомящего ее граждан со своей куль­турой, т. е. поддерживающего естественные человечес­кие ценности и творчество.

2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ


Спонсирование в сфере культуры и искусства стано­вится важнейшей составляющей современного бизнеса. Японский менеджмент 1&80-1990-Х гг. квалифицирует себя как переход «от вещей к сердцу» и от конкуренции товаров к конкуренции социально-культурных имиджей, а современное японское общество как переходное от эпо­хи экономического роста к эпохе экономики культуры. Культура оказывается не только и не столько средством, сколько целью экономической деятельности как в масш­табах общества в целом, так и отдельно взятых фирм.

Но не менее важна спонсорская поддержка и для
сферы культуры. Это обусловлено и недостаточностью
бюджетных средств на развитие культуры и творчества,
и тем, что является своеобразной гарантией плюрализ­
ма культурного развития и от излишнего вмешатель­
ства государства в культурный процесс, от произвола
чиновников «от культуры»>. Кроме того, спонсирование
сферы культуры способствует более гармоничному и ес­
тественному увязыванию ее с другими сферами обще­
ства и отраслями экономики. Говоря иными словами,
спонсорство в сфере культуры является реальным и. эф­
фективным фактором создания и развития гражданского
общества, способного к саморазвитию, и на порядки ме­
нее зависимого от государства, чем общества тоталитар­
ного типа..

Благотворительность:

проблемы и организация а

Как это ни парадоксально, но в серьезной информа- я ционной и организационной поддержке нуждается и бла- f\ готворительность — наиболее свободное выражение со­трудничества делового мира и социально-культурной сферы.

Традиционные причины и мотивы благотворительно­сти (для культуры и искусства — меценатства) имеют широкий спектр от психологических до экономических факторов:

• обыкновенный человеческий альтруизм;

• улучшение благосостояния будущих клиентов;

• формирование имиджа фирмы;
«реклама;



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


,., • гордость от собственного вклада в культуру, эколо­гию и т. д.;

• благодарность обществу за возможность действовать
в его среде;

• социальная ответственность;

• налоговые льготы...

В российских условиях благотворительность имеет особенно явный доминирующий нравственный акцент. Во-первых, как особая моральная ответственность — про­явление особенности российского духовного опыта и мен-тальности. В этом контексте благотворительность есть социальный долг (стыдно быть богатым) и потребность замолить грехи. Во-вторых, как свидетельство социаль­ной надежности фирмы, которая создана не с целью извлечения сверхприбыли с последующей самоликви­дацией.

За рубежом, особенно в США и Японии, благотвори­тельность направлена на сферы, имеющие особенно явно выраженную социальную значимость: образование (до 40% общих благотворительных вкладов), здравоохра­нение (до 30%), социальную поддержку и активность (до 20%), ту же сферу культуры (до 11%) и др. Поддер­жка культуры и искусства в Японии, например, пере­живает настоящий бум. Культурно-исторические цен­ности либо передаются существующим музеям, либо в создаваемые музеи корпораций. Фактически каждая крупная корпорация имеет свой музей — не только по профилю своей деятельности, но и изобразительного искусства. Как известно, самые дорогие приобретения за последние годы на аукционах делали именно японс­кие корпорации. Широко финансируются и поддержи­ваются библиотеки, архивные хранилища. Под эгидой фирм проводятся конкурсы, фестивали, учреждаются премии, стипендии и т. п. Крупные универмаги стали постоянными организаторами культурных программ на территории своих торговых помещений, стали посте­пенно обзаводиться собственными художественными галереями, а то и музеями.

Аналоги такой деятельности имеются и в российс­кой действительности. Зарубежные компании и здесь проявляют активность. На вопрос — почему фирма


2 (ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ




«Люфтганза» финансирует выставку Родченко и Степа­новой в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пуш­кина в Москве, представителем компании был дан ответ: «Мы финансируем все, что движется, летит, все, что устремлено в будущее. Поэтому мы не занимаемся реа­листической живописью XIX века, а вот Татлин или Род­ченко — это наше». Все большую активность проявляет и отечественный капитал. Так, банковской группой «Союз» (бывшим Столичным банком сбережений, а за­тем — СБС-АГРО) было восстановлено здание постройки XIX в. на Неглинной, 14 в Москве. Помимо главного офиса и универсальной сберкассы банка, в особняке был открыт Московский Центр искусств (на правах дочерней фирмы банка) с постоянно действующей художествен­ной выставкой из собственных коллекций банка, насчи­тывающей уже более 3 тыс. произведений искусства. Эту коллекцию банк энергично собирал с момента своего ос­нования, и сейчас это самая большая корпоративная кол­лекция в России, включающая в основном произведения русского искусства XIX — первой трети XX в. Банк уже демонстрировал ее в столице, много раз вывозил в про­винцию. Центр не только хранит коллекцию, но занима­ется реставрацией доверенных ему работ, регулярно про­водит экспозиции из собраний провинциальных музеев, коллекций других банков, в том числе зарубежных. Была создана библиотека по истории и искусству города, регу­лярно проводятся музыкальные вечера. Известен банк и своими филантропическими проектами, поддержкой Тре­тьяковки, выставочной деятельности других музейных центров. В частности именно он финансировал выставку «Золото Трои» в Музее изобразительных искусств.

Аналогичной деятельностью занимаются и другие корпорации. Например, ежегодную премию отечествен­ным деятелям культуры присуждает «ЛОГОВАЗ». Аль­фа-банк в сотрудничестве с московским Литфондом еже­годно выдает гранты для осуществления литературных проектов — 15 стипендий на год из расчета 100 долла­ров ежемесячно.

Ряд корпораций создал свои художественные кол­лекции. Бизнес-банк использовал свою коллекцию рус­ского пейзажа XIX-XX вв. (Поленов, Айвазовский,



МЕНЕДЖМЕНТ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ


Шишкин, всего около полусотни работ оценены экспер­тами Третьяковки в 1,6 млн, долларов) как дополнение к стабилизационному кредиту Центрального банка. Кар­тины пока висят в банковских офисах, но под контро­лем заимодавца.

Иногда вокруг таких коллекций разгораются нешу­точные скандалы. Например, печально известный Ин­комбанк, как и другие крупные частные российские бан­ки, начал собирать свою коллекцию в 1992 г. Уже к 1998 гэ он стал обладателем крупного собрания — около 500 произведений русского искусства XX столетия от группы «Бубновый валет» (Удальцова, Древин, Фальк, Лентулов) до нонконформистов 1960-1970-х (Кабаков, Рабин, Немухин, Плавинский, Штейнберг, Яковлев, Крас-нопевцев). Уникальным это собрание делают три карти­ны К. Малевича («Черный квадрат», «Автопробег», «Пор­трет жены) и несколько его рисунков, которые Инком­банк приобрел у наследников художника. После отзыва лицензии банка в 1998 г. в печать просочились сведения о том, что представители банка пытались предложить четыре работы Малевича (включая «Черный квадрат») аукционному дому Sotheby's для внеаукционной прода­жи. Вероятно, банк рассчитывал на какие-то неофици­альные каналы вывоза произведений, поскольку на ле­гальный вывоз и продажу столь ценных произведений Министерство культуры РФ согласия бы не дало. Не­сколько месяцев руководство банка скрывало местона­хождение коллекции, но в мае 1999 г. самая ценная часть коллекции (100 единиц, оцениваемых по минимальной цене в 10 млн. долларов) была перевезена в спецхрани­лище Министерства культуры РФ. Причем сделано это было по инициативе самого банка наряду с энергичными экономическими мерами, направленными на восстанов­ление лицензии. Передача коллекции в государственный депозитарий обезопасила часть имущества: в случае опи­си имущества банка без ведома Минкульта частные кре­диторы не смогут заполучить коллекцию. Минкульт же, по согласованию с руководством Инкомбанка, обратился с письмом в Федеральную службу по несостоятельности и банкротству, в котором сообщил о своей заинтересован­ности в поступлении этого собрания в государственный

Date: 2015-06-11; view: 476; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию