Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПРИЛОЖЕНИЯ 4 page





v Строго говоря, народного финского эпоса Калевала как единого целого не существовало. Были отдельные песни (руны), которые собрал, объединил и опубликовал в 1835 и 1849 гг. финский поэт и фольклорист Элиас Лённрот (1802-1884).

3' Латинское слово vates имеет длительную историю. Долгое время оно значило колдун, прорицатель и лишь на рубеже н. э. под силь­ным влиянием греческих идей стало означать боговдохновенный поэт.

4* В обеих Эддах (в Старшей — отрывочно, в Младшей — подробно) излагается миф о так называемом мёде поэзии. Две группы богов — асы и ваны — после долгой войны заключили мир и, собрав в чашу свою слюну, сделали из этой слюны мудрого карлика Квасира (имя от того же индоевропейского корня, что и русское квас). Злокознен­ные карлы Фьялар (Прячущий) и Галар (Поющий) убили Квасира, смешали его кровь с медом и получили напиток, испив которого лю­бой становился поэтом либо мудрецом. После многочисленных пе­рипетий этот мед попал к О дину, а тот отдал его асам и «тем лю­дям, которые умеют слагать стихи».

5" Софисты (от греч. ао<ркттг|<; — искусник, мудрец) — появившиеся в V в. до н. э. в Древней Греции платные учителя философии, стре­мившиеся, в отличие от прежних мудрецов, не к познанию истины как таковой, но к разработке приемов философствования, позво­лявших, в идеале, обосновать любое положение.

6" Легенда о Старкаде, сложившаяся, по мнению филологов, в VI- VIII вв., дошла до нас в разных вариантах — в исландской Саге о Гаутреке (XIII в.), эддической Второй Песне о Хелъги, Убийце Хун- динга и в Деяниях датчан Саксона Грамматика, датского придвор­ного хрониста второй половины XII-начала XIII в., написавшего на латыни квазиисторическое сочинение о древних героях по мате­риалам старинных сказаний. Один из эпизодов легенды повествует о том, как о Старкаде спорили покровительствующий ему бог Один и ненавидевший Старкада бог Тор: Один даровал Старкаду трой­ную жизнь, а Тор предрек, что у него не будет потомства, и т. п. Сре­ди прочего Один наделил Старкада поэтическим даром, Тор же


заявил, что ничего из созданного Старкадом не запомнится. Одна­ко в Саге о Гаутреке приводится его песнь, а Саксон цитирует стихи Старкада в латинском переложении.

Видсид и Странник — англосаксонские поэмы, сложившиеся в VII— VIII вв. и дошедшие до нас в рукописи X в. Поэмы сочинили ско­пы, дружинные певцы у англосаксов. Первая поэма представляет собой рассказ-воспоминание скопа Видсида (это имя означает что- то вроде Широковидящии) о битвах, странствиях, королях, при дво­рах которых жил Видсид. Второе сочинение — элегия на тему о бренности сущего, о переходе от надежды к отчаянию и наоборот; герой, от лица которого ведется повествование (он не назван по имени, но ясно, что это тоже придворный певец), потерял своего господина и скитается по разным землям, терпя бедствия. Жонглер (в германоязычных странах — шпильман, игрец) — в Средние века профессиональный музыкант-исполнитель песен са­мого разного содержания (религиозного, героического, сатириче­ского и пр.); нередко соединял их исполнение с разными цирковы­ми трюками — отсюда и современное значение этого слова. Герольды в Средние века были не только глашатаями важных особ, но также выполняли функции послов, церемониймейстеров и рас­порядителей на празднествах, приемах и турнирах. В связи с этим они обязаны были знать род и положение каждого участника цере­монии, ведать гербы (ввиду этого и наука о гербах носит название геральдики), а также — иногда — вести записи важнейших собы­тий при дворах.

Буру — остров в группе Молуккских островов, Бабар — остров и группа островов в Тиморском море. Все эти острова входят в Ма­лайский архипелаг, называвшийся также Ост-Индским; до 1945 г. — владения Нидерландов, ныне принадлежат Индонезии. Пантун — в Малайе и Индонезии четверостишие с перекрестной рифмой, вроде частушки; первые две строки — зачин, последние — собственно содержание; пантунами обмениваются юноши и девуш­ки, новобрачные, спорщики на сходках и т. д. Хайку (хокку) — жанр японской классической поэзии, возникший в конце XV в., нериф­мованное трехстишие с фиксированным числом слогов (5-7-5), краткая зарисовка с обязательным упоминанием времени года и


явно не выраженным, но четко ощущаемым настроением: грусти, радости. Ср. с. 178 и далее основного текста.

12* Катрен — четверостишие на две рифмы.

13' Debat (фр. спор, прение) — особый жанр в позднесредневековой (с середины XIV в.) французской поэзии, представляющий собой стихотворный драматизированный диспут между аллегориче­скими персонажами, олицетворявшими некие нравственные либо социальные понятия или свойства человеческого характе­ра, например Прение пахаря, священника и воина; Прение коня и борзой и т. п.

14' Суды любви (фр. Cours d'amours — иначе курии любви или палаты любви) — собрания придворных во главе с принцем любви или коро­левой любви, роли которых исполняли государи и государыни либо их родственники и приближенные. Эти собрания созывались для разбора дел любовного свойства и проходили в праздничной и игровой атмосфере, но вместе с тем с соблюдением всех норм фео­дального права. Это не было ни в коей мере ни реальным судо­говорением, ни пародией на судебный процесс, но именно серьез­ной игрой, ludum serium. Возникновение этих судов любви ранее относили к XII в., веку расцвета куртуазной культуры, однако боль­шинство современных исследователей считают, что в ту эпоху по­добные суды были всего лишь литературной фикцией. Во всяком случае, в XIV-XV вв. идея судов была заимствована из куртуазной литературы.

15' Сваямвара (санскр. букв, свой выбор) — древнеиндийская архаиче­ская форма сватовства, когда девушка сама выбирает жениха.

16* Тан — династия в Китае в 618-916 гг.; эпоха Тан считалась «золо­тым веком» государства, временем стабильности, расцвета наук, искусств и поэзии.

17' Мандарин (от санскр. мантрин — советник) — данное португаль­цами и принятое в западной литературе название высших китай­ских чиновников.

18* Сутра (санскр. букв, нить) — в древнеиндийской литературе пер­воначально лаконичное высказывание, афоризм, позднее — сбор­ник таких высказываний, потом — учебник, наставление. Шастра (санскр. букв, наука) — трактат-поучение.


В 1867-1868 гг. император Муцухито произвел переворот (Мэйдзи исин — Реставрация Мэйдзи), упразднивший власть сегунов (на­следственных военных правителей Японии, отстранивших импера­торов от власти и превративших их в священные фигуры, лишен­ные какой-либо возможности участвовать в управлении страной) и утвердивший абсолютную власть императоров. Муцухито в соот­ветствии с традицией избрал основной девиз своего царствования: Мэйдзи-ян — просвещенное правление. Хотя этот переворот был на­правлен на модернизацию страны в европейском духе, развитие промышленности, внедрение западной науки и техники, введение (это произошло позднее, в 1889 г.) конституционной парламентской системы управления (при сохранении сильной императорской, а фактически правительственной власти), с точки зрения японцев, он был реставрацией, ибо упразднялся введенный в XII в. — по воле людей — сёгунат и восстанавливалась сильная и авторитетная импе­раторская власть, восходящая к богам и временам сотворения мира. Младшая Эдда делится на части: Пролог, Видение Гюлъви (см. ком­мент. 18* к гл. VI), Язык поэзии, где рассказывается о некоем челове­ке (или великане) по имени Эгир, который задает вопросы богу поэзии Браги о значении той или иной метафоры, того или иного эпитета и т. п., а тот отвечает с подробной ссылкой на мифологиче­ские сюжеты (на протяжении большей части раздела, впрочем, разъяснения даются без ссылок на Эгира и Браги и идут от имени автора), Перечень размеров, где даются примеры метрики, размеров, стилистических приемов, а в конце, как особый пример, — сочи­ненная самим Снорри Стурлуссоном хвалебная песнь в честь нор­вежских правителей.


Согласно Младшей Эдде, великан Хрунгнир явился в обитель бо­гов — Асгард, напился там и похвалялся перебить всех богов и за­хватить богинь. Боги вызвали Тора, и тот вступил в единоборство с Хрунгниром. Бог метнул в великана свой боевой молот, великан в бога — точило. Они столкнулись в воздухе, молот разбил точило и пробил голову Хрунгниру, а кусок точила попал в голову Тору. Про­видица Гроа, жена великана Аурвандила, силой заклинаний заста­вила засевший кусок точила шевелиться и собралась вытащить его. Тор в благодарность рассказал Гроа о -ом, что ее муж, отправив­шийся странствовать, жив, встречался с Тором и скоро будет дома. Обрадованная Гроа забыла все заклинания, и кусок точила так и остался в голове Тора.

22' Кеннинг — особая метафора в древнескандинавской поэзии, по­строенная на образе из мифа или древней истории, на намеке, на сравнении. Особенностью кеннинга была многосоставность. На­пример, кеннинг битвы — «буря щитов», кеннинг щита — «огра­да корабля», кеннинг корабля — «конь моря», кеннинг моря — «дорога китов»; поэтому битва может называться «буря оград коней дороги китов».

Г лава восьмая

г Индра — бог грома и молнии, верховное божество ведийской рели­гии; в послеведийские времена был оттеснен на периферию верова­ний.

2* Имена и функции римских божеств совпадают, точнее, божество и есть обожествленная функция (или действие). Pallor (бледность и страх) и Pavor (страх и трепет) наводят ужас. Domiduca (приво­дящая в дом) — божество, приводящее невесту в дом; существовало также мужское божество Domiducus, ответственное за появление жениха. Современные специалисты считают последних не отдель­ными божествами, а эпитетами верховных богов римлян Юноны и Юпитера как покровителей брака. История культа бога по имени Aius Locutius (или Loquens) — говорящий вещатель — такова: в 391 г. до н. э. некий плебей Марк Цецилий услышал в ночи голос, повелевший ему сообщить должностным лицам, что на Рим напа­дут галлы. Знамением пренебрегли, но в 390 г. до н. э. галлы дей­ствительно вторглись в Среднюю Италию и в 387 г. до н. э. захвати­ли и сожгли Рим. Лишь тогда римляне воздвигли храм божеству Айю Локутию. Во время Второй Пунической войны (218-201 гг. до н. э.) великий карфагенский полководец Ганнибал вошел с арми­ей в Италию. После ряда побед он всё же не двинулся на Рим и от­вел войска в Южную Италию. Оттуда он в 212 г. до н. э. предпри­нял поход на Рим, но, простояв несколько дней у стен города, так и не стал его штурмовать и повернул обратно. Римляне сочли это чу­дом и учредили культ божества Rediculus, то есть Поворачиваю­щий. Современные историки считают эти божества не исконны­ми, а плодом жреческой мысли, расчленяющего и абстрагирующего мышления понтификов (римские должностные лица, наблюдавшие за культом), среди которых было много юристов.

у Хайда — индейский народ на островах Королевы Шарлотты и острове Принца Эдуарда близ юга тихоокеанского побережья Ка­нады, южная ветвь тлинкитов (см. коммент. 14* к гл. III). В настоя­щее время насчитывают 1 тыс. человек. Хайда — оседлые рыболо­вы и охотники на морского зверя, у них к моменту первых контактов с европейцами (англичанами и русскими) в середине XVIII в. суще­ствовало значительное имущественное расслоение. Впрочем, этно­логи середины XX в. показали, что представления о собственности существуют у самых отсталых народов, только собственностью они могут считать то, что люди европейской культуры таковой не по­лагают, например песни (песня, сочиненная тем или иным членом племени, принадлежит исключительно сочинителю, может переда­ваться по наследству, и другим соплеменникам исполнять ее катего­рически запрещено).

4* Проповедник и религиозный реформатор рубежа XII и XIII вв. св. Франциск Ассизский положил начало так называемым нищен­ствующим орденам, члены которых, кроме обета бедности (пони­маемой как отсутствие личной собственности, что не отменяло собственности коллективной, каковой считались земля, строения, одежда, продукты, книги и т. д.), давали клятву соблюдать абсолют­ную нищету, не иметь ни жилья, ни одежды, кроме одной рясы, ни обуви (отсюда иное название нищенствующих монахов — босоно­гие братья)у не прикасаться к деньгам и жить в скитаниях, добывая пищу (но только ее, а не деньги на пропитание) подаянием. Для св. Франциска такая жизнь была подражанием евангельской бедно­сти Христа и апостолов и означала абсолютную свободу (если у че­ловека нет ни семьи, ни дома, ни имущества, ему ни о чём, кроме Бога, заботиться не нужно). В своих гимнах и проповедях св. Фран­циск, совершенно в духе рыцарских поэтов-трубадуров, воспевал Даму Бедность как возлюбленную.

5' Немецкий монах-доминиканец XIV в. Хайнрих Сузо принадлежал к течению так называемой немецкой мистики, приверженцы кото­рой выше всего ставили личный контакт с Богом, эмоциональную преданность Ему. В стихах, в проповедях, в повседневной жизни Сузо обращался к Деве Марии и к Софии Премудрости Божией (они нередко сливаются у него в один образ) как к Прекрасной Даме, любимой женщине.

6' Алан Аилльский (иначе Алан де Инсулис, то есть Алан с Остро­ва) — французский схоласт, крупнейший богослов второй полови­ны XII-начала XIII в. Его теологические трактаты и латинские по­эмы написаны изощренным языком, наполнены яркими образами, витийством, «плетением словес».

т Св. Хильдегард Бингенская — немецкая средневековая духовиди­ца, пророчица, известная также как выдающаяся врачевательница своего времени. Ее трактаты и особенно стихи представляют собой записи экстатических видений; ей не хватало слов, чтобы описать увиденное, она создавала неологизмы, заставляющие вспомнить футуристов начала XX в., пыталась даже изобрести новый алфавит для передачи ангельских речений.

8* The Rape of the Lock [Похищение локона] (1714 г.) — ироикомиче- ская поэма английского поэта Александра Поупа, пародирующая высокий эпос.

г В древнегреческой мифологии верховный бог Зевс прибегал к раз­ным ухищрениям, дабы овладеть земными женщинами. Дочь фини­кийского царя Агенора Европу он похитил, превратившись в быка (в поздних вариантах мифа — послав за нею быка). Некоторые ис­следователи утверждают, что в первоначальной версии мифа Зевс и сошелся с ней в образе быка, подобно тому, как он это сделал, толь­ко приняв вид лебедя, по отношению к Леде, дочери спартанского царя Тиндарея. Большинство специалистов по мифологии полага­ют, что превращение Зевса в животных для соединения с земными женщинами есть отголосок тотемических воззрений, то есть при­сущих архаическим народам верованиям о происхождении от пер- вопредка-животного.

10' Чьявана — легендарный индийский мудрец и аскет, персонаж Ма- хабхараты. Вишвамитра — также великий легендарный отшель­ник, советник царя Судасы (исторический прототип не установ­лен); считался составителем одного из разделов Ригведы. Тапас — один из этапов индийской аскезы, умерщвление плоти, вырабаты­вание нечувствительности тела; по индийским верованиям, аскет, подчинивший себе тело и дух, овладевал космической силой и ста­новился выше богов.

и* Французский, итальянский, испанский и др. романские языки про­изошли от латыни. Лациум (совр. Лацио) — область в Средней Италии с центром в Риме.

Комос (ксород) — в Древней Греции веселая процессия ряженых на празднестве урожая и сбора винограда, посвященном богу вина Дионису, обрядовое шествие с песнями, плясками, высмеиванием друг друга и встречных; филологи полагают, что комедия выросла из таких празднеств, и само это слово первоначально означало песнь комоса.

13' Парабасис (шхрараак;), парабаса — в древнегреческом театре пря­мое обращение хора к зрителям, которое не связано с действием и представляет собой комментарий автора к разыгранной пьесе, его суждения на злобу дня, выпады против политических деятелей, на­падки на литературных противников и т. п. Парабасис был обяза­тельным элементом древней аттической комедии.

Г лава девятая

г Похититель огня, благодетель человечества, пострадавший за это от Зевса, Прометей и участник Троянской войны Паламед почита­лись в античном мире как мудрецы и, говоря языком современной этнологии, культурные герои, то есть те, кто создал и/или даровал людям различные полезные предметы и навыки. Прометей кроме огня дал людям разные ремесла, научил читать, писать, определять время года и приносить жертвы богам. Паламед изобрел (или усо­вершенствовал) алфавит, ввел числа, меры длины и веса, научил лю­дей считать по годам, месяцам и дням, определять курс корабля по звездам, распределять ежедневную пищу на три приема и играть в шашки и кости. Слово софист (см. коммент. 5* к гл. VII) в значении мудрец по отношению к указанным персонажам употреблено вели­ким трагиком V в. до н. э. Эсхилом, создавшим трилогии о Проме­тее (до нас дошла только вторая часть — Прометей прикованный) и Паламеде (не сохранилась).

2 Софист второй половины V в. до н. э. Гиппий из Элиды (область на западе Пелопоннеса), насколько можно судить, подвергал сомне­нию правомочность государственных законов, считая их насилием над человеком; те же законы, которые он определял как общезначи­мые — например, почитание родителей, — полагал божественны­ми установлениями. Считался (или объявил себя) специалистом в сфере математики, астрономии, музыки, грамматики и других наук.

3 Гиппий был родом из Элиды, области, где находилась Олимпия. Платон в Гиппии Малом упоминает и о рыночных площадях, и о возвращении в Олимпию. В форму громкого хвастливого намека на возможность для него одержать победу на Олимпийских играх Гип­пий облекает вполне очевидную мысль о том, что после очередного выступления перед толпой на рыночной площади он всегда может вернуться к себе домой, в Олимпию. Хёйзинга, иронически обыгры­вая манеру софистов, прибегает к риторической фигуре, основан­ной на антилогии (о чем речь будет идти несколько ниже). — Ком­мент. пер.

4 Продик Кеосский (Кеос — остров в группе Кикладских островов в Эгейском море), софист V в. до н. э., особо отличался среди дру­гих софистов интересом к языку, к функции слова, разрабатывал проблемы синонимии и омонимии. В преподавании особое внима­ние уделял обучению правильному употреблению слов и правилам спора. Драхма — здесь: серебряная монета в Афинах, содержавшая 4,37 г серебра.

5' Горгий из г. Леонтины в Сицилии, софист, живший в V в. до н. э., в основном в Афинах, прославился своим трактатом О природе, или О несуществующем, где доказывал, что 1) ничего не существует; 2) если бы и существовало, то было бы непознаваемо; 3) если бы и было познано, то об этом ничего нельзя было бы сказать. Дельфы — город в Фокиде (область в Средней Греции), где находилось обще­греческое святилище Аполлона.


Протагор из г. Абдеры во Фракии был основателем школы софи­стов; разъезжал по Греции, подолгу жил в Афинах. Протагор по­разил своих современников тем, что впервые стал устраивать пуб­личные философские диспуты и брать плату за обучение. От его произведений сохранились лишь незначительные отрывки, в том числе знаменитое изречение: «Человек есть мера всех вещей». Диоген Синопский (ок. 412-323 до н. э.; Синоп — город на черно­морском побережье Малой Азии) — знаменитый философ-киник. Хрисипп — древнегреческий философ-стоик III в. до н. э., разраба­тывавший проблему понятий; выступал с критикой софизмов. Евтидем — софист конца V-начала IV в. до н. э., персонаж одно­именного диалога Платона.

' Элеаты — см. коммент. 23* к гл. VI.

Теэтет — древнегреческий математик, родом из Афин, друг Плато­на, персонаж его диалогов.


Парменид из Элей — живший в VI в. до н. э. основатель школы элеатов, персонаж одноименного диалога Платона. Мегарская школа философии, признававшая исключительно иде­альное бытие и отрицавшая существование в действительности чего-либо, кроме идей, была основана учеником Сократа Эвкили- дом из Мегары (Мегара — город к западу от Афин) в начале IV в. до н. э., то есть позднее элейской школы или школы софистов. Мим — комедийный жанр в античном театре, краткая сценка- диалог развлекательного или пасторального характера. Выходец из Сиракуз Софрон придал миму, до того бытовавшему в сицилий­ской народной комедии, законченную художественную форму. Мимы Софрона дошли до нас лишь в скудных отрывках. Эпиметей — в греческой мифологии брат-близнец Прометея, его второе незадачливое я. Прометей приносит людям блага, Эпиме­тей — лишь беды, притом не по злому умыслу, а лишь по глупости. Это подчеркивается именами: Прометей означает глядящий вперед, провидец, Эпиметей — глядящий назад, крепкий задним умом. Со­гласно одному из мифов, который пересказывает Платон, Зевс по­ручил Эпиметею распределить между живыми существами различ­ные качества. Эпиметей отдал все качества — быстроту, силу, ловкость и т. п. — животным, не оставив людям ничего, и потому- то Прометей, дабы помочь человеку, похищает огонь. А Зевс — продолжает Платон, излагая, насколько можно судить, уже не миф, а собственную мысль, — через Гермеса, посланца богов, даровал людям стыд и правду, чтобы они не обижали друг друга и приоб­рели «политическое искусство». Современные филологи не нахо­дят в упомянутом диалоге Платона чего-либо юмористического.

16' Менексен — ранний диалог Платона, названный по одному из пер­сонажей, молодому афинянину, ученику Сократа.

17' Облака — комедия великого афинского комедиографа Аристофана, впервые поставленная в 422 г. до н. э. Среди действующих лиц — Сократ, изображенный весьма карикатурно, как типичный софист, каковым философ никогда не был. В школе Сократа, мыслилъне, учат выдавать черное за белое. Поступающим в школу Сократ пред­лагает выбрать между праведным и неправедным логосом (в русском переводе — «между Прямым и Кривым словом»; греческое Xoyog чрезвычайно многозначно, означает и просто слово, и суть, принцип бытия) и доказывает, насколько неправедный логос лучше.

18' Калликл — греческий софист конца V в. до н. э., персонаж диалога Платона Горгий. Никаких его сочинений не сохранилось, и в науке до сих пор дебатируется вопрос, не вымышленное ли это лицо. Если верить Платону, Калликл полагал, что по природе право при­надлежит сильному, который и может устанавливать это право для собственной пользы: законы существуют лишь для слабых, а силь­ные руководствуются эгоизмом. Называя подобную позицию не­мецким словом Herrenmoral [мораль господ], Хёйзинга указывает на близость таких идей к позднейшему ницшеанству.


19 Марк Фабий Квинтилиан (I в.), прославленный римский оратор, был первым профессиональным преподавателем риторики, полу­чавшим государственное жалование. Его основной труд Institutio oratoria [Наставления оратору] был весьма популярен и повлиял на многих первоклассных писателей и поэтов того времени и позднее. Дион Хрисостом был знаменитым греческим (то есть грекоязыч- ным) ритором, в молодости много разъезжал по всей Римской импе­рии (греческий был языком культуры), выступая с так называемыми парадоксальными речами, например доказывая, что в Троянской войне победили не греки, а троянцы. Позднее отказался от подоб­ных выступлений, принесших ему славу и прозвище Хрисостом (Златоуст), и занялся политическим красноречием, что в условиях империи означало либо безудержную лесть по отношению к им­ператору, либо оппозицию. Дион выбрал последнее, за что был изгнан из Рима в 82 г., после чего вел жизнь бродячего философа, странствовал с посохом и котомкой и беседовал лишь с бедняками. Переворот в Риме в 96 г. вернул его на родину, в г. Пруса в Вифинии (область в Малой Азии), где он стал одним из первых граждан. Император Тит Флавий Веспасиан изгнал в 71 г. из Рима не всех философов, но лишь киников, в основном греков, людей, оппози­ционно настроенных к императору и, по его мнению, склонных слишком уж обличать богатство и рассуждать о прежней славе Эллады, а также астрологов, притом не из-за неверия в астрологию, а наоборот, по причине веры в нее: предсказатели будущего могут быть опасны для властей.

Арианство — названное по имени жившего в начале IV в. александ­рийского священника Ария (ум. 336) течение в христианстве. Его приверженцы не признавали, в отличие от сторонников ортодок­сального учения, равенства лиц Св. Троицы и считали Бога Сына не единосущным, а лишь подобносущим Богу Отцу, высшим и со­вершенным, но всё же Его творением. Это направление пользова­лось в начале — середине IV в. значительным влиянием при кон­стантинопольском дворе, и многие варварские германские племена, в том числе готы, через своих единоплеменников, служивших в ка­честве военных наемников в столице Империи, а также благодаря деятельности посылаемых императорами-арианами миссионеров, обратились в IV в. в христианство в арианской форме. Когда готы заняли в 416-419 гг. Испанию, основная часть местного населения сохранила ортодоксальную веру, и это привело к значительному на­пряжению между побежденными и победителями. В 589 г. короли вестготской Испании и готская знать перешли в католичество; дис­пут между богословами, представлявшими разные течения, был прелюдией к этому переходу.

Герберт Орильякский, с 982 г. — архиепископ Реймсский, в 999- 1003 гг. — Папа Римский (Сильвестр II), прославился как светоч учености, молва упрекала его в чернокнижии и колдовстве. Он был


блестящим знатоком философии, математики, астрономии, считал­ся изобретателем (или усовершенствователем) особых водяных часов, органа, небесного глобуса и многого другого. В диспуте с саксонским богословом и философом Ортриком (Отриком) из Магдебурга, происходившем при дворе императора Оттона II (осно­вателем, или, точнее, возобновителем империи был отец Оттона II Оттон I, 912-973, король Германии с 936, король Италии с 952, император с 962; столицей Германского королевства считался Аахен, Итальянского — Равенна, всей Империи — Рим), Герберт уча­ствовал, будучи преподавателем соборной школы в Реймсе. Период, охватывающий вторую половину Х-начало XI в., многими истори­ками именуется Оттоновским Возрождением, то есть эпохой подъе­ма наук и искусств; в отличие от Каролингского Возрождения (см. ниже, коммент. 24* к настоящей главе), центрами этого Возрожде­ния были не дворы правителей, а монастыри и епископские города.

Физикой или даже физиологией в Средние века называли науку о природе вообще; математикой — и математику в собственном смысле, и астрологию, и магию, и чаще всего (как и здесь) — науку о числах как принципах мироздания, о священном значении чисел (обычные математические познания также входили в эту науку, но лишь как подготовительный этап), например: 1 — единство мира; 2 — душа и тело; 3 — Пресвятая Троица и т. п. При этом науки в целом считались лишь разделом философии, каковая, в свою оче­редь, была лишь низшей, пропедевтической ступенью богословия.

24' Стремлением и целью всей жизни и деятельности Карла Великого было создание благоустроенного христианского государства, идеа­лом — Римская империя, но не языческая, а христианская, одним из способов достижения своих целей — активное распространение просвещения, причем для этого германца античное и христианское не противопоставлялись, но наоборот, сливались в едином знании, которым следовало овладеть. Интерес к античному наследию по­зволил историкам назвать эпоху Карла Великого и его ближайших преемников (вторая половина VIII-середина IX в.) Каролингским Возрождением. Желая возродить науки, сделать из своей столицы Аахена Новые Афины (Афины со времен Античности виделись как некий питомник наук, искусств и словесности), этот полуграмот­ный варвар (до конца дней своих он, несмотря на постоянные упражнения, так и не научился писать) объединил вокруг себя об­разованнейших людей того времени: учителя детей Карла англо­сакса Алкуина, поэта и теолога вестгота Теодульфа, епископа Орле­анского (сер. VIII В.-821), историка лангобарда Павла Диакона, франка Эйнхарда (ок. 770-840) и многих других. При дворе Карла была создана придворная школа, готовившая кадры управления Империей, в 787 г. он издал указ (впрочем, так и не выполненный) об обязательном образовании для всех мальчиков свободных сосло­вий. Увлечение Карла ученостью привело к созданию Палатинской Академии (Палатин — холм в Риме, где располагался император­ский дворец, отсюда палатинский — придворный, императорский вообще), чего-то среднего между ученым сообществом и собрани­ем друзей, где в свободной беседе, нередко во время пира, обсужда­лись богословские и философские вопросы, сочинялись и произ­носились латинские стихи и т. п. Члены этого кружка носили особые академические прозвища, подчеркивавшие единство античного и библейского духа: Алкуин, глава придворной школы и воспитатель сына Карла, короля Италии Пипина, звался Флакком (то есть Гора­цием), эпический поэт Ангильберт — Гомером, были там и Весели- ил (имя строителя первого Иерусалимского храма), и Иеремия, а сам Карл принял имя царя Давида, прообраза всех боголюбивых монархов. Следует отметить, что, несмотря на огромные усилия Карла, вся эта ученость не выходила за пределы его двора.

По мнению современных исследователей, подобная система вопро­сов и ответов не только имеет определенный педагогический смысл, но и восходит к древней североевропейской традиции вопрошания (ср. сказанное Хёйзингой выше о Речах Вафтруднира и Речах Аль- виса).

26" Знаменитый богослов и деятель Церкви XI в. кардинал Петр Да - миани, сын свинопаса, будучи прекрасно образованным человеком, блестящим проповедником и полемистом, резко отрицательно от­носился к любой учености, считая ее опасным уклонением от ис­тинного благочестия. Он отвергал не только богословские спекуля­ции, но даже и грамматику: «Попробуйте просклонять слово Бог во множественном числе, не впадая в ересь!» — заявлял он.

Date: 2015-07-10; view: 281; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию