Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Башкиры д. Ново-Юлдашево по IX (1850 г.) и X (1859 г.) ревизиям





1. Валиша Гадилынин 50 лет, сыновья Азнасура 30 (сыновья Галиулла 2 лет, Гайнулла 6 месяцев), Жиян-сура 25, Ишмурза 19, Хамидулла 12, Габайдулла 6, Галимахзум 2 лет, брат Кильдияр 47 (сыновья Фахритдин 21, Хизбулла 11 лет).

ЮАС. Вып. 2. С. 205.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 141.


СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


2. Шамсутдин Хисамитдинович Исаков 31 года, сыновья Фархатдин 9, Жиянмурза 1,5 года.

3. Ишмухамет Гадельшин 37 лет, сыновья Фахрислам 14, Динислам 11, Баязит 4, Гали 1, Шайхилислам 11 лет.

4. Курмангалий Рахматуллин 48 лет, сыновья Ишпиран 3, Ижбулды 2 недель, братья Хисматулла 43 (сын Габит 8 лет), Тухватулла 37 (сыновья Хабибулла 11, Сафиулла 8, Сибагатулла 4), Кулахмет 30, Кутлугу-жа 32, исключен из рядов башкир, т.к. принял христианскую веру в 1859 г., Кутлугазиз 28, Мухаметка-рим 23 лет.

5. Габдулвали Такиров 61 года, умер в 1856 г., сыновья Байрамгали 20, Гумер 19, Жилялитдин 11, Гималит-дин 8,5 года.

6. Утягул Тохтамышев 61 года, сыновья Гизатулла 27 (сын Ханнан 2), Габитулла 19, племянник Габдулга-лим 29 (сын Абдуллатиф 7 лет).

7. Имангул Жумагулов 54 лет, сыновья Салават 20, умер в 1855 г., Даут 27 (сын Яхия 1 года), Муса 25, Айса 23, Файруз 9 лет.

8. Нургали Сиражитдинов 35 лет, сын Ахметша 13, братья Нурмухамет 33, Баймухамет 31, Мухаметша 29 лет. Мухаметсалих Габдулнасыров 45 лет.

9. Мухаметьяр Умурзаков 45 лет, сыновья Ярмухамет 22, Абдрахим 21, Сахаутдин 18, Мухаметзакир 1, Абдулга-лим 1 года, братья Мухаметкунафия 24, умер в 1850 г. (сын Мухаметхан 10), Мухаметжумагул 32 (его Заги-дулла 1 года 5 месяцев, Аллаберды 1), Мухаметкабир 22, умер в 1853 г. (сын Мухаметюсуп 8 лет), Мухаметза-бир 30, Мухаметшариф 20, умер в 1850 г., Ильяс 24 лет.

 

10. Абдулхалик Тимиржанов 49 лет, сыновья Абдулман-наф 29, Абдрахим 22, брат Нажмитдин 46 (сыновья Жамалитдин 16, Камалитдин 10, Фархитдин 6,5, Гай-нитдин 3,5), Багаутдин 32 (сыновья Бадритдин 3,5, Шагабитдин 1 года).

11. Сайтулла Хусянов 51 года, сын Иштутан 5, братья Файзулла 45, Минзагул 35 (сыновья Исламгул 13, Субхангул 10, Жумагул 6, Юмадил 3 лет, Султангали 6 месяцев).

12. Байракай Хусянов 63 лет, сыновья Мухаметгали 37 (сыновья Карип 5, Гариф 4), Мухаметсидык 27 (сыновья Мухаметзариф 5, Мухаметзакир 3), Мухаметса-дык 25 (сын Мухаметюсуп 1), братья Нигматулла 48, умер в 1857 г. (сын Хибатулла 11), Сайфулла 51 (сыновья Сайфитдин 15, Мухаметфайзухан 7 лет).

13. Гайнулла Хусянов 44 лет, умер в 1852 г., сыновья Фат-хулла 22, Зайнулла 17, брат Асатулла 50 лет.

Всего в д. Ново-Юлдашево м.п. 104, женского — 83 души,

ЦГИА РБ. Ф. И-138. On. 2. Д. 772. Л. 449-459.

* * *

Все вышеизложенное дает возможность сделать следующие выводы.

1. Башкиры Тайнинского племени (с XVII в. волости) сформировались на основе трех и более компонентов:


булгарского, угро-финского и среднеазиатского, расселенных на огромной территории с устья р. Кама до ее верховьев, в бассейнах pp. Тулва, Мулла, Юг, которая по мере притока инонациональных групп населения постепенно сужалась. К началу XIX в. у гайнинцев сохранилось лишь 292,5 тыс. десятин земли.

2. Территориально башкиры-гайнинцы были расселе
ны главным образом в Уфимском уезде (с 1781 г. Осин-
ском, частично — в Пермском), в то время как татары
занимали земли, относящиеся к Кунгурскому уезду
Пермской губернии, по pp. Сылва и Ирень.

3. Башкиры-гайнинцы во главе с Урак-беем добровольно приняли русское подданство. Правительство не раз подтверждало их вотчинное (владельческое) право на населяемые ими земли. Ни у одного башкирского племени не известно столь много царских грамот, полученных в 1557, 1632, 1672 и 1701 гг., об их поземельных правах, тексты которых читатель найдет в Приложении I.

4. На общинных землях гайнинцев возникли их населенные пункты, количество которых колеблется от 20 до 35, в 1826 г. —до 65, где проживало башкирское население.

5. С 1586 по 1781 г. гайнинцы находились в составе Уфимского уезда (Исторического Башкортостана). Затем были подведомственны вновь образованным Осинскому и Пермскому уездам Пермской губернии. Несмотря на это, в 1798—1865 гг. находившиеся в военно-казачьем сословии башкиры-гайнинцы по военно-судебным делам были в ведении начальника 1-го (с 1855 г. — 12-го) башкирского кантона, состоявшего из 9 юрт — групп деревень и подведомственного военному губернатору Оренбургской губернии. В то же время по гражданским делам они оставались в подчинении гражданского губернатора Пермской губернии. Со второй половины XVI в. и до отмены кантонной системы управления в Башкортостане в 1865 г. тайнинские башкиры выполняли мирские и казенные повинности, как и все остальные башкиры, и имели одинаковые с ними права и привилегии как вотчинники, как собственники своих земельных вотчин в волости. С отменой кантонного управления тайнинские башкиры отрываются административно-территориально от основного этноса и начинают свой самостоятельный путь хозяйственно-культурного развития. Такое положение вело к адаптации их с соседним татарским населением во многих областях, что не могло не влиять на ассимиляцию части башкир-гайнинцев пермскими татарами.

6. Гайнинцы занимались главным образом земледелием, имели развитое животноводство, не отказывались и от различных промыслов. В тайнинских селах имелись свои мечети, при которых непременно создавались конфессиональные школы. Из широко известных таковых средних учебных заведений — Султанаевское и Таныпов-ское медресе.

7. Пермские башкиры, как и свердловские, благодаря прежде всего институту вотчинного права на землю, сохранили свое этническое самосознание, несмотря на языковую ассимиляцию. Они и до сих пор представляют собой неотъемлемую часть башкирского этноса.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Date: 2015-07-10; view: 919; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию