Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Давлекановский район башкирские селения





Сначала вкратце охарактеризуем поселения башкир Кыркули- и Уршак-Минской волостей, поскольку во время Генерального межевания башкирских земель их вотчины были обмежеваны вместе и составили к 1800 г. 211779 десятин. Башкир-вотчинников в двух волостях к 1834 г. было 1378 душ, башкир-припущенников — 354, мишарей — 2722, тептярей — 304, русских крестьян — 333 души м.п.'

Названия более древних башкирских поселений не сохранились, кроме деревень под названием Мин. Речь будет идти о селах с современными названиями. Сегодняшний г. Давлеканово как поселение башкир Кыркули-Минской волости берет свое начало с 30—50-х гг. XVIII в. Основание и название связаны с именем вотчинника Давлекана Сыртланова, имя которого впервые упоминается в одном документе за 1735 г. Это — рассказ башкирского старшины Кара-Табынской волости Сибирской дороги, но проживавшего в Минской волости Ногайской дороги Кидраса Муллакаева. Он сообщил 10 июля 1735 г. Уфимской провинциальной канцелярии, что недалеко от р. Кызыл (приток р. Уршак) увидел среди многих повстанцев и башкира Кыркули-Минской волости Давлекана Сыртланова2.

В записи о займе денег башкира Тырнаклинской волости Сибирской дороги Казаккула Асылова у башкира д. Давлеканово Кыркули-Минской волости Давлекана Сыртланова от 14 июня 1765 г. говорится следующее. «Я, Казаккул, занял на свои собственные нужды у него, Девлекана, указною ходячею манетою денег 23 руб. 50 коп. И притом обязуюсь жить у него, Девлекеня, в доме ево в работе один год,... и работать мне всякую домовую ево работу беспорно. И за тое мою работу зачесть ему, Девле-кеню, и с показанных взятых мною денег 7 руб. И живучи мне у него, Девлекеня, как над ним з домашними ево, так


Карта Давлекановского района 1934 г.

и над домом и скотом ево никакого вреда не учинить и ни в чем не ослушаться, пить и есть ево, а одежу носить мне свою. А как то срочное время минуется, то достальные деньги 16 руб. 50 коп. заплатить мне ему без всякия моея отговорки»3.

Д. Давлеканово еще раз упоминается в записи о кортоме кыркули-минской земли служилым татарином Аюханом Уразаевым в 1780 г. В этой сделке участвовали ее жители Адиль Шалыров, Маметей Мамыков4. В материалах VII и VIII ревизий Маметей фигурирует как помощник юртового старшины, который жил в 1746— 1820 гг.5 Там же можно найти сведения о сыне, внуках и правнуках первопоселенца. Двоеженец Чунтай Давле-канов (1753—1820) имел сыновей Кунакбая, 1779 г., и Кутлубая, 1799 г., внуков Мурзагарея, 1824 г., и Даута, 1831 г. Отметим и долгожителя — Бабасана Муллагулова (1738—1820). Один из близких людей первопоселенца — отставной зауряд-есаул Давлетчура Сафарович Давлеканов в 1834 г. был зафиксирован 72-летним.

В 1795 г. в 33 дворах д. Давлеканово взято на учет по 92 мужчины и женщины. В 1816 г. было 284, в 1834 г. — 362, в 1850 г. - 412, в 1870 г. - 388 башкир.

С проведением Самаро-Златоустовской железной дороги вокруг Давлеканово произошли большие изме-


 


1 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1.Д. 4875. Л. 11.

2 ЮАС. Вып. 2. С. 349.


3МИБ. Т. 4.4. 1.С. 312.

4 Там же. Т. 5. С. 103.

5 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156 (1816 г.). 514 (1834 г.).



ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН


 


нения. С 1893 г. в деревне и окрестностях оседали переселенцы, бравшие земельные участки у башкир волости. Рядом с одноименной деревней образовался Давлеканов-ский поселок, который впервые был учтен в 1895 г. 12-дворным поселением, состоявшим из 43 мужчин и 37 женщин. В 1902 г. поселок состоял уже из 54 дворов6. Сведения 1917 г. представляют большой интерес в смысле выяснения этнического состава жителей поселка. В 270 дворах проживало 1446 русских, в 108 дворах — 559 башкир, в 109 дворах — 525 немцев, в 49 дворах — 260 украинцев, в 24 дворах — 96 поляков, в 14 дворах — 77 мордвинов, в 14 же дворах — 73 еврея, в 12 дворах — 70 татар, в 11 дворах — 53 белоруса, в 6 дворах — 28 латышей, в 4 дворах — 27 чувашей, в 4 же дворах — 20 чехов, в 4 же дворах — 22 эстонца, в 2 дворах — 9 цыган, в 1 дворе — 11 швейцарцев, в 1 же дворе — 6 голландцев7.

Поселок сливается с д. Иткулово. Такой же процесс идет между поселком и д. Давлеканово. В 1917 г. в деревне взято на учет 202 башкира (38 дворов), 26 русских (6 дворов), 20 татар (4 двора), 19 тептярей (3 двора), 4 немца (1 двор), 5 мишарей (1 двор), 8 чувашей (1 двор)8.

Между 1917 и 1920 гг. произошло слияние д. Иткулово с поселком, образовался поселок городского типа. В 1920 г. в таком поселке вместе с д. Давлеканово было учтено в 816 дворах 5919 человек. Среди них русские составляли большинство. С 1942 г. Давлеканово — город.

В 1843 г. на 68 дворов башкир д. Давлеканово приходилось 880 лошадей, 370 голов рогатого скота, 380 овец и 100 коз. Земледелие еще только внедрялось. Так, в том же году яровой хлеб был засеян в объеме 84 четвертей, т.е. 672 пуда. На двор в среднем приходилось около 10 пудов.

С начала XX в. станция и поселок Давлеканово, д. Иткулово становятся центром мукомольной промышленности. Строились мельницы. Этим делом занимались товарищества «Якорь», «Прогресс», «Труд» и др. Муку, крупчатку через станцию вывозили в различные районы страны и даже за границу. Строились и склады по хранению сельскохозяйственного инвентаря, машин. Давлеканово становится крупным центром хлеботорговли в губернии. Был построен элеватор. Заметное развитие получает пивоварение. Открывались и рестораны, торговые точки (в 1911 г. — 72). Функционировала кумысолечебница башкира Каримова. Славились давлекановские базары (по вторникам) и ярмарка (конец ноября).

С конца XIX в. работали Давлекановские министерская (в 1909 г. обучалось 49 учащихся, в т.ч. 28 башкир и татар, 20 русских мальчиков, в т.ч. 7 девочек) и земская (в 1909 г. 5 девочек) школы. В Давлеканово находился центр Казангуловской (с 1866 г.), затем и собственно Давлекановской (с 1917 г.) волости.

Иткулово — поселение башкир-припущенников из Бурзянской волости Верхнеуральского уезда. Оно было основано в 1797 г. на земле вотчинников Кыркули-Минской волости припущенниками во главе с Иткулом Бускуновым (1746—1834), выехавшим из д. Туркменево (ныне Баймакского района). Его сыновья Субхангул


(его Имельбай), Изгебай, Мухамадий, Ахмадий, Таулы-кай9.

В 1816 г. в Иткулово насчитывалось 74, в 1834 г. — 98, в 1859 г. - 143, в 1870 г. - 151 башкир. В 1816 г. в нем было 15, в 1834 г. - 24, в 1870 г. - 28, в 1895 г. - 87, в 1905 г. -418 дворов. Такое резкое возрастание количества дворов свидетельствует о слиянии д. Иткулово с поселком Давле-кановским. Теперь там были, кроме мечети, и молитвенный дом, и церковно-приходские школы. Здесь имелись почтово-телеграфная станция, читальня, аптека, 4 лавки, винная и пивная, 6 кузниц и склады (нефти, соли и др.). Так образовался крупный населенный пункт — составная часть будущего поселка городского типа и впоследствии города Давлеканово. '

Курманкеево — поселение башкир-припущенников из Бурзянской волости Верхнеуральского уезда. Создали свое селение на земле вотчинников Кыркули-Минской волости. Основанием для переселения и создания своего поселения послужили «указы 1738, 1755 и 1757 гг. из комиссии Башкирских дел и из Уфимской провинциальной канцелярии на поселение в тех местах дано им позволение»10. Эти документы предъявлены были властям жителями дд. Ибраево (Алылеевский район), Курманкеево, Дюртюли, Каипкулово, являвшимися выходцами из Бурзянской волости.

Во время восстания 1735—1738 гг. бурзянцы, проживавшие на новой минской земле, вынуждены были покинуть обжитые места. После затишья они вернулись на минскую землю. Но это вызвало протесты вотчинников. Поэтому вопрос о конфликте сторон был рассмотрен в канцелярии Башкирских дел в 1738 г. и было решено: «Бурзянской волости д. Курманкеевой башкирцам дозволено перейти и жить на прежнем их жилище в д. Курман-кееву при р. Деме»11. Выходит, что деревня была создана еще до 1735 г.

Еще раз тем же вопросом занималась другая инстанция. В 1764 г. указом Уфимской провинциальной канцелярии велено было им вернуться на свои земли на Ирен-дыке. Однако многие из бурзянцев остались на минской земле.

Во время Генерального межевания вотчинных земель Кыркули-Минской волости «спором была отведена из дачи оной волости к даче под названием Бурзянской волости отписная за бунт земля в казенное ведомство к деревням Курмекеевой, Ибраевой и Дюртюлиной 15222 десятины»12. Это произошло в начале XIX в. Так был решен земельный вопрос для башкир Бурзянской волости.

Название деревни — от антропонима, писали по-разному: то Курмекеево, то Курманкеево. Это касается и имени башкир из Бурзянской волости. Одним из шести бурзянских старшин был сын первопоселенца Аслай Курмекеев, пугачевский повстанец, воевавший с карателями до лета 1774 г., пока не сдался властям. В то время в его команде находилось 144 двора башкир, которые принимали участие в народной борьбе13.


 


6 Алфавитный список населенных мест Уфимской губернии.
Уфа, 1896. С. 47; Алфавит волостей и селений Уфимской губер
нии. Уфа, 1902. С. 200.

7 Башкирский край. Вып. 1. С. 124.

8 Там же. С. 125.


9 Лсфандияров А. 3. История одной деревни. Совет Баштсор-
тостаны. 31 марта 1985 г.

10 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 984. Л. 7.

11 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1007. Л. 44.

12 РГАДА. Ф. 1355. Д. 929. Л. 73.

13 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Баш
кирии. С. 286.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


Другой сын основателя деревни служил юртовым старшиной. Это Садык Курмекеев, который жил в 1746— 1824 гг. Его место занял сын Идрис, 1792 г. (его сыновья Шигаип, Иргиз).

Третий сын Хусаин служил есаулом (его сыновья Бикташ, Султангул, Султангарей, Шаймардан). Внук Кидрас Катаюнов, 1808 г.14

В 1834 г. был зафиксирован одноименный хутор Курмекеевский с двумя дворами Идриса Садыкова и походного старшины Якшембета Ильгишева из 13 человек. Развиваясь, превратился перед самым 1895 г. в самостоятельное поселение под названием Новокурманкеево, состоящее из 25 дворов. Следует думать, что оно вошло в состав Давлеканово.

В 1795 г. в 44 дворах проживало 216 башкир, в 20 дворах — 172 ясачных татарина. В дальнейшем татары ни разу не учитывались, следовательно, они перебрались на другие земли. В 1816 г. было 294, в 1834 г. - 388, в 1859 г. - 539, в 1870 г. — 581, в 1917 г. в Старокурманкеево — 474 башкира, в Новокурманкеево — 260 башкир, 148 русских, 51 мордвин, 21 украинец, 9 татар, в 1920 г. в коренной — 444 башкира, в дочерней — 465 башкир и русских.

Курятмасово — селение вотчинников Кыркули-Минской волости, принявших к себе по двум договорам 1779 г. три семьи тептярей из дд. Сардык (ныне Туйма-зинского района) Кыр-Еланской волости и Курган Кандинской волости Белебеевского уезда15, а также башкир из Усерганской волости Оренбургского уезда. Последние припущены «с давнего времени». Башкиры-припущенники составляли в 1816 г. 61, в 1834 г. — 90 душ м.п. (среди них были Шамсутдин Биккулов, Тазитдин Иткулов, Альмухамет Иждавлетов с семьями).

В 1783 г. тептярей было 5, в 1795 г. — 9 человек. Вотчинники составляли в 1795 г. 54 человека, в 1816 г. — 120, в 1834 г. — 146 человек. Припущенников из тептярей было в1816г. 18, в 1834 г. — 22 человека. Всех жителей в 1859 г. было 488 человек. В 1870 г. было 538, в 1917 г. — 1622 (282 двора) башкира, 45 мордвинов, в 1920 г. — 1526 башкир при 290 дворах.

Все жители (187 человек) в 1843 г. сеяли 720 пудов ярового хлеба. На 282 двора в 1917 г. приходилось 1097 десятин посевов, в т.ч. 135 из них имело посевы до 4 десятин, 74 — до 10, 9 — до 15, 11 — свыше 15. 53 хозяйства не имело посевов.

Житель этой деревни Сафиулла Рахматуллин (1845—1921) в 1905 г. призывал свой народ к объединению для борьбы против несправедливости, гнета, сам был активным ее участником.

Берлэшэйек бетен хальгк, Бергэ булпын еребе?, Барыбыз бер гкулдан бундах, Сэскэ атыр илебе?. Алдынгы миллэттэр хэ?ер Ирек юлына басты. Башкорттарым, тсузгалайых, Салауатым юл асты16.


Название д. Мрясово связано с именем верного царскому правительству старшины Минской, затем Уршак-Минской волости Мряса Юлумбетова, тамга г0!. Впервые о нем говорится в договорной записи от 19 мая 1732 г., по которой поверенные башкиры Минской волости припустили служилого татарина Ибрагима Ураз-бахтина, сына Кочкарова, на вотчину по р. Кизяк, смежную с землей башкира-минца Мряса Юлумбетова17. Затем Мряс упоминается в рассказе Кидраса Муллакаева 10 июля 1735 г. как верный царизму рядовой18. Через 2 года — в конце сентября 1737 г. — он уже старшина Минской волости (до него им был Муса Кошкалтаев — первопоселенец одноименной деревни на территории Аургазинского района)', усердно воевавший против своего народа на стороне карателей19. В договоре о припуске мишарей на вотчину минцев по р. Аургаза от 17 января 1757 г. упоминается и д. Мрясово, когда поверенным — доверенным лицом вотчинников — выступил брат Мряса Аскар Юлумбетов20. Были и Арслангул, и Алдар Юлумбе-товы (1759 г.) — братья Мряса и Аскара.

Сын Мряса Ибрагим Мрясов с середины 50-х гг. XVIII в. занял должность отца и старшинствовал до конца своей жизни в 1788 г., несмотря на активное участие в движении Пугачева. Его «старшинский сын» Усман Ибрагимов служил чиновником в юртовом управлении 7-го башкирского кантона, расположенного в Стерлита-макском уезде. Сын Усмана Лукман Усманович Ибрагимов родился в 1784 г., с 1835 г. был сотником, с 1827 г. -начальником 7-го башкирского кантона. Есаул Лукман в 1813 г. пожертвовал армии четыре строевых коня, поэтому в числе прочих «удостоился получить высочайшее благоволение царя Александра I». Он владел 3700 десятинами земли. С братом Миграном имели 6 мельниц на Уршаке и 1 — ветряную, а также поташный завод. Награжден золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие в 1832 г.». В 1806—1807 гг. в составе башкирского полка находился в Польше и Пруссии. Другой сын Усмана Загидулла Усманович Ибрагимов служил юртовым старшиной.

Усман Ибрагимов, выделившись из коренного села, на рубеже XVIII—XIX вв. основал новое поселение под названием Усманово, находящееся ныне на территории Аургазинского района РБ. Через три года он с 7 семьями вернулся в коренное поселение.

В 1795 г. в Мрясово было 25 дворов и 125 башкир, в 1816 г. - 285, в 1834 г. - 369, в 1859 г. - 426 башкир. В 1920 г. — в 66 дворах было учтено 373 башкира. В 1817 и 1832 гг. были приняты башкиры-припущенники. В первый год их было 10, во второй год — 16 человек.

Кроме башкир здесь взяты на учет и казахи, которые были приняты в 1815 г. Вот имена глав 4 семей: Каръяу Параков (сын Уразбай), Илсебай Нурлыбов, Теляп Сангаров (сын Мурат) и Кулбай Утяпов.

В этой деревне прожил часть своей жизни и здесь был похоронен татарский поэт Габдрахим Гусманович Утыз Имяни (1754—1834). По словам видного ученого и просветителя Ризы Фахретдинова, Габдрахим родился


 


14 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 156 (1816 г.), 513 (1834 г.).

15 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 8; Ф. 172. Оп. 1. Д. 112.

16 Баштсорт эзэбиэте. XX быуат башы. Беренсе китап.
Поэзия, 0фе, 1993. 52-се бит.


17 МИБ. Т. 3. С. 298.

18 ЮАС. Вып. 2. С. 345.

19 МИБ. Ч. 1.С. 339.

20 Там же. Т. 4. Ч. 1. С. 135.



ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН


 


в д. Утыз Имяни Чистопольского уезда. Возвращаясь по пути из Средней Азии, он остановился в д. Мрясово в семье кантонного начальника Лукмана Усмановича Ибрагимова, для которого Габдрахим стал приемным сыном вместо пропавшего без вести родного сына. В итоге рожденный мишаром Габдрахим ушел из этой жизни настоящим башкиром, — завершает свой рассказ о нем Р. Фахретдинов. Здесь же обосновались и сыновья поэта. Если проследить содержание ревизских бумаг, то можно утвердительно сказать, что у Лукмана Ибрагимова не было сына по имени Абдрахим, а был родной старший, уже умерший, брат. Поэтому Лукман не мог усыновить поэта, а признал его как брата, тем более тот был старше на 30 лет. Здесь интересен сам факт жительства поэта среди уршак-минских башкир. Творчество Габдрахима Утыз Имяни способствовало взаимовлиянию и взаимообогащению культур двух народов.

В 1843 г. на каждого из 369 башкир было засеяно по 1,6 пуда озимого и по 5,2 пуда ярового хлеба.

На рубеже XIX и XX вв. выселок из Мрясово получил статус самостоятельного поселения и назывался Ново-мрясово. В 1920 г. дочерняя деревня состояла из 55 дворов с 362 жителями из башкир.

Кадыргулово — поселение башкир-вотчинников Уршак-Минской волости, а также башкир-припущен-ников.

В 1795 г. оно было лишь 10-дворным с 55 жителями. В 1816 г. взято на учет 81, в т.ч. 8 припущенников, в 1834 г. — 121, в т.ч. 14 припущенников, в 1850 г. — 145, в 1920 г. — 256 башкир при 50 дворах.

В 1843 г. на 121 жителя сеяли 24 пуда озимого и 248 пудов ярового хлеба. На 17 их дворов приходилось 121 лошадь, 60 голов рогатого скота, 34 овцы и 6 коз.

По цифрам о численности жителей (55 человек) и количестве дворов (10) можно предположить, что деревня возникла за несколько лет до 1795 г. Первопоселенцем был активный в общественных делах Уршак-Минской волости Кадыргул Бегишев, участвовавший в 1759 г. в припуске марийцев для поселения их на вотчинной земле по р. Уяш-Узы21.

О д. Янбеково (Староянбеково) мы говорили, когда речь шла о селах Кармаскалинского района РБ22. Дд. Япар-Янбеково и Новоянбеково, связанные генетически с этим коренным поселением башкир Уршак-Минской волости, относятся к Давлекановскому району. Здесь добавим, что коренное селение было основано до припуска сюда тептя-рей в 1765 г.23 При этом в одном документе о припуске марийцев в 1759 г. упоминается имя первопоселенца — Яныбека Назарова — уршак-минца.

Д. Новоянбеково выделяется из коренной в конце XIX в. и впервые учитывается в 1902 г. В 1920 г. в 71 дворе проживал 381 башкир.

Не удалось выявить точное время возникновения и конкретные материалы по истории д. Япар-Янбеково. Предположительно, она была основана выходцами из дд. Яппарово и Янбеково в начале XX в. В 1920 г. она состояла из 27 дворов с 169 башкирами.

МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 180.

См. с. 179.

ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4875. Л. 11.


Д. Хусаиново в 1795 г. представляла 13-дворное поселение 70 вотчинников уршак-минцев. Это свидетельствует о недавнем его основании. Активный в земельных сделках общинник Хусаин Бикбулатов являлся первопоселенцем, известным с 1759 г., когда он с другими владельцами земель припустил марийцев на вотчину по р. Уяш-Узы. В 1816 г. здесь было 23 двора и 169 жителей. 248 башкир при 36 дворах зафиксировала X ревизия 1859 г. 228 человек и 49 дворов было в Старом Хусаиново в 1920 г. Новохусаиново представляла 27-дворное селение из 142 башкир, возникшее в начале XX в.

Д. Исмагилово возникла на земле башкир Кыркули-Минской волости в 1812 г. Она была основана башкирами из одноименной деревни Троицкого уезда, перечисленными по ордеру военного губернатора Оренбургской губернии Г. С. Волконского в 1812 г.24 В 1816 г. здесь было 7 дворов с 40 жителями, названными вотчинниками. Среди них был 46-летний Исмаил Юлдашев, сыновья Ибрагим (его Шагиахмет), Идрис. В то же время взяты на учет 62-летний Габбас Исмагилов (сыновья Габдулжамас, Ишмухамет, Мухаметсадык) и его брат 42-летний Сафар. Кто из них первопоселенец — Исмаил Юлдашев или отец братьев — сказать трудно.

В 1834 г. было 102, в 1870 г. - 180, в 1920 г. - 347 башкир.

В 1843 г. сеяли 480 пудов ярового хлеба. 74 двора в 1917 г. имело 837 десятин посева, причем 10 из них до 4 десятин, 29 — до 10, 13 — до 15, 18 — свыше 15.

Название д. Казангулово — от антропонима. В 1816 и 1834 гг. здесь был взят на учет указной мулла Султанбек Казангулов, 1761 г., его сыновья от 3 жен (50, 40, 25 лет в 1834 г.) Арслангул, Абдулла, Мухаметшариф.

В 1795 г. здесь было 200 башкир-вотчинников Кыр-кули-Минской волости (33 двора) и 14 тептярей (2 двора), в 1816 г. — в 46 дворах 269 башкир, в 1859 г. — 472 вотчинника и припущенника (72 двора), в 1870 г. — 469 башкир (90 дворов), в 1917 г. — 735 башкир и 148 дворов, 12 татар при 3 дворах, в 1920 г. — 655 башкир при 136 дворах.

Как видим, тептяри больше не фиксировались, зато дальше говорится о башкирах-припущенниках, которых в 1816 г. было 16, в 1834 г. — 23 души м.п., проживавшие «с давнего времени». В 1826 г. были приняты и мишари по договору от 9 марта сроком на 50 лет. Их было в 1834 г. 9 душ м.п., впоследствии названных татарами25.

В 1780 г. Казангулово упоминается впервые, тогда ее житель Буракан Ямангулов принимал участие в припуске служилого татарина Аюхана Уразаева сроком на 30 лет на вотчину по р. Дема26.

В 1843 г. на 287 башкир (по ревизии 1834 г.) было засеяно 1760 пудов ярового хлеба. 148 их дворов имело 720 десятин посева, в т.ч. 66 владело посевом до 4 десятин, 47 — до 10, 12 — до 15, 6 — свыше 15.

24 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 371 (1816 г.). В 1795 г. среди сел
Кыркули-Минской волости ее еще нет. В Бегеняш-Минской
волости в 1773 г. была деревня с таким названием, где проживал
сын ее основателя — Абукан Смаилов. Однако эти волости
разные, поэтому считать два одноименных населенных пункта
за один искомый нельзя. См. МИБ. Т. 4. Ч. 1. С. 373.

25 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083. Л. 8.

26 МИБ. Т. 5. С. 103.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


Железнодорожный разъезд Казангул в 1917 г. состоял из 6 дворов — 28 русских, 1 двора — 8 украинцев и 1 двора — 6 мишарей.

Д. Мало- или Новоказангулово выделилась из д. Тук-санбаево в 1814 г.27 Жители были признаны вотчинниками, но наделены земельными участками как припу-щенники. По другим данным, дочерняя деревня имела отношение прежде всего к д. Казангулово. По разрешению губернатора Г. С. Волконского они поселились на земле Уршак-Минской волости, смежной с Кыркули-Минской. По другим сведениям, малоказангуловцы оказались на земле Иликей-Минской волости. Как бы то ни было, туксанбаевцы признали их одновотчинниками.

В 1816 г. здесь было 7 дворов с 48 жителями. Это были дворы Аллагула, Кунаккула, Хасана Муртазиных, Абдула и Рамазана Габдрахмановых, члены первой фамилии по приказу Волконского были возвращены в д. Туксанбаево. В 1859 г. в Новоказангулово в 12 дворах было 55 башкир. Но в 1870 г. в списке сел ее не оказалось.

Д. Яппарово впервые упоминается в опубликованном источнике 1780 г., когда ее житель Кузяш Яппаров (сын первопоселенца) участвовал в припуске татар на вотчину Кыркули-Минской волости28. В 1816 г. он назван Кузем-гулом, тогда ему исполнилось 76 лет. У него были сыновья Кинзебулат (его Якшигул), Мухаметкунафия, мулла Мухаметамин. Известны и другие сыновья Яппара Бал-газы (1741-1818), Азикий (1748-1827).

В 1795 г. зафиксировано 237 башкир при 36 дворах, в 1816 г. — 298, в 1834 г. — 433 вотчинника и 35 башкир-припущенников, в 1859 г. - 738, в 1870 г. - 724, в 1917 г. -в Старояппарово в 128 домах 665 башкир.

Башкиры-припущенники были приняты вотчинниками волости по договорам 1770 и 1827 гг.29

Дочерняя деревня известна с 1819 г., но жители обоих селений учитывались вместе, кроме отдельных переписей. В 1917 г. в Новояппарово в 126 дворах проживало 686 башкир, имеющих 726 десятин посевов.

Д. Шарипово впервые упоминается в источнике 1780 г., когда ее житель вотчинник Шайла Купаев участвовал в передаче татарам земли по р. Дема в аренду сроком на 36 лет30. В 1834 г. сыну его Кутлубулату Шайли-ну исполнилось 35 лет, а сыну первопоселенца Юлбарису Шарипову — 54 года, другому сыну Сюлявчину — 46 (умер в 1826 г.)31.

Сыновья Юлбариса Курбангали, Мухаметжан, у Сюлявчина Сулейман, Афлятун. А кто же был первопоселенцем? Это — старшина Бурзянской волости Шарип Казанчеев, которому в 1755 г. «с товарищами» в силу указа 1738 г. «велено переселиться на прежнее их жилище по Ирендыку»32.

В деревне жили и вотчинники Кыркули-Минской волости и припущенники из Бурзянской волости. Были здесь и мишари (4 человека в 1834 г.), проживавшие по договору вотчинников от 3 июля 1808 г.33

27 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 53. Л. 31.

28 МИБ. Т. 5. С. 103.

29 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083. Л. 8; РГИА. Ф. 414. Д. 368.
Л. 79.

30 МИБ. Т. 5. С. 103.

31 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513.

32 РГАДА. Ф. 1324. Оп. 1. Д. 1007. Л. 44.

33 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4875; Ф. 1. Оп. 1. Д. 2083. Л. 8.


В 1795 г. было 42 башкира-вотчинника (13 дворов) и 115 башкир-бурзянцев (20 дворов), оказавшихся в составе тептярей. Далее учитываются только первые. В 1816 г. их было 66, в 1834 г. - 114, в 1859 г. - 206, в 1870 г. — 189, в 1917 г. в Старошарипово — при 43 дворах 234 башкира, имевших 292 десятины посева. Новошари-пово, возникшей в начале XX в., было 12 дворов и 61 башкир, имевших 123 десятины посевов.

Бурангулово — поселение башкир Кара-Табынской волости Троицкого уезда, припущенных по договору вотчинников Кыр-Кандинской волости (Балгазинской тюбы) от 14 августа 1741 г. «с правом заселения и пользования земельными угодьями». Припустил их башкир Канмурза Балгазин с тов.34 Затем последовал указ Уфимской провинциальной канцелярии от 4 ноября 1749 г. старшине Кара-Табынской волости Кидрясу Муллакаеву о владении землей Балгазинской тюбы Кыр-Канлинской волости35.

Сыновья Бурангула занимали административные и духовные должности. Перечисляем их по ревизии 1834 г. Отставной старшина Кусяк Бурангулов (1736—1817). Сыновья и внуки его: отставной зауряд-сотник Гайса, 46 лет (его сыновья Ахтям, Ахтарей, Ахма-дий), Исхак, 62 года (его Гайнулла, Сайфулла, Фаткулла), Губайдулла, 63 года (его Кагарман, его дети Иргиз, Юнус; 2-й Райман, 3-й Зайнулла, 4-й Нариман), Юсуп, 64 года (сыновья Сулейман, его сыновья Шагизиган, Худай-берды; Мулкаман, его Амирхан, Нугуман, Гильман)36.

В 1795 г. было 24 двора с 88 башкирами, в 1816 г. — 266, в 1834 г. - 361, в 1859 г. - 584, в 1920 г. - в 188 дворах 884 башкира.

В 1843 г. на 361 человека сеяли 560 пудов ярового хлеба.

Один из сыновей первопоселенца Умитбай Бурангулов активно участвовал в движении Пугачева. Об этом явствует рапорт верного старшины Кидряса Муллакаева от 27 мая 1774 г. «Бурангуловы дети, пришед ко мне, объявили, что де команды моей Кара-Табынской волости деревни Бурангуловой Умитбай Бурангулов с ево родственниками, всего семью дворами, согласясь с Каранаем Муратовым, условливаются: когда де, он, Каранай, разобьет помянутого полковника Шепелева, то де он, Умитбай, и меня, Кедряча, срубит. И так я... прошу поскорее... постараться их переловить. А когда ныне пойманы не будут, то они народ в гибель приведут»37.

Название и основание д. Кидрячево тесно связаны с именем только что упомянутого, преданного царизму старшины Кара-Табынской волости Кидряса Муллакаева. Сам он и подведомственные ему кара-табынцы в начале 30-х гг. XVIII в. еще находились на Сибирской дороге на территории будущего Троицкого уезда. В его рассказе — сказке властям о столкновениях с восставшими башкирами — сказано следующее: «1737-го года сентября в 26 день пришед в Уфимскую провинциальную канцелярию Сибирской дороги Кара-Табынской волости доброжелательный старшина башкирец Кидряс Мулла-

34 Там же. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1278. Л. 38, 44; Д. 1257. Л. 10.

35 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4678.

36 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513.

37 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 379-380.



ДАВЛЕКАНОВСКИЙ РАЙОН


 


каев, который ныне живет на Ногайской дороге, в Минской волости...»38 Его тамга — О-. Еще ранее, в 1734 г., Кидряс Муллакаев оказал помощь прибывшему в Уфу И. К. Кирилову, главе Башкирской экспедиции, целью которой было строительство г. Оренбург и крепостей вдоль р. Яик (Урал). В июне 1735 г. Кидряс вместе с другими старшинами с целью присоединиться отправился вслед за Кириловым в поход к устью р. Орь. Однако попал в плен к восставшим башкирам. Вскоре он был освобожден под честное слово больше не помогать властям. Кидряс не сдержал слово, поехал в Уфу и рассказал властям обо всем, что узнал о повстанцах, находясь в их лагере39. После этого «оной Кидряс, убоясь оных башкирцев, переехав, живет в деревне у башкирца Мусы Кошкалтаева»40.

Как и бурангуловцев, канлинцы припустили Кидряса Муллакаева с тов. по договору 14 августа 1741 г. Кара-табынцы пытались доказать, что землю получили путем покупки. Такой точки зрения придерживался его правнук Рысмухамет Кутуев, сын Кидрясова, в своем прошении 1869 г. Там сказано, что Кидряс Муллакаев по договору с собственниками земель Кыр-Канлинской волости 14 августа 1741 г. приобрел покупкой землю и озеро Асылыкуль на вечное владение. Однако вотчинники д. Канлы-Туркеево, несмотря на данный их предками договор, «ежегодно им делают стеснение, как в сенокосе, равно в прочих угодьях»41. Одним словом, вотчинники были правы. Даже в 1770 г. башкиры-вотчинники при продаже ими земли заводчику Ивану Осокину пригласили на эту сделку тархана Кидряса Муллакаева как при пущенника42.

Продолжая разговор о нем, скажем, что он — долгожитель. Умер в 1789 г. Всю жизнь был архипреданным престолу, даже дважды приглашался в Санкт-Петербург и Москву на коронацию монархов. Участвовал и даже организовывал карательные отряды против повстанцев всех башкирских восстаний, начиная с 30-х гг. XVIII в. В годы последней в истории России Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева огнем и мечом подавлял бунтующий народ. В то время у него некоторые колебания были. Но быстро приходил в сознание, ностальгически вспоминая былые награды и привилегии, полученные от монархов. Его услужливость властям привела к позорному захвату в плен главного пугачевского полковника Канзафара Усаева, за которым буквально охотились мишарские старшины Муксин Абдулсалямов и Ишмухамет Сулейманов. Канзафар «хотя ими пойман и везен был, но будучи де недалеко от оной, из чюваской деревни, скинув колодку, бежал и где находится — неизвестно». Спустя два месяца Канзафар был захвачен Муллакаевым, за что начальник секретных комиссий генерал-майор П. С. Потемкин 10 августа 1774 г. направил «похвальный лист» и ордер, в котором


писал: «А в награждение за услуги твою именем государыни нашей препровождаю пятьдесят рублев, обнадеживая притом, что если дальнее окажешь ты к службе е.и.в. усердие и потщишея усмирять бунтующих башкирцов, а равно начальников их приводить, как-то дана будет тебе в знак достоинства твоего золотая медаль. Напротив того, обнадежь башкирское войско, что все те, которыя придут с раскаянием о преступлении пред ея величеством, те должны явиться у меня и прегрешении их будут прощены. Напротив того, всякие (которые) далее сентября не усмирятся, будут истреблены»43.

Кидряс из семьи тарханов. Об этом можно узнать из книги В. В. Вельяминова-Зернова «Источники для изучения тарханства, дарованного башкирам русскими государями» в «Записках имп. Академии Наук» (1864. Т. IV. Кн. 2. Приложение № 6). Приводим его неполное шежере: Кидряс (его брат Ильяс) — отец Муллакай (брат Юмай) — дед Утекей — прадед Юлуш. Сын Кидряса Бикташ, внуки 70-летний к 1842 г. Урмамбет, Султанбек (1763-1826), Султанмурат (1763-1831)44.

В 1795 г. в 17 дворах д. Кидрячево проживало 48 мужчин и 32 женщины из башкир. Среди них были вотчинники и припущенники Балгазинской тюбы Канлинской волости. В 1834 г. вотчинников было 22 человека, припу-щенников — 196, в 1859 г. — 378 человек. 413 башкир было в 1870 г. В 169 дворах в 1920 г. насчитывалось 804 человека. Причем вотчинники названы башкирами, а башки-ры-припущенники — тептярями.

В 1843 г. на 218 человек было засеяно 16 пудов озимого и 432 пуда ярового хлеба. Жители продолжали оставаться скотоводами. Выезжали на летовку, в 1869 г. по р. Юрма у них была весновка, на расстоянии 20 верст от села. В документах можно встретить описание того пространства, на котором находились и весновка, и летовка. Около озера Асылыкуль имели летовку на таком же расстоянии, как весновка. Количество лошадей (300 голов) преобладало над числом рогатого скота (200 голов). У всех было 1000 голов овец и коз.

Сегодняшнее село Чапаево (Сапай) — поселение башкир-припущенников на земле Балгазинской тюбы Канлинской волости. Владельцы в 1740 г. припустили на свою вотчину башкир из д. Утяганово Енейской волости Сарапульского уезда Вятской губернии. По X ревизии 1859 г. их насчитывалось 160 человек45. В 1795 г. в 20 дворах было 85 башкир. Затем приняли к себе башкир из Турсагалинской тюбы Дуванейской волости46. И все эти жители из безземельных башкир объявлены ошибочно тептярями, хотя в тептярских командах данное село не фигурировало никогда. Речь идет об итогах переписи 1920 г., когда 663 башкира вдруг стали тептярями.

Что это село было действительно башкирским, свидетельствует тот факт, что сапайцы кочевали на тех же местах, что и жители села Кидрячево. Они имели


 


38МИБ. Ч. 1.С. 339.

39 Акманов И. Г. Новый документ о начале башкирского
восстания 1735-1740 гг. ЮАС. Вып. 2. С. 343-344.

40 ЮАС. Вып. 2. С. 350. Деревня старшины Уршак-Минской
волости Мусы Кошкалтаева называлась Мусино (ныне Старо-
мусино Кармаскалинского района РБ).

41 ЦГИА РБ. Ф. 10. Оп. 1. Д. 1278. Л. 38.

42 МИБ. Т. 5. С. 268.


43 Крестьянская война 1773—1775 гг. на территории Башки
рии. С. 401.

44 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 513 (1834 г.).

45 Там же. Ф. 10. Оп. 1.Д. 1257. Л. 11. В 1834 г. в д. Утяганово
проживали на собственной земле башкиры Тугузской тюбы
Енейской волости, которых насчитывалось 99 мужчин и 117
женщин. См. ЮАС. Вып. 2. С. 291.

46 Там же.


МИНСКАЯ ВОЛОСТЬ



 


301 лошадь, 205 коров. Это соотношение наглядно показывает важную роль коневодства. Сеяли и хлеб, но мало. В 1843 г. на 236 башкир засеяли лишь 8 пудов озимого и 624 пуда ярового хлеба.

Дюртюли — поселение башкир из Бурзянской волости. О времени появления бурзянцев на вотчине Яик-Суби-Минской или вообще Минской волости говорилось выше, когда речь шла о бурзянской д. Кур-манкеево.

В 1795 г. в 14 дворах учтено 62 башкира-бурзянца, 8 ясачных татар из одной семьи. В 1816 г. было 162 башкира, 5 татар, в 1834 г. в 24 дворах 220 башкир, в 1870 г. в 65 дворах — 343, в 1920 г. в 93 дворах — 460 башкир.

В 1843 г. на 220 человек сеяли 896 пудов ярового хлеба.

Д. Новоаккулаево (Бай-Аккулай) — выселок коренного поселения, сегодня находящегося в Альшеевском районе РБ и возникшего на рубеже двух веков. В 1920 г. новая деревня состояла из 80 дворов, где учтено 388 башкир.

Д. Микяшево (Маляш) возникла на земле башкир Кыркули-Минской волости. Здесь обосновались баш-киры-припущенники. Они из «Куз-Курпячевой», т.е. Курпяч-Табынской волости. Известна даже деревня, из которой они выехали. Это — Кысынды при одноименной речке (ныне Архангельского района). По одному источнику табынцы приняты минцами по договору 1755 г., по другому документу — по распоряжению начальства в том же году47.

По договору башкир Кыркули-Минской волости 29 февраля 1795 г. были припущены тептяри из одной семьи из д. Альметмуллино Бугульминского уезда Оренбургской губернии48. V ревизия конца XVIII в. перечисляет их имена: 37-летний Усяков, сыновья Вильдан, Рустам, Тухватулла, Хисматулла. Затем переселилась одна тептярская семья Ибрагима Ишкинина (сын Фахритдин) из д. Шактамак49.

В 1795 г. в 18 дворах учтено 107 башкир, в 1 дворе — 12 тептярей, в 1816 г. — 170 башкир, 12 тептярей, в 1834 г. - 248 башкир, 46 тептярей, в 1870 г. - 499, в 1917 г. — 1187 башкир, в 1920 г. — 1103 башкира и теп-тяря (220 дворов).

В 1843 г. на 248 башкир засеяли 90 четвертей (720 пудов) ярового хлеба. 210 хозяйств в 1917 г. имело 643 десятины посева, в т.ч. у 122 из них было до 4 десятин, у 32 — до 10, у 5 — до 15, у 6 — свыше 15. Жители Микяшево и Курятмасово в 1869 г. выезжали в бассейн р. Урдяк на весновку, имеющую 15-верстное пространство, вдоль р. Тюлянбаш на летовку с 10-верстной площадью. В обеих деревнях тогда было 1000 лошадей, 800 голов рогатого скота, 1500 голов овец и коз50.

Д. Горчаки возникла в начале XX в. В 1920 г. поселок состоял из 24 дворов немцев с 206 жителями.

В 1925 г. или за год до этого возникли Фаридуновка из 10 хозяйств башкир. Дд. Ахуново, Янги-Турмуш к этому времени еще не было.


Date: 2015-07-10; view: 4928; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию