Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тептярско-мишарские поселения





Характеристику сел проведем в том порядке, как они даны в «Административно-территориальном делении Башкирской АССР» за 1981 г., т.е. по сельсоветам.

Ранняя история д. Асяново освещается в источниках, выявленных исследователями. Впервые она упоминается

Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 17.

Шакур Р. Память земли. Уфа, 1984. С. 155-156.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


в материалах о правах асяновцев на землепользование. Там сказано, что тептяри «поселены на земле Ельдяцкой волости с 1735 г. по указу Уфимской провинциальной канцелярии; землей владеют совместно с башкирами-вотчинниками»66. Тут указано время оседания тептярей в Асяново. В архивном источнике вместе с тептярями фигурируют и мишари, т.е. они по одному указу от 24 мая 1735 г. были поселены в Асяново67. В то же время собственное заявление мишарей в 1843 г. несколько противоречит вышесказанному. Вот что писали мишари: «никаких прав на землю не имеем и когда предки поселились на оной не помним»68.

В 1795 г. в Асяново было 258 тептярей. В 1816 г. их стало 366 человек, здесь же проживало 70 мишарей, в 1834 г. тептярей насчитывалось 476, мишарей — 78 человек. В 137 дворах в 1859 г. было 763 припущенника. 330 дворов и 1590 тептярей показали в 1920 г.

В 1843 г. на 94 двора с 494 жителями приходилось 206 десятин под усадьбой, 500 десятин пашни, 400 десятин сенокосных мест, а также 495 лошадей, 584 коровы, 260 овец, 254 козы. У пчеловодов было 44 улья. Была и мечеть.

Асяново — родина выдающегося башкирского поэта, борца за свободу своего народа Шайхзады Бабича (1895—1919). Отец Шайхзады Мухаметзакир — башкир-вотчинник Куюковой тюбы Канлинской (Кальнинской) волости. Известна родословная Бабичевых: Бабич — Мухтар (1742—1822) — походный есаул Ишбулды (1778— 1814) — указной мулла Гилуан, 1811 г., — Мухаметзакир (1847-1922) - Шайхзада (1895-1919).

Относительно написания фамилии Бабичевых хотелось бы привести слова поверенного башкир татарского князя д. Яушево Стерлитамакского уезда У. Ю. Дашкова (Дашкина) о том, что раньше писали Бабисов: «ныне в Бирском уезде живущий в д. Тартышевой на Дуваней-ской земле из числа отписной Кальнинской (Канлинской) земли лесными угодьями пользуется башкирец Мухтар Бабисев с товарищами и во время межевания оных лесов означенной Бабисов с тов. отвод делает умышленно за себя... бирский купец Айдаров, заимствуяся у Баби-сова, пользуется бортными угожиями» (1813 г.)69.

Бабичевы основали д. Кигазытамак (ныне в Мишкин-ском районе), по словам Гайнуллы Мухтаровича, Гир-фана Иликеевича, Таипа Ишкильдиновича Бабичевых, «на жалованной предкам нашим земле»70.

Житель Кигазытамака Мухаметзакир Бабичев был переведен в Асяново, чтобы возглавить вторую махаллу — приход мусульман. По словам семи указных мулл Бир-ского уезда, они еще «в 1884 г. возбудили ходатайство о разрешении им построить в д. Асяново вторую соборную мечеть, однако ахун Шагабутдинов ввиду своих собственных расчетов сильно тормозил тому, так что дело это благодаря его кляузам дошло до Правительствующего Сената, который, наконец, спустя четыре года выдал указ на постройку мечети. Но ахун снова начал вредить постройке, так что, срубив ее выше окон, нам пришлось

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 126. ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 4. Там же. Ф. l.On. 1. Д. 2001. Л. 7. Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 461. Л. 1. Там же. Д. 6372. Л. 4.


разломать и потом уже, благодаря решению губернского правления, мы построили таковую окончательно, но находились долгое время из-за его же вмешательства без богослужения. Сколько пришлось нам перенести разных обид, убытков и неприятностей из-за кляуз того Шагабут-динова во время стройки мечети перечислить невозможно, но все-таки благодаря бога и начальства решение свое привели в исполнение»71. На самом деле, Сенат своим указом от 29 января 1887 г. отменил предписание Уфимского губернатора о запрете строительства второй мечети в д. Асяново. Сюда в качестве указного муллы и был назначен Мухаметзакир Бабичев, ставший имамом-хатипом. Материально-хозяйственное его положение в 1917 г. было следующим: 70-летний Мухаметзакир с 53-летней женой и 7 детьми (сыновья 22 (Шайхзада), 25 лет, дочери — 3, 7, 9, 12, 16 лет) имел всего лишь корову с теленком, 7 овец с 3 ягнятами; сеял озимую рожь, овес, просо, сажал картофель72. Причем он записан в сословии не духовенства, а крестьянства.

Д. Куккуяново основали мишари по записи башкир Ельдякской волости от 23 марта 1713 г., по которой они «получили землю навечно»73.

В 1816 г. здесь было 250, в 1834 г. - 275, в 1859 г. - 558, в 1870 г. - 594, в 1920 г. - 1353 мишаря.

В 1843 г. на 37 дворов с 275 жителями приходилось 500 десятин пашни, на каждого жителя — по 12,9 пуда засеянного хлеба, а также на всех 1000 десятин сенокосных угодий, 50 десятин леса. Они владели 321 лошадью, 290 коровами, 165 овцами, 290 козами. Имели 60 ульев. Была мечеть.

В 1772 г. житель этой деревни Нигматулла Максудов, по-своему комментируя, скопировал «родословную тюрков». Данная копия послужила основой изданной книги74.

Д. Маньязбаш («Маньяды и Кереметево тож») была основана башкирами, перешедшими в тептярское сословие, по припуску башкир-вотчинников Ельдякской волости по договору от 4 марта 1781 г.75 Жили здесь и мишари, которые ссылались на этот договор при наделении их землей по закону о земле 1832 г.

Башкир-тептярей насчитывалось в 1816 г. 59, в 1834 г. — 122 человека. Мишарей было соответственно 20 и 24 человека. В 1859 г. их вместе — 209 человек. 229 человек взято на учет в 1870 г. В 108 дворах в 1920 г. проживало 511 тептярей. Но были здесь и мишари. Как видим, тептяри — это безземельные башкиры.

В 1834 г. 25 дворов (136 башкир и мишарей) владело 120 лошадьми, 110 коровами, 132 овцами, 80 козами. Жители имели пашню 210 десятин, сенокосных угодий 225 десятин. У пчеловодов было 54 улья. Мечети нет.

Д. Имай-Утарово (Евбазыбаш) основали мишари в 1713 г. по записи башкир Ельдякской волости Бекчуры

71 Там же. Ф. 295. Оп. 6. Д. 451. Л. 30-31. Указной ахун Фат-
хильислам Шагабутдинов возглавлял первую мечеть д. Асяново.
Он был братом муллы Мухаметхадыя Шагабутдинова (умер
8 июля 1897 г.), отца жены Мухаметзакира — Сажидабанат (имя
по метрике). См. ЦГИАРБ. Ф. 295. Оп. 12. Д. 1394. Л. 1394, 1432.

72 Там же. Ф. 473. Оп. 1. Д. 275. Л. 249.

73 ЮАС. Вып. 2. С. 328; ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 5-6.

74 История башкирской литературы в 6-ти томах. Т. 1.
Средневековый период. Уфа, 1990. С. 267.

75 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 129;
ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 5; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 2.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


Бездергенева, Токая Игимметова, Топаса Добрынкина с одновотчинниками, данной служилым татарам (затем их называли служилыми мишарями) д. Кулаево Осинской дороги Имаю и Усману Кулаевым, Сулейману и Тикею Келмаевым. Запись составлена 23 марта; в ней говорится, что «отдали мы, Бекчура и Токай с тов., в вотчине своей в вершине речки Малой Евбазы по левую сторону им под усад и под пашню земли и сенные покосы. И им, Имаю и Сулейману с тов., в той вотчине над тою речкою Евбазою поселитца усадьбою 10-ми дворами, и пашня пахать, и сено косить, и рыбу и птицу и зверя, кроме бобров, ловить, и лес на хоромное строение, кроме дельных деревьев и бортей, рубить. И владеть им усадьбою и пашенными землями и сенные покосы вечно. А с той вотчины имать нам, Бекчуре и Тойке с тов., в помочь великому государю в ясак по осьми гривен денег на всякий год беспереводно. Да в тех же межах, в той вотчине мне, Бекчюре, тое же. Ельдяцкие волости з башкирцы с Аканом да Килишем, да Сайтом, с Кулманом поселитца усадьбою 5-ти дворами особливою деревнею»76. В Имай-Утарово были приняты и тептяри. Это произошло по договору 1720 г. с башкирами-вотчинниками другой — Шамшадинской — волости77.

В 1798 г. в Имай-Утарово было 68 тептярей. В 1861 г. насчитывалось 154 мишаря и 78 тептярей, в 1834 г. — 186 мишарей, 126 тептярей. 318 мишарей и 160 тептярей было в 1859 г. В 1870 г. всех было 532 человека. В 1920 г. показали 995 человек. Они ошибочно названы башкирами.

В 1843 г. 52 двора со всеми 324 жителями владело 246 лошадьми, 242 коровами, 138 овцами, 108 козами. У них было 400 десятин пашни. Имели 95 ульев. Мечети не было.

Мишарская д. Тамаково была основана первоначально татарами по договору башкир Ельдякской волости от 1736 г., данному трем жителям д. Кулаево, засвидетельствованному 22 марта 1739 г.78

В 1816 г. здесь было 72 мишаря при 16 дворах. 93 человека показали в 1834 г. К 1859 г. их количество увеличилось до 138 человек. В 1870 г. было 147 мишарей. 323 мишаря при 68 дворах зафиксировали в 1920 г.

В 1843 г. на 93 мишаря сеяли 480 пудов озимого и 336 пудов ярового хлеба. Была мельница. На 17 дворов приходилось 100 десятин пашни, а также 160 лошадей, 117 коров, 70 овец, 79 коз. Мечеть не зафиксирована.

Д. Каралачук раньше писалось Караласик. Основали ее мишари на земле башкир Ельдякской волости «по грамоте государей, засвидетельствованной Уфимского наместничества палатой гражданского суда 3 июня 1784 г. на владение землей»79.

В 1795 г. мишарей было 116 человек, в 1816 г. — 280, в 1834 г. — 338 человек. 620 мишарей показали в 1859 г. 657 человек было в 1870 г. В 286 дворах в 1920 г. взяли на учет 1435 мишарей.

В 1843 г. на 338 человек засеяли 2320 пудов озимого и 1064 пуда ярового хлеба. Была мельница. 68 дворов

МИБ. Т. 3. С. 96.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 129.

ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 2001. Л. 6.

Там же. Л. 7.


имело 390 лошадей, 404 коровы, 344 овцы, 169 коз. У пчеловодов было 47 ульев. Была мечеть.

Д. Казакларово — поселение мишарей на вотчинной земле башкир Ельдякской волости. Они заселены, по словам мишарей, не по договору о припуске, а по купчей, совершенной вотчинниками 19 февраля 1713 г. Предки мишарей д. Казаково, по их словам, якобы купили у башкир землю. «Деревня Казакова возымела свое название уже деревнею Казакларовою, которая после по многолюдству и разделена на таковые ж Учпили, Зейлево и Новоказакларово. Д. Учпили имеет заселение с вершины речки Малой Евбазе по обеим сторонам, из коих и жительствуют по течению ее на левой стороне, состоящие в окружности Ельдякской волости мещеряки, и на правой стороне Шамшадинской волости тептяри, которые по ревизиям и показываются Аюкашевою и для того, чтобы их отмежевать особо, отдельно от башкир Ельдякской волости»80. Так писали мишари в 1818 г.

Документ этот опубликован, причем, он называется не купчей, а договорной записью башкир о припуске, вернее, с подтверждением старого припуска служилых татар в вотчину башкир Ельдякской волости по pp. Белая, Евбаза и Кундуруш. Действительно, первоначально д. Казакларово называлась Казаково. Башкиры д. Муня-ково Ельдякской волости Балта Муняков, Исянгул Кулу-шев, Султанай Бактугушев с одновотчинниками дали запись д. Казаково служилым татарам Ижбулату и Усею Мамяковым, Осману Романову, Янгоату Алмаеву, Сарма-наю Сафарову с тов., где говорится о том, что «в прошлых годах деды наши, Исянгулов и Балтии с тов., отдали в вотчине своей их, Ижбулатову и Османову, дедам с тов. ж поселитца усадьбою тою деревнею Казаковой и под пашню земли... из оброку. И в том была у них писана запись, и та запись истерялась. И им, Ижбулату с тов., по-прежнему в той деревне Казаковой жить... вечно. А с тое вышеписанной усадьбы и пахотной земли имать нам, Исянгулу с тов., с них, Ижбулата с тов. оброк по-прежнему помочь великому государю в ясак по 2 руб. на всякий год беспереводно»81. Выходит, что д. Казаково-Казакларово была основана не в 1713 г., а гораздо раньше. В историко-этнографической науке принято считать продолжительность жизни человека в прошлом 25—30 лет. Исходя из этого, следует думать, что поселение возникло примерно за 50—60 лет до заключения в 1713 г. нового договора, т.е. это произошло между 1653—1663 гг.

В 1816 г. насчитывалось 298, в 1834 г. - 384, в 1859 г. -570, в 1870 г. — 573, в 1920 г. в Болыпеказакларово (Старо-казакларово) — 985, в Малоказакларово — 67 мишарей. В 1843 г. на 384 мишаря было засеяно 1744 пуда озимого и 1528 пудов ярового хлеба. 68 дворов тогда же владело 243 лошадьми, 369 коровами, 148 овцами, 272 козами. Имели 128 ульев. Была мечеть.

Д. Киргизки при одноименной речке в 1795 г. состояла из 64 тептярей, в 1816 г. — из 6 дворов с 26 ясачными крестьянами и 14 новокрещенами, в 1870 г. — из 7 дворов с 40 татарами.

Ясачным татарам Такташу Агышеву, Избету Чеп-лееву, Макаю Урмаметову с тов. башкиры Ельдякской волости отдали землю за 50 руб. Это произошло 2 января

Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 727. Л. 15. МИБ. Т. 3. С. 93.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


1713 г. Они перешли в тептярское сословие. В 1794 г. тептяри д. Киргизки припустили дворцовых крестьян82.

* * *

Д. Каишево (Камилево) слабо обеспечена источниками. Возникла на вотчинной земле башкир Шамшадин-ской волости на основе припуска. В 1816 г. было 180, в 1834 г. — 256, в 1859 г. — 365 мишарей. 357 мишарей при 67 дворах было в 1870 г. В 1920 г. в 151 дворе проживало 739 мишарей. В 1843 г. на 47 дворов с 275 мишарями приходилось 173 десятины пашни, 40 десятин сенокосных мест, 50 десятин леса, а также 127 лошадей, 125 коров, 125 овец, 120 коз. Имели 50 ульев. Мечети не было. На каждого из 275 мишарей сеяли по 4,5 пуда озимого и по 3,8 пуда ярового хлеба.

Время основания селения неизвестно, но можно предположить его возникновение между ревизиями 1762 и 1783 гг.

Д. Янтузово при одноименной речке была основана ясачными татарами между 1748 и 1768 гг. на вотчинной земле башкир Шамшадинской волости83. В 1762 г. было 270 ясачных татар, перешедших в тептярское сословие. В 1795 г. их насчитывалось 260, в 1816 г. — 456, в 1834 г. — 536, в 1859 г. - 845, в 1870 г. - 944 тептяря, в 1920 г. в Староянтузово в 154 дворах — 771 башкир и мишар, в Новоянтузово в 215 дворах — 1179 башкир. Однако заметим, что до этого в Янтузово были одни тептяри.

В 1843 г. 98 дворов (536 человек) имело 400 десятин пашни, 2 мельницы, а также 250 лошадей, 300 коров, 150 овец, 200 коз. У пчеловодов было 70 ульев. К 1870 г. в деревне имелось 18 лавок, по вторникам проводили базары. Была мечеть.

* * *

Д. Атсуярово при одноименной речке была основана башкирами-ельдякцами. Еще в 1718 г. башкир Ельдяк-ской волости д. Атсуярово Явгильды Таулин отдал ясачному татарину Кутле Токташеву из д. Киргизки свой двор, все угодья, свои повытки навечно с платежом 10 алтын в год84. Мишари осели на вотчинной земле башкир Ельдякской волости на основании договорной записи вотчинников от 1787 г. В 1810 г. был заключен новый договор85.

Однако имеется и другой весомый источник — ревизские сказки, одна из них, за 1762 г., зафиксировала в Атсуярово 20 тептярей, которые прибыли из д. Куразово. Но деревня берет свое начало не с 1762 г., а с начала XVIII в. Ее развитие связано с последующими записями.

В 1795 г. было 76 тептярей, в 1816 г. — 56 тептярей, 15 мишарей, в 1834 г. — 58 тептярей, 24 мишаря. В 30 дворах в 1859 г. насчитывалось всех жителей 146 человек. В 1870 г. показали 176, в 1920 г. — 335 мишарей и тептярей.


В 1843 г. на 24 мишаря засеяли 80 пудов озимого и 72 пуда ярового хлеба. Всем жителям (82 человека в 26 дворах) в 1843 г. принадлежало 172 десятины пашни, 100 десятин сенокосных угодий, 49 десятин под лесом, а также 19 лошадей, 32 коровы, 50 овец, 32 козы. В деревне 19 ульев. Была мечеть.

Д. Мамадалево — селение мишарей и тептярей, которые являются ее основателями на основе «записи, совершенной в Бирске от башкир Ельдякской волости 6 марта 1727 г., засвидетельствованной Бирским уездным судом навечно»86.Этот документ был представлен мишарями межевой конторе уезда и губернии после издания указа о земле 1832 г. на право владения ими землей в Ельдякской волости. Однако имеется более ранний документ — это тоже запись башкира д. Муняково Ельдякской волости Кадырмета Кадрякова от 27 января 1718 г. служилому татарину д. Бикчурино Казанской дороги Мамаю мулле Исаеву, его детям Бимуку, Салатке и Юнусу Мамаевым, а также зятю Мамая — Мамеделю. В записи имеются мотивы припуска: «припустил я, Кадырмет, за одиночеством своим и для вспомогания платежа в казну ясака ево, Мамая, з детьми и з зятем ево в вотчину свою, которую владел я с родственники своими, означенной Ельдяцкой волости з башкирцы, з Балтой Муняковым с товарыщи по межам и урочищам, да что и особливо владеют от родственников своих в лес, что словет Бисиды, и ему, Мамаю, в вотчине моей, которую владею я, Кадырмет, с родственники своими, з Балтой с тов., да что и особливо владею, владеть и в лесах борти вновь про ево обиход делать, и дуплиницы искать, и всякого зверя текучева и зверь ж, которой бывает в водах, и рыба ловить, и в лесу на хоромное и на другое строение лес рубить»87.

В 1795 г. здесь был 41 тептярь. Еще в 1762 г. было зафиксировано 7 татар. В 1816 г. мишарей было 140, тептярей из татар — 41 человек. В 1834 г. мишарей стало 187, тептярей — 38 человек. 413 человек отметили в 1859 г. 401 человек был в 1870 г. 821 мишаря и тептяря показала перепись 1920 г.

В 1843 г. на 187 мишарей было засеяно 960 пудов озимого и 840 пудов ярового хлеба. На 226 человек при 32 дворах приходилось 200 десятин пашни, а также 165 лошадей, 156 коров, 179 овец, 39 коз. Деревня имела 150 ульев. Была мечеть.

Д. Уткинеево при р. Зириклы-Елга возникла на основании партикулярного (частного) письма от 24 марта 1736 г., данного башкирами Ельдякской волости теп-тярям88. На это письмо ссылались и мишари.

В 1795 г. зафиксировали 30 тептярей. Тогда же была и д. Новоуткинеево, состоящая из 1 семьи. В 1816 г. было 218 мишарей, 36 тептярей. 214 мишарей, 88 тептярей взяли на учет в 1834 г. 312 человек было в 1859 г. 305 жителей зафиксировано в 1870 г. В 100 дворах в 1920 г. проживал 521 мишарь.

В 1843 г. на 214 мишарей было засеяно 968 пудов озимого и 576 пудов ярового хлеба. Они же владели


 


82 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 62. Л. 119, 141.

83 Там же. Д. 128, 149.

84 МИБ. Т. 3. С. 172.

85 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 5; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4850.
Л. 20; ЮАС. Вып. 2. С. 328.


86 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 130; ЦГИАРБ. Ф. l.On. 1.Д. 2001. Л. 6; Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 19. "МИБ. Т. 3. С. 165. 88 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 130.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


145 лошадьми, 174 коровами, 96 овцами, 57 козами. При мечети была школа.

Д. Таймурзино первыми заселили тептяри по записи башкир Ельдякской волости в 1735 г.89 Что касается мишарей, то они «никаких письменных прав не имеют и когда предки их заселились на сей земле не помнят»90.

В 1795 г. было 188 тептярей. В 1834 г. они составляли 352, а мишари — 214 человек. Всего населения в 1859 и 1870 гг. было 301 и 312 человек. На 100 дворов в 1920 г. приходился 521 мишарь, хотя до сих пор большинство населения составляли тептяри.

На 56 дворов 359 тептярей приходилось 800 десятин пашни, а также 450 лошадей, 240 коров, 550 овец, 110 коз. Имели 100 ульев. Была мечеть.

Д. Гублюкучуково при р. Кувашьяз (Буяшка) — тептяр-ское поселение. В документах XVIII в. — Гублюкусюк. Название — от антропонима. В опубликованном источнике о тептярских селениях против дд. Гублюкучуково, Ива-наево, Аргамаково о правах тептярей на землю написано, что они «владеют по допуску башкирцев-вотчинников Ельдяцкой волости без актов совместно с башкирами и мещеряками»91. Относительно как тептярей, так и мишарей в другом источнике говорится, что они «прав на землю не имеют»92. Одним словом, они были припущены ельдякцами по устному разрешению без оформления документа. В 1762 г. здесь зафиксировано 120 татар. Это означает, что поселение татар, перешедших в тептяр-ское сословие, возникло задолго до III ревизии после II ревизии 1748 г., которая ее не зафиксировала.

По легенде, от коренной д. Иванаево выделились Гублюкучуково (от нее Салпарово), Кушелево (от нее Юнтиряк), Такарликово, Юкали. Если Иванаево и Гублюкучуково по праву землепользования жителей в источниках ставились рядом, то в основе легенды есть истина.

В 1795 г. в Гублюкучуково проживали 290 тептярей, в 1816 г. — 344 тептяря, 19 мишарей, 21 башкир (Абдулма-зит Муканаев, Сайфутдин Абдулзелилов, Абдулсалям Мукаев), в 1834 г. — 522 тептяря, 20 мишарей и 32 башкира. Тептяри были из ясачных татар. Башкиры зафиксированы здесь с 1796 г. 72 вотчинника и 612 припущен-ников было в 1859 г. Всех жителей в 1870 г. показали в количестве 719 человек (неверно отнесли всех к башкирам). В 1920 г. в 253 дворах зафиксировано 1308 тептярей и башкир. Тогда деревня находилась в составе Асянов-ской волости с центром в с. Дюртюли.

В 1843 г. на 19 мишарей засеяли 72 пуда озимого и 88 пудов ярового хлеба. 32 башкира засеяли 72 пуда озимого и 104 пуда ярового хлеба. На 138 дворов с 570 жителями приходилось 1300 десятин пашни, 3 мельницы, кузница, а также 451 лошадь, 520 коров, 604 овцы, 262 козы. Имели 94 улья. Была мечеть, при которой были 2 школы.

Д. Иванаево впервые упоминается со второй половины XVII в. Здесь жили бобыли, которые платили башкирам Ельдякской волости за аренду земель. Бобыли жаловались царю, что башкиры-вотчинники взимают с них оброк. Башкиры собирали со своих припущенников

89 Там же. С. 126.

90 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2001. Л. 7.

91 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 126.

92 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 4580. Л. 2.


из бобылей в Ельдякской волости, например, «з деревни Иванаевой по 10 алтын в год»93. Впоследствии бобыли вошли в тептярское сословие.

Название деревни — от антропонима. Имя Иванай — не редкость у башкир. Русай Иванаев — башкир-вотчинник-шамшадинец, например, в 1709 г. отдал бирскому священнику в аренду часть своих земель94. В Иванаево жили, кроме бобылей, и башкиры. 21 марта 1713 г. была составлена житейская запись татарина д. Султанбеково Бексыбая Янсыраева, по которой он взял взаймы 10 руб. у башкира д. Иванаево Ельдякской волости Абдула Байбулатова. «За те взятые деньги мне, Бексыбаю, жить и работать у него, Абдула, во дворе ево везде всякую работу впредь 10 годов... домашних его слушать и не огурятца, и над скотом ево и над животом никакой хитрости и дурна не чинить, и, не дожив до сроку, не соттить и не збежать, и ничем не отыматца, и животов ево не покрасть. А пить и есть и платье все носить ево, Абдулово»95.

В 1795 г. в Иванаево было 145 тептярей, в 1816 г. — 212, в 1834 г. - 252, в 1850 г. - 478, в 1870 г. - 458, в 1920 г. — 1107 тептярей. Называли ее и Юбанаево. Следует думать, что Иванаево происходит от этого имени.

В 1843 г. на 46 дворов с 252 жителями приходилось 160 десятин пашни, а также 204 лошади, 317 коров, 450 овец, 216 коз. Имели 83 улья. Была мечеть и при ней школа.

Д. Кушелево {квшвл — водяная крыса) при р. Куваш выше упомянули в связи с тем, что от Иванаево отпочковалось несколько сел, в т.ч. и данное поселение. Причем, все это по легенде, в основе последней имеются исторические факты. В частности, если легенда утверждает, что д. Юнтиряк — выселок из д. Кушелево, тогда на самом деле эти последние в прошлом действительно назывались одним именем: Кушелево — Старокувашево, Юнтиряк — Новокувашево, т.е. первое — коренное, второе — дочернее поселение.

В 1762 г. этой деревни еще не было, поскольку III ревизия не взяла ее на учет. Но в 1795 г. здесь проживало много тептярей — 150 человек. Следовательно, в промежутке этих лет и возникло данное поселение. В 1816 г. было 228, в 1834 г. - 294, в 1859 г. - 516, в 1870 г. - 557, в 1920 г. — 1070 тептярей и добавились мишари (215 дворов). Что касается мишарей, то их было в 1816 г. 4 человека (Кушелево), в 1834 г. их оказалось 150 человек (Старокувашево). Причем, они в данном селении проживают по владенной выписи с 1784 г.96

В 1843 г. на мишарей приходилось пашни 200 десятин, сенокосных угодий — 100 десятин, а также 23 лошади, 19 коров, 14 овец, 6 коз. 7 дворов занимало под усадьбой 80 десятин земли. Была мельница. Мечети еще не было. В 1870 г. мечеть взята на учет, при ней действовала школа.

Д. Юнтиряк (Новокувашево) при той же р. Куваш среди поселений мишарей или тептярей за 1795 г. нет. Это наводит на мысль, что она выделилась из коренного селе-

93 Рахматуллин У. X. Население Башкирии в XVII-XVIII вв.
С.155.

94 МИБ. Т. 3. С. 49.

95 Там же. С. 95.

96 ЮАС. Вып. 2. С. 328 (д. Старокувашево 4-го мишарского
кантона).


БИРСКИЙ УЕЗД



 


ния Старокувашево в начале XIX в. В 1816 г. здесь учтены мишари из 140 человек. Для новой деревни это много. На право владения мишари представили «память (по-видимому, владенная или сберегательная) Петра и Ивана Алексеевичей при воеводе Д. Н. Головине»97. Стольник Д. Н. Головин воеводствовал в Уфе в 1694—1695 гг. Значит, упомянутую память мишари могли получить в эти годы. Но этой новой деревни еще долго не было на карте Ельдякской волости. Ее не было и в первой половине XIX в. Тогда как быть с той «памятью», которую упомянули мишари? Дело, по-видимому, в том, что мишари, находясь еще в коренном селении, имели при себе этот документ.

Это поселение впервые взято на учет в 1859 г., тогда в нем имелось всего 6 дворов вотчинников с 39 жителями. В 1843 г. этой деревни еще не было, затем резкий скачок в приросте его населения — 284 мишаря (видимо, они владели, а не пользовались землей, поскольку имели владенную или сберегательную память Петра I). В 1920 г. мишари неверно названы башкирами, которых в 112 дворах насчитывалось 489 человек.

Д. Такарликово была основана татарами, переходившими в тептярское сословие, между II и III ревизиями 1748 и 1762 гг. В последний год их насчитывалось 11 душ м.п. По их словам, на земле башкир Ельдякской волости «прав и актов на владение землей у них нет»98, т.е. это можно понимать как отсутствие у них каких-либо договорных документов с башкирами. Осели здесь на основании устного разрешения вотчинников с условием ежегодной уплаты 10—25 коп. с двора.

В 1795 г. тептярей насчитывалось 80, в 1816 г. - 272, в 1834 г. - 352, в 1859 г. - 521, в 1870 г. - 558, в 1920 г. -930 тептярей и мишарей при 194 дворах. Мишари жили здесь по припуску башкир Ельдякской волости в начале XIX в., тогда их было лишь 7 человек. В 1834 г. взято на учет 15 мишарей, которые засеяли 94 пуда озимого и 32 пуда ярового хлеба. В деревне было 2 мельницы.

При мечети функционировали 2 школы.

* * *

В районе две деревни под названием Юкаликулево, отличающиеся лишь написанием одной более сокращенно — Юкаликуль. Первая, о которой уже речь шла, относилась к Шамшадинской, вторая — к Ельдякской волости.

Как выше уже говорилось, это выселок из д. Ива-наево. Здесь жили тептяри и мишари («по припуску башкир Ельдякской волости»).

Возник этот выселок перед V ревизией. И действительно, в 1795 г. здесь учтено всего лишь 13 человек из тептярей. В 1834 г. их стало 24 человека. Впервые учтены мишари 35 человек (в 1843 г. они сеяли 304 пуда озимого и 384 пуда ярового хлеба). В 45 дворах в 1859 г. было 328 припущенников, в 1870 г. их чуть меньше — 320 человек. В 1920 г. показали 829 башкир и мишарей. Она находилась в 10 верстах от центра Асяновской волости села Дюртюли. Однако здесь ни разу не были зафиксированы башкиры. Юкаликуль — поселение тептярей и мишарей.

97 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4580. Л. 12; Ф. 1. Оп. 1. Л. 7.

98 Там же. Л. 13.


Когда говорилось о мишарском поселении Казаково-Казакларово, выяснили, что жители этого селения в результате принятия новых групп припущенников для удобства в хозяйствовании создали дочерние деревни под названиями Учпили (Г — три участка, три отделе-

ния) и Зейлево (). Кроме того, на обоих берегах

р. Малая Евбаза были расположены деревни: на левом — Учпили, на правом — Аюкашево. По поземельным делам принадлежали к разным волостям: мишарская Учпили — к Ельдякской, а тептярская Аюкашево — к Шамшадин-ской.

Слово об этих трех деревнях. Сначала об Учпили. Мишари Учпили и Зейлево по поземельным делам ссылались на запись башкир Ельдякской волости от 9 февраля 1713 г. Однако это нисколько не свидетельствует и не доказывает, что эти деревни были тогда же основаны. Они выделились из коренного поселения, обособились в самостоятельные поселения лишь во второй половине XVIH в. В д. Учпили в 1795 г. зафиксировано только 10 ясачных татар, по мишарям нет сведений. Этот факт подтверждает вышесказанное утверждение о времени возникновения двух дочерних селений. В 1816 г. здесь было 338, в 1834 г. — 414 мишарей. 606 человек было в 1870 г. В 182 дворах в 1920 г. взято на учет 962 мишаря.

В 1843 г. на 439 мишарей было засеяно 1760 пудов озимого и 1004 пуда ярового хлеба. Была мельница.

Часть мишарей (70 человек) пользовалась землей Шамшадинской волости.

При мечети работала школа.

В Учпили в 1834 г. было учтено 30 дворян. Это — Тулеевы. Мендей Тупеев, дослужившись до чина поручика, ходатайствовал о потомственном дворянстве себе и сыновьям. Он был старшиной, главным мишарским старшиной. В прошении царскому правительству писал о своих заслугах следующее: «За оказанную особливо в бывшее в здешнем краю в прошлых 1773 и 1774 годах неустройство и смятение ревность и прилежность был произведен из старшин в 1776 г. в поручики и помилован был в знак усердия золотою медалью и деньгами двумя тысячами рублями, в котором чине и поныне (6 ноября 1800 г.) состою».

В 1800 г. Мендею Тупееву было 72 года, к тому времени он ослеп («по не зрению отца своего по приказанию руку приложил сын его подпоручик Ардашир Тупеев», — сказано в конце прошения отца). Имел двух жен: «1-я — Нейбат Юсупова из башкирского рода, 2-я — Хакбут Мусеева из роду мещеряков». Сыновья юртовой старшина Ардуван, 43 лет, «женат на Бамисе Утягуловой из роду башкирского», его дети походный старшина Хисамутдин, 24 лет, у него Рахматулла, Нигматулла, Сиразетдин, 22, Мифтахутдин, 19 (сын Шагиахмет), Тазитдин, 17, Исмагил, 7, Хабибулла, 5 лет, дочь Фархи-бана, 12 лет; подпоручик Игдисам, 30 лет, умер в 1793 г. (его сыновья Ибрагим, Исхак); Ардашир, подпоручик в отставке (дети Шагингарей, Шагимардан, 4 дочери); Шабутдин, 22 лет, походный старшина (дети Мухаметша, Игдисам и дочь); дочь Мендея Фаридаха, 32 лет, замужем".

"РГИА в Санкт-Петербурге. Ф. 1343. Оп. 30. Д. 3395. Приношу свою благодарность кандидату исторических наук Рашиту Шайхисламову за предоставленные копии родословной Тупеевых.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


Д. Зейлево в 1816 г. состояла из 15 дворов, где проживало 100 мишарей. 136 человек было в 1834 г. В 44 дворах в 1859 г. было учтено 235 мишарей. 290 человек показали в 1870 г. 534 мишаря при 110 дворах было в 1920 г.

К 1843 г. на 21 двор приходилось 80 лошадей, 20 коров, 100 овец, 40 коз.

Время выделения Зейлево от Учпили можно отнести к 1783-1792 гг.

Выше говорилось о местоположении д. Аюкашево (Учпили) на правом берегу Малой Евбазы и сословном составе (тептярском) ее жителей. Здесь жили не мишари, а тептяри, допущенные к жительству башкирами Шамшадинской волости. Название первое — от антропонима, второе означает три участка или отделения, три отрезка, т.е. из д. Казаково-Казакларово выделились три деревни: Учпили, Зейлево, Малоказакларово. В данном случае Аюкашево носит второе название потому, что они находились рядом, но разделяла их речка, а также принадлежность к землям разных волостей.

Время ее возникновения точно не известно, но есть уверенность в том, что оно уходит в XVII в. В 1762 г. среди других сел, где жили тептяри, Аюкашево была значительной по количеству жителей: 34 тептяря учла III ревизия. В работе У. X. Рахматуллина перечисляются населенные пункты Ельдякской волости, где бобыли жаловались царю на то, что башкиры с них взимают деньги за припуск на их землю. Среди них есть деревня под названием Аюкаево100. Но в волости такой деревни не было. Это и есть Аюкашево. Если это так, то ранняя история Аюкашево уходит во вторую половину XVII в.

Относительно землепользования тептяри сами говорили о том, что «владеют землей без актов по допуску башкир-вотчинников Шамшадинской волости»101.

В 1795 г. было 70, в 1834 г. - 141, в 1859 г. - 213, в 1870 г. - 224, в 1920 г. - 741 тептярь.

В 1843 г. 26 дворов с 141 жителем имело 436 десятин пашни, а также 23 лошади, 89 коров, 70 овец, 40 коз. У одних было 20 ульев.

По истории Новоишметово у нас нет материала. Об Ишметово имеются сведения: в 1795 г. было 120, в 1834 г. - 130, в 1859 г. - 250, в 1870 г. - 266 тептярей, в 1920 г. в Новоишметово — 351 башкир, хотя, как видно, здесь их не было вообще. Это — о коренном поселении, а о дочернем имеется лишь одна вышеприведенная цифра за 1920 г.

Из новых населенных пунктов с татарским населением впервые были взяты на учет в 1925 г. дд. Елановка (17 дворов), Таш-Елга (19 дворов). Не были зафиксированы ни в 1920, ни в 1925 гг. дд. Новый Урал, Тат-Ярмино, Таштау.

Date: 2015-07-10; view: 1820; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию