Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тептярско-татарские и мишарские поселения





Они были основаны татарами, тептярями и мишарями.

Сначала охарактеризуем села татар и тептярей, возникшие на башкирской вотчинной земле Дуваней-ской волости.

Самая ранняя из них — это Биккино. Первопоселенец упоминается в документе о разделе сенокосных мест башкир Дуванейской волости. В 1759 г. башкир д. Кал-машбашево Юртбагыш Асянков сообщает, что «из-за споров по общему со всеми теми обывателями совету» были разделены на три части сенокосные угодья, причем две части попали к владельцам земли башкирам д. Кал-машбаш, а одна часть под названием Язку Узун Кол — припущеннику татарину д. Биккино Биккине Ибраеву с сыновьями. Насколько остро стоял земельный вопрос между вотчинниками и их припущенниками, свидетельствует следующий факт: когда вышеупомянутый башкир отдал свою часть сенокосных мест мещеряку д. Чекмагу-шево Максиму Муслюмову, накосившему сто копен сена, уже известный нам татарин Биккиня Ибраев, отняв его сено, «согнал того мещеряка со оного лугу»66.

Известны сыновья Биккини Ибраева. Имена Бикки-ниных перечисляют материалы V ревизии 1795 г. Вот они: Кайгул (1723-1789), Каипкул (1745-1789), Минлигул, 1756 года рождения.

Татары к III ревизии 1762 г. перешли в тептярское сословие. Тогда их было 76 человек. По IV ревизии 1783 г. тептярей стало 125, в 1795 г. — 127, в 1834 г. — 220 человек.

В д. Биккино проживали и мишари. Они были припущенниками дуванейцев с 1719 г., но «без всяких актов»67. Однако мишарей не учитывали III—IV ревизии. Поэтому раннее поселение мишарей вызывает сомнение.

Мишари численно уступали тептярям. В 1816 г. их насчитывалось 36, в 1834 г. — 42 человека.

Жили здесь и башкиры, как вотчинники (в 1816 г. — 34, в 1834 г. — 38 человек), так и припущенники из Куюковой тюбы Канлинской волости: в 1816 г. — 13, в 1834 г. — 20 человек. Среди жителей были и государственные крестьяне (татары), прибывшие в 1828 г. из дд. Баишево и Аминево Краснослободского уезда Пензенской губернии и вошедшие впоследствии в состав тептярей68.

В 1859 г. в д. Старобиккино взято на учет 417 вотчинников и припущенников при 71 дворе. В дочерней деревне зафиксированы одни припущенники, которых насчитывалось 249 человек при 41 дворе. Часть тептярей выделилась из коренного поселения и основала свое между 1795—1816 гг. В Новобиккино в 1816 г. было 100, в 1834 г. - 159 тептярей. В 1870 г. было 262 тептяря и 25 татар. В 1920 г. в 195 дворах там проживало 946 тептярей, в Старобиккино в 229 дворах — 1145 башкир и тептярей.

В 1842 г. в Старобиккино на 42 мишаря было засеяно 16 пудов озимого и 128 пудов ярового хлеба. 58 башкир засеяли 40 пудов озимого, 88 пудов ярового хлеба. Посадили всего лишь 8 пудов картофеля.

РГАДА. Ф. 452. Оп. 2. Д. 22. Л. 1.

ЮАС. Вып. 2. С. 335.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 128.


В коренной и дочерней деревнях было по мечети.

Д. Тузлукуш при р. Сырыш возникла по записи башкир Дуванейской волости, по утверждению опубликованного источника, в 1733 г.69 Однако деревня была известна и тремя годами раньше. Башкир Дуванейской волости д. Староишеево Кинзибай Сырымбетов в 1730 г. припустил татарина д. Тузулукуш Айдагула Бикбулатова «в свою Елкинчинскую вотчину», где ему «поселитца усадьбою одним двором», за что он обязался помогать Кинзибаю в уплате ясака и в подводной гоньбе и «во всяких платежах»70. Следовательно, тептярское поселение Тузлукуш могло возникнуть за несколько лет до 1730 г.

В 1762 г. здесь было 201, в 1795 г. - 270, в 1816 г. - 378, в 1834 г. - 498, в 1859 г. - 727, в 1870 г. - 885, в 1920 г. - 1675 тептярей. Дворов насчитывалось в 1816 г. — 27, в 1834 г. — 69, в 1859 г. - 139, в 1870 г. - 162, в 1920 г. - 334.

В 1870 г. взяты на учет мечеть, 10 лавок. По четвергам проводился базар.

Как видно по документальным материалам, тептярями записывались ясачные татары.

Тептяри имели 400 ульев, 4 мельницы. В деревне была мечеть. Был и кабак, поскольку через деревню проходила почтовая дорога.

Через районную газету в заметках отдельных авторов распространяются всякие небылицы относительно национальной принадлежности жителей тептярских сел, а также их отношения к земле. Так, 5 февраля 1991 г. рай-газета писала, что по причине проживания в Башкортостане или чтобы было легче поступать в вузы республики, отдельные жители записывались башкирами. Или чтобы получить землю, которая якобы давалась только башкирам, некоторые жители дд. Тузлукуш, Сыйырыш-баш, Таскаклы и других сел записывались башкирами71.

Все это исходит из полного незнания социально-экономической истории Башкирии. Небашкирам наглухо был закрыт доступ в институт асабов-вотчинников, т.е. владельцев земли. Земельные участки безземельные переселенцы могли покупать, брать в аренду у башкир через припуск путем оформления договорной записи. Никто из исследователей никогда не найдет документа, где бы переселенцы, записавшись башкирами, получали земельные угодья в качестве владельцев. Заключив с башкирами договор о припуске на определенных условиях, переселенец становился припущенником, пользующимся той землей, которая была ему предоставлена владельцами вотчин. Во-вторых, башкирам никто не давал и не раздавал земли. Земля испокон веков — собственность башкирской общины, родов и племен. Они имели право владения, продажи и отдачи в аренду своих земель. Золотая Орда признавала башкирское вотчинное право на владение землей, так поступило и царское правительство России после добровольного принятия башкирами русского подданства.

С конца XIX в. в д. Тузлукуш было министерское училище, где в 1909 г. обучалось 20 учащихся72.

69 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 118. 70МИБ. Т. 3. С. 281.

71 Газета Чекмагушевского района «Игенче». 12 января,
5 февраля 1991 г.

72 Хозяйственно-статистический обзор Уфимской губернии
за 1908 г. С. 30.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Д. Баширово была основана служилыми татарами во главе с Баширом Мурсалимовым. В 1795 г. ему исполнилось 43 года. Тогда служилых татар было 20, а 12 годами раньше — 37 человек. Были здесь из мурз князья из мишарей Алмакай, 1720 г., Резяп, 1732 г., Мосей, 1747 г., Усакай (1748-1790) Еникеевы73.

Деревня возникла в 1779 г. Среди служилых татар были и ясачные татары из д. Янгуразово Темниковского уезда Тамбовской губернии (5 семей), припущенные в 1779 г., из д. Татариш (3 семьи в 1780 г.) Тамбовского уезда и губернии, из д. Акашево (5 семей в 1782 г.) Краснослободского уезда Пензенской губернии74. Другие князья и дворяне Еникеевы были припущены башкирами Дуванейской волости по договору 22 марта 1788 г.75

Затем по договорному письму от 5 марта 1801 г. мурзы д. Баширово Бахтияр и Муртаза Алмакаевичи Еникеевы вместе с мурзами Резяповыми из д. Биглово и мишаром Аблаем Ахмеровым из д. Аблаево за 300 руб. купили землю у башкир Тукаевой тюбы Кандинской волости76.

В 1816 г. в коренной деревне насчитывалось 5 тептярей, 40 мишарей, 95 ясачных (затем государственных) крестьян из татар. 1834 г. показал 49 мишарей, 6 тептярей, 106 государственных крестьян. В 107 дворах взят на учет в 1870 г. 261 человек. В 1920 г. в 128-дворной деревне было 745 башкир, мишарей, тептярей. До этой переписи башкир здесь не было, и вдруг среди других в 1920 г. зафиксированы и башкиры. Следует признать, что в данном случае допущена явная ошибка.

Д. Новобаширово возникла не в 1778 г.77, а в 1814 г., вот что писал об этом ясачный татарин Алтынбай Мусалов сын Сухов: «Его умерший отец Мусал Абушахманов сын Сухов с товарищами князем из мурз Абдулкаримом Резя-повым сыном Еникеевым по совершенной 27 ноября 1814 года купчей крепости купили Бирского уезда от вотчинников башкирцев Кальнинской (Канлинской) волости Тусаринской тюбы деревень Гумерово и Карача-Елга землю, лежащую по обеим сторонам речки Сырыш. По праву сему земля эта ими была заселена пониже деревни Муртазиной под названием деревни Новой Башировой. Затем возник спор о земле с д. Толбазы и Муртазы»78. Об этом же имеется другое аналогичное указание, содержащееся в материалах фонда гражданского губернатора79.

В Новобаширово переехала на жительство часть жителей Старобаширово и Абушахманово.

В 1834 г. в дочернем поселении было 122 человека из татар. В каждом из двух поселений была мечеть. В коренном имелась мельница.

Д. Новоюмраново находилась в устье р. Калмаш, поэтому временами ее называли Калмаштамак. Возникла между 1748 и 1762 гг. В 1762 г. здесь было 17 тептярей.

73 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 25.

74 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 124. Л. 102.

75 Там же. Д. 128. Л. 54.

76 Там же. Д. 124. Л. 18-19.

77 Еникеев С. О татарском роде Еникеевых (Между прочим,
Еникеевы — мишари. Они не из татарского, а мишарского рода)
/ Башкирский край и его народы. Тезисы республиканской кон
ференции. Уфа, 1990. С. 125.

78 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 15. Л. 257.

79 Там же. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1450. Л. 32.


В 1816 г. взято на учет 74 тептяря, 6 мишарей. К 1834 г. прирост населения был небольшим: 96 тептярей и 14 мишарей. Всех жителей в 1859 г. насчитывалось 170 человек при 32 дворах. 456 тептярей зафиксировали в 1920 г.

Д. Кусекеево — в основном мишарское поселение. Они находились «на праве припущенников по договору 1710 и по записи 1718 г. башкир-вотчинников Дуванейской волости»80. Жили здесь и тептяри, но время их припуска неизвестно.

В 1816 г. здесь проживало 200 мишарей, 40 тептярей, в 1834 г. — 270 мишарей, 70 тептярей, в 1859 г. — 547 мишарей, в 1870 г. — всех их 620 человек, в 1920 г. — 1566 мишарей и тептярей. Последние ошибочно показаны башкирами.

В 1843 г. на 270 мишарей было засеяно 480 пудов озимого и 2184 ярового хлеба. Была мельница. Они имели кузницу. Была мечеть.

Название д. Сыйырышбаш подсказывает ее расположение в верховьях одноименной речки. Это вторая деревня, которая была создана мишарями на дуванейской вотчине по договору с башкирами в 1730 и 1739 гг.81 Начальную дату и следует считать временем основания этого поселения.

В 1816 г. здесь проживало 412, в 1834 г. — 558, в 1870 г. — 910, в 1920 г. — 1603 мишаря, хотя последних неверно назвали тептярями.

В 1843 г. на 558 мишарей засеяли 1304 пуда озимого и 3376 пудов ярового хлеба.

Д. Чекмагушево — третье по времени возникновения мишарское поселение. По всему видно, что эта деревня была башкирской, куда на основе припускной записи башкир от 1738, 1739, 1745 гг. были приняты мишари82. Были и тептяри, но время их оседания неизвестно. Но в 1783 г. их здесь еще не было. Следующая перепись 1795 г. уже фиксирует 47 человек тептярей в 7 дворах. Тогда мишарей было 533 человека, они имели 74 двора. В 12 дворах проживало 86 башкир. В 1816 г. взято на учет 100 башкир, 140 тептярей, 538 мишарей. VIII ревизия 1834 г. показала 155 башкир, 168 тептярей, 556 мишарей. В 193 дворах в 1859 г. проживало 1378 человек. К 1870 г. всех жителей было 1520 человек и 165 дворов. Село имело 2 мечети и при одной из них школу. В 1920 г. в 635 дворах зафиксировали мишарей и тептярей в количестве 3141 человека. При одинаковой численности башкир и тептярей первые выпали из поля зрения переписчиков в 1920 г.

В 1843 г. на 556 мишарей было засеяно 1496 пудов озимого и 3600 пудов ярового хлеба, в то время как 155 башкир засеяли 360 пудов озимого и 1184 пуда ярового хлеба. Последними было посажено 12 пудов картофеля.

С конца XIX в. действовало Чекмагушевское министерское училище из 3 отделений. В 1909 г. в нем обучалось 28 учащихся из мишарей и башкир.

Чекмагушево — центр одноименной волости в 1866— 1930 гг.

80 ЮАС. Вып. 2. С. 336.

81 Там же. С. 334.

82 Там же.



ЧЕКМАГУШЕВСКИЙ РАЙОН


 


* * *

А теперь переходим к характеристике тептярских селений, возникших на башкирской вотчине Кыр-Елан-ской волости.

Самыми ранними из них являются сегодня отсутствующая на карте района д. Кутуево и д. Митро-Аюпово (сегодня село Митро-Аюповское).

Тептяри д. Кутуево при р. База обосновались на кыр-еланской земле и создали свое поселение по записи башкир в 7143 (1635) г.83

Известны сын первопоселенца Ягафар Кутуев, живший в 1703— 1784 гг., и внуки Хамза, 1730 г., Амирхан, 1766 г.84

В 1762 г. здесь было 56, в 1783 и 1795 гг. — по 106, в 1834 г. - 282, в 1859 - 446, в 1870 г. - 558, в 1920 г. - 1111 тептярей.

Д. Митряево возникла на основании той же записи от кыр-еланцев от 1635 г. 24 человека из тептярей было в 1762 г. В 1834 г. Митряево («Аюпово тож») имела 190 тептярей. 240 человек в 1859 г., 12 человек из тептярей было в 1870 г. 690 татар при 183 дворах учтено в 1920 г. в д. Митряй-Аюпово.

В 70-х гг. XIX в. здесь было 4 мельницы. Имели и мечеть.

Митряй-Аюпово имела и третье имя — Базыбаш, по месту расположения ее в верховьях р. База.

Д. Уйбулатово впервые упоминается в поступной записи башкира Максима Юртюкаева из д. Калмашба-шево за 2 апреля 1730 г., когда он за взятые у ясачного татарина д. Уйбулатово (Айбулатово в тексте) Ямея Ямекесбеева 10 руб. навсегда уступил заимодавцу свой повыток85. В другом документе — записи башкир Кыр-Еланской волости от 1635 г. — говорится о припуске тептярей в д. Айбулатово86.

В 1762 г. в д. Айбулатово проживало 40 тептярей. Среди них — 96-летний Аллиба Уйбулатов. Его возраст косвенно определяет и время основания Уйбулатово. Это 1629 — начало 1636 г.

В 1783 г. здесь было 56, в 1795 г. — 64 тептяря. 93 человека взяли на учет в 1859 г. В 57 дворах в 1920 г. проживало 269 татар.

Д. Байбулатово возникла на основании припускной записи башкира Супты Кулсарина. «Се азь Чапту Кулса-рин сын Уфимского уезду Кыр-Иланской волости башкирец дал есьми сию запись на Уфе тое же Казанской дороги бобылям деревни Каракуль Байбулату Янсарину да сыну ево Урметю, деревни Яишевой (Яушевой?) Ямею Досаеву нынешняго 7181 года* февраля в 25 день в том, здал я, Чапту, им, Байбулату с сыном и Ямею, из ясаку вотчину свою в Чесюнских вершинах промеж речек Шал-тыку да Шарану бортной угожей, лес и звериными ловли и бобровыми гоны и рыбными ловли, а межи той вотчины: с вершин тех речек Шалтыку да Шарану по речкам, который встали из тех же речек поперег того лесу ольховые да не того ясаку пустил я, Чапту их, Байбулата


с сыном и Ямея во всю вотчину свою, кроме черного лесу, которой промеж тех же речек Шалтыку и Шарану пониже ево Байбулатовых с сыном с товарыщи межи в дубравы и в степи и во всякий угодьи на промысл ходить и им, Байбулату с сыном Урмаметем и Ямею, в той вотчине моей, которую я владею, промышлять зверя и птицу побивать и рыбы ловить самим или при них и по них детям их, кроме сторонних людей и борти делать и меду вымать и хмель щипать и во всех угодьях промысл иметь». За припуск Байбулат с товарищами должен был платить «в помочь по 8 куниц и по батману меду на год»87.

Его сын Арслан (Ай) Булатов жил в 1703—1786 гг.

В 1783 г. в деревне.было 102, в 1795 г. - 123, в 1834 г. -318, в 1859 г. - 526, в 1870 г. - 589, в 1920 г. - 1154 тептяря.

В конце XIX в. деревня имела мечеть. Было 2 мельницы.

Д. Староузмяшево возникла на основе двух записей от башкир от 22 июня 1745 и 31 января 1746 г.88 В 1795 г. она зафиксирована как «вновь заведенная деревня Узмяш»89.

В 1783 г. взято на учет 108, в 1795 г. - 66, в 1834 г. -224, в 1859 г. — 341 тептярей, в 1870 г. — 424 тептяря и 44 татарина, в 1920 г. — 930 тептярей.

Выделившиеся из коренного поселения создали свое селение Новоузмяшево, впервые зафиксированное X ревизией 1859 г., тогда оно состояло из 10 дворов с 53 тептярями. В дальнейшем в материалах ревизий его найти не удалось.

Д. Резяпово при р. Сякаш была основана тептярями на основе «памяти от уфимского воеводы Ефима Зыбина от 28 июля 1703 г.», а также по договорной записи башкир-кыр-еланцев от 7 февраля 1705 г. Дальнейшее ее развитие связано с указом Уфимской провинциальной канцелярии от 6 июня 1751 г.90

Сын Резяпа Абдулкасим Резяпов был взят на учет 78-летним, т.е. он с 1717 г.

Это лишний раз свидетельствует о том, что д. Резяпово действительно была основана в начале XVIII в., точнее в 1703 г.

В 1762 г. там было 60 тептярей, в 1783 г. — 127, в 1795 г. -166, в 1834 г. - 350, в 1859 г. - 528, в 1870 г. -605 тептярей, в 1920 г. — 1348 татар. Следовательно, тептяри были из татар.

Деревня имела мечеть, а также школу.

Резяпово — центр одноименной волости в 1919— 1930 гг.

Д. Бикметово основали мишари, которые были припущены башкирами Еланской волости в 1655 г.91 Жили здесь и татары, которые перешли в тептярское сословие. В 1725 г. башкир Старо-Еланской волости «припустил в вотчину свою» татарина д. Бикметово Ишали Ишеева92.

В 1762 г. здесь обитало 40 тептярей (по мишарям нет сведений). В 1834 г. взято на учет 150 мишарей, 140 тептярей, в 1859 г. их вместе 277 человек. 728 мишарей и тептярей при 148 дворах зафиксировала перепись 1920 г. Причем они все неверно названы башкирами.


 


83 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп 1. Д. 2436. Л. 35.

84 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Л. 61.
85МИБ. Т. З.С. 274.

86 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 2436. Л. 35. * 7181-5508=1673 г.


ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 546. Л. 8.

Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 117.

ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 34. Л. 57.

Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 69. Л. 3.

ЮАС. Вып. 2. С. 334.

МИБ. Т. 3. С. 235.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Нам не совсем ясно второе название этой деревни — Новочупты. Дело в том, что д. Чупты возникла гораздо позже, чем Бикметово. Чупты Кулсарин известен по записи 1672 г. К тому времени уже существовала д. Бикметово.

Тептярское поселение Таскаклы по названию речки известно с 1739 г., когда башкиры Шамшадинской волости припустили тептярей93. Время оседания здесь мишарей неизвестно. Жили здесь и башкиры.

В 1762 г. взято на учет 38 тептярей, в 1816 г. — 210 тептярей, 6 мишарей, в 1834 г. — 301 тептярь и 14 мишарей. 420 тептярей, 30 мишарей и 40 башкир отметила X ревизия 1859 г. В 1920 г. все они ошибочно названы башкирами (967 человек при 195 дворах).

Не удалось установить волость, на земле которой возникла д. Земеево. Это поселение мишарей. Возникло в начале XIX в. В 1816 г. здесь было 40 мишарей, к 1834 г. — 79. 126 припущенников при 23 дворах отметили в 1870 г. В 1920 г. в 69 дворах проживало 369 тептярей. Они должны быть мишарями.

Известны по материалам VIII ревизии 1834 г. сыновья и внуки первопоселенца Зямая: Баязит Зямаев (1746— 1824), сын Абдулкагир, 1777 г. (его дети Абдулмахиян, Ахмадей, Абдрафик, Ахметжан, Шагимардан, его Абдул-каюм, Абдулхаким); Абдулгафар Баязитов (1763—1833), его сын Абдулханнан (его Нафик); Абдулхалик Абдулга-фаров, 47 лет, участник Отечественной войны 1812 г.; Абдулфавариз Баязитов, 1765 г., его сыновья Авдияр (его Нургалий) и Динвалий. Отметим и других жителей Земеева, сыгравших большую роль в войне против Наполеона. Это Сейфутдин Сейфуллин, 43 лет, «был в армии, воротился в 1817 г.», его сын — Шарафутдин, 17 лет; Рахматулла Медияров, 61 года, «был в армии в 1812 году, воротился в 1817 г.»94.

В источниках Земеево названа Зямаево, Емеево, Ямеево.

* * *

По ранней истории д. Новая Муртаза выявленный материал крайне скуден. О коренном поселении (ныне в Кушнаренковском районе) имеются интересные сведения о том, что служилый татарин из д. Сабаево Осин-ской дороги Муртаза Кабисев (Кабышев) по записи от 13 апреля 1713 г. был припущен башкиром Каршинской волости Мамяком Катыковым с товарищами «в свою вотчину по р. Мияс»95.

Его отец Кабис и сын Муртаза в другом документе названы мещеряками, причем местожительство их указано другое — д. Колбарисово Осинской дороги. Оказывается, Кабис был припущен башкиром Дуваней-ской волости Ишеем Ишкильдиным со своими одно-волощанами «из оброку в вотчину свою по Бире реке по записи 1798 г.», т.е. 1690 г.96 Одним словом, в д. Муртаза обосновались мишари, часть которых выделилась и создала свое поселение под названием Новая Муртаза. Это произошло в конце XIX — начале XX в. В 1920 г. в нем в 81 дворе проживало 376 мишарей.


Д. Новобалтачево — выселок из коренного поселения русских удельных крестьян, получивший статус самостоятельной деревни между 1816 и 1833 гг. Во всяком случае, ни выселка, ни новой деревни в 1816 г. еще не было, но она была зафиксирована в 1834 г., когда там в 29 дворах было 217 помещичьих татар, принадлежавших Тевкелевым. В 1870 г. их было 396 человек. 907 татар при 202 дворах было в 1920 г.

Коренное поселение Старобалтачево возникло на основании записи башкир Султанбековой тюбы Ельдяк-ской волости от 7 июня 1787 г., по которой они «припустили дворцовых крестьян Максима Андреева, Степана Корелина из г. Сарапул, а также Степана Феодотова сына Мерзлякова, экономического крестьянина Якова Гаври-лова сына Калегина с товарищами из Сарапульского уезда», чтобы «жительство иметь, домы построить на жалованной нам по грамоте земле». Они были припущены на срок до 50 лет с единовременной платой 300 руб. и ежегодным оброком по 20 коп. с двора97. Со временем земельные угодья, где возникла д. Балтачево, оказались расположенными на смежной с Еланской волостью вотчине. Вернее, территория, на которой была расположена деревня, оказалась на земле Еланской волости, смежной с Ельдякской волостью. Вот что пишут об этом сами крестьяне и свидетели соседних сел: «Вся их деревня Балтачево поселена на даче башкир Еланской волости и примыкает к самой границе Ельдякской волости, которая около их деревни граничит живым урочищем и истоком под названием Балтачев ключ. На ельдякской земле крестьяне построили только гумна. Но поземельными угодьями и там, и тут пользуются»98.

Название деревни происходит от антропонима. У башкир имя Балтач — Балтас было широко распространено. Например, Балтас (так в тексте) Исенев из Гарей-ской волости (между прочим, смежной с Ельдякской и Еланской волостями)99, Балтас Аблаев из Кандинской волости100. Первый упоминается в документах за 1712, второй — за 1718 г. Из той же Кандинской волости (Урме-кеевой тюбы) среди башкир-вотчинников, продавших в 1790 г. часть своих вотчин прапорщику А. И. Бардовскому, был и Алпаут Балтасев101. Заодно еще раз отметим, что во всех документах это имя написано Балтас, а не Балтач.

Первопоселенец нам неизвестен, вернее, человек, чье имя носит Балтачево, неизвестен. Но ясно одно, что здесь еще до основания деревни русскими крестьянами был хутор, был ключ Балтаса, который жил здесь. Это — башкир-вотчинник.

О других поселениях района мало материала. Д. Ново-рысмекеево основали выходцы из д. Расмекеево (Кушна-ренковский район). Возникла после 1906 г. Во всяком случае, тогда ее еще не было, но она впервые была зафиксирована в 1920 г., когда в 52 дворах проживало 295 башкир и тептярей.

В 1920 г. зафиксированы три имевшие значительное количество жителей деревни, по ранней истории которых


 


Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 131. ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 37. Л. 60-61. МИБ. Т. 3. С. 97-98. Там же. С. 151.


1ДГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1.Д. 37. С. 279-281.

Там же. Л. 283.

МИБ. Т. 3. С. 88.

Там же. С. 73.

ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 15. Л. 230.



ДЮРТЮЛИНСКИЙ РАЙОН


 


не выявлены материалы. Тогда в д. Чуртанбашево в 101 дворе взято на учет 497 башкир, в Сары-Айгире в 7 дворах 37 русских (сегодня татары), в Чияликулево в 19 дворах 97 татар.

Следующих селений еще не было ни в 1920 г., ни в 1925 гг.: Яш-куч, Кашкарово, Игенче, Ленино, Нарима-ново, Караталово, Киндеркулево (хотя в 1859 г. было зафиксировано поселение Новокиндеркулево, где в 42 дворах проживало 263 припущенника), Hyp, Бардасла, Ташкалма-шево, возникшие в годы коллективизации сельского хозяйства. Только в 1925 г. были взяты на учет артель Кызыл-Юндус (10 башкирских дворов), дд. Чишма-Каран (56 татарских дворов) и Буляково (40 татарских дворов).

Точно так же обстоит дело и с тремя русскими и одним украинским поселениями, по ранней истории которых у нас отсутствуют сведения. В 1920 г. в Васильевке в 53 дворах взято на учет 350 человек, в Филипповке — 124 человека (24 двора), в украинской деревне Кали-новке — 334 человека при 62 дворах.

Date: 2015-07-10; view: 2019; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию