Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Башкирские деревни. В первой половине XIX в. они вошли в 3—4-ю, 23— 24-ю юрты 10-го башкирского кантона





В первой половине XIX в. они вошли в 3—4-ю, 23— 24-ю юрты 10-го башкирского кантона.

Обзор деревень начнем с Эске-Еланской волости. Она подразделялась на Бикметовскую, Ванышскую, Куз-баевскую, Курзинскую, Бадраковскую и Учбулинскую тюбы. Эске-Еланская волость в 1618 г. получила владен-ную грамоту. Вот ее текст: «Лета 7126 июля в 4-й день в государеве Цареве и великого князя Михаила Федоровича всея Руси грамоте писано: в Казань к воеводам и князьям Володимиру Тимофеевичу Долгорукову и Семену Никитичу Гагарину да дьяку Андрею Подлесову били челом государю царю и великому князю Михаиле Федоровичу всея Руси, уфимские башкирцы Казанской дороги Яски-Илянской (правильно: Эске-Еланской) волости Мухамет Абдулов, Базайка Байметов с товарыщи. А сказали, в прошлом 7123 (т.е. 1615) году как изменили казанские татаровя Еналейко Смаилетев (в другом тексте — Емаметов) с товарыщи и они де ходили с собран-


БИРСКИИ УЕЗД



 



прояснит нам состояние двух деревень и дочерних их поселений.

Таблица 177

ными с своих юртов с каждого по два человек и прочими тарханами и того вора Еналейку с товарыщи поймали и привезли в Казань и за ту де их службу и за низовые походы дано им для житья Иски-Илянское поместье и урочищи оному: река Танып на низ, и от оной перейдя Калтасу-Куказилды речки с устья до вершины чрез сырт Киабак левою стороною и до вершины речки Алдигана (Алдигаши) и по верхней стороне чрез вершину до Сара-зова устья, где впал исток, и от онога по обе стороны речки Кусящу и речки Назаре до устья Минишева и до вершины, а от оной чрез сырт Князы к болоту Писмян, а с онаго на Совет (на Сосову?) и чрез Сырт речку Сиязу до устья Талсыкменскова (?) и вниз по обеим сторонам до Исбергану (Сибиргана) на Рядзуллу чрез сырт левою стороною речки Авдеряш до дороги, а по оной чрез Каряж по Силясов вниз на речку Кузар и прямо Себер-гану и вниз на Рибашану чрез лес к состоящему боку (?) до речки Киршинды и от оной чрез озеро по Белой реке на высокую гриву и на озеро Кизиняш (Кизнияш) на нис на большой лес верхней стороной, а с того лесу на Белую реку и по речке Куяшу»1. «В прошлом во 7132 (т.е. 1624) году и о той государеве грамоте стольник и воевода князь Иван Дашков то Скииланское поместье с лесом, с рыбными ловли и с юртовыми угожьи и с сенными покосы к Мухаметке с товарыщи отказав (?), а выписав за свою печатью на тое землю дал, почему им тое землею владеть, а в нынешнем 7138 (т.е. 1629) году генверя в... день бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу* всея Руси и воеводе Борису Михайловичу Салтыкову и сказали в челобитной, которая де выпись дана им при князе Иване Дашкове на шедшею на них юрты воровскою шатостию со скарбом их ограбили и дома их созжены и ныне де тою землею владеть, но почему и государь бы пожаловал велел им на тое земле дать другую выпись и по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всеа и великия и малыя и белыя России самодержца указу и по грамоте воеводы Бориса Михайловича Салтыкова велено тое землю отдать им, на что и выпись такову ж дать, какову им дал князь Иван Дашков, чего ради и дана лета 7138-го генваря в... день»2.

По словам башкир Кузбаевой и Ванышской тюб, данная грамота принадлежала им. В 7190 (т.е. 1682) г. они получили еще подтвердительную грамоту!. Это — сберегательная память на пески по р. Белая. Получил ее Имряска Ишелеев4.

* * *

В 3-й юрте 10-го кантона находились две деревни Бадраково. Одна называлась Таубаш-Бадраково (ныне в составе Дюртюлинского района), другая — просто Бадраково, с 1859 г. Большебадраково. Обе часто называли Бадраково. Поэтому чрезвычайно трудно разобраться в сути каждой. Все-таки представляем таблицу, которая

1 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 355. Л. 35-36; Ф. 2. Оп. 1. Д. 362.
Л. 27.

* Он царствовал в 1613—1645 гг.

2 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362. Л. 27-27 об.

3 Там же. Оп. 1.Д. 875.Л. 7.

4 Там же. Д. 362. Л. 26.


В д. Бадраково жили башкиры-вотчинники и ясачные татары на правах припущенников. По II ревизии 1748 г.

0 башкирах у нас не имеется сведений. К концу XVIII в. ясачные татары сменили свое ясачное сословие на тептярское. К 1859 г. Бадраково становится большим поселением, а выделившиеся из него тептяри в 1834 г. основали Малобадраково. Таким образом, обе деревни становятся однонациональными: в первой жили башки-ры-эске-еланцы, во второй — тептяри из татар, но время припуска их на вотчину башкир не известно [предположительно, они вселились в эту деревню между

1 (1719-1721 гг.) и II (1748 г.) ревизиями]. В 1773- 1775 гг. пугачевцами стали 30 ясачных татар.

Башкиры обеих деревень — Бадраково (впоследствии Болыпебадраково) и Таубаш- Бадраково — в 1811 г. припустили марийцев, причем они осели в последнем из названных поселений5.

Бадрак — антропоним, превратившийся в этноним — название тюбы.

Приводим имена башкир этой деревни и их тамги за 20-е гг. XIX в.: Аиткул Муртаев. , Амирхан Мавлю-тов , Ярмухамет Ялкеев ., походный сотник Абдул-хак Мавлюкаев _.. , зауряд-есаул Хал ил Мавлюкаев Идрис Гумеров , Сабит Юртбагишев , Юмагул Су-яргулов , Сайфулла Урманчин 6.

Ее житель юртовой есаул Габбас Карышев — участник Отечественной войны 1812 г.7

В 1812 г. д. Болыпебадраково принадлежало угодий: усадьба — 5 десятин, пашня — 150, сенокосные луга — 110, лес — 300 десятин. Сельчане владели 241 лошадью, 273 коровами, 337 овцами и 119 козами. Пчеловоды имели 55 ульев, 140 бортей. На 273 человека сеяли 960 пудов озимого (т.е. 3,5 пуда на одного жителя) и 1280 пудов ярового хлеба (по 4,7 пуда). Была мечеть.

5 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 175.

6 Там же. Ф. 2. Оп. 1.Д. 342. Л. 11.

7 Там же. Д. 362. Л. 2.



БУРАЕВСКИЙ РАЙОН


 


К Бикметовской тюбе из этой 3-й юрты относились дд. Силосово (Силасау) и Тукраново. Д. Силосово возникла при одноименной речке между 1795 и 1811 гг. В начале XIX в. башкиры этого селения приняли к себе 5 мишарей-припущенников. В 1816 г. здесь насчитывалось 156 башкир (19 дворов) и 17 мишарей (2 двора), в 1834 г. было 222 башкира (35 дворов) и 18 мишарей; у башкир выявлено 5 многоженцев. В 1859 г. башкир — 397 (73 двора), мишарей не зафиксировали, в 1920 г. в 144 дворах было учтено 740 башкир.

В 1812 г. против французов воевал Габбас Карышев.

Зауряд-есаул Курбангали Авязов сын Карачманов за участие в войне 1812 г. был награжден серебряной медалью «В память Отечественной войны 1812 года»8. После возвращения 3 раза находился на линейной службе; его сыновья Бадригани, Мухаметхузя. Зауряд-есаул Ярмуха-мет Япаев сын Райманов к 1842 г. 4 раза находился на Оренбургской пограничной линии; его сын Ахмадий.

Несколько имен сельчан с их тамгами: юртовой старшина Закий Князев, грамотный; Авяз Ниязов , Бакий Аязов , Салимъявгар , Шафей Курмашевы9.

В 1842 г. на 22 башкира при 35 дворах приходилось 860 пудов озимого и 1080 пудов ярового хлеба. Была мельница. Они имели 161 лошадь, 168 коров, 53 овцы, 80 коз. У пчеловодов было 200 ульев. Была мечеть.

Д. Тукраново известна с начала XVIII в. Башкир-вотчинник этой деревни Ульмяс Телясев 13 декабря 1725 г. «дал сию запись Казанской дороги деревни Бикме-товой татарину Ишале Ишееву в том, что припустил ево в вотчину свою во всякия угодья, где я владею с братьей Старо-Иланской (ошибочно: Эске-Еланской) волости з башкирцы, а с той вотчины платить ему, Ишале, нам с товарыщи е.и.в. в помочь в ясак по полтине на год в всякой год». 26 марта 1803 г. башкирцы-вотчинники дд. Бикметово, Селясово Бикметовой тюбы Эске-Елан-ской волости Бирского уезда «дали сие договорное письмо онаго уезда команды тептярской старшины Исламгула Шарипова тептярам Хабибулле Муртазину и Габейдулле Хабибуллину в том, что припустили мы их на жалованную землю на 50 лет сроком с условием уплаты оброку по 25 коп. с двора в год»10. Владельцы вотчин Гашим Рахмангулов подписался, остальные (Мустафа Мустаев и др.) поставили свои тамги . При-

мерно в начале XIX в. тукрановцы припустили к себе ясачных татар Исмаила, Хусаина и Хамзю Искаковых «для жительства и переселением (из д. Казиган-Тигер-ман) одним двором в д. Верхний Тукран сроком на 40 лет с уплатой ежегодного денежного оброка по 30 коп. с двора»". Так формируется припущенническое население деревни и последняя становится этнически смешанной.

В 1762 г. башкир д. Тукраново Балтас Сеитов с товарищами жаловался на мишарей дд. Шабаево и Шуняково, возникших на земле Ельдякской волости по смежности с Эске-Еланской, которые захватывали его сенокосные и пашенные угодья. Однако оказалось, что мишари «паш-


ню пашут и сено косят во владении Иланской волости по припуску самого Болтаса с товарыщи из оброку по двадцати по пяти копеек на год»12. Случались недоразумения и по неуплате мишарями д. Калмыково Алтыкаем Девае-вым и Исаком Калмыковым (сыном первопоселенца) за пользование башкирской вотчиной, считая эту землю «бунтовщичьей», т.е. собственностью участников восстания. Однако власти разъяснили им, что эта земля д. Тукраново не принадлежит к такому разряду и «велено им платить оброк»13.

Развитие деревни характеризуется следующими данными.

Таблица 178

Ясачные татары к 1795 г. стали тептярами. По X ревизии 1859 г. припущенники составили 21,6 % всех жителей. Советская перепись 1920 г. всех жителей называет башкирами. Однако не менее четверти всех жителей составляли тептяри из татар и мишари.

На официальной бумаге за 1812 г. имеются следующие имена и тамги: Абдулвагап Абдуллин , Аккулай Ахмеров , Абдулварис Мухаметвалиев

На каждого из 225 башкир в 1842 г. было засеяно по 4,3 пуда озимого и 5,1 пуда ярового хлеба.

Башкиры (225 человек), тептяри (27 человек) и мишари (48 человек) имели 45 десятин земли под усадьбой, 360 десятин пашни, 75 десятин сенокосных угодий, 220 десятин леса. Им всем принадлежало 184 лошади, 153 коровы, 146 овец, 60 коз. 52 двора владели 55 ульями, 300 бортями. Мусульмане поселения имели мечеть.

Теперь слово о последнем селении Бикметовой тюбы, давшем ей название, о Бикметово при р. Абдраш. Носит имя старосты Эске-Еланской волости Бикмета Абдулова. Его имя упоминается в одном деле за 1746 г.14

Перед V ревизией 1795 г. были припущены тептяри, тогда их было всего 11 человек. В 1816г. было взято на учет 552 башкира (77 дворов), 127 тептярей (19), в 1834 г.— 790 башкир (104), 12 тептярей. В 1859 г. показали две деревни: Старобикметово — 166 дворов с 1051 башкиром, 31 тептярем, Новобикметово с 54 дворами с 307 башкирами. В 1920 г. в Старобикметово в 288 дворах проживал 1401 башкир, в Новобикметово в 196 дворах — 1031 башкир.

Батырша Бикинин сын Абдалов в составе 10-го башкирского полка участвовал в войне 1812 г. Имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года»; после войны 4 раза находился на линейной службе вдоль р. Урал; его сын Муратша. Зауряд-сотник Дилмухамед


 


8 Любезные вы мои... С. 57; ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362.
Л. 33.

9 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362. Л. 11.

10 Там же. Ф. 172.0п. 1.Д. 175.
" Там же. Л. 3.


12 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 362. Л. 29.

13 Там же.

14 Там же. Ф. 1.Д. 355.Л. 39.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Галин сын Муслюмов «находился у препровождения пожертвованных башкирцами армии лошадей до г. Вильно в 1812 г.»15. Юртовым старшиной был зауряд-хорунжий Ахметулла Тажбулатов сын Смаков; его сыновья Арсланга-рей, Лукман.

Имена и тамги башкир: Мухаметрахим Загитов , Мамет Бикбавов ..", Субханкул Биккулов V, Муталлап Бикбавов , Динмухамет Алишев , Зайсан Типеев , Абряш Абдалов , Хисамутдин Шамаев

Башкиры занимались земледелием (в 1842 г. на 790 человек было засеяно 3840 пудов озимого и 2120 пудов ярового хлеба, имели 4 мельницы), животноводством (243 лошади, 230 коров, 153 овцы, 304 козы), пчеловодством (100 ульев, 5 бортей).

Было 2 мечети. В земском училище в 1909 г. обучалось 8 башкирских и 3 русских мальчика, 1 русская девочка.

Лишь один хутор Камелево из всех поселений двух юрт (3—4) относится к Ельдякской волости. В 1834 г. состоял из двух дворов с 7 мужчинами и 11 женщинами. Его основал и здесь жил кантонный начальник 14-го класса Зубаир Му-каевич Кутлубаев. В 1817 г. добился дворянского звания. По X ревизии здесь было 4 двора с 12 мужчинами и 15 женщинами. И в 1870 г. было столько же дворов и жителей, но количество мужчин уменьшилось до 8. Была мельница. 137 башкир при 25 дворах было в 1920 г. Все переписи показали жителей башкирами-вотчинниками. В 1842 г. управляющим 10-м башкирским кантоном являлся хорунжий Раян Зубаирович Кутлубаев. Жена его — дочь штаб-офицера Фатима Резяпова16. У Раяна в 1857 г. имелось 3 поташных завода: первый приносил доход от продажи шадрика (использовался для мыловаренной промышленности) 1350, второй — 25000, третий — 900 руб.17 Затем эти 3 завода перешли к его брату Нугуману Кутлубаеву18.

В одной ведомости за 1859 г. эти заводы характеризуются следующим образом. Завод при д. Измарино имел 14 чанов, 4 печи, 4 котла. Работные люди из мусульман 8 человек: 1 мастер, 6 чернорабочих, 1 сборщик щелоков. Производит в год 300 пудов шадрика на 564 руб. На заводах при дд. Камелево и Казанцево (Вострецово) находилось 14 чанов, 4 печи, 2 котла «водогрейных» и 2 — «поташеваренных», по 8 рабочих из башкир, 2-й выплавлял 800, 3-й — 200 пудов шадрика19.

В 1842 г. на 18 человек сеяли 192 пуда озимого и 360 пудов ярового хлеба.

Остальные деревни 3-й юрты относятся сегодня к Дюртюлинскому району.

* * *

Охарактеризуем поселения 4-й юрты. Название д. Чалкаково при р. Шулей происходит от древнебашкир-ского — голая, жесткая, каменистая (местность)20.

Она известна с начала XVIII в.

Опубликован интересный документ от 1 июля 1732 г., говорящий о повышении роли родословной в поземель-

5 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

16 Там же.

17 Там же. Ф. 6. Оп. 2. Д. 67. Ведомость 18.

18 Там же. Д. 174. Л. 73.

19 Там же. Д. 505. Л. 399-404.

20 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 125.


ных делах наряду с официальными жалованными и сберегательными грамотами жителей данного селения. Башкиры Чалкаково Ишперда Баканов , Бускун Исен-гулов , сотник Кошар Теуков , Сарбай Зиянов , Усман Исенов , Абдулсалам мулла Исенов вместе с вотчинниками дд. Ерми, Кулево, Старый Каинлык, Кангышево Эске-Еланской волости («Успюля тож»), изучив свою родословную («исследовав мы меж собою от прапращурского поколения») и шежере прибывших к ним башкир Сулеймана, Тляса, Тляка, муллы Юзея Бикметевых, установили с последними свое общее происхождение — родство: «Истари прапращур наш, также и прапращур их, Сулеймана с братьями, были братья родные и одновотчинники... волости, и владели вотчинною землею прапращуры наши вообще ис платежа ясака. И ныне мы... с общего согласия им, Сулейману з братьями, отделили... ис платежа ясака как из вотчинной земли, так и из лесу и из рыбных ловель и изо всяких угодьев жеребий в общее с нами владение». Границы их вотчины: «по Большой речке Беркати с вершины левою стороною до устья, по которой речке с вершины правая сторона вотчина Бадряковская до смежной Ельдятской вотчиной межи к Ыраузу, от вершины же речки Большой Беркати правою стороною, а от тое межи к Ыраузу подле смежна Ельдяцкой вотчиной же межи правою стороною до большей аремы, а от той аремы по р. Букалязе с устья до вершины правою ж стороною, а от вершины речки Букалязы до озера Ямчитау, подле соснового бору». Из общего ясака в размере 20 куниц и 13 батманов меда Сулей ман с братьями должны были внести в казну по кунице и 2 батмана меда в год21.

А теперь несколько данных о развитии деревень. Несмотря на то, что деревня упоминается в договорной записи 1732 г., мы не располагаем статистическими сведениями о башкирах за XVIII в. Коренные жители между 1783 и 1794 гг. приняли к себе на поселение ясачных татар, перешедших в тептяри и в 1795 г. насчитывающих 18 мужчин и 15 женщин22.

Несмотря на это, сами тептяри (Сафаргали, Мухамет-гали Салиховы, Сабит Салимов, Абдулбасир Баязитов, Шигабутдин Абсаламов, Хисамутдин Сайфутдинов, Кур-бангали Сайфаргалеев, Загидулла Мухаметгалин) в 1839 г. заявили, что «на владеемую землю прав письменных никаких не имеем и, когда предки наши поселились, не припоминаем»23.

В 1816 г. в 35 дворах проживали 232 башкира, 50 теп-тярей из татар, в 1834 г. было 365 башкир и 99 тептярей при 80 дворах. В 1859 г. отмечено 723 вотчинника (131 двор) и 135 припущенников при 21 дворе. Перепись 1920 г. взяла на учет 2287 башкир и татар при 439 дворах.

В 1842 г. юртовым старшиной 4-й юрты служил внук вышеупомянутого Бускуна зауряд-есаул Иттисам Байтов сын Бускунов, отслуживший в 1815 г. этапную службу в Тобольской губернии и в 1820 г.— линейную службу в Красногорской крепости; его сыновья Миргаязитдин (17 лет), Фазлитдин (9 лет), Назметдин (6 лет). Кто-то из жителей сегодня сможет составить свою родословную до

21 МИБ. Т. 3. С. 302-304.

22 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 30.

23 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 12.



БУРАЕВСКИИ РАЙОН


 


отца Бускуна24: Исянгул — Бускун — Байт — Игтисам и его 3 сына.

Приведем еще две тамги: Амир и Амиркан Азнаевы , Мухаметкунафия Ишалин (1812г.)25.

365 башкир в 1842 г. засеяли 276 пудов озимого и 600 пудов ярового хлеба. Имели 2 водяные мельницы. Башкирам с тептярами (364 человека в 1834 г.) принадлежало 213 лошадей, 241 корова, 225 овец, 277 коз. Пчеловоды имели 194 улья и 109 бортей. Действовала мечеть.

Д. Каинлыково первый раз упоминается в договорной записи за 1732 г., где названы ее жители Юртукей Юсупов ' ,, Ишбулды Ишиммятов , Карабай Етемов , Са-банчи Кашеваров. , Азиммат Чюрегеев , Юзюкей Кусекеев , а так же житель д. Старый Каинлык Арыкбай Сатлыганов '. 26. Выходит, что уже тогда эске-еланцы имели коренное и дочернее поселения.

В дальнейшем упоминается д. Ирзимяс («Каинлык тож»), 18 ясачных татар которой стали пугачевцами. В 1834 г. показаны Ирзимяс (34 тептяря) и Новокаинлы-ково (301 башкир, 95 тептярей, припущенных по договору эске-еланцев 1746 г.)27. Еще в 1816 г. здесь отмечено наличие 220 башкир. Перепись 1859 г. учитывает две деревни Каинлыково: в одной в 82 дворах проживали 564 башкира и 47 припущенников при 6 дворах, во второй — 271 башкир (47 домов) и 30 припущенников при 3 дворах. В 1920 г. в Каинлыково 708 башкир при 137 дворах.

В 1842 г. 55 дворов башкир (301 человек в 1834 г.) владели 193 лошадьми, 217 коровами, 117 овцами, 122 козами. При 2-мечетной д. Каинлыково была водяная мельница.

В Ирзимясе 16 дворам с 95 тептярями принадлежали 46 лошадей, 38 коров, 22 овцы, 37 коз.

В земском училище д. Каинлыково в 1909 г. обучались из башкир 29 мальчиков и 4 девочки, а также по одному мальчику и девочке из русских.

Название д. Саитбаево от антропонима. Вотчинники Учбулинской тюбы Эске-Еланской волости по договору 1790 г. приняли к себе мишарей на правах припущенников28.

В 1816 г. насчитывалось 150 башкир (18 дворов), 20 мишарей (4), в 1834 г. — 220 башкир (32), 21 мишар (4), в 1859 г. - 271 башкир (47) и 25 мишарей (3), в 1920 г. -682 башкира и тептяря (должно быть: мишаря) при 133 дворах.

В 1842 г. на 220 башкир было засеяно 360 пудов озимого и 456 пудов ярового хлеба. Имели 2 мельницы. 34 дворам принадлежали 140 лошадей, 98 коров, 118 овец, 94 козы, а также 43 улья и 7 бортей. Была мечеть.

Деревень под названием Курзя было 4—5.

Д. Курзя (название означает в коми, удмуртском языках «залив»)29 упоминается в документах за 1711 г., когда ее житель мариец Тимофей Янымов занял у башкира Алтынбая Актуганова из д. Шукеево Казанской дороги 27 руб.30

24 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 23.

25 Там же. Д. 362. Л. 3.
26МИБ. Т. 3. С. 302.

27 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 142;
ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4619.

28 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4571. Л. 3; Ф. 172. Оп. 1. Д. 175.
Л. 7.

29 Словарь топонимов Башкирской АССР. С. 61.

30 МИБ. Т. 3. С. 72.


В 1748 г. взяли на учет две деревни: Курзя (21 мужчина из удмуртов, 4 татарина, 4 марийца м.п.) и Старокурзя при р. Шулей (20 мужчин из ясачных татар, 8 душ м.п. марийцев)31.

Д. Старокурзя упоминается в заемной записи за 26 октября 1764 г. татарина этого поселения Ишбулата Арсланова в связи с тем, что он занял 30 руб. у мишара д. Балышлыбаш Шарипа Бикмаева. За это он отдал «Шарипу 2-х своих родных дочерей Минлибику осьми, Фейхану 6-ти лет, с таким обязательством, чтоб ему, Шарипу, тех моих дочерей до настоящего возраста держать при себе, поить и кормить и одеждою безнедостаточно снабдевать. А егде в возраст придут, тогда их по согласию ему, Шарипу, и за мужев выдать, за кого они пожелают. За которые и колымные по нашему мусульманскому обыкновению деньги, сколько по уговорам причтется, взять ему одному, а мне до того уже дела нет и не вступаться»32.

В д. Старокурзя в 1795 г. в 10 дворах проживал 101 башкир. Особо показаны тептяри из вотяков (33 человека). По VII ревизии 1816 г. здесь было 100 башкир, 50 тептярей из удмуртов, 35 мишарей33. В 1834 г. взято на учет 104 башкира, 33 мишаря, 29 тептярей-удмуртов. 302 башкира (55 дворов), 98 припущенников (7) было в 1859 г. Перепись 1920 г. показала 786 башкир и мишарей при 150 дворах. Из статистических данных, как видно, исчезли марийцы, затем — удмурты. Следует думать, что такие изменения произошли ввиду переселения их в другие поселения (например, в д. Воткурзя, т.е. Вотская или Удмуртская Курзя).

Время поселения удмуртов, марийцев, мишарей, ясачных татар (последние, кроме второй ревизии 1748 г., больше не учитывались) по источникам не известно. Мишари Ямлиха Халитов, Мухтар Мурзакаев, Абдулнасыр Латипов, тептярь из удмуртов Абдулвахит Абтыкаев в 1839 г. по этому поводу свидетельствовали следующее: «Мы на владеемую нами землю прав никаких не имеем, и когда предки наши поселились, не припоминаем»34. Все-таки это время относится к началу XVIII в. Имеется любопытный документ за 20 августа 1781 г. о припуске новой группы удмуртов в эту деревню. Это договорная запись: «Припустили в деревню Курзу вотяков Явгильду Ямеева, Яркея Ягышева с товарыщи для жительства во оной деревне как прежде отцы их владели сенными покосами с пашенною землею со хмелевым щипанием тако ж владеть, и им же вотякам в лесу зверей ловить, тако ж мост мостить, в том тамги свои приложили Тимаш Сай-дяков , Байрамля Заитов , Ибраш Чюракаев , Абуюс Иманов , Масягут Балтии , Акманай Акба-шев , Абдул Ишалин , Кузбай Ахмеров , Сарыбаш Аитов , Сагит Сарбашев , Абдулла Аитов , Кузбай Муслюмов , Баис Биктин , Салим Сусеев »35.

В 1842 г. на 104 башкира было засеяно по 160 пудов озимого и ярового хлеба.

В 1909 г. в земском училище обучались башкиры (7 мальчиков) и русские (13 мальчиков и 2 девочки).

31 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 301-305. 32МИБ. Т. 4. Ч. 1.С. 301-302.

33 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755.

34 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 5.

35 Там же. Л. 27.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Д. Саит-Курзя в конце XVIII в. была известна как Габ-басово-Курзя. В 1795 г. она состояла из 6 дворов башкир (39 человек) и 4 дворов тептярей (33 человека). В 1816 г. было 136 башкир и 20 тептярей из татар, в 1834 г. 225 башкир проживало в 42 домах, 18 тептярей — в 2 дворах. 428 башкир (67 домов), 19 тептярей (3 двора) показала Хревизия 1859 г. В 1920 г. учтено 883 башкира в 165 дворах.

В 1842 г. на 42 двора и 225 башкир приходилась 101 лошадь, 71 корова, 146 овец, 123 козы. Учтено 47 ульев, 3 борти. Они засевали 264 пуда озимого и 240 пудов ярового хлеба. Были мельницы и мечеть.

О землепользовании тептяри из татар Басир , Муха-метзян , Хабир Газикеевы в 1839 г. писали, что пользуются землей эске-еланцев «без актов»36.

Д. Тангатарово с 5 дворами и 33 башкирами и 29 тептя-рями в конце XVIII в. называли Курзи. Курзи-Тангатарово в 1816 г. имела 18 дворов с 80 башкирами и 40 тептярями. 103 башкира, 88 тептярей было в 1834 г. Взято на учет в 1859 г. 234 башкира при 39 дворах и 54 тептяря при 6 дворах. Башкир и тептярей в 1920 г. насчитывалось 763 человека (132 двора).

Жители занимались земледелием (в 1842 г. на 103 человека сеяли по 124 пуда озимого и ярового хлеба), животноводством (91 лошадь, 73 коровы, 91 овца, 87 коз), пчеловодством (70 ульев, 40 бортей). Была мечеть.

Д. Аитово в конце XVIII в. знали как Курзи-Аитово, состоящую из 10 дворов с 39 мужчинами и 26 женщинами из башкир. Эти цифры свидетельствуют о недавнем ее основании. Деревня и в дальнейшем оставалась однонациональной: в 1816 г. — 88 башкир (11 дворов), в 1834 г. — 123, в 1859 г. - 221, в 1920 г. - 400 башкир.

Среди эске-еланцев, припустивших новую группу удмуртов в д. Старокурзя по договору от 20 марта 1781 г., были сыновья и внуки первопоселенца д. Аитово Сары-баш Аитов , его сын Сагит , Абдулла Аитов 37. Выходит, что Аитово — выселок из д. Старокурзя.

Жители (223 человека) в 1842 г. сеяли по 144 пуда озимого и ярового хлебов. На 22 двора имели 72 лошади, 58 коров, 72 овцы, 61 козу. Пчеловодам принадлежали 34 улья и 26 бортей.

* * *

Эске-еланские поселения находились и в составе 23-й и 27-й юрт 10-го башкирского кантона. К Ванышской тюбе относились Байсакино, Минлино, Ваныш-Алпау-тово, Каразириково.

Д. Байсакино зафиксирована ревизией 1795 г. Первопоселенцем ее был известный среди эске-еланцев башкир-вотчинник Байсакай Аккушев. Вотчинник волости Иманай Козебахтин (его дед Ишимбай — прадед Ишим-бет — прапрадед Чапай — прапрапрадед Елгыш) в 1746 г. писал, что он и его родственники являются «природными Ички-Еланской волости башкирцами и платят ясак за 15 куниц и за мед 3 батмана деньгами по 10 рублей по тридцати по одной копейки на год», что они «имеют в той волости старинную родовую вотчинную землю, которая состоит отсель на другой стороне Таныпу реки по разным


урочищам и владеем обще одной тюбе с таковыми же природными башкирцами Байсекай Аккышевым с това-рыщи и в тою нашу вотчинную землю вступились и называли общего владения той же Иланской волости особой тюбы башкирцы Байгильде Тойгильдин с товарыщи». Иск последних «исследован 15 марта 1733 г. и истцам (в их просьбе) отказано»38.

В 1795 г. в 16 дворах насчитывалось 95 башкир. В 1816 г. цифры оставались без изменения, в 1834 г. — 169, в 1859 г. - 226, в 1870 г. - 276, в 1920 г. - 399 башкир при 85 дворах. Зауряд-сотник Халиулла Мустафин сын Зюба-ков к 1842 г. 5 раз (каждый по 6 месяцев) находился на линейно-кордонной службе по Оренбургской пограничной линии; его сыновья Миндияр, Мухаметвали.

Байсакинцы занимались земледелием (в 1847 г. на 24 двора с 169 жителями сеяли 96 пудов озимого и 112 пудов ярового хлеба), животноводством (имели 56 лошадей, 66 коров, 58 овец, 83 козы), пчеловодством (22 улья). Была мечеть.

Д. Минлино возникла между 1795 и 1811 гг. В ревизских материалах упоминаются сын первопоселенца Ахтям Минлинов (в 1834 г. ему исполнилось 40 лет) и внуки Ахмадулла, Галиаскар.

В 1816 г. в 8-дворной деревне проживали 59 башкир, в 1834 г. - 91 (14 дворов), в 1859 г. - 206 (34), в 1870 г. -236 (35), в 1920 г. — 560 башкир (104). Была мечеть и школа при ней.

Один из ее жителей урядник Сахратула Гайсаров сын Юнусов за 44 года своей жизни успел побывать на линейно-сторожевой службе вдоль р. Урал 6 раз.

Жители занимались хлебопашеством (в 1842 г. на 14 дворов с 91 жителем сеяли 120 пудов озимого и 232 пуда ярового хлеба; имели мельницу), животноводством (владели 46 лошадьми, 56 коровами, 65 овцами, 39 козами), пчеловодством (им принадлежало 27 ульев и 270 бортей).

Ваныш-Алпаутово называли Уваныш («Алпаутово тож»), Староалпаутово. Первая часть имени происходит от гидронима — названия реки, вторая — от антропонима. Причем первое название более раннее. Имя Алпаут упоминается в закладной кабале от 17 июля 1707 г. татарина д. Урусаево Казанской дороги Кильмета Бай-киева , когда он занял у башкира д. Ваныш Алпаута Таишева 5 руб. денег. «А в тех деньгах заложил ему, Алпауту, он, Кильмет, дочь свою, родную девку Гурбару до сроку сентября до 1-го числа нынешнего 707-го году. А буде я... Алпауту на тот вышеписанный срок денег не заплачю и дочери своей Гурбары не выкуплю, и ему, Алпауту, на тое дочь ся закладная кабала и купчая — вольно ему, Алпауту, и жене ево и детям тою моею дочерью владеть вечно и держать у себя во дворе или кому иному переложить. А мне и жене моей и родственникам после того сроку до той дочери дела нет и не вступатца, и о повороте тое дочери на него, Алпауту... великому государю не бить челом и убытков не чинить»39.

Ранняя история д. Ваныш уходит в XVII в. Однако опубликованные материалы об этом отсутствуют.

В 1816 г. в д. Алпаутово («Ваныш тож») в 18 дворах насчитывалось 294 башкира-вотчинника и 47 тептярей,


 


36 Там же. Л. 7.

37 Там же. Л. 27.


38 Там же. Ф. l.On. 1. Д. 355. Л. 39, 41.

39 МИБ. Т. 3. С. 37.



БУРАЕВСКИИ РАЙОН


 


узаконивших свое пребывание здесь с 1791 г. по договору от 25 мая 1796 r.4fi В начале XIX в. вотчинники дд. Карази-риково и Алпаутово жаловались на то, что тептяри Кин-зягул Тимкин, Тимербай и Башир Алькаевы, Газикай Юзаев, Рахманкул Романов, составляющие 5 дворов, не платили владельцам земли арендную плату в размере 50 коп. с двора в год. После уплаты положенной суммы вотчинники «разрешили тептярям жительствовать на теперешнем месте сроком на 50 лет с платежей оброка по 50 коп. с двора в год»41.

По VIII ревизии 1834 г. было 430 башкир и 70 тептя-рей (79 дворов), в 1859 г. — 784 башкира при 128 дворах и 102 тептяря (16 домов), в 1870 г. — 804 башкира (143 двора) и 119 тептярей. Тогда отмечено наличие мечети со школой, 2 мельниц. В 1820 г. в 281 дворе был 1321 башкир и тептярь. В 1834 и 1859 гг. тептяри составляли 11,5 и 12,9 % всех жителей. Примерно такую же долю они составляли и в 1920 г.

Житель деревни урядник Хисматулла Хасанов сын Юмагулов к 1842 г. 4 раза находился на линейной (Илец-кая Защита в 1815 г., Красногорская крепость в 1828 г., Губерлинская крепость в 1831 г.) и на этапной (Пермская губерния в 1818 г.) службе; его сын Рахматулла.

Башкиры занимались земледелием (на 430 человек в 1842 г. сеяли 1440 пудов озимого и 2720 пудов ярового хлеба, т.е. около 9,7 пуда на каждого; было 3 мельницы), а также животноводством (имели 250 лошадей, 263 коровы, 285 овец, 314 коз; тептяри — 22 лошади, 15 коров, 22 овцы, 28 коз), пчеловодством (башкирам принадлежало 255 ульев и 1422 борти). Была мечеть.

Д. Каразириково (от — черная ольха) при

р. Апаш известна как однонациональное поселение башкир с мечетью. В 1795 г. взято на учет 137 башкир при 22 дворах, в 1816 г. - 194 (25), в 1834 г. - 247 (45), в 1859 г. - 448 (79), в 1870 г. - 466 (85), в 1920 г. - 921 (188) башкир.

Житель деревни урядник Габдулнафик Адзитаров сын Шарипов в 37 лет успел побывать 4 раза на линейно-сторожевой службе вдоль р. Урал; его сыновья Фаттахит-дин, Галиакбар, Фаткулла.

В 1842 г. на 247 башкир приходилось 480 пудов озимого и 440 пудов ярового хлеба. Была мельница. Всем принадлежало 142 лошади, 150 коров, 137 овец, 93 козы. В 45 дворах были 74 улья и 31 борть.

* * *

А теперь вкратце охарактеризуем башкирские селения Кузбаевой тюбы Эске-Еланской волости.

О д. Кузбаево самое раннее свидетельство относится к 1708 г., когда «Осинские дороги д. Алгибаш черемисин Барянгозя Тыныбаев ^ дал кабалу тое ж Осинские дороги деревни Козбаевы башкирцу Илметю Илбахтину в том: занял он, Барангозя, у него, Илметя, 4 руб. денег до Рождества Христова нынешнего ж 708-го году. А в тех заемных деньгах до того сроку заложил он, заимщик, ему

40 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 132.

41 ЦГИА РБ. Ф. 172. Он. 1. Д. 175. Л. 103-104.


3-х лошадей — кобылу саврасу мухорту(ю) да жеребца каря, да кобылку рыжу годову»42.

Владельцы земли Эске-Еланской волости по договорной записи 1767 г. припустили в эту деревню ясачных татар, к концу XVIII в. ставших тептярями43.

В одном сборнике документов еще раз упоминается это селение в связи с тем, что в 1774 г. каратели захватили у жителей-пугачевцев их имущество, в частности, у командира повстанческого отряда Ишкина Саинова: «Лошадь с седлом со всеми оружьи, штаны да рубаху александревской пестреди, шубу новую, сыромятную суму, пуд меду; у Сафара Муртазина: шубу, лук со стрелами, копье да денег рубль пятьдесят копеек»44.

В 1795 г. было 8 тептярей обоего пола (по башкирам у нас нет сведений); в 1816 г. — 216 башкир, 85 тептярей; в 1834 г. — 308 башкир (8 двоеженцев из 48 дворов), 126 тептярей; в 1859 г. — 537 башкир, 165 тептярей; в 1870 г. — 511 башкир, 145 тептярей; в 1920 г. — 1232 башкира и тептяря. В 1859 и 1870 гг. доля тептярей была 22,1 и 23,5 %; в 1920 г. одна четвертая часть жителей состояла из тептярей.

В составе 10-го башкирского полка в Отечественной войне 1812 г. участвовал урядник Исмагил Сагитов сын Асаинов (внук пугачевца вышеупомянутого Ишкини Саинова). Исмагил 5 раз побывал на линейно-сторожевой службе вдоль р. Урал. Столько же времени находился на такой службе и зауряд-есаул Абдулманняф Абдулмази-тов сын Заитов; его сыновья Мирваис, Абдуликсан45.

На 308 башкир в 1842 г. было засеяно 720 пудов озимого и 1512 пудов ярового хлеба. О состоянии животноводства имеются сведения только по 126 тептярям: 56 лошадей, 74 коровы, 94 овцы, 85 коз.

Д. Кудашево возникла между 1730 и 1734 гг. как выселок из д. Кушманаково. На такой вывод наталкивает следующий момент. В 1696 г. башкир Кудаш Кашпердин (Кушбердин) 111 и его брат Киле гН из д. Кушманаково Эске-Еланской волости припустили в свою деревню ясачного татарина Тойгузю Толубаева из д. Кангильдино («Алтыбаево тож»)46.

В 1730 г. жители Кушманаково сыновья Кудаша -Самау и Таукай Кудашевы вместе с вотчинником д. Кузбаево припустили на свою землю ясачных татар «из оброку в год по два рубля». Последние обосновались в д. Каратамак («Кангильдино тож»). С 1735 г. по указу Уфимской канцелярии и «допуску» башкир в д. Кудашево проживали тептяри, припущенные как бобыли (Бекес Ишкинин, Байтимер и Шарип Бекеевы, Абдулкарим Биктимеров, Сулейман Юлдашев, Сайт Сулейманов, Усман Иштуганов, Усей Тогаев, Ахмер и Юмаш Усеевы, Исембет Тушуков, Иткин Силяев, Мурат, Амир, Усман, Абдес Иткинины)47.

42МИБ. Т. 3. С. 41.

43 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 141;
ЦГИА РБ. Ф. 172. Он. 1. Д. 175. Л. 31.

44 Документы ставки Е. И. Пугачева, повстанческих властей
и учреждений. С. 321.

45 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 52.

46 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 15.

47 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 142;
ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 15.


БИРСКИИ УЕЗД



 


В 1795 г. здесь было 63 тептяря обоего пола из ясачных татар (по башкирам нет сведений); в 1816 г. — 184 башкира, 120 тептярей; в 1834 г. — 276 башкир, 150 тептярей; в 1859 г. — 353 башкира, 205 тептярей; в 1920 г. — 1068 башкир и татар. Домов было 216. В 1816 г. тептяри составляли 39; в 1834 г. - 34,4; в 1859 г. - 36,3 % всех жителей деревни. Столько же их было и в 1920 г.

Статистические сведения о хозяйстве касаются башкир (по тептярям такой материал еще не обнаружен). В 1842 г. они сеяли по 4,3 пуда озимого и по 3,3 пуда ярового хлеба на каждого из 276 башкир. Тогда же на 56 дворов приходилось 112 лошадей, 195 коров, 200 овец, 100 коз. Пчеловоды имели 50 ульев, 100 бортей. В деревне была мечеть.

К 1839 г. из оставшихся в живых участников Отечественной войны 1812 г. в деревне проживали урядник Ибрагим Биктимеров сын Шамеев, 50 лет, воин 5-го башкирского полка, взявшего Париж, имел 2 серебряные медали «За взятие Парижа 19 марта 1814 года», «В память Отечественной войны 1812 года» (его сыновья Багрям, Муха-метхабил, Мухаметлатифи); урядник Сайфутдин Валитов сын Султанбеков, 49 лет, воин 10-го башкирского полка, имеющий серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года» (его сын Шарафутдин). Оба эти воина после войны по 4 раза побывали на службе по охране Оренбургской пограничной линии. Хисматулла Султан-Муратов сын Шамеев в свои 55 лет успел отслужить 6 раз кордонную службу в Верхнеуральской крепости (1804 г.), в Илецкой Защите (1807 г.), в Оренбурге (1816 г.), в Губерлинской крепости (1821 г.), в Орской крепости (1825 г.), Ильинской крепости (1827 г.)48.

Приводим тамги отдельных башкир: Рафик Русаев •, Муллакай и Валит Султанбековы, Султанмурат

Сафаров 49.

К той же Кузбаевой тюбе относилась этнически смешанная д. Абзаево.

Д. Абзаево была основана эске-еланцами между 1783 и 1794 гг. Сын первопоселенца Биктуган Абзаев наряду с другими сельчанами Абдулзелилом Муслюмо-вым , Мухаметом Рахимбакиевым , Абдулмазитом Илдаловым в 1812 г. был доверенным лицом своих одновотчинников50.

Ясачные татары были припущены эске-еланцами перед V ревизией 1795 г.

В 1795 г. здесь насчитывалось 74 тептяря, в 1816 г. — 90 башкир, 152 тептяря, в 1834 г. — 138 башкир (42,1 %), 190 тептярей (57,9 %), в 1859 г. - 249 башкир (43,5 %), 324 тептяря (56,5 %), в 1920 г. — 916 башкир. Последняя цифра должна быть уточнена, исходя из соотношения башкир и тептярей по предыдущим ревизиям: чуть больше половины составляли припущенники и около половины — вотчинники.

Башкиры-абзаевцы в 1842 г. на 138 человек сеяли 240 пудов озимого и 312 пудов ярового хлеба. Сведения о состоянии животноводства (на 328 человек 179 лошадей, 166 коров, 202 овцы, 124 козы) и пчеловодства (40 ульев, 30 бортей) касаются как башкир, так и тептярей. В деревне была мечеть.


* * *

4 деревни относились к Тазларской волости. Коренная деревня волости так и называлась Тазларово, затем Старотазларово. Время вьщеления из нее части населения в выселок, переросший в самостоятельную д. Новотазларово, нам не известно. Но к 1748 г. обе деревни уже существовали.

О развитии двух поселений предлагаем таблицу.

Таблица 179

По таблице видно, что к концу XVIII в. ясачные татары стали тептярями. В 1920 г. в обеих деревнях всех назвали башкирами, в то время как в коренной деревне тептяри из татар составляли около 18% всех жителей, точно так же и в дочернем поселении одна треть жителей — это тептяри. В 1920 г. указывали в основном «преобладающую национальность» жителей селений.

Тептяри обеих деревень в 1839 г. заявили, что «мы на владеемую нами землю прав никаких не имеем, и когда предки наши поселились, того не упомним». Это подтвердили тептяри из коренной деревни Хисматулла и Ибатулла Сайфульмулюковы, Шагабутдин Губайдул-лин, Мухаметамин Зайнитдинов, Шарафутдин Зайнул-лин; из дочерней деревни Нигматулла Кутлузаманов, Нигматулла Султанбеков, Мардамша Абдулвалеев, Ризван Кинзягулов, Абдулхаир Мрадыев, Зайнулла Шабахузин, Валиша Абдулвалеев, Хисаметдин Салимъя-нов, Файруша Абдулвахитов, Исхак Ташбулатов, Муха-метша Искандаров, Давлетша Султанбеков, Хайбулла Сатыев, Рахматулла Кутлузаманов, Хуснутдин Салимья-нов51. Несмотря на такое их заявление, можно установить, что они «жили там по допуску башкир Тазларской волости и договору» и были приняты вотчинниками перед II ревизией 1748 г.

По закону о земле 1832 г. тептярям как военному сословию полагалось по 30 десятин земли на душу м.п. Однако в Старотазларово им приходилось земли лишь по 6 десятин на душу. Поэтому решено было часть тептярей переселить на казачьи земли. Тем не менее к этому акту они не были готовы ни морально и ни материально: не было средств к переселению или для оформления припуска. В связи с этим тептяри просили разрешить им «жить на казенной земле, если ее укажет казна».

Старшинский помощник зауряд-сотник Исмагил Тимершин сын Заитов в составе 10-го башкирского полка участвовал в борьбе против наполеоновской армии.


 


48 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 31-33.

49 Там же. Д. 362. Л. 2.

50 Там же.


51 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 41.


БУРАЕВСКИЙ РАЙОН


Имел серебряную медаль «В память Отечественной войны 1812 года»; его сыновья Султангарей, Мухаметзян, Зиганша52.

В 1842 г. в Старотазларово на 297 башкир засеяли 960 пудов озимого и 1104 пуда ярового хлеба, в Новотаз-ларово на 283 башкира — 840 пудов озимого и 829 пудов ярового хлеба. В последней была мельница. На 50 дворов в старой деревне приходилось лошадей — 24, коров — 320, овец — 208, коз — 172; 44 двора в новой деревне владели 191 лошадью, 192 коровами, 180 овцами, 108 козами. Пчеловоды в коренной деревне имели 123 улья, 20 бортей, в новой — 40 ульев.

В деревнях было по 1 мечети. Причем в Старотазларово с 1767 г. действовало медресе53.

Раннюю историю д. Юмакаево («Юмаш тож») по опубликованным источникам выяснить не удалось, поскольку в них она не отражена. Не нашлись сведения и о первопоселенцах Юмакае и Юмаше.

Юмакаево — однонациональное поселение: жили здесь одни башкиры-вотчинники, которых насчитывалось в 1795 г. - 58 (13 дворов), в 1816 г. - 99 (21), в 1834 г. - 150 (35), в 1859 г. - 316 (52), в 1870 г. - 370 (62), в 1920 г. - 751 башкир при 153 дворах.

Житель ее зауряд-сотник Мухаметвали Абдулвагапов сын Суянгулов в 52 года успел побывать 8 раз на пограничной службе вдоль р. Урал.

Имена, тамги башкир этого селения: Абдулкадыр Абдулвагапов («приложил руку»), Файрула Габдулнасы-ров (р.), Мухаметлатиф Абдулгалиев (р.), Ахметулла Мухаметсалимов (р.), Мухамет Мухаметсалимов , Мухаметхусаин Мухаметкин ', Шарафутдин Галиев , Фахрутдин Биккулов (1839 г.)54.

Основные занятия башкир: земледелие (в 1842 г. на 150 человек сеяли по 360 пудов озимого и ярового хлеба), животноводство (на 25 дворов приходилось 152 лошади, 172 коровы, 168 овец, 129 коз), пчеловодство (имели 50 ульев, 110 бортей). Была мечеть.

Однонациональная д. Варзитамаково находится при устье одноименной речки. Возникла между 1811 и 1815 гг. По ревизии 1816 г. в ней насчитывалось 7 башкирских дворов, где проживало 14 мужчин и 12 женщин. В 1834 г. в 7 же дворах насчитывались 20 мужчин и 18 женщин. 211 человек при 34 дворах показали в 1859 г. На 3 двора и на 6 человек было больше в 1870 г. Советская перепись взяла на учет 453 башкира при 94 дворах.

Только двумя ревизиями была зафиксирована д. Варзи с 3 дворами и 18 башкирами в 1816 г. и столько же дворов с 22 жителями в 1834 г.

Имена и тамги башкир-тазларцев: Рафик Рахимкулов

, Мухаметхаким Мухаметалимов , Камалетдин Валишин 55.

В 1842 г. на 38 человек засеяли 96 пудов озимого и 136 пудов ярового хлеба.

К Тазларской же волости относится и д. Новые Кар-галы (Старые в составе Балтачевского района). Название от гидронима. Часть вотчинников коренного населения перед 1816 г. основала новую деревню, которая имела

52 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091. Л. 22. "ОИБ.Т. 1.4. 1.С. 285.

54 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 47.

55 Там же. Л. 48.


в 1816 г. 28, в 1834 г. - 35 башкир56. В 1920 г. в 27 дворах показано 148 башкир.

Ягитисам Азигулов имел тамгу , Мухаметзян Саг-диев —

На 35 человек в 1842 г. сеяли 72 пуда озимого и 96 пудов ярового хлеба.

* * *

А теперь поговорим о селениях Кыр-Унларской тюбы Таныпской волости. К ней входили дд. Кашкалево, Старо-и Новокизганово, Даутларово, Карагушево, Бакалы.

В д. Кашкалево при одноименной речке и р. Кигазы в 1795 г. насчитывалось 130 башкир при 18 дворах; в 1816 г. — 178 башкир (21 двор), 5 мишарей при 1 дворе; в 1834 г. — 257 башкир при 42 дворах и 5 мишарей; в 1859 г. — 472 башкира и 10 мишарей при 77 дворах; в 1870 г. — 522 башкира при 84 дворах; в 1920 г. — 1078 башкир и 218 дворов.

В 1842 г..на 257 жителей сеяли 480 пудов озимого и 552 пуда ярового хлеба. 42 двора имели 205 лошадей, 215 коров, 257 овец, 66 коз. Пчеловодам принадлежало 58 ульев, 47 бортей. 5 мишарей владели 5 лошадьми,

7 коровами, 8 овцами, 5 козами. Имели 5 ульев. В деревне
была мечеть.

Новокашкалево впервые зафиксировано в 1925 г. 31-дворной деревней.

Д. Кизганово при одноименной речке еще в 7179 (или 1671) г. стала этнически смешанным поселением.

8 1839 г. тептяри деревни представили договорную запись
башкир Кыр-Унларской тюбы Султангильды Дусметова,
Кускильде Биккузина от 13 февраля. 1671 г., по которой
чувашей Иштугана и Утяка Байзигитовых, Биктимера «с
товарыщи» 10 дворами припустили к себе в деревню «без
обозначения срока с платежей оброка по 2 алтына с двора
в год». Границы той арендованной чувашами вотчины
следующие: «верхняя межа к черемискому городьку по
Таныпу, а нижняя межа до речки Кизген»57.

Новый припуск, на этот раз ясачных татар, был осуществлен в 30-х гг. XVIII в. «1736 года января 1-го дня Уфимского уезда Сибирской дороги Унларской волости ясачный башкирец Давыд Зиянов дал сию запись

с общаго совету тое волости своей братьи башкирцев Осинской дороги д. Кизгеню ясачным татарам Янбулату Ишметеву, Уразмету да Тоймету Уразбаевым, Айбулату Ямякову, Акманаю Бибарисову, Мустафе Султангулову, Дюсметю Уразгильдину, Тляшу Тойгильдину, Чирю Уте-ганову, Ишею Бекбавову, Ишбулату Кулметову, Бухару Ялкашеву и братьям их и племянникам в том, что отдал я, Давыд, им, Янбулату с товарыщи, вотчинную свою землю... кроме бортного ухожья и бобровых гонов и рыбных ловель впредь во владение вечно, которою вотчин-ною пахотною землею и сенными покосами напредь сего владел д. Кизген татарин Айбулат Ямяков по татарскому письму без крепости, а межи той вотчинной земле и сенным покосам... с устья Шадейки речки и до вершины и от тое вершины до вязового куста и от того куста до Кигазы речки и по Кигазе речке вверх, на которой будут мельницу строить на угодном месте... пашню пахать... да посе-

56 Там же. Л. 49.

75 Там же. Д. 174. Л. 78.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


литца дворами сколько они Янбулат с товарыщи похотят...а нам, Давыду с тов., с них, Янбулата с тов., оброку имать и помочь ее императорского величества в ясак по рублю по пять копеек на всякой год»58.

Как видно по содержанию записи, припущенник из татар Айбулат Ямяков прожил в д. Кизганово один срок, т.е. 8—12 лет, на какое время обычно заключали первый договор. Запись 1736 г. разрешает ему и новой группе татар обосноваться навсегда в новом селении под названием Новокизганово.

О развитии их приводим таблицу.

Таблица 180

На 150 башкир в коренной деревне в 1842 г. было засеяно по 360 пудов озимого и ярового хлеба. В двух деревнях было по 2 мельницы.

23 двора с 150 башкирами владели 126 лошадьми, 135 коровами, 23 овцами, 77 козами, у кого-то было 12 ульев.

В коренной деревне была 1, в дочерней — 2 мечети.

Д. Даутларово, находящаяся при р. М. Кашкалеу, была однонациональным селением с мечетью. Название ее происходит от антропонима — имени первопоселенца Даута, превратившегося, по-видимому, в этноним — название группы семей — ,. По переписи 1834 г.

известен сын основателя деревни Абдуллатиф Даутов, которому тогда исполнилось 86 лет, т.е. он с 1748 г.

В 1795 г. в 16 дворах проживали 98 башкир, в 1816 г. в 21 дворе — 160, в 1834 г. в 35 дворах — 192, в 1859 г. в 75 дворах - 450, в 1870 г. в 75 домах - 496, в 1920 г. в 232 дворах — 1113 башкир.

Урядник Рахманкул Динисов сын Махмутов — участник войны против Франции на территории Пруссии и Польши еще до начала Отечественной войны 1812 г. Кроме того, он «находился у препровождения пожертвованных башкирцами в пользу армии лошадей до г. Вильно в 1813 г.»59, имеется в виду 4139 строевых коней, подаренных башкирами действующей русской армии.

Даутларовцы занимались земледелием: в 1842 г. на каждого из 192 человек сеяли по 5,1 пуда хлеба (420 пудов озимого и 552 пуда ярового хлеба), имели мельницу. Состояние животноводства видно в следующих цифрах: на 35 дворов имели 195 лошадей, 205 коров, 162 овцы, 109 коз. Отдельным домохозяевам принадлежало 69 ульев и 10 бортей.

Д. Карагушево при одноименном озере стала этнически смешанным поселением, когда башкиры кыр-унлар-ской тюбы по договорной записи от 1 октября в 1742 г. припустили ясачных татар в 6 дворах «для общего житья


в деревне Карагуш, но без обозначения срока с платежей оброка с двора по 10 коп. в год»60. Башкиры-вотчинники Карагушево в середине XIX в. обратились к властям с просьбой о том, что «пили мы воду из озера, но теперь оно стало сильно пахнуть; пить воду нельзя и поэтому хотим переселиться расстоянием от деревни в 7 верстах и поселиться между двумя речками, называемыми Тюр-гинем и Баразой, чтобы по переселению нас новая наша деревня была названа Баразатамаковой»61. Однако нам не известно удовлетворение их просьбы или создание новой деревни. Уточнение этих моментов, думается, — дело местных краеведов.

В делах общины большую активность проявляли вотчинники Мрат Альмухаметов, Амирхан Рыскулов, Ибрагим Абдулсалямов, Мухамадияр Шарипов (1834 г.).

А теперь предлагаем сведения о развитии деревни.

Таблица 181

Как видно, перепись 1920 г. искажает соотношение башкир и тептярей из татар. На самом деле, первые составляли четвертую часть всех жителей, в то время как вторые — две трети.

Башкиры деревни занимались земледелием: в 1842 г. на 93 человека было засеяно 168 пудов озимого и 208 пудов ярового хлеба. У них было 2 мельницы. Они имели 40 лошадей, 55 коров, 40 овец, 39 коз. 16 дворов башкир владело 8 ульями и 165 бортями. У тептярей на 56 дворов было 283 лошади, 160 коров, 243 овцы, 141 коза. Имели 3 мельницы. У пчеловодов имелось 156 ульев.

Д. Иман-Купыр, или Староиман-Купыр сегодня называется Бакалы. Находится при р. Кизган. В документе за 1721 г. упоминается д. Бакалы Сибирской дороги, когда подпрапорщик Царегородцев был послан туда «для высылки беглецов: башкирцы де Акман с товарыщи сказали ему, что беглецы у них есть, только их они не отдадут, для того что положен у них срок о семик быть збору и впредь ездить не велели»62. Разыскивались беглые люди из татар. Выходит, что сегодняшнее наименование деревни было известно давно, оно, по-видимому, было даже первичным, т.е. более ранним.

Башкирское поселение в 80-х гг. XVIII в. становится национально смешанным. Об этом говорится в прошении башкира Агидуллы Хабибуллина: «Отец мой Хаби-булла Атнагулов с товарыщи припустили 44 души тептярей, кои у нас и теперь, т.е. в 1768 г., живут на нынешнем конце деревни по течению речки Кизгане, на коей мой отец, ныне покойный походный мулла, умер в 1811 г.,


 


58 Там же. Д. 174. Л. 71.

59 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091; Любезные вы мои... С. 59.


60 Там же. Ф. 172. Оп. 1.Д. 174. Л. 5.

61 Там же. Д. 5. Л. 66.
62МИБ. Ч. 1.С. 294-295.



БУРАЕВСКИЙ РАЙОН


 


внизу деревни с согласия деревенских жителей-вотчинников построил перед смертью мельницу о двух поставах с толчею, коей с того времени до настоящего владели мы беспрекословно»63. Одним словом, тептяри были приняты в это селение между 1784 и 1794 гг.

В 1795 г. в деревне насчитывалось 32 башкира, 52 теп-тяря; в 1816 г. — 68 башкир, 100 тептярей; в 1834 г. — 73 башкира, 140 тептярей; в 1859 г. — 127 башкир, 177 тептярей; в 1870 г. все 330 человек названы мишарями, что не соответствует действительности; точно так же обстоит дело и с данными 1920 г., когда все 788 человек определили как башкир, в то время как по предыдущим ревизиям больше половины жителей было тептярями.

В 1842 г. на 73 башкира было засеяно 54 пуда озимого и 132 пуда ярового хлеба, т.е. по 3,4 пуда на каждого. Имели 2 мельницы и «ветхую мечеть» (1816г.).

* * *

К Бураевской тюбе Ельдякской волости относились дд. Бураево, Чишма-Бураево, Мустафино, Дюсметово. Но прежде поговорим о волости. По словам Р. Г. Кузеева, древним районом расселения племен ельдяк и каршин было левобережье р. Белая, т.е. территория наиболее активной кыпчакской экспансии. В настоящее время ельдякских аулов на левобережье практически нет. Но Р. Г. Кузеев по источникам восстановил не только расселение ельдякцев на Белой, но и проследил этапы довольно позднего (XV — XVI вв.) их передвижения на север, на таныпские берега, а оттуда — в долину р. Уфа. Среди ельдякских тамг по типу преобладают кыпчакские. Распространены и старобашкирские тамги — усерган-ские, юрматынские и др.64

К 1714 г. Ельдякская волость подразделялась на 4 аймака (тюбы): 1-й аймак Акмира (Ахмера) Асанова (Хасанова по родословной), 2-й — Сырыма Бисубина, 3-й - Султанбека Мятикова, 4-й — Балты Мунякова «с товарыщи»65. А в середине XVIII в. П. И. Рычковым зафиксировано лишь 3 аймака: Уфа-Ельдяк, Кыр-Ель-дяк, Буре-Ельдяк66.

Ельдякцы несколько раз получали от царей грамоты, подтверждающие их право на владение населяемой ими землей. В 1643 г. башкиры Ельдякской волости Ялма-метка Аккулаков «с товарыщи» обратились через воеводу П. Г. Кондырева к царю Алексею Михайловичу с просьбой «пожаловать им песок на Белой реке нижняя межа остров серед Белой реки, а сверх нею де сторону бол-чиской соснягу... для прокормления рыбу ловить», поскольку «от измены в прошлом 7145 (1637) г. они обратились и приехали с Яику реки в Уфимский уезд в старые свои жилья и жили де они на берегу по Белой реке по обе стороны в вотчинах своих, а хлеба не сеяли, прокормитца им нечем, жены де и дети их помирают голодною смер-тию». Им дали царскую владенную память, чтобы им «песко Балзи владеть и рыбу ловить», поскольку «песок на перед сего лежал и ныне лежит в пусте»67.


В 1662 г. башкир Китап Баймурзин «с товарыщами» получил сберегательную память, по которой ему с тов. «велено дедовскими и отцовскими вотчинами владеть попрежнему»68.

В 1700 г. племянники вышеупомянутого Ялмамета Аккулакова башкиры-ельдякцы Сырым Бисубин, Сул-танбек Мятиков «с товарыщи» получили царскую грамоту «с прочетом» о подтверждении владельческих прав на их вотчинную землю, на которую их дед в свое время получил владенную память. Вот ее границы: «велено тем песком владеть и от того Балзинского песку вверх по Белой реке до Яубазинского устья до Верхнева острова, что стоит середь Белой реки до верхнева конца того острова и до Ишпилинского урочища, что на Белой реке на луговой стороне, да Кундрушты речки до устья и до ее вершины и вниз по Белой реке по обе стороны пашенною землею, и сенными покосами, и лугами, песками, и стрежнями, и с мелкими речками и озерками, и з затонами и з заводными, и с ыстоками и з заливными водами, и с судовыми заделками и бортными угодьями и со всякими звериными и рыбными ловлями, и бобровыми гонами, и со всякою угодою до Куяши речки да вниз по Куя-ше речки да устья Саряды речки, а с усть Саряды до озера Уялги до Соколова, а с Соколова до Красного Яру»69. С этой вотчины они платили в казну по 30 куниц и по 10 батманов меда в год. С этой вотчины, кроме ясака, несли и другие повин

Date: 2015-07-10; view: 3130; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию