Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тептярско-татарские деревни





Территория района является регионом, который с середины XVII в. активно колонизуется и осваивается удмуртскими, татарскими, марийскими и позднее рус-

102 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 641 (1850 г.).


скими крестьянами. Этому процессу способствовало весьма удобное географическое положение района, имеющего много больших и малых рек, таких как Кама и ее приток Буй с впадающими в последнюю pp. Амзя, Калмаш, Бадряш, Орья, Янаулка, Бизь, Ямъяды, Вояда, Ошья, Варяш, Урада и др. — притоки Гарейки и Таныпа.

А теперь проследим раннюю историю и развитие поселений ясачных татар, перешедших в сословие тептя-рей. Тексты договоров башкир, данных ими припущен-никам из татар, еще не выявлены, но известно время их оседания на вотчине Уранской волости. Подавляющее большинство тептярей обосновалось на вотчинной земле Уранской волости.

Раньше других населенных пунктов татар при р. Орья возникла д. Байгузино. Ясачные татары обосновались здесь «по допуску башкир-вотчинников Уранской волости и по записи из Уфимской провинциальной канцелярии со вводной грамоты 7 февраля 7161 (1653) г.»103. Затем по грамоте из Уфимской провинциальной канцелярии 7197 (1689) г. было принято еще несколько семей татар104.

Припуск крестьян продолжался и в последующее время. В 1834 г. тептярь д. Байгузино Ярмухамет Кутлуя-ров писал: «башкирцы Уранской волости с давних времен допустили меня с доверителями на вечное и потомственное владение пользоваться по урочищам жалованной им землей и она утверждена за нами в 1820 г. во время Генерального межевания». Его «с товарищами припустили по договорной записе от 26 февраля 1776 г.»'05. В 1834 г. уранцы приняли в эту деревню еще 30 семей тептярей из татар и удельных.крестьян из дд. Малый Камаш и Кулево Сарапульского уезда Вятской губернии106.

В 1855—1863 гг. д. Байгузино стала штаб-квартирой (центром) 13-го башкирского кантона.

В 1748 г. в д. Байгузино зафиксировано ясачных татар 86 душ м.п.'07 48 ясачных татар участвовало в восстании Е. И. Пугачева. В конце XVIII в. ясачные татары перешли в тептярское сословие. Все тептяри, осевшие на башкирских вотчинных землях, были подразделены на 99 команд во главе с тептярскими старшинами. Тептярские деревни в Уранской волости вошли в 14-ю и 15-ю команды. В 1795 г. в интересующей нас деревне, относящейся к 15-й команде, было взято на учет 183 мужчины и 204 женщины108. По итогам VII ревизии в 93 дворах проживали «из татар тептяри» в количестве 553 человек109. 763 человека было в 1834 г."° В 3 дворах 20 башкир-вотчинников и в 208 домах 1147 тептярей-припущенни-ков показала X ревизия 1859 г."1 В 345 дворах проживали 1303 тептяря, 22 башкира, 7 русских в 1870 г. Советская перепись 1920 г. 1060 жителей считает башкирами и тептярями (386 дворов). По предыдущим сведениям,

103 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

104 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 243.

105 Там же. Ф. 1. Оп. 1.Д. 1315. Л. 1, 11.

106 Там же.

107 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 390.

108 Там же. Ф. 138. Оп. 2. Д. 30. Л. 27.

109 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 243.

110 Там же. Д. 4619. Л. 216.

111 Там же. Д. 15158. В дальнейшем по другим тептярским
деревням см. источники в сносках 107—111.


БИРСКИЙ УЕЗД



 



Таблица 174

подавляющее большинство жителей составляли тептяри из татар. И в 1920 г. должно быть показано то же самое, что и раньше, т.е. там жили прежде всего тептяри и затем башкиры.

О хозяйственной деятельности тептярей мало сведений. Имеется лишь упоминание о том, что жители деревни имели 2 мельницы. В 1842 г. 763 тептяря владели 401 лошадью, 317 коровами, 204 овцами и 341 козой. Пчеловоды имели 60 ульев.

При 2 мечетях действовали 2 школы.

Название д. Ахтиял упоминается в прошении башкир Уранской волости от 1688 г. как поселение, возникшее до первого башкирского восстания 1661—1664 гг."2 Однако точная дата ее основания в опубликованных источниках отсутствует. В упомянутом прошении башкир есть сведения иод. Байгузино. Исходя из даты основания Байгузи-но, утвердительно можно сказать о возникновении Ахтиял а в середине XVII в.

Название деревни, по-видимому, происходит от гидронима.

В 1721 г. наряду с дд. Каипкай и Янбарис Уранской волости, где жили беглые татары из Казанского уезда, упоминается и Ахтиял. Здесь в 6 дворах проживали братья. Имя одного известно. Это — Сулейман"3.

В башкирской д. Исемметово VII ревизия зафиксировала часть ее как Ахтиял, где взято на учет «из татар тептярей 54 души м.п.», вотчинников-уранцев насчитывалось 38 душ м.п. В самом деле, по данным 1920 г. обе деревни находились в 6 верстах от центра Янаульской волости. Это означало, что оба поселения дополняли друг друга, находясь рядом или одно составляло часть другого. Говоря о развитии деревни, отметим, что в 1748 г. II ревизией учтено 19 душ м.п. из ясачных татар. В 1795 г. показали тептярей — 40 мужчин и 27 женщин. Через 64 года по X ревизии здесь проживали 135 человек. 188 человек и 34 двора имелось в 1870 г., когда были указаны и другие названия деревни — Исенбаево, Исемметово. Перепись 1920 г. зафиксировала 535 тептярей и их 108 дворов.

В 1842 г. на 25 дворов и 135 человек (итоги VIII ревизии 1834 г.) приходилось земли под усадьбой — 6, под пашней — 175, под лесом — 20 десятин, а также лошадей — 55, коров — 58, овец — 117, коз — 25. Пчеловоды имели 20 ульев. В деревне были мечеть и мельница.

Название д. Гудбурово происходит, по-видимому, тоже от гидронима — притока р. Орья. Тептяри обосновались здесь «по грамоте 7192 г. 5 декабря», т.е. в 1683 г.114 По договору от 11 апреля 1826 г. башкир д. Иткинеево Хасан Зайсанов отдал тептярям Гудбурово в аренду часть своих земель «для хлебопашества и рубки леса на 8-верстном расстоянии» сроком на 20 лет115.

Несмотря на раннее возникновение, д. Гудбурово не взята на учет ревизиями 1748, 1762 гг.

Развитие Гудбурово прослеживается по следующим данным.


До 1920 г. все жители названы тептярями, по этническому происхождению татарами. Однако советская перепись ошибочно представила их башкирами.

299 тептярей при 55 дворах в 1842 г. пользовались землей: усадебной — \6, пашней — 335, сенокосной — 70, неудобной — 80 десятинами. Им принадлежало 160 лошадей, 193 коровы, 85 овец, 24 козы.

Между дд. Гудбурово и Байгузино на левом берегу р. Орья (в XVIII в. Урья) возникло тептярское поселение Уракаево («Биктемирово тож»). Оба названия от имен первопоселенцев. Ясачные татары по грамоте Уфимской провинциальной канцелярии от 7197 (1689) г. на общинной земле башкир Уранской волости создали свое поселение116. Аренду земли тептяри практиковали часто. В частности, по договору от 25 апреля 1826 г. они на 10 лет окортомили землю «под хлебопашество» у башкира д. Иткинеево Нигматуллы Кузягулова"7.

В 1748 г. в д. Уракаево взято на учет 53 души ясачных татар м.п. 158 человек было в 1795 г. В 1816 г. их стало 229 человек (33 двора). VIII ревизия учла 389 жителей. 405 тептярей-припущенников при 67 дворах отметила X ревизия 1859 г. 72 двора и 425 человек было в 1870 г. Здесь следует подчеркнуть, что с 1748 по 1870 гг. все жители деревни были названы тептярями. Однако перепись 1920 г. ошибочно определяет их национальность как башкирскую (590 человек в 118 дворах). Они находились в составе 14-й команды.

В 1842 г. 64 двора с 389 жителями владели 181 лошадью, 159 коровами, 100 овцами и 50 козами. В деревне были мечеть, мельница.

Название д. Истяк происходит не от этнонима, как думают отдельные исследователи (башкир казахи называли иштякистяк), а от антропонима, от имени конкретного человека. Полагаем, что селение это было основано башкиром-вотчинником Уранской волости Истяком Толубаевым или его сыном Иштеряком Истяко-вым, жившими во второй половине XVII в. Иштеряк Истяков с двоюродным братом Аккусюком Биктугано-вым в 1688 г. жаловались на захват их вотчинной земли припущенниками из татар, марийцев и удмуртов, создавших 40 деревень в XVII в."8 В эту башкирскую деревню (в то время населенный пункт любого сословия или народа состоял в основном из 3—10 дворов) в начале XVIII в. были приняты ясачные татары, перешедшие в конце XVIII в. в тептярское сословие. Они жили здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости и по сберегательной памяти 1703 г., данной в г. Уфе от стольника и воеводы Е. П. Зыбина»"9.


 


112 См. сноску 4.

113 МИБ. Ч. 1.С. 297.

114 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

115 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 3708. Л. 2.


116 Там же. Д. 1755. Л. 243. "7 Там же. Л. 2.

118 См. сноску 4.

119 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.
Зыбин Е. П. воеводствовал в Уфе в 1701-1703 гг.



ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН


 


По местоположению Истяк называли по одноименной р. Каймаша.

Развитие деревни выражается в следующих цифрах, в которых ни разу не зафиксированы башкиры. Истяк стал тептярским поселением.

Таблица 175

Во все годы, кроме 1870 г., жители правильно названы тептярями. Как выше говорилось, тептярями стали ясачные татары, вышедшие из своих общин и ясачного сословия.

Хоть не имеем конкретных сведений о хозяйстве, уверенно говорим о том, что тептяри занимались земледелием. Имели мельницу. О животноводстве предлагаем данные за 1842 г. 230 тептярям при 39 дворах принадлежали 62 лошади, 95 коров, 60 овец, 70 коз. Пчеловоды имели 25 ульев.

Была мечеть и школа при ней.

Д. Айбуляк при р. Укаш с названием от антропонима и гидронима основана ясачными татарами по договорной записи башкир Уранской волости от 1733 г. «из оброка в год по 2 рубли»120. По договору от 25 марта 1828 г. башкир д. Иткинеево отдал часть своей земли в аренду на 20 лет тептярям этой деревни121.

Говоря о становлении поселения, отметим, что д. Айбуляк до 1795 г. была известна под названием Укаш — речки, при которой она возникла. В 1748 г. в Укаше взяли на учет 65 душ ясачных татар м.п. 96 мужчин и 107 женщин тептярей из ясачных татар зафиксировала V ревизия в конце XVIII в. В 1834 г. здесь было 184 мужчины и 164 женщины. 6 башкир в 1 дворе и 517 тептярей в 100 дворах показала X ревизия. В 1870 г. насчитывалось 540 тептярей и 12 башкир, в 1920 г. 1170 башкир при 233 дворах. Как видно, тептяри ошибочно названы башкирами.

В 70-х гг. XIX в. в селе имелось 25 лавок, регулярно практиковали проведение базаров по понедельникам, ярмарок — в начале декабря. Имелась мечеть.

В 1842 г. 60-дворная деревня при 348 жителях владела усадьбой — 11, пашней — 694, сенокосом — 20, лесом — 2 десятины, а также 180 лошадьми, 226 коровами, 100 овцами, 150 козами.

Название д. Кумалак, как утверждают топонимисты, происходит от названия местности. Хумалатс в переводе означает хмель (в районе есть и д. Хмелевка). Деревня основана при р. Безмень — притоке р. Бадряш ясачными татарами, перешедшими в конце XVIII в. в тептярское сословие. Это произошло на основании договорной

120 ЦГИА РБ. Ф. 2. On. 1.Д. 1755. Л. 241. ш Там же. Д. 3708. Л. 2.


записи башкир Уранской волости от 2 декабря 1774 г.122 Несмотря на такое утверждение опубликованного источника, имеются другие архивные сведения о более раннем возникновении этого поселения. В частности, упомянутое прошение башкир Уранской волости двоюродных братьев Иштеряка Истякова и Аккусюка Биктуганова от 1688 г. свидетельствует об основании Кумалака «до первых башкирских шатостей», т.е. восстаний, которые происходили в 1661—1664 гг. Д. Кумалак могла возникнуть примерно в середине XVII в.123

В 1748 г. деревня названа Кумалаково при р. Кумалак124. Значит, кроме р. Безмень была и р. Кумалак. Это и есть прямое свидетельство происхождения названия поселения от гидронима. Тогда здесь зафиксировано 39 душ ясачных татар м.п. К 1795 г. они стали тептярями и их насчитывалось 108 человек, из них мужчин 65, женщин 43 души. 76 тептярей м.п. показала VII ревизия 1816 г. 99 мужчин и 114 женщин было в 1834 г. X ревизия взяла на учет 281 человека, в т.ч. 147 мужчин и 134 женщины при 47 дворах. По 155 мужчин и женщин учли в 1870 г. Все ревизии показали жителей тептярями. А вот перепись 1920 г. ошибочно назвала их башкирами — 561 человека, в т.ч. 262 мужчины и 299 женщин. Кумалак — поселение тептярей из ясачных татар.

В 1842 г. на 26 дворов с 213 тептярями приходилось пашни — 300, сенокосных угодий — 50, леса — 325 десятин; имели 2 мельницы. Им принадлежали 64 лошади, 80 коров, 140 овец, 60 коз. Пчеловоды имели 20 ульев.

Д. Кудашево (название от антропонима — имени первопоселенца) впервые упоминается в источниках за 1721 г., когда правительственные сыскные отряды разыскивали беглых татар. Д. Кудашево находилась на территории Уранской волости, где проживали братья Уразая в 3 дворах, вышедшие из д. Шун Альметевой сотни Арской дороги Казанского уезда125. Однако отряды успеха не достигли из-за вооруженного сопротивления башкир, марийцев, удмуртов и чувашей. Касаясь времени образования татарского поселения, можно указать на начало XVIII в. Обосновались они «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости»126.

Проследим развитие д. Кудашево при р. Менда (Мензя). В 1748 г. зафиксировано 56 душ ясачных татар м.п. В восстании Е. И. Пугачева участвовали 52 человека. По VII ревизии было 226 человек. К 1834 г. из коренного поселения образовался выселок, переросший в д. Новоку-дашево, где проживали по VIII ревизии 69 человек, в Ста-рокудашево — 346 человек. В 1859 г. в коренной деревне было 552, в новой — 146 припущенников. В первой — 91 двор, во второй — 21. В 95 дворах 596 человек насчитывалось в Старокудашево, в 24 дворах 169 тептярей — в Новокудашево. В 1920 г. 217 дворов и 1034 человека было в коренной деревне, 358 человек при 37 дворах — в Новокудашево. Жители обоих поселений в последнем случае отнесены к башкирской национальности, что противоречит данным предыдущих учетов. Жители обеих деревень — тептяри из татар.

122 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

123 См. сноску 4.

124 РГАДА. Ф. 350. Оп. 2. Д. 3791. Л. 388.
125МИБ.Ч. 1.С. 297.

126 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.


БИРСКИЙ УЕЗД



 


Тептяри занимались земледелием (имели по 2 мельницы на 2 деревни), животноводством (в 1842 г. на 54 двора в коренной деревне приходилось 127 лошадей, 155 коров, 100 овец, 120 коз; 13 дворов в дочерней деревне владели 28 лошадьми, 76 коровами, 53 овцами, 46 козами), пчеловодством (имели 20 ульев, 50 бортей, во второй — 3 улья и 2 борти).

В каждом поселении было по 1 мечети.

Название д. Султыево антропонимического характера. Она расположена при pp. Безмень и Бадряш. Ее называли и Верхний Калмаш от одноименной речки. В самой деревне ее часть, окраина известна была под названием Сюлти. Несмотря на обилие названий, д. Султыево возникла гораздо позже тептярских поселений. Во всяком случае ревизии 1748, 1762 гг. ее еще не знали. Но она известна в 1775 г.

В восстании Е. И. Пугачева участвовал 31 человек из ясачных татар. Следовательно, деревня возникла между 1763 и 1770 гг. Ясачные татары обосновались здесь «по договору из оброка» на вотчинной земле башкир Уран-ской волости127. Житель этой деревни в качестве поверенного — доверенного лица от вотчинников-башкир — Муса Абзаев вместе с таковыми из дд. Уртаул, Янбарис, Малый Курган, представляющих 45 дворов, 2 марта 1784 г. оформили купчую на имя капитана Ф. И. Прагера о продаже «из жалованной предкам их вотчинной земли, состоящей... по реке Амзе по... урочищам, а именно: первая межа по течению речки Амзи правою стороною выше деревни из черемис новокрешен расстоянием с одну версту, где березовой мост и болото, и течение оного болота правая сторона, где тавреная сосна, а от оной сосны по речке Амзе до состоящего противу старой деревни Исенбаевой (ныне Мурзино Краснокамского района) большого моста, а от оного моста по большой дороге и до дороги же деревни Именликовой, и той дороги деревни Именлико-вой до вершины речки Сеит-Елги, и от оной вершины лесом и от вершин ключей, например, верст с 6 прямо до натавреной сосны»128.

По статистическим данным получается, что в одной деревне первоначально жили и башкиры, и ясачные татары, хотя места их проживания имели свои обозначения. В 1775 г., например, в д. Верхний Малый Калмаш в 10 дворах проживали 58 башкир-уранцев, на окраине той же деревни под названием Султыево — 144 тептяря из ясачных татар129. В дальнейшем название ее Верхний Малый Калмаш в материалах ревизий не упоминается. Отныне в них речь идет только о Султыево. В 1816 г. в д. Султыево учтено 92, в ней же «под названием Сюлти — 13 душ тептярей из татар», имеющих 26 дворов. 125 мужчин и 93 женщины показала VIII ревизия. В 1859 г. в 43 дворах припущенников было 221 мужчина и 190 женщин. В 75-дворной деревне в 1870 г. зафиксирован 431 тептярь. В 1920 г. их ошибочно показали башкирами, насчитывающими в 77 дворах 373 человека.

Тептяри из татар вели земледельческое хозяйство (имели 200 десятин пашни, 2 мельницы), занимались

127 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 241.

128 МИБ. Т. 5. С. 157.

129 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871. Л. 234; ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2.
Д. 30. Л. 51.


животноводством (39 дворам с 218 жителями в 1842 г. принадлежало 103 лошади, 230 коров, 106 овец, 150 коз).

Название д. Костино при р. Сусады происходит от антропонима. Первопоселенца звали Кустяй*. В 1738 г. во время башкирского восстания на р. Багазы правительственная карательная команда обнаружила 250 повстанцев, главой которых был башкир Халил Абдусалимов из д. Кустяй Уранской волости. Среди «оружейных людей» был и его брат Искандер-Мустапа Тумянеев130. Как видно, в источниках находим более правильное написание названия деревни, чем указано на с. 74 в книге «Список населенных пунктов Башреспублики» Кучтаул. Выходит, что первоначально Кустяй был поселением башкир Уранской волости. Превращение его в тептярское более или менее понятно, поскольку их припустили владельцы земель — уранские вотчинникиш, не совсем понятно, однако, исчезновение башкирского населения в этой деревне. Как бы то ни было, после подавления башкирского восстания 1735—1740 гг. здесь «по допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости» обосновались ясачные татары, которых в 1748 г. насчитывалось 43 души м.п. 48 мужчин и 34 женщины было в 1795 г. VII ревизия показала 44 мужчины и 40 женщин. В 1834 г. их насчитывалось 104 человека (53 мужчины и 51 женщина). По X ревизии женщин стало чуть больше (61 человек), чем мужчин (56 человек). Имели 23 двора. Жители названы припу-щенниками. В 1870 г. было 119 человек при 29 дворах, в 1920 г. — 212 тептярей при 45 дворах.

В 1842 г. они имели 1 мельницу, 250 десятин пашни, 11 ульев. На 17 дворов с 104 жителями приходилось 43 лошади, 42 коровы, 87 овец, 35 коз.

При р. Урада между 1816 и 1833 гг. возникло одноименное поселение тептярей, известное сегодня как Татарская Урада. Они обосновались здесь «по договору и допуску башкирцев Уранской волости»132. В 1834 г. тептярей было 30 мужчин и 28 женщин. По X ревизии в 35 дворах проживало 99 мужчин и 105 женщин. В 1920 г. зафиксировали 101 двор и 519 человек без определения национальности.

В 1842 г. 10-дворной деревне с 58 жителями принадлежали 25 лошадей, 20 коров, 35 овец, 40 коз. Пчеловоды имели 10 ульев и 5 бортей.

К 10-й тептярской команде принадлежала д. Исан-баево, тептяри которой были припущены башкирами-вотчинниками двух волостей. По договорной записи башкир д. Сармашево Эске-Еланской волости Сармаш Карманаев 20 июня 1717 г. бесплатно отдал ясачному татарину Мустафе Исянгулову сенные покосы и 2 озера по pp. Гарейка и Мелекеш, чтобы ему «владеть вечно и рыбу и птиц ловить»133. Затем других тептярей из татар припустили по договору от 10 мая 1786 г. башкиры Гарей-ской волости134. Тем не менее тептяри д. Исянбаево Бик-таш Мансуров и д. Кучаш Фахретдин Кутлукалямов

* Это имя встречалось среди башкир разных мест. Например, в 1753 г. в качестве свидетеля в опубликованном сборнике упоминается башкир Кустяй Тякашев из Еланской волости. МИБ. Т. 4.4. 1.С. 74.

130 МИБ. Ч. 1. С. 370.

131 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 135.

132 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4619. Л. 224.

133 МИБ. Т. 3. С. 154-155.

134 ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 175. Л. 7.



ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН


 


в 1826 г. писали о более раннем возникновении их поселений. Вот что там утверждалось: «Предки их заселились показанными деревнями и водворились на жительство далее уже двухсот назад сего лет на башкирской Идель*-Гарейской волости земле в Бирском уезде по р. Кучаш начально по учиненному с предками той волости башкирцев по полюбовному условию, а потом и по совершенной от крепостных дел зделке»135. Но текст договора был ими утрачен, поэтому власти не поддержали их просьбу, хотя просители представили и квитанции об уплате «за ту землю» куничного ясака за 1702, 1706, 1725—1727 гг.

Одно нам проясняется из содержания выявленных документов: деревня существовала в начале XVIII в. По материалам ревизии 1748 г. там проживало 60 ясачных татар м.п. 19 мужчин и 18 женщин названы тептярями в 1795 г. По VIII ревизии тептярей было 110 мужчин и 113 женщин. При 67 дворах в 1859 г. зафиксировали припущенников — 231 мужчина и 208 женщин. 982 теп-тяря и 207 дворов показала перепись 1920 г.

В 1842 г. на 36 дворов с 223 жителями приходилось 175 лошадей, 195 коров, 121 овец, 244 козы. Была у них и мельница. Пчеловоды имели 100 ульев, 30 бортей. В деревне известна мечеть.

Д. Ижболдино возникла на вотчинной земле башкир-вотчинников Эске-Еланской волости «по их допуску»136. Однако время припуска тептярей не известно. Она основана между 1783—1794 гг., поскольку IV ревизия ее не зафиксировала, а вот V взяла на учет; там проживали 95 душ тептярей м.п.137 Росла она весьма интенсивно. В 1834 г. показано 205 мужчин. 10 вотчинников при 1 дворе, 535 припущенников при 118 домах было в 1859 г. Советская перепись 1920 г. учла 634 тептяря и 240 дворов.

Date: 2015-07-10; view: 1920; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию