Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Балтачевскии район башкирские и этнически смешанные деревни





Все населенные пункты района в прошлом возникли на вотчинных землях башкирских волостей: Таныпской, Тазларской, Унларской (Ун, Суун, Байкы, Кыр-ун, Унларской тюб).

Племя танып включает три собственно таныпских рода (уфа-танып, су-танып, кыр-танып), а также прежде самостоятельные роды казанчи и кайпан, объединившиеся в составе таныпцев в кипчакский период, в процессе движения последних на лесной север. Таныпцы с бассейна р. Ик двигались на север по р. Танып, где их предки смешались с местными финно-уграми1. В 1730 г. Таныпская волость находилась «в таныпских вершинах и близ Уфы реки».

Из таныпских родов сильной и многоземельной была Кыр-Таныпская тюба, которую в XVIII в. называли даже самостоятельной волостью. В ее распоряжении по Генеральному межеванию земель (начало XIX в.) находилось 82205 десятин земли. До 1754 г. в казну кыр-таныпцы платили ясак в размере 88 куниц2. В 1776 г. Таныпская волость состояла из 335 дворов, из 9 тюб3.

Таныпская волость по мере усиления движения переселенцев получала царские грамоты на свои вотчинные земли: первую — от царя Михаила Федоровича Романова (1613—1645), вторую — в 1689 г. (в том году житель д. Унлар Таныпской волости Етемчура Дусметов с тов. обратился с прошением о выдаче сберегательной грамоты на их вотчину по р. Карыш из-за уничтожения жалованной грамоты во время пожара)4.

В 1696 г. кыр-таныпцы отделили свои владения от уфа-таныпцев. По раздельной грамоте решили: башкирам Кыр-Таныпской тюбы Янчуре Янгильдину и Кара-баю Байсумбину «владеть от Старой Тынбаевой деревни от ключа, что в логу, от того логу вверх по р. Сибизе* к речке Югу по левую сторону Сибизи речки, а в той Сибизе речке вверх вершине межа речка Яман-Илги вершина, а в вершину пришел лог с тальником, а с той линии прямо чрез поля межа пришла в лес в лог, что


 

Герб г. Бирск

словет* Чабы тюбы, в тех межах бортные ухожьи^ звериныя ловли и со всякими угодьи и с лесом со-снягом и з дельными деревьями владеть впредь вечно. Башкирцам Уфа-Таныпской волости Емею и Иштеряку Каиповым, Акбулату Калмакову с тов. и женам их и детем владеть впредь вечно вотчиною по речке Сибирге правою стороною от устья до вершины, а нам, Янчуре с тов., туда не входить»5. Тамги Емея , Иштеряка ^ Акбулата , Янчуры , Карабая

Об участии таныпцев разных деревень в Крымском походе 1675 г., а именно: Солтанчина Дейдертякеева, Чюраша Аювчина, Чипчика Чюрикова, Умира Чюбаева, Бекбова Кулбаева, Козянгула Кузеева, Назара Алиметева, Токана Актуганова, Юлюмбета Чипчикаева говорят следующие их слова: «Мы де на ево великого государя службу ехать готовы, куцы ево государьское повеление будет»6.

Племя ун (унлар) до передвижения на север расселялось в долине р. Агидель. Башкирский этноним ун, по мнению Р. Г. Кузеева, восходит к гуннской эпохе, к племенной конфедерации он-уйгуров7. Около 1730 г. местонахождение Унларской волости указано так: «по Уфе реке и по Байке речке».

Племя таз составляло часть табынского родоплемен-ного объединения в начальный период золотоордынской истории. В Башкортостан предки тазов мигрировали в конце XIII — в XIV вв.8 «Волость Тазларская находилась по Кизгеню-речке»9. У Тазларской волости после изъятий в конце XVIII в. оставалось лишь 19 244 десятины земли. По VIII ревизии (1834 г.) вотчинников-тазларцев насчитывалось 613 душ м.п.10


 


348.


Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. С. 347,

ЦГИАРБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 1735. Л. 17. РГВИА. Ф. ВУА. Д. 18894. Л. 19. РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 355. Л. 1-2. ' Сибизь и Сибирга — одна и та же речка.


* Словет — называется.

5 РГАДА. Ф. 1173. Оп. 1. Д. 2274. Л. 20-24.

6МИБ.Ч. 1.С. 200.

7 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 349.

8МИБ.Ч. 1.С. 355.

9 Там же. С. 137.

10 ЦГИА'РБ. Ф. 172. Оп. 1. Д. 8. Л. 19.


БИРСКИИ УЕЗД



 


Все население Бирского уезда по V ревизии 1795 г. насчитывало 79923 души обоего пола, из них башкир — 20707 человек, т.е. примерно 25,9 % всего населения. Остальную часть представляли тептяри различных категорий — 16968 человек, марийцы — 11370 человек, удельные крестьяне — 9627 человек, мишари — 9475 человек, ясачные русские крестьяне — 4 299 человек, удмурты — 2 694 человека11 и т. д. В 1897 г. в Бирском (а также в Белебеевском) уезде башкиры составляли большинство населения12. В 1912—1913 гг. численность всего населения уезда составляла 595012 человек. Этнический состав его выглядел следующим образом: башкиры — 232869 человек (или 31 % всего населения), русские — 142286 человек, марийцы — 75942 человека, тептяри — 53448 человек, мишари — 45079 человек, удмурты - 23089 человек, татары — 17289 человек, украинцы — 2411 человек13 и т. д.

В XVII — в первой половине XVIII в. встречались башкирские деревни с такими названиями этнонимов, как кыр-унлар, унлар, таз, кущи* (от гидронима).

К концу XVIII в. территориальное смешение башкир и татар в Бирском уезде было очень заметным. Перемещение ясачных, служилых татар, мишарей и тептярей из татар в башкирскую среду в западных и северо-западных уездах Оренбургской губернии привело к численному сокращению башкирских деревень и увеличению этнически смешанных населенных пунктов. Об этом свидетельствует приведенная ниже таблица по итогам V ревизии (1795) (см. табл. 9).


По таблице видно, что в Бирском уезде этнически смешанные деревни составляли 35,7 % всех аулов, т.е. уезд занимал пятое место среди других 12 таких же административных единиц.

* * *

В первой половине XIX в. деревни Кыр-Тацыпской волости относились к 10-му башкирскому кантону, мишари, проживающие в этих или самостоятельных аулах, подчинялись 4-му мишарскому кантону, тептяри — разным тептярским командам. Башкиры жили оседло, выезды на яйляу давно канули в прошлое.

В составе 19-й юрты 10-го кантона находились деревни, которые сегодня вхддят в Балтачевский район.

Д. Старобалтачево — одно из коренных поселений кыр-таныпцев.

В 1795 г. было 21, в 1859 г. 124 двора, в т. ч. 32 дома припущенников. В 1920 г. в 209 дворах проживали 512 мужчин и 544 женщины. «Преобладающей национальностью» жителей указана башкирская.

Мишари были припущены в 1793 г., тептяри — в 1812—1815 гг. Раннее название деревни нам не известно. Возможно, ее называли Кыр-Танып или Танып.

Балтас — башкир-вотчинник, по-видимому, занимал старшинскую должность. Поскольку она была наследственной, то сын заменил его на этой должности. Кулуй действительно старшинствовал в 1759—1780 гг., причем


Таблица 9

Количество смешанных по населению деревень по У ревизии (1795 г.)

 

Верхнеуральский Белебеевский Бирский Бугульминский Бузулукский Бугурусланский
Башкирские Башкирско-тептярские Башк. -тепт. -мишар. Башк.-тепт.-татар. Башкирско-татарские Башкирско-мишарские Башк.-мишар.-татар. Всех В том числе смешан. Смешан, деревни в % 110 6 6,8 54,4 35,7 3 6 17 3 89,7 50,0 7 7
Место смешанных деревень VIII III V I IV ; -

11 Янгузин Р. 3. Хозяйство башкир дореволюционной России. Уфа, 1989. С. 55—56.

12 Там же. С 135-136,

13 Там же. С. 136.

* Ее жители башкиры Навруз Атанов, Илкай Тричев, Нуркай Мураев имели тамги ^ У ^ (1728 г. МИБ. Ч. 1. С. 124).

14 РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1. Д. 929, 932, 935, 938, 940, 1871,1874, 1876, 1879, 1881, 1884, 1886.

7*



БАЛТАЧЕВСКИЙ РАЙОН


 



 


 


Таблица 10

Численность и этнический состав населения д. Старобалтачево (душ обоего пола)

 

Этнический состав жителей 1795 г.15 1816 г.16 1834 г.17 1859 г.18 1905 г.19
Башкиры Мишари Тептяри   209 50 356 84 575 196  

был старшиной20 Кара-Табынской волости, куда входила и Таныпская.

По его имени деревню называли и Кулыево. Кулуй Балтасев — преданный царизму старшина. С 1761 г. по 1773 г. он неоднократно был в военных походах, служил на Сибирской и Оренбургской пограничных линиях. В 1771—1773 гг. возглавлял трехтысячную башкирскую команду, направленную в Польшу для борьбы против польских конфедератов. В Польше Кулуй был награжден командующим войсками генерал-аншефом А. И. Бибиковым саблей в серебряной оправе. В годы Крестьянской войны 1773—1775 гг. он сражался против восставших под Бирском, Ельдякской крепостью, Ангасякским заводом, у д. Бураево. Осенью 1774 г. в боях между pp. Бирь и Танып Кулуй встретился с Салаватом Юлаевым. 22 сентября они во второй раз сразились у д. Норкино. Активно участвовал в репрессиях против пугачевцев. Карательная деятельность Кулуя вызвала заслуженную ненависть населения: его имущество было захвачено, дом сожжен. В 1775 г. для покрытия этого ущерба по решению Правительствующего Сената ему было выдано 2000 руб.


За «заслуги» перед карателями получил от генерал-аншефа П. И, Панина «похвальный лист». Воинский опыт помог Кулую избежать гибели или плена, хотя он был шесть раз тяжело ранен в сражениях, а «Пугачев обещал, естли кто к нему ево, Кулыя, приведет, дать 500 рублев»21. Он спасся бегством от восставших башкир, атаковавших и взявших Стерлитамакскую пристань, явился в Уфу 19 ноября 1773 г.22, где и находился все время осады.

Кулуй был использован как надежный свидетель обвинения в следственном процессе над Салаватом Юлаевым в Тайной экспедиии Сената в Москве. Он получил возможность свести счеты с предводителем восставших, отомстить за перенесенные страхи и разорение. Кулуй смог изобличить подследственного в установлении ряда фактов23.

Если старшина волости воевал на стороне карателей, то подведомственные ему башкиры из 164 дворов находились среди пугачевцев24.

В 1834 г. в д. Старобалтачево жили сыновья Кулуя: юртовой старшина Абдулнасыр Кулуев, 57 лет, его сыновья Мухаметбасим (его Мугтасим, Ризван, Мухамет-садык, Мухаметхусаин, Валиахмет и Хасан), 55-летний походный старшина Абдуллатиф Кулуев25. В 1842 г. Мухаметбасим Абдулнасырович носил фамилию Балтасев.

В первой половине XIX в. о линейной службе башкир и мишарей по р. Урал свидетельствует формулярный список башкирского юртового старшины зауряд-хорун-жего 42-летнего Идриса Хамитовича Халилова (сыновья Ильяс, Даут, Халит, Мухаметсадык, Габидулла), который был в Красногорской крепости 3 раза, в Кызыл ской — 1, в Сакмарске — 1 и при сплаве «общественного башкирского леса» — 1 раз26.

Несколько слов о хозяйстве сельчан. В 1843 г. на 356 башкир (по ревизии 1834 г.) было засеяно 960 пудов озимого и 1728 пудов ярового хлеба27. В конце XVIII в.


 


15 РГАДА. Ф. 1355. Д. 1871 (Бирский уезд). Л. 140.

16 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1755. Л. 225.

17 ЮАС. Вып. 2. С. 277, 332...

18 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1158.

19 Полный алфавитный список всех населенных мест Уфим
ской губернии. По всем другим деревням численность населе
ния была указана по этим источникам (15—19).

20 В статье районной газеты «Жину байрагы» (11 октября
1990 г.) ошибочно утверждается, что он являлся кантонным
начальником.


21 Гвоздикова И. М. Салават Юлаев. С. 40-42.

22 НАУНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 12. Д. 73. Л. 23.

23 Гвоздикова И. М. Указ. соч. С. 42.

24 Крестьянская война 1773-1775 гг. на территории Башки
рии. С. 285.

25 ЦГИА РБ. Ф. 138. Оп. 2. Д. 521.

26 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

27 ЦГИА РБ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 4873. Л. 170. И по другим дерев
ням сведения о посеве хлеба указаны по этому же источнику.


БИРСКИИ УЕЗД



 


имели 1, в 1834 г. — 4 водяные мельницы. О поголовье лошадей и коров сведениями не располагаем. Тогда же башкирам принадлежало 215 овец, 181 коза. В собственности некоторых хозяйств было 16 ульев и 42 борти.

Здесь находилось волостное правление, открыли русско-башкирскую школу, земское пятилетнее начальное училище; при двух мечетях действовали медресе. По субботам проводили базар. В центре волости открыли чайную, четыре бакалейные лавки. Известно и красильное заведение.

Д. Новобалтачево в XVIII в. называлась Нижнебалта-чево («Усаково тож»). Д. Усак была известна в 1732 г., когда ее житель башкир Зияш Тоимбаев (его тамга h) занял у служилого татарина д. Янбаево Ибрая Узбехтеева (тамга А) под залог своего повытья — участка земли 57 руб.28 Следует полагать, что поселение образовалось из выселка коренной деревни, поэтому второе имя его — Новобалтачево. В 1795 г. деревня насчитывала в 17 дворах 111 башкир, в 3 домах — 40 тептярей из марийцев, припущенных первыми по договорному письму от Г ноября 1769 г.29 По VII ревизии было башкир — 70 душ, «тептярей из черемис» — 24 души, мишарей — 11 душ м.п. Деревня состояла из 25 дворов. Мишари были припущены между двумя ревизиями в 1811—1816 гг. 252 башкира, 90 тептярей, 30 мишарей показала VIII ревизия 1834 г. По X ревизии 1859 г. в 183 дворах проживало 450 башкир-вотчинников, в 39 домах — 244 припущенника. В 1905 г. количество всех жителей достигло 1116 человек, дворов — 200. 1171 человек и 28 дворов было в 1920 г. Большинство населения — башкиры30.

На 252 башкира сеяли 720 пудов озимого и 1112 пудов ярового хлеба. На р. Тушкур действовали две мельницы. В собственности сельчан было 116 овец, 112 коз. Кому-то принадлежало 12 бортей и 6 ульев.

Д. Тушкурово в конце XVIII в. — моноэтническое поселение, расположенное при одноименной речке. В 1795 г. здесь в 18 дворах проживали башкиры: 81 мужчина и 68 женщин31. VIII ревизия, кроме 196 башкир, показала 20 мишарей и 129 тептярей, припущенных вотчинниками по договорному письму от 18 апреля 1808 г.32 В силу этого они попали в ревизскую сказку, начиная

28 МИБ. Т. 3. С. 300.

29 В районной газете «Жицу байрагы» от И августа 1990 г.
ошибочно указана эта дата как время образования поселения
и речь там идет о мишарях, а не о тептярях.

30 Список населенных пунктов Башреспублики. С. 70.

31 В сб. «Малоизученные источники по истории Башкирии»
(Уфа, 1986. С. 143) временем припуска мишарей и тептярей в эту
деревню указан 1733 г. Однако по IV—V ревизиям их здесь не
было. Кроме того, известно, что еще в 1711 г. в этой деревне
жили ясачные татары, которые в том же году были припущены
башкирами д. Чипчик и поселены «усадьбою над речкой Тушку-
ром» (МИБ. Т. 3. С. 76). В 1726 г. башкир д. Тушкур Ермухамет
Биметов (тамга У), припущенный одноволощанами, через 8 лет
отказался продлить припуск и съехал с той вотчины (МИБ. Т. 3.
С. 327). О чем все это говорит? О том, что договоры о припуске
заключались сроком от 12 до 60 лет. Но через 8—12 лет припу-
щенники вынуждены были выезжать с припущенных вотчин
ввиду истощения пахотной земли из-за господства переложной
системы земледелия и обосновываться в другой башкирской
волости на новых договорных основах. Вот почему они фикси
ровались припущенниками в одной деревне, а через некоторое
время отмечалось их отсутствие.

32 ЦГИА РБ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 20.


с 1811 г. VIII ревизия 1834 г. насчитывала 310 башкир, 176 тептярей, 47 мишарей. X ревизия показала их в социальном отношении: башкир-вотчинников в 102 дворах было 258 мужчин и 243 женщины, припущенников (теп-тяри и мишари) — 165 мужчин и 153 женщины при 58 домах. В 1906 г. зафиксировали 1533 жителя и 278 домов. 1675 человек при 320 дворах — итог переписи 1920 г.

Житель деревни зауряд-есаул Абдулманнаф Байра-миев, служивший походным старшиной, к 1842 г. пять раз побывал на линейной шестимесячной службе по р. Урал в Березовском, Каменском редутах, в Верхнеуральской, Уртазымской, Орской крепостях (его сыновья Мухамет-ша, Нагиман)33.

В 1843 г. на 310 башкир было засеяно 1080 пудов озимого и 1864 пуда ярового хлеба. Построили 2 мельницы. Жители владели 212 овцами и 241 козой. 10 бортей и 32 улья принадлежали 10 хозяевам.

С конца XIX в. по средам проводился еженедельный базар, три домохозяина имели бакалейные лавки. Здесь находилась пристань для барж (в 3 верстах от деревни протекала р. Танып). 2 мечети обслуживали прихожан.

Д. Манагазово, находившаяся при одноименной речке, сохранила моноэтнический состав своего населения. В 1795 г. здесь зафиксировано 48 башкир-вотчинников при 6 дворах, в 1816 г. — 98 (13 домов), в 1834 г. — 165, в 1859 г. - 227 (36 дворов), в 1906 г. - 344 (54 дома), в 1920 г. — 391 человек (77 дворов).

В 1846 г. посев на каждого из 165 жителей был равен 7,6 пуда хлеба (всего 1256 пудов). Они же владели 115 овцами, 75 козами. В деревне имели 22 улья, в лесу держали 65 бортей.

В 1906 г. отмечено наличие кузницы. Была мечеть.

Д. Кумьязы названа по имени речки. И здесь жили башкиры-вотчинники. В 1795 г. деревни еще не было. Она была основана в самом конце века. В 1816 г. в 17 дворах проживали 80 человек. В 1834 г. было 128 жителей при 22 домах, в 1859 г. — 347 поселян (53 двора), в 1906 г. — 890 человек и 142 дома. 996 башкир при 194 дворах показала перепись 1920 г.

В 1842 г. еще был жив 56-летний зауряд-есаул Абдул-насыр Аиткулов сын Казбулатов, который в 1813 г. сопровождал до г. Вильно лошадей, пожертвованных башкирами в пользу действующей против французов армии34. Он успел побывать 4 раза на линейной шестимесячной службе вдоль р. Урал.

Засеянный хлеб равнялся 1256 пудам, т.е. по 9,8 пуда на каждого из 128 жителей. В их собственности находилось 106 овец, 69 коз. Отдельные домохозяева имели 30 бортей, 12 ульев. В деревне была своя мечеть.

Д. Мищерово находится при р. Танып. Название происходит от антропонима (имя башкира-вотчинника), а не от этнонима. В эту деревню в 1733 г. были припущены тептяри35, а перед самой V ревизией 1795 г. — мишари.

В 1920 г. все жители названы мишарями, что не соответствует нижеприведенным данным (см. табл. 11).

33 Там же. Ф. 2. Оп. 1. Д. 5091.

34 Там же. Л. 21.

35 Малоизученные источники по истории Башкирии. С. 143.
По всем другим этнически смешанным населенным пунктам
использован этот же источник. Краевед в статье районной
газеты от 16 января 1990 г. считает, что тептярей и мишарей при
пустили якобы в заброшенную башкирами деревню.



Date: 2015-07-10; view: 1776; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию