Большинство терминов в этом глоссарии являются санскритскими словами, именами людей, божеств, легендарных личностей или названиями священных книг и других древних текстов. В дефинициях жирным шрифтом выделены слова, для которых есть толкование в этом же глоссарии и к которым тоже полезно обратиться. Слова, выделенные курсивом, являются либо заимствованными, либо словами на языке хинди.
Для облегчения чтения сложные слова, такие как бхакти-марга и индрниясамьяма, записаны с дефисом: бхакти-марга, индрия-самьяма и так далее. По этой же причине сложные слова, которые являются названиями литературных произведений или священных текстов, такие как "Бхагавадгита", "Атхарваведа" записаны раздельно " Бхагавад Гита ", " Атхарва Веда ".
абхинивеша
| привязанность к жизни и страх потерять все с наступлением смерти
|
абхьянтара
| внутреннее; вдох
|
абхьяса
| постоянное и решительное изучение или практика
|
авастха
| авастха состояние см. также арамбхавастха, гхатавастха, нишапаттьявастха, паричаявастха
|
авидья
| неведение
|
Адишеша
| первобытная тысячеглавая змея, изображаемая в виде ложа Вишну или основания, на котором покоится весь мир
|
адхибхаутикарога
| болезнь, которая возникает из-за нарушения равновесия пяти элементов (земли, воздуха, воды, огня и эфира) в человеческом организме; раны, наносимые живыми существами, например змеями, тиграми и т.п.
|
адхидайвикарога
| болезнь, которая передается по наследству от родителей детям или является следствием поступков в прошлом (судьбы); болезнь, причиной которой является влияние планет
|
адхьятмикарога
| физическая или психическая болезнь, причиной которой является сам человек; болезнь, которая появилась вследствие неверного использования собственного организма
|
адхьяя
| изучение
|
амрита
| нектар
|
амритамантхана
| взбивание нектара, сюжет истории в Пуранах
|
ананда
| блаженство, радость
|
анандамаякоша
| духовная оболочка радости, внутренняя суть - самая внутренняя из пяти оболочек, в которые заключена душа
см. также коша, шарира
|
анджали
| руки, сложенные в молитве
|
аннамая
| созданное из пищи (анна); материальное
|
аннамаякоша
| анатомическая оболочка, созданная из пищи; грубое материальное тело: самая внешняя из пяти оболочек, в которые заключена душа см. также коша, шарира
|
Антара
| внутренняя часть, внутри, внутреннее
|
антаракумбхака
| задержка дыхания после полного вдоха см. также кумбхака
|
апаварга
| освобождение от зависимости
|
апариграха
| нестяжательство и отсутствие алчности, жадности, стремления к обладанию помимо самого необходимого см. также яма
|
апаурушея
| проявившееся, не сотворенное человеком
|
арамбхавастха
| состояние начала какой-либо деятельности; первая стадия практикийоги см. также гхатавастха, паричаявастха, нишпаттьявастха
|
ардха
| половина
|
ардхачандрасана
| поза полумесяца: выполняется стоя на одной ноге, при этом туловище и другая нога вытягиваются горизонтально, одна рука касается пола, а все тело расположено в одной вертикальной плоскости
|
артха
| средство, польза, прок, причина, преимущество, побуждение; благополучие, как одна из целей жизни человека
см. также дхарма, кама, мокша
|
асана
| поза; третья ступеньйоги
|
асмита
| "Я"-принцип; чувство индивидуальности, осознание реальности существования
|
астея
| нетсяжательство см. также яма
|
атма, атман
| душа, внутренняя Суть, принцип жизни
|
атма-дхьяна
| медитация на высшей Сути
|
атма-самьяма
| интеграция души см. также самьяма
|
"Атхарва Веда"
| одна из четырех Вед, священных индусских текстов, состоящая из магических песнопений
|
Ауробиндо, Шри
| индийский борец за независимость и религиозный лидер (1872-1950)
|
ахамкара
| эго; буквально "Я-Делатель"; та часть нашего существа, которая является активной и самоосознающей см. также читта
|
ахимса
| ненасилие не только в узком смысле удержания от убийства или насилия, но в позитивном и исчерпывающем смысле чувства любви, распространяющегося на все сущее см. также яма
|
ачарья
| мастер, учитель; проповедник какой-либо доктрины
|
ашрама
| стадия жизни; существует четыре ашрамы, каждой из которых соответствует определенный вид деятельности
см. также брахмачарья, гархастхья, ванапрастха, санньяса
|
аюрведа
| знание жизни; здесь: наука здоровья, медицина
|
аюх
| жизнь
|
аяма
| движение, связанное с длиной, растяжением, расширением; ограничение, контроль, остановка
|
бандха
| замок, оковы, зависимость; связывание, сжатие; поза, при которой определенные органы или части тела сжимаются и контролируются
|
бахья
| внешнее; выдох
|
бахья-кумбхака
| задержка дыхания после полного выдоха см. также кумбхака
|
брамин
| член касты жрецов, высшей касты в индуистской системе
см. также кшатрий, вайшья, шудра
|
Брахма
| верховное божество индуистской троицы, Создатель
см. также Вишну, Шива
|
Брахман
| Высший Дух, Абсолют
|
брахмачари
| давший обет безбрачия, воздержания и религиозного ученичества
|
брахмачарья
| безбрачие, религиозное ученичество и самоограничение; первая из четырех ашрам, или ступеней обучения жизни
см. также яма
|
Будда
| буквально: просветленный, пробудившийся
|
буддхи
| интеллект, рассудок, различение, распознавание, суждение
см. также чигта
|
буддхи-самьяма
| интеграция рассудка см. также самьяма
|
"Бхагавад Гита"
| Божественная Песнь, священные диалоги Кришны и царя-воина Арджуны - один из первоисточников индийской философии, в котором содержится суть Упанишад
|
Бхагван
| благословляющий, благословенный
|
бхакти
| почитание, поклонение
|
бхакти-марга
| путь преданности и самоотдачи Высшему Богу см. также марга
|
бхакти-йога
| путь к реализации и единению личности с Абсолютной Душой путем поклонения и преданное божественному
см. также йога
|
бхаума
| земное; принадлежащее земле см. также сарвабхаума
|
бхога
| наслаждение, опыт
|
бхога-кала
| искусство наслаждения см. также кала
|
бхрашта
| падший
|
вайрагья
| отрешенность, отказ от мирских желаний
|
вайшья
| принадлежащий к касте торговцев; третья каста индуистской
системы см. также брамин, кшатрий, шудра
|
ванапрастха
| третья ашрама, или ступень жизни, когда человек оставляет семейную жизнь ради аскетической жизни в лесу
|
Васиштха
| знаменитый мудрец, автор нескольких ведических гимнов
|
вата
| одно из трех качеств тела, соответствующее элементу воздуха
см. также доша
|
Веды
| священные книги индуизма, рассматриваются как сакральные тексты, состоящие из четырех сборников: "Риг Веда" (гимны богам), "Сама Веда" (песнопения жрецов), "Яджур Веда" (жертвенные формулы в прозе) и "Атхарва Веда" (магические песнопения). Они содержат первые философские откровения и считаются высшим авторитетом; каждая Веда состоит из двух частей, а именно: мантр (гимнов) и брахман (наставлений); последние включают араньяки (церковные ритуалы) и упанишады(философию)
|
Вибхишана
| младший брат Раваны,заявивший ему, что его поведение при похищении Ситы,жены Рамы, было неправедным и что ее необходимо вернуть мужу
|
вибхути
| мощь, власть, величие, достижение
|
"Вибхути Пада"
| третья глава "Йога Сутр" Патанджали: в ней говорится о способностях, которые появляются у йогав результате его духовной практики
|
вид
| знать; понимать
|
виджняна
| знание, мудрость, рассудок, понимание, проницательность; мирское знание, идущее от опыта как противоположное знанию Брахмана
|
виджнянамая-коша
| интеллектуальная оболочка, в которую входят процессы размышления и суждения, идущие от субъективного опыта - одна из пяти оболочек, в которые заключена душа см. также коша, шарира
|
випарита
| переставленное, противоположное, повернутое вспять, обратное, наоборот
|
випарита-карани
| поза, в которой верхняя часть тела вплоть до паха располагается в сету-бандха-сарвангасане, а ноги как в сарвангасане; это не полная асана, а, скорее, подготовка к ней
|
Вишну
| второе божество индуистской троицы; Хранитель
см. также Брахма, Шива
|
врикша
| Дерево
|
вритти
| способ, изменение, колебание см. также читтавритти
|
гархастхья
| семейная жизнь: вторая ашрама, или стадия жизни
|
гхи
| очищенное сливочное масло
|
Гоника
| кормилица Патанджали
|
гуна
| качество: три гуны, или качества, являются фундаментальными компонентами или составляющими природы и вселенской субстанции см. также саттва, раджас, тамас
|
гуру
| духовный наставник; учитель; тот, кто озаряет светом темноту духовных сомнений
|
гхата
| тело;сосуд
|
гхатавастха
| понимание тела через практику йоги; состояние приближения, достижения, объединения, столкновения, старания, намеренной занятости чем-либо; вторая стадия практики йоги
см. также арамбхавастха, паричаявастха, нишпаттъявастха
|
дал
| чечевица
|
двеша
| ненависть, вражда, отвращение
|
деша
| место
|
джала
| вода
|
джала-нети
| одна из шести крий в хатха-йоге, которая заключается во втягивании воды через одну ноздрю и выпускании воды через другую ноздрю
|
джива
| живое существо; создание; индивидуальная душа в отличие от вселенской души
|
дживамрита
| нектар жизни
|
джняна
| знание, включающее священное знание, полученное путем медитации на высших истинах религии и философии
|
джняна-йога
| путь к реализации и единению личности с Высшей Душой через знание и понимание см. также йога
|
джняна-марга
| путь знания и понимания см. также марга
|
джняна-самьяма
| интеграция знания см. также самьяма
|
джнянендрия
| орган восприятия; один из пяти органов слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния см. также индрия
|
диргха
| длинное
|
доша
| качества тела; дефект, нарушение, недостаток, болезнь
см. также капха, питта, вата
|
дхарана
| концентрация или полное внимание: шестая ступень йоги
|
дхарма
| религия, закон,свойство, праведность, благие дела; сущность природы вещей; кодекс поведения, идущий на благо душе и развитие добродетелей, моральных или религиозных качеств - одна из четырех целей человеческого существования; то, что идет во благо и поддерживает. см. также артха, кама, мокша
|
дхармендрия
| орган добродетели; совесть
см. также индрия
|
дхаути
| одна из шести крий в хатха-йоге, заключающаяся в заглатывании длинного куска влажной ткани для очистки желудка
|
дхьяна
| медитация: седьмая ступень йоги
|
ида
| один из основных нади, или энергетических каналов в теле, проходящий от левой ноздри к основанию позвоночника, а затем к темени (также называемый чандра-нади, каналом лунной энергии)
см. также чакра, пингала, сушумна
|
индрия
| орган, включающий пять органов
действия и пять органов
восприятия
см. также дхармендрия,
джнянендрия, кармендрия
|
индрия-самьяма
| объединение органов действия и восприятия
см. также самьяма
|
иша
| хозяин, владелец
|
Ишвара
| Верховная Сущность; Бог
|
Ишвара-пранидхана
| посвящение действий и воли Богу см. также нияма
|
йог
| тот, кто идет по пути йоги
|
йога
| единство, объединение; единение нашей воли и воли Бога, которое позволяет одинаково относится ко всем проявлениям жизни; метод достижения этого. Слово "йога" происходит от корня "юдж", означающего соединяться, объединяться; основная цель йоги заключается в том, чтобы обучить тем средствам, благодаря которым человеческая душа может полностью соединиться с Абсолютным Духом, пронизывающим Вселенную, и, таким образом, достичь освобождения см. также яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи см. также крийя-йога, раджа-йога, хатха-йога; карма-йога, джняна-йога, бхакти-йога; кундалини-йога, сиддха-йога
|
йога-бхрашта
| утративший благодать йоги
|
йога-кала
| искусство в его высшей форме см. также кала
|
"Йога Сутры"
| классическая работа по йоге, написанная Патанджали около двух с половиной тысяч лет назад и состоящая из 196 афоризмов по йоге, разделенная на четыре части, последовательно посвященных самадхи, средствам, с помощью которых постигают йогу, способностям, которые обретает практикующий по мере своих поисков и состоянию абсолютного освобождения
см. также "Самадхи Пада", "Садхана Пада", "Вибхути Пода", "Кайвалья Пада"
|
йогини
| женщина, которая следует по пути йоги
|
кайвалья
| абсолютная свобода; совершенное освобождение, отделение души от материи и слияние с Высшим Духом
|
"Кайвалья Пада"
| четвертая, заключительная глава "Йога Сутр" Патанджали,
посвященная абсолютной свободе
|
Кайласа
| горная вершина в Гималаях, считающаяся обительюШивы
|
к а ла
| Время
|
кал а
| Искусство см. также бхога-кала, кама-кала,йога-кала
|
кама
| чувственное удовольствие, желание см. также дхарма, артха, мокша
|
кама-кала
| искусство возбуждать чувственное желание см. также кал а
|
капха
| слизь; одно из трех качеств тела, соответствующее элементу воды
см. также доша
|
карана
| причина
|
карана-шарира
| каузальное тело; самое внутреннее из трех тел, состоящее из духов ной оболочки радости см. также шарира
|
карма
| Действие
|
карма-марга
| путь действия см. также марга
|
карма-йога
| путь к реализации и единению личности с Высшей Душой через действия см. также йога
|
кармендрия
| орган действия; пять кармендрий: руки, ноги, органы выделения, половые органы и органы речи см. также индрия
|
кевала
| целое, полное, абсолютное, совершенное, чистое
|
кевала-кумбхака
| состояние, когда практика кумбхаки (задержки дыхания между вдохом и выдохом) настолько совершенна, что становится инстинктивной, называется кевала-кумбхакой
|
клеша
| боль, мука, страдание, горе
|
коша
| оболочка, футляр; одна из пяти оболочек, которые окружают душу: 1) аннамая-коша, анатомическая оболочка питания, соответствующая грубому-физическому телу; 2) пранамая-коша, физиологическая оболочка, включающая дыхательную, кровеносную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы; 3) маномая-коша, психологическая оболочка, включающая осознаие, чувства и суждения, не связанные с субъективным опытом;
4) виджнянамая-коша, интеллектуальная оболочка, включающая процессы размышления и суждения, исходящие из субъективного опыта;
5) анандамая-коша, духовная оболочка блаженства см. также шарира
|
крийя
| действие; процесс очищения
|
крийя-йога
| йогапрактики; йога действия см. также йога
|
Кришна
| самый знаменитый герой индийской мифологии; восьмое воплощение Вишну
|
кумбхака
| задержка дыхания после полного вдоха или полного выдоха
см. также антара-кумбхака, бахья-кумбхака, кевала-кумбхака
|
Кумбхакарна
| гигантский демон; брат Раваны, убитый Рамой, героем "Рамаяны"
|
кундалини
| свернувшаяся кольцом змея; божественная космическая энергия: ее символом является свернувшаяся змея, которая спит в муладхара-чакре, самом нижнем нервном центре в основании позвоночника; эту латентную энергию нужно пробудить и заставить подняться посушумне, главному каналу энергии в позвоночнике, с тем чтобы она прошла через все чакры вплоть до сахасрара-чакры, тысячелепесткового лотоса, расположенного в голове; после этого йог становится единым с Абсолютной Душой Вселенной
|
кундалини-йога
| путь реализации и единения личности с Абсолютной Душой через пробуждение кундалини см. также йога
|
курма
| Черепаха
|
кшатрий
| принадлежащий к касте воинов; вторая каста индуистской системы см. также брамин, вайшья, шудра
|
манас
| индивидуальный ум, владеющий силой и средствами внимания, выбора и отказа; повелитель чувств см. также читта
|
манах-самьяма
| интеграция ума см. также самьяма
|
маномая-коша
| психологическая оболочка, в которую входят осознаие, чувства
и суждения, не связанные с субъективным опытом; одна из пяти
оболочек, окружающих душу см. также коша, шарира
|
мантра
| священный слог, слово, фраза или молитва, которая повторяется для помощи в медитации; формула, посвященная отдельному божеству, выражающая обожание божества или божеств
|
марга
| путь, дорога, тропа см. также бхакти-марга, джняна-
марга, карма-марга; нивритти-марга, правритти-марга
|
"Махабхашья"
| буквально, великий комментарий; трактатПатанджали по грамматике санскрита, который имеет форму комментария сутр Панини
|
Махатма
| великая душа; высокодуховный, выдающийся, замечательный,
могущественный
|
Меру
| сказочная гора, считается центральной точкой Восточного
полушария
|
мокша
| освобождение; освобождение души от цикла перерождений
см. также дхарма, артха, кама
|
мокша-шастра
| наука об освобождении
|
Мохини
| пленительная женщина; женское воплощение, предпринятое Вишнудля обмана демонов
|
мудра
| печать; запечатывающая поза
|
нади
| трубчатый орган тонкого тела, через который протекает жизненная, оплодотворяющая и космическая энергия, а также воздух, вода, кровь, пища и другие субстанции, включая ощущения и сознание
|
Натараджа
| имя Шивы как бога танца (ната - танец, раджа- царь)
|
натараджасана
| поза Натараджи: в этой поразительной позе практикующий балансирует на одной ноге, в то время как вторая нога выгибается назад, а рука вытягивается через плечо, удерживая эту ногу за стопу; другая рука вытянута вперед
|
нивритти-марга
| внутренний путь возвращения; путь внутрь; путь реализации посредством воздержания от мирских действий и незатронутости мирскими желаниями см.также правритти-марга
|
нидра
| сон
|
нирбиджа
| не имеющий семени, не зависящий ни от чего
|
нирбиджа-самадхи
| не имеющее семени состояние абсолютного сознания, не зависящее ни от какого объекта, мантры или чего-либо внешнего
см. также самадхи
|
ниритья
| танец
|
ниродха
| ограничение, подавление, успокоение
|
ниродха-паринама
| преобразование ограничения: первая стадия медитации, описанная Патанджали, заключающаяся в ограничении движений и колебанией ума и создании промежутка или пространства между состояниемя ограничения и колебания ума
см. также паринама
|
нишпаттьявастха
| состояние завершения, заключения, прекращения и завершенности; четвертый уровень практики йоги
см. также арамбхавастха, гхатавастха, паричаявастха
|
нияма
| самоочищение через дисциплину; вторая ступеньйоги
см. также шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, Ишвара-пранидхана
|
оджас
| свет, блеск, лучистость, энергия
|
пада
| стопа или нога; часть книги
|
падмасана
| поза лотоса: в этой позе практикующий сидит скрестив ноги таким образом, что стопы располагаются на противоположных бедрах
|
Парвати
| супруга Шивы, которую он первой обучил йоге
|
паридришта
| упорядоченный, измеренный
|
паринама
| переход, преобразование см. также экаграта-паринама, ниродха-паринама, самадхи-паринама
|
паричаявастха
| состояние знакомства, близости между телом, умом и разумом; третий уровень практики йоги см. также арамбхавастха, гхатавастха, нишпаттьявастха
|
пата
| падший
|
Патанджали
| основатель философии йоги, автор "Йога Сутр", считается воплощением Адишеши
|
пашчимоттанасана
| интенсивное вытяжение задней поверхности тела: в этой позе ноги вытянуты вдоль пола, а верхняя часть тела вытгивается вперед и располагается на ногах ("пашчима" буквально означает запад - подразумевается задняя поверхность тела от головы до пяток; "уттана" означает интенсивное вытяжение)
|
пингала
| один из основных нади, или энергетических каналов тела, проходящий от правой ноздри к основанию позвоночника, а затем к темени (который также называется сурья-нади- канал солнечной энергии); оранжвый, красноватый
см. также чакра, ида, сушумна
|
питта
| желчь; одно из трех качеств тела, соответствующее элементу огня
см. также доша
|
правритти-марга
| внешний путь; путь действия или созидания
см. также нивритти-марга
|
прана
| дыхание, вдох и выдох, ветер, жизненная сила, жизнь, жизненность, энергия, сила; энергия, скрытая в воздухе
|
прана-самьяма
| интеграция дыхания
см. также самьяма
|
пранамая-коша
| физиологическая оболочка, включающая дыхательную, кровеносную, пищеварительную, эндокринную, выделительную и половую системы - одна из оболочек, покрывающих душу
см. также коша, шарира
|
пранаяма
| регулирование энергии и жизненной силы посредством контроля ритма дыхания; четвертая ступеньйоги
|
пранидхана
| посвящение, самопожертвование см. также Ишвара-пранидхана
|
пратьяхара
| освобождение ума от господства
чувств и чувственных объектов; пятая ступень йоги
освобождение ума от господства
чувств и чувственных объектов; пятая ступень йоги
|
"Прашна Унанишада"
| одна из десяти основных Упанишад,
составленная из вопросов (прашна - вопрос)
|
пура
| крепость, замок, город, дом, обитель, тело
|
пурака
| вдох
|
Пурана
| легенда прошлого; древняя история о легендарном или историческом прошлом
|
пуруша
| человеческая душа или психическая основа; провидец; хозяин телесной болочки;человек
|
пурушартха
| цель жизни человека: существуют четыре пурушартхи - дхарма(долг), артха(приобретение), кама(удовольствие) и мокша (освобождение)
|
Равана
| царь демонов Ланки (Шри-Ланки), похитивший жену Рамы, Ситув эпосе "Рамаяна". (Равана был развит интеллектуально и обладал удивительной силой; он был горячо предан Шиве и прекрасно знал Веды; считается, что он расставил ударения в ведических текстах, вследствие чего они остались неизменными)
|
рага
| страсть, привязанность к удовольствию; гнев
|
раджа
| царь, властелин
|
раджа-йога
| путь к реализации и единению личности с Абсолютной Душой через господство над собственным умом и победу над его врагами, главными из которых являются страстное желание, гнев, алчность, заблуждение, гордость и зависть
см. также йога
|
раджас
| подвижность, активность, дина мичность: одна из трех гун или составляющих всего сущего
|
Рама
| седьмая инкарнация Вишну:герой эпоса "Рамаяна"
|
Рамакришна, Шри
| индийский религиозный учитель (1836-1886)
|
Рамануджа, Шри
| один из трех великих ачарья или наставников Южной Индии
|
"Рамаяна"
| известный эпос о подвигах Рамы, приписываемый Валмики
|
раса
| вкус
|
расатмака
| опыт различных ощущений и ароматов, связанных с добродетельной жизнью
|
расатмака-джняна
| знание, наполненное прелестью добродетельной жизни
|
расатмака-карма
| действие, наполненное прелестями добродетелей
|
речака
| выдох; опустошение легких
|
"Риг Веда"
| первая из четырех Вед,священных книг индуизма, в котрую входят более тысячи гимнов в честь разных божеств
|
рога
| болезнь, недомогание см. также адхибхаутика-рога,
адхидайвика-рога, адхьятмика-рога
|
садхана
| практика; совершенное деяние; выполнение; завершение
|
"Садхана Пада"
| вторая часть "Йога Сутр" Патанджали, посвященная средствам духовной реализации
|
сама
| такое же, равное, одинаковое, прямое
|
"Сама Веда"
| одна из четырех Вед, священных книг индуизма, включающая песнопения и гимны в честь божеств
|
самадхи
| состояние, когда практикующий сливается с объектом своей медитации, Абсолютным Духом, наполняющим Вселенную, и испытывает невыразимую радость и покой см. также йога
|
"Самадхи Пада"
| первая часть "Йога Сутр" Патанджали, посвященная состоянию самадхи
|
самадхи-паринама
| вторая стадия медитации, описываемая Патанджали: состояние спокойствия, достигнутое через ограничение колебаний ума и ведущее к полному растворению в высшей Сути
см. также паринама
|
самьяма
| ограничение, проверка, контроль; интеграция, состоящая из трех процессов дхараны, дхьяны и самадхи см. также атма-самьяма, буддхи-самьяма, джняна-самьяма, индрия-самьяма, манах-самьяма, прана-самьяма, шарира-самьяма
|
самкхья
| количество, перечисление, подсчет
|
санньяса
| отдаление от мирского и посвящение себя служению Богу - это относится к четвертой ашраме, или ступени жизни
|
санньясин
| тот, кто отрекся от мирской жизни н семейных обязанностей для того, чтобы следовать духовному пути или учению
|
сантоша
| наслаждение, довольство см. также нияма
|
сарва
| все, целое
|
сарвабхаума
| универсальный, свойственный всему
миру
|
сарвангасана
| поза для всего тела: стойка на плечах (равновесие на плечах или равновесие на шее) в которой все тело вытягивается вертикально вверх к стопам и поддерживается на плечах
|
саттва
| просветляющее, чистое, доброе качество любого явления природы; одна из трех гун, или составляющих всего сущего
|
сатья
| Правдивость см. также яма
|
сатьям
| истинный
|
сва
| "Я"
|
свадхьяя
| самопостижение; самообразование путем изучения священной литературы
см также нияма
|
свами
| признанный мастер; титул, с которым обращаются к религиозным учителям
|
Сватмарама
| автор "Хатха Йога Прадипики"
|
сету-бангха-сарвангасана
| поза моста (сету - мост, сету-бандха - конструкция в виде моста): в этой позе тело прогибается в форме арки и опирается с одной стороны на плечи, а с другой - на пятки; арка поддерживается в области талии руками см. также сарвангасана
|
сиддха
| мудрец, провидец или прорицатель; полубожественное существо огромной чистоты и святости
|
сиддха-иога
| йога, преподаваемая сиддхами см. также йога
|
Сита
| жена Рамы, героя "Рамаяны"
|
стамбха
| Контроль
|
стхула-шарира
| грубое тело; материальное, смертное тело, соответствующее анатомической оболочке, разрушающейся после смерти; одн из трех тел, вместе с тонким и каузальным телами см. также шарира
|
сукшма-шарира
| тонкое тело; одно из трех тел, вместе с грубым и каузальным телами см. также шарира
|
сундарам
| прекрасный
|
Сурья
| Бог Солнца
|
сурья-нади
| канал солнечной энергии см. также пингала
|
сутра
| афоризм, притча; священный текст; нить см. также "Йога Сутры"
|
сутра-нети
| одна из шестикрий в хатха-йоге: нить пропускается в одну ноздрю, выходит через другую или через рот и передвигается, удерживаемая пальцами за два конца
|
сушумна
| основной нади, или энергетический канал, кторый расположен внутри позвоночника см. также чакра, ида, пинт ала, кундалини
|
тадасана
| поза горы: начальное положение для всех поз стоя, когда практикующий стоит прямо,
возвышаясь, как гора
|
тамас
| инерция, состояние покоя, тьма, неведение: одна из трех гун, или составляющих всего сущего
|
тандаванритья
| энергичный танец Шивы, символизирующий разрушение Вселенной перед новым циклом создания
|
тапас
| религиозный пыл, жгучее желание достигнуть цели, добросовестность в практике, очищении, самодисциплине, аскетизме cм. также нияма
|
тапасвини
| женщина, давшая религиозный обет; женщина-аскет
|
теджас
| лучистость, блеск, яркость, свет, величие, достоинство, слава
|
триконасана
| поза треугольника: в этой позе ноги расставлены, тело наклонено вбок, одна рука вытяшвается вниз и касается пола; таким образом, туловище, рука и нога образуют треугольник
|
Упанишады
| философская часть Вед,самой древней священной литературы Индии, описывающая природу человека и Вселенной, и единение индивидуальной души, или сути, с Абсолютной Душой; название происходит от приставок "упа" (рядом) и "ни" (внизу), добавленных к корню "шад" (сидеть), что означает сидеть рядом с гурудля получения духовных наставлений
см. также Веды
|
халасана
| поза плуга: эта асана, в которой тело опирается на плечи, ноги переносятся за голову, а стопы касаются пола, напоминает плуг
|
xaлaxaла
| яд, который поднялся со дна моря, когда ангелы и демоны взбалтывали океан, чтобы извлечь эликсир жизни, и который был поглощен Шивойво имя того, чтобы человечество не было уничтожено
|
хатха
| сила, сила волн; с силой, против чьей-то воли
|
хатха-йога
| путь к реализации и единению личности с Абсолютной Душой путем строгой дисциплины и уравновешивания солнечной и лунной энергий в человеческом организме см. также йога
|
"Хатха Йога Прадипика"
| знаменитое руководство по хатха-йоге, написанное Сватмарамой
|
чакра
| колесо, круг: чакры являются энергетическими центрами тела, отвечают за регулирование праны в человеческом организме; они расположены в точках пересечения основных нади, или энергетических каналов: ида, нингала и сушумна
|
чандра
| Луна
|
чандра-нади
| канал лунной энергии см. также ида
|
"Чарака Самхита"
| трактат по аюрведической медицине, приписываемый иногда Патанджали
|
читта
| психо-ментальная субстанция, которая включает в себя манас (ум), буддхи (интеллект) и ахамкару (эго)
|
читтавритти
| колебание ума; модель поведения, образ существования, условие или ментальное состояние; волна мысли
|
шавасана
| поза трупа: в этой асане человек,
как труп, лежит на спине; тело
неподвижно, ум спокоен, хотя вы
полностью осознаете происходящее; в это время человек учится расслабляться и это сознательное расслабление взбадривает и освежает и тело и ум; удерживать ум в спокойном состоянии сложнее, чем удерживать тело, поэтому эта кажущаяся простой поза является на самом деле одной из самых сложных
|
шакти
| власть, энергия, способность, сила;
представляет способность сознания действовать; женское начало или супруга Божественного
|
Шанкарачарья, Шри Ади
| один из трех великих ачарьяили наставников Южной Индии
|
шанмукхи-мудра
| запечатывающая поза, в которой отверстия лица (рот, глаза, уши и ноздри) закрыты, а ум направляется внутрь /щя того, чтобы подготовиться к медитации
|
шарира
| тело; рамка: согласно индуистской философии, существуют три телесные формы, окружающие душу, которыедалее следующим образом разделяются на пять оболочек: грубое, или анатомическое тело (стхула-шарира) состоит из анатомической оболочки питания (аннамая-коша)и разрушается после смерш; тонкое тело (сукшма-шарира)включает физио.юшческую (пранамая-коша), психологическую(маномая-коша) и интеллектуальную (виджнянамая-коша) оболочки; каузальное тело (карана-шарира)состоит из духовной оболочки радости(ананламая-коша) см. также коша
|
шарира-самьяма
| интеграция структурного, или анатомического тела
см. также самьяма
|
Шастра
| любое руководство или свод правил; любая книга или трактат, особенно религиозный или научный; любая священная книга или тексты божественного происхождения -слово шастра обычно стоит после слова, определяющего тематику сочинения или общее название соответствующего раздела знания, например, йога-шастра может представлять собой работу по философии йоги или основе учения йоги;
см. также мокша-шастра
|
шауча
| чистота, чистоплотность см. также нияма
|
Шива
| третье божество индуистской троицы; Разрушитель, его имя означает "Благословенный" см. также Брахма, Вишну
|
Шивам
| благоприятный
|
"Шива Самхита"
| важный текст по хатха-йоге
|
шудра
| принадлежащий к касте работников; низшая каста в
индийской системе см. также брамин, кшатрий,вайшья
|
эка
| одно
|
экаграта
| фиксация на единственной точке или объекте; пристальное внимание; фокусирование ума на одной точке
|
экаграта-паринама
| преобразование концентрации на одной точке; третья стадия медитации, описанная Патанджали см. также паримама
|
"Яджур Веда"
| одна из четырехВед, священных текстов индуизма, посвященная жертвоприношению
|
яма
| универсальный моральный закон или этические принципы, стоящие выше вероисповедания, государства, эпохи и времени; пятью принципами, упоминаемыми Патанджали, являются ахимса (ненасилие), сатья (правдивость), астея (нестяжательсгво), брахмачарья(сдержанность) и апариграха (отсутствие жадности); первая ступень йоги
|