Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Случайно ли под письмом стоят две подписи - ваша и Василия Шахновского?





-Дело в том, что мы с Василием Савельевичем давно дружим и наши взгляды на состояние российского футбола во многом совпадают.

- «СЭ» впервые заговорил о приглашении иностранного специалиста в сборную России шесть лет назад. А когда к вам пришла подобная идея?

- Я много размышлял над этим вопросом и к окончательному выводу пришел после того, как наша сборная не смогла даже выйти из группы.

- Говоря о предоставлении необходимой суммы для оплаты зарубежного тренера, вы имели в виду собственные средства или деньги своей компании?

- Речь идет о моих личных средствах.

- О какой сумме может идти речь?

- По некоторым данным, на приглашение иностранного специалиста необходимо затратить от 500 тысяч до миллиона долларов.

- Можете ли назвать свою кандидатуру на место тренера? Или вы полагаетесь на выбор РФС?

—Думаю, что РФС сможет подобрать достойную кандидатуру.

Несколько лет спустя Федун, став председателем совета директоров «Спартака», стал проповедовать крайне спорную - а по мне, так просто вредную - идею о том, что тренер значит не более десяти процентов для общего успеха команды. Один только выход в финал Кубка УЕФА-2007/08 питерского «Зенита» под руководством голландца Дика Адвоката (когда я завершаю эту книгу, остается меньше недели до решающего матча) это лишний раз доказал. В составе команды играли восемь (!) российских футболистов, что не помешало команде из города на Неве показывать красивую игру, а 1 мая в ответном полуфинальном матче не оставить камня на камне от могучей мюнхенской «Баварии» -4:0! Не сомневаюсь, что, будь на месте Адвоката отечественный специалист, ни о чем подобном даже заикаться было бы невозможно.

Так вот: открытое письмо, подписанное Федуном, равно как и внушительная сумма, которую он был готов выделить -все это говорило о том, что в 2002 году он по достоинству оценивал роль тренера в футболе! Что потом заставило миллиардера радикально пересмотреть свою точку зрения - остается только догадываться.

Какой была реакция Колоскова? Об этом рассказал тот же Федун уже в конце 2004 года, когда стал владельцем «Спартака».

- Как к вашему письму отнеслись в РФС? - спросили мы Леонида Арнольдовича во время встречи в редакции «СЭ».

- Несерьезно. Шахновский, кстати, сразу предупредил: зная Вячеслава Колоскова, он уверен, что президент футбольного союза наше предложение не примет. Из РФС нам никто так и не позвонил. Последовало лишь официальное заявление Колоскова, что Россия еще до этого не доросла и что у РФС есть собственные средства, чтобы нанять тренера для национальной команды.

Сам Колосков тем временем утверждал, что и без того рассматривает возможность приглашения зарубежного специалиста. Еще во время чемпионата мира он в интервью «СЭ» заявил:

- В поисках зарубежного тренера для сборной России мы придерживаемся нескольких принципов. Первый - успешная деятельность специалиста именно на уровне сборных. Мел-лер-Нильсен и Эгиль Ульсен, добившиеся многого с командами Дании и Норвегии, этому критерию, безусловно, соответствуют. Но для того чтобы начать переговоры, мне необходимо поговорить с президентами футбольных федераций этих стран.

В ближайшие дни я проведу работу в этом направлении, и буду готов рассказать о ее результатах. Кандидатуру Марко Тарделли мне настоятельно рекомендовал Мишель Плати-ни. Они вместе играли за «Ювентус», и француз положительно отзывался и о деловых, и о человеческих качествах итальянца. Но, опять же, необходим разговор с президентом итальянской федерации. На днях буду обсуждать тренерскую тему и с ним, и с его немецким и испанским коллегами.

Еще один критерий - знание российского футбола. Мы не можем себе позволить, чтобы специалист полгода занимался только тем, что по слогам изучал фамилии игроков.

И, наконец, еще один необходимый критерий - коммуникабельность тренера, его стремление наладить контакт со своими российскими коллегами в клубах. «Делайте, как я сказку», - такой подход в России неприемлем. Наши ведущие специалисты - люди гордые и самодостаточные, разговор в приказном порядке с ними невозможен. А без поддержки клубных тренеров ни один самый выдающийся наставник не сможет добиться в сборной никаких успехов.

Несмотря на все эти заявления, ни у кого не было ощущения, что Колосков действительно хочет найти для сборной России сильного зарубежного специалиста. Но общественное мнение к тому моменту настолько для этого шага созрело, что он не мог рубануть сплеча - мол, не искал, не ищу и искать не буду. Тонкий дипломат, Вячеслав Иванович избрал иную тактику: дескать, нахожусь в каждодневном поиске, да вот только в Россию никто не рвется.

Может, никто и не рвался. Но верно ведь говорят, что под лежачий камень вода не течет...

На самом деле уверен: разговоры у Колоскова были, но сугубо абстрактные, для галочки. Ибо в тот момент Вячеслав Иванович всерьез никого не искал. Потому что кандидатура преемника уже была известна.

Валерий Газзаев.

В незримой очереди к трону в сборной настала, видимо, пора этого в высшей степени амбициозного тренера, чемпиона России 1995 года во главе владикавказского «Спартака-Алании».

Сам Валерий Георгиевич, весной 2002 года приступивший к работе в ЦСКА, рассказывал в своей книге с характерным для его натуры названием «Приговорен к победе»:

«Так уж сложилось, что любой нормальный специалист мечтает о сборной. Я не просто мечтал, я всегда к ней готовился. И нисколько не сомневался, что буду ее возглавлять. Это знаменательное событие могло случиться и гораздо раньше, еще в 1998-м, после отставки Бышовца. Тогда на главный пост рассматривалось два кандидата: я и Романцев. Все точки над i должно было расставить голосование наставников клубов высшей лиги и чиновников РФС. По предварительной информации вроде бы побеждал я, но перед самой процедурой голосования возникла странная пауза. И в ходе нее многое поменялось. В итоге я набрал 9 голосов, а Алик (так Олега Ивановича называют те, с кем он играл), по-моему, 13. Знаю, что никто из функционеров меня не поддержал. Я постарался скрыть свою реакцию на случившееся. А реакция была болезненной. Даже излишне. Я посчитал такую развязку несправедливой, отчего мое желание стать главным тренером национальной дружины только окрепло. Да и злости профессиональной порядком добавилось.

...Своего очередного шанса я ждал более трех лет. И вот во время чемпионата мира 2002 года всем стало понятно, что произойдет смена главного тренера... Когда через несколько дней после возвращения нашей сборной из Японии (а я тогда с ЦСКА находился в Швейцарии) мне позвонил президент РФС Колосков, я воспринял это как само собой разумеющееся. Мне кажется, что Вячеслав Иванович даже и приглашения официального не делал, настолько все было очевидно. Мы лишь договорились о встрече, на которой нам следовало соблюсти определенные формальности. Никаких разногласий у нас не выявилось. Я, признаться, так до конца и не разобрался, почему мои предшественники постоянно сетовали на организационные и финансовые проблемы. Впрочем, меня это мало волнует. При мне команда ни в чем не нуждалась - Александр Тукманов и Вячеслав Колосков выполняли все свои обязательства. Более того, на фоне руководства "Динамо" и "Алании" последних лет, от которого я так натерпелся, чиновники Российского футбольного союза казались мне профессионалами».

Итак, Газзаев стал первым тренером, у которого не было претензий к РФС по организации дела. В начале их сотрудничество вообще было сплошь усеяно розами.

Только что все говорили о безнадежности современного футбольного поколения в России, а после газзаевского назначения Колосков вдруг на пресс-конференции в редакции «Известий» заявил:

—Пока нужно жить сегодняшним днем и стремиться выйти в финальную часть Евро-2004. Но с амбициями Валерия Георгиевича мы на чемпионате Европы вправе рассчитывать на призовые места, а на первенстве мира—наместо в восьмерке сильнейших.

О как!

На другой встрече с журналистами, в редакции газеты «Мир новостей», президент РФС рассказал о перспективах сотрудничества с Газзаевым и много чего другого.

У нас уже состоялись три рабочие встречи с Валерием Газзаевым, на которых мы обсудили все аспекты деятельности института сборных, - сказал Колосков. - Речь подробно шла не только о национальной команде, но и о молодежной. Поскольку мы рассчитываем, что Газзаев пришел по крайней мере на четыре года, то к следующему чемпионату мира значительная часть «молодежки» перейдет в первую сборную. Обсуждались условия обеспечения подготовки команды, финансовые условия для тренерского штаба и игроков. Разговор с новым главным тренером будет продолжен завтра в десять утра, а в полдень впервые за последние годы состоится тренерский совет, куда приглашены все наставники клубов премьер-лиги, а также ветераны, бывшие тренеры сборной страны.

- Какие вопросы на нем будут обсуждаться?

- Во-первых, взаимодействие сборной и клубов: от него зависит очень многое. Одно дело, когда клубный тренер напутствует игрока на защиту чести страны, и совсем другое, когда он говорит: «Береги себя, через три дня у команды ответственный матч». Конечно, пойдет речь о составе сборной: необходимо будет сформировать расширенный список из 30 игроков, из которых 20-22 будут призываться на конкретный матч. Без помощи клубных тренеров в этом вопросе также не обойтись.

- Будет ли заседание тренерского совета открытым для прессы?

- Конечно, не будет. Не надо смешивать понятия. Ваша газета критиковала меня за то, что исполком РФС, на котором выбирался главный тренер сборной, был закрытым. Но такая практика принята повсеместно! В МИДе на совещания с послами журналистов тоже не пускают.

Если деловая встреча - такая, как исполком или тренерский совет - будет проходить в присутствии 60 журналистов и 15 фотокамер, никакой серьезной работы не получится. При этом на пресс-конференции, которая состоится после тренерского совета, мы не собираемся ничего скрывать, будем подробно и честно отвечать на любые вопросы.

Со своей стороны, я всегда открыт для диалога с журналистами и полностью поддерживаю позицию Газзаева, который сказал о том, что открытость новой сборной будет максимальной.

Словом - полнейшая идиллия. Колоскова можно было понять. Кандидатуру Бышовца в 98-м ему навязали в политических кругах, Романцев был президенту антипатичен еще с 96-го. А тут - новый для сборной человек, который с Вячеславом Ивановичем испортить отношений еще не успел. Облегчение!

Сам Газзаев начал с того, что обнародовал десять принципов своей работы с национальной командой. Каждый из них был сколь справедлив, столь и очевиден. «10 принципов Газзаева» были поданы красиво, но вряд ли содержали в себе что-то революционное.

По большому счету, это была завернутая в блестящую обложку банальность. Некоторые пункты, полагаю, появились потому, что нужно было уколоть предшественника - Романцева. Хотя, может, вы посчитаете иначе.

1) В сборную будут привлекаться все сильнейшие на данный момент футболисты независимо от возраста, прежних заслуг, клубной принадлежности, личных отношений с тренерами сборной;

2) при формировании сборной будет соблюдаться принцип преемственности поколений;

3) сборная должна быть открыта для прессы, а ее игроки должны чувствовать себя представителями России, какие бы клубы они ни представляли;

4) в сборной должен быть создан психологический микроклимат, характерный для лидеров мирового футбола, обеспечивающий качественную работу, сплоченность и единение в игре, в стремлении к достижению целей;

5) каждый футболист должен расценивать вызов в сборную как важнейшее событие не только в своей спортивной карьере, ной в жизни;

6) наши тренеры будут наблюдать за всеми кандидатами в сборную, иметь постоянную информацию об их игровом и физическом состоянии;

7) тренеры сборной будут работать в постоянном контакте с клубными наставниками. Тренерский совет при Российском футбольном союзе должен стать совещательным рабочим органом;

8) молодежную сборную России необходимо рассматривать в тесной связи с национальной командой, привлекать к тренировкам первой сборной лучших молодых футболистов. В то же время необходимо учитывать турнирные интересы молодежной команды, поскольку ее успехи стимулируют прогресс молодых игроков;

9) деятельность всех сборных — от первой до самой младшей юношеской - должна замыкаться на главном тренере национальной команды, чтобы тактические задачи были понятны игрокам всех сборных;

10) необходимо построить современную учебно-тренировочную базу, сохранив на данном этапе идеальные условия для подготовки к важнейшим матчам в пансионате «Бор».

Ближайшая цель сборной - выход в финал чемпионата Ев-ропы-2004, создание команды, способной достойно выступить на Euro, а в перспективе — в отборочном турнире и играх мирового первенства-2006.

Основными стимулами для футболистов сборной России должны стать моральный, патриотический и спортивный, а система достойного материального поощрения будет основана на конечном результате.

О том, как эти десять принципов Газзаевым выполнялись, мы поговорим ниже.

Пока же - о главном камне преткновения, который появился и только ждал своего часа с момента прихода Валерия Георгиевича в сборную.

Совмещение постов.

В книге «Приговорен к победе» Газзаев объективно оценит фактор совместительства. Для меня это, кстати, стало откровением: вообще не думал, что этот тренер способен публично признавать свои ошибки. Раньше, по крайней мере, за ним такого не водилось.

«Сейчас-то прекрасно осознаю, что в сборной я был обречен. Расклад изначально был тупиковым. И отказаться от предложения Колоскова я не мог, и из клуба в разгар чемпионата да при действующем контракте уйти было нельзя. Но я верил в себя, и потому решил-таки отважиться на совмещение постов. В этом и скрывался корень всех бед. И не в энергетике даже дело—внутренние резервы в своем организме всегда можно изыскать. Хотя сил, конечно, и при полной мобилизации вряд ли на все хватит. Самое страшное, что точно не хватит эмоций. У ответственных людей, у людей, болезненно переживающих неудачи, всегда будут сложности с переключением с одной команды на другую. Ты постоянно будешь свои клубные проблемы притаскивать в сборную — и наоборот. Но и это еще не все минусы. Какой бы справедливый тренер ни был, в его действиях все равно будет прослеживаться предвзятость. Он-то искренне думает, что принимает объективные решения при выборе состава (я, кстати, и сейчас уверен в том, что все делал правильно), но на подсознательном уровне он, конечно, благоволит игрокам своего клуба. И ничего ты с этим не поделаешь - человек так устроен! Утверждать обратное — значит, заниматься самообманом».

Браво, Валерий Георгиевич! Без всякого сарказма - браво! До конца он, конечно, изменить себе не смог («и сейчас уверен в том, что все делал правильно»), но суть бед, связанных с совмещением постов, отразил исчерпывающе.

Об одной только важной детали Газзаев в своей книге не упомянул. О том, что на исполкоме РФС было объявлено: совмещать посты он будет только до конца сезона-2002, затем же сосредоточится на сборной.

На пресс-конференции в редакции «Известий» я спросил Колоскова:

- Можете ли вы дать личную гарантию, что после окончания сезона Валерий Газзаев покинет пост главного тренера ЦСКА и сосредоточится на сборной?

— Да, могу. Об этом мы твердо договорились и с президентом армейского клуба Евгением Гинером, и с самим Газзаевым.

Блажен, кто верует. Никуда Газзаев зимой из ЦСКА не уйдет - хотя сезон-2002, на который ссылался в своей книге Валерий Георгиевич, был завершен. Кто, интересно, нарушил слово?

У меня есть предположение, почему первоначальная договоренность оказалась нарушенной, и в сезон-2003 Газзаев вновь вступил совместителем. Чемпионат 2002 года закончился тем, что в «золотом матче» на стадионе «Динамо» ЦСКА проиграл «Локомотиву».

В сборную он хотел уйти победителем. Не вышло. И он остался, зная, что в следующем сезоне для российского золота в ЦСКА будут созданы все условия. Не сомневаюсь: Газзаеву не дали сосредоточиться на сборной его бешеные амбиции.

Где РФС возьмет деньги на зарплату освобожденному тренеру сборной Газзаеву? И какой она будет? - спросили Колоскова журналисты.

- Эти деньги уже есть. Они, во-первых, заработаны на чемпионате мира, а во-вторых, будут выделены нашими спонсорами, в частности, ТНК. Сумму будущей зарплаты главного тренера называть не буду. Но скажу, что она соответствует той зарплате, которую Газзаев получает в ЦСКА.

Сознательно ли Колосков вешал лапшу на уши журналистам - или действительно предполагал, что с зимы 2003-го Газзаев полностью сконцентируется на сборной? События, которые произойдут всего спустя полгода, заставят предполагать, что первая версия - ближе к истине.

В этом смысле показательны слова Газзаева уже в начале подготовки сборной к первому матчу отборочного цикла Еиго-2004 против Ирландии. Во время пресс-конференции в пресс-центре «Московского комсомольца» тренера спросили:

Date: 2015-07-10; view: 293; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию