Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Доклад по выпускной квалификационной работе

«Элективные курсы для профильного образования

на примере дисциплины «Химия и медицина».

1 СЛАЙД. Добрый день, уважаемая аудитория и члены комиссии!

2 СЛАЙД. Актуальность. В связи с тем, что общество предъявляет новые требования к выпускникам общеобразовательных школ, в современных ФГОС предусмотрено наряду с базовой частью и вариативная часть, которая позволяет углубленно изучать тот или иной предмет.

В старших классах общеобразовательных учреждений РФ происходит переход на профильное обучение, а в 9-х классах вводится предпрофильная подготовка, что предусмотрено концепцией модернизацией образования на период до 2020 г.

Внедрение элективных курсов на этапе профильной подготовки приобретает особое значение для обучения по основополагающим дисциплинам, и в частности, по химии. Уровень знаний выпускников школ по химии часто не соответствует требованиям высших учебных заведений. Поэтому большинство учителей заинтересованы в ведении элективных курсов. В научной и методической литературе имеются программы элективных курсов, которые носят рекомендательный характер. Однако, согласно «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», профильное обучение должно быть подкреплено обоснованными научно-методическими разработками, что обуславливает актуальность темы исследования.

В последние годы в МБОУ «СОШ № 64» возрастает число старшеклассников, которые хотели бы стать студентами медицинских вузов. Для того, чтобы этот выбор был осознанным и обоснованным предлагается элективный межпредметный курс «Химия и медицина».

3 СЛАЙД. Объект исследования: элективные курсы в профильном образовании.

Предмет исследования: разработка элективного курса по химии для профильных классов.

Гипотеза исследования заключается в том, что учитель в процессе проведения элективного курса «Химия и медицина» сможет вызвать интерес учащихся к предмету и профессионально сориентировать школьников.

4 СЛАЙД. Цель исследования: разработка и внедрение программы элективного курса для учащихся профильных 10-х классов «Химия и медицина».

Задачи исследования. Для достижения цели были выдвинуты следующие задачи:

1. изучить теоретические аспекты вопроса профильного образования в общеобразовательной школе;

2. разработать программу элективного курса «Химия и медицина» для учащихся профильных 10-х классов;

3. апробировать данный курс в МБОУ «СОШ № 64» в профильных классах.

5 СЛАЙД. Методы исследования: изучение литературы, аналитический, описательный, педагогический эксперимент.

Научная новизна: разработка обоснованной научно-методической разработки для профильных классов по дисциплине «Химия и медицина».

6 СЛАЙД. Опыт введения профильного обучения в России: Изучение и анализ литературных источников показало, что идея введения профильного обучения на старшей ступени школы имеет в российском образовании долгую историю: от гимназий и лицеев царской России, где дифференциация производилась не по учебным предметам, а по половой принадлежности или уровню материального обеспечения и до попыток в разные исторические времена вводить дополнительные занятия по отдельным предметам во внеучебное время в виде кружковой работы и научно-обоснованных дифференцированных элективных курсов по отдельным школьным предметам.

7 и 8 СЛАЙДЫ. Роль, задачи и структура элективных курсов. Элективные курсы (от лат. electus – избирательный) – это обязательные курсы по выбору учащихся. Такие курсы опробованы в современной практике в рамках предпрофильной подготовки в 8-9 классах и в профильном обучении в 10-11 классах средней школы.

Элективные курсы (курсы по выбору) играют важную роль в системе профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов, существующих ныне в школе, элективные курсы – обязательны для старшеклассников.

Профильные элективные курсы обеспечивают углубленное изучение отдельных предметов и ориентированы, в первую очередь, на подготовку выпускников школы к последующему профессиональному образованию. Эта роль элективных курсов в системе профильного обучения определяет широкий спектр их функций и задач.

Во-первых, они могут «поддерживать» изучение профильных предметов на заданном стандартном профильном уровне. Например, элективный курс «Математические методы в химии» поддерживает изучение профильного предмета «Химия».

Во-вторых, некоторые из них могут служить основой для внутрипрофильной специализации обучения. Например, курс «Химия в сельском хозяйстве» в естественнонаучном профиле.

В-третьих, элективные курсы могут обеспечивать профессиональное самоопределение и знакомить с основами профессиональной деятельности. Это, например, курс «Основы инженерно-технологической деятельности».

В-четвёртых, элективные курсы могут быть направлены на удовлетворение познавательных интересов отдельных школьников в областях деятельности человека, выходящих за рамки выбранного им профиля. Например, школьник, обучающийся в гуманитарном классе, выберет курс «Компьютерное моделирование химических процессов» или «История химии», «Методы естественнонаучного исследования», «Организация научно-исследовательской деятельности», «Основы технического творчества».

В-пятых, элективный курс может развивать содержание одного из базовых курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Это позволит школьникам подготовиться к сдаче ЕГЭ по этому предмету на профильном уровне.

В-шестых, элективные курсы могут выполнять роль «надстройки», т.е. происходит дополнение содержания профильного курса. Такой дополненный курс становится углубленным, а класс, в котором он изучается, превращается в класс с углубленным изучением отдельных дисциплин. Например, курс «Основы термодинамики», «Химия окислительно-восстановительных реакций».

В настоящее время в педагогической практике только отрабатывается методика организации и проведения элективных курсов. Определен алгоритм разработки программы элективного курса и основные требования к ней, которые подробно описаны в настоящей квалификационной работе и на которых сейчас подробно я не буду останавливаться.

9 и 10 СЛАЙДЫ. Учебно-тематический план элективного курса «Химия и медицина». Программа разработанного элективного курса прилагается в квалификационной работе, с которой вы можете подробно ознакомиться. В предлагаемый элективный курс включены актуальные для современной молодежи перечень тем, чтобы учащиеся смогли реализовать химические знания в повседневной жизни.

Учащимся необходимо знать, что собой представляет человеческий организм с точки зрения химии и биологии, как поддерживать здоровье и помочь своему организму справиться с некоторыми заболеваниями и что лучше применить: лекарственные или растительные препараты.

В программу включены идеи факультативных занятий Е.И. Субботиной из периодической печати – журнала «Химия в школе», теоретический материал и опыты из «Биологическая химия» М.В. Ермолаевой, аналитической химии, фармацевтической химии, практикума по качественному микроанализу М.В. Михалевой и Б.В. Мартыненко; материал о лекарственных растениях из курса ботаники.

Основной идеей построения программы курса «Химия и медицина» является углубление знаний учащихся о физиологических особенностях организма человека и влиянии различных лекарственных препаратов, сбалансированного питания на биохимические процессы, происходящие в организме человека. При изучении данного курса формируются понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении. Учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем. В организации курса большое внимание уделяется практической работе. Ознакомление с организацией работы работников медицинских специальностей в ходе проведения экскурсий в медицинские учреждения и предприятия нацеливает учащихся на получение углубленных знаний по выбранному профилю.

11 СЛАЙД. Практическое внедрение. Разработанная программа межпредметного элективного курса «Химия и медицина» была апробирована в МБОУ «СОШ № 64» в профильном 10 Б классе (2014-2015 учебный год). В ходе лекционно-практических занятий обучающиеся успешно усвоили содержание лекций данного элективного курса, на что указывают высокие результаты проведённого итогового тестирования. Была достигнута задача по повышению интереса у учащихся к предметам естественнонаучного цикла.

Воспользовавшись методом педагогического эксперимента в рамках апробированного в МБОУ «СОШ № 64» межпредметного элективного курса «Химия и медицина» в профильном 10 Б классе, был создан учебный опытно-практический проект под названием «Роль комнатных растений в создании здоровьесберегающей среды», который планируется реализовать в течение последующих лет. Подробный текст проекта прилагается в приложении настоящей квалификационной работы.

12 СЛАЙД. Выводы по работе. В ходе настоящего исследования рассмотрены элективные курсы как важная составляющая профильного образования, обосновано их дальнейшее использование и внедрение в практику общеобразовательной школы.

Нами разработана программа межпредметного элективного курса «Химия и медицина» для учащихся 10-х профильных классов. Разработанный курс обеспечивает осмысление и усвоение учащимися теоретического и практического материала по курсам «химия» и «биология» в профильных 10-х классах, способствует развитию интереса учащихся к предметам естественнонаучного цикла и будущей профессиональной ориентации школьников.

Поставленные задачи в работе достигнуты, как и цель исследования, подтвердилась выдвинутая гипотеза – удалось значительно повысить интерес к предметам естественнонаучного цикла у учащихся профильных классов и профессионально их сориентировать.

Сформулируем основные выводы по работе:

1. рассмотрены теоретические аспекты по вопросу профильного образования в общеобразовательной школе;

2. разработана программа элективного курса «Химия и медицина» для учащихся профильных 10-х классов;

3. разработанная программа элективного курса успешно апробирована в МБОУ «СОШ № 64» в профильных 10-х классах.

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! ГОТОВ ОТВЕТИТЬ НА ВАШИ ВОПРОСЫ.


<== предыдущая | следующая ==>
 | 

Date: 2015-07-10; view: 379; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию