Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практика применения метода тестирования в Енисейском психоневрологическом интернате





 

Метод тестирования можно использовать в деятельности психоневрологического интерната. А теперь мы рассмотрим применение метода тестирования на таком социальном учреждении как ГУЧ СО «Енисейский психоневрологический интернат».

Задачей психолога и социального работника в интернате может быть оценка способностей человека, черт его личности, определение характера и глубины повреждения психики в результате болезни. Собственно диагноз психического заболевания по результатам тестирования поставлен быть не может. Психологические методы основаны на анализе реакций и поведения человека в условиях так называемого психологического эксперимента.

Ситуация психологического эксперимента создается с помощью специально заготовленных заданий и вопросов. Данные задания уже многократно испытаны на здоровых и больных людях и изучены все возможные формы реакций, указывающие на ту или иную патологию.

Таким образом, важнейшим условием психологического обследования является строгое соблюдение условий методики, в противном случае реакцию больного нельзя оценить точно. Какими бы странными ни казались задания и вопросы, они должны быть заданы только в той форме, в которой указаны в инструкции.

При психологическом исследовании никогда не задают вопросы, на которые все люди дают одинаковые ответы, поэтому задания выглядят неопределенно и расплывчато. В большинстве случаев задание не предполагает правильного и неправильного ответа: любой ответ пациента является отражением его личной точки зрения. Поэтому не допускается, чтобы кто-либо из окружающих – другие больные, медсестра или родственники – пояснял больному смысл задания или помогал в ответах на вопросы.

Исследование мышления, памяти и интеллекта можно проводить с помощью батареи тестов Векслера, включающей большой набор проб на различные знания и умения больного – есть варианты для взрослых (WAIS) и для детей (WISC). В результате вычисляется интеллектуальный индекс IQ.

Однако эта методика требует много времени и профессиональной психологической подготовки. Кроме того, она не может выявить задержку развития у детей раннего возраста. В этом случае приходится определять психофизиологический возраст ребенка по стандартным шкалам психического развития (например, по шкале Стенфорд–Бине или Гезелла).

Показатели IQ выше 100% свидетельствуют о высоком интеллекте, опережающем развитии. Цифры от 70 до 90% рассматриваются как пограничные, говорят об относительно низком интеллекте, но не считаются признаком патологии. О ней свидетельствует IQ ниже 70%.

В клинической практике чаще используются упрощенные тестовые задания для приблизительной оценки степени расстройств памяти и интеллекта. В частности, применяется проба на запоминание 10 двусложных слов (в норме запоминаются испытуемым после 3-4 устных повторений) или бессмысленных буквосочетаний (запоминаются после 5-7 повторений).

Отсчитывание по Крепелину заключается в вычитании из 100 или 200 одного и того же числа (7 или 17), ошибки при выполнении этого задания могут указывать как на нарушения памяти, так и на расстройства интеллекта, ухудшение результатов по мере выполнения задания свидетельствует об истощаемости. При тяжелых заболеваниях мозга пациенты не могут назвать пальцы на руках, перечислить месяцы года в обратном порядке, не могут объяснить переносный смысл пословиц и поговорок.

При некоторых заболеваниях (шизофрения, эпилепсия и др.) часто нарушается стройность и целенаправленность мышления без выраженного снижения интеллекта. Особенно хорошо эти расстройства выявляются с помощью методики «четвертый лишний». Больному предлагают из 4 предметов, изображенных на карточке, выбрать три, составляющие группу, назвать эту группу, и объяснить, почему четвертый предмет в нее не входит.

Важен не сделанный выбор, а его объяснение. Так, больные шизофренией в своем мышлении часто опираются на второстепенные формальные признаки (например, из набора «стул, стол, чашка, кровать» больной удаляет чашку, так как остальные предметы «имеют горизонтальную плоскость для помещения на нее предметов»).

Больные эпилепсией и органическими заболеваниями мозга дают исключительно бытовые, конкретные описания (например, в том же задании удаляют кровать, поясняя, что «это для того, чтобы чаю попить нужно, а кровать она потом, когда уже напился, потребуется») или не могут сделать выбор совсем.

Личностные опросники применяются для определения важнейших черт характера. Это может быть полезным при мягких психических расстройствах, связанных со снижением способности человека адаптироваться в ситуации стресса (например, при неврозах). С их помощью можно выявить некоторые изменения личности при прогрессирующих психических заболеваниях (шизофрения и эпилепсия).

Личностные опросники состоят из перечня вопросов и ряда ответов, из которых пациент должен выбрать один, наиболее ему подходящий. Если больной затрудняется, то ему рекомендуют указывать тот ответ, который в первую очередь приходит ему в голову, или ориентироваться на более частые ситуации. Примерами личностных опросников являются тест Айзенка и тест ММРI.

По тесту Айзенка можно оценить лишь 2 важнейшие черты характера: общительность (шкала экстраверсии–интроверсии) и устойчивость к стрессу (шкала нейротизма). Тест состоит из 57 вопросов. По результатам теста человека можно отнести к одному из 4 типов: уравновешенный экстраверт – сангвиник, уравновешенный интроверт – флегматик, неуравновешенный экстраверт – холерик, неуравновешенный интроверт – меланхолик. Надежность данного теста невелика.

MMPI (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) считается более надежной и разработанной психологической методикой. Авторы теста хотели создать инструмент диагностики психических заболеваний, поэтому назвали шкалы теста в соответствии с наиболее распространенными болезнями: «шизофрения», «депрессия», «психопатия», «паранойя», «истерия» и др. Однако в действительности тест не позволяет установить точный диагноз, зато дает подробную характеристику личности человека. Таким образом, данную методику можно применять и у здоровых людей, а также при оценке личности больных с соматическими расстройствами для выбора правильной тактики психотерапевтической и реабилитационной работы.

Проективные методы не предлагают пациенту никаких заготовленных ответов, он должен сам в процессе свободной фантазии дать свою оценку изображений и словосочетаний, предложенных в таблицах. Примером проективной методики являются задания с незаконченными предложениями, где пациент должен сочинить свой вариант окончания фразы (например, «Будущее кажется мне…»).

Существуют методики, в которых анализируются рисунки больного (например, изображение дерева или животного). Тест Люшера заключается в том, что пациент выбирает из цветных карточек наиболее ему приятные. В тематическом апперцептивном тесте он описывает свое отношение к людям, изображенным на таблицах.

В тесте Сонди из ряда фотографий выбирает понравившиеся ему лица. В тесте Роршаха перечисляет свои ассоциации, возникшие при просмотре таблиц с бесформенными чернильными пятнами.

Проективные методики дают много интересной информации, однако ее очень трудно интерпретировать, поэтому они могут применяться только специально обученными психологами. В медицине данные тесты вызывают много споров, не все методики считаются достаточно надежными [20].

Делая вывод по главе можно говорить, что на сегодняшний день тестирование широко распространено в нашем современном обществе. Главными преимуществами использования метода тестирования состоит в том, что с данным методом можно охватить большое количество респондентов, тест имеет возможность регулярного систематического проведения исследований. Данный метод обладает объективностью, в нем полностью исключаются субъективные оценочные суждения и выводы, что очень важно при социологических исследованиях. Метод тестирование активно используется в социальных учреждениях, таких как центр занятости, где комплекс тестов направлен на определение профессиональных предпочтений школьников и студентов, которое в дальнейшем поможет в выборе профессии, а так же взрослых людей, которые хотят узнать к каким профессиям они испытывают большую склонность населения, детские дома, в которых тестовые задания помогают определить подготовленность выпускника детского дома к жизни за пределами данного учреждения, центрах социальной помощи семье и детям, где с помощью тестов психолог может определить проблемы ребёнка во взаимоотношениях с окружающим миром, определить уровень агрессии и враждебности, а также выявить тип личности и темперамента, психоневрологических интернатах, в котором применяются тесты для определения важнейших черт характера, определение уровня IQ и т.д. Стоит учесть то, что метод тестирования используется во всех социальных учреждениях.

Заключение

 

Периодом зарождения и становления тестирования является период с 80-х гг. XIX в. по 20-е гг. XX в. Теоретические основы тестирования были заложены в середине 80-х гг. XIX в. английским психологом и естествоиспытателем Ф. Гальтоном, который предположил, что с помощью тестов удастся разделить факторы наследственности и влияния среды в психике человека.

Тестирование - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида.

Получение максимально полного представления о личности человека и его проблемах является целью применения тестирования. Метод тестирования отличается от других методов исследования тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой психологию разных людей, давать дифференцированные и сопоставимые оценки.

Также тестирование выполняет три основные взаимосвязанные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

Стоит отметить, что к тестам, как методам точной психодиагностики, предъявляется ряд особых требований, к которым относятся социокультурная адаптированность теста, простота формулировок и однозначность тестовых заданий, ограниченное время выполнения тестовых заданий и т.д. Если данные требования к тестам не будут соблюдены, то результаты, полученные в результате тестирования, могут оказаться недействительными.

В настоящее время тестирование широко распространено в нашем современном мире. Главное преимущество использования метода тестирования состоит в том, что с помощью данного метода можно охватить большое количество респондентов, тест имеет возможность регулярного систематического проведения исследований. Также тесты обладают объективностью. То, что невозможно или сложно изучить с помощью других методов социологического исследования, можно изучить с помощью метода тестирования.

Метод тестирования может быть широко использован в практике социальной работы. Он активно используется в таких социальных учреждениях как центр занятости (определение профессиональных предпочтений и наклонностей), детские дома (определение подготовленности выпускника детского дома к жизни за пределами данного учреждения), центрах социальной помощи семье и детям (определение проблемы ребёнка во взаимоотношениях с окружающим миром, определение уровеня агрессии и враждебности и т.д), в психоневрологических интернатах (определение важнейших черт характера, определение уровня IQ) и т.д.

Date: 2015-06-11; view: 2451; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию