Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место дисциплины в структуре ООП
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого»
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по ОМР
______________С.В. Краюшкина
«____» ________________ 20___ г.
Рабочая программа дисциплины
«Педагогика высшей школы»
Трудоемкость: ___часов,----- зачетных единиц
Квалификация (степень) выпускника: Исследователь, Преподаватель-исследователь
Форма обучения: очная
Рассмотрена на заседании кафедры педагогики
протокол № 6 от «18» декабря 2014 г.
Заведующий кафедрой педагогики_____________ А.А. Орлов
СОДЕРЖАНИЕ
1. Цели освоения дисциплины
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
4. Структура и содержание дисциплины
4.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
5. Образовательные технологии
6. Оценочные средства для контроля успеваемости по итогам освоения дисциплины.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
9. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины. Критерии оценки результатов освоения учебной дисциплины.
10. Аннотация
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Педагогика высшей школы» являются: развитие профессиональной направленности мышления будущего преподавателя высшей школы на основе формирования у обучающихся в аспирантуре знаний основных категорий, методов, технологий и специфики образовательного процесса в отечественной и зарубежной высшей школе; формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, способствующих развитию готовности аспирантов к осуществлению преподавательской деятельности в современном вузе.
Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Педагогика высшей школы» относится к дисциплинам профессионального цикла, занимая среди них центральное место. При освоении этой дисциплины аспиранты опираются на знания и компетенции, освоенные во время обучения в специалитете или магистратуре.
Знания и умения, освоенные обучающимися в процессе изучения дисциплины «Педагогика высшей школы», будут являться основой для формирования компетенций в процессе изучения других дисциплин профессионального цикла.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
универсальнаные компетенции:
- способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития (УК-6);
общепрофессиональными компетенциями:
- способность моделировать, осуществлять и оценивать образовательный процесс и проектировать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с потребностями работодателя (ОПК-5);
- способность обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения и воспитания с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающихся (ОПК-6);
- способность проводить анализ образовательной деятельности организаций посредством экспертной оценки и проектирование программы их развития (ОПК-7);
- готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования (ОПК-8);
профессиональными компетенциями:
- способность формировать образовательную среду и использовать ее возможности в реализации задач инновационной деятельности(ПК-1)
4. Структура и содержание дисциплины «Педагогика высшей школы».
4.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов/зачетных единиц
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| 108/3
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| 20
| в том числе:
|
| лекции
| 10
| семинарские занятия
| 10
| Самостоятельная работа аспиранта (всего)
| 88
| Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
| 4.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Педагогика высшей школы».
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
| Объем часов/зачетных единиц
| Формируемые компетенции
|
|
|
|
| Тема 1.
Общие основы педагогики высшей школы
| Содержание учебного материала
| 14 ч.
| (УК-6); (ОПК-8);
|
| Болонский процесс и модернизация высшего образования в Европе. Международное сотрудничество по проблемам развития образования. Будапештско-Венская декларация о Европейском пространстве высшего образования.
|
| Модернизация высшего образования в России. Типы вузов. Современная многоуровневая система высшего образования в России.
|
| Педагогика высшей школы как отрасль научных знаний. Предмет и задачи педагогики высшей школы. Связь педагогики высшей школы с другими науками. Проблемы подготовки кадров для высшей школы.
|
| Методологический компонент современного высшего образования. Гуманистическая методология педагогики. Аксиологические основания высшего образования (В.А. Сластенин).
| Лекция
| 1
|
| Семинарское занятие
| 1
| Самостоятельная работа студента
| 12
| Тема 2.
Обучение в вузе
| Содержание учебного материала
| 16 ч.
|
| Дидактика высшей школы. Специфика реализации общедидактических принципов в высшем образовании (В.И. Загвязинский, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский, И.Я. Лернер)
| (ОПК-5), (ОПК-6), (ОПК-7)
|
| Содержание образования в высшей школе. Системно-деятельностный подход как основа отбора содержания образования. (В.В. Краевский, А.М. Новиков, А.А.Орлов, А.В. Хуторской).
|
| Образовательное пространство современного вуза. Формы обучения в высшей школе. Сущность и назначение очной, очно-заочной и заочной форм получения высшего образования. Дистанционное обучение. Технологии дистанционного обучения. Система дистанционного обучения Moodle.
|
| Проблемы методов и технологий обучения в высшей школе. Задачный, проблемный и личностно-ориентированный подходы в обучении. Образовательные технологии в высшей школе (диалоговые; проектные; исследовательские; мультимедийные; кейс-стади и др.)
|
| Роль информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе современного вуза. Позитивные и потенциально негативные стороны использования ИКТ в образовательном процессе.
| Лекция
| 1
|
| Семинарское занятие в форме
| 1
|
| | Самостоятельная работа студента
| 14
|
| Тема 3.
Организационные формы обучение в вузе.
| Содержание учебного материала
| 17 ч.
|
| Аудиторные занятия. Традиционная вузовская лекция: сущность, дидактические функции, особенности организации и проведения. Нетрадиционные виды подачи лекционного материала, особенности их организации и проведения. Сущность особенности подготовки, организации и проведения семинара в вузе. Разновидности семинарских занятий. Лабораторно-практические занятия в вузе: сущность, особенности подготовки и проведения. Сценарный подход к подготовке занятий: его задачи и особенности.
| ОПК-5, ОПК-6
ОПК-7, ПК-1
|
| Самостоятельная работа студентов в вузе. Виды самостоятельной работы и технология её организации. Концепция проектирования и организации самостоятельной работы студентов при изучении педагогических дисциплин. Проблемы формирования мотивации студентов вуза к выполнению самостоятельной работы.
|
| Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов в вузе: сущность, формы и технология организации. Учебно-научные работы студентов: реферат, курсовая работа, курсовой проект, выпускная квалификационная работа, магистерская диссертация.
|
| Основные задачи и функции практической подготовки студентов в вузе. Практики студентов. Виды практик. Особенности организации и проведение разных видов практик.
| Лекция
| 2
|
| Семинарское занятие
| 1
|
| | Самостоятельная работа студента
| 14
|
| Тема 4.
Педагогический контроль и оценка в высшей школе
| Содержание учебного материала
|
|
| Контроль и оценка эффективности образовательного процесса: сущность, содержание и организация. Функции оценивания. Менеджмент качества образовательного процесса в вузе.
| ОПК-5, ОПК-6
ОПК-7, ПК-1
|
| Экзамен в высшей школе. Зачет: его задачи, разновидности, технология организации. Итоговая государственная аттестация: назначение, структура и процедура организации.
|
| Педагогическое тестирование как средство повышение качества контроля эффективности образовательного процесса. Компьютерное тестирование: его задачи, специфика организации. Интернет-экзамен.
|
| Балльно-рейтинговая система оценивания и мониторинг учебных и внеучебных достижений студентов. Портфолио студента: назначение, структура и проблемы использования.
| Лекция
| 2
|
| Семинарское занятие
| 1
|
| | Самостоятельная работа студента
| 12
|
| Тема 5.
Воспитательная система в высшей школе
| Содержание учебного материала
| 16
|
| Основные концептуальные подходы к воспитательной деятельности в высшей школе. Сущность, структура воспитательной системы вуза. Различные модели воспитательной системы вуза.
| УК-6, ОПК-5, ОПК-6
|
| Современные подходы к проблеме студенческого самоуправления. Студенческое самоуправление в современных социокультурных условиях: их права и обязанности, формы и содержание их деятельности.
|
| | лекция
________________________________________________
Практические занятия с использованием технологий
case-study
| 2
2
|
| Самостоятельная работа студента
| 12
| Тема 6.
Преподаватель и студент в образовательном процессе высшей школы
| Содержание учебного материала
| 14
|
| Личность педагога высшей школы. Профессиональная культура и профессиональная этика преподавателя высшей школы. Профессиональное самосознание и саморазвитие преподавателя.
| УК-6, ОПК-5, ПК-1,
|
| Структура профессионально-педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Профессиональная компетентность преподавателя высшей школы, пути и средства её развития. Педагогическая инноватика (А.В. Хуторской). Сущность и основные задачи инновационной деятельности преподавателя высшей школы.
|
| Студент как субъект учебной деятельности и самообразования. Сущность и особенности педагогического взаимодействия между преподавателем и студентом в образовательном процессе и во внеучебное время. Различные стратегии взаимодействия преподавателя и студента: тьюторство, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение и др.
|
| | Практическое занятие с использованием технологий case-study
| 2
|
| Самостоятельная работа студента
| 12
| Тема 7.
Управление профессиональным образованием
| Содержание учебного материала
| 16
| ОПК-7, ПК-1
|
| Сущность, функции и принципы управления образовательными системами. Система управления профессиональным учебным заведением. Мониторинг профессионально-образовательного процесса.
|
| Вопросы управления высшим учебным заведением, отраженные в нормативных документах. (Закон РФ «Об образовании», Закон о «Высшем и послевузовском образовании», «Типовое положение об образовательном учреждении»).
| Лекция
| 2
|
| Семинарское занятие
| 2
|
| | Самостоятельная работа студента
| 12
|
| Экзамен
| 1 з.е.
| Всего:
| 108 ч.
3 з.е..
| | | | | | |
|