Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии оценок

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

- Контрольные требования на разных этапах обучения

V. Методическое обеспечение учебного процесса

 

VI. Список литературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа учебного предмета «Текстиль» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области декоративно-прикладного искусства в детских школах искусств.

Занятия декоративно-прикладным творчеством в художественной школе - это путь приобщения учащихся к истокам народной культуры, знакомство с историей своей страны, своего региона, формирование эстетического отношения к предметам быта, уважение к человеку-мастеру, к его рукотворным созданиям.

Учебный предмет «Текстиль» направлен на развитие творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.

Программа предмета составлена на основе опыта реализации программ по направлению декоротивно-прикладное творчество на базе детских школ искусств и учитывает специфику обучения в данном направлении.

Учебный предмет «Текстиль», который включает в себя три раздела - «Ткачество», «Кружевоплетение», «Вышивка» - тесно связан с прикладной композицией. Данные взаимосвязи помогают учащимся активно осмысливать окружающий мир, воплощать его в формах декоративно-прикладного искусства, гармонично объединяя функциональный и эстетический компоненты в текстильном изделии.

Учебный предмет «Текстиль» реализуется при 3-летнем сроке обучения в 1-3 классах.

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Основное внимание в программе уделяется практическим занятиям.

Рекомендуемый возраст детей, поступающих в детскую школу искусств, 10 – 13 лет.

Срок реализации учебного предмета

При реализации программы учебного предмета «Текстиль» со сроком обучения 3 года, продолжительность учебных занятий с первого по третий классы составляет 34 недели в год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета

Сведения о затратах учебного времени отражены с учетом распределения объема учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета, на максимальную аудиторную нагрузку учащихся и самостоятельные занятия.

При 3-летнем сроке обучения объем учебной нагрузки и её распределение по годам составляют: всего часов – 612, из них 408 часов – аудиторная нагрузка, 204 часа – самостоятельная работа.

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

 

Вид учебной работы Годы обучения Всего часов
  1-й год 2-й год 3 год  
Полугодия              
Аудиторные занятия              
Самостоятельная работа              
Максимальная учебная нагрузка              
Вид промежуточной и итоговой аттестации по полугодиям   просмотр   просмотр   просмотр  

 

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Текстиль» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек).

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Распределение нагрузки по годам обучения:

аудиторная нагрузка:

1-3 годы обучения – по 4 часа в неделю:

самостоятельная работа:

1-3 годы обучения – по 2 часа в неделю.

Цель и задачи учебного предмета

Целью предмета «Текстиль» является сохранение и развитие народных культурных традиций, а также адаптация народного ремесла современному образу жизни на основе формирования практических умений и навыков учащихся в области художественного ремесла.

Задачи учебного предмета «Текстиль»:

· формирование эстетической потребности в занятиях декоративно-прикладным творчеством;

· формирование и развитие потенциальных творческих способностей каждого ребенка, формирование личности, творчески относящейся к любому делу;

· создание условий для формирования художественно-творческой активности учащихся;

· формирование практических навыков работы в различных техниках и обучение приемам выполнения изделий;

· формирование навыков составления композиции в соответствии с выбранной техникой художественного ремесла;

· формирование эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира и умение видеть в нем прообразы своих будущих произведений;

· формирование стойкого интереса к творческой рукотворной деятельности.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы, отражающие основные характеристики учебного процесса:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение

учебного предмета;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки обучающихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Предложенные в настоящей программе разделы «Ткачество», «Кружевоплетение», «Вышивка» с соответствующими учебными заданиями следует рассматривать как рекомендательные. Данный подход дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию предмета «Текстиль», применять разработанные им методики.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий, самостоятельной работы по сбору материала и т.п.) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы. Программа предлагает следующую схему этапов выполнения работы в материале.

1. Знакомство с историей ремесла.

2. Освоение приемов ремесла.

3. Выполнение эскизов.

4. Создание творческой работы.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы, для сбора дополнительного материала в области традиционных ремесел, цветоведения, орнамента и пр. учащиеся могут пользоваться Интернетом. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной, учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и истории мировой культуры, художественными альбомами по видам искусства.

Для достижения наиболее успешного результата работы учащихся по разделу «Ткачество» мастерскую необходимо оборудовать специальными рамками для ткачества с пропилами и шагом 0,5 см. Такая форма ткацкой рамки дает возможность выполнять гобелены различной сложности. Для более тонкой проработки изделия необходимо заправить две нити в прорезь. Рекомендуемый размер по внутреннему контуру - 25 см на 25 см. Квадратная форма рамы позволяет выполнять ткачество по рисунку и поперек рисунка, что обогащает выразительные возможности изделия.

Необходимо создать общий фонд ниток для работы. Наличие большого количества ниток разных оттенков и фактур позволит создавать учащимся художественно выразительные работы. Нитки, разложенные по цвету, удобно хранить в прозрачных контейнерах.

Для плетения коклюшечного кружева каждый учащийся должен быть обеспечен подушкой, подставкой, набором коклюшек, булавками, вязальным крючком, шилом. Подушка имеет форму валика диаметром 20-30 сантиметров, набор коклюшек должен насчитывать 13-15 пар. Материалы, из которых плетут кружево, разнообразны – это лен, хлопчатобумажная нить, шелковая нить и пр. Первые задания программы лучше выполнять цветными нитями «Ирис».

Для выполнения заданий по разделу «Вышивка» необходимо иметь пяльцы круглые или прямоугольные, иглы №№1, 2, ножницы маленькие с острыми концами. Ткани и нитки для вышивки выбираются в зависимости от узора и приемов работы. Для вышивки по счету – ткань полотняного переплетения и нити «Мулине». Для вышивки бисером требуется тонкий фетр или другая плотная ткань, бисер, стеклярус, бусины, кабошоны, армированная нить различных цветов. Рабочее место вышивальщицы должно быть хорошо освещено.

 

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Текстиль» построено с учетом возрастных особенностей детей, включает теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с историей ремесла, региональными особенностями и технологическими приемами, включает в себя задания по аналитической работе в области декоративно-прикладного искусства.

Практическая часть основана на применении теоретических знаний и навыков ремесла в учебном и творческом опыте.

Содержание программы включает следующие разделы и темы:

· беседа из истории развития ремесла,

· знакомство с оборудованием и материалами,

· эскизирование,

· освоение приемов работы в заданной технике,

· творческая работа.

 

Учебно-тематический план

Первый год обучения

 

МАСТЕРСКАЯ «ТКАЧЕСТВО»

 

Мини - гобелен

 
№ п/п Наименование темы Коли-чество часов  
Раздел 1. Основные приемы ткачества. Техника безворсового ткачества
1.1. Беседа «Искусство ткачества».  
1.2. Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в технике гобеленового ткачества.  
1.3. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы и утка к ткачеству.  
1.4. Основы композиции: цветоведение. Теплые цвета.   Выполнение эскиза гобелена «Осень»  
1.5. Выполнение проекта в материале.  
1.6. Заработка края изделия. разводная косичка начало ткачества  
  Раздел 2. Основные приемы ткачества. Техники фактурного ткачества    
2.1. Основы композиции: цветоведение. Холодные цвета.    
2.2. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы и утка к ткачеству. Заработка края гобелена  
2.3. Выполнение проекта в материале.  
2.4. Заработка края гобелена.  
  Итого  
  Раздел 3. Основные приемы ткачества. Криволинейные формы    
3.1. Основы композиции, цветоведение. Гармония теплых и холодных цветов.    
3.2. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы и утка к ткачеству.    
3.3. Выполнение проекта в материале.  
3.4. Заработка края изделия.    
  Раздел 4. Итоговая работа. Ткачество по шаблону
4.1. Основы композиции, цветоведение. Эмоциональная выразительность цвета.    
4.2. Заправка рамки основой. Подготовка основы к ткачеству.  
4.3.   Выполнение работы в материале.  
4.4. Заработка края гобелена.    
4.5. Объединение работ в общую композицию.  
  Итого  

 

 

Второй год обучения

 

МАСТЕРСКАЯ «КРУЖЕВО»

 

№ п/п Наименование темы   Коли-чество часов  
Раздел 1. Из истории развития кружевоплетения
1.1. Краткий историко-художественный обзор развития кружевоплетения.      
1.2. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами коклюшечного кружевоплетения.    
Раздел 2. Парное кружево
2.1. Общие понятия об элементах и приемах плетения. Сколок.     .  
2.2. Основные элементы плетения. Плетешок. Полотнянка без перевивов.  
2.3. Простые решетки парного кружева. Сетка. Приёмы соединения решеток парного кружева с сеткой и полотнянкой.  
2.4. Основы композиции: ритм, симметрия.  
2.5. Сколок парного кружева до 13 пар.      
2.6. Плетение тесемок, закладок, браслетов.  
  Итого  
Раздел 3. Сцепное кружево
3.1. Эскиз и сколок сцепного кружева. Копирование готовых сколков. Основы работы с ними.    
3.2. Вилюшка – основа сцепного кружева.  
3.3. Простая решетка сцепного кружева (на 2 пары).  
3.4. Основы композиции: симметрия и асимметрия, статика и динамика. Выделение главного.  
3.5. Составление несложных эскизов сцепного кружева.  
3.6. Плетение мелких сувениров по готовым сколкам.  
  Итого  

 

 

Третий год обучения

 

МАСТЕРСКАЯ «ВЫШИВКА»

 

№ п/п Наименование темы   Коли-чество часов  
  Раздел 1. Вышивка родного края  
1.1. Беседа «Искусство вышивки. Вышивка родного края».    
1.2. Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в работе.    
1.3. Особенности нанесения рисунка на ткань.    
1.4. Знакомство с технологическими особенностями выполнения вышивки.  
1.5. Основы композиции.    
1.6. Выполнение проекта в материале.    
1.7. Оформление изделия.    
  Итого  
Раздел 2. Вышивка бисером  
1.1. Беседа «Из истории вышивки бисером».    
1.2. Инструменты и приспособления, разнообразие материалов.    
1.3. Основы композиции.    
1.4. Вышивание бисером по свободному контуру. Виды швов.    
1.5. Выполнение проекта в материале.    
1.6. Оформление изделия.    
  Итого  

Годовые требования

Первый год обучения

 

МАСТЕРСКАЯ «ТКАЧЕСТВО»

 

Мини - гобелен

 

Раздел 1. Основные приемы ткачества. Техника безворсового ткачества

Тема 1.1. Беседа «Искусство ткачества».

Знакомство с разными видами ткачества, его особенностями.

История ткачества гобелена.

Знакомство с историей развития искусства ткачества гобелена, с характерными особенностями старинного, советского и современного гобелена, его художественными приемами и ролью в оформлении интерьера.

Знакомство с композиционными особенностями гобелена, условностью языка, стилизацией растительных и животных форм.

Выбор темы и сюжета, подходящие для создания панно.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, образцы изделий художественного ткачества.

Тема 1.2. Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в технике гобеленового ткачества.

Знакомство с устройством вертикального ткацкого станка – рамы.

Показ рамы в полной заправке.

Инструменты, применяемые в ткачестве на раме: ножницы, колотушка (стальная вилка), крючок, иглы для ткачества.

Знакомство с материалами и их основными свойствами (лен, хлопок, шерсть).

Оборудование: рамка (или несколько рамок), заправленная основой, инструменты для ткачества, образцы материалов, образцы изделий, выполненных на основе разной плотности, с применением различных техник и материалов.

Тема 1.3. Заправка вертикальной рамы основой, подготовка основы и утка к ткачеству.

Знакомство с правилами расчета заправки ткацкой рамки основой. Понятие плотности основы. Выбор нити для навивания основы на ткацкую раму. Выбранная основа должна быть крепкая, плотная - хлопчатобумажная или льняная.

Отработка приема закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Отработка приема сновки нити вкруговую слева направо. Отработка приема равного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Отработка приема прокладки разделительного прутка.

Отработка приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами для навивания круговой основы

Тема 1.4. Основы композиции, цветоведение. Теплые цвета.

Выполнение первой части эскиза композиции «Времена года»: «Осень».

Значение цвета в искусстве.

Знакомство с цветовым кругом.

Теплые цвета. Эмоциональная выразительность цвета.

Выполнение теплой цветовой растяжки с эмоциональной окраской.

Лист для работы должен быть расположен горизонтально.

Предлагаемые темы: «Светлая осень», «Дождливая осень», «Листья на асфальте», «Осенний ветер» и т.д.

Выбор наиболее удачных образцов.

Этапы создание эскиза. Разрезать лист с выбранной цветовой растяжкой на две равные части. Одна растяжка будет служить фоном, из другой - необходимо вырезать листок дерева, простой по форме, или просто прямоугольник. Вырезанные объекты должны быть соразмерны по формату. Вырезанный объект приклеить на фоновый лист, повернув на 180 градусов. Цветовая растяжка у фона и объекта должна быть встречной. Полученная композиция будет художественно- выразительной, цельной по колориту и доступной для выполнения в материале.

Оборудование: формат А4, краски, кисти, ножницы, клей.

Тема 1.5. Выполнение проекта в материале.

Заработка заправочного конца (0,5 см) с применением в уток хлопчатобумажной нити. Отработка приема прокладки и прибивки заправочного конца.

Установление длины уточной нити.

Отработка приема прокладывания утка по всей длине.

Отработка приема прокладки утка без стягивания кромок.

Отработка приема прибивки уточной нити.

Отработка приема раскладки отрезков цветных утков согласно рисунку.

Отработка приема поворота нити на границе цветового участка с образованием зазора между поворотами двух соседних утков.

Отработка приема поворота нити на границе цветового участка с закреплением на одной нити основы между поворотами двух соседних утков.

Отработка навыка сдвига цвета соответственно рисунку.

Отработка навыка прокладки нити с учетом усадки.

Отработка приемов заработки концов уточных нитей.

Оборудование: заправленные ткацкие рамки, эскиз, ножницы, колотушки (вилки стальные), иглы для ткачества, цветные нитки для утка (шерсть).

Тема 1.6. Заработка края изделия.

Знакомство с правилами срезки готового изделия с рамы.

Отработка навыков завязывания концов основы и подшивка верхнего и нижнего заправочных концов.

Оборудование: готовое изделие на раме, ножницы, игла.

 

Раздел 2. Основные приемы ткачества. Техники фактурного ткачества.

Тема 2.1. Основы композиции, цветоведение. Холодные цвета.

Выполнение второй части эскиза композиции «Времена года»: «Зима».

Техника выполнения эскиза подобна предыдущему варианту.

Знакомство с холодными цветами и их эмоциональной выразительностью.

Выполнение эмоционально наполненных цветовых растяжек на горизонтальном формате А4 на тему «Зимняя ночь», «Первый снег», «Морозное утро» и т. д.

Выбор двух наиболее удачных вариантов по цвету, различных по тону.

Один вариант служит фоном, другой - используется для вырезания елки или дерева простой формы (из одного, нескольких треугольников, ступенчатой формы).

Вырезанные фигуры должны быть соразмерны с фоновым форматом.

Полученная цветовая композиция будет цельной по колориту, контрастной по тону эмоционально выразительной и доступной для выполнения в материале.

Разработка эскизной схемы использования фактуры гобелена.

Оборудование: формат А4, краски, кисти, ножницы клей.

Тема 2.2. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Закрепление навыков навивания основы на ткацкую раму.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Отработка приема закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Закрепление приема сновки нити вкруговую слева направо. Закрепление приема равного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Закрепление приема прокладки разделительного прутка.

Закрепление приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами для навивания круговой основы.

Тема 2.3. Выполнение проекта в материале.

Выполнение проекта в материале с использованием способов фактурного ткачества.

Освоение способов фактурного ткачества (ткачество с настилом, узловязание, работа с вытянутыми петлями).

Отработка навыка работы с использованием двух утков.

Изучение вариантов образования фактур при одинарной и полной прокидке скрепляющего утка (при одинарной прокидке петли узлы пойдут вертикальными рядами, при полной прокидке – в шахматном порядке).

Отработка приема вытягивания петли на спицу по ширине выбранного рисунка (длина петли зависит от толщины спицы).

Отработка приема закрепления вытянутого ряда петель скрепляющим утком.

Знакомство со способами узловязания. Двойной ковровый узел.

Отработка навыков подготовки материала для ворсового ткачества (нарезка нитей утка одинаковой длины).

Отработка навыков навязывания двойного узла по всей ширине выбранного рисунка.

Отработка навыков прокладки скрепляющего утка при работе с узлами.

Отработка навыков стрижки ворса.

Оборудование: заправленные ткацкие рамки, эскиз, ножницы, колотушки (вилки стальные), иглы для ткачества, цветные нитки для утка (шерсть).

Тема 2.4. Заработка края гобелена.

Закрепление навыков срезки готового изделия с рамы.

Отработка навыков завязывания концов основы и подшивки верхнего и нижнего заправочных концов.

Оборудование: готовое изделие на раме, ножницы, игла.

 

Раздел 3. Основные приемы ткачества. Криволинейные формы

Тема 3.1. Основы композиции, цветоведение. Гармония теплых и холодных цветов.

Выполнение третьей части эскиза композиции «Времена года»: «Весна».

Выполнение вариантов графической схемы композиции. «Весенние холмы».

Кривые линии не должны быть очень крутыми.

Выполнение цветовых вариантов: «Весна света», «Весна цвета», «Весна цветения».

Каждый холм должен читаться по цвету и тону цельно, отличаться от расположенного рядом. Композиция должна оставаться эмоционально цельной и колористически выдержанной.

Выбор наиболее удачного варианта эскиза.

Оборудование: формат А4, краски, кисти, ножницы.

Тема 3.2. Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Закрепление навыков навивания основы на ткацкую раму.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Отработка приема закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Закрепление приема сновки нити вкруговую слева направо. Закрепление приема равного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Закрепление приема прокладки разделительного прутка.

Закрепление приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами для навивания круговой основы.

Тема 3.3. Выполнение проекта в материале с использованием способов фактурного ткачества.

Освоение приема свободной штриховки ступенчатой и прямой линиями.

Освоение приема – выделение контура (обвивка нитей основы по кривой).

Отработка навыков односторонней обвивки и встречной обвивки.

Отработка навыков натяжения нити при выполнении обвивки.

Отработка навыков ткачества круга: сохранение контура с помощью обвивки, заполнения контура, завершение обвивки круга косичкой.

Оборудование: заправленные ткацкие рамки, эскиз, ножницы, колотушки (вилки стальные), иглы для ткачества, цветные нитки для утка (шерсть).

Тема 3.4. Заработка края гобелена.

Срезка готового изделия с рамы.

Завязывание концов основы и подшивка верхнего и нижнего заправочных концов.

 

Раздел 4. Итоговая работа. Ткачество по шаблону.

Тема 4.1. Основы композиции, цветоведение. Эмоциональная выразительность цвета.

Выполнение четвертой части эскиза композиции «Времена года»: «Лето».

В композицию включается предметное изображение, например, стилизованного животного, птицы, бабочки и т. д. Изображение должно быть простым по форме и доступным для ткачества. Цветовые направления по теме выбираются самостоятельно или из предложенных вариантов: «Зной», «Летняя прохлада», «Ночь в июле», «Цветение» и т.д.

Выбор наиболее выразительного эскизного решения.

Оборудование: формат А4, краски, кисти.

Тема 4.2. Заправка рамки основой. Подготовка основы к ткачеству.

Проверка навыков навивания основы на ткацкую раму.

Заправка вертикальной рамы основой. Подготовка основы к ткачеству.

Проверка навыков закрепления конца основы в начале и конце сновки.

Прием сновки нити вкруговую слева направо.

Проверка умения ровного натяжения нитей по всей длине основы и укладывание нитей в пазы.

Проверка навыка прокладки разделительного прутка.

Проверка навыка приема навязывания заправочной косички в начале и конце основы.

Оборудование: ткацкие рамки для каждого ученика с пропилами, для навивания круговой основы.

 

Второй год обучения

МАСТЕРСКАЯ «КРУЖЕВО»

Раздел 1. Из истории развития кружева

Тема 1.1. Краткий историко-художественный обзор развития кружевоплетения. Общие понятия о кружеве. Способы получения переплетений: вышивание, шитье, плетение, узловязание, петлеобразование. Знакомство с историей русского коклюшечного кружева.

Тема 1.2. Знакомство с традиционным оборудованием и материалами кружевоплетения. Характеристика сырья и оборудования, необходимого для кружевоплетения. Подготовка инструментов и оборудования к работе.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки.

 

Раздел 2. Парное кружево

Тема 2.1. Общие понятия об элементах и приемах плетения. Сколок. Формирование основных навыков плетения кружев. Знакомство с простейшими сколками кружев.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки.

Тема 2.2. Основные элементы и приемы плетения. Общие понятия об основных элементах и приемах плетения. Плетешок – один из основных элементов кружева; формирование навыков плетения плетешков. Плетение плетешка из цветных ниток. Полотнянка без перевивов - навыки выполнения полотнянки из толстых цветных нитей. Плетение полотнянки из цветных ниток.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки.

Тема 2.3. Простые решетки парного кружева. Овладение навыками плетения простых решеток в полный заплёт и в полузаплёта. Формирование навыков плетения сетки. Приемы соединения решеток парного кружева с сеткой и полотнянкой - навыки плетения мерного, многопарного кружева. Закрепление навыков плетения.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки.

Тема 2.4. Основы композиции: ритм, симметрия. Знакомство с основами композиции. Изучение использования ритма и симметрии в кружевоплетении.

Оборудование: бумага в клетку, карандаш, ластик, гелевая ручка.

Тема 2.5. Рисунок и сколок парного кружева (до 13 пар). Составление простейших сколков парного кружева (до 13 пар) с учетом основ композиции.

Оборудование: бумага в клетку, карандаш, ластик, гелевая ручка.

Тема 2.6. Плетение тесемок, закладок, браслетов. Закрепление навыков плетения.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки.

 

Раздел 3. Сцепное кружево

Тема 3.1. Рисунок и сколок сцепного кружева. Изучение особенностей рисунка сцепного кружева. Сравнительный анализ рисунка парного и сцепного кружева. Составление простейших сколков по рисунку сцепного кружева. Копирование готовых сколков – основы работы со сколками.

Оборудование: бумага, калька, карандаш, фломастеры.

Тема 3.2. Вилюшка – основа сцепного кружева. Приемы плетения сцепного кружева (закидка, сцеп). Закрепление навыков плетения.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки, крючок.

Тема 3.3. Простая решетка сцепного кружева на 2 пары. Последовательность плетения простых решеток сцепного кружева, плетение ложных плетешков. Закрепление навыков плетения.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки, крючок.

Тема 3.4. Основы композиции: симметрия и асимметрия, статика и динамика. Выделение главного. Изучение использования симметрии и асимметрии, статики и динамики в сцепной технике плетения.

Оборудование: бумага, калька, карандаш, фломастеры.

Тема 3.5. Составление несложных эскизов сцепного кружева с использованием законов композиции.

Оборудование: бумага, калька, карандаш, фломастеры.

Тема 3.6. Плетение мелких сувениров по готовым сколкам. Дальнейшее закрепление навыков плетения сцепного кружева.

Оборудование: подушка, подставка, коклюшки, сколок, нити, булавки, крючок.

Третий год обучения

 

МАСТЕРСКАЯ «ВЫШИВКА»

 

Раздел 1. Вышивка родного края

Тема 1.1. Беседа «Искусство вышивки. Вышивка родного края».

Рассказ о вышивке как об особом виде декоративно-прикладного искусства, в котором выразилась особая любовь народа к узорочью. Использование вышивки в украшении костюма и предметов быта. Многообразие исторически сложившихся центров вышивания в России. Знакомство с традиционной техникой вышивки родного края, изучение образцов. Выявление характерных композиционных и цветовых особенностей данной техники вышивания, изучение технологических особенностей вышивки и последовательности ведения работы над узором. Зарисовка образцов на бумаге в клетку. Выбор темы и сюжета, подходящие для создания творческого задания.

Оборудование: иллюстрации, фотографии, слайды, старинные и современные образцы изделий художественной вышивки.

Тема 1.2. Оборудование, инструменты и материалы, применяемые в работе.

Ткань и её особенности, влияющие на определение техники для вышивания. Многообразие ниток и иголок, используемых в работе. Различные варианты пялец и особенности натягивания ткани на них.

Оборудование: пяльцы, нитки, ткань, вышивальные иглы.

Тема 1.3. Особенности нанесения рисунка на ткань.

Освоение способов переведения рисунка на ткань с помощью копировальной бумаги для ткани, методом «припорох» через кальку и др.

Оборудование: ткань, калька, поролон, состав для нанесения рисунка, игла, копировальная бумага для ткани.

Тема 1.4. Знакомство с технологическими особенностями выполнения вышивки.

Освоение основных приемов вышивания без узлов, способов маскировки рабочей нити, приемов введения в вышивку новой нити на место закончившейся.

Оборудование: пяльцы, нитки, ткань, вышивальные иглы.

Тема 1.5. Основы композиции.

На примере образцов орнаментов знакомство с традиционными мотивами русской вышивки, понятие симметрии относительно вертикальной оси, традиционная трехчастная композиция, статика и динамика в декоративной композиции. Работа с образцами, рисование основных мотивов вышивки данной области. Выполнение эскиза творческого задания «Декорирование сумочки» или «Салфетки».

Оборудование: фломастеры красный и синий, бумага формат А4.

Тема 1.6. Выполнение проекта в материале.

Подготовка ткани к вышиванию, выбор материалов и перенос рисунка на ткань. Освоение приемов вышивания без узлов.

Оборудование: пяльцы, нитки, ткань, вышивальные иглы, эскиз.

Тема 1.7. Оформление изделия.

Выполнение заключительных операций по вышиванию изделия: обработка краев швом «мережка», сшивание фрагментов ткани, знакомство с соединительными швами, привязывание кистей.

Оборудование: пяльцы, нитки, ткань, вышивальные иглы, эскиз.

 

Раздел 2. Вышивка бисером.

Тема 1.1. Беседа «Из истории вышивки бисером». Вводное занятие. Ознакомление с историей вышивки бисером от истоков до наших дней. Использование вышивки бисером для создания дополнительного декора в вышитых изделиях, а также выполнение штучных изделий.

Оборудование: образцы вышитых изделий, альбомы, фотографии авторских работ.

Тема 1.2. Инструменты и приспособления, разнообразие материалов.

Знакомство с материалами, инструментами. Бисер, стеклярус, бусины, кабошоны, плотная ткань, тонкий фетр. Изучение литературы и справочного материала.

Оборудование: ткань, бисер, иглы, нитки, ножницы, бумага, цветные карандаши.

Тема 1.3. Основы композиции.

Выполнение эскиза для оформления утилитарных изделий или мини-панно. Разработка монокомпозиции на тему «Космос», «Подводный мир» и др. Необходимо уделить внимание выявлению композиционного центра, использованию линии и пятна, что позволит усилить силуэтную выразительность ритмических пятен. Поиски цветового решения композиции.

Оборудование: формат А4, карандаш, фломастеры, гуашь, кисти.

Тема 1.4. Вышивание бисером по свободному контуру. Виды швов. Знакомство с техникой вышивки бисером. Особенности перенесения рисунка на ткань. Выполнение небольшого образца по каждому из приемов вышивки (стежки «вперед иголку», стежки «назад иголку», «вприкреп»). Особенности закрепления рабочей нити.

Оборудование: ткань плотного плетения, бисер, иглы, армированная нить, ножницы.

Тема 1.5. Выполнение проекта в материале.

Подготовка ткани к вышиванию, перенос рисунка на ткань, подбор бисера. Использование бисера разного размера для создания рельефной поверхности и получения дополнительного выразительного эффекта.

Оборудование: нитки, ткань, иглы для бисера, эскиз.

Тема 1.6. Оформление изделия.

Выполнение заключительных операций по вышиванию изделия: обработка краев швом, сшивание фрагментов ткани, приемы выполнения декоративных кистей.

Оборудование: нитки, ножницы, иглы.

 

 

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа «Текстиль»:

знания:

· основных понятий и терминов в отношении каждого заявленного в программе вида декоративно-прикладного искусства;

· основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.);

· основных приемов работы;

· свойств материалов, применяемых в реализации проектов;

умения:

· работать с различными материалами;

· использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;

· решать в материале художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом;

· выполнять самостоятельно по эскизу изделие в материале;

· понимать выразительность цветового и композиционного решения;

· анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

навыки:

· грамотной и аккуратной работы с материалами;

· изготовления изделий по составленным эскизам;

· конструирования и моделирования из различных материалов.

 

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма и содержание

Контроль знаний, умений, навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде творческого просмотра по окончании второго, четвертого, шестого полугодий. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы (текущий контроль). Итоговая аттестация проводится в форме просмотра – выставки.

Критерии оценок

Во время объяснения новой темы и перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

Выставляется отметка:

· 5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.

· 4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

· 3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

 

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Для успешного результата в освоении программы «Текстиль» необходимы следующие учебно-методические пособия:

· наглядные методические пособия по темам,

· технологические карты, традиционные орнаментальные рисунки,

· фонд лучших работ учащихся по разделам и темам,

· видеоматериал,

· интернет – ресурсы,

· презентационные материалы по тематике разделов.

Методические рекомендации преподавателям

Для развития навыков творческой, грамотной работы учащихся программой предусмотрены методы дифференциации и индивидуализации при определении учебной задачи, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей учащихся.

Применяются следующие средства дифференциации:

а) разработка заданий различной трудности и объема;

б) разная мера помощи преподавателя учащимся при выполнении учебных заданий;

в) вариативность темпа освоения учебного материала.

Основной задачей дифференциации и индивидуализации при объяснении материала является актуализация полученных ранее знаний учениками. Важно вспомнить именно то, что будет необходимо при объяснении нового материала. Часто на этапе освоения нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной информацией, и при этом ученики получают разную меру помощи, которую может оказать преподаватель посредством инструктажа-показа, а также с помощью орнаментальных схем.

Основное время на уроке отводится практической деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует её продуктивности.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список литературы по разделу «Ткачество»

Методическая литература

1. Борисова И.И. Ковровщицы Орловщины // Сб. «Новое в традиционном (народные мастера, традиции, школы)». Вып. 1. М., 1985

2. Борисова И.И. Народные ковры Орловщины // Орловский комсомолец, 14 мая 1970

3. Бетехин Г.А., Зубова Л.К., Поманский Б.А. Технология ковроделия в РСФСР. М., 1955

4. Кожевникова Л.А. Художественное ткачество // Сб. «Основы художественного ремесла». М., Просвещение, 1978

5. Канунникова Н.П. Ручное ковроделие // Сб. «Основы художественного ремесла». М., «Просвещение», 1971

6. Константинов В. Красное солнце на черном поле // «Вокруг света» 1980 г.: №1

7. Уталишвили Нелли. Эксклюзивный гобелен: Техника. Приёмы. Изделия. Энциклопедия. М., АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2009

8. Яковлева Е.Г. Курские ковры. М., 1955

9. Яковлева Е.Г. Русские ковры. М.,1959

Учебная литература

1. Дворкина И. Гобелен за десять вечеров. М., Культура и традиция, 1988

2. Савицкая В. Превращения шпалеры. М., «Галарт», 1995

3. Современный советский гобелен. М., «Советский художник», 1979

Список литературы по разделу «Кружевоплетение»

Методическая литература

1. Давыдова С.А. Очерки кружевной промышленности в России. / В кн.: Кустарная промышленность в России. Женские промыслы. СПб., 1913

2. Ефимова Л.В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. М., 1972

3. Коломиец А.И. Елецкое кружево. М., 1962

4. Кораблева А.А., Плющева А.Я. Кружево в современном костюме. Альбом. М., 1967

5. Курс женских рукоделий. М., 1962

6. Лукашева Р.А. Русское кружево. М., 1998

7. Работнова И.П. Русское кружево. М., 1970

8. Работнова И.П. Русское народное кружево. М., 1956

9. Твердова-Савицкая З.М. Очерк кустарных промыслов Елецкого уезда. М., 1916

10. Фалеева В.А. Русское плетеное кружево. Л., 1983

11. Шенер Ф. Кружево. Технология ручного и машинного изготовления. М., 1990

12. Эрихсон Н.Я. Учебная коллекция по плетению кружев. М., 1913

Учебная литература

1. Белозерова И.Е., Блинова Л.И. Русское кружево: Школа плетения на коклюшках. М., 2005

2. Исакова К.В. Плетение кружев. М., 1959

3. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево. М., 1991

4. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

Список литературы по разделу «Вышивка»

Методическая литература

1. Афанасова В.В. Бисер в вышивке. Ниола–пресс, 2012

2. Васильев А. Красота в изгнании. Слово, 2005

3. Вышивка. Художник М.И.Гумилевская. Орнаменты цветной перевити. Культура и традиции, 2005

4. Божьева Н. Русский орнамент в вышивке: традиция и современность. Северный паломник, 2008

5. Богуславская Н.Я. Русская народная вышивка. М., 1973

6. Богуславская И. Вышитые подзоры. Конец XVIII–начало XIX века. СПб, Palace Editions, 2012

7. Гринченко Анна. Вышивка бисером. М., Эксмо, 2006

8. Ефимова Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. М., Изобразительное искусство, 1984

9. Стасов В. Русский народный орнамент. Шитьё, ткани, кружева. GOLDEN BOOK, 2008

10. Русская вышивка XVII – начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа/ Моисеенко Е. Ленинград, «Художник РСФСР», 1978

11. Русская народная вышивка. Государственный русский музей. М., Искусство, 1972

12. Федюшкина И.С. Вышивка. Белой нитью по белому. М., 1996

13. Черноморец А.Д. Ажурная вышивка и игольное кружево. Киев, «Час», 1992

14. Юрова Елена. Эпоха бисера в России. М., Интербук-бизнес, 2003

15. Юрова Елена. Старинные узоры для вышивания. Обзор за 400 лет и энциклопедия вышивки XVIII в. М., Этна, 2010

Учебная литература

1. Основы художественного ремесла. Ч. 1 / Под ред. В.А. Бородулина. М., 1986

2. Ерёменко Т. Вышивка. Техника. Приёмы. Изделия. М., АСТ-пресс, 2000

3. Клиентов А. Народные промыслы. М., Белый город, 2010

4. Наниашвили Ирина. Вышивка бисером. Шаг за шагом. Харьков: Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2007

 

Средства обучения

материальные: учебные аудитории, специально оборудованные горизонтальными и вертикальными ткацкими станами, сновальными рамами, инструментами, материалами для ткачества, наглядными пособиями, мебелью;

наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, технологические карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

демонстрационные: подлинники изделий народного творчества;

электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.


<== предыдущая | следующая ==>
Функциональные обязанности менеджера по рекламе | Ассортимент тканей

Date: 2015-06-11; view: 640; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию