Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Заявление о вступлении в Гитлерюгенд, датированное 1938 годом





Экспонат Немецкого исторического музея в Берлине

 

Среди источников, использованных в этой дипломной работе нельзя не упомянуть и еще один недостаточно известный широкому кругу читателей сборник материалов «Германский национал-социализм», выпущенный издательством «Паллада» в 1994 году.[7]Его уникальность определяется теми материалами, которые здесь приведены. Во-первых, высказывания большинства нацистских лидеров о различных сферах деятельности «Третьего Рейха», а во-вторых, полный текст «Основ истины», своего рода хрестоматии для «гитлерюгенда», в-третьих, образцы наглядной пропаганды, направленной на молодёжь. Сама книга состоит из нескольких разделов, посвященных той или иной проблеме: искусство, молодежь, демократия и т. д.

Кроме этой книги нельзя не вспомнить немецкое издание «Книгосожжение 10 мая 1933 года» «Bucherverbrennung zum 10. Mai 1933».[8]Данное издание интересно тем, что так же дает большое количество документальных сведений: отчетов, справок, газетных статей, посященных книгосожжению. В рамках данной дипломной работы данное издание интересно тем, что здесь приведено множество материалов о участии «гитлерюгенда» в данной акции.

Важнейшим документом для оценки роли «гитлерюгенда» с системе «Третьего Рейха» являются протоколы Нюрнбергского процесса, по поводу которых остается пожалеть, что материалы Нюрнбергского процесса так и не изданы до сих пор в полном объеме.[9]В данных протоколах представляют интерес допросы Бальдур фон Шираха, возглавлявшего «гитлерюгенд» до 1940 года, где четко прослеживается ориентация молодёжи руководством данной организации на войну.

Кроме этих документов в качестве источника основополагающих знаний можно привести «Энциклопедию Третьего Рейха».[10]Несмотря на то, что данное издание является уникальным и пока единственным, нельзя не заметить, что в ней допущены ряд неточностей, а иногда даже грубых ошибок. Например, рейхсюгендфюрер Артур Аксман, следующий после Шираха руководитель «гитлерюгенда», потерял свою руку во время Норвежской кампании, а не на Восточном фронте. Но в целом энциклопедия дает полное представление о многих аспектах деятельности национал-социалистического государства.

Оценивая же в целом историографию нацизма, можно проследить существенные различия между западной и отечественной историографией.

Для отечественной историографии нацизма характерны следующие черты:

— глобальность поставленной проблемы. Большинство авторов работ по нацизму рассматривают не какие — то отдельные процессы или аспекты его деятельности, а всю историю нацизма в целом. В качестве примера этого можно привести две основополагающие работы: «Преступник номер 1» Д. Е. Мельникова и Л. Б. Черной[11]и ряд книг В. В. Розанова («Германия под властью нацизма», «Свастика над Германией», «Конец «Третьего Рейха».[12]Естественно, круг общих работ по истории нацизма значительно шире, но при написании данной дипломной работы интерес представили только эти.

— социологичность исторических работ. Работы отечественных историков по национал-социализму в своей основе опирались не на деятельность того или иного подразделения партии, а на влияние и связь идеологии и практики нацизма с определенными слоями общества. В качестве примера можно привести работы А. А. Аникеева «Германский фашизм и крестьянство»,[13]А. А. Галкина «Германский фашизм» (здесь была четко показаны отношения НСДАП с рабочим классом и со средними слоями),[14]а так же выпущенную под редакцией Н. С. Черкасова «Германия: фашизм, неофашизм и молодёжь».[15]Этот подход был вполне оправдан в условиях господства научного материализма, но на данный момент данные работы не могут дать полной картины деятельности, например того же «Трудового фронта» и прочих структур, подчиненных НСДАП. Несомненным плюсом этих работ является обилие статистических материалов, но существенным минусом то, что желая доказать классовую сущность германского фашизма в соответствии со стандартами марсизма-ленинизма сами исторические концепции подгонялись под партийные догмы.

Зарубежная историография нацизма имеет несколько другие характерные черты:

— персонификация тоталитаризма, сведение тоталитарного общества к нескольким фигурам. Эта особенность имеет как бы двойное значение. С одной стороны, приравнивание тоталитаризма к одной или нескольким персонам обладающим реальной властью в государстве не совсем оправдано, так как тоталитаризм это прежде всего система, хотя и созданная определенными людьми, но способная существовать и без своих создателей. С другой стороны, подробное рассмотрение жизненного пути того же самого Гитлера позволяет найти корни и причины многих его поступков, так как не стоит забывать, что именно его воля определяла внутреннюю и внешнюю политику «Третьего Рейха». Стоит остановиться на наиболее ярких работах, привлеченных при написании дипломной работы. Прежде всего самой доскональной биографией Гитлера является труд западногерманского журналиста Иоахима Феста «Адольф Гитлер».[16]Автору данной биографии достаточно удачно удалось избежать и крайности элементарной рационализации мотивов во многом аномальной личности, и крайности перенесения этих поисков в область подсознательного. Его книга уникальна по глубине проникновения в мотивацию поведения и деятельности Гитлера. Кроме этого, при фундаментальности фактологической основы данной монографии, автор делает упор не на описании, а на понимание того или иного процесса. Этому вполне соответствует структура книги, где её концептуальный каркас образуют авторские размышления, вписывающие биографию индивида в контекст эпохи и всемирной истории. Поэтому вполне обоснованно можно заявить, что через личность Гитлера Фест исследует целую эпоху.

Другая, не менее впечатляющая биография Гитлера написана так же не профессиональным историком, а публицистом Джоном Толанлом. Но несмотря на это, материалы, собранные им достойны работы профессионального историка. Все они уникальны: беседы со всем оставшимся в живых окружением фюрера, документы из досье контрразведки США, неопубликованные документы из английских правительственных архивов. Оригинальность изложения биографии Гитлера Толандом[17]состоит в том, что он смотрит на эту фигуру как бы глазами его современников. При этом показательно то, что вначале в глазах многих, если не большинства немцев нацистский фюрер вовсе не был той зловещей фигурой, какой мир его увидел позже. Работа Толанда так же не простое описание жизни одного из диктаторов,[18]а попытка взглянуть на мир 30-х годов глазами человека того времени.

Сравнительная биография «Гитлер и Сталин», написанная Аланом Буллоком является единственным в мире фундаментальным сопоставлением жизнеописания двух диктаторов. Каждый из них, начав жизнь в «глубинке» в полной безвестности, собственными силами, и используя стечение исторических обстоятельств, достиг необъятной и бесконтрольной власти в масштабах великих держав и в значительной части мира.

Всем этим трем работам присущи два недостатка. Во-первых, это недостаточное внимание к социально-экономической проблематике;[19]во-вторых, не вполне четко отражено «насколько велика степень участия определенных экономических кругов и таких консервативных групп, как армия и церковь, в провале Веймарской республики и тем самым, по меньшей мере косвенно, в подъеме национал-социализма».[20]- психологический подход к историческим событиям. Это наиболее характерно для англоязычной литературы. Наибольший интерес из неё представляют работы английских автор Блевела «Секс и общество в нацистской Германии»,[21]а так же Бессела «Политическое насилие и возвышение нацизма».[22]Эти работы нельзя однозначно отнести ни к истории, ни к психологии, ни к социологии: в них приводится достаточно большой материал, представляющий как бы анализ «среза эпохи». Не случайно в обеих этих работах авторы уделяют большое внимание молодежи и «гитлерюгенду». Именно молодёжь должна была обеспечить прочность и «вечность» национал-социалистического режима, именно из молодёжи нацисты хотели вырастить «нового человека» (особенно это ярко показано в книге Блевелла).

 

 

Date: 2015-07-10; view: 308; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию