Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 2. Далее мы увидим, что эта идея и ныне пользуется спросом у кара­чаевских ученых





 

1. В начале 1930-х гг. В. И. Абаев находил возможным говорить о едином «балкарско-карачаевском языке» и предлагал для него название «таулу», что означало «горский». См.: Абаев 1933. С. 73.

2. Далее мы увидим, что эта идея и ныне пользуется спросом у кара­чаевских ученых. См.: Шаманов 2003. С. 29-30.

3. Кое-где прежние названия населенных пунктов были в 1957 г. восстановлены. См.: Зумакулов 2001. С. 430-431.

4. Бугай дает несколько иные цифры. См.: Бугай 2000.

5. В известной степени этот негативный образ турок и Османской империи коренился в европейской традиции, формировавшейся в XVI — XVIII вв. См.: Зirakman 2002. Р. 75-85, 105-172. С начала 1970-х гг. образ врага в лице Турции получил уже другую функцию как фактор, застав­лявший местные народы ориентироваться на Россию и оправдывавший их добровольное присоединение к ней. Именно такого подхода требова­ли от историков партийные чиновники. См.: Шерстобитов 1974. С. 13-15; Гриценко 1975. С. 21-23, 31-32; Сокуров 1976.

6. Позднее Лавров объяснял, что его работы по истории карачаевцев и балкарцев не увидели бы свет, если бы он осмелился упомянуть ис­тинные названия этих народов. См.: Маремшаова 2003. С. 190.

7. Правда, некоторые специалисты все же датируют его XI—XII вв. См.: Марковин, Мунчаев 2003. С. 266.

8. Доклад Лаврова о сванах содержал явные натяжки. В частности, в доказательство своей гипотезы он приводил башню, построенную в Чегемском ущелье в сванском стиле. См.: Лавров 1950. С. 81. Эту башню действительно построили сванские мастера, но по приглашению мест­ных князей. См.: Иессен 1941. С. 31; Мизиев 1970. С. 42-43, 72; Калоев 1972. С. 24-25; Шабаев 1994. С. 239-240.

9. Похоже, термин «горско-татарское население» для балкарцев доль­ше всего использовали некоторые осетинские авторы. См., напр.: Ване­ев 1959. С. 21.

10. Идеи Лайпанова перекликались с гипотезой Л. И. Лаврова, кото­рый еще в 1940 г. отождествлял тюркоязычных предков карачаевцев и балкарцев с половцами. См.: Лавров 1959; 1969. С. 60-77.

11. Это мнение, похоже, разделяют и некоторые балкарские ученые. См., напр.: Батчаев 1980.

12. Правда, В. И. Абаев высказывал догадку о том, что под тюркским и иранским слоями лежит какой-то еще более ранний языковой субстрат, связанный с истинными кавказскими аборигенами. См.: Абаев 1933. С. 88; 1949. С. 289-290. Вероятно, речь должна идти о носителях более ранней кобанской культуры. См.: Алексеева 1963. С. 7-11, 50-51; 1991. С. 321.

13. В 1960—1976 гг. он был министром внутренних дел КБ АССР.

14. О воспоминаниях его дочери о мытарствах семьи см.: Алиева 1993 в.

15. Такая идея встречалась в довоенной литературе. См., напр.: Анисимов 1929. С. 47; 1937. С. 84.

16. О ее критике см.: Кузнецов 1963 а; 1974. С. 77-85; Кузнецов, Че­ченов 2000. С. 93; Алексеева 1963. С. 15, примеч. 1; 1966. С. 240-247.

17. Между тем в самой Турции пантюркизм был непопулярным маргинальным течением, и ни власти, ни население не придавали ему никакого значения. См.: Cornell 2001. Р. 288-289.

18. Правда, Турчанинов был склонен приписывать рунические надпи­си тоже аланам. См.: Турчанинов 1971. С. 89. Но единомышленников он в этом не нашел.

19. Неприязнь со стороны Суслова карачаевцы объясняют, в частно­сти, тем, что, не сумев в 1943 г. организовать эффективное партизанс­кое движение в Карачаево-Черкесии, он попытался переложить вину на карачаевцев. См.: Гарифуллина 1990 б; Алиев и др. 1993 а. С. 15; Коркмазов 1994. С. 125-127; Тебуев 1997. С. 19, 32-33; Шаманов и др. 1999. С. 17. Это мнение подтверждают и независимые эксперты. См.: Медве­дев, Ермаков 1992. С. 61-73.

20. Впервые школьный учитель Кипкеев заявил о себе страстным выступлением против «карачаевского национализма» на IV пленуме Кара­чаево-Черкесского обкома партии в 1974 г. К июню 1981 г. он сделал головокружительную карьеру, став ректором Карачаево-Черкесского государственного педагогического института, депутатом Верховного Сове­та СССР и членом Карачаево-Черкесского обкома КПСС. См.: Алиев 1993 б. С. 25-27.

21. Следует отметить, что для северокавказцев, с большой нежностью относящихся к детям, обвинение в убийстве детей звучит страшным оскорблением. В начале 1990-х гг. этот памятник был демонтирован.

22. В XVI—XVII вв. некоторые европейские авторы тоже верили, что тюрки происходили от скифов. См.: Фаттахов 2002. Р. 81-82.

23. В 1990-е гг. о тюркоязычии алан заговорили и в Татарии. См.: Фаттахов 1990; Закиев 1995. С. 59 и след.

24. О критике этой тенденции см.: Кузнецов, Чеченов 2000. С. 81.

25. В советские годы «карачаево-балкарская национальность» фигури­ровала только в переписи 1937 г. См.: Бугай, Гонов 2003. С. 394. Но затем о таком единстве писали только эмигранты. См., напр.: Aslanbek 1952. Р. 7.

26. Этот проект потерпел неудачу, но в последние годы адыгейцы до­бились значительной государственной ссуды на строительство автомо­бильной трассы, призванной соединить их с шапсугскими районами. Тем временем шапсуги отказались от требования учреждения национального района и удовлетворились получением национально-культурной автономии.

27. Появившиеся в конце 2004 г. планы упразднения Республики Ады­геи и ее объединения с Краснодарским краем кладут конец этому мифу. Правда, президент Адыгеи заявил 13 января 2005 г. решительный про­тест, а весной целый ряд местных общественных организаций также выступили против этого проекта. См.: http://regnum.ru/nevs/38873.html.

28. Правда, в советское время он у них сомнений не вызывал. См., напр.: Кумыков 1967. С. 238.

29. О национальном представительстве во властных структурах КБР см.: Аккиева 2002. С. 118.

30. См. весьма показательный спор об истории региона между В. М. Коковым и X. М. Ибрагимбейли (Коков 1997; Ибрагимбейли 1998).

31. План создания казачьей республики был разработан под руковод­ством бывшего первого секретаря Ставропольского крайкома КПСС И. Болдырева (Коркмазов 1994. С. 136-137).

32. Кстати, В. И. Абаев не был категорическим противником идеи гетерогенности скифов и сарматов. Теоретически он допускал, что в их состав могли входить и какие-то неиранские элементы. Просто он не видел твердых доказательств в пользу этого. См.: Абаев 1949. С. 37.

33. Об азербайджанских ревизионистах см.: Шнирельман 2003. С. 165-182.

34. О нем см.: Shnirelman 1996. Р. 38-39.

35. Об этой теории см., напр.: Еремеев 1990 а.

36. О критике этого см.: Sahni 1997. Р. 196-197.

37. Нелишне отметить, что именно такую шовинистическую роль индоевропейская теория играет в писаниях некоторых современных рус­ских националистов. Об этом см.: Шнирельман 2004 а; Shnirelman, Komarova 1997.

38. О более осторожном подходе см.: Лавров 1969. С. 66; Чвырь 1996.

39. Недавно эти идеи подхватил музыковед А. Баташев, не только выводящий свой род из Карачая, но и убежденный в его связях с Шумером. См.: Кукулин 2001.

40. О критике построений Мизиева см.: Чеченов 1990. С. 148-150; Кузнецов 1992. С. 178, 371; 1997. С. 47-48; Марковин 1994. С. 58-60; Баскаев 1995 б; Кузнецов, Чеченов 2000. С. 35-45, 94-95.

41. О последнем пишет сварщик нальчикского домостроительного комбината, который на досуге увлекается «чтением» древних письмен и объяв­ляет скифов «тюрками-этрусками». См.: Алишев 1989; 1991 а; 1991 б; 1996. О критике его построений см.: Кузнецов, Чеченов 2000. С. 43-44, 58.

42. Об оценке произведений Байрамкулова специалистами см.: Кузне­цов, Чеченов 2000. С. 97-98.

43. Осетинские авторы соглашаются, что главный центр Алании лежал на западе, но они связывают его с безусловно ираноязычными аланами. См., напр.: Дзиццойты 1992. С. 60-88.

44. На самом деле там еще в Х1-ХП вв. появились христианские хра­мы, построенные грузинскими зодчими. См.: Тменов и др. 2003. С. 44.

43. К сожалению, все эти рассуждения о союзнических отношениях с кабардинцами и о «горно-кабардинской конфедерации» остаются слабо обоснованными источниками.

46. Эту связь советские археологи подчеркивали, по крайней мере, с 1940-х гг. См., напр.: Смирнов, Крупнов 1949. С. 316.

47. Правда, не все с этим согласны. Карачаевский филолог X. X. Малкондуев не принимает термин «алан» в качестве общего этнонима (Малкондуев 2001. С. 6-7).

48. Осетин это, естественно, возмущает. См., напр.: Дзидзоев 2000. С. 175.

49. Это — характерная черта крестьянской памяти. См.: Fentress, Wickham 1992. Р. 113.

 


Date: 2015-07-10; view: 355; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию