Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Примечания. 1. О том же писал и его более осторожным современник К





 

1. О том же писал и его более осторожным современник К. Г. Кох, однако он не рискнул на этом основании творить о родстве осетин с германцами. См.: Кох 1967. С. 251-252.

2. О неправомерности этих поверхностных выводов см.: Кодзаев 1903. С. 5-6: Кокиев 1944. С. 44: Скитский 1947. С. 6: Калоев 1971. С. 12.

3. В советское время Кодзаев слыл «буржуазным националистом». Он так­же считался «клерикалом и мракобесом», так как его книга была посвящена укреплению позиций христианства на Северном Кавказе. См., напр.: Кулов 1935. С. 174-175; История 1954. С. 276-277: Новосельцев 1987. C. 486, 489. Но в постсоветское время он называется в осетинском школьном учебнике создателем «патриотической концепции осетинской истории». См.: Блиев, Бзаров 2000. С. 336.

4. О нем см.: Гаппо Байати 1938. В советское время Г. Баев, в последние голы своей жизни преподававший историю осетин в нацистской Германии, подвер­гался всяческим поношениям как монархист, антисоветчик и предатель родной земли. См., напр.: Такоев 1926. С. 320: Гусалов 1935. С. 4: Обращение 1942: Кокиев 1944: Тотоев 1967а. Но в 1990-х гг. он был в Северной Осетии полнос­тью реабилитирован и внесен в список выдающихся деятелей. См.: Цаллаев 1991: Бзаров 1995.

5. О нём см.: Гагкаев 1962.

6. Первые попытки ее создания были предприняты еще в конце XVIII — начале XIX в. в Северной Осетии моздокским архиепископом Гаем Бараташви­ли на основе кириллической графики, а в Южной Осетии И. Ялгузидзе (Габараевым) на грузинской основе в первую очередь для печатания церковной ли­тературы. См.: Скитский 1947. С. 185; Бигулаев 1948. С. 248-249; Калоев 1971. С. 302; Новосельцев 1987. С. 261-262.

7. Первыми осетинскими поэтами считаются И. Ялгузидзе (1770-1830) и Коста Хетагуров (1859-1906).

8. Так же решали вопрос о происхождении нартского эпоса и осетинские эмигранты. См.: Кундух 1935в. № 15. С. 20; Æsson 1935 b; 1936.

9. На самом деле все обстояло ровным счетом наоборот: на рубеже XIII-XIV вв. Шида Картли подверглась массовым набегам осетин, и царю Георгию V пришлось приложить немапо усилий, чтобы положить им конец. См.: Ванеев 1959. С. 144.

10. Между тем именно в 1927-1928 гг. Кокиев проделал огромную работу, обнаружив в архивах Москвы и Ленинграда множество неизвестных материа­лов по истории Северного Кавказа.

11. Так теорию Марра и воспринимали северокавказские эмигранты. См., напр.: Б. К. 1934. С. 17-18.

12. Правда, в дальнейшем выяснилось, что основным в осетинском языке являлся все же иранский пласт, давший до 60 % осетинских этимологии. См.: Абаев 1967а. С. 20.

13. Много позднее появились новые основания для такого предположения: выяснилось, что digor могло происходить от западнокавказского племенного названия. См.: Балкаров 1965. С. 92. Ср.: Шамирзов 1994.

14. Об этой кампании см: Догуж 1936 б.

15. Правда, этот проект был неприязненно встречен парижским эмигрантским журнаюм «Кавказ», редактор которого, бывший министр горского прави­тельства Г. Баммат, оказался за бортом этого проекта и чувствовал себя ущем­ленным.

16. Бывший работник областной прокуратуры, исполнявший обязанность первого секретаря Северо-Осетинского обкома в 1944-1953 гг.

17. Правда, сегодня осетинский политолог пытается это опровергнуть, но и ему приходится признать, что в отрядах Бичерахова находилось немало осетин­ских офицеров. См.: Дзидзоев 2000 б.

18. Об этом см.: Хожаев 1991 а. С. 16-17. Постановление было отменено лишь 28 мая 1958 г.

19. Это с восторгом было встречено рецензентами книги. См.: Тотоев, Джанаев 1948.

20. Вскоре Скитский посвятил этому специальную работу. См.: Скитский 1949. С. 22.

21. Но здесь надо иметь в виду следующие два момента. Во-первых, речь идет о восприятии алан внешними наблюдателями, которые могли использовать термин «аланы» для самых различных степных кочевников той эпохи. Ведь хорошо известно, что византийцы называли скифами раннесредневековых тюр­кских кочевников. См., напр.: Малахов 1992. Действительно, армянские источ­ники называли «аланами» военный союз северокавказских народов, возглавляемый аланами. См.: Габриелян 1989. С. 34-37. Во-вторых, разные по языку и культуре группы могли генеалогически привязывать себя к самому воинствен­ному и удачливому в степях племени, что имело высокий престиж. Такие слу­чаи хорошо известны в истории.

22. Недавно убедительные доказательства этому привел Б. С. Илизаров. См.: Илизаров 2004. С. 207-209.

23. О знакомстве Сталина с трудами Марра на эту тему см.: Илизаров 2003. С. 126-128.

24. Об этом см.: Алпатов 1991. С. 165-166.

25. Действительно, в своей основополагающей статье по истории языка Абаев предпочел не каяться в мифических грехах, а продемонстрировать особеннос­ти научного подхода к языку как историческому источнику. См.: Абаев 1952.

26. Вопрос о присоединении Осетии к России представлялся Кулову в тех условиях настолько важным, что через год он посвятил ему особую статью, но опубликован ее только на осетинском языке. См.: Кулов 1952 б.

27. А ведь еще совсем недавно сам Кулов говорил о большом воспитательном значении «Нартского эпоса», главным героем которого он тогда считал народ, чьи лучшие качества закрепились в эпосе. Тем самым, доказывал он тогда, эпос оказывал благотворное влияние на молодежь. См.: Кулов 1941; 1949. С. 6. 18.

28. На счастье, эта кампания вскоре была свернута, и уже в 1956 г. нартский эпос был восстановлен в своих правах. Тогда Абаев смог ответить своим недо­брожелателям, указав, что к эпосу следует относиться исторически, а не зачис­лять его огульно в «реакционный» или «прогрессивный». Он был одним из пер­вых, кто тогда выступил против гонений на народные эпосы и в защиту сравнительного метода их исследования. См.: Абаев 1957. С. 25-27.

29. Как мы знаем, споры о принадлежности нартского эпоса начались еще в 1920-е гг. См.: Жантиева 1929. Их на время приглушила стадиальная концепция Марра, по которой близость фольклорных сюжетов у народов Северного Кав­каз;) объяснялась «сходством путей мысли и языка» в сходных социально-эко­номических условиях. См., напр.: Соколов 1936. С. XI; Крупнов 1946. С. 42.

30. Любопытно, что всего лишь за четыре года до этого выступления Джанаев не только хвалил книгу Скитского, но в особенности подчеркивал позитив­ное значение идеи о «двуприродности» осетин. См.: Тотоев, Джанаев 1948. По-видимому, история с его «неудачной» диссертацией сделала свое дело, и теперь он вынужден был следовать в русле новой советской идеологической линии.

31. Он был реабилитирован лишь в 1980-х гг., когда в престижном издании по истории Северной Осетии он снова был назван «первым профессиональным осетинским поэтом», «гуманистом и патриотом». См.: Новосельцев 1987. С. 360-361.

32. О ней см.: Калоев 2004.

33. В дальнейшем при более детальном изучении его возраст был оценен в 40-45 лет. См.: Мамукаев 1969. С. 63.

34. Термин «ос-багатар» происходит из грузинских летописей, называвших так представителей осетинской знати. См.: Новосельцев 1987. С. НО; Кузнецов 1990а. С. 85.

35. Подробно об этом см.: Кузнецов 1990а. С. 53-54.

36. В последние годы некоторые осетинские историки хотят видеть в нем царевича Багатара, возглавлявшего набеги на Грузию на рубеже XIV-XV вв. См.: Блиев, Бзаров 2000. С. 111.

37. Цуциев видит подоплеку этого переименования в том, что основание аула осетином должно было навсегда исключить ингушские претензии на город Владикавказ. См.: Цуциев 1998а. С. 19. Действительно, как мы увидим ниже, ингуши постоянно напоминают о том, что в конце XVIII в. этот район принад­лежат им.

38. На самом деле Дедяков/Тютяков, скорее всего, следует отождестапять с городищем Верхний Джулат в левобережье Терека недалеко от с. Эльхотово. См.: Крупнов 1960 б; 1960в; Новосельцев 1987. С. 107.

39. А ведь еще недавно он объявлял нартский эпос творением осетинских предков, познакомивших с ним соседние кавказские народы. См.: Скитский 1949.

40. Эта идея была достаточно популярной у археологов и этнографов, работавших в районах Центрааьного Кавказа. См.: Скитский 1947. С. 16-17; Семенов 1949. С. 58-61, 76-77: 1957. С. 83-84; Крупнов 1966. С. 38-39; 1967 а. С. 35: Берладина 1960: Калоев 1971. С. 18-19.

41. Вновь о тесных взаимодействиях предков осетин с евреями и тюрками некоторые осетинские ученые заговорили только в 1990-х гг. См., напр.: Дзиццойты 1992. С. 22, 115-116, 183-197.

42. В эти годы Е. И. Крупнов подчеркивал что Алания была обязана своей христианской традицией не столько Грузии, сколько «византийско-русскому» влиянию. При этом последнее в конечном итоге оказывалось влиянием из Ки­евской Руси. См.: Крупнов 1960 б; 1960 в. Об этой тенденции см.: Tillett 1969.

43. Любопытно, что позднее Крупнов избегал такого оценочного подхода к языкам. Ср.: Крупнов 1967а. С. 40.

44. О резкой реакции осетинского автора на приведенные слова Крупнова см.: Гаглойти 1967. С. 95. Встречались и более умеренные оценки, но и они своди­лись к тому, что Крупнов неправомерно преувеличивал вклад местных племен в этногенез осетин. См., напр.: Калоев 1971. С. 15.

45. Правда, карачаевский лингвист С. Я. Байчоров находит там «протобулгарский» субстрат. См.: Байчоров 1994.

46. Любопытно, что в те годы лишь грозненский археолог В. Б. Виноградов осмелился намекнуть на политическую подоплеку позиции осетинских ученых. См.: Виноградов 1972. С. 285, 290.

47. Впервые этноним «дигор» упоминается «Армянской географией» VII в. См.: Волкова 1973. С. 110-111; Габриелян 1989. С. 38.

48. В этом он опирался на поддержку первого секретаря Чечено-Ингушско­го обкома КПСС А. В. Власова. См.: Виноградов 1980. С. 79-114. Об этом см.: Музаев, Тодуа 1992. С. 34; Тишков 2001а. С. 132, 206.

49. Одинцов был первым секретарем Северо-Осетинского обкома в 1982-1988 гг. За шовинистическую политику его прозвали в народе «генератом Один­цовым». См.: Дзидзоев 1995. С. 35-36.

50. Благодарю В. А. Кузнецова за эту информацию.

51. Очевидно, борьба с сионизмом, целенаправленно проводившаяся в 1960-1980-е гг., сделала свое дело. Об этом см.: Shnirelman 2002a. Р. 62-65. О роли иудаизма у алан осетинские авторы вновь вспомнили лишь сравнительно недавно. См.: Тменов и др. 2003. С. 42.

52. Правда, в более ранней работе Кузнецов пытался гипотетически отождествлять Магас с городищем Алхан-Кала на территории Чечено-Ингушетии. См.: Смирнов 1967. С. 37.

53. Но осетинская исследовательница показала, что название села по мужскому имени было поздним переосмыслением, т. е. фольклорной версией. См.: Исаева 1997. С. 374-375.

54. О подборке документов см.: Газиков, Тангиев 1999. С. 6-29.

55. Тишков дает несколько более низкие цифры в 60-70 тыс. чел. См.: Tishkov 1997. Р. 163.

56. Аналогичные заявления о «невозможности проживания», основанные на ксенофобных мифах и носившие откровенно расистский характер, раздавались и во время недавних межэтнических войн в бывшей Югославии. См.: Eriksen 1993. Р. 39; Almond 1994. Р. 195-207; Bowman 1994. Р. 160-161: Bennett 1995. Р. 91-92, 97-98; lgnatieff 1999. Р. 56, 176. Лишь 4 апреля 1997 г. парламент РСО-Алания отказался от этой формулы. См.: Пригородный район 1997. С. 28, 156.

57. Здесь мы встречаемся с ярчайшим примером ритуализации бюрократического языка, о чем писан М. Эдельман. См.: Edelman 1971. Р. 73-74.

58. Это полностью противоречит имеющимся историческим документам.

59. Термин «жизненное пространство» был создан немецким географом Ф. Ратцелем и был с жаром воспринят германскими колонизаторами и расис­тами. От них его унаследовали нацисты. См.: Lange 1965: W. Smith 1986. P. 83-111,203-213,219-258.

60. Дегоев даже пытается доказать, что Блиев стремился «вывести проблему Кавказской войны из сферы политико-идеологических спекуляций в простран­ство "чистой" науки». См.: Дегоев 2001. С. 256.

61. Между тем, противореча самому себе, далее Блиев взваливает весь груз ответственности на ислам, якобы втянувший дружелюбный чеченский народ в тяжелую многолетнюю войну. Он как будто бы забывает свою концепцию «на­беговой системы», никак не связанной с исламом. Кроме того, делая акцент на «поведенческих особенностях народа», он не объясняет, почему часть чеченс­ких тайпов перешла на сторону русских. Он также навязывает чеченцам XIX в. идеи этнической исключительности и мессианства, свойственные национализ­му, которого у чеченцев тогда не могло быть, исходя из его же собственной оценки их уровня развития. См.: Блиев 2004. С. 32-33, 61-62, 796.

62. Такие настроения не были специфичными лишь для Северной Осетии. В середине 1990-х гг. отмечался рост примордиалистских воззрений у студентов российских вузов, веривших в некую исконную агрессивность, якобы прису­щую людям некоторых национальностей. См.: Бугаева 1997. С. 190.

63. Об этом см.: Тишков 2001а. С. 186-189; Дзидзоев 2000 а. С. 257.

64. Можно вспомнить, что именно в Беслане находится единственный в Северной Осетии бюст Сталину. По справедливому замечанию А. Г. Здравомыслова, осетины сами оказались «духовной жертвой сталинизма», что выражалось, в частности, в их склонности оправдывать депортацию. См.: Здравомыслов 1998. С. 38-39.

65. Кроме того, критики упрекают Блиева в искаженном изображении ислама. См., напр.: Акаев 1999. С. 21. Ср.: Gammer 1994. Р. 43-45.

66. Этот факт признает даже российский военный историк. См.: Петрович 1994.

67. К сожалению, создавая свою концепцию, Блиев не знал теоретической литературы о роли и характере войны в традиционных «языческих» обществах. См., напр.: Першиц, Семенов, Шнирельман 1994.

68. Все бюсты и памятники Владикавказа, взятые на учет в 1996 г., являлись исключительно советским наследием. См.: Цалиев, Келехсаев 1996. С. 33.

69. Такие крайние взгляды, возникшие в Северной Осетии в отношении ин­гушей, легко объяснимы. По словам американского психоаналитика, если к ненависти примешивается чувство вины, то это ведет к еще большей ненавис­ти. См.: Jones 1961. Р. 305-308.

70. О настроениях среди осетин см. также: Дегоев 2001. С. 342.

71. Об интересном случае отказа австралийских аборигенов от привнесенного термина «аборигены» см.: Archer 1991. Р. 167.

72. На том же сейчас настаивает А. К. Хачирти. См.: Хачирти 2002. С. 110-111.

73. Следует иметь в виду, что, будучи, по словам очевидцев, «самой революционной частью осетин», дигорцы и в 1923 г. были самыми активными сторон­никами осетинской автономии. См.: Летифов 1972. С. 70, 72-73.

74. Впрочем, в юбилейных изданиях, посвященных истории своих основных населенных пунктов, города Дигора и села Чиколы, дигорские авторы ни словом не обмолвились о былой дигорской автономии и даже о трудной судьбе ислама в Дигории. См.: Кучиев 1992; Малиев и др. 1993.

75. Гуриев умалчивал о том, что, скрестившись с расовым подходом, термин «арийцы» еше во второй половине XIX в. широко использовался в Европе для шовинистической пропаганды сторонниками расовой теории и антисемитами. См.: Поляков 1996. Не говорил он и о том, что с начата XX в. термин «арийцы» был подхвачен в Индии радикальными националистами, впоследствии поддер­жавшими Гитлера. См.: Goodrick-Clarke 2002. Р. 91-95. Следует также иметь в виду, что «арийский миф» уже используется для шовинистической пропаганды и в современной России. См.: Шнирельман 2004 а. С. 123-225. В то же время видная индийская исследовательница убедительно развенчивает «арийский миф» и доказывает, что индуистская идентичность была изобретением XIX в. См.: Thapar 2000. Р. 3-5, 28-31, 81-86.

76. Грузинский термин «Осети» означает «страна осов».

77. Ингушская общественность восприняла эти празднования как вызов ингушскому народу. См.: Костоев 1995. С. 28; Албагачиев, Ахильгов 1997. С. 440-443.

78. Правда, в народе эта идея не пользовалась широкой поддержкой. См.: Дзуцев 1994. С. 92.

79. Единственное изображение этого герба сохранилось на карте, составленной грузинским историком Вахушти в 1735 г. Хотя истоки этого геральдичес­кого знака неясны, осетинские авторы считают его аланским и пытаются ис­кать корни его символики в скифо-сакском мире. См.: Уарзиати 1996.

80. Этот вопрос получил особую остроту в июне 2004 г. Тогда, опасаясь грузинской агрессии, власти Южной Осетии обратились к России с просьбой принять непризнанную республику в свой состав, и в июле-августе Грузия и Рос­сия оказались на пороге войны. Одним из поводов к этому послужил провока­ционный подъем грузинского национального флага 20 июля в одном из сел Цхинвальского региона, контролируемом Тбилиси. Когда в ответ на это коман­дующий Смешанными миротворческими силами в зоне грузино-осетинского конфликта Святослав Набздоров потребовал его снять, президент Грузии М.Саакашвили пригрозил разорвать Дагомысские соглашения 1992 г., устано­вившие мир в регионе. Это лишний раз показывает огромную мобилизующую роль государственной символики в современном мире.

81. Кстати, указывая, что ингуши способствовали выселению казаков в 1921-1922 гг. и заняли их земли, осетинские авторы умалчивают о том, что среди получивших эти земли были и сами осетины. Об этом см.: Моисеев 1971. С. 93-94.

82. Об осетинской точке зрения см.: Тамарин, Земфиров 1994: Гостиева, Дзадзиев 1995. Т. 1. С. 22; об ингушской — Катышева, Озиев 1991; Мутатиев 1991; Патиев 2002 а.

83. Но это вызвало оживленную полемику в прессе, ибо далеко не все осетины поддерживали такое расточительство или некритическое увлечение «обыча­ями и традициями предков». См., напр.: Кусраев, Цагоев 1993. С. 18: Дзалаев 1997. С. 347-348.

84. Действительно, такого рода праздники объединяют группу, убеждают ее в аутентичности своей особой культурной традиции и ее отличии от «других». Сам сценарий такого ежегодного массового праздника рождает чувство прича­стности, возбуждает позитивные эмоции, способствующие укреплению спло­ченности. См., напр.: Noyes, Abrahams 1999.

85. По словам автора, «интерес к историческому прошлому народов СССР не считали актуальным, согласно идеологическим штампам, определяющим направление советской науки». См.: Хачирти 2002. С. 33. Это, конечно же, не так, иначе философу Хачирти было бы не на что опираться в своих простран­ных размышлениях о далеком прошлом осетин.

86. Он даже убежден в том, что когда-то реатьно существоват «скифо-сармато-аланский этнос». См.: Хачирти 2002. С. 52. В этом его недавно поддержат бывший президент Южной Осетии этнограф Л. А. Чибиров. См.: Чибиров 2003.

87. За упоминание об этом праве Хачирти обвиняет меня едва ли не в раздувании межэтнической розни. См.: Хачирти 2002. С. 66. Но не сам ли он вместе с рядом других своих коллег фактически исходит из этого права, безоснователь­но настаивая на ираноязычии кобанцев? Именно об этой нездоровой тенден­ции и идет речь в моих работах.

88. Эксперимент, проведенный Д. Лейтином, показал, что в постсоветском пространстве люди больше уважают тех, кто говорит на своем родном языке, чем тех, кто перешел на чужой. См.: Laitin 1998. Р. 239-240.

89. Далеко не все из них являются специалистами по данной проблеме. На­пример, Исаенко в прошлом занимался научным атеизмом, Кучиев был специ­алистом по отечественной истории XX в. и в начале 1990-х гг. возглавлял дви­жение «Адамон цадис», а Хачиров, как мы знаем, является философом. Именно такие патриоты-неофиты очень часто склонны создавать мифы о древнем и славном прошлом.

90. На самом деле кобанцы были аборигенами, говорившими, скорее всего, на одном из северокавказских диалектов. Много позднее, смешавшись с пришлыми ираноязычными аланами, они сыграли немалую роль в формировании осетинского народа. Об этом см.: Кузнецов 1989.

91. Так далеко не шел даже осетинский эмигрант А. П. Зураев, хотя и наде­лявший кобанцев ираноязычием, но видевший в них потомков срубно-андроновского населения, пришедшего на Северный Кавказ в конце бронзового века и смешавшегося с аборигенами. См.: Зураев 1966. С. 25-33.

92. О критике этого подхода см.: Кузнецов 1996; 1997; Шнирельман 2003. С. 488-489. На самом же деле кобанцы, по-видимому, долгое время составляли особую ремесленную касту в скифском обществе, снабжая скифов оружи­ем. Тогда-то они, надо полагать, и начали овладевать иранским языком. См.: Ко­валевская 1985.

93. На самом деле этническая принадлежность двалов до сих пор вызывает разногласия у специалистов. Осетинские авторы склонны считать их осетина­ми. См., напр.: Калоев 1971. С. 53. Но наиболее обоснованной считается идея об их принадлежности вайнахам. См.: Волкова 1973. С. 115-116, 124-125. Те с благодарностью воспроизводят эту идею. См., напр.: Мужухоев 1995. С. 87-93.

94. Анаюгичные упреки в адрес Крупнова и его последователей бросает и Хачирти. См.: Хачирти 2002. С. 50, 67-69.

95. Как мы уже видели на примере Хачирти, Исаенко в этом не одинок.

96. Но, во-первых, идея Трубачева так и остается гипотезой, а во-вторых, синды обитали на северо-западной окраине Северного Кавказа и никогда не появлялись в его центратьных районах.

97. О «жизни ираноязычных ариев XI-I тыс. до н. э.», о создании ими «вы­сокой культуры» и о «трехтысячелетнем пути развития нашего этноса» пишет Чибиров. См.: Чибиров 2003.

98. Недавно эти «арийские» рассуждения были поддержаны Чибировым. См.: Чибиров 2003.

99. О нем и его взглядах см.: Шнирельман 2003. С. 495-499, 502-503.

100. Рассуждения об «иерархии рас» и «цивилизационной миссии» безошибочно указывают на расистские коннотации. См., напр.: Ballinger 2003. Р. 66.

101. Об этом см.: Шнирельман 2003. С. 496.

102. Видимо, не случайно А. Р. Чочиев был 13 октября 2003 г. задержан правоохранительными органами (МВД) Северной Осетии по предварительному обвинению в клевете на президента РСО-Алании А. Дзасохова и разжигании межнациональной розни. См. сайт kavkaz.memo.ru

 

 

Date: 2015-07-10; view: 420; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию