Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Звукозапись. Дирижеры, которым уже довелось принимать участие в се­ансах звукозаписи, легко поймут, чем вызваны мои призывы к профессиональным музыкантам не особенно





Дирижеры, которым уже довелось принимать участие в се­ансах звукозаписи, легко поймут, чем вызваны мои призывы к профессиональным музыкантам не особенно полагаться на грампластинки и магнитоленты. Причина, упомянутая мною в начале книги, остается наиболее важной: разучивая пьесу по записям, наигранным другими, мы знакомимся с ее автором через посредство третьего лица. Тем самым наше отношение к ней перестает зависеть от нашего собственного опыта и нашего воображения. Но есть и другое обстоятельство: привыкая все­цело полагаться на записи, мы как музыканты прекращаем нормально эволюционировать. Профессиональный музыкант-исполнитель, обладающий талантом и живым восприимчивым умом, является выразителем своего поколения и своей эпохи. Я уже говорил о том, как с течением времени изменялся наш подход к творчеству Баха. Многие крупные музыканты, родив­шиеся в конце прошлого века, не сумели идти в ногу со време­нем и правильно воспринять определенные перемены в испол­нительском стиле, совершавшиеся в наш век. Мои собственные представления об исполнительской манере кумиров моей юно­сти часто оказываются весьма ненадежными. Много раз вызы­вали во мне удивление и досаду случаи, когда, включив радио, по которому передавалась запись какой-нибудь оркестровой пьесы, и пытаясь определить имя дирижера, я допускал грубей­шие ошибки. Это было результатом постепенно и незаметно совершавшихся перемен в моих представлениях о том, как зву­чит Брамс у Тосканини или Моцарт у Вальтера. Метаморфозы, разумеется, происходили во мне, а не в трактовке исполнителя. Учитывая эту способность нашего восприятия эволюциониро­вать, дирижер должен формировать у себя такое отношение к творчеству тех или иных композиторов, которое было бы непо­средственно личным и определялось бы его собственным миро­воззрением и темпераментом, его собственным прочтением му­зыки.

Прослушивание записей — это совсем не то, что чтение нот, ибо в музыке, как и в поэзии или прозе, исполнение предпола­гает возможность по-разному интерпретировать текст. Следо­вательно, тот, кто постоянно опирается на одни и те же образ­цы, крайне ограничивает свое музыкальное развитие.

В свете некоторых других факторов представляется сомни­тельной авторитетность даже самых лучших записей. Для фирм, специализирующихся на производстве грампластинок,

звук — это потенциальный товар. Без изобретения новых спо­собов записи и воспроизведения звука и без их непрерывного совершенствования этим фирмам пришлось бы полностью пе­реключиться на джаз и рок-н-ролл, ибо выпущенные в девят­надцатый раз грамзаписи всех опусов Бетховена могут быть проданы только со ссылкой на улучшенное качество звучания. Это вполне законные методы ведения торговли и удовлетворе­ния запросов любителей музыки, порождающие новые споры, новый интерес. Однако они не имеют ничего общего с создани­ем более аутентичной исполнительской версии сочинений Бет­ховена. Мы понимаем, что поблекшие на картине художника краски могут быть восстановлены квалифицированным рестав­ратором, и все же результату самой искусно выполненной ре­ставрации никогда не сравняться с оригиналом. Не исключено, что рядовому любителю освеженная палитра на шедевре жи­вописи А покажется более привлекательной, чем необновленная гамма красок на холсте В, принадлежащем кисти того же ху­дожника. Точно так же весьма вероятно, что какая-нибудь пре­красно смонтированная запись хорошо исполненного шедевра классической музыки покажется многим слушателям достиже­нием, превосходящим все, о чем Бетховен мечтал в самых сме­лых фантазиях. Тем не менее прослушивание грампластинок — это не тот способ, который помог бы нам выяснить, каким пред­ставлял себе композитор звучание своей собственной пьесы. Я не боюсь повторять еще и еще, что каждому поколению не­обходимо заново осмыслить прошлое и попытаться понять, ка­ким было в своем первозданном виде великое произведение великого художника. Изначальная форма шедевра — это не­отъемлемое свойство его — а также и нашей — природы.

Подобно репродукционной печати, используемой для почто­вых открыток, претерпела ряд модификаций и звукозапись. Музыканты давно уже смирились с тем, что, когда осуществля­ется запись, артист всецело попадает во власть звукооперато­ров и звукорежиссера. Как это хорошо известно каждому про­фессионалу, то, что мы слышим на пластинках, вовсе не обя­зательно отражает звучание, которого удалось добиться дири­жеру от своего оркестра. В результате учащийся, доверяющий записи, может стать жертвой двойного заблуждения. К этим возражениям практического порядка следует добавить и то, что наш идеал «хорошего» звучания постоянно эволюциониру­ет, — примерно так, как меняются наши вкусы в области мод. В 1962 году глава одной из ведущих американских фирм зву­козаписи, по своему восприятию музыки ничем не отличавшийся от рядового меломана, лично проинструктировал группу рабо­тавших под его началом инженеров и звукорежиссеров по по­воду характера звучания, которого им следовало добиваться. Его собственный идеал сложился под влиянием чисто практи­ческих соображений. Руководитель фирмы считал, что, посколь­ку воспроизводящая аппаратура того времени была в большин-

стве случаев весьма невысокого качества, яркие динамические контрасты на грампластинках ни к чему. По его мнению, сле­довало главным образом заботиться о том, чтобы приглушить громкие и усилить слабозвучащие места. Этого чиновника не беспокоило, что навязанные им цели прямо противоположны тем, к которым обычно стремятся музыканты. Из-за подобных установок, которыми фирма руководствовалась на протяжении нескольких лет, она в конце концов была дискредитирована. К сожалению, это также повредило репутации кое-кого из со­трудничавших с фирмой артистов, хотя они не могли влиять ни на процесс принятия решений, ни на конечный результат.

Несколько лет тому назад музыкальный критик газеты «Нью-Йорк-тайме», решив немного пофантазировать, нарисовал такую картину: молодой меломан, коллекционирующий грам­пластинки, впервые присутствует на концерте; но так как до сих пор он всегда знакомился с музыкой по пластинкам, кото­рые проигрывал на имевшейся у него дома звуковоспроизводя­щей аппаратуре, почти все, что он слышит теперь, кажется ему неполноценным. Эта сатира не так далека от жизни.

И еще одно предупреждение. Во многих случаях музыканты давали «добро» на выпуск грампластинки, хотя она вовсе их не удовлетворяла. Я не раз удивлялся, когда дирижер, который без всякого ущерба для своей карьеры мог бы сказать «нет», санкционировал выпуск явно неприемлемого диска. Чем бы ни объяснялись подобные решения, я полагаю, что учащемуся, не­пременно желающему видеть в определенной записи наивыс­шее достижение маэстро X, не мешало бы знать об удивитель­ных обстоятельствах, нередко сопровождающих создание даже наиболее широко разрекламированных образцов увековечен­ной электронным способом музыки. Например, если во время записи оперы певец почему-либо оказался «не в голосе», то ни­чего другого не остается, как назначить дополнительный сеанс, в ходе которого вокалист вынужден будет, надев, наушники, петь свою партию под музыку, уже запечатленную на звуковой дорожке. Мне рассказывали о том, как однажды была записа­на в отсутствие солиста-тенора опера Пуччини. Всю партию певца пришлось «встраивать» позже, но без оркестра и дири­жера. Сам я однажды был вынужден записать несколько опер­ных отрывков только лишь с оркестром. Из-за переутомления тенору никак не удавалось придать своему голосу сколько-ни­будь приемлемое лирическое звучание, но он сумел это сделать впоследствии (и весьма успешно, если учесть специфику об­становки). О том, позволяет ли такая практика добиться аутен­тичного или даже художественно полноценного исполнения, пусть судят менее заинтересованные слушатели. Однако впол­не очевидно, что подобного рода механическое конструирование по частям заслуживает признания лишь как триумф техниче­ского мастерства. Подлинно ансамблевое взаимодействие, свой­ственное лучшим спектаклям, здесь, конечно, отсутствует.

Грампластинка может ввести в заблуждение еще и потому, что условия, при которых ее записывают, нельзя воспроизвести в обычном концертном зале. Однажды превосходный оркестр записывал в студии Вариации Шёнберга соч. 31. Столь же пре­восходный дирижер оркестра полагал, что лучше всего досто­инства партитуры проявятся в том случае, если перед записью каждой очередной вариации изменять в соответствии с харак­тером музыки размещение исполнителей. Поскольку в этом шёнберговском опусе вариации для камерного оркестра того или иного состава чередуются с вариациями для полного ор­кестра, то, воспользовавшись находчивым предложением дири­жера, музыканты и осуществлявшая запись группа специалистов обрели редкую и желанную возможность воздать должное этой крайне сложной и великолепной партитуре.

Но если начинающий дирижер наивно поверит, будто, ре­петируя эту пьесу, пусть даже с тем самым превосходным ор­кестром, он сумеет добиться аналогичного звучания, то его ожидает весьма неприятный сюрприз. В свою очередь, упомя­нутый превосходный дирижер, зная, что на концертной эстраде так пересаживать музыкантов уже не удастся, навсегда отка­зался исполнять данную пьесу в обычных залах, чтобы этало­ном с тех пор служила ее столь великолепно записанная в сту­дии версия.

Образованные люди обычно склонны больше доверять на­печатанному, чем произнесенному слову. В области музыки эк­вивалентом напечатанного текста являются сегодня грампла­стинки либо магнитоленты на катушках или в кассетах. Это оказывает огромное влияние на процесс обучения и становле­ния музыканта-профессионала. В предыдущих главах я старал­ся показать, что напечатанный нотный текст не всегда можно считать наиболее адекватным отражением композиторского за­мысла. Но вред, причиняемый ошибками, имеющимися в нот­ном тексте, или неверными толкованиями этого текста, ничто­жен по сравнению с ущербом, который наносят восприимчивой молодежи звукозаписи.

Наблюдаемое ныне увлечение звуком ради него самого, зву­ком в отрыве от контекста музыкальной пьесы и передаваемо­го смысла, имеет неожиданные параллели в области театраль­ного исполнительства. С легкой руки Виланда Вагнера стиль Lichtregie13 сделался популярной концепцией, которую сегодня нельзя игнорировать. Этот стиль предполагает более статичную манеру поведения актеров на сцене, тогда как способом, помо­гающим направить внимание зрителей туда, куда режиссер считает нужным, служит использование большого набора све­товых эффектов: Будучи применен в отдельных сценах, особен­но в эпизодах экспозиции с их замедленным ходом драматиче­ского развития, данный прием позволяет достичь прекрасных

13 Букв. — светорежиссура (нем.).

результатов, однако он стал вытеснять собой актерскую игру, хотя вовсе не является ее эквивалентом.

В музыке у нас тоже возникло новое слово — Klangregie14, зародившееся в студиях звукозаписи, но затем быстро утвер­дившееся как обозначение исполнительского стиля, характерно­го для концертных залов. В рамках такого рода концепции звук либо тот или иной тип сонорности считается предметом первейшей заботы дирижера, доминируя над всеми прочими элементами, из которых складывается исполнение музыки, сколь бы явно они ни акцентировались в партитуре. Всецело поглощенный проблемами Klangregie, дирижер, если того по­требует некий эталон звучания, не задумываясь введет вместо предписанной засурдиненной открытую медь (или наоборот), усилит скрипки виолончелями с целью получить более густой тембр, будет по-своему изменять характер динамического рав­новесия между отдельными группами инструментов, расположе­ние этих групп на сцене, оркестровку, метроритмические нюан­сы... В качестве подмены интерпретации этот стиль неприемлем; тем не менее для некоторых он сделался чем-то вроде боевого коня, на котором они скачут от успеха к успеху. Функция, вы­полняемая в музыке звуком, часто понимается весьма непра­вильно. Для дирижеров, ориентирующихся на звучание Фила­дельфийского оркестра, существует один и только один способ трактовки «сонорностей». Будь то «Пинии Рима», «Весна свя­щенная» или же партитура Брукнера — на слушателя к вяще­му удовлетворению многочисленной когорты «филадельфийцев» повеет влажным дыханием тропиков с их богатством ослепи­тельно ярких красок.

Разумеется, существует множество произведений, в которых подобным «сонорностям» принадлежит весьма важная роль. Для дирижера, постоянно работающего над собой и старающе­гося разумно планировать свои программы, крайне важно уметь вовремя обращать внимание на проблемы такого рода, иначе и ему, и публике придется быть свидетелем того, что оркестр, неспособный добиться надлежащего звучания, неудовлетвори­тельно исполняет отрепетированные пьесы. Есть немало оркест­ров, которые, хотя и не являются первоклассными, могут тем не менее превосходно сыграть ту или иную пьесу, и лишь зву­чание оставляет желать много лучшего. Я хотел бы в связи с этим процитировать высказывание американского композитора Уильяма Шумана, однажды заметившего: «Качество звучания оркестра улучшается параллельно увеличению бюджета».

Когда я вступил в должность главного дирижера Бостонской филармонии, журналисты задавали мне вопрос, появится ли теперь у оркестра «немецкое звучание»: при этом подразумева­лось, что в годы руководства Шарля Мюнша звучание было «французским». Все это чепуха. Такие эпитеты выдуманы лю-

14 Звукорежиссура (нем.).

бителями шаблонных определений, воспринимающими музыку сквозь призму расхожих клише, которые, если разобраться, давно уже не выражают никакого смысла. Нет ни «француз­ского», ни «немецкого» звучания. Имеется лишь адекватное и неадекватное данной пьесе звучание. Если это усвоено, звук будет с успехом выполнять свою важную функцию. Скрипачка, исполнившая в концерте произведение, музыка которого отли­чалась строгой суровостью, была вправе почувствовать себя уязвленной, когда ведущий критик счел ее тон лишенным чув­ственной сладости. Если бы вторая часть, выражающая глубо­кую сосредоточенность, была сыграна сочным, полнокровным звуком, это совершенно исказило бы характер произведения. При желании блеснуть ярким, красочным тоном эта скрипачка выбрала бы скорее концерт Чайковского. Один предпринима­тель, специализирующийся на производстве грампластинок и получивший заказ на выпуск цикла пьес Бетховена, как-то по­жаловался мне, что бетховенская «инструментовка не годится для записи». Рассказывают, будто Бетховен, получив от кого-то упрек в недостаточном использовании красот скрипичного тембра, воскликнул: «Вы всерьез полагаете, что я пекусь о ка­кой-то там жалкой скрипке в минуты, когда на меня снисходит вдохновение?»

Звук является неотъемлемым элементом исполнительского замысла как для солирующего инструменталиста, так и для любого ансамбля музыкантов. Мне довелось дважды убедиться в том, что некий великолепный струнный квартет, участниками которого были молодые и преданные своему делу люди, испол­нял музыку Альбана Берга лучше, чем какой-либо другой ан­самбль. Но в обоих прослушанных мною концертах музыканты после пьес Берга играли в той же манере и тем же звуком про­изведения Моцарта или Шуберта, в результате чего получа­лось нечто вроде карикатуры на Моцарта или Шуберта. Эти исполнители привыкли к постоянным резким крещендо и ди­минуэндо, быстрому лихорадочному вибрато, которые совер­шенно не соответствуют духу и строю классических произве­дений.

Date: 2015-07-10; view: 331; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию