Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Триоли и длительности, обозначаемые нотой с точкойПрименительно ко многим музыкальным пьесам XVIII и более ранних столетий имеют силу два неписаных правила, регулирующих длительность ноты с точкой. Во первых, отметим случай, когда ритмический рисунок, включающий ноту с точкой, накладывается на триоль. То, что мы сегодня записали бы в трехдольном размере как четверть плюс восьмая, во времена Баха по традиции записывалось как восьмушка с точкой плюс шестнадцатая. Шестнадцатая, однако, имела почти половинную длительность восьмой с точкой и, исполняемая на фоне триолей, должна была звучать одновременно с третьей нотой, а не после нее. Во втором случае традиция предписывала ноту с точкой исполнять так, как если бы справа от нее стояло две точки, при этом следующую ноту необходимо было соответствующим образом сократить. Почти все признают, что обе традиции соблюдались долгое время. Однако не все считаются с этим на практике и не во всех консерваториях отдают этому должное. Некий концертирующий пианист однажды поделился со мной своими впечатлениями о том, как ему довелось исполнять Пятый Бранденбургский концерт Баха под руководством весьма известного дирижера. Человек отнюдь не почтенного возраста, но из тех, кто строго придерживается догматических установок XIX века, дирижер этот требовал, чтобы финал исполнялся «по напечатанному», хотя традиция предписывает совмещать триоли с рисунком, включающим ноту с точкой. Некоторые музыканты, лучше информированные в вопросе, пытались переубедить дирижера, но не добились успеха. Дело было, конечно, не в упрямстве маэстро. Очень трудно, если не невозможно, радикально изменить подход исполнителя к музыкальной нотации. Мне случалось сталкиваться с подобными трудностями при работе с оркестром, отдельные музыканты которого были просто не в состоянии выполнить нечто несовместимое с заученными навыками, — а приучали этих людей всегда играть исключительно и в точности то, что «напечатано». Вместе с тем в подходе «знатоков», при всей его правомерности, есть свои минусы. Появившаяся в последние несколько десятилетий довольно многочисленная группа специалистов может превратиться в элиту, которая одна только и будет способна гарантировать аутентичность трактовки музыкальных произведений, созданных до 1800 года. Это не праздные опасения. Я знаю музыкантов из крупных оркестров, откровенно заявляющих: «Мы не владеем навыками, необходимыми для интерпретации сочинений, написанных ранее 1800 года». Если мы хотим избежать цеховщины со всеми ее отрицательными последствиями, то нам надлежит быть весьма заинтересованными в том, чтобы побуждать каждого серьезного исполнителя к овладению музыкальными традициями барокко. Тем самым мы не только преодолеем ограниченность нашего современного репертуара, но и выясним, сколь долго эти традиции сохраняли свою жизнеспособность и в XIX веке. Отдельные места в произведениях Бетховена, Шуберта и Шумана часто трактуются неверно из-за того, что многие полагают, будто эти композиторы всегда записывали свою музыку в точности так, как она должна звучать, то есть якобы не рассчитывали на возможность традиционного прочтения ее нотного текста. Тем, кому покажется сомнительным, что такие ошибки могут иметь место, предлагаю рассмотреть несколько примеров. Только на двух страницах Первой симфонии Бетховена встречается три такта, где использована традиционная нотация. Мы быстро найдем эти такты, если вспомним, что оба традиционных способа исполнять длительности, обозначенные нотой с точкой, применялись, прежде всего, с целью обеспечить одновременную смену гармоний у всех инструментов. В такте 44 второй части (пример 16) первые скрипки должны сыграть ноту до так, как если бы справа от нее стояли две точки, только тогда последующее до-диез прозвучит одновременно с новым аккордом у прочих струнных инструментов. В такте 45 с триолью у первых скрипок должен быть совмещен ритмический рисунок, имеющийся в партиях остальных струнных инструментов, опять же для того, чтобы зтим обеспечить одновременную смену аккордов у всей струнной группы. Наконец, в такте 54 и далее удары литавр необходимо согласовать с триолями у струнных и флейты (если темп второй части будет выбран неверно, все указанные места прозвучат тяжеловесно; темп нельзя затягивать). Первое свидетельство тому, что в партитуре симфонии встречаются образцы традиционной нотации, мы обнаруживаем уже под конец медленной интродукции к симфонии. Переход к allegro con brio будет звучать лучше и его будет легче исполнять, если трактовать долгое соль в такте 12 как ноту с двумя точками справа. В интродукции ко Второй симфонии Бетховен действительно проставляет эти две точки, что, однако, не означает, будто в его последующих опусах все надо читать «буквально». Во второй части Пятой симфонии тридцатьвторые в партии второго кларнета — такты 14 и 19 — нельзя играть так, чтобы они «прихрамывали» за триолями флейты, а в такте 18 альты и фаготы не должны плестись за триолями скрипок. Такая трактовка абсолютно антимузыкальна. Очень полезен был бы для преподавателей музыки словарь, наподобие «Оксфордского словаря английского языка», который демонстрировал бы различные способы музыкальной нотации с указанием того, по какому случаю и когда они были впервые введены. Такие приемы-формулы возникают в музыке, подобно словам в языке, — чтобы удовлетворить новым потребностям, по мере того как последние делаются все более ощутимы. Было бы полезно знать и то, почему музыканты отказывались от традиционного истолкования определенных формул нотации и отдавали предпочтение «буквальной» их трактовке. Правда, даты подобных событий установить почти невозможно: старинные способы нотации, и мы это уже видели, иногда встречаются спустя годы и даже десятилетия после того, как они вышли из общего употребления. Не стоит поэтому особенно удивляться, что традиционные способы нотации полностью не утратили свою силу даже во времена Шумана. Он все еще обращался к ним, приравнивая восьмушку с точкой плюс шестнадцатая триольным двум восьмым плюс восьмая. Где бы я ни демонстрировал отрывок из медленной части его Четвертой симфонии (пример 17), меня всегда спрашивают, как я могу с уверенностью утверждать, будто Шуман не хотел, чтобы исполняемые пиццикато шестнадцатые у скрипок и альтов, а также шестнадцатые у кларнета и фагота звучали после триоли у солирующего гобоя я виолончели. Беглый взгляд на нотную запись в такте 2 трио из Первой новеллетты для фортепиано не оставляет никаких сомнений, что композитор трактует ноту с точкой именно так. как предписывает традиция (пример 18). (Надеюсь, этот пример ее только подтвердит сказанное мною выше, но н еще раз продемонстрирует важность всестороннего знакомства с творчеством композитора). В третьей части Второй симфонии Шумана тоже имеются случаи, где несомненно использована нотация времен Барокко. Так, было бы нелепо пытаться в такте 35 (пример 19) втиснуть последнюю шестнадцатую именно в то место, которое предусматривает для нее математический расчет. Гораздо более естественно, и для данной музыки оправданно, подождать последней ноты триоли с тем, чтобы шестнадцатая совпала с нотой до ведущего голоса. Если какое-либо место кажется вычурным или излишне усложненным, полезно повнимательней присмотреться к окружающим тактам. И тогда во многих случаях будет очевидно, что нужна более свободная, то есть соответствующая традиции, трактовка. Композиторы не были математиками, в их намерения не входило ставить точки над каждым i Но именно потому. что к их творениям следует относиться серьезно, я чувствую себя обязанным выяснить, в каких пределах композиторы даже в эпоху романтизма продолжали использовать старые методы, традиционные способы нотации, приемы барокко. Великие мастера XIX столетия, включая Рихарда Вагнера, доверяли исполнителю, считая его вполне способным разобраться в их партитурах. После Вагнера это доверие пошло на убыль, все больше уступая место «буквализму». Дирижеру очень важно изучать музыку тех периодов, когда традиции сохраняли всю свою силу, и проникнуться духом этих традиций до такой степени, чтобы их смысл и правомерность стали для него самоочевидны. На первый случай было бы неплохо проштудировать арию Баха из кантаты № 70 для альтового голоса в сопровождении облигатной виолончели и basso continuo. В этой пьесе, насчитывающей девяносто два такта, я обнаружил пятьдесят шесть примеров, которые подтверждают необходимость координировать ритмический рисунок, включающий ноту, удлиненную точкой, с триолью. Но дирижеру не следует предполагать, будто музыканты его оркестра достаточно хорошо знакомы с традицией, чтобы немедленно усвоить или хотя бы только запомнить его общее указание о том, как все это должно звучать. Начиная репетировать Третью сюиту Баха (пример 20), дирижер не может просто объявить, что все четверти с точкой трактуются, как если бы справа от них стояло две точки. Он должен обеспечить, чтобы в партии были вписаны дополнительные точки, а для восьмушек — дополнительные флажки, и считать каждый аналогичный повторный случай как бы первым появлением соответствующего ритмического рисунка. Такую коррекцию необходимо проделать для гобоев и первых скрипок в такте 9, для вторых скрипок и альтов в такте 10, а в тактах 11—12 для всех инструментов высокого диапазона и так далее на протяжении части. Одна из причин, почему профессионально зрелые музыканты, имея дело с данной сюитой, могут столь упорно придерживаться «напечатанного» канона, недавно прояснилась для меня, когда я услышал в исполнении совсем неплохого оркестра некоей крупной консерватории Америки интродукцию этого баховского сочинения, от первой и до последней ноты сыгранную так, как если бы в ее начале стояло слово grave (введенный в заблуждение немецкий редактор действительно поместил это слово в выпущенной им партитуре). Оркестр играл ее на восемь, старательно подчеркивая каждую ноту, словно это была музыка Брукнера. Дирижер, навязывающий молодым студентам такой допотопный и порочный стиль, совершает преступление против музыки, и ему следовало бы устроиться на работу, которая не требовала бы от него особого музыкального чутья. Такое пренебрежение к традиции мешает усвоить студентам характерные черты стиля композитора и надлежащие приемы, позволяющие воплотить этот стиль в своей игре. Беглый просмотр остальных трех сюит Баха (или его увертюр) показывает, что все их начальные части имеют нечто общее в своем построении: во всех трех торжественный вступительный раздел на 4/4, изобилующий длительностями, обозначенными нотой с точкой, предшествует фуге5. Во многих случаях, когда справа от ноты есть точка, ее надо удвоить, одно из наиболее очевидных доказательств тому содержится во Второй сюите (пример 21). Паузы б первом такте ясно дают понять, какой ритмический рисунок Бах имел в виду для этой части и почему он не выразил свои мысли более явным образом. Если такт 3 и все аналогичные такты, которые встречаются далее, исполнять как указано в такте 1, это придаст ритму надлежащую упругость, Бах просто прибегнул к скорописи, ожидай от 5 Редактор нового издания сочинений Баха, выпущенного Беренрайтером, обозначивший размер как 2/2, ошибочно интерпретировал указание tempo tagliato как alla breve. Tempo tagliato просто говорит о том, что трактуя темп к фразировку, следует исходить из более крупных структурных единиц, то есть исполнять всю часть на четыре, а не на восемь. Об этой распространенной ошибке идет речь в следующем разделе главы. исполнителей, что те, зная традиционную нотацию, без труда прочтут ее. Всякий, кто умеет писать ноты, сразу же поймет, что традиционная форма записи помогает сэкономить немало времени. В отрывке из первой части Четвертой сюиты Баха (пример 22) представлены оба случая: в одном необходимо удлинить ноту с точкой, во втором — сократить ее. В такте 22 первый и третий гобой и первые скрипки должны удлинить четверть с точкой (удвоить точку) так, чтобы идущие за ней шестнадцатые совпали с последней шестнадцатой в других голосах. В разделе на 9/8 мы видим, как композитор с помощью пауз (такты 24, 25, 28 и 29) показывает перед вступлением очередного голоса, каким должен быть ритмический рисунок, сопутствующий полным триолям; далее, когда в триолях не артикулируется вторая нота, использована сокращенная запись. Такт 28 убеждает нас, что было бы абсурдно трактовать восьмую с точкой плюс шестнадцатая с «математической» аккуратностью, коль скоро на шестой и девятой доле несомненно должен прозвучать секстаккорд.
|