Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б) знаки препинания в повседневной жизни

История возникновения знаков препинания.

До пятнадцатого века на Руси писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами.

Предлагаю: прочитайте текст..., если сможете.

Тоеосеникнязьсемнъдмитриевичсуздальскийприидератьюкновъгородунижнеаснимцаревичентякстысячътатарълюдижезатворишасявгородавоеводыунихбяхуволодимеръдаеиловичъгригореиволоволодимировичъиванълихорьибыстьимбоисними.

(Московский летописный свод)

Ну, как? Трудновато? Немало времени и сил ушло у многих поколений специалистов, чтобы мы с вами увидели то, к чему привыкли: пробелы между словами и знаки препинания.

Знаки препинания - путеводные знаки для постижения содержания. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная осмысленная расстановка знаков препинания. Всего в русской пунктуации десять основных знаков: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки кавычки. В наше время знаков препинания стало еще больше. Всего знаков препинания теперь насчитывается больше десяти.

У русской пунктуации двуединое основание. На это указывал ещё великий М.В.Ломоносов в своей "Российской грамматике": "Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам".

Знаки препинания постепенно входили в наше письмо, последовательно обогащая и усложняя смысл и звучание записанной речи: точка и двоеточие в XI веке, запятая в XIV, точка с запятой в XV, вопросительный знак в XVI, восклицательный знак и тире в XVII, многоточие в XVIII веке. Развивается народ, ничего не скажешь, «окультуривается»!

С XVII по XX век получала силу новая идея пунктуации: отмечать не звучащие отрезки речи, которые произносили как бы на одном дыхании (чтобы чтец мог верно произнести этот текст вслух), а смысловые связки слов, важные для понимания текста. Теперь уже не грамматика и не ритмика фразы, а логика руководит выбором нужного пунктуационного знака.

Число запятых и прочих знаков всё сокращается и сокращается, по сравнению со временем Пушкина их уже вдвое меньше. Всё это связано с общим процессом осмысления и стандартизации написанного текста, который было бы удобно «схватить налету» и сразу осознать его смысл.

В книгах первой половины 16 века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак.

Пунктуация дается далеко не всем. Поэтому многие из нас задаются вопросом: "Зачем нужны знаки препинания?". Я считаю, знаки препинания очень важны, хотя бы для того, чтобы придать определенный смысл предложению. Ведь одну и ту же фразу можно произнести по-разному, и от этого будет меняться смысл этого предложения. Знаки препинания помогают нам правильно прочитать тот или иной текст, предложения в нужной интонации и с правильными эмоциями. Одно из главных предназначений знаков препинания - это разделение.

А А.П. Чехов писал: "Знаки препинания – это как ноты при чтении".
С. Шапиро говорил: «Основная роль пунктуации — обозначение тех смысловых отношений и оттенков, которые, будучи важны для понимания письменного текста, не могут быть выражены лексическими и синтаксическими средствами».
Теперь разложим по полочкам, для чего служит каждый из знаков препинания. С помощью запятых, точек, восклицательных и вопросительных знаков, текст делится на части или предложения.

Точка показывает завершённость мысли. Отделяет одно законченное выражение от другого и не даёт слиться словам в один большой и непонятный монолит.

Запятая паузы поменьше обеспечивает, но смысл схож.

Вопросительный знак (кстати, ранее его называли точкой вопроса), как и восклицательный эмоционально окрашивают нашу речь на письме. А сколько комбинаций можно создать, используя их! Например, вопрос с восклицанием «!?» или риторический вопрос, на который ответа и не ждут, в общем-то «?..»

Три точки обозначают незаконченность мысли. Это вообще находка для писателей. Закончилась фантазия, поставил многоточие, а там как получится. Или читатель сам историю додумает, или у автора идея для продолжения созреет.

Тире используют для объяснения предыдущих слов. А ещё им можно слова в предложении заменять!

Это, конечно, далеко не все знаки препинания, но на письме именно они используются чаще всего.

Кстати, интересным фактом является то, что почти у каждого знака есть «родитель». Круглые скобки впервые употребил Мелентий Смотрицкий, а кавычки и многоточие – Николай Карамзин!

В наш компьютеризированный век точка, тире, скобка - это наш всеми любимый смайлик! С помощью его мы передаем свои эмоции в СМС-ах.

И вообще, знаки препинания не только для удобства нужны. Кроме всех своих основных функций, они и степень развития носителей языка показывают. Вот до пятнадцатого века на Руси, например, писали не то что без знаков препинания, а вообще без пробелов между словами, но люди хотели совершенствовать написанное, максимально приблизить его к сказанному. Поэтому и точка появилась, а за ней и остальные знаки. Развивается народ, ничего не скажешь, «окультуривается»!

Есть такое шутливое выражение: "Вот тут-то и запятая". В нём слово "запятая" означает затруднение, препятствие. Это неслучайно: слова запятая, запинка, запинаться, препинание - исторически однокоренные.

Запятыми на письме мы разделяем слова, группы слов и предложения. Неуместно поставленная или пропущенная запятая может изменить смысл всего предложения и привести к ошибочному пониманию написанного. Вот, к примеру.

"Поставить статую золотую пику держащую."

1. Поставить статую, золотую пику держащую.

2. Поставить статую золотую, пику держащую.

Помните знаменитую фразу «Казнить нельзя помиловать» из не менее знаменитой сказки "12 месяцев" про избалованную принцессу, которая считала, что знаки препинания не особо-то важны. Этот пример связан с историческим фактом. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII-XIV столетий) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него возник заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был низложен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел восемь месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики, сторожившие короля, получили предписание, сформулированное без запятых: "Эдуарда убить не смейте бояться полезно". Все зависело от того, как прочитать текст.

1. Эдуарда убить не смейте, бояться полезно (то есть следует бояться).

2. Эдуарда убить, не смейте бояться (так как это полезно).

Тюремщики поняли уловку королевы и прочли письмо так, как ей хотелось. Получилась "кровавая" запятая.
Эта фраза, кстати, и отражает одну из причин, по которой нам эти самые знаки препинания и нужны. Причина эта – однозначность.

На женских форумах, посвящённых любви, эту фразу несколько перефразировали: "Любить нельзя использовать". Вот и думай после этого, что у этих женщин на уме! Так что если хотите, "милые блондинки", чтобы Вас понимали правильно, будьте добры синтаксис уважать.

б) знаки препинания в повседневной жизни.

А вот примеры из жизни. Вглядитесь в объявления, развешанные по нашему городу, почитайте их в газетах, в художественной современной литературе: пунктуационные ошибки тоже имеют место быть. И не так редко, как хотелось бы.

Объявление: "Пьяным собакам на роликах вход строго воспрещен". Роль запятой в этом объявлении видна невооруженным глазом.

А вот такой случай произошёл с одним мальчиком. Он послал срочную телеграмму своим родителям, которые были в отъезде, и вот в этот же день получила ответную телеграмму: " Быть дома нельзя идти в поход". Смысл телеграммы зависит от того, где будет поставлена запятая: после слова "дома" или после слова " нельзя". Мальчик так и не понял, быть ли ему дома или отправиться в поход.

Телеграммы вообще принято отправлять без "лишних" знаков, но как понять такую: "Мама выезжает утром встречайте". Наверняка придется уточнять по мобильной связи: как хорошо, что она существует.

А эти предложения одинаковы по словарному составу, но смысл их также различен. Как вы думаете, от чего это зависит? Конечно, от запятой.

1. Коля пел так, как пели все.

Коля пел, так как пели все.

2. Было светло так, что всякий камешек был виден на дороге.

Было светло, так что всякий камешек был виден на дороге.

3. Как он уехал?

Как, он уехал?

4. Я не видел брата товарища и его сестру.

Я не видел брата, товарища его сестру.

5. Дома улицы залиты светом.

Дома, улицы залиты светом.

6. Грязь покрыла все: окно, дверь, потолок, стены.

Грязь покрыла все окно, дверь, потолок, стены.

7. Он встал, быстро умылся и начал делать зарядку.

Он встал быстро, умылся и начал делать зарядку.

8. Ребенок играл, так как играли все дети.

Ребенок играл так, как играли все дети.

 

В заключение я хочу рассказать притчу «О пользе знаков препинания».

Человек потерял запятую, стал бояться предложений, искал фразы проще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили- в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он всё время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошёл до точки.


<== предыдущая | следующая ==>
 | Комментарии Апостола Павла

Date: 2015-07-10; view: 2138; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию