Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Одиночество. Занимающийся прозелитизмом член НРД может показаться единственным человеком, готовым выслушать, чего ты боишься





Занимающийся прозелитизмом член НРД может показаться единственным человеком, готовым выслушать, чего ты боишься, на что надеешься; единственным человеком, готовым принять тебя таким, каков ты есть. Может показаться, что только движение способно дать тебе ту единственную атмосферу доброжелательности, взаимной заботы, серьезности, ответственности и высокой нравственности (или ту единственную возбуждающую, манящую атмосферу неведомого), которую ты так ищешь.

Возможно, с молодым (или с пожилым) человеком, страдающим от одиночества, стоит поговорить об отсутствии подобной атмосферы в современном обществе. Конечно, это легче сказать, чем сделать, да и сама идея не нова — есть много примеров, когда отдельные лица или организации пытались (и некоторые успешно) помочь тому, кто по тем или иным причинам чувствует себя оторванным от общества. Собственно говоря, все, что мы здесь хотели сказать, — это то, что новые религиозные движения говорят там, где мы молчим.

Возможность обсуждать вопросы религиозного характера

Выше уже говорилось о том, что люди, мучающиеся вопросами бытия (в чем смысл жизни? зачем я живу? отчего в мире так много страдания? и т. п.), часто жалуются, что им не с кем эти вопросы обсуждать. В других случаях те, у кого в опыте были переживания религиозного характера, очень для них важные, не смеют об этих переживаниях даже заикаться, чтобы другие не подумали, что они «со странностями».1

Служители Церкви могут показаться таким людям либо очень далекими и недоступными, либо настолько тенденциозными, что под сомнение ставится сама их склонность говорить о Боге.2 Религиозное образование часто сводится к курсу «сравнительного религиоведения», который мало что содержит, кроме описаний красочных религиозных празднеств и самых общих представлений «о других вероисповеданиях». Иногда, наоборот, религиозное образование ограничивается почти исключительно вопросами нравственного характера, например, могут ли мужчина и женщина вступать в интимную близость до брака и т. п.

Некоторые молодые люди, воспитывавшиеся в атмосфере, не допускавшей сомнений в абсолютной истинности одной религии, могут обнаружить, что их вера пошатнулась, когда оказалось, что они не могут больше принимать вероучение в той форме, в какой оно им подносилось. Ребенок, веривший

буквально повествованию о сотворении мира, может начать сомневаться во всем христианском учении, после того как узнает об эволюции живых форм.1 Ребенок, который верил, что все священники святы, может разочароваться во всей Церкви, столкнувшись с нечестностью или неблаговидным поведением одного священнослужителя.

Другие, не получившие в детстве религиозного воспитания, могут столкнуться с обычными религиозными вопросами, имея лишь смутное представление о том, какие ответы могли бы дать на них традиционные вероучения. Такие люди, с легкостью усваивают готовые наборы ответов, предложенные им НРД.2 Один человек, горько сожалея о времени, которое он провел в движении безоглядно веря почти во все, что ему говорилось, писал мне так:

«Трудность человека, не получившего религиозного воспитания, состоит в том, что у него нет почвы под ногами. Я вообще не представлял себе, что такое богословие, то есть, у меня не было никакой системы отсчета для хоть сколько-нибудь обоснованных суждений. Если бы в свое время я прочел работы Вильяма Джеймса или еще кого-нибудь и хоть как-то представлял себе законы развития, я не пошел бы (в движение); но оно было таким мощным и появилось как раз тогда, когда ничего подобного не было... Х произвел на меня устрашающее впечатление, потому что я никогда раньше не испытывал подобных переживаний, не встречал религиозного фанатика, объявляющего Божью волю; и то, что я сам стал частью этого — частью игры Бога — это было нечто!»

Вполне возможно, что ответы, данные НРД тем, кого они хотят обратить, удовлетворили бы их и при соответствующей теоретической подготовке. Но может быть и другое: знай эти люди, что существуют иные ответы на вопросы, которые они себе задают, и что многие из этих вопросов вообще не имеют

простых решений, они бы подвергли сомнению те ответы, которые преподносят им движения.

Возможность менять мир к лучшему

Осознавать сложность проблем полезно и тем, кто озабочен поиском путей к совершенству, будь то собственный успех в работе, в личных взаимоотношениях с людьми или же переустройство мира. Если бы анализ проблем и вопросов, для которых у НРД заготовлены решения, понимание их глобальности и в какой-то степени неразрешимости предшествовали анализу ответов, то возможно, молодым людям легче бы было оценивать те готовые ответы, которые им предлагают.

Возможно, тому, кто хочет извлечь урок из практики НРД, следует понять, что многие молодые люди ищут возможность отдавать. В обществе, где господствуют разделение сфер, бюрократия, социальное благоденствие, идеалистически настроенным молодым людям не всегда легко понять, каким образом они могут реализовать свою потребность делать добро другим. Отдельные Церкви, школы и местные культурные центры предоставляют молодежи каналы для выхода этой энергии. Так же поступают и некоторые НРД.

Если говорить коротко, общество должно быть широко осведомлено о новых религиозных движениях. Потенциальные обращенные должны знать о проблемах, поднимавшихся в этой книге. Однако не все, что предлагают НРД, следует оценивать негативно. Столь же допустимо и даже, быть может, более плодотворно видеть в появлении этих движений перчатку, брошенную обществу, вызов, на который обществу придется ответить.1

ГЛАВА 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткие выводы

1. Одно из главных предположений книги состоит в том, что на вопросы, поставленные перед современным западным обществом феноменом новых религиозных движений, простых или легких ответов почти не бывает.

2. Некоторые часто отмечаемые особенности НРД проистекают из того, что по преимуществу это движения новые и (в широком смысле этого слова) религиозные. В отличие от предшествовавших волн НРД на Западе, многие сегодняшние движения восходят к традициям, которые все еще остаются чуждыми западному сознанию.

3. Тем не менее между движениями имеются огромные различия как в отношении вероучительных вопросов, так и в отношении практики. Никогда не следует характеристики одного НРД переносить на другие движения.

4. Большинству людей, вовлеченных в НРД, их пребывание в движении не причиняет серьезного вреда. Многие даже свидетельствуют, что оно оказалось для них весьма полезным.

5. Справедливо, однако, и то, что в ряде случаев возникают серьезные проблемы. Даже если ситуация не внушает особых опасений, это не должно успокаивать, так как она может осложниться в будущем. Потенциально опасными ситуациями, о которых мы предупреждали читателя, можно считать следующие:

а) Движение отрезает себя (географически или социально) от общества.

б) Обращенный становится все более зависимым от движения в определениях и оценке действительности.

в) Движение устанавливает жесткие, непреодолимые границы между «нами» и «ими», «божественным» и «дьявольским», «добром» и «злом» и т. п.

г) Важные решения, касающиеся жизни и судьбы обращенных, принимают за них другие.

д) Лидеры движения придают своим действиям и требованиям силу божественного авторитета.

е) Лидеры или движения в целом преследуют одну узкую цель и идут к этой цели напролом.

6. Не всегда легко увидеть разницу между тем, кто решил принять новый для себя образ жизни, каким бы непонятным или непривлекательным ни казался он другим, и тем, кто, по тем или иным причинам, захотел избавиться от всякой ответственности. В книге высказывалось предположение, что вовсе не всегда те, кто позволяет другим «указывать им путь», лишены чувства ответственности. Более того, предполагается, что каждый, если, конечно, его не делает недееспособным какое-либо психическое расстройство, должен считаться ответственным, и должен принять на себя ответственность за любой совершаемый им поступок.

7. Ряд предположений книги основан на следующих убеждениях:

а) И многообразие новых религиозных движений, и их общие черты должны заставить нас осознать не только то, что НРД дают нам основания для беспокойства, но и то, что они, бесспорно, обладают известной притягательностью для определенных представителей современного общества.

б) Тот неоспоримый факт, что большинство людей добровольно выходит из движений, наводит на мысль, что причины преданности движению остальных членов следует искать не в методах обращения и обработки.

в) Попытки принудительного «депрограммирования» неэтичны, незаконны и основаны на допущении возможности контроля над сознанием, которая целым рядом серьезных научных исследований поставлена под

сомнение. К тому же, похоже, депрограммирование порождает больше проблем, чем решает.

г) Выбор позиции невмешательства представляется неразумным. Прежде чем его делать, необходимо тщательно рассматривать каждый конкретный случай.

д) Однако депрограммирование и «ничегонеделание» не являются единственно возможными путями.

е) Родители и друзья тех, кто вступил в какое-либо из новых религиозных движений, должны делать все, что в их силах, чтобы сохранить связь и способствовать добрым отношениям с обращенным.

ж) Желающие быть полезными должны постараться собрать как можно больше точной и непредвзятой информации о движении и об обращенном, чтобы в каждом конкретном случае выбрать оптимальный образ действий.

з) Они должны поощрять обращенного к тому, чтобы он самостоятельно, не принимая на веру чужие слова, оценил свое движение в свете имеющихся у него фактов, а также в свете таких общих принципов, как честность, уважение к другим и личная ответственность за свои действия.

и) Нужно всегда помнить, что западные демократии гарантируют взрослым людям право на свободу совести.

8. Для непосредственной, а также для опосредованной, через систему контактов, помощи была создана сеть ИНФОРМ.

Date: 2015-07-10; view: 297; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию