Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Настроенное сердце





 

Центр мышления - ум, центр эмоции - сердце, и центр жизненной энергии - пупок. Мышление и созерцание происходят через ум. Мы немного поговорили вчера о центре мышления. Переживание, ощущение эмоций - таких, как любовь, ненависть и гнев - происходят через сердце. Жизненная энергия проходит через пупок.

В первый день я сказал вам, что ум очень напряжен и должен быть расслаблен. В мышлении есть большое напряжение и стресс, ум находится под влиянием многих стрессов. Струны вины мышления так натянуты, что никакая музыка не звучит. Напротив, струны рвутся, и человек становится тревожным, он становится безумным. Чтобы создать музыку, абсолютно необходимо расслабить струны вины мышления так, чтобы они могли быть настроены.

Ситуация с сердцем прямо противоположна уму. Струны сердца очень ослаблены; чтобы создать музыку, они должны быть немного подтянуты, так, чтобы можно было их настроить. Напряжение струн мышления должно быть ослаблено, и ослабленные струны сердца должны быть немного натянуты.

Если струны мышления и эмоций настроены, если они сбалансированы, тогда может быть создана музыка, через которую путешествие к пупку может случиться.

Вчера мы говорили о том, как мысли могут успокоиться; сегодня утром мы поговорим о том, как струны чувств, сердца могут быть натянуты.

Но прежде, чем вы это сможете понять, вам надо усвоить то, что человечество веками жило под проклятием, и это проклятие есть осуждение всех качеств сердца. Человечество считало все качества сердца проклятием - не благословением. Это невежество, эта ошибка нанесли огромный вред. Вы осуждали гнев, вы осуждали гордость, вы осуждали ненависть, вы осуждали привязанность - вы все осуждали. И вы все это делали, не понимая, что все эти качества есть лишь трансформация тех же качеств, которые вы цените. Вы цените сострадание и осуждаете гнев, не понимая, что сострадание - это трансформация энергии гнева. Вы осуждали ненависть и ценили любовь, не понимая, что энергия, которая возникает как ненависть, может быть трансформирована и может проявляться как любовь. Их энергии не отличаются. Вы осуждали гордость и ценили скромность, не понимая, что та же энергия, которая возникает как гордость, становится скромностью. Между ними нет конфликта - это два аспекта той же самой энергии.

Если струны вины слишком ослаблены или слишком натянуты и музыкант трогает их, то создаваемый звук не будет музыкальным -он неприятен для слуха и пугает ум. Если в знак протеста против этой дисгармонии звуков человек рассердится, сломает струны вины и выбросит ее - это возможно, но он не должен забывать, что из того же самого инструмента путем настройки можно извлечь гармоничные звуки. Немузыкальный звук - это не вина вины: ошибка была в том, что она не была настроена. Если бы вина была настроена, тогда из тех же самых струн, которые создавали дисгармонию, могла быть извлечена музыка как бальзам для души.

Музыкальные и немузыкальные ноты извлекаются из тех же самых струн, хотя кажется, что они совершенно противоречивы и результаты будут противоположны. Один из них приведет вас в состояние блаженства, а другой - в состояние несчастья, но струны и инструмент те же самые.

Гнев возникает в человеческом сердце, если его сердце не сбалансировано. Если то же сердце становится настроенным, тогда энергия гнева начинает превращаться в сострадание. Сострадание - это трансформированный гнев. Если ребенок рождается без гнева, тогда, определенно, в его жизни никогда не возникнет сострадания. Если в сердце ребенка нет возможности для ненависти, тогда не будет и возможности для любви.

Но до сих пор вы жили с иллюзией, что чувства, подобные этим, противоречивы, и если вы разрушите одно, тогда останется другое. Это совершенно неверно. Не может быть более опасного учения - оно не психологическое, оно очень неразумное. Сострадание не возникнет через уничтожение гнева: оно происходит через трансформацию гнева. Сострадание - это не разрушение гнева, это гнев, который стал настроенным и музыкальным.

Так что если вы против гнева и стараетесь его разрушить - вы разрушаете музыкальный инструмент. И если вы разрушите его, ваше развитие будет очень слабым, хилым, в вас не смогут появиться никакие сердечные качества. Это та же ситуация, когда кто-то вываливает вокруг своего дома вонючие удобрения для цветов. Тогда вместо цветочного запаха вы получите дурной запах удобрений, и ваша жизнь станет невыносимой.

Цветы, определенно, расцветут с помощью удобрений, но не оттого, что вы положили их вокруг дома. Удобрения сначала должны измениться. Они должны войти в растения через корни, и однажды скверный запах удобрений превратится в аромат цветов. Но если кто-то просто бросает удобрения вокруг своего дома, он сойдет с ума от запаха, и если он выбросит удобрения, то его цветы станут безжизненными и блеклыми. Трансформация удобрений может превратить скверный запах в аромат.

Эта же химия, эта же алхимия называется йогой, религиозностью. Искусство превращения чего-то незначительного во что-то значительное называется религией.

Но то, что вы делаете под именем религии - это самоубийство, вы не трансформируете свое сознание. Вы живете с некоторым главным непониманием, тенью некоторого проклятия, повешенного на вас. Ваши сердца остаются неразвитыми, потому что вы осуждаете основные качества сердца. Было бы неплохо понять это более глубоко.

Если человек растет правильно, гнев будет играть важную роль в его жизни. Гнев имеет свой собственный колорит. Если его убрать, тогда картина человеческой жизни будет в какой-то мере неполной, некоторая яркость будет упущена. Но с самого детства вы начинаете учить детей подавлять некоторые качества, и в результате ребенок будет постепенно подавлять в себе то, что вы называете плохим. А подавленное сердце становится слабым, потому что его струны неправильно натянуты. И это подавление произойдет в уме, потому что ваше воспитание не идет глубже ума.

Когда вы говорите детям, что гнев - это плохо, это учение не достигает сердца. Сердце не имеет ушей, чтобы слушать, и слов, чтобы думать. Это учение пойдет в ум, а он не может изменить сердце. Тогда возникает проблема: умственный центр думает, что гнев - это плохо, но сердечный центр не знает, он не соединен с умом. Каждый день вы сердитесь, и каждый день раскаиваетесь и решаете больше не сердиться, но, проснувшись утром, вы снова сердитесь. Вы удивляетесь, потому что вы так много раз решали не сердиться - и все-таки это происходит.

Вы не знаете, что центр, который чувствует гнев, отличается от умственного центра. Центр, который решает: «Я не буду сердиться», совершенно отличен от центра, который становится сердитым. Это два абсолютно различных центра. Так что решение и раскаяние не имеют никакого влияния на гнев: вы продолжаете сердиться и раскаиваться в этом и теряете от этого душевное равновесие. Вы не понимаете, что эти два центра так далеки, что решение, взятое одним из них, совсем не достигает другого... так человек не целостен внутри.

Сердечный центр работает определенным образом и требует определенных вещей для развития. Если ум вмешивается в этот центр, он становится беспокойным и хаотичным. Сердечные центры людей стали абсолютно хаотичными, абсолютно нарушенными. Естественно, гнев должен быть трансформирован, но он не должен быть уничтожен.

Так что первый ключ для подтягивания струн сердца - развивать все сердечные качества; ни одно не должно быть уничтожено. Вы можете быть в некотором недоумении: надо проявлять гнев? Я говорю, что каждый, конечно, должен проявлять гнев, потому что однажды гнев может быть трансформирован и превращен в сострадание. Иначе сострадание никогда не сможет появиться. Если вы прочтете истории жизни очень сострадательных людей, вы увидите, что в ранние годы они были очень сердитыми. Гнев имеет свое собственное достоинство и свою собственную гордость. Если вы прочтете жизнеописания величайших девственников, когда-либо существовавших в мире, то увидите, что в ранние годы они были очень сексуальными людьми.

Ганди стал великим брахмачарьей благодаря тому, что был очень сексуальным в молодости. Когда умирал отец Ганди и врачи сказали, что он не доживет до утра, - даже в эту ночь Ганди не мог обойтись без своей жены. Это была последняя ночь его отца, и было бы вполне естественно сидеть в это время возле него. Это было последнее прощание - он не увидит больше своего отца, но в середине ночи Ганди пошел к жене. Его отец умер, в то время как Ганди был в постели со своей женой. Это создало очень сильный шок в его уме: целибат Ганди развился благодаря этому шоку. Шок повернул всю энергию его сильной сексуальности в желание целибата.

Как это могло произойти? Это могло произойти потому, что энергия всегда нейтральна - есть лишь изменение направления. Энергия, которая двигалась к сексу, изменила направление на противоположное.

Если уже есть много энергии - она может течь в любом другом направлении, но если энергии нет, то нечему двигаться. Что может двигаться?

Все энергии должны развиваться правильно. Идеи моральных учений повергли человечество в большое несчастье и импотентную жизнь. В прошлом люди проживали жизнь глубже, чем вы.

Два юных раджпута пришли ко двору короля Акбара. Они были братьями. Они пришли к Акбару и сказали:

- Мы ищем работу.

Акбар спросил:

- Что вы умеете делать?

Они сказали:

- Мы ничего не умеем, но мы храбрые люди. Мы вам можем понадобиться.

Акбар спросил:

- Вы имеете удостоверения храбрости? Какое доказательство есть у вас, что вы храбрые?

Оба засмеялись. Они сказали:

- Какое может быть удостоверение храбрости? Мы есть храбрецы!

Акбар сказал:

- Вы не можете получить работу без удостоверения.

Они снова засмеялись. Они обнажили свои мечи и в одну секунду вонзили мечи в грудь друг другу. Акбар был шокирован. Оба юноши лежали на земле, кровь струилась вокруг, но они смеялись! Они сказали:

- Акбар, вы не знаете, что может быть лишь одно удостоверение для храбрости - и это смерть. Нет другого удостоверения.

Они оба умерли. Слезы полились из глаз Акбара. Он не мог себе представить, что такое может случиться. Он позвал одного из своих раджпутов, военных командиров, и сказал ему:

- Произошел очень тяжелый несчастный случай. Два молодых раджпута убили друг друга. Я только спросил у них удостоверение!

Командир сказал:

- Вы спросили что-то неверное. От этого кровь любого раджпута закипает. Какое может быть удостоверение храбрости, кроме смерти? Лишь трус и слабый может иметь удостоверение, говоря, что он храбрый, что кто-то считает его храбрым. Как может храбрый человек принести личное удостоверение? Вы задали неверный вопрос. Вы совсем не знаете, как разговаривать с раджпутом. То, что они сделали - правильно, и нет возможности сделать что-нибудь еще. Это был верный выбор.

Такой сильный гнев! Такое сияние! Этот тип личности имеет огромное великолепие. Человечество потеряло эти качества. Все сияние, вся смелость и сила людей разрушены - и вы считаете, что даете им хорошее воспитание! Но это не факт: ваши дети развиваются абсолютно неправильным образом, ничего из реального человеческого бытия не растет внутри них.

Один очень знаменитый лама написал в своей автобиографии: «Когда мне было пять лет, меня отдали на обучение в университет. В это время мне было всего пять лет. Мой отец сказал вечером, что утром меня отправят в университет. Он сказал: «Мы с мамой не будем с тобой прощаться. Мамы не будет здесь, потому что она начнет плакать, и если ты увидишь ее слезы, то будешь на нее оглядываться, а в нашей семье не было человека, который бы оглядывался назад. Меня тоже здесь не будет, потому что если ты оглянешься даже после того, как сядешь на лошадь - тогда ты мне больше не сын, и двери этого дома закроются для тебя навсегда. Слуги попрощаются с тобой завтра утром. Запомни, не оглядывайся назад после того, как сядешь на лошадь. В нашей семье не было никого, кто бы смотрел назад».

Такое ожидание для пятилетнего ребенка! Пятилетнего ребенка разбудили в четыре часа утра и посадили на лошадь. Слуги попрощались с ним. Когда он отъезжал, один слуга сказал: «Мой мальчик, будь осторожен. Тебя можно видеть до перекрестка, твой отец наблюдает сверху. Не оглядывайся назад до перекрестка. Всех детей из этого дома отправляли так же, но ни один не оглянулся». Слуга также сказал ему: «То место, куда тебя посылают, не обычный университет: величайшие люди страны обучались в этом университете. Там будут очень трудные вступительные экзамены. Что бы ни произошло, постарайся любыми путями сдать вступительные экзамены, потому что если ты провалишься, тебе не будет места в этом доме».

Такая жестокость с пятилетним ребенком! Он сел на лошадь. И в своей автобиографии он написал, что когда он сел на лошадь, «слезы закапали из моих глаз, но как я мог оглянуться на дом, на своего отца? Меня забрали для неизвестного. Я был таким маленьким, но я не мог оглянуться, потому что никто в моем доме никогда не смотрел назад. Если бы мой отец увидел это - я был бы отлучен от своего дома навсегда. И я контролировал себя, смотрел вперед и никогда не оглядывался».

Что-то было создано в этом ребенке. Некоторая сила воли, некоторая жизненная энергия проснулись в этом ребенке для укрепления его пупочного центра. Его отец не жестокий, он очень любящий. А все матери и отцы, кажется, любят неправильно: они ослабляют внутренние центры своих детей. Никакой силы, никакой решительности не будет создано внутри них.

Ребенок прибыл в школу. Ему было пять лет - не было возможности узнать, какие у него будут способности. Директор школы сказал: «Вступительные испытания здесь трудные. Сиди у двери с закрытыми глазами и не открывай их, пока я не вернусь - что бы ни происходило. Это твое вступительное испытание. Если ты откроешь глаза, тогда я посажу тебя обратно на лошадь, потому что тот, кто не имеет в себе даже такой силы, чтобы некоторое время сидеть с закрытыми глазами, тот не сможет ничему научиться. Тогда дверь к обучению закроется, потому что ты будешь недостоин. Тогда иди и делай что-нибудь другое». Все это - маленькому ребенку пяти лет...

Он сел у входа с закрытыми глазами. Мухи начали его беспокоить, но он знал, что не должен открывать глаза, потому что, если бы он открыл их, испытание было бы закончено. Другие дети входили и выходили из школы; кто-то начал толкать его, кто-то теребил его, но ему приказали не открывать глаза - иначе все будет испорчено. И он помнил слова своих слуг, что если он провалится на вступительных испытаниях, тогда дом его отца будет закрыт для него навсегда.

Прошел час, два часа - он сидел с закрытыми глазами, боясь, что даже по ошибке он может открыть их. Было много искушений открыть глаза: беспокойная дорога рядом, дети бегали вокруг, мухи тревожили его, некоторые дети толкали его и кидали в него гальку.

Он хотел открыть глаза, чтобы посмотреть, пришел ли его учитель. Час прошел, два, три, четыре часа - он просидел здесь шесть часов!

Через шесть часов учитель вышел и сказал: «Мой мальчик, твое вступительное испытание закончено. Входи, ты станешь юношей с сильной волей. Ты имел внутреннюю решительность сделать то, что ты хочешь. Сидеть с закрытыми глазами пять или шесть часов для твоего возраста - это великая вещь». Учитель обнял его и сказал: «Не волнуйся, этим детям приказали беспокоить тебя. Им сказали немного побеспокоить тебя, так, чтобы ты соблазнился открыть глаза».

Лама написал: «Тогда я думал, что меня очень жестоко мучили, но сейчас, в конце жизни, я полон благодарности к тем, кто был жесток со мной. Они что-то разбудили во мне, некоторая спящая сила стала активной».

Вы делаете противоположное. Вы говорите: «Я не буду злиться на детей, не буду бить их». Сейчас во всем мире телесные наказания полностью прекращены. Ребенка нельзя ударить, никакое физическое наказание не может применяться к ребенку. Это не мудро, потому что наказание идет от любви - оно не дается с неприязнью. Те дети, которые получали некоторый вид наказания, имели разбуженные внутренние центры. Позвоночник распрямлялся и распрямлялся. Внутри возникает решительность, также появляется гнев и гордость - рождается внутренняя сила, которая может расти. Мы создали людей без позвоночников, которые могут лишь ползать по земле и не могут летать в небе подобно орлам. Мы создали ползающего человека без позвоночника. И мы говорим, что делаем это из сострадания, любви и нравственности.

Вы учите человека не сердиться, вы учите его не выказывать никакого напряжения, вы учите его быть слабым. В жизни такого человека не может быть души. Не может быть души у такого человека, потому что он не может иметь внутри интенсивных сердечных чувств, которые необходимы для души.

Жил некогда мусульманский король Омар. Ему было очень трудно из-за войны с одним человеком; она продолжалась уже двенадцать лет. В последнем сражении он убил лошадь своего врага, повалил его на землю и сел ему на грудь. Он поднял свое копье и готов был вонзить его в грудь, но враг плюнул ему в лицо. Омар отбросил копье и поднялся. Враг был изумлен. Он сказал:

- Омар, после двенадцати лет ты наконец-то имел шанс убить меня. Почему ты не сделал этого?

Омар сказал:

- Я думал, что ты враг, достойный меня, но плевком в лицо ты показал такое свое ничтожество, что больше нет смысла убивать тебя. Ничтожество, которое ты показал, не является качеством смелого человека. Я думал, что мы равны, поэтому двенадцать лет я продолжал войну. Но когда я собирался убить тебя копьем - ты плюнул на меня. Это не подобает сильному человеку. Я совершу грех, если убью тебя. Что в мире скажут обо мне, если я убью кого-то настолько слабого, что он смог лишь плюнуть на меня? Дело закончено - я не собираюсь совершать грех, убив тебя.

То были замечательные люди. Изобретение современного оружия разрушило все, что было значительного в человеческом бытии. Битвы лицом к лицу имели свою собственную ценность. Они обычно обнаруживали то, что спрятано внутри человека. Сегодня ни один солдат не борется непосредственно - он сбрасывает бомбы с самолета. Это не имеет отношения к смелости, это не имеет отношения к внутренним качествам - он лишь сидит и нажимает кнопку стреляющего устройства.

Возможность пробуждения, спрятанная внутри человеческой сущности, уменьшилась, и неудивительно, что человек стал таким слабым и хилым. Его подлинная сущность не может развиваться. Все его внутренние элементы не могут объединиться и проявиться.

Наши системы воспитания удивительны. По-моему, все внутренние сердечные качества человека должны быть полностью развиты; они должны иметь приоритет. Только при полном их развитии может произойти трансформация. Вся трансформация случается на высшем пике, никакая трансформация не происходит ниже него. Если вода нагревается, она не испарится, пока теплая. Теплая вода - это тоже вода, но при ста градусах, когда вода достигает предельной температуры, происходит трансформация, и вода начинает испаряться. Вода превращается в пар при ста градусах, она не испаряется при более низкой температуре. Теплая вода не превращается в пар.

Все вы - теплые люди, никакой трансформации не может быть в вашей жизни. Все свойства вашего ума и сердца должны быть развиты до предела, лишь тогда в них возможна революция. Только тогда может быть выбор. Когда гнев достиг предела, он может быть трансформирован в сострадание, никак не иначе.

Но вы - враги гнева, жадности, страсти, и, таким образом, становитесь тепловатыми людьми. Тогда жизнь остается лишь теплой, и никакая трансформация никогда не произойдет. Эта тепловатость имеет огромное пагубное влияние на человеческое бытие.

На мой взгляд, первое, что должно быть понято - это то, что все качества вашей личности, вашего сердца должны развиваться правильно. Сильный гнев имеет свою собственную красоту, которая может не быть очевидной для вас. Сильный гнев имеет излучение, энергию, значение. Он добавляет к личности свой собственный путь. Все сердечные чувства должны быть развиты полностью.

Так что, во-первых, сердечные качества должны быть развиты, а не разрушены.

Что же во-вторых? Во-вторых, должно быть осознавание, а не подавление. Чем больше вы подавляете сердечные свойства, тем больше они становятся бессознательными.

Мы упускаем из виду то, что мы подавляем, оно движется в темноту. Все энергии сердца должны быть ясно видны. Если вы чувствуете гнев, не старайтесь подавить его, распевая: «Рама, Рама». Если вы чувствуете гнев, сядьте в одиночестве в комнате, закройте двери и медитируйте на гнев. Рассмотрите гнев полностью. «Что такое этот гнев? Какова энергия этого гнева? Откуда этот гнев приходит? Почему он приходит? Как он окружает мой ум и влияет на меня?»

В одиночестве медитируйте на гнев. Увидьте гнев полностью, поймите его, узнайте его - откуда он возникает, почему он возникает? Тогда постепенно вы будете хозяином гнева. Человек, ставший хозяином своего гнева, имеет огромную мощь, огромную силу. Он становится сильным, он становится хозяином самого себя.

Так что это не вопрос борьбы с гневом, это вопрос познания гнева - потому что, запомните, нет большей энергии, чем знание, и нет большей глупости, чем борьба со своими собственными энергиями. Человек, борющийся со своими собственными энергиями, совершает ту же ошибку, что и человек, борющийся со своими собственными руками. Если одна рука борется с другой, ни одна не выиграет, потому что они принадлежат одному и тому же человеку. Энергия поступает в обе руки, и если эти руки борются, энергия будет рассеиваться - здесь нет вопроса о выигрыше. В такой борьбе вы потерпите поражение. Вся ваша энергия растеряется.

Чья энергия существует в гневе? - это ваша собственная энергия. Энергия ваша, но вы боретесь с ней. Если вы разделяете себя и боретесь, вы будете разорваны на части; вы будете расчленены, вы не будете целостным человеком. В жизни борющегося с собой человека не может быть никакого достижения, ничего, кроме поражения. Ничего не может быть. Не боритесь. Узнайте свои собственные энергии, познайте их, будьте знакомы с ними.

Так что, во-вторых, не подавление, но осознавание. Не подавляйте. Какая бы энергия ни возникла внутри - не подавляйте ее. Вы -собрание непознанных энергий. Вы - центр совсем неизвестных энергий, с которыми вы не знакомы, которые вы не осознаете.

Тысячи лет тому назад, когда молния освещала землю, человек пугался. Он складывал руки и говорил: «О Господи! Ты рассердился? Что случилось?» Он пугался, и молния была причиной его страха. Но сегодня мы знаем об электричестве, мы открыли его, так что сегодня нет причины для страха; наоборот, оно служит нам. Оно освещает каждый дом, оно помогает больным излечиваться и движет машины. Оно влияет на всю человеческую жизнь и движет ее. Человек стал хозяином электричества. Но тысячи лет он боялся его, потому что не знал, что такое электричество. Однажды мы узнали, что это такое, и стали его хозяевами.

Знание делает вас хозяином. Внутри вас сходятся более сильные энергии, чем электричество; они сияют. Гнев светится, ненависть светится, любовь светится. Вы в страхе от того, что происходит, потому что вы не знаете, что это за энергии.

Сделайте вашу жизнь внутренней лабораторией и начинайте знакомиться со всеми этими внутренними энергиями - наблюдайте их, узнавайте их. Никогда не бойтесь, даже ошибаясь, но старайтесь узнать, что существует внутри. Если приходит гнев - считайте это благоприятным случаем и благодарите человека, который вас рассердил: он дал вам возможность, внутри возникла некоторая энергия, и сейчас вы можете посмотреть на нее. Взгляните на нее спокойно, в одиночестве; постарайтесь увидеть, что это за энергия.

Чем больше растет ваше знание, тем глубже становится ваше понимание. Чем больше вы становитесь хозяином своего гнева, тем больше вы чувствуете, что он находится под вашим контролем. В тот день, когда вы станете хозяином вашего гнева, вы сможете его трансформировать.

Если вы являетесь хозяином чего-то, то можете это трансформировать; если вы не хозяин чего-то, то не можете это изменить. И помните, вы никогда не сможете быть хозяином того, с чем вы боретесь, невозможно стать хозяином врага; можно только быть хозяином друга. Если вы станете врагом своих внутренних энергий, тогда вы никогда не станете их хозяином. Вы никогда не сможете выиграть без любви и дружбы. Не бойтесь и не осуждайте бесконечное сокровище энергий внутри вас. Начните узнавать то, что спрятано внутри.

Так много спрятано внутри человека - безгранично много. Мы еще даже не в начале человеческой природы. Возможно, через десять или двадцать пять тысяч лет человечество будет так же далеко от нас, как сейчас - обезьяны. Может развиться совершенно новая раса - потому что мы еще не имеем понятия о том, как много энергий есть внутри человека.

Ученые говорят, что половина человеческого мозга абсолютно не используется. Лишь небольшая часть мозга используется, а остальная бездействует. Эта оставшаяся часть не может быть бесполезной, потому что в природе нет ничего бесполезного. Возможно, когда человеческий опыт и знание вырастут, эта бездействующая часть станет активной и начнет функционировать. Нельзя вообразить, что тогда будет знать человек.

Если человек слепой, тогда в его мире нет ничего подобного свету. Для него не существует свет. Если нет глаз, тогда нет света. Животные, у которых нет глаз, даже не знают, что в мире существует свет. Они не могут вообразить, они не могут даже увидеть во сне, что свет существует. У нас пять органов чувств. Кто знает? - если бы мы имели шесть органов чувств, возможно, мы знали бы о многих других вещах, которые существуют в мире. И если бы у нас было семь органов чувств, тогда мы бы знали еще больше. Кто знает, каков предел наших чувств и какими они могут стать?

Мы знаем очень мало, и живем даже в меньшем, чем это. Чем больше мы знаем о внутреннем, больше можем войти во внутреннее, больше познакомимся со внутренним, - тем больше наша жизненная энергия будет развиваться и тем больше наша душа будет кристаллизоваться.

Второй ключ, который надо держать в уме: вы не должны подавлять ни одну из ваших энергий, вы должны знать их, познакомиться с ними, посмотреть в них и увидеть их. Благодаря этому вы будете иметь удивительный опыт: если вы стараетесь смотреть на гнев, если, сидя спокойно, вы посмотрите глубоко в него, то гнев исчезнет. Когда вы наблюдаете гнев, он исчезает. Когда сексуальные желания возникают в вашем уме и вы продолжаете наблюдать их - тогда вы увидите, что они исчезнут. Вы поймете, что сексуальность возникает в бессознательном состоянии и исчезает при наблюдении.

Тогда вы поймете, что открыли удивительный метод: лишь в бессознательном состоянии гнев, секс и жадность имеют власть над вами. Наблюдая их, принося к ним ваше сознание, вы их уничтожаете.

У меня был друг, у которого была проблема с гневом. Он сказал:

- Я очень обеспокоен этим, и это невозможно контролировать. Покажите мне метод контроля без моего участия - потому что я почти отказался, я не думаю, что могу что-нибудь с этим сделать. Я не думаю, что могу освободиться от этого гнева своими собственными усилиями.

Я дал ему бумагу, на которой было написано: «Сейчас я разгневан». Я сказал ему:

- Держите эту бумагу в кармане, и когда вы почувствуете гнев, выньте ее, прочитайте и положите обратно.

И я сказал:

- Вы должны делать это, по меньшей мере, месяц - это минимум. Читайте эту бумагу и потом кладите ее в карман.

Он сказал, что попробует.

Через два или три месяца я встретил его снова и спросил:

- Что произошло?

Он сказал:

- Я поражен. Эта бумага работает подобно мантре. Когда я разгневан - я вынимаю ее. В тот момент, когда я вынимаю ее, мои руки и ноги немеют. Когда я опускаю руку в карман, я понимаю, что разгневан, и потом что-то во мне ослабевает, чувство гнева, которое обычно охватывало меня внутри, вдруг исчезает. Когда моя рука опускается в карман, она расслабляется, и тогда уже нет необходимости даже читать это. Когда я чувствую гнев - я начинаю видеть бумагу в своем кармане.

Он спросил меня:

- Как бумага может так действовать? В чем секрет?

Я сказал:

- В этом нет секрета. Это просто: когда вы бессознательны, извращены, несбалансированны, хаос ума захватывает вас. Но когда вы осознаете, все исчезает.

Так что наблюдение будет иметь двойной результат: первое - понимание ваших собственных энергий будет развиваться, и это знание сделает вас хозяином; второе - схватывающая сила этих энергий будет уменьшаться. Мало-помалу вы поймете, что сначала приходит гнев, и потом вы наблюдаете; постепенно, со временем, вы увидите, что когда приходит гнев, в тот же момент возникает наблюдение. И в результате вы увидите, что когда гнев готов возникнуть - наблюдение уже здесь. С того дня, когда наблюдение придет раньше гнева - больше не будет никакой возможности для гнева.

Осознавание вещей прежде, чем они происходят, ценно. Извинение не имеет ценности, потому что оно происходит после, а ничего не может быть сделано после. Плакать и вопить после - бесполезно, потому что невозможно уничтожить то, что произошло. Нет возможности вернуться назад - нет пути, нет двери. Но то, что еще не произошло, можно изменить. Извинение - это лишь последствие боли после того, что произошло. Это не имеет значения. Это абсолютно неразумно. Вы рассердились - это была ошибка, и сейчас вы извиняетесь - это еще одна ошибка. Вы беспокоитесь без необходимости. Это не имеет никакой ценности. То, что нужно - это предварительное осознавание. Такое осознавание будет развиваться, когда вы мало-помалу наблюдаете все эмоции сердца.

Второй ключ - это наблюдение, а не подавление.

И третий ключ - это трансформация. Каждое свойство сердца может быть трансформировано. Все имеет много форм, все можно изменить на противоположное. Нет никакого качества или энергии, которые не могли бы быть изменены на добро, на благословение. И запомните: то, что может стать плохим - всегда может стать хорошим; то, что может стать вредным, всегда может стать полезным. Польза и вред, хорошее и плохое - это направления. Это лишь вопрос трансформации посредством изменения направления - и вещи станут другими.

Человек бежал в направлении от Дели. Он остановился и спросил прохожего:

- Далеко до Дели?

Прохожий ответил:

- Если вы побежите в этом же направлении - тогда вы должны обежать весь мир, прежде чем прибудете в Дели, потому что сейчас вы бежите в противоположную сторону! Так что, если вы повернетесь, то Дели - это ближайший город. Дело лишь в том, чтобы повернуться.

Достижение Дели должно было занять много времени, если бежать в том направлении, в котором бежал человек,но если он повернется на сто восемьдесят градусов - он скоро будет там.

Если вы продолжаете двигаться в том же направлении, как сейчас, вы никуда не прибудете. Вы никуда не прибудете, даже если обойдете кругом всю землю, потому что земля маленькая, а ум огромный - человек может обойти вокруг земли, но обойти вокруг ума невозможно - он обширный, бесконечный. Вы можете пройти всеми путями вокруг земли - человек может возвратиться в Дели, - но ум много больше, чем земля, и обойти его - это очень долгое путешествие. Так что это понимание - сделать полный оборот, полностью изменить направление - есть третий ключ, который надо держать в уме.

Тот путь, по которому вы идете сейчас - неверный. Как доказать, что что-то неправильно? Доказательством является то, что в процессе движения вы становитесь пустым, печальным, наполненным темнотой. Это та ситуация, когда вы, определенно, движетесь не туда.

Блаженство - это единственный критерий для жизни. Если ваша жизнь не блаженна, тогда знайте, что вы развиваетесь неверно. Страдание - это критерий неправильного бытия, а блаженство - это критерий верного бытия, - нет других критериев. Нет необходимости читать какие-нибудь писания или спрашивать гуру. Все, что требуется -это увидеть, становитесь ли вы более блаженными, углубляется ли блаженство. Если это так, тогда вы развиваетесь правильно. Если страдание, боль и мука растут - тогда вы идете в неправильном направлении. Нет вопроса верить кому-то еще, это вопрос ежедневного взгляда в вашу собственную жизнь; надо видеть, становитесь ли вы более печальными, или более блаженными. Если вы спросите себя, тогда не будет трудности.

Старики говорят, что их детство было очень счастливым. Что это значит? Они росли каким-то неправильным образом? Детство -время радости - было началом жизни, но сейчас, в конце жизни, они печальны. Начало было радостным, а конец печальный... тогда жизнь проходила как-то неверно. Должно было произойти обратное. Радость детства должна была расти день ото дня с ростом человека. Тогда в старости он должен сказать, что его детство - это самое болезненное состояние, потому что оно было началом жизни, это была первая стадия.

Если студент пришел в университет учиться и затем говорит, что постепенно знания, которые он имел до этого, исчезли, мы спросим его: «Вы учились? Вы приобретали какое-нибудь знание? Это очень странно». Мы можем понять его, если бы он сказал, что был более невежественным в начале обучения. Естественно, что после нескольких лет обучения студент должен знать больше, а не меньше. Но сказать, что он сейчас знает меньше - звучит очень странно.

Люди всегда говорят, что они были счастливее, когда были детьми. Поэты поют песни блаженному детству. Они, должно быть, сумасшедшие. Если детство было блаженным, тогда ваша сегодняшняя печаль означает, что вы потеряли свою жизнь. Было бы лучше, если бы вы умерли в детстве: по крайней мере, вы бы умерли блаженным. Сейчас вы умрете в ужасе. Так что тем, кто умирает в детстве, повезло.

Чем дольше человек живет, тем больше должна возрастать его радость - но ваша радость уменьшается. Поэты не говорят что-то неверное: они делятся своим жизненным опытом. Они точны. Ваша радость продолжает уменьшаться. День за днем блаженство все уменьшается, тогда как, фактически, оно должно увеличиваться. Так что вы растете неправильным образом.

Направление вашей жизни неверно, ваша энергия неправильная. Вы должны быть постоянно бдительными, постоянно вопрошающими, вы должны иметь критерий ясности в уме. Если критерий ясен для вас и если вы видите, что идете не туда, тогда никто не запрещает вам двигаться в противоположном направлении.

Однажды вечером двое монахов пришли в свою хижину. Четыре месяца они путешествовали, но сейчас, в сезон дождей, они вернулись домой. Когда они подходили к своей хижине, монах помоложе, который шел впереди, стал сердитым и печальным: штормовой ветер снес половину хижины, и лишь половина осталась. Они возвратились после четырех месяцев отсутствия в надежде, что смогут отдохнуть в хижине и спастись от дождя, но сейчас это было трудно. Половина хижины упала, и половина крыши была снесена ветром.

Молодой монах сказал своему старому компаньону:

- Это уже слишком! Это создает во мне сомнение в существовании Бога. Грешники имеют в городах дворцы, с которыми ничего не происходит, но хижины бедных людей, подобных нам, которые проводят дни и ночи в молитве, становятся руинами. Я сомневаюсь в существовании Бога! Эта молитва - реальное занятие, или мы совершаем ошибку? Может быть, лучше грешить, потому что дворцы больших грешников стоят невредимыми, а хижины тех, кто молится, сносятся ветрами?

Молодой монах был полон гнева и осуждения и почувствовал, что все его молитвы были бесполезны. Но его старый компаньон поднял распростертые руки к небу, и слезы радости полились из его глаз. Молодой монах удивился. Он сказал:

- Что ты делаешь?

Старик ответил:

- Я благодарю Бога, потому что кто знает, что могут сделать ветры? Они могли бы снести всю хижину, но Бог должен был создать какое-то препятствие для ветра и спасти для нас половину хижины. Бог также заботится о таких бедных людях, как мы, поэтому мы должны поблагодарить его. Наши молитвы услышаны, наши молитвы не бесполезны - иначе могло бы снести всю крышу.

В эту ночь оба спали, но, как вы можете себе представить, они спали по-разному. Тот, кто был полон гнева и ненависти, кто считал, что все его молитвы бесполезны, думал об изменении своей точки зрения всю ночь, и все кошмары и беспокойства теснились в его уме. Он волновался. В небе были облака, предвещавшие дождь. Половина крыши была снесена ветрами, и он мог видеть небо. Завтра должен начаться дождь - что же тогда будет?

Другой монах спал очень глубоким сном. Кто еще может спать так спокойно, кроме того, чье бытие наполнено благодарностью? Он встал утром, и начал танцевать и петь песню. В своей песне он сказал: «О Господь, мы не знали, что в разрушенной хижине может быть так много блаженства. Если бы узнали это раньше, мы бы даже не дожидались твоих ветров - мы бы сами разобрали половину крыши. Я никогда не спал так блаженно. Когда ночью я открывал глаза, то видел звезды и собирающиеся в твоем небе облака, потому что половины крыши не было. И сейчас, когда собирается начаться дождь - это будет более прекрасно, потому что мы сможем слышать музыку твоих падающих дождевых капель намного лучше. Мы были идиотами. Мы провели так много дождливых сезонов, укрываясь в хижине. Мы не имели понятия, что эта радость может посылаться небу, ветру и дождю. Если бы мы понимали это, тогда мы бы не беспокоились о твоих ветрах - мы бы сами разобрали половину крыши».

Молодой монах спросил:

- Что я слышу? Что за чепуха? Что это за безумие? Что ты говоришь?

Старик сказал:

- Я смотрю в корень вещей, и мой опыт показывает, что то, что делает нас более счастливыми - это верное жизненное направление, а то, что создает больше страданий - это неправильный путь. Я поблагодарил Бога, и мое блаженство увеличилось. Ты рассердился на Бога, и твоя мука возросла. Ты не отдохнул прошлой ночью, а я спал очень спокойно. Сейчас я могу спеть песню, а ты горишь гневом. Очень рано я пришел к пониманию, что направление, в котором жизнь становится более блаженной - это верное направление, и я сфокусировал все свое сознание в этом направлении. Я не знаю, существует Бог или нет. Я не знаю, слышит ли он наши молитвы или нет, но мое доказательство - это то, что я счастлив и танцую, а ты плачешь, злишься и беспокоишься. Мое блаженство доказывает, что мой жизненный путь - верный, а твои муки показывают, что ты живешь неправильно.

Третье - постоянно проверяйте, какое направление углубляет вашу радость. Нет необходимости спрашивать кого-то еще. Вы можете использовать этот критерий ежедневно в вашей повседневной жизни. Критерий - это блаженство. Это подобно пробе золота путем растирания его на камне: золотых дел мастер отбрасывает примеси и складывает в подвал только чистое золото. Продолжайте проверять каждый день, используя критерий блаженства, смотрите, что правильно и что неправильно. То, что неправильно, может быть выброшено, а то, что правильно, медленно начнет накапливаться, подобно сокровищу.

Это три ключа, о которых мы говорили утром. Вечером мы еще поговорим о них.

Сейчас мы сядем и проведем утреннюю медитацию. Будет хорошо, если вы сядете на некотором расстоянии друг от друга. Никто не должен касаться другого. Вы должны понять две вещи. Я объясню снова, потому что, возможно, здесь находятся новые люди. То, что мы собираемся делать - это очень простая и легкая вещь, но часто происходит так, что легкая вещь кажется очень трудной, потому что вы не привыкли делать простые вещи. Вас приучили делать трудные, а не легкие вещи.

Во-первых, очень легко и просто позволить вашему телу абсолютно расслабиться и успокоиться на время. Закройте глаза и просто сидите, ничего не делая. И затем, во-вторых, прислушивайтесь к звукам, которые окружают вас, только слушайте. Лишь прислушиваясь, вы создаете тишину и глубину внутри.

В Японии используется очень интересное слово для медитации. Они называют ее задзен. «Задзен» означает «сидеть, ничего не делая». Оно означает лишь это и ничего больше: сидеть молча и ничего не делать. Это очень многозначительное слово.

Так что сидите молча, ничего не делая. Глаза закрыты, уши открыты - они будут слушать. Только продолжайте молча слушать... продолжайте молча слушать. Слушая, вы увидите, что внутри вас возникает глубокое молчание и пустота. В эту пустоту все должны идти глубже и глубже, глубже и глубже. Через дверь этой пустоты однажды вы поймете целое.

Через эту дверь пустоты вы достигнете целого. Таким образом, становясь все более молчаливыми, прислушиваясь к птицам и звукам, окружающим вас, однажды вы начнете слышать звук вашего внутреннего существа; так что мы будем молча слушать.

Во-первых, полностью расслабьте тело. Потом легко, медленно, мягко закройте глаза. Опустите веки очень медленно, так, чтобы ваши глазах не ощущали веса. Закройте глаза и расслабьте тело. Сидите абсолютно спокойно - мы сидим молча и ничего не делаем. Вокруг нас звуки птиц: только слушайте их молча. Прислушивайтесь ко всем звукам вокруг вас. Лишь слушайте и не делайте ничего. Постепенно внутри вас что-то будет становиться молчаливым, что-то успокоиться. Только слушайте... и молчание снизойдет на вас. Десять минут молча слушайте. Слушайте, полностью расслабьтесь. Слушайте... ум успокоился, ум стал полностью молчаливым, ум стал тихим. В глубоком молчании.-., прислушивайтесь к каждому звуку. Птицы поют... слушайте...

 

Date: 2015-07-10; view: 257; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию