Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тело - первый шаг





Мои возлюбленные, на первой встрече в этом медитационном лагере я бы хотел поговорить о первом шаге для медитирующего, ищущего. Каков же первый шаг? Пути, по которым следует думающий или любящий человек, не подходят тому, кто встал на путь духовных исканий. Каков же первый шаг на пути человека ищущего?

Для человека ищущего первым шагом будет его тело, которому раньше не уделялось никакого внимания. Не временами, а в течение тысяч лет к телу относились с пренебрежением. Выражалось это двумя способами. Во-первых, существовали люди, потакавшие своим слабостям, пренебрегавшие своим телом. Для них в жизни не существовало ничего, кроме еды, питья и одежды. Они пренебрегали телом, неправильно использовали и глупо растрачивали его впустую - разрушали свой инструмент, свою арфу.

Из сломанного музыкального инструмента, например арфы, нельзя извлечь звуков музыки. Музыка и арфа - это две абсолютно разные вещи. Но без арфы музыка возникнуть не может.

Кроме людей, потакавших своему телу, существовали и люди, которые отрицали тело, становясь на путь йоги и отречения. Эти люди мучили тело, подавляли его, относились к нему враждебно. Но ни те, кто потворствовал своим желаниям, ни аскеты, мучившие свое тело, не понимали его важности. Итак, есть два вида пренебрежительного отношения к арфе тела\i0 потворство и аскетизм. Но и тот, и другой подход наносит вред телу.

На Западе телу вредили одним способом, на Востоке - другим, но все мы, так или иначе, наносили ему вред. Одни наносили вред телу, посещая бордели и пивные, а другие вредили ему, стоя часами обнаженными под солнцем или уходя в леса.

Только арфа тела способна сотворить музыку жизни. Музыка жизни - это нечто иное, по сравнению с телом, но только благодаря арфе тела мы достигаем ее звучания. Но этому никакого внимания не уделялось.

Первый шаг медитирующих - это тело и надлежащее к нему внимание. На нашей первой встрече мы с Вами рассмотрим именно этот аспект.

Важно понять следующее:

Во-первых, душа имеет связь с телом в нескольких центрах, и наша жизненная энергия возникает благодаря этим связям.

Душа близко связана с этими центрами, и из них наша жизненная энергия поступает в тело.

Искатель, который не знает об этих центрах, никогда не сможет достичь души. На мой вопрос о том, какой из центров самый важный, какое место в вашем теле главное, вы, вероятно, укажете на голову.

Из-за неправильного образования голова стала наиболее важной частью человеческого тела. Но голова, или мозг, вовсе не являются наиболее важным центром жизненной энергии в человеке. Это все равно, что подойти к растению и спросить у него, какая его часть наиболее важная и жизнеспособная. Поскольку выше всего у растения цветы, то и оно само, и все вокруг ответят, что цветы для растения важнее всего. Однако, хотя цветы и кажутся важнейшей частью, они вовсе ею не являются; наиболее важная часть - это корни, которые нельзя увидеть.

Ум - это цветок растения под названием «человек», но не корень. Сначала появляются корни, а потом уже цветы. Если на корни не обращать внимания, то цветы засохнут, потому что они не могут существовать отдельно от корней. Но если же о корнях заботиться, то и цветы, одновременно, будут ухоженными, для этого не потребуется специальных усилий. Когда смотришь на растение, то кажется, что самая главная его часть - цветы, точно так же нам кажется, что и в человеке самое важное - это его ум. Но ум - это последний шаг в развитии человеческого тела, это не корень.

Мао Цзэдун в мемуарах о своем детстве писал: «Когда я был маленьким, около хижины моей матери был очень красивый сад. Сад этот был настолько красив и в нем росли настолько чудесные цветы, что полюбоваться ими съезжались люди даже из отдаленных мест. Моя мать состарилась и заболела. Но ее не волновала ни ее болезнь, ни ее старость. Она беспокоилась только о том, что станет с ее садом».

Мао был еще мальчиком. Он сказал своей матери: «Не волнуйся, я позабочусь о твоем саде».

И Мао заботился о саде, работая с утра до вечера. Через месяц его матери стало лучше, и как только она смогла немного передвигаться, она пошла в сад. Увидев, что произошло с садом, она была потрясена! Сад был погублен! Все цветы засохли. Завядшие лепестки цветов опали. Она очень расстроилась и сказала Мао: «Ты ненормальный! Ты проводил в саду все дни с утра до вечера. Что же ты наделал? Все цветы пропали. Сад завял! Растения вот-вот умрут. Чем же ты занимался?».

Мао заплакал. Он и сам очень переживал. Он работал все дни напролет, но почему-то сад продолжал сохнуть. Сквозь слезы он произнес: «Я очень о нем заботился. Я целовал и любил каждый цветочек. Я стирал пыль с каждого листочка, я не знаю, почему так получилось. Я тоже волновался, но цветы продолжали вянуть, листья сохли, а сад продолжал умирать!» Его мать рассмеялась. Она сказала: «Ты глупец! Разве ты не знаешь, что жизнь цветов не в цветках, и жизнь растений не в листьях!»

Жизнь растения спрятана в никому не видном месте: она в корнях, спрятанных под землей. Если не заботиться о корнях, то и цветы, и листья останутся без ухода.

И сколько их ни целуй, сколько их ни люби, сколько ни протирай с них пыль - растение все равно завянет. Но если совсем не заботиться о цветах, а ухаживать за корнями, - цветы будут расти сами по себе. Цветы вырастают из корней, но не иначе.

Спросите кого-нибудь о том, какая самая главная часть в его теле, и он, бессознательно указав на голову, скажет, что важнее всего в его теле голова. Если же это будет женщина, то, возможно, она укажет на свое сердце и скажет, что сердце важнее всего.

Но важнее всего не голова и не сердце. Важность головы для мужчины и сердца для женщины порождают общество, которое продолжает день ото дня разрушаться, так как ни то, ни другое не является важнейшей частью человеческого тела и начинает развиваться очень поздно. Корни человека не в сердце и не в голове.

Что же я имею в виду под корнями человека? Подобно тому, как у растений есть корни в земле, из которой они тянут свою жизненную энергию, жизненные соки и саму жизнь, в человеческом теле есть корни в некоторых точках, привлекающие жизненную энергию из души. Поэтому тело и продолжает жить. Когда корни ослабевают, тело начинает умирать.

Корни растений - в земле, а корни человеческого тела - в душе. Ни голова, ни сердце не связаны с жизненной энергией человека, и если мы ничего не знаем об этих корнях, мы никогда не сможем войти в мир медитации.

Но где же тогда находятся эти корни человека? Возможно, вы не знаете, где это место. Ведь даже самые простые и понятные всем вещи забываются, если о них не вспоминать в течение тысяч лет. Ребенок зарождается в чреве матери и растет там. Чем же он соединен с матерью? Головой или сердцем? Нет, он связан с ней пуповиной. Жизненная энергия поступает к нему через пуповину, а сердце его и мозг развиваются уже позднее. Жизненная энергия матери передается ребенку через пупок. Пуповиной он связан с ее телом. Оттуда корни идут в тело матери и одновременно в противоположном направлении - в его собственное тело.

Важнейшая часть человеческого организма - пупок. Позже развивается сердце, и только потом уже - мозг. Все эти ветви образуются позже. На них-то и распускаются цветы. Цветы знаний расцветают в голове. Цветы любви - в сердце. Именно эти цветы привлекают нас и становятся для нас всем. Но корни человеческого тела и его жизненная сила - в пупке. Там нет цветов. Эти корни абсолютно незаметны, их нельзя увидеть. Но упадок в жизни человека в последние пять тысяч лет связан с тем, что мы уделяем все наше внимание либо уму, либо сердцу. Да и сердцу придается небольшое значение, - в основном все лавры преподносятся уму.

С раннего детства все наше обучение состоит в тренировке ума, но нигде в мире не существует образования для пупка. Все образование - это образование нашего мозга, - и мозг все растет и развивается, а наши корни становятся все меньше и меньше. Мы заботимся об уме, ведь в нем расцветают цветы - и он увеличивается, а наши корни продолжают исчезать. И тогда поток жизненной силы становится все меньше и наш контакт с душой ослабевает.

Мало-помалу мы подошли к той черте, где человек задает вопрос: «Где же душа? Кто говорит, что душа существует? Кто говорит, что есть Бог? Мы ничего не находим». Мы ничего и не найдем. Никто ничего не сможет найти. Допустим, вы осмотрели все дерево и спрашиваете: «Где же корни? Я ничего не могу найти», - и вы правы, на дереве нет корней, и нет возможности проникнуть в то место, где они произрастают. Об этом месте мы ничего не знаем. С раннего детства все наше образование заключалось в обучении и тренировке ума, и поэтому все наше внимание занято только умом и сфокусировано только на нем. И потом всю нашу жизнь мы блуждаем только в этой области. И наше сознание не выходит далеко за ее пределы.

Путь тех, кто погружается в медитацию, проходит гораздо ниже, он уходит к корням. Нужно спуститься от головы к сердцу и от сердца к пупку. И только через пупок возможно проникнуть в самую душу; никто не сможет проникнуть туда, не проделав этого пути.

Обычно жизненный поток направлен от пупка к голове. Ищущий же человек следует в противоположном направлении: ему нужно опуститься от головы к пупку.

В течение этих трех дней я буду шаг за шагом объяснять вам последовательность спуска от головы к сердцу и от сердца к пупку, а затем расскажу вам, как войти в душу из пупка.

А сейчас мы немного поговорим о теле.

В начале нужно понять то, что центр жизненной энергии человека - его пупок. Только оттуда ребенку дается жизнь, только оттуда начинают произрастать большие и малые ветви его жизни, только оттуда он получает энергию, только оттуда он получает жизненную силу. Но наше внимание никогда не бывает сконцентрировано на этом энергетическом центре, центре жизненной силы. Напротив, все наше внимание и вся наша система образования направлены на то, чтобы забыть об этом. Поэтому наше образование идет по неверному пути.

В целом, оно медленно ведет человечество к безумию.

Ум сам по себе может привести человека к сумасшествию.

Знаете ли вы, что чем образованнее становится страна, тем быстрее в ней растет количество сумасшедших? На сегодняшний день в Америке самое большое число умственно больных людей. Это повод для гордости! Это доказательство того, что Америка - самая образованная, самая цивилизованная держава. Американские психологи заявляют, что если подобная система будет сохраняться еще лет сто, в Америке трудно будет найти психически здорового человека. Уже сегодня психика троих из четверых американцев находится в шатком состоянии.

Только в одной Америке за один день консультацию психотерапевта получают три миллиона человек. Мало-помалу число терапевтов в Америке уменьшается, а число психотерапевтов увеличивается. Но и врачи подтверждают, что восемьдесят процентов человеческих недугов идут от ума, а не от тела. И по мере того, как это становится ясно, процент возрастает. Сначала указывалось на сорок процентов, затем стали говорить о пятидесяти, теперь же заявляют, что восемьдесят процентов всех болезней - это болезни, идущие от головы, а не от тела.

И я уверяю вас, что через двадцать-двадцать пять лет будут говорить, что от ума, а не в теле, возникает 99 процентов болезней. И сказать это придется, потому что весь акцент делается на человеческий ум, который стал ненормальным.

Вы даже не представляете себе, насколько тонкая, ранимая и хрупкая вещь - мозг. Человеческий мозг - это тончайшая машина в мире. На эту машину падает так много нагрузки, что удивительно, как она не ломается. На наш мозг мы возлагаем все бремя жизни, не зная о его тончайшем строении. Мы имеем лишь небольшое представление о том, как эти тонкие нервы вынуждены нести на себе все бремя, все заботы, все страдания, все знания, все образование... все тяготы жизни.

Возможно, вы и не знаете, что в этой маленькой голове находится около семидесяти миллионов нервов. Уже только по их количеству можно судить о том, насколько они малы. Не существует машины или установки с более тонким строением. То, что в такой маленькой голове умещается семьдесят миллионов нервов, показывает то, насколько чувствительна эта машина. Нервов в одной человеческой голове так много, что если их расположить один за другим, ими можно было бы опоясать весь земной шар.

В этой маленькой голове расположен настолько тонкий, настолько деликатный механизм. В последние пять тысяч лет все стрессы жизни воздействовали только на этот тончайший механизм мозга. И результат был неизбежен. В результате нервы стали разрушаться, и человек стал сходить с ума.

Бремя мыслей не может привести человека ни к чему, кроме безумия. Наша жизненная энергия стала двигаться вокруг мозга.

Медитирующий должен опустить эту жизненную энергию глубже, ниже, ближе к центру; он должен повернуть ее течение в обратном направлении. Но как это сделать? Чтобы понять это, мы должны понять кое-что о теле - это будет нашим первым шагом.

Тело нельзя рассматривать как средство для духовного путешествия, или как божественный храм, или как инструмент для открытия центра жизни. Тело рассматривают или с точки зрения потворства, или с точки зрения отречения - но оба эти подхода неверны. Путь к чему-либо стоящему или великому в жизни проходит через тело.

Тело нужно принимать как храм, как духовный путь. Но поскольку мы не сторонники такого отношения, мы либо потворствуем ему, либо отрекаемся от него. В обоих случаях наше отношение к телу неправильно и несбалансированно.

Будда инициировал молодого принца. Этот принц видел все удовольствия в жизни, он жил только ради наслаждений. Потом он стал бхиккху, монахом. Остальные бхиккху были очень удивлены. Они говорили: «Этот человек собирается стать монахом? Он же никогда не выходил из своего дворца, он никогда не сходил со своей колесницы. Дорожки, по которым он гулял, были покрыты бархатными коврами. А теперь он хочет стать нищим! Что за бредовые у него намерения?»

Будда говорил, что человеческий ум всегда движется из одной крайности в другую и никогда не останавливается посередине. Ум человека напоминает маятник часов, который качается из одной стороны в другую, но никогда не останавливается посередине. До сих пор человек жил в одной крайности, потворствуя своему телу; теперь же он захотел жить в другой крайности - отрекаясь от своего тела.

И это случилось. Другие бхиккху шли по дорогам, а принц, никогда не ходивший до этого нигде, кроме как по самым дорогим коврам, пробирался по тернистым тропам. Все бхиккху сидели в тени деревьев, а он стоял под солнцем. Все бхиккху принимали пищу раз в день, а он ел раз в два дня. За шесть месяцев он превратился в скелет, его красивое тело почернело, его ступни были все изранены.

Через шесть месяцев Будца пришел к нему и сказал: «Шрона!» - это было его именем, - «Я хочу спросить тебя об одной вещи. Я слышал, что когда ты был принцем, ты очень хорошо умел играть на арфе. Это правда?»

Бхиккху ответил: «Да. Люди говорили, что не было никого, кто бы умел играть на арфе так же хорошо, как я».

Будда сказал: «В таком случае, я пришел, чтобы задать тебе один вопрос - может быть, ты на него сможешь ответить. Мой вопрос таков: если струны арфы слишком слабо натянуты, из нее польется музыка или нет?»

Шрона засмеялся и сказал: «О чем ты спрашиваешь? Даже дети знают, что если струны арфы слишком слабо натянуты, музыки не получится, потому что нельзя извлечь звука из слишком слабо натянутых струн: их невозможно щипнуть. Поэтому, когда струны слабые, музыки не получится».

Тогда Будда сказал: «А если струны слишком туго натянуты?»

Шрона ответил: «На слишком тугих струнах музыку тоже не сотворишь, потому что слишком тугие струны лопнут в тот же момент, как к ним притронешься».

Тогда Будда спросил: «Когда же возникает музыка?»

Шрона сказал: «Музыка возникает тогда, когда о струнах нельзя сказать ни что они слишком тугие, ни что они слишком слабые. Есть положение, в котором они не слабые и не тугие. Это средняя точка, она где-то посередине: музыка получается только там. И хороший музыкант перед игрой настраивает струны, чтобы они не были слишком слабыми или слишком тугими».

Будда воскликнул: «Достаточно! Я получил ответ. И я пришел сказать тебе то же самое. Как ты умел мастерски играть на арфе, так же и я стал мастером по игре на арфе жизни. И закон, применимый к игре на арфе, также подходит и для арфы жизни. Если струны жизни слишком слабо натянуты, музыка не возникнет; если же струны жизни слишком туго натянуты, музыки тоже не будет. Тот, кто хочет сотворить музыку жизни, должен сначала посмотреть, не слишком ли туги или слабы струны».

А где эта арфа жизни?

Кроме тела человека, нет другой арфы жизни. И в человеческом теле есть струны, которые не должны быть слишком слабыми или слишком тугими. Только соблюдая этот баланс, человек войдет в мир музыки. Знать, что такое музыка - это знать, что такое душа. Познав музыку внутри себя, человек познает свою душу; познав же музыку, таящуюся внутри всего, он познает божественное.

Но где же струны арфы человеческого тела? Во-первых, в сознании много струн, натянутых слишком сильно. Они так туги, что музыка из них не возникнет. Если к ним притронуться, возникнет только безумие, больше ничего. А струны вашего ума очень сильно натянуты. Двадцать четыре часа в сутки вы держите их в напряжении, с утра до вечера. И если кто-то думает, что они ослаблены ночью, то он ошибается. Даже ночью ваш ум напряжен.

Раньше мы не знали, что происходит с человеческим рассудком ночью, но теперь изобретены машины. Когда вы спите, машина отражает, что происходит внутри вашего мозга.

Сейчас в Америке и в России существует около сотни лабораторий, исследующих, что делает человек во сне. Ночной сон около сорока тысяч человек уже обследован в целях эксперимента. Полученные результаты удивительны. Они показывают, что человек делает ночью то же, что он делал в течение дня. Чем бы он ни занимался весь день... если он работает в магазине днем, он будет работать там и ночью.

Если ум целый день в беспокойном состоянии, то и ночью он продолжает беспокоиться. Если он весь день злится, то он остается злым и ночью.

Ночь - отражение всего дня; это его эхо. Что бы ни происходило в уме днем, отражается эхом ночью. Что бы ни оставалось незавершенным, ум старается завершить это ночью. Если вы злились и не обратили свой гнев полностью на кого-то, если этот процесс незавершен или ваша злость навязчива, то сознание реализует это в течение ночи. Когда гнев выражен, струны арфы могут оказаться в правильном положении. Если вы постились днем, то ночью во сне вы едите. Все оставшееся незавершенным днем мы пытаемся завершить ночью.

Таким образом, что бы наш ум ни делал днем, он будет делать то же самое и ночью. Двадцать четыре часа подряд ум напряжен, не отдыхает. Струны ума никогда не ослабляются. Они очень напряжены. Это во-первых.

Во-вторых, струны сердца очень слабы. Струны ваших сердец совсем не тугие. Знаете ли вы что-нибудь похожее на любовь? Вы знаете злость, вы знаете зависть, вы знаете ревность, вы знаете ненависть. Знаете ли вы что-либо похожее на любовь? Возможно, вы скажете, что это так - иногда вы испытываете любовь. Возможно, вы скажете, что вы ненавидите и одновременно любите. Но знаете ли вы действительно?.. Бывает ли сердце, которое одновременно и ненавидит, и любит? Это все равно, что говорить о человеке, что он иногда живой, а иногда мертвый! Этому нельзя поверить, ведь человек может быть либо живым, либо мертвым; эти состояния несовместимы. Невозможно, чтобы человек был иногда живым, а иногда - мертвым; этого не может быть. Сердцу известна либо только любовь, либо только ненависть. Компромисса между ними быть не может. В сердце, где есть любовь, невозможна ненависть.

Когда-то жила женщина-факир, по имени Рабия. В святой книге, которую она читала, была вычеркнута одна строка, она зачеркнула эту строку. Никто не вычеркивает строки в святых книгах! - разве в святых книгах можно что-то улучшить?

Другой факир приехал к Рабии погостить. Он прочитал книгу и сказал: «Рабия, кто-то испортил твою святую книгу! Она перестала быть святой, в ней вычеркнута одна строка. Кто ее вычеркнул?»

Рабия сказала: «Я зачеркнула ее».

Факир был очень удивлен. Он сказал: «Почему же ты зачеркнула эту строку?» Строка гласила: «Возненавидь Дьявола».

Рабия объяснила: «Мне сложно: с того дня, как во мне родилась любовь к Богу, ненависть во мне исчезла, и поэтому, даже если я захочу, я не смогу ненавидеть. Даже если Дьявол станет передо мной, и тогда я смогу только любить его. У меня нет другого выбора: ведь для того, чтобы я смогла ненавидеть, во мне должна быть ненависть; прежде, чем я смогу ненавидеть, ненависть должна появиться в моем сердце. Иначе откуда мне ее взять и как мне это сделать?»

Любовь и ненависть не могут жить одновременно в одном сердце. Эти две вещи так же противоположны, как жизнь и смерть: они не могут существовать вместе в одном сердце.

Тогда что же вы называете любовью? Когда меньше ненависти, вы называете это любовью; когда ненависти больше, вы называете это ненавистью. Но это лишь ненависть в большей или меньшей пропорции. В этом совсем нет никакой любви. Ошибка происходит из-за разницы в степени. Из-за нее вы можете ошибочно считать, что холод и жара - две разные вещи. Но это не разные вещи: жара и холод - это градации одного и того же. Если пропорция жары уменьшается, предмет дает нам ощущение тепла; если пропорция жары увеличивается, тот же самый предмет начинает казаться холодным. Холод - другая форма жары. Эти состояния кажутся противоположными, различными, противопоставленными друг другу, но это не так. Они - лишь концентрированная и неконцентрированная формы одного и того же.

Так же вы познали и ненависть: менее концентрированная форма ненависти воспринимается вами как любовь, а очень концентрированную форму ненависти вы понимаете как ненависть, - но любовь никак не форма ненависти. Любовь и ненависть - две совершенно разные вещи: любовь не имеет никакого отношения к ненависти.

Струны вашего сердца совсем слабы. Музыка любви из этих слабых струн не возникает. То же самое можно сказать и о музыке блаженства. Знали ли вы когда-либо блаженство в своей жизни? Назовете ли вы хотя бы один миг своей жизни мигом блаженства, когда вы познали блаженство и ощутили его? Трудно сказать с достоверностью, что вы когда-либо знали блаженство.

Знали ли вы когда-либо любовь? Знали ли вы когда-либо покой? Об этих состояниях также трудно сказать что-либо.

Что вы знаете? Вы знаете беспокойство. Да, иногда беспокойство бывает в меньшей степени, - и вы воспринимаете это как покой. На самом деле, вы до того беспокойны, что если беспокойство становится чуть меньше, оно дает иллюзию покоя. Человек болен: когда болезнь становится чуть слабее, он говорит, что он выздоровел. Если болезнь, охватившая его, уменьшается, он думает, что стал здоровым. Но какая связь между здоровьем и болезнью? Здоровье - это совсем иное.

Здоровье - совершенно другая вещь. Очень мало кто из нас знает, что такое здоровье. Мы знаем сильную болезнь, мы знаем болезнь слабее, но мы не знаем здоровья. Мы знаем сильное беспокойство, мы знаем беспокойство чуть меньшее, но мы не знаем покоя. Мы знаем большую ненависть, мы знаем меньшую ненависть. Мы знаем больший гнев, мы знаем меньший гнев...

Вы, наверное, думаете, что злость случается время от времени. Эта мысль неправильна: вы злитесь двадцать четыре часа в сутки! Иногда больше, иногда меньше, но вы злитесь двадцать четыре часа в сутки. При малейшей возможности злоба начинает выходить наружу. Она ищет возможность. Злость готова внутри; она только ищет возможность снаружи, чтобы найти для вас оправдание тому, что вы злитесь. Если не будет оправдания тому, что вы злитесь, то люди сочтут вас сумасшедшим. Но если такой возможности у вас нет, то вы начнете злиться даже без всякой на то причины. Возможно, вы об этом не знаете.

Например, человека заперли в комнате, снабдили всем необходимым и попросили записывать все изменения, которые будут происходить в его уме. Делая заметки, он обнаружит, что без всякой причины в этой запертой комнате он иногда чувствует себя хорошо, а иногда - плохо; иногда ему становится грустно, а иногда - радостно; иногда он злится, а иногда - нет. Этому нет никаких оправданий, ситуация в комнате постоянно одна и та же; но что же происходит с ним? Вот почему человек так боится одиночества: в одиночестве нет оправдания извне; ему придется признать, что все происходит в нем самом. Ни один человек, находящийся в изоляции, не сможет оставаться здоровым более шести месяцев, он сойдет с ума.

Один факир рассказал египетскому императору об этом, но император не поверил ему. Тогда факир попросил его найти самого здорового человека в своем городе и поместить его в изоляцию на шесть месяцев. В городе устроили поиск и привели к императору здорового молодого человека, который был счастлив во всех отношениях: он только что женился, у него был ребенок, он хорошо зарабатывал и был очень счастлив.

Император сказал ему: «Мы не доставим тебе неприятностей. Мы просто проводим эксперимент. О твоей семье позаботятся - еда, одежда и все приготовления будут для них готовы. Они окажутся в лучшей ситуации, чем ты сам. У тебя будут все условия, но в течение шести месяцев тебе придется жить одному».

Его заперли в огромном доме. Там были все удобства - но было так одиноко! Даже человек, охраняющий его, не знал его языка, и поэтому они не могли разговаривать друг с другом. Уже через два-три дня человек начал раздражаться. У него было все, он ни в чем не нуждался: пищу приносили регулярно, ночью он мог спать. И так как это был королевский дворец, все удобства были ему доступны, и ни в чем не было трудностей. Когда он был там, он мог делать все, что хотел. И только одно ему было запрещено - говорить и встречаться с кем бы то ни было. Всего лишь через два или три дня он почувствовал себя нелегко, а через восемь дней он начал кричать: «Заберите меня отсюда! Я не хочу оставаться здесь!»

В чем же была проблема? - проблемы начали исходить изнутри. Проблемы, до вчерашнего дня казавшиеся ему идущими извне, в одиночестве оказались для него проблемами, идущими изнутри.

За шесть месяцев человек сошел с ума. Когда через шесть месяцев его забирали домой, он оказался совершенно невменяемым. Он начал разговаривать сам с собой, он начал сам себя ругать, он начал злиться на самого себя, он начал сам себя любить. Другим он быть уже не мог. Через шесть месяцев его забрали как сумасшедшего. На лечение ему потребовалось шесть лет.

Любой из вас сойдет с ума. Другие люди дают вам возможность не стать сумасшедшим. Вы находите оправдание: «Этот человек оскорбил меня, поэтому я полон злости». Никто не наполняется злостью оттого, что кто-то его оскорбил. Злость всегда есть внутри; оскорбление - это всего лишь возможность для нее выйти наружу.

Колодец полон воды: если вы бросите в колодец ведро и вытащите его, из колодца поднимется вода. Если в колодце нет воды, то, сколько бы вы ни бросали в него ведро, из него ничего не поднимется. В самом ведре нет силы, чтобы достать воды - прежде всего, в колодце должна быть вода. Если в колодце есть вода, то ведром ее можно вытянуть; если в колодце нет воды, то ведром ее не вытянешь.

Если внутри вас нет злобы, если внутри вас нет ненависти, то никакая сила в мире не способна вызвать в вас злобу или ненависть. В промежутках, когда никто не опускает в колодец ведро, может возникнуть иллюзия, что в колодце нет воды. Но, на самом деле опустив в него ведро, можно достать воду; когда же колодец не используется, мы будем ошибочно думать, что в нем нет сейчас воды. Точно так же, если нам не давать возможности, то из нас не выходит злость, ненависть или зависть. Но не думайте, что в вашем колодце нет воды!!! Вода в колодце есть, и она ждет, когда кто-нибудь придет с ведром и достанет ее. Но мы считаем эти пустые промежуточные моменты моментами любви и покоя. Это ошибка.

Всегда в этом мире после каждой войны, люди говорят, что теперь наступил мир. Но Ганди сказал: «В моем понимании, это не так. Есть либо война, либо подготовка к ней; мир не наступает никогда. Мир - это обман».

Сейчас в мире нет войны; вторая мировая война окончилась, и мы ждем третьей мировой войны. Мы ошибемся, если назовем это время миром. Это не мирные дни: это дни подготовки к третьей мировой войне. Подготовка к третьей мировой войне происходит во всем мире. Есть либо война, либо подготовка к войне. С тех пор, как существует этот мир, мирных дней не было.

Также и внутри человека есть либо злость, либо подготовка к злости - человеку неизвестно состояние отсутствия злости. Покоя нет: она либо на поверхности, либо готовится к тому, чтобы выйти на поверхность. Думая, что моменты внутренней подготовки - мирное время, вы ошибаетесь.

Струны вашего сердца очень слабы: только злоба исходит от них, только искажение и дисгармония исходит от них. Никакая музыка не может возникнуть. Если струны вашего ума очень туги, то от них исходит сумасшествие, а если струны вашего сердца очень слабы, то от них исходит только злоба, враждебность, зависть и ненависть. Струны вашего сердца должны быть чуть более тугими, чтобы из них могла возникнуть любовь, а струны вашего ума должны быть немного слабее, чтобы от них исходил здравый смысл, а не безумие. Если обе эти струны настроить, то можно будет сотворить музыку жизни.

Таким образом, мы обсудим две вещи: первое - как ослабить струны ума, а второе - как подтянуть, создать натяжение в струнах сердца. Метод, с помощью которого это можно сделать, я и называю медитацией.

Если эти две вещи произойдут, то, возможно, случится следующее: у вас появится возможность опуститься в настоящий центр вашей жизни - пупок. Если музыка звучит в обоих этих центрах, становится возможным идти вовнутрь. Сама эта музыка становится лодкой, которая везет вас на глубину. Чем гармоничнее личность, чем больше музыки звучит внутри, тем глубже вы можете идти. Чем больше дисгармония внутри, тем более вы пусты и тем более вы остаетесь на поверхности.

В ближайшие два дня мы обсудим эти две вещи, и не только обсудим, но и попробуем сбалансировать две эти струны жизни.

О трех вещах, о которых я вам только что рассказал, нужно всегда помнить для того, чтобы вы смогли объединить их с тем, о чем я вам расскажу сейчас.

Первое: человеческая душа не соединена ни с умом, ни с сердцем - душа человека связана с его пупком. Наиболее важная часть в человеке - это его пупок, центр. Пупок не только центр человеческого тела, но также и центр жизни. С ним связано и рождение ребенка, и конец жизни. И для тех, кто открывает истину, именно пупок становится дверью.

Возможно, вы не знаете, что в течение дня вы дышите грудью, а ночью дыхание осуществляется через пупок. Весь день ваша грудь приподнимается и опускается, а ночью, когда вы спите, начинает приподниматься и опускаться ваш живот. Должно быть, вы видели, как дышит маленький ребенок: грудь маленького ребенка не двигается, а движется вверх и вниз именно его живот. Маленькие дети все еще очень близки к пупку. Когда ребенок начинает расти, он начинает дышать только грудью, и дыхание уже не достигает пупка.

Предположим, вы идете по дороге, катаетесь на велосипеде или ведете машину, и внезапно случается авария. Вы можете заметить, к своему удивлению, что первый удар приходится на пупок, а не на мозг или сердце. Если на вас внезапно нападут с ножом, то дрожь вы сначала почувствуете именно в пупке, а не где-то еще. Даже прямо сейчас, если вы внезапно испугаетесь, дрожь сначала появится у вас в пупке. Когда в жизни возникает опасность, сначала вы чувствуете дрожь в пупке, потому что пупок - центр жизни. Больше ничего не трепещет. Источники жизни соединены именно с этим местом, но так как наше внимание сосредоточено совсем не на пупке, человек остается в постоянном ожидании. Пупочный центр слаб, ему не уделяется никакого внимания, и ничего не делается для его развития.

Нужно принять некоторые меры для того, чтобы помочь его развитию. Так же, как мы создали школы и колледжи для развития ума, просто необходимо организовать что-либо для развития пупочного центра, так как есть определенные вещи, которые его развивают, и другие, которые не развивают его.

Как я уже сказал, когда возникает страх, он ощущается прежде всего в пупочном центре. Поэтому чем больше мы развиваем бесстрашие, тем больше развивается пупочный центр. С ростом бесстрашия становится более сильным и здоровым пупок - и тем глубже контакт с жизнью. Именно поэтому все великие медитирующие мира считали бесстрашие неотъемлемым качеством искателя; у бесстрашия нет иного значения. Важность бесстрашия в том, что оно полностью наполняет жизнью пупочный центр; оно действительно способствует полному развитию пупка.

Мы будем говорить об этом шаг за шагом.

Необходимо уделить максимальное внимание пупочному центру, поэтому нужно сдвигать внимание медленно-медленно с ума и с сердца, чтобы оно спускалось вниз и шло все глубже и глубже. С этой целью мы проведем два эксперимента по медитации, один - утром и один - вечером. Я объясню вам утреннюю технику, и затем вы сядете и пятнадцать минут будете делать эту медитацию.

Если нужно переместить сознание от головы вниз, необходимо полностью расслабить ум. Но мы держим его все время в напряжении. Мы уже забыли об этом: он очень напряжен, а мы и не подозреваем об этом. Поэтому сначала необходимо позволить ему расслабиться.

Теперь, когда мы сидим в медитации, есть три вещи...

Во-первых, голова должна быть полностью расслаблена, настолько, что ум не должен делать ничего, он должен быть спокойным и расслабленным. Но как узнать, что он расслаблен? Если мы сожмем со всей силой кулак, мы ощутим, что все мышцы очень напряжены. Но когда затем мы раскроем кулак, мы ощутим, что все мышцы расслабились. Так как наши головы все время находятся в напряжении, мы даже и не знаем, что значит напрягаться и что значит расслабляться. Поэтому мы сделаем такую вещь: сначала мы напряжем наши умы настолько, насколько сможем, а затем мы внезапно расслабим его - и вы ощутите, какая разница между напряженным и расслабленным умом.

Теперь, когда мы сядем для медитации, на одну минуту напрягите ум насколько это возможно, делая максимальное усилие. А потом я скажу: «А теперь дайте ему расслабиться», - и тогда расслабьте его полностью. Постепенно вы осознаете, что значит быть в напряжении и что значит расслабляться. Вам нужно уметь это чувствовать, вы должны накопить такой опыт. И тогда вы сможете расслаблять его еще лучше. Итак, первая вещь - полностью расслабить ум.

Одновременно с умом должно быть расслаблено и все тело. Нужно сесть настолько удобно, чтобы нигде в теле не возникало напряжения или усилия. Нигде в теле не должно быть тяжести. Что же делать затем? В тот момент, когда вы позволяете телу расслабиться, птицы начинают петь, слышен шум водяной мельницы, где-то может каркнуть ворона, где-нибудь будет какой-либо иной звук... Вы начнете слышать все эти звуки, потому что, чем более расслаблен ум, тем более чувствительным он становится. Вы начнете слышать и ощущать каждую мельчайшую деталь. Вы также начнете слышать биение собственного сердца, слышать и ощущать, как наступает вдох и выдох.

Затем, сидя молча, нужно спокойно ощущать то, что будет происходить вокруг, и ничего больше не делать. Вы слышите звуки? - слушайте их молча. Поет птица - слушайте ее молча; вы вдыхаете и выдыхаете воздух - продолжайте наблюдать за этим молча: ничего больше не надо делать. Со своей стороны вам ничего не надо предпринимать, потому что, как только вы что-либо сделаете, вы опять напряжете ум.

Вам нужно лишь продолжать сидеть в состоянии расслабленного осознавания. Все происходит само по себе, вы просто тихо слушаете. И вы удивитесь: когда вы слушаете молча, внутри вас возникать еще более глубокое молчание. Чем глубже вы прислушиваетесь, тем больше растет молчание. Через десять минут вы обнаружите, что стали невероятным центром молчания, все замерло.

Итак, мы будем делать эту технику в качестве первого утреннего эксперимента. Во-первых, надо полностью напрячь ум. Когда я говорю вам полностью напрячь ум, закройте глаза и напрягите ум настолько, насколько это возможно. Затем я скажу вам расслабить его: тогда расслабьте его, продолжайте его расслаблять... Точно так же расслабьте и свое тело. Сидя молча, с закрытыми глазами, слушайте молча все, что будет слышно. Десять минут вам нужно будет просто молча слушать - ничего больше делать не надо. В течение этих десяти минут вы сначала начнете ощущать, как начинает течь поток молчания и ваша жизненная энергия начинает опускаться внутри вас. Она начнет идти от головы вниз.

Вам нужно будет сидеть чуть дальше друг от друга. Никто не должен никого касаться. Некоторые из вас могут переместиться на задний край поляны. Те, кому известна эта утренняя медитация, кто уже был до этого в предыдущих медитационных лагерях, могут сидеть на задней части поляны, так, чтобы новенькие могли слушать. Таким образом, если я захочу сказать им что-либо, если я захочу дать им какие-то инструкции, они смогут услышать. Знающие должны отойти назад, чтобы новые люди могли сесть спереди. Да, старые участники лагерей могут отойти назад, а новички могут подойти поближе. Одни друзья могут подойти сюда, а другие могут отойти назад, так, чтобы вы могли слышать. Никто не должен сидеть, задевая другого. Никто никого не должен касаться. Вы все еще касаетесь друг друга! Раздвиньтесь! Подвиньтесь чуть дальше! Сядьте на песок!

Сначала мягко закройте глаза. Очень мягко закройте глаза. Глаза не должны быть напряжены. Не закрывайте их с силой: опускайте веки медленно, не должно быть никакого усилия. Закройте глаза. Да, закройте глаза, закройте их мягко.

Теперь позвольте всему телу расслабиться, и напрягите только голову. Напрягите ее настолько, насколько это возможно, напрягите весь ум. Заставьте себя напрячь всю голову целиком. Напрягите ее со всей силой, которая у вас есть. Напрягите ее изо всех сил, но дайте всему телу расслабиться. Направьте всю энергию к голове, так, чтобы голова была полностью напряжена - как сжатый кулак, когда мускулы напряжены. В течение одной минуты держите ее в напряжении во что бы то ни стало. Не позволяйте ей расслабляться, полностью напрягайте ее. Напрягайте ее настолько, насколько это возможно. Держите голову в напряжении во что бы то ни стало. Продолжайте ее напрягать. Напрягайте ее с полной силой, до предела. Какую бы силу вы ни прилагали для полного напряжения, - когда вы дадите ей расслабиться, ее можно будет расслабить полностью. Напрягайте ее! Напрягайте!

Теперь расслабьте ее полностью. Дайте ей расслабиться целиком. Пусть голова расслабится целиком. Отпустите все усилия. Расслабление начнет происходить внутри вас. Внутри вы почувствуете, что что-то отпало, какое-то усилие исчезло, что-то успокоилось. Пусть голова полностью расслабится, просто расслабьтесь...

И звуки вокруг - ветер, шуршащий в листьях, поющие птицы -молча сидите, тихо слушая все эти звуки. Просто слушайте.

Продолжайте слушать звуки вокруг вас. Когда вы будете слушать, ваши мысли станут еще тише, еще тише... слушайте! Слушайте молча, полностью расслабившись. Продолжайте слушать. На десять минут просто превратитесь в слух... Продолжайте слушать, и ваши мысли начнут замолкать... Продолжайте слушать молча, просто слушая; ум замолчит. Молчание начнет само собой зарождаться внутри вас. Вы просто слушайте... продолжайте слушать - ум становится молчаливым, ум полностью замолчал. Ум стал молчащим. Продолжайте слушать в молчании, ум стал молчаливым...

 

Date: 2015-07-10; view: 235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию