Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Космос в танце противоположностей





 

29 сентября 1970 г. Манали

Почему Кришне приписывают целибат, несмотря на то, что он человек радостных танцев и чувственных удовольствий? Каково место и соответствие Расалилы, танца-праздника, в современном мире?

Для того чтобы понять танец Расалилы, сначала необходимо понять, что вся жизнь представляет собой встречу противоположностей и что все происходит от этого единства противоположностей. Сама тайна и экстаз жизни заключены в этом таинственном единении.

Сначала хорошо бы было понять это метафизическое значение празднования, которое представляет собой вселенная. Потом мы погрузимся вместе в жизнь Кришны - в совершенную миниатюру празднующей вселенной.

Поднимите свой взор и посмотрите на все, что происходит вокруг вас в обширной вселенной. Она не что иное, как танец, праздник, карнавал радости, - разве не так? Она вся есть праздник - независимо от того, плывут ли облака в небе, или реки стремительно движутся к морю, или семена готовятся стать цветами и плодами, или жужжат пчелы, или птицы машут крыльями, или человек любит женщину. Она вся представляет собой панораму игры, и танца, и праздника.

Раса имеет вселенское, космическое значение. Во-первых, встреча противоположных энергий - это основание всего творения, вселенной. Для того чтобы построить дом с дверями, мы устанавливаем косяки, используя для этого кирпичи разной формы - для того, чтобы поддерживать его. Именно кирпичи разной формы держат не только двери, но и все здание над аркой. Если мы будем использовать стандартные кирпичи в арке, построить дом будет невозможно. Точно также вся игра творения, на каждом уровне жизни, начинается, когда энергия разделяется на противоположности. Это разделение энергии лежит в основе всего творения, всей жизни вселенной, и вместе с отрицанием этого разделения вся жизненная игра приостанавливается полностью. Когда та же самая энергия становится одной, когда она возвращается в первоначальное состояние, происходит полное уничтожение вселенной, наступает конец света. Когда та же самая энергия снова разделяется на две, снова начинается творение.

Раса, танец празднования - это наиболее глубокий атрибут всемогущего потока творения. И творение само по себе есть взаимодействие противоположностей, тезиса и антитезиса. Когда противоположности сталкиваются друг с другом, в результате возникают конфликты, враждебность и война, а когда они обнимают друг друга, возникает любовь и дружба. Без встречи этих двух противоположностей творение невозможно. Поэтому нам нужно осознать важность Кришна-Расы в этом контексте.

Недостаточно просто увидеть, как Кришна танцует с гопи, своими подружками, - но лишь это мы можем увидеть посредством наших грубых глаз. Раса Кришны с молочницами своей деревни - это не обычный танец, он в маленьком масштабе представляет собой танец творения всей вселенной, который благодаря вечности продолжается вновь и вновь. Он представляет собой вечную игру творения и разрушения вселенной. Он дает вам представление об этом божественном танце, об этом бесконечном оркестре.

Как раз по этой причине Игра Кришны не несет в себе сексуального смысла. Это не значит, что она исключает любые сексуальные интерпретации, но тут секс остается в стороне. На самом деле, Кришна не танцует как просто Кришна, он представляет собой мужской элемент творения в его целостности, известный на санскрите как Пуруша. И подобным образом гопи представляют собой женский элемент, Пракрита. Игра представляет собой объединенный танец Пракрита и Пуруши.

Те, кто воспринимает игру как сексуальное олицетворение в жизни, на самом деле не понимают ее. И я боюсь, что они никогда не поймут ее. Если смотреть на нее правильно - это встреча мужской и женской энергии, Пуруши и Пракрита. Она не имеет ничего общего с каким-то конкретным человеком или женщиной, представляет собой могущество космического танца.

Как раз поэтому единственный Кришна танцует с таким количеством гопи. Обычно один человек не может танцевать с таким количеством женщин. Обычно один человек не может любить так много женщин, но Кришна любит, и делает это прекрасно. Удивительно то, что каждая молочница, каждая гопи, принимает участие в Игре и верит, что Кришна танцует только с ней, что он принадлежит только ей. Кажется, что Кришна превратился в тысячи Кришн, поэтому он общается с каждой из тысячи женщин.

Совершенно неправильно воспринимать Игру, праздник танца Кришны как танец отдельного человека. Кришна не личность, он представляет мужскую энергию, Пурушу. Игра - это выраженная через танец великая встреча мужской и женской энергии. Но возникает вопрос: почему именно танец становится средством выражения этого?

Как я уже сказал этим утром, танец представляет собой тайну, он наиболее близок к недвойственности, к празднику. Ничто не может выразить лучше, чем танец, этот праздник. Посмотрим на это по-другому. Танец - это наиболее примитивная форма человеческого языка, потому что когда человек еще не умел говорить, он говорил жестами. Если одному человеку нужно общаться с другим, он делает жесты лицом, глазами, руками и ногами. Даже сегодня глухонемые разговаривают при помощи жестов. Словесный язык появился намного позже. Птицы не знают языка, но они знают, как чирикать и танцевать вместе. Жесты составляют язык природы. Они используются везде, и их понимают везде. Поэтому есть причина, по которой танец занимает центральное место в расе, в праздновании.

Жесты - это наиболее глубокое средство выражения, потому что они соприкасаются с наиболее глубинными пластами человеческого ума и сердца. Танец достигает туда, куда не может проникнуть обычный язык. Звук ножных колокольчиков танцовщиц говорит то, о чем не способен сказать язык. Танец более выразителен, чем что-либо другое. Танцовщица может проехать из одного края земли до другого, и ее поймут везде благодаря танцу. Язык не требуется для того, чтобы ее поняли и приняли. Не нужен определенный уровень развития культуры и цивилизации для того, чтобы понять танец. Танец -это своего рода универсальный язык, его понимают повсюду на планете. Куда бы танцор ни направился, он будет понят. Коллективная подсознательность человека понимает этот язык.

Для меня великая Раса происходит в безграничном пространстве, с миллионами звезд, подобных солнцу и луне, которые танцуют в определенном ритме, это не обычный танец. Он не предназначен для развлечения, он не есть бизнес. В каком-то смысле его можно описать как перетекающее блаженство. Есть такое изобилие блаженства в сердце существования, которое течет, перетекает. Вот что мы зовем рекой существования. Присутствие полярных противоположностей во вселенной делает возможным это течение.

Один человек не может течь, он нуждается в присутствии женщины. Без женщины мужчина закрыт и ограничен. Точно также без мужчины женщина ограничена и закрыта. Их совместность приводит к тому, что эти энергии выливаются в форме любви. То, что нам известно как любовь мужчины и женщины, не что иное, как совместное течение инь и янь. И эта любовь, ее воплощение может обладать огромным духовным значением.

Привязанность мужчины и женщины друг к другу соединяет их вместе так, что эти скрытые энергии текут в потоке любви и жизни. Вот почему мужчина чувствует расслабленность с женщиной, а женщина чувствует расслабленность с мужчиной. Отделенные и одинокие, они чувствуют напряжение и беспокойства; соединенные вместе, они чувствуют себя такими же легкими, как павлиньи перья, невесомыми. Почему? Потому что что-то в них какая-то тонкая энергия пробудилась и начала двигаться, в результате чего они чувствуют себя дома и счастливы.

К несчастью, мы поместили мужчину и женщину в клетку, в клетку брака. Но как только мы связываем их институтом брака, их энергия перестает двигаться, застывает. Игра жизни не имеет ничего общего с институтом, ее нельзя загнать в рамки института. Раса Кришны не имеет упорядоченности, системы, она полностью свободна и спонтанна. Вы можете назвать ее хаотичной. Это сам хаос.

Есть важное высказывание Ницше. Он говорит: «Из хаоса рождаются звезды». Там, где нет системы, нет порядка, остается лишь взаимодействие энергий. В этом взаимодействии энергий, которое есть Раса, Кришна его молочницы перестают быть индивидуальностями, они движутся как чистые энергии. И этот танец женских и мужских энергий приносит глубокое удовлетворение и блаженство, он вырастает в цветение радости и блаженства. Вырастая из Кришна-расы, это блаженство расширяется и наполняет каждую клеточку вселенной. Несмотря на то, что Кришна и его подружки уже не с нами, людьми, звезды и луна, под которыми они танцевали, все еще с нами, и также деревья, и холмы, и земля, и небеса, которые однажды были так пропитаны, опьянены танцем Раса. Поэтому, несмотря на то, что прошли тысячелетия, вибрации Игры все еще с нами.

Теперь ученые выдвинули странную теорию. Они говорят, что несмотря на то, что люди приходят и уходят, тонкие вибрации их жизни остаются в существовании вечно. Если кто-то идет танцевать на поле, на котором гопи танцевали вместе Кришной, он может услышать эхо Игры даже сегодня. Если кто-то может играть на флейте на холмах, где в прошлом отражалось эхо музыки, которую Кришна играл на флейте, он может услышать, как эти холмы до сих пор наполнены этим эхо, вечно наполнены. С моей точки зрения, Раса символизирует истечение, переполнение первичной энергии, когда она разделяется на мужскую и женскую. Если мы признаем это определение, Раса становится настолько же насущной сегодня, как и во времена Кришны. Тогда она становится вечно насущной.

Недавно я получил предложение от друзей разделять во время медитации мужчин и женщин - из-за того, что им кажется, что это поможет их медитации. Это предложение совершенно глупое. Они не знают, что если мужчину и женщину разделить, если их пометить в отдельные комнаты, это приведет к тому, что возникнут две однородных группы, отделенные друг от друга, которые блокируют поток энергии между собой. Люди, которые предложили это, не понимают последствий этого. Моя точка зрения полностью противоположна. Если мужчины и женщины будут медитировать вместе, перемешанные вместе, это может бесконечно помочь их медитации. Тогда что-то может случиться и с теми, и с другими - даже без их ведома. Это углубит их медитацию. Вы присутствуете здесь без какой-то причины, вы здесь не как муж и жена, и такое присутствие поможет вашему катарсису как ничто иное. Само присутствие противоположного пола будет пробуждать множество глубоко подавленных эмоций как в мужчине, так и в женщине, тогда будет так легко проявить их.

Ужасное умственное напряжение, через которое проходит человечество сейчас - это результат разделения, апартеида мужчины и женщины. У нас отдельные школы для мальчиков и девочек. Мужчины и женщины сидят в отдельных группах в церквях и храмах. Везде стараются разделить разный пол. Большая часть наших сегодняшних трудностей и несчастий проистекает из-за этой неестественной и нездоровой практики, из-за насилия по отношению к законам природы. В этом мире вся структура жизни основывается на совместности противоположных сил. Чем больше естественность и спонтанность этой совместности, тем больше блага она приносит.

Важность Расы, танца празднования, вечна, она проистекает из фундаментальных принципов природы. Эти фундаментальные принципы говорят, что мужчина и женщина несовершенны сами по себе в отдельности, они есть часть единого целого. И они становятся целыми и здоровыми в близости, в соединении друг с другом. Если эта совместность происходит без каких-то условий, она превращает этих двоих в необычное и неземное существо. С другой стороны, если этот союз обусловлен, у него есть мотив, он обязательно приведет к огромным трудностям и бедам перед тем, как завершится. Тем не менее, до тех пор, пока мужчина и женщина находятся на этой земле, раса будет происходить, облекаясь во многие формы и размеры. Возможно, она не достигнет такой глубины, как в случае с Кришной, но если в нас вырастет понимание и мудрость, это не будет невозможным.

В большей или меньшей степени все примитивные общества осознают красоту и важность Расы, своего рода расу. Они тяжело трудятся в течение дня, а ночью и мужчины и женщины собираются вместе под открытым небом и часами танцуют. Танцуя, они забывают о своей семье и свободно общаются друг с другом как мужчины и женщины, танцуют как сумасшедшие, будто бы вся жизнь предназначена для танцев и праздника. Они идут спать только тогда, когда совершенно выбились из сил, сном, которому может позавидовать любое цивилизованное общество. Как раз из-за спокойствия ума и радости жизни эти бедные люди наслаждаются так, как не могут наслаждаться богатые люди, чьи желания мгновенно сбываются, стоит им пожелать. Богатые упускают некую основную истину жизни, поэтому в чем-то они очень серьезно ошибаются.

Легенды говорят, что женщина по имени Ахилья превратилась в камень и долго ждала прихода Рамы, чтобы он освободил ее, и что другая обычная женщина, Кубджа, преследовала Кришну, чтобы он ее полюбил. Имеют ли эти истории какое-то духовное значение?

Бее в существовании происходит в свое время, в то время, которого каждый должен дожидаться с огромным терпением. Все имеет свое время года, ничто не происходит вне сезона. Время и соответствие имеют большое значение в жизни. И необходимо смотреть на это с разных точек зрения.

Я не верю в то, что Ахилья на самом деле превратилась в камень, это просто поэтичная форма выражения, которая означает то, что она жила каменной жизнью, тупой и сонной, до тех пор, пока не встретила Раму, чья любовь преобразовала ее жизнь. Некоторые женщины обретают свое цветение только благодаря любви таких людей, как Рама, и им нужно терпеливо ждать, пока такие мужчины встретятся им в жизни.

Это поэтическая метафора, которая говорит, что Ахилья превратилась в камень. Это означает, что возникла такая возможность, настоящая любовь, которая смогла превратить даже камень в живое существо. Это также означает то, что никто другой, помимо Рамы, не мог так на нее воздействовать. Смысл истории в том, что у всех и у каждого есть свое время, свой сезон для того, чтобы расцвести, и что нужно ждать этого мгновения терпеливо. До тех пор, пока это мгновение не наступит, этого не произойдет. Только прикосновение к любви, тепло Рамы смогло привести к ее цветению.

Попробуем понять это по-другому. Женщина пассивна, она пассивно ждет, она не может быть агрессивна, она восприимчива. У нее есть лоно не только в теле, ее ум также подобен лону. Все устройство женщины восприимчиво, в то время как устройство мужчины активно, агрессивно. И несмотря на то, что эти два качества, агрессивность и пассивность, кажутся противоречивыми, на самом деле они дополняют друг друга. Точно так же, как мужчина и женщина дополняют друг друга, точно так же дополняют друг друга их качества. У мужчины есть то, чего не хватает женщине, а у женщины есть то, чего не хватает мужчине. Таким образом, они составляют совершенное целое.

Восприимчивость женщины превращается в ожидание, а мужская агрессивность превращается в поиск, в исследование. Поэтому в то время как Ахилья будет ждать Раму подобно куску камня, Рама не будет делать того же самого. Вместо этого Рама будет искать различные пути. Интересно отметить, что женщина никогда не будет проявлять инициативу, предлагая любовь мужчине, она всегда ждет предложения от мужчины. Она не предпринимает первого шага, именно мужчина предпринимает его. Это не значит, что она не начинает кого-то любить первой, просто ее любовь - своего рода ожидание. Ожидание - это ее способ любви, и она может ждать долго, многие жизни. Фактически, когда женщина становится агрессивной, она тотчас же теряет часть своей женственности, она теряет свою женскую привлекательность, свою красоту, свое значение: сама ее душа лежит в пассивном ожидании, бесконечном ожидании. Она может ждать бесконечно, она никогда не будет агрессивна. Она не пойдет к мужчине и не скажет ему: «Я люблю тебя». Она не скажет этого даже тому мужчине, которого любит всем сердцем. Она будет, наоборот, ждать того, чтобы человек, которого она любит, пришел и сказал ей об этом, о том, что он любит ее. Другая прекрасная сторона женской любви заключена в том, что она никогда не говорит твердо «да», когда мужчина, которого она любит, приходит и предлагает ей свою любовь. Вслух она говорит «нет», но это, на самом деле, означает «да», она говорит «да» своим молчанием, всем своим существом, которое превратилось в любовь. Всегда именно мужчина должен проявлять инициативу.

Женщина может бесконечно ждать Кришну, она никогда не может расцвести без него. Именно поэтому в прошлом у нас было необычное правило, и хорошо знать о нем и понимать его. Обычно женщина никогда не предлагала любовь мужчине, но уж если она это делала, то мужчина обязан был принять ее предложение, считалось совершенно аморальным сказать ей «нет». Так как это происходило очень редко, считалось, что от такого предложения нельзя отказываться. Если когда-нибудь мужчина отвечал отказом, считалось, что он не мужчина. Это рассматривалось как оскорбление женщины, которую в то время так сильно уважали в этой стране.

Есть история из жизни Арджуны, которую было бы уместно упомянуть здесь. Арджуна принял обет целибата на один год. Прекрасная молодая женщина влюбилась в аскетичного юношу и сказала ему: «Мне бы хотелось иметь такого же сына, как ты». Важно то, что когда женщина делает предложение, просьбу, она не предлагает быть возлюбленной или женой, но просит стать матерью ребенка. Арджуна попал в трудное положение. С одной стороны, он принял обет воздержания, и было бы неправильным прервать его раньше времени, с другой стороны, было бы неправильным отказать этой женщине, которая предложила ему свою любовь. Арджуне не хотелось становиться аморальным. Мужская энергия перестает быть мужской энергией, когда отказываешь женщине, которая просит любви.

У Арджуны были настоящие проблемы. Поэтому он сказал молодой девушке: «Я готов, но почему ты так уверена, что твой сын станет похожим на меня? Поэтому было бы лучше, если бы ты признала меня своим сыном. Я стану твоим сыном, и таким образом исполнится твое желание». Подобная история произошла в жизни Бернарда Шоу. Французская актриса, самая красивая актриса того времени, сделала такое же предложение Бернарду Шоу. В письме она написала, что хотела бы выйти за него замуж. Несмотря на то, что западные женщины очень прогрессивны в этом отношении, тем не менее, эта актриса высказала женское желание - быть матерью. Она написала в письме, что ей бы хотелось иметь сына от него, потому что этот сын будет совершенно необыкновенным, он будет красив, как мать и умен, как отец.

Я хочу сказать о том, что западные женщины не могут подавить это внутреннее женское желание стать матерью, потому что быть матерью - высшее осуществление для женщины. Женщина не чувствует вины, когда становится матерью, она чувствует себя при этом прекрасно. И когда женщина выражает это желание стать матерью, она не лишается своей скромности, она не унижает себя, не падает в глазах мужчины. Для того чтобы стать матерью, она использует мужчину очень простым способом, все остальное она делает сама. Но для того, чтобы стать женой, ей нужен мужчина на долгое время.

У Бернарда Шоу возникли те же самые проблемы, как и у Арджуны, но Шоу не смог ответить этой женщине как Арджуна. Так как Арджуна принадлежал миру Востока, его ответ был типично восточный. Ответ Шоу был совершенно оскорбительный и грубый. Бернард Шоу спросил, какова будет ее реакция, если ее сын станет похож на отца и будет умен, как мать. Ни один человек на Востоке не смог бы так сказать, потому что это считается оскорблением для женщины. Шоу не только отверг любовь этой женщины, он сделал это очень неприлично.

Кубджа очень долго ждала Кришну, она ждала его много жизней. Кришна не мог сказать ей «нет», потому что он никогда не говорил «нет» в своей жизни. Даже если бы Кубджа попросила физической любви, Кришна бы не отказал ей, потому что он не отвергает тело. Тело принимается точно так же, как и все остальное, оно имеет свое собственное место в жизни. Тело - это еще не все, но оно имеет свое особое значение, оно несет свои собственные радости. Тело живет своей собственной жизнью.

Кришна не отрицает эту жизнь. Он принимает и тело, и душу, он принимает и материю, и Бога. Он не может оскорбить женщину, отказывая ей в сексе на физическом уровне, он может пойти на любые крайности для того, чтобы выразить свое уважение к женщине. Он был готов выполнить любое желание Кубджи, и он не собирался ограничивать себя, подавлять. Он не собирался делать ничего такого, чтобы Кубджа чувствовала себя потом обязанной ему, он счастливо и естественным образом принимает то, что есть.

Для нас сложно думать, что Кришна занимался физическим сексом, это кажется нелепым. Так происходит потому, что мы разделены, мы двойственны, мы верим в то, что тело и душа отделены друг от друга, и в то время как душа есть высшее, тело - что-то низшее по отношению к ней. Но я так не считаю, так же, как и Кришна. Тело и душа, секс и сверхсознание, материя и Бог не отделены друг от друга. Они все одно целое. Тело - это часть души, которая находится в пределах восприятия наших чувств, так же, как наши глаза и руки, а душа - это та часть нашей души, которая находится за пределами восприятия наших чувств и интеллекта. Тело - это видимая душа, а душа - это невидимое тело. Они объединены и представляют собой одно целое, ни в чем они не отделены друг от друга и не противоречат друг другу. То, что представляет собой сексуальное удовольствие на физическом плане, превращается в экстаз на уровне души. Для ума Кришны нет разницы между сексом и экстазом. Радость секса - не что иное, как слабое отражение, слабый след экстаза, поэтому секс может стать дверью к экстазу, к самадхи.

Я не могу сказать, что на уме у Кубджи, но я могу очень хорошо понять, что на уме у Кришны. Я не думаю, что Кубджа готова к тому, чтобы использовать секс как дверь к самадхи. Тут совершенно другой случай. Здесь, скорее, дело в том, что, что бы Кубджа ни захотела, Кришна готов выполнить это. Его не заботит, мелки ли ее желания или нет, он не просит ее спрашивать что-то великое - из-за того, что у него это есть и он может это дать. Кубджа приближается к нему с просьбой физического удовлетворения, она не знает, что это значит - «духовный рост». И Кришна не собирается отвергать ее из-за этого. Он говорит с ней на ее языке: вот как может возникнуть физический союз между двумя существами.

Утром вы сравнивали Раму с Кришной и Миру с Хануманом. В нашей традиции все они: Рама, Кришна и Мира с Хануманом - обладают равным статусом, никто не выше и не ниже. Наверное, каждый их них проживает свою собственную судьбу. И поэтому вполне естественно, что кто-то из нас обнаруживает свое соответствие с жизнью Рамы или Ханумана. В таком случае, разве не будет нарушением своей внутренней природы или свардхармы следование за Кришной или Мирой из-за того, что они выше?

Я не говорил, что они выше или ниже. Я лишь говорил, что они отличаются друг от друга. Меня не заботит их статус, меня волнует только их индивидуальность. И если кто-то находит в себе соответствие с Хануманом, он не признает то, что Хануман ниже только из-за меня. Что касается меня, то я не считаю, что Хануман близок мне. И я не собираюсь лгать относительно моего видения Ханумана лишь из-за того, что он кому-то близок. Вы задали вопрос мне, и я ответил так, как считаю правильным согласно моему мнению. Если бы мне пришлось выбрать между ними двумя, я бы выбрал Миру и Кришну, и я уже сказал вам почему. О, я не говорю, что вы должны тоже выбрать Миру и Кришну, предпочтя их Раме. Достаточно того, что вы поняли, о чем я говорю, после чего вы должны следовать своей собственной индивидуальности.

С моей точки зрения, личность Рамы определена, определена какими-то нормами и идеалами, и я думаю, что даже последователи Рамы не могут этого отрицать. Фактически, они следуют за ним, потому что он живет согласно определенным нормам поведения; Рама близок тем людям, которые любят жить согласно определенным нормам. Но я говорю, что жить, следуя определенным нормам - значит жить жалкой жизнью, ограниченной, привычной и узкой. Жизнь не согласуется с нормами, она выходит далеко за пределы норм и правил, идей и концепций. Истина безгранична и неисчерпаема. Вся истина не может быть определена идеалами и идеями, какими бы великими они ни были. Истина может быть сопряжена только с безграничным, беспредельным. Вы ограничиваете ее, и она перестает быть истиной. Поэтому истина близка к Кришне, а не к Раме, потому что Кришна тоже, как и истина, безграничен и беспределен. И неправильно говорить, что ваша традиция не делает отличия между Рамой и Кришной. Она делает. Она не принимает Раму как полную инкарнацию Бога, только Кришна принимается таковой. Ваша традиция очень ясно говорит об этом. Они не дает четкого сравнения Миры и Ханумана, но она, определенно, дает такое сравнение Рамы и Кришны, считая Кришну самим высоким воплощением среди всех аватар индуизма, среди всех инкарнаций.

Очевидно то, что последователи Рамы не принимают Кришну, они даже не хотят слышать его имени. Точно также последователи Кришны испытывают аллергическую реакцию на Раму; это естественно. Но я не последователь ни той, ни другой традиции, я не следую ни Кришне, ни Раме. Я не имею ничего общего с ними, поэтому я могу видеть их в точности такими, какие они есть, и я говорю правду.

Мне кажется, что жизнь Рамы четкая и определенная, в ней нет ничего туманного. Жизнь Кришны не определена и не ограничена, она не может быть таковой. Как раз поэтому она обладает такой глубиной. Рама вырубил часть широких безбрежных джунглей и превратил их в ухоженный чистый сад, вырвав все сорняки и дикорастущие кустарники. Но это не означает, что обширные джунгли перестали существовать: они все еще есть, они окружают маленький садик.

Доктор Лоуренс всегда говорил, что ему хотелось бы наблюдать человека в его дикости, что современный человек превратился в сад и поэтому болеет. В то время как Рама - это маленький и ограниченный садик, Кришна - обширные джунгли, дикие, хаотичные и суровые. Им не хватает планировки и организации, порядка, в них нет дорог, нет тропок, нет цветников. Они полны дикими животными, такими, как львы и тигры, в них есть всевозможные змеи и рептилии, ящерицы. Временами они погружены во тьму и угрожающи. В них укрываются даже изгнанники из цивилизованного мира, такие, как разбойники и воры. Они дикие, суровые, опасные. Жизнь Кришны - это гигантские джунгли, в то время как жизнь Рамы - ухоженный сад перед домом, в котором все в порядке, где нечего бояться. Я не говорю вам: «Не имейте сада-огорода». Все, что я пытаюсь вам сказать, так это: «Сад - это сад, а джунгли - это джунгли».

Когда вы утомлены вашим садом, вы начинаете думать о джунглях, потому что их создает сама природа, не вы их создали. В джунглях есть величие и красота, которых не может быть ни в одном саду. Ваша традиция сравнивает Раму с Кришной, но не Ханумана с Мирой. Необязательно их сравнивать. Но так как вы задали такой вопрос, мне придется их сравнивать. Какое положение может занимать Хануман тогда, когда его хозяина можно сравнить лишь с огородом? Самое большее, кем он может быть - так это цветочным горшком, не больше этого. И точно так же, как цветочный горшок в саду Рамы, он очень аккуратный и упорядоченный, даже больше, чем сам Рама.

Танцует ли Хануман?

Это возможно. Когда начинает дуть сильный ветер, растения в саду начинают качаться и танцевать, даже растения в горшках начинают качаться. Но танец джунглей подобен Шива тандаве, танцу разрушения. Этот танец всемогущ. Он безграничен, он суров. Этот танец джунглей вне нашего контроля, он пугает нас. Танец сада маленький и управляемый, мы можем управлять им. Хануман может танцевать, но он подвержен контролю Рамы. Мира другая. Когда она танцует, даже Кришна не может контролировать ее. Хануман не может не подчиниться Раме, он дисциплинированный и послушный.

Это правда, нам нужна дисциплина в мире, но дисциплина еще не есть все. Все огромное, обширное, безграничное свободно от дисциплины. Все истинное, хорошее и прекрасное в жизни начинает взрываться, оно не следует правилам, не следует дисциплине.

Однако так это видится мне, так я вижу Миру и Ханумана. И я говорил вам о своем выборе: я выбираю Миру. Но это не означает, что вы должны делать то же самое. И я не думаю в терминах возвышенного и низшего, я просто указываю на различие, которое есть в них. У каждого есть свои собственные критерии того, что более возвышенное и более низкое. Если кто-то находит величие в Ханумане, это лишь показывает его путь эволюции. И если я считаю Миру великой, это указывает на мое понимание величия. Мира и Хануман здесь ни при чем, это лишь указывает на наши предпочтения.

Что вы думаете о поклонении корове? Точно так же, как Дарвин говорит, что обезьяна - это предшественник человека на ступеньке эволюции, вы говорите, что корова - предшественник развития человеческой души. Каким образом среди стольких животных именно корова приближается своей духовностью к человеку? Или, возможно, мы называем корову нашей матерью из-за того, что мы часть сельскохозяйственного общества? Какова ваша точка зрения в отношении существования убийства коров?

Когда Чарльз Дарвин сказал впервые, взглянув на строение человеческого тела, что, кажется, он произошел от некоторых видов обезьян, мы были шокированы и не могли легко принять этого. Как мог человек, который верил в то, что Бог - его отец, внезапно подменить Бога обезьяной? Это стало ударом для нашего эго, но не было пути избежать признания этого факта. Дарвин привел солидные доказательства своей теории, и все научные дисциплины приняли это. Вот почему, несмотря на большое сопротивление, ее приняли. Иного было не дано.

Между человеком и обезьяной есть так много физических и умственных схожестей, что очень трудно опровергнуть Дарвина. Даже образ их жизни и бытия настолько потрясающе схожий, что нам приходится признать то, что человек произошел от обезьяны. Даже сегодня, когда мы идем, наши руки движутся ритмично вместе с движением наших ног: левая рука с правой ногой, и наоборот, несмотря на то, что наши руки необязательно должны двигаться. Мы можем очень хорошо двигаться, не двигая нашими руками. Те, чьи руки ампутированы, могут очень просто двигаться. Конечно, Дарвин считает, что это движение рук - только привычка, которая передалась нам из нашей предыдущей жизни в качестве обезьян, когда миллионы лет назад мы двигались на всех четырех лапах. На человеческом теле есть даже небольшой отросток в том месте, на котором у обезьяны есть хвост. Это указывает на то, что у человека был хвост, когда он был обезьяной. Хануман очень важен в этом контексте. Дарвин был бы очень доволен, если бы знал о Ханумане. Дарвин искал недостающее звено между человеком и обезьяной, он верил в то, что должны быть какие-то виды в эволюции человека из обезьяны, которые представляли собой промежуточное звено между этими двумя видами, которые не были полностью ни человеком, ни обезьяной. Между ними должен был быть промежуточный период, в который обезьяна превратилась в человека. Обезьяна не могла внезапно превратиться в человека. Должны были пройти миллионы лет, когда некоторые обезьяны превратились в людей, а остальные остались обезьянами.

Биологи и антропологи все еще удивляются: что произошло с этим недостающим звеном? Все еще идут поиски по всему миру для того, чтобы найти скелет этого промежуточного звена между человеком и обезьяной. Хануман, кажется, и есть такое промежуточное звено, и было бы здорово, если бы был найден его скелет. Теория Дарвина столкнулась с сильной оппозицией, и, кажется, прошло много времени, прежде чем она была полностью принята. Она была принята потому, что сопровождалась неопровержимыми доказательствами.

Я хочу сказать еще одну вещь, которая связана с развитием человека. Я говорю, что точно так же, как человек развился из обезьяны на уровне своего тела, точно так же он развился из коровы на уровне своей души. Если обезьяна - его предшественник на физическом уровне, то корова - его предшественник на духовном уровне. В то время как человеческое тело развилось из тела обезьяны, его душа развилась из души коровы. Конечно, в подтверждение этой теории мы не можем привести сколько-нибудь убедительных доказательств, таких же строгих и убедительных, как в случае с теорией Дарвина. Но есть много других доказательств в подтверждение того, что я говорю: человек как душа произошел от коровы.

Мы не можем считать корову нашей матерью лишь из-за того, что мы принадлежим к сельскохозяйственному обществу и потому, что корова в связи с этим имеет для нас большое значение. Если бы это было так, мы бы назвали быка нашим отцом, чего мы не делаем. И мы не превращаем все, чем мы пользуемся, в нашу мать. Нет причины поступать таким образом. Поезд очень полезен для нас, и мы не можем обойтись без него, но мы не собираемся дать ему статус нашей матери. Ни одно общество не называет самолет своей матерью, несмотря на то, что он так важен в современной жизни. Нигде и никогда мы не называли матерью объекты, которыми пользовались, несмотря на тот факт, что есть огромное количество полезных вещей. И нет связи между материнством и полезностью. Должно быть, есть какая-то другая причина, по которой мы зовем корову нашей матерью.

С моей точки зрения, корова - мать человека в той же степени, как и обезьяна, согласно теории Дарвина, считается отцом человека. И у меня есть много причин, по которым я могу так сказать. Большинство из этих причин основываются на находках, которые обнаружены при физическом исследовании человеческой памяти прошлых жизней, которые зовутся «джатисмаран», по буддийской терминологии. Тысячи йогов на протяжении веков исследовали и описывали память своих предыдущих жизней и обнаружили, что до начала цепочки человеческой жизни они жили коровами. Если вы вернетесь в свои прошлые жизни, а есть проверенные методы, при помощи которых можно это сделать, вы обнаружите, что на протяжении многих жизней перед тем, как вы стали человеком, вы принимали воплощение в теле коровы. Все, кто экспериментировал с джатисмаранами, пришли к тому же заключению: за слоями человеческой памяти лежит слой коровьей памяти, и именно на этом основании корова считалась человеческой матерью.

Помимо этого, есть и другие причины для того, что утверждать это. Если вы исследуете весь животный мир, вы обнаружите, что ни одно другое животное не имеет такой развитой души, как корова. Если вы посмотрите в глаза корове, вы обнаружите в них человеческие качества, которых нет ни в одном другом животном. Невинность, простота, смирение, которые наблюдаются в корове, воистину редки. Духовно корова - самое развитое существо среди всего животного царства, высокие душевные качества очевидны. Ее развитое положение показывает ее готовность к духовному развитию.

Если вы посмотрите на непоседливость обезьян, для вас станет очевидным, что они не будут отдыхать до тех пор, пока не получат тело более развитое, чем это. Обезьяна, кажется, совершенно не удовлетворена своим телом, она фактически не удовлетворена всем, что касается этого тела. Это тело такое проворное, быстрое и беспокойное. Когда вы смотрите на новорожденного, вы обнаруживаете, что в то время, как его тело обладает проворством обезьяны, его глаза обладают безмятежностью и спокойствием коровы. Физически он напоминает обезьяну, но духовно напоминает корову.

К корове в этой стране относятся с глубоким уважением не потому, что мы в основном сельскохозяйственное общество, но потому, что после глубоких исследований физического мира мы обнаружили, что духовно человек произошел от коровы. И по мере роста физического знания, а оно растет, наука вскоре начнет поддерживать эту истину, которая в Индии была давно открыта благодаря коровам. В этом вопросе не будет разногласий.

Вы поймете это лучше, если посмотрите на длинную цепочку Божественных инкарнаций согласно представлениям индуистов. Они начинаются с рыбы, первая инкарнация Бога - это рыба, а последняя - это Будда. До недавнего времени все удивлялись, каким образом Бог мог стать рыбой, это казалось нелепым. Но теперь наука биология признает то, что жизнь на этой планете начинается с рыбы. Теперь сложно смеяться над индуистской концепцией Матсья аватары, то есть инкарнации Бога в виде рыбы. Наука таким образом воздействует на наш ум, что нам приходится признавать все, что она говорит. Наука говорит, что жизнь на этой планете начала развиваться с рыбы. Вот почему эта страна говорила уже столетия назад, что рыба была первой инкарнацией Бога. Санскритское слово для инкарнации - это аватара, которое означает снисхождение сознания. Так как жизнь в виде сознания сначала появилась в рыбе, совершенно правильно считать, что первая инкарнация была рыбой. Таков язык религии. Наука говорит то же самое: впервые жизнь появилась на этой планете в виде рыбы.

Тем не менее, у нас есть еще другая инкарнация Бога, еще более удивительная и уникальная. Она зовется Нарасимха-аватаром - инкарнацией Бога в виде получеловека и полуживотного. Когда Дарвин говорит, что недостающее звено между человеком и обезьяной должно представлять собой получеловека-полуобезьяну, у нас не возникает никаких проблем с пониманием этого. Но у нас возникают проблемы в понимании Нарасимха аватары. Это снова язык религии. И конечно оно несет в себе глубокое внутреннее постижение.

Корова - это мать человека - точно так же, как обезьяна - отец человека. Дарвина заботила эволюция человека в физическом теле, фактически, весь Запад озабочен телом. Но Индия издавна была озабочена духом, душой, она не слишком-то озабочена телом. Мы всегда хотели исследовать дух и его высший источник. По этой причине мы делали ударение на душе гораздо больше, чем на теле.

Во-вторых, вы хотите знать, каково мое мнение относительно убийства коров.

Я против любого убийства, поэтому вопроса о том, что я поддерживаю убийство коровы, не возникает. Но независимо от того, за я или против, убийство коров не прекратится. Условия нашей жизни таковы, что коров будут продолжать убивать. Я против мясоедения, но это ничего не изменит. В условиях современного существования мясоедение не может остановиться. Мы пока еще не в состоянии снабдить все население земли необходимым количеством вегетарианской пищи. Человечество просто умрет от голода, если все решат стать вегетарианцами. До тех пор, пока у нас не будет достаточно зерна, овощей и молока для того, чтобы накормить весь мир, на земле не может существовать одно лишь вегетарианство. В настоящее мгновение нет другого выхода. Это необходимое зло. Таково мое мнение. Ирония в том, что люди, которые стремятся закрыть бойни, не делают ничего для того, чтобы создать необходимые условия, которые помогут обществу стать вегетарианским. Поэтому убийства коров не прекратятся из-за этих людей. Если когда-нибудь они прекратят свое существование, это произойдет благодаря усилиям тех, кого сегодня совершенно не заботит прекращение бойни коров. Здесь не помогут лозунги и агитация, также не поможет законодательство. Несмотря на то, что у нас самое большое количество коров, о них никто не заботится, в основном к ним относятся как к мертвым и бесполезным. С другой стороны, в странах, в которых едят говядину, самые лучшие коровы, здоровые и сильные. В то время как корова на Западе дает сорок-пятьдесят литров молока ежедневно, индийская корова едва ли дает пол-литра молока. У нас есть лишь скелеты, которых называют коровами, а мы разводим вокруг них так много шума.

Для того чтобы исчезли бойни, нужно самое главное - это наладить производство вегетарианской пищи, которая бы была питательной, здоровой. Тем, кто поддерживает идею вегетарианства, нужно принять к сведению мнение о том, что в нашем мире недостаточно вегетарианской пищи, достаточно питательной и здоровой. В этих аргументах есть определенная логика.

Интересно то, что и обезьяны, и коровы - вегетарианцы. Человек унаследовал и душу, и тело из растительных источников. Другое дело, что иногда обезьяны глотают муравьев, но в основном они вегетарианцы. Корова полностью вегетарианка, она будет есть мясо лишь в том случае, если ее заставить это делать. Поэтому очень интересно, при каких обстоятельствах, человек стал невегетарианцем, -потому что вся его физическая и психическая структура проистекает из вегетарианских источников. Структура его желудка такая же, как и у животных-вегетарианцев, таков и ум. Очевидно, что человека именно обстоятельства заставили стать невегетарианцем. Даже сегодня он не может справиться с ситуацией. Не может обойтись без животной пищи.

Мне кажется, что убийство коров продолжится даже несмотря на все хорошие намерения прекратить его. Мне кажется, что оно остановится только тогда, когда мы обеспечим достаточно пищи благодаря синтезированию еды. Синтез еды - это единственная альтернатива для невегетарианцев. В тот день, когда человек признает пищу, которая получена благодаря развитию науки, мясоедение исчезнет, но не раньше.

Поэтому я не собираюсь агитировать вас за запрещение бойни коров посредством закона, это абсурдно и нелепо. Это просто трата времени и энергии. Я заинтересован в чем-то другом: я хочу, чтобы наука приложила свои силы к тому, чтобы создать синтетическую пищу, чтобы человек освободился от мясоедения. Другого способа, помимо этого, нет. Пища, которая получается из земли, не подойдет, пища должна производиться в лабораториях в форме таблеток. Сегодня население в мире колеблется между тремя с половиной и четырьмя миллиардами, оно продолжает увеличиваться. Несмотря на все наши усилия для того, чтобы увеличить контроль над рождаемостью, оно продолжает увеличиваться совершенно непредсказуемым образом. Недалек тот день, когда мы оставим лозунг за уничтожение боен и будем выступать за увеличение боен человека. Недалек тот день, когда человек начнет есть человека, потому что невозможно поспорить с голодом. Как мы сейчас просим умирающего человека пожертвовать свои почки или глаза, вскоре мы будем просить его пожертвовать плоть и почитать его, как, например, мы почитаем сегодня тех, кто жертвует своим сердцем или легкими. Это произойдет из-за стремительного роста населения на земле.

Очень скоро мы начнем думать, что несправедливо кремировать мертвые тела, что их нужно использовать в пищу. Это не будет чем-то новым и необычным, каннибализм известен человеку издревле. Были такие племена, в которых человек ел человека для того, чтобы удовлетворить свой голод. Снова мы столкнемся с такой ситуацией, когда каннибализм будет присутствовать в нашем обществе. Видя это, будет просто глупо агитировать за уничтожение боен коров. Это было бы совершенно ненаучно.

Я не говорю, что такие бойни не должны и не могут исчезнуть. Они могут исчезнуть. Не только убийство коров, все виды убийства могут исчезнуть. Но тогда нам нужно принять революционные шаги относительно пищи и привычек, связанных с ней. Я не выступаю за убийство коров, но также не поддерживаю тех, кто против этого. Все их разговоры - просто чепуха. У них нет надлежащей перспективы, и нет права планировать уничтожение таких боен. Но они должны прекратить свое существование, корова должна быть последним животным, которое можно бы было убивать. Она высшее животное в эволюции, она - связующее звено между человеком и животными. Она заслуживает всевозможной заботы и сострадания с нашей стороны, мы связаны с ней внутренне и очень близки друг к другу. Мы должны заботиться о ней.

Но помните, забота возможна только тогда, когда вы в состоянии заботиться. Без этого забота невозможна. Мы должны быть прагматичными, нет смысла быть сентиментальными.

Я хочу рассказать вам историю, которую рассказывал нескольким друзьям вчера во время прогулки.

Священник должен был пойти в церковь для того, чтобы прочитать воскресную проповедь. Священник был стариком, и его церковь находилась в четырех милях, дорога туда была труднопроходима и пролегала через холмистый район со многими рытвинами и пригорками. Поэтому старый священник нанял для этого путешествия возницу. Он послал сказать владельцу лошадей, что ему хорошо заплатят за работу. Тогда возница сказал: «Это нормально, но дело в том, что моя лошадь, Джафар, старая, и нам придется о ней заботиться».

Священник ответил: «Не беспокойся, я буду так же внимателен к лошади, как и ты. Мы будем хорошо о ней заботиться».

Через полчаса путешествия повозка достигла холма, тогда возница остановился и сказал священнику: «Теперь, пожалуйста, вылезай из повозки, потому что теперь начинается подъем, и так как Джафар очень старая лошадь, нам нужно проявить заботу о ней». Старый священник вылезает и идет в гору, а когда они добрались до равнины, священника попросили снова залезть в повозку. Вот таким образом они путешествовали всю дорогу. Священнику приходилось вылезать из повозки тогда, когда дорога шла в гору, и снова залезать в нее, когда дорога шла по равнине. Вся дорога занимала четыре мили, и из них лишь одну ему удалось проехать в повозке, а всю оставшуюся часть пришлось идти пешком. Он был вынужден идти там, где ему из-за его возраста нужно было ехать на повозке, и он ехал там, где запросто мог пройти пешком.

Когда повозка добралась до церкви, священник заплатил вознице и сказал при этом: «Вот твоя плата, но перед тем, как ты поедешь обратно, мне бы хотелось задать тебе вопрос. Я приехал сюда для того, чтобы читать проповедь, а ты приехал сюда для того, чтобы заработать деньги. Это нормально, но зачем ты привез сюда Джафара? Было бы гораздо проще, если бы сюда пришли только мы с тобой. Зачем тут Джафар?»

Жизнь проживается в соответствии с ее нуждами и потребностями, а не согласно теориям и идеям. Корова не может быть спасена тогда, когда человеку самому грозит опасность. Для того, чтобы спасти коров, человеку самому нужно стать настолько процветающим, чтобы он мог обеспечить это. Тогда вместе с коровой также будут спасены другие животные. Корова конечно, самое близкое к нам животное, но другие животные не такие близкие. Но даже рыба наша родственница, хотя и далекая. Жизнь, на самом деле, началась с рыбы, поэтому по мере того, как человек будет расти, он спасет не только корову, но и рыбу. Мы должны иметь ясную точку зрения относительно коров, и тогда все другие животные должны быть спасены. Но будет полной глупостью настаивать на том, чтобы сделать это тогда, когда условия их спасения еще не созданы.

Теперь мы сядем медитировать.

 

Date: 2015-07-10; view: 295; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию