Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Будущее принадлежит Кришне





 

20 июля 1970 г. Бомбей

Что есть особенного в Кришне, что делает его важным для нашего времени? Каково его значение для нас? Пожалуйста, объясните.

Кришна совершенно несравним, он уникален. Во-первых, его уникальность заключена в том, что, несмотря на то, что он родился в прошлом, он принадлежит будущему. Человеку, на самом деле, нужно дорасти до тех высот, на которых он станет современником Кришны. Он до сих пор вне понимания человека. Он продолжает оставаться для нас загадкой и бросает нам этим вызов. Только в будущем будет возможно понять его достоинства и оценить их. Для этого есть много причин.

Наиболее важная причина заключается в том, что Кришна - единственный человек в нашей истории, который достиг абсолютных высот и глубин в религии и вместе с тем он совершенно не серьезный и не печальный, он не льет слезы. Считается, что главная черта тех, кто религиозен -- это здравомыслие, серьезность и грусть, что они похожи на тех, кто потерпел поражение в жизненной битве, кто отказался от жизни. В длинном списке мудрецов именно Кришна, и только он, танцует, поет и смеется.

Все религии прошлого отрицали жизнь, были мазохистскими, преподносящими печаль и страдание как великие добродетели. Если не обращать внимания на то, как Кришна представляет себе религию, то можно заметить, что все религии прошлого предстают с печальными лицами. Смеющейся религии, религии, которая принимает жизнь во всей ее тотальности, еще предстоит родиться. Это хорошо, что все старые религии мертвые, потому что вместе с ними мертвым становится также старый бог, старая концепция бога.

Об Иисусе говорится, что он никогда не смеялся. Возможно, как раз из-за его печали и из-за картины его распятия на кресте он стал средоточием внимания тех людей, которые сами были несчастливы и страдали. В глубоком смысле Махавира и Будда против жизни. Они выступают за жизнь в другом мире, они сторонники своего рода освобождения от этой жизни. Каждая религия до сих пор делила жизнь на две части. Принимая одну часть, они отрицали другую. Кришна один принимает всю жизнь целиком. Принятие жизни во всей ее тотальности полностью расцветает в Кришне. Вот почему Индия принимает его за полную инкарнацию Бога, в то время как все другие инкарнации принимаются как частичные и неполные. Даже Рама принимается как неполная инкарнация Бога. Но Кришна - это Бог во всей Его полноте.

Есть причина для этого. Причина в том, что Кришна поглотил в себя и включил всю жизнь в ее полноте.

Альберт Швейцер сделал важное замечание в своей критики индийских религий. Он сказал, что религии этой страны отрицательные. Это замечание в большинстве случаев совершенно верное, если не включить сюда Кришну. В отношении Кришны оно совершенно неправильное. Если бы Швейцер попытался понять Кришну, он бы никогда этого не сказал.

Но, к несчастью, мы не дали возможности Кришне вмешаться в нашу жизнь в широком смысле. Он остается единственным танцором на острове широкого океана печали и несчастья, которым окружена наша жизнь. Или можно сказать, что он - маленький оазис жизнерадостности в огромной пустыне печали, отрицания, подавления и осуждения, которыми мы являемся. Кришна не затронул нашу жизнь в целом, и за это можно винить только нас самих. Кришна не отвечает за это. Мы не были достойны, не заслуживаем того, чтобы впитать его, поглотить, обладать им. До сих пор человеческий ум рассматривал и воспринимал жизнь частично, размышлял диалектически. Религиозный человек отрицает тело и принимает душу. И, что еще хуже, он создает противоречие, разлад между телом и духом. Он отрицает этот мир, принимает другой мир, и, таким образом, создает враждебность между ними двумя. Естественно наша жизнь становится печальной и несчастной из-за того, что мы отрицаем наше тело, потому что все наши жизненные соки, здоровье и жизненность, чувствительность и красота, вся музыка жизни находят свой источник в теле. Поэтому религия, которая отрицает и отвергает тело, вынуждена быть враждебной и больной, она вынуждена потерять свой блеск. Такая религия будет такой же бледной и безжизненной, как сухой лист, упавший с дерева. И люди, которые следуют такой религии, которые позволяют ей воздействовать на себя, обуславливать себя, будут также враждебны и склонны к смерти, как эти листья.

Только Кришна, единственный, принимает тело во всей его тотальности. И он принимает его не только по каким-то определенным пунктам, но во всех отношениях. Кроме Кришны, есть еще Заратустра, Про него говорят, что он родился смеясь. Каждый ребенок рождается плача. Только один ребенок за всю историю родился смеясь - это был Заратустра. Это показатель того, что когда-нибудь родятся люди, которые будут смеяться и радоваться. Только радостное и смеющееся человечество может принять Кришну. У Кришны есть огромное будущее. После Фрейда мир религии никогда уже не будет таким же, как раньше. Фрейд представляет собой пограничную черту между религиями прошлого и будущего. Фрейд принес великую революцию, и человеческое сознание подошло к переломному мгновению. После Фрейда мы никогда не будем теми же самыми. Мы прикоснулись к новой вершине сознания и к новому пониманию; таким образом, пришло новое понимание жизни, открылись новые возможности. Важно понять это правильно.

Старые религии учили подавлению как пути к Богу. Человека учили подавлять все: секс, гнев, жадность, привязанности, говорили, что только тогда он обретет свою душу, достигнет Бога. Эта война человека с самим собой продолжалась очень долго. За тысячелетнюю историю этой войны лишь горстка людей, чьи имена можно сосчитать на пальцах, достигла Бога. Поэтому в этом смысле мы проиграли эту войну, потому что на протяжении веков люди умирали, так и не отыскав свою душу, не встретившись с Богом.

Без сомнения, должна была быть несомненная ошибка в самом основании этих религий. Представим себе, что садовник посадил пятьдесят тысяч деревьев, и из них лишь одно дерево зацвело, но мы продолжаем признавать его книгу по садоводству как авторитетную под предлогом того, что, по крайней мере, хотя бы одно дерево зацвело. Но мы не учитываем того, что это дерево должно было быть исключением из правил, что оно могло зацвести не из-за садовника, но несмотря на него. Остальные пятьдесят тысяч деревьев, те, которые остались невыросшими и бесплодными, убедительно доказывают, что садовник не заслужил своего хлеба. Если Будда, Махавира или Христос достигли Бога, несмотря на противоречивость и ограниченность этих религий, это не свидетельство успеха этих религий как таковых. Успех религии, или, скажем, успех садовника должен быть признан только в том случае, если все пятьдесят тысяч деревьев в его саду зацвели, за исключением одного-двух. Тогда можно обвинять какое-то дерево в том, что оно не зацвело. Тогда можно сказать, что это дерево осталось неразвитым и бесплодным, несмотря на садовника.

Вместе с Фрейдом пришло новое осознание, осознание того, что подавление ошибочно и что оно ничего не приносит, кроме сухости и страдания. Если человек сражается сам с собой, то он может только разрушить себя. Если моя правая рука будет бороться с левой, никто не выиграет, но, в конце концов, это разрушит меня самого. Когда мои две руки борются друг с другом, только лишь я сам буду разрушен в результате этого. Вот каким образом из-за отрицания своих естественных инстинктов и эмоций человек становится разрушительным и убивает сам себя. Только Кришна соответствует этому новому осознанию, новому пониманию, которое приходит к человеку в свете Фрейда и его открытий. Так происходит из-за того, что за всю историю человечества только Кришна выступает против подавления.

Он принимает жизнь во всех ее проявлениях, во всех ее красках и настроениях. Только он не выбирает и принимает жизнь без условий. Он не сторонится любви, так как он мужчина, он не бегает от женщин. Как тот, кто познал и ощутил Бога, он единственный не отворачивается от войны. Он полон любви и сострадания. Тем не менее, у него хватает мужества принять войну и участвовать в войне. Его сердце совершенно не насильственно, тем не менее, он погружается в огонь ненависти и насилия тогда, когда это становится неизбежным. Он принимает нектар, тем не менее, не боится яда. Ведь тот, кто познал бессмертие, не должен бояться смерти. В чем ценность нектара для того, кто боится смерти? Тот, кто знает секрет ненасилия, должен отказаться от страха насилия. Что же это за ненасилие, которое боится насилия? Как может дух, душа, бояться тела и бегать от него? В чем смысл Бога, если он не может все объять? Кришна принимает двойственность, диалектику жизни в единстве и поэтому превосходит двойственность. То, что мы называем трансценденцией, невозможно до тех пор, пока мы находимся в противоречии, до тех пор, пока мы принимаем одну часть и отвергаем другую. Трансценденция возможна только тогда, когда вы без выбора принимаете обе части единовременно, когда вы принимаете целое.

Вот почему Кришна имеет большое значение для будущего. И это значение будет сохраняться с течением времени. Когда сияние и блеск всех других боголюдей и мессий потускнеет, когда подавляющие религии мира будут заброшены в мусорную корзину истории, тогда сияние Кришны будет вести нас к вершине, к расцвету своего великолепия. Так будет потому, что впервые человек будет способен понять его и впитать его.

Для того, чтобы понять Кришну, требуется мужество. Легко понять то, что человек должен убежать из мира тогда, когда хочет найти покой. Но действительно сложно признать, что человек может найти покой в миру. Легко понять, что человек может обрести чистоту ума тогда, когда убежит от своих привязанностей, но трудно принять тот факт, что человек может оставаться непривязанным и невинным посреди мира взаимоотношений и привязанностей. Такой человек может сохранять спокойствие и мир посреди циклона. Нетрудно принять тот факт, что пламя свечи может оставаться неколебимым и стабильным в месте, хорошо защищенном от ветров и штормов, но как можно поверить в то, что пламя может оставаться спокойным и неколебимым посреди штормов и ураганов? Поэтому Даже для тех, кто был рядом с Кришной, было трудно его понять. За всю длинную историю человек осуществил смелый и великий эксперимент посредством Кришны. Впервые посредством Кришны человек испытал, и испытал в полной мере, свою собственную силу и разум. Было проверено и выяснилось, что человек может оставаться как листок лотоса на воде, который не смачивается и не связывается водой, непривязанным, живя посреди мирских отношений. Было обнаружено, что человек может сохранять любовь и сострадание даже на поле битвы, может продолжать любить всем своим существом, держа в руках меч. Из-за этого парадокса Кришну сложно понять. Поэтому люди, которые его любили и поклонялись ему, делали это, разделяя его на части, они поклонялись его отдельным частям, которые им нравились. Никто не поклонялся целому Кришне, никто не обнимал его во всей его полноте. Поэт Сурдас восхваляет Кришну в гимнах как маленького мальчика, Бала Кришну. Кришна Сурдаса никогда не вырастает, потому что со взрослым Кришной больше беспокойств, которые Сурдас не может принять. С мальчиком Кришной нет столько проблем, когда он заигрывает с деревенскими девушками, но когда он делает то же самое взрослый, Сурдасу это трудно принять. Тогда его трудно понять.

Нам легко понять то, что принадлежит нашему собственному плану, находится на нашем уровне. Но невозможно понять то, что находится на других планах бытия.

Поэтому в своем почитании Кришны разные люди выбрали разные стороны его жизни. Те, кто любят Гиту, просто игнорируют Бхагавату, потому что Кришна Гиты так сильно отличается от Кришны из Бхагаваты. Подобно этому те, кто любят Бхагавату, избегают Гиты. В то время как Кришна из Гиты стоит на поле битвы Курукшетра, Кришна из Бхагаваты танцует, поет и празднует. Между ними двумя, казалось бы, нет точки соприкосновения.

Такого, как Кришна, наверное, нет, нет того, кто может вместить в себя все противоречия жизни, все кажущиеся великие противоречия жизни. День и ночь, лето и зима, мир и война, любовь и насилие, жизнь и смерть - все включено в него. Вот почему каждый, кто его любит, выбрал определенную сторону его жизни и обратился к ней, отбросив все остальное. Ганди называет Гиту своей матерью, тем не менее, он не способен вместить ее в себя полностью, потому что его вера в ненасилие создает противоречие с неизбежностью войны, которая наблюдается в Гите. Поэтому Ганди находит способы для того, чтобы рационализировать насилие Гиты: он говорит, что война, которую описывает Махабхарата, лишь метафора, что на самом деле ее не было. Ганди постоянно повторяет, что эта война символизирует борьбу добра и зла, которые происходят внутри человека. Курукшетра Гиты, согласно Ганди, не настоящая война, которая происходила где-то на земле, Махабхарата не настоящая война, как таковая. Кришна не вдохновляет Арджуну сражаться в Махабхарате, Махабхарата символизирует только внутренний конфликт и войну человека, поэтому это лишь метафора. У Ганди есть свои собственные сложности. Арджуна гораздо больше соответствует представлениям Ганди, нежели сам Кришна. Огромное желание ненасилия возникает в уме Арджуны, и он, казалось бы, очень протестует против войны. Он готовится сбежать с поля битвы, его аргументы звучат очень логично и остро. Он говорит, что бесполезно убивать свою собственную семью и родственников. Для него богатство, сила и слава, которые достигаются посредством такого насилия, пролития крови, не имеют вообще никакой ценности. Он бы лучше стал нищим, нежели царем царства, которое стоило столько крови и слез. Он называет войну злом, а насилие - грехом, и хочет избежать этого любой ценой. Естественно, Арджуна очень близок Ганди. Как тогда Ганди может понять Кришну?

Кришна очень настойчиво советует Арджуне отбросить трусость и сражаться как настоящему воину. Его аргументы в поддержку войны прекрасны, несравненны и отборны. Никогда раньше в истории не выдвигалось таких несравненных и великолепных доводов в пользу сражения. Только человек высшего ненасилия мог выдвинуть такие аргументы в пользу войны.

Кришна говорит Арджуне: «До тех пор, пока ты веришь, что можешь убить кого-то, ты не будешь человеком, у которого есть душа. Не будешь религиозным человеком. До тех пор, пока ты будешь думать, что человек умирает, ты не познаешь того, кто внутри нас, того, кто никогда не умирал и никогда не умрет. Если ты думаешь, что можешь убить кого-то, ты находишься в великой иллюзии, ты предаешь свое невежество. Концепция убийства и смерти материалистична, только материалисты могут верить в это. Для того, кто действительно знает, нет ни смерти, ни процесса умирания». Поэтому Кришна постоянно говорит Арджуне в Гите: «Это все лишь игра. Убийство или смерть - это лишь драма».

В этом отношении важно понять, почему мы называем жизнь Рамы историей, биографией, а не игрой, не лилой? Но мы зовем жизнь Кришны лилой, игрой из-за того, что Кришна совершенно не серьезен. Рама связан, ограничен. Он связан, ограничен своими принципами и идеалами. Писания называют его величайшим идеалистом, он окружен правилами поведения и морали. Он никогда не перешагивал через свои принципы. Ради них он жертвовал всем.

Жизнь Кришны, наоборот, не признает никаких ограничений. Она не ограничена никакими правилами поведения, она не ограниченна и обширна. Кришна свободен, безгранично свободен. Он присутствует во всем, в нем совершенно отсутствует страх, нет таких ограничений, которые он бы не мог превзойти. Эта свобода, эта широта Кришны исходит из его самоосознания. Она есть высший плод его просветления. Как раз поэтому вопрос насилия не сопрягается с его жизнью. Теперь насилие уже невозможно. Там, где насилие бесполезно, ненасилие также теряет свой смысл. Ненасилие имеет смысл только вместе с насилием. В то мгновение, когда вы признаете насилие возможным, ненасилие также становится возможным. Фактически, и насилие, и ненасилие - две стороны одной и той же монеты, причем это материальная монета. Думать, что кто-то насильственен или ненасильственен - материально. Тот, кто думает, что может убить кого-то - материалист, также материалистом можно назвать того, кто не собирается никого убивать. Одно характерно и для того, и для другого: они верят в то, что кого-то можно убить. Духовность отрицает и насилие, и ненасилие. Она признает вечность души. Такая духовность превращает войну в игру.

Духовность или религия признает, полностью признает все стороны жизни. Она признает и секс и привязанности, взаимоотношения, любовь и преданность, йогу и медитацию, - все, что есть в жизни. Возможность понимания и принятия этой философии тотальности растет с каждым днем, потому что теперь мы подошли к осознанию многих истин, о которых не знали в прошлом. Кришна, тем не менее, без сомнения, знал их.

К примеру, мы знаем, что тело и душа не отдельны, что они два полюса одного и того же явления. Видимая часть души известна как тело, а невидимая часть тела известна как душа. Бог и мир не две отдельных сущности, между Богом и природой нет абсолютно никакого противоречия. Природа есть видимый, грубый аспект Бога, а Бог есть невидимый, тонкий аспект природы., В космосе нет такой точки, в которой природа заканчивается и начинается Бог. Именно природа в тонком процессе растворения превращается в Бога, и именно сам Бог в тонком процессе проявления превращается в природу. Природа - это проявленный Бог, а Бог - это непроявленная природа. Вот что означает принцип адвайты, вот что означает единый, когда отсутствует другой.

Мы можем понять Кришну только тогда, когда мы ясно поняли принцип адвайты, что есть только один без другого. Вы можете назвать его Богом, Брамой или как хотите. Нам также нужно понять, почему Кришна будет все больше и больше важен для будущего и каким образом он станет все ближе и ближе человеку. Так и будет, потому что те дни, когда миром правили безоговорочно подавление и репрессии, ушли. После продолжительной борьбы, длительного вопрошания и исследований мы познали, что силы, с которыми мы боролись - наши собственные силы. На самом деле, мы и есть эти силы, и бороться с ними - полное сумасшествие. Также мы научились тому, что мы становимся пленниками тех сил, с которыми боремся и которым противопоставляем себя. Тогда становится просто невозможным освободить себя о них. Теперь мы также знаем, что мы никогда не можем преобразить их, если относимся к ним враждебно, если сопротивляемся и подавляем их.

К примеру, если кто-то борется с сексом, он никогда не станет брахмачарином, не будет хранить целибат в жизни. Есть только один способ для этого, и этот способ - в преображении самой сексуальной энергии. Поэтому нам не надо бороться с сексуальной энергией как таковой, наоборот, нам надо сотрудничать с ней и понимать ее. Нам лучше подружиться с сексом, нежели враждовать с ним, как мы делали постоянно до сих пор. Истина в том, что мы можем изменить только наших друзей, мы не можем изменить врагов, об этом не может быть даже речи. Мы даже не можем понять врагов, это невозможно. Для того чтобы понять что-то, важно быть дружественным по отношению к этому.

Нам нужно ясно понять, что то, что мы считаем низшим, есть не что иное, как другой полюс высшего. Вершина горы и долина вокруг нее - это не две отдельные вещи, они части одного и того же явления. Причина глубокой долины в высокой горе, точно также гора стала возможной из-за долины. Одно не может существовать без другого, -или может? Лингвистически гора и долина - это разные вещи, но, в сущности, они два полюса одного и того же явления. Ницше говорит очень важную вещь. Он говорит о том, что дерево, которое стремится достичь небес, должно позаботиться о том, чтобы его корни достигли глубин земли. Дерево, которое боится это сделать, должно забыть о своем стремлении достичь небес. На самом деле, чем выше дерево, тем глубже его корни. Если вы хотите подняться в небеса, то вам придется спуститься в бездну. Высота и глубина не две разные вещи, они два измерения одного и того же. Их пропорции всегда одинаковые.

Ум человека всегда хотел выбирать между противоположностями. Он хочет сохранить рай и избавиться от ада. Он хочет иметь мир и избавиться от трений. Он хочет защитить хорошее и разрушить зло. Он хочет принять свет и отвергнуть тьму. Он стремится наслаждаться и отвергнуть боль. Ум человека всегда делит существование на две части и противопоставляет избирательно одно другому. Из-за выбора возникает двойственность, которая приводит к конфликтам и боли.

Кришна символизирует принятие противоположностей воедино. Только тот может быть целостным, кто может соединить противоречия воедино. Тот, кто выбирает, всегда будет неполным, меньше целого, потому что та часть, которую он принимает, будет вводить его в обман. Та часть, которую он отрицает, будет продолжать преследовать его и охотиться за ним. Он никогда не сможет освободиться от того, что он преследует и отвергает. Ум того человека, который подавляет и отвергает секс, становится еще больше сексуальным. Поэтому религия, культура, которые учат подавлению секса, в результате приводят ни к чему другому, как к развитию еще большей сексуальности. Они приводят к тому, что человек, который им следует, становится одержим сексом.

До сих пор мы упрямо отвергали Кришну, который принимает секс, мы принимали его лишь частично. Но теперь для нас станет вполне возможным принять его полностью. Потому что теперь мы начинаем понимать, что именно энергия секса преобразовывается в высшее проявление целибата, в брахмачарью, через процесс путешествия к сахасраре, к высшему головному центру. Мы начинаем понимать то, что ничто в жизни нельзя отвергать и лишать его законного места, что мы должны принимать жизнь в ее тотальности. Тот, кто живет целостно, приобщается к целостности жизни. Святой лишь тот, кто приобщился к целому. Вот почему я говорю, что Кришна имеет огромное значение для будущего. И это будущее, когда Кришна будет сверкать во всем своем великолепии, все больше и больше приближается. Когда появится смеющаяся, танцующая, поющая религия, в ее основании будет, без сомнения, Кришна.

Кришна играл огромную роль в битве Махабхарата. Это означает, что он мог предотвратить ее, если бы хотел. Но война произошла, принеся ужасные убийства и разрушения. Естественно, ответственность за это ложится на него. Можете ли вы его оправдать, или его можно за это осуждать?

Мир и война относятся к тому же самому. Здесь мы тоже выбираем. Мы стремимся сохранить мир и избежать конфликтов и борьбы. Кажется, что мы не можем действовать без выбора. Но мир включает в себя все противоречия и диалектику. Мир есть оркестр противоположностей. Он не может быть соло.

Я слышал, что однажды кто-то играл на музыкальном инструменте. Он играл одну ноту на одной струне, в одной тональности, и играл так часами без конца. Не только его семья, но и все соседи чувствовали из-за этого огромное беспокойство. В конце концов, к нему пришла группа людей и сказала: «Мы слушали, как играют многие музыканты, все они играли разные ноты. Почему ты застрял на одной ноте?» Человек ответил: «Я нашел нужную ноту, другие же все еще ищут ее. Вот почему я застрял в нужной точке. Мне больше не нужно искать». Наш ум стремится выбрать одну ноту в жизни и отрицать все остальные. Но только в смерти можно обнаружить одну ноту. Что касается жизни, то она состоит из разных, причем противоречивых нот. Если вы видели арку в каком-нибудь старом здании, то вы знаете, что для того, чтобы ее построить, разные кирпичи кладут друг к дружке. И именно разные кирпичи, которые положили рядом, выдерживают всю тяжесть здания. Можете ли вы представить себе, чтобы для строительства арки использовались одинаковые кирпичи? Тогда дом невозможно построить, он будет рушиться в разных местах.

Вся структура нашей жизни представляет собой трение противоречий, и война есть один из видов трений, которые включены в нашу жизнь. Те, кто думает, что война полностью вредоносна и разрушительна, ошибаются. Их видение частичное, ограниченное. Если мы попытаемся понять путь развития человеческой цивилизации, то мы поймем, что война имеет огромное значение в развитии, Все, что есть у человека сегодня, все хорошее, было, в основном, получено благодаря войне. Сегодня практически вся поверхность земного шара покрыта дорогами и скоростными трассами, и это произошло благодаря войнам и приготовлению к ним. Эти дороги и трассы были сначала сконструированы ради войны, для того, чтобы переправлять армии в отдаленные земли. Они не появились из-за двух друзей, которым необходимо встретиться, или для того, чтобы поженились парень с девушкой из разных городов. Факт в том, что они появились ради встречи двух противников, ради войны. Мы видим везде большие здания. Они все появились на смену замкам, а все замки - продукты войны. Первые высокие стены на этой земле были построены для того, чтобы преградить дорогу врагу, потом уже за этим последовало строительство других высоких стен и домов. Теперь у нас есть небоскребы практически во всех больших городах мира. Но нам трудно думать о том, что все эти блага цивилизации - следствие войны. Все современное развитие, научные изобретения и высокая технология, все достижения человечества - все обязано своим существованием войне.

Фактически, война создает такое трение в уме человека и бросает ему такой вызов, что наши спящие энергии потрясаются до самых корней, и в результате они пробуждаются и начинают действовать. Мы можем быть ленивыми и летаргичными во времена мира, но мгновения войны совершенно отличны от этого. Война провоцирует наш динамизм. Когда мы встречаемся с необыкновенными по напряжению обстоятельствами, наши спящие энергии должны пробудиться и утвердить себя. Вот почему во время войны мы действуем как необычные люди, мы просто не можем быть обычными. Когда мы воюем, человеческий мозг начинает действовать на своем высшем уровне и возможностях. Во времена войны человеческий разум делает большой скачок вперед, на который в обычных условиях ушли бы столетия. Многие люди думают, что если бы Кришна предотвратил войну

Махабхарату, то Индия достигла бы большого процветания, она бы прикоснулась к высоких пикам развития и величия. Но истина совершенно противоположна. Если бы у нас было немного больше людей типа Кришны и если бы мы сражались еще в нескольких войнах типа Махабхараты, мы бы сегодня были на вершине нашего развития. После Махабхараты прошло около пяти тысяч лет, и за эти пять тысяч лет мы не сражались ни в одной войне. Войны, в которых мы участвовали, были просто младенцами по сравнению с этой великой войной на поле битвы Курукшетра. Они были совершенно маленькие и незначительные. На самом деле, было бы даже неправильно называть их войнами, это были заурядные сражения, стычки. Если бы мы сражались в каких-нибудь больших войнах, то сегодня мы бы были одной из самых богатых и развитых стран в мире. Но наше сегодняшнее государство находится прямо в противоположном состоянии: мы внизу лестницы. Страны, которые сражались в великих войнах, находятся сегодня на вершине развития и благосостояния. В конце первой мировой войны люди думали, что Германия полностью разрушена, сильно ослаблена. Но всего через двадцать лет, во время второй мировой войны, выяснилось, что Германия гораздо более могущественный противник, чем во время первой мировой войны. Никто не ожидал, что эта страна сможет так сильно сражаться после того, как ее разнесли в пух и прах во время первой мировой войны. До этого Германия не участвовала в войнах несколько столетий. Но всего за двадцать лет произошло чудо, и Германия превратилась в мировую могущественную державу. Почему? Потому что с помощью воли и энергии эта страна смогла использовать энергии, которые были высвобождены во время первой мировой войны.

Когда завершилась вторая мировая война, то создалось такое впечатление, что на земле больше не будет ни одной войны. Но очень вскоре силы, которые сражались в ней, подготовили себя к еще более смертоносной и разрушительной войне, чем раньше. Две страны, Япония и Германия, которые больше всего пострадали во время последней войны, как это ни странно, стали сегодня одними из самых богатых и процветающих стран. Кто может сказать после посещения сегодняшней Японии, что всего лишь двадцать лет назад атомные бомбы взрывались на ее территории? А если вы посетите сегодняшнюю Индию, то вы можете подумать, что эта страна подверглась действию разрушительного ядерного нападения. Один взгляд на наше несчастное государство может заставить вас думать, что на протяжении веков наше государство подвергалось беспощадному разрушению в одной войне за другой.

Махабхарата не виновата в несчастьях и деградации сегодняшней Индии. Длинный ряд учителей, которые появились в тени этой войны, все были против войны, и они использовали Махабхарату для того, чтобы усилить антивоенную позицию. Обращая ваше внимание на эту войну, они говорили: «Какая ужасная война! Какое вопиющее насилие! Нет, больше не нужно такой войны! Больше не нужно такого кровопролития!» Несчастье в том, что мы не смогли создать таких людей, как Кришна, и не смогли сражаться еще в других Махабхара-тах. Если бы так случилось, мы бы достигли вершины сознания намного более высокого по сравнению с тем, которого достигли благодаря участию в одной Махабхарате. И, без сомнения, сегодня мы бы были одной из самых процветающих и развитых стран на земле.

Есть еще другая сторона войны, которая заслуживает рассмотрения. Война типа Махабхараты не происходит в бедной и отстающей стране. Великая война требует богатства. В то же время война нужна для того, чтобы создать богатство и процветание, потому что война -это время великих испытаний. Если бы у нас были еще такие войны типа той, которые вел Кришна... Посмотрим на все это с другой точки зрения. Сегодня Запад достиг того же уровня развития, которого Индия достигла во времена Махабхараты, сравнительно с другими странами. Практически все современные виды оружия, которые теперь используются при вооружении, использовались во времена Махабхараты в том или ином виде. Это был высоко развитый, разумный и научный пик, вершина, которого достигла Индия в то время этой исторической войны. Это не была война, которая нам повредила. Нам повредило нечто другое. В самом деле, нам повредила реакция разочарования, которая возникла во время этой войны, которая использовалась учителями того времени. Такой же пик разочарования сегодня охватил Запад, Запад боится. За это в ответе западные пацифисты. Если Запад будет следовать за пацифистами, то, естественно, он потерпит поражение. Тогда Запад окажется в таком же положении, в котором оказалась Индия после Махабхараты. Индия слушала своих пацифистов и была вынуждена страдать из-за этого в течение пяти тысяч лет. Поэтому к этому вопросу необходимо подойти и изучить его полностью.

Кришна не ястреб, он не поддерживает войну ради войны. Он, однако, относится к войне как к части игры жизни. Но он не сторонник войны. У него нет желания разрушить кого бы то ни было. У него нет желания поранить кого-то. Он делает все усилия, чтобы избежать войны, но он, определенно, не сторонник того, чтобы избежать войны любой ценой - ценой истины, религии и самой жизни. В конце концов, должен быть определенный предел того, чтобы избежать войны или чего-нибудь подобного. Мы стремимся избежать войны просто для того, чтобы она не повредила и не поранила жизнь. Но то, что есть жизнь сама по себе, - чем может ей повредить война? Тогда это предотвращение не имеет значения. Даже пацифисты хотят предотвратить войну - для того, чтобы сохранить мир. Но какой смысл предотвращать войну, если из-за этого страдает мир? Для этого у нас, определенно, должны быть силы и способности для того, чтобы проводить ясную, решительную войну.

Кришна не ястреб, но точно так же он не испуганный эскапист. Он говорит, что это хорошо - избегать войны, но если этого уже нельзя избежать, то лучше принять ее смело и радостно, нежели убегать от нее. Бегство - это и есть настоящий грех, трусость. Если приходит такое мгновение, когда ради блага человечества война становится необходимостью - а такие мгновения приходят, - тогда ее нужно принять счастливо и величественно. Тогда действительно плохо участвовать в ней без охоты и с тяжелым сердцем. Те, кто участвуют в войне с дрожащими коленями, просто чтобы защитить себя, проигрывают и попадают в бедственное положение. Обороняющийся ум, ум, который направлен на защиту, никогда не может обрести столько силы и энтузиазма, которые необходимы для того, чтобы выиграть войну. Такой ум всегда будет направлен на поражение и будет продолжать сжиматься. Поэтому Кришна говорит вам превращать даже сражение в радость, блаженство.

Вопрос не в том, чтобы ранить кого-то. В жизни всегда есть выбор соотношения, выбор между соотношением хорошего и плохого. И не обязательно война приносит лишь зло. Иногда бегство от войны может стать злом. Наша страна была порабощена на протяжении тысячелетий просто из-за неспособности воевать. Подобным образом наше пятитысячелетняя нищета и деградация не что иное, как результат отсутствия мужества и бесстрашия, отсутствия экспансивности в наших умах и сердцах.

Мы страдали не из-за Кришны. Наоборот, мы страдали из-за того, что не смогли продолжить дело Кришны, потому что мы отказывались производить других Кришн после этого. Конечно, это было естественным, что после войны, которую развязал Кришна, в нашей жизни стала преобладать нотка пессимизма и пораженчества, - так всегда происходит во время войны. И этот ряд пораженческих учителей успешно пользовался этой возможностью для того, чтобы сказать нам, что война - непреложное зло, которого нужно избежать любой ценой. И эти пораженческие учения вошли глубоко в наши умы. Поэтому на протяжении пяти тысяч лет мы были испуганными людьми, трясущимися за свою жизнь. А общество, которое напугано из-за страха смерти, испугано войной, глубоко внутри своего бытия начинает бояться самой жизни. Мы и есть это общество, которое боится жизни. Мы по-настоящему трясемся от страха. Мы и не живые и не мертвые, мы находимся в состоянии неопределенности.

С моей точки зрения, человечество будет страдать, если будет принимать то, что говорит Бертран Рассел и Ганди. Не нужно бояться войны.

Тем не менее, истина в том, что наша земля теперь слишком маленькая для современной войны. Война фактически, также нуждается в пространстве. Наши средства войны теперь такие гигантские, что, очевидно, война на этой планете теперь невозможна. Но это так не из-за того, что говорят пацифисты и что нужно принимать из-за страха, но потому что теперь земля слишком маленькая, потому что технология и военная наука, которые сосредоточены в наших руках, теперь гигантские. Поэтому война на этой планете стала бессмысленной. Теперь форма войны будет меняться и ее размах расширяется. Новые войны будут происходить на Луне и Марсе, на других планетах и спутниках.

Ученые говорят, что есть, по крайней мере, пятьдесят тысяч планет во вселенной, на которых есть жизнь. Если мы принимаем советы предаться упадническим настроениям, если мы будем слушать тех, кто боится ядерного оружия, то мы будем тормозить огромные открытия, которые выводят человечество в открытый космос. Истина в том, что мы подошли к такому мгновению, когда война на этой планете стала бессмысленной. Но почему это так, необходимо ясно понять.

Война стала бессмысленной не из-за того, что то, что говорят пацифисты, имеет к нам какое-то отношение. Война потеряла смысл из-за того, что военная наука достигла совершенства, потому что теперь тотальная война стала реальностью. Сражаться в этой тотальной войне на земле стало бы самоуничтожением. Война имеет смысл до тех пор, пока одна сторона выигрывает и другая проигрывает, но в ядерной войне, если она происходит, не будет ни проигравших, ни побежденных, и те, и другие просто исчезнут с лица земли. Поэтому война на этой земле потеряла смысл. Как раз по этой причине я рассматриваю землю в настоящее мгновение как единое существо. Теперь мир будет не чем иным, как огромной деревней.

Земля стала такой маленькой, как деревня. Теперь для того, чтобы облететь вокруг земного шара, требуется меньше времени, чем требовалось в древности для того, чтобы перейти из одной деревни в другую. Поэтому эта земля стала такой маленькой из-за тотальной угрозы войны. Развязывать войну здесь было бы полным безумием. Это не означает, что войн не должно быть, не означает, что войн не будет в будущем. Войны будут продолжать происходить, но теперь они будут происходить на новых просторах, на других планетах. Теперь человек будет участвовать в новых приключениях, в новых вторжениях и великих компаниях. Несмотря на то, что говорят и делают пацифисты, от войны нельзя отказаться. От нее нельзя отказаться потому, что она есть часть жизни.

Будет интересно, если мы соберем воедино все преимущества, которые мы получили от войны. Внимательное наблюдение показывает, что все наши совместные усилия и институты - продукты войны. Это зовется кооперацией в конфликте: мы кооперируем, чтобы сражаться. Вместе с исчезновением войны исчезает кооперация.

Поэтому чрезвычайно важно понять Кришну. Кришна не пацифист и не ястреб, он не имеет никакого отношения ни к какому «изму». Фактически, «изм» означает выбор, мы выбираем одну из противоположностей. Кришна - это не «изм». Он говорит, что если хорошее приходит в процессе мира, мы должны приветствовать мир, а если хорошее проистекает из войны, тогда война в равной степени приветствуется. Вы понимаете, что я имею в виду? Кришна говорит -и я говорю то же самое, - что все, что приносит блаженство, благословение и помогает росту религии, приветствуется. Мы должны приветствовать это.

Мы бы не были такими бессильными, если бы наша страна понимала Кришну правильно. Но мы скрыли все наше безобразие за прекрасными словами. Наша трусость прячется за разговорами о ненасилии. Наш страх смерти переодевается в наше противление войне. Но война не прекратится из-за того, что мы отказываемся воевать. Наш отказ просто станет приглашением для других идти войной на нас. Война не исчезнет просто из-за того, что мы отказываемся воевать. Наш отказ просто приведет к нашему рабству. Как раз это на самом деле и произошло.

Ирония в том, что, несмотря на наше противление войне, нас втягивают в войну вновь и вновь. Сначала мы отказываемся сражаться, потом какая-то внешняя сила атакует и оккупирует нашу страну и превращает нас в рабов, потом нас заставляют служить в армии наших хозяев и воевать за них. Войны постоянно развязываются, нас постоянно в них втягивают. Иногда мы сражаемся как солдаты гуннов, потом как турки, монголы и в конце концов как англичане. Вмесго того чтобы сражаться за свою собственную жизнь и свободу, мы сражаемся ради блага наших иностранных правителей и угнетателей. Мы, на самом деле, сражаемся из-за нашего рабства, для того, чтобы продлить наше рабство. Мы проливаем нашу кровь и отдаем жизни ради того, чтобы продлить наше рабство, для того, чтобы продолжать прислуживать. Это печальные последствия всего нашего противления насилию и войне. Но за это в ответе не Махабхарата, не Кришна. В ответе наша нехватка мужества сражаться в другой такой Махабхарате - вот в чем корень всех наших несчастий.

Вот почему я говорю, что, на самом деле, сложно понять Кришну, очень легко понять пацифиста, потому что он выбрал только одну сторону монеты истины. Так же легко понять сторонников войны, таких как Чингисхан, Тамерлан, Гитлер, Муссолини, потому что они верили в войну как в единственную сторону жизни. Пацифисты, такие, как Рассел и Ганди, верят в то, что только мир - правильный путь. И голуби, и ястребы упрощенно относятся к жизни. Кришна полностью отличается и от тех, и от других, вот почему его так трудно понять. Он говорит, что жизнь проходит через обе двери - через дверь мира и через дверь войны. Он говорит, что если человек хочет сохранять мир, у него должна быть сила и способности вести войну и выигрывать в ней. Он утверждает, что для того, чтобы хорошо сражаться в войне, необходимо совершать надлежащие приготовления к миру.

Война и мир - это две стороны жизни, и мы не можем обойтись без этих обеих сторон. Мы будем просто хромыми и будем калеками, если попытаемся обойтись лишь одной ногой из наших двух. Поэтому ястребы, такие, как Гитлер и Муссолини, и голуби, такие, как Ганди и Рассел, - калеки в равной степени, однобоки и бесполезны. Как может человек идти на одной ноге? Тогда невозможно двигаться.

Когда есть такие люди, как Гитлер и Ганди, каждый на одной ноге, мы видим, как они сменяют друг друга, подобно смене моды. На какое-то мгновение Гитлер занимает место в центре, потом появляется Ганди и занимает свое место на сцене. Таким образом, они своего рода пара ног. После того, как Чингисхан, Гитлер и Сталин завершают свою войну и кровопролитие, Ганди и Рассел производят на нас впечатление своими разговорами о мире и ненасилии. Пацифисты владеют вниманием десять, пятнадцать лет - достаточно времени, чтобы утомиться стоять на одной ноге. Тогда возникает необходимость использовать другую ногу. Потом снова появляется ястреб типа Мао, который держит с угрожающим видом ружье в своих руках. Таким образом, спектакль продолжается.

У Кришны работают обе ноги, он не хромой. Я поддерживаю также идею о том, что у человека должны работать обе ноги. Одна для мира, а другая для войны.

Человеку, который не умеет драться, определенно, чего-то не хватает. И человек, который не может драться, не может находиться в совершенном мире. Тот, кто не может находиться в совершенном мире, такой же калека, и вскоре потеряет свое здравомыслие. Беспокойный ум не способен драться, потому что даже когда кто-то дерется, ему необходимо своего рода спокойствие. Поэтому даже с этой точки зрения Кришна будет иметь значение для нашего будущего.

В отношении нашего будущего нам нужно иметь очень решительный и ясный ум. Хотим ли мы пацифистский мир в будущем? Если так, это будет безжизненный и тусклый мир, который невозможен и нежелателен. И никто его не примет таким. Фактически, жизнь продолжается своим путем. В то время, как голуби летают по небу, ястребы продолжают готовиться к войне. И, что касается моды, то пацифисты будут в моде точно так же, как потом им на смену придут сторонники войны. На самом деле, и те, и другие действуют как партнеры в одном и том же деле.

Кришна выступает за объединенную жизнь, за тотальную жизнь, его видение полностью целостное. Если бы мы правильно поняли это видение, нам бы не пришлось сдаваться. Конечно, уровни войны изменяются. Они всегда меняются. Кришна не Чингисхан, он не стремится разрушить других, поранить других. Поэтому уровни войны, определенно, изменяются. И мы можем наблюдать исторически, как уровни войны постоянно меняются с течением времени. Когда людям не нужно сражаться с самим собой, они собираются вместе и начинают сражаться с природой. Удивительно то, что общества, которые развили науку и технологию, принимали участие в войнах. Так происходит потому, что они обладают способностями сражаться. Поэтому тогда, когда они не сражаются друг с другом, они поворачивают свою энергию на то, чтобы сражаться с природой.

После Махабхараты Индия отказалась бороться с природой просто потому, что она отказалась от борьбы. Мы не делали ничего для того, чтобы бороться с наводнениями и засухами или для того, чтобы приручить наши реки и горы, и, в конце концов, мы не смогли развить науку и технологию. Мы можем развить науку, только если мы будем бороться природой. Если человек будет продолжать бороться, то сначала человек обнаружит секреты этой земли благодаря борьбе с природой. Потом он откроет секреты пространства и других планет, сражаясь с природой. Его приключения, его дело никогда не прервется.

Помните, что именно то общество, которое сражалось и выигрывало войны, первым запустило человека на Луну. Мы не смогли сделать этого, пацифисты на это не способны. Луна будет иметь огромное воздействие на войну в будущем. Те, кто владеет Луной, будут владеть этой землей, потому что в грядущей войне они установят свои ракеты на Луне и завоюют эту землю для себя. Эта земля перестанет быть единственным местом сражения. Так называемые войны, которые сейчас происходят, например, между Индией и Пакистаном, не что иное, как место игрищ для того, чтобы занять глупцов. Настоящая война началась на другом плане.

Борьба за Луну в настоящее время имеет глубокое значение. Ее причина отлична от той, которая предстает на первый взгляд. Сила, которая будет контролировать Луну сегодня, завтра станет неуязвимой на этой земле. Никто не сможет бросить ей вызов. Тогда не нужно будет посылать самолеты в другие страны для того, чтобы их бомбардировать. Эта работа будет совершаться проще - прямо с Луны. Они установят свои ракеты прямо на Луне, а боевые головки, которые будут вращаться двадцать четыре часа по своей орбите, направят прямо на землю. Вот как можно будет достать любую страну на этой земле ракетами. Угроза с Луны будет существовать каждый день.

Вот в чем секрет большого соревнования между мировыми державами в борьбе за Луну, в стремлении достичь ее первыми. Вот почему мировые державы тратят огромное количество денег на освоение космоса. Америка потратила порядка двух миллиардов долларов для того, чтобы высадить первого человека на Луну. Это было сделано не для забавы, за этим усилием стояла большая цель. Истинный вопрос заключался в том, кто достигнет Луны первым?

Это соперничество за космос похоже на другое соперничество, которое разгорелось три сотни лет назад, когда страны Европы бросились в Азию. Торговые судна Португалии, Испании, Голландии, Франции и Англии - все плыли по направлению в Азии, потому что оккупация Азии стало очень важной для экспансии европейской мощи. Теперь это уже не имеет такого значения, и поэтому вскоре после второй мировой войны все они оставили Азию. Люди в Азии верили в то, что они завоевали свою свободу благодаря национальному движению независимости, но это лишь половины правды. Другая половина абсолютно отличается от этой.

С точки зрения современной технологии войны, оккупация Азии перестала иметь значение, эта глава истории закрылась навсегда. Теперь началась борьба за завоевание земель, которые расположены далеко от земли. Человек устремил свой взор на далекие звезды, на Луну, Марс и даже дальше. Теперь война будет проходить в безбрежности пространства. Жизнь - это приключение, приключение энергии. Люди, которые бояться пуститься в это приключение из-за недостатка энергии и мужества, в конце концов умрут и исчезнут со сцены. Возможно, мы и есть такие мертвые люди. В этом отношении послание Кришны также представляет собой особую важность. И это важно не только для нас, но для всего мира. С моей точки зрения, Запад достиг точки, с которой ему снова придется участвовать в решительной войне, которая, естественно, будет развязана не на планете Земля. Даже несмотря на то, что содержание принадлежит Земле, сама военная операция будет происходить где-нибудь в другом месте: либо на Луне, либо на Марсе. Теперь нет смысла воевать на Земле. Если бы это происходило здесь, она бы закончилась полным уничтожением обеих сторон. Поэтому в будущем будет великая война, но она будет происходить где-нибудь в другом месте. Каков будет результат?

Мир теперь находится в том же положении, в котором Индия была во времена Махабхараты. Во времена Махабхараты было два лагеря, или два класса. Один класс был совершенными материалистами, они не признавали ничего, кроме тела и материи, не знали ничего, кроме потворства своим чувствам, у них не было никаких представлений о йоге или о духовной дисциплине. Для них не имело значения, есть ли душа или нет, жизнь была простым ристалищем для сумасшедшего потворства чувствам, для эксплуатации других и хищных войн. Жизнь вне чувств не имела для них никакого значения.

Это был как раз тот класс, против которого была развязана война Махабхараты. Кришна был вынужден выступать за эту войну и был вынужден вести ее, потому что это стало необходимостью. Стало необходимым, чтобы силы добра и благости выступили против сил материализма и зла для того, чтобы не ослабеть и не стать бессильными.

Примерно такая же ситуация теперь возникла в мире, и через каких-то двадцать лет мы будем находиться в таком же положении, которое было при Махабхарате. С одной стороны будут все силы материализма, а с другой стороны будут скоплены более слабые силы добра и добродетели.

Доброта страдает от слабости, она стремится держаться подальше от конфликтов и войн. Арджуна в Махабхарате - хороший человек. Слово «Арджуна» на санскрите означает «простой, прямолинейный, чистый». «Арджуна» означает «тот, кто не кривит душой». Арджуна простой и хороший человек, человек с чистым умом и добрым сердцем. Он не хочет вовлекаться ни в какие конфликты и распри, он хочет оставить все это. Кришна еще более простой и хороший. Его простота и хорошие качества не имеют границ. Но его простота и хорошие качества не означают того, что он предается слабости и бегству от реальности. Его стопы крепко стоят на земле, он реалист и не собирается позволять Арджуне убегать с поля битвы.

Возможно, мир снова разделился на два класса, на два лагеря. Это часто происходит тогда, когда приходит решительное мгновение и война становится неизбежной. Такие люди, как Ганди и Рассел, будут тогда бесполезны в том смысле, что они все как Арджуны. Они снова будут говорить, что войны следует избежать любыми способами, что лучше быть убитыми, нежели убивать самому. Снова возникнет необходимость в Кришне, в том, кто может четко сказать, что силы добра должны сражаться, что у них должно быть мужество держать ружье и сражаться в войне. Если доброта сражается, то из этого возникает только добро. Оно не способно никому повредить. Даже если эти силы добра сражаются в войне, то это становится святой войной. Добро не сражается ради самой борьбы, оно сражается только для того, чтобы не дать возможности злу выиграть.

Постепенно мир будет разделен на два лагеря. Один лагерь будет выступать за материализм и все, что из него вытекает, а другой лагерь будет выступать за свободу и демократию, за суверенитет индивидуальности и другие высшие ценности жизни. Но сможет ли лагерь добра снова найти Кришну, который бы повел их в сражение?

Это вполне возможно. Когда состояние дел человека, когда его предназначение приходит к такому мгновению, когда судьбоносное событие становится неизбежным, то же самое предназначение собирает воедино и посылает вперед разум, гений, которые совершенно необходимы для того, чтобы развивать это событие. Тогда нужный человек, Кришна, появляется на горизонте. Судьбоносное событие приносит с собой также решительных людей. Как раз поэтому я говорю, что Кришна имеет огромное значение для будущего.

Бывают мгновения, когда голоса тех, кто хороший, простой, мягкий, не эффективны, потому что люди, склонные к злу, не слушают их, не боятся их, слепо следуя по своему пути. Точно гак же, как хорошие люди боятся, в той же степени плохие люди чувствуют себя смелыми, чувствуют себя по-боевому. В Индии было много таких хороших людей после Махабхараты - таких, как Будда, Махавира. Их доброта была совершенна, она была безгранична. Фактически, это было слишком, настолько, что ум страны дрожал под весом этой добродетели. В результате этого все агрессоры земли направляли свои полчища в Индию.

Ситуация не такова, что одни люди завоевывают других - но некоторые люди приглашают себя завоевать. Вы отвечаете не только тогда, когда обижаете других, но вы также в ответе за то, что другие обижают вас. Если вы ударите кого-то по лицу, ваша ответственность за это деяние составляет только пятьдесят процентов, другие пятьдесят процентов ответственности перекладываются на человека, который пригласил вас, спровоцировал вас ударить его, кто воспринял это пассивно, не ответив вам. Знайте то, что если кто-то ударил вас, половина ответственности лежит на вас, потому что ваша слабость превращается в приглашение для другого, чтобы он вас ударил.

Большой список добродетельных людей, совершенно добродетельных, отвечает за то, что ум Индии ослаб, ограничился. Это стало своего рода приглашением для агрессоров всего мира. Они пришли, отвечая на это приглашение, практически с простыми посохами в руках, и завоевали нас, превратили в рабов. Долгое время они правили над нами и подавляли нас. Когда они ушли, они поступили так по своему собственному желанию, не мы их изгнали. Несчастье в том, что мы так и остались в наших сердцах и умах запуганными, подавленными и слабыми людьми. Мы можем этим снова пригласить каких-то агрессоров, чтобы они снова превратили нас в рабов. Если завтра Мао снова вторгнется в нашу страну, ответственен за это будет не только он. Много лет назад Ленин предсказал, что путь коммунизма в Лондон пройдет через Пекин и Калькутту. Его предсказание, кажется, сбывается. Коммунисты уже появились в Пекине, а шаги коммунистов слышны в Калькутте. До Лондона остается не так далеко. Коммунистам не будет очень сложно достигнуть Калькутты, потому что ум Индии до сих пор трясется, все еще подавлен и погружен в страх. Коммунизм придет, и, приняв его, эта страна иссохнет.

Вот почему я говорю, что Индия должна серьезно подумать о Кришне.

Если бы Кришна жил сегодня, то какую из двух сторон он бы выбрал?

Когда возникают такие кризисы, очень сложно во время конфликтов решить, какую сторону принять. Это было так же непросто во время Махабхараты. Не все люди, которые приняли сторону Кауравов, были плохими, с ними была такая великая душа как Бхишма. Точно также не все те, кто был на стороне Пандавов, кем руководил Кришна, были хорошими, там были и плохие люди. Поэтому в таких вопросах всегда возникают проблемы при принятии решения.

Но некоторые вопросы позволяют принять решение. Почему Дурьодхана сражался? В чем был его мотив развязывать такую войну? Не важно было, были ли те люди, которые приняли его сторону, плохими или хорошими, важно было, каковы были его намерения, его цели, ценности, ради которых он был готов сражаться в войне. И каковы были ценности, из-за которых Кришна вдохновлял сражаться в ней Арджуну, отбросив трусость? Самым важным и решительным вопросом тут была справедливость. Война должна была решить, что такое справедливость и что должно быть сделано. С моей точки зрения, свобода - это справедливость, и отсутствие свободы - это несправедливость. Та группа людей, которая навязывает человеку рабство, несправедлива. На их стороне могут выступать какие-то хорошие люди, но не у всех хороших людей обязательно есть ясность и предвидение. Часто это заблудшие люди, которые не знают о том, что их действия помогают осуществляться несправедливости. Свобода более возвышенна, она наиболее важна, это более насущный вопрос сегодня. Нам нужно общество, мир, в котором свобода человечества может развиваться и расцветать. Нам не хочется того общества, которое будет рушить свободу человека и закует его в кандалы. Это нужно четко понять. Естественно, что люди, которые хотят закабалить других людей, не будут говорить об этом открыто. Они не будут использовать это слово: «рабство». У этого слова плохой запах, оно ненавистно и вызывающе. Они находят такие слова и лозунги, которые делают людей рабами, и они даже не подозревают об этом. Равенство - это такое новое слово, оно полно обмана и хитрости. Таким образом, они переводят на запасной путь вопрос о свободе и вместо этого кричат о равенстве. Они говорят, что выступают за равенство одного человека по отношению к другому. Они спорят за то, что равенство - это основа, и что свобода невозможна без равенства. Этот аргумент направлен ко многим тем, кто считает, что без равенства свобода невозможна. Потом они соглашаются с тем, чтобы отказаться от свободы ради равенства. И это очень странная логика - что равенство необходимо для того, чтобы пришла свобода. Этой свободой нужно пожертвовать ради равенства. Истина в том, что если свобода утрачена, ее уже невозможно вернуть. Кто будет ее возвращать?

Вы все здесь слушаете меня. Я говорю вам, что для того, чтобы всем вам стать свободными, вас нужно сначала заковать в кандалы. До тех пор, пока вас не закуют в кандалы, вас невозможно сделать равными. У кого-то может быть больше голова, чем у другого, у кого-то могут быть длиннее руки, а у кого-то могут быть длиннее ноги, - их нужно отрезать, чтобы сделать равными по размеру. Эта болезненная операция будет невозможной до тех пор, пока вас сначала не лишат вашей свободы. Это звучит очень логично.

Но люди забывают о том, что тот человек, который сделает их всех равными, сам по себе останется в неравном положении по отношению к ним: он останется вне их всех. На его ногах не будет кандалов, кроме того, в его руках будет ружье. Теперь вы можете хорошо представить себе ситуацию, общество, в котором большинство людей находятся в кандалах, искалеченные и больные, а горстка людей свободны и могущественны, сосредоточив в своих руках все инструменты подавления и угнетения. Что вы можете сделать в такой ситуации? Маркс считал, что для того, чтобы достигнуть равенства в обществе, сначала нужно подавить политическую свободу, разрушить индивидуальную свободу и установить диктатуру. Он думал, что после достижения равенства люди обретут свободу. Но неужели вы думаете, что те люди, которые сосредоточили в своих руках такую власть, дадут вам когда-нибудь такую свободу? Мы не видим ни одного такого примера в тех странах, в которых был произведен такой эксперимент. Фактически, чем больше возрастает сила таких людей, правителей и групп и чем больше людей, которыми управляют и которые подавляются и угнетаются, тем меньше остается надежды на свободу. Тогда сложно даже поднять вопрос о свободе. Никто не осмеливается задавать вопросов о свободе, высказывать свои мысли, меньше решается возражать и восставать против тирании.

Под именем равенства и, прикрываясь им, разрушается свобода. Когда она однажды разрушена, будет практически невозможно вернуть ее обратно, потому что те, кто разрушает свободу, будут следить за тем, чтобы возможность ее восстановления в будущем была также разрушена.

Второе: вам нужно помнить о том, что свобода - это совершенно естественное явление, которым должен обладать каждый, - но не равенство. Равенство и неестественно, и невозможно. Концепция равенства не психологична, все люди не могут быть равными. Они не равны, они, в основном, не равны, но свобода необходима. Каждый должен быть свободным быть тем, кто он есть и кем должен быть.

У каждого должна быть полная свобода и возможность быть самим собой.

С моей точки зрения, Кришна выступает на стороне свободы, он не может выступать за равенство. Если есть свобода, то возможно, что равенства не будет. Я не говорю, что вместе со свободой придет равенство, я просто говорю, что равенство не зависит от этого. Но если равенство навязывается людям, то их свобода будет сокращаться и исчезнет. Все, что навязывается при помощи применения силы, есть синоним рабства.

Поэтому, в основном, это вопрос приоритетов. С моей точки зрения, индивидуальность - это высшая ценность. Поэтому свобода индивидуальности - это высшее проявление.

Лагерь зла всегда выступал против индивидуальности и в пользу группы людей, в пользу коллективизма. С точки зрения зла индивидуальность не представляет собой ценности, и для этого есть веская причина. Человек - это бунтарь, в нем есть семена революции. Вы будете удивлены, узнав, что если вы хотите сделать какое-то плохое действие, то вы обнаружите, что это проще сделать в группе, нежели индивидуально.

Очень тяжело одному индуисту зажечь мечеть, но толпа индуистов может сделать это просто шутя. Один мусульманин не сможет воткнуть нож в грудь ребенка из семьи индуистов, но толпа мусульман может сделать это без малейших угрызений совести. Фактически, чем больше толпа, тем меньше у нее душа. Чувство ответственности создает основу души. Когда я иду ткнуть кого-то в грудь ножом, моя совесть упрекает меня. Она говорит: «Что ты делаешь?» Но моя душа не чувствует угрызений совести тогда, когда я в толпе безжалостно убиваю людей и сжигаю их собственность. Потом я говорю, что это сделал не я, но люди, индуисты или мусульмане, а я просто находился в их компании; завтра я уже не буду чувствовать индивидуальной ответственности за это. Зло всегда стремится привлекать толпу, оно зависит от толпы. Зло стремится разрушить индивидуальность, потому что оно воспринимает ее как колючку в своем теле. Оно стремится к тому, чтобы толпа развивалась и росла. Добро, наоборот, принимает индивидуальность и хочет, чтобы она развивалась до своего пика, и одновременно с этим оно хочет, чтобы толпа постепенно исчезла со сцены. Добро выступает за общество индивидуальностей, свободных людей. Отдельные люди, конечно, связаны друг с другом, но тогда это будет общество, а не толпа, не стадо.

Это нужно понять правильно. Только свободные люди составляют общество; там, где отрицается суверенитет индивидуальности, общество превращается в стадо, в толпу. Вот чем отличается общество от толпы. Общество - это другое имя для взаимодействия индивидуальностей, союз индивидуальностей, но индивидуальности должны быть там, это основа общества.

Когда индивидуальность свободно входит во взаимоотношения с другой индивидуальностью, они составляют общество. Поэтому внутри тюрьмы не может быть общества, в тюрьме может быть только толпа, сообщество безликих людей. Заключенные тоже взаимодействуют друг с другом, обмениваются друг с другом приветствиями и подарками. Но они, определенно, не есть общество. Они просто собрались вместе и вынуждены жить в четырех стенах тюрьмы, это не есть их свободный выбор.

Вот почему я говорю, что Кришна выберет ту сторону, на которой будет предоставлена свобода и суверенитет личности, где будут отдавать предпочтение религии и поиску неизвестного. Потому что никогда не происходит так, что одна сторона получает все эти возможности, а другая полностью лишена их. Нет никогда такого четкого разделения между добром и злом, даже в случае битвы между Рамой и Раваной. Даже в Раване есть немного Рамы и в Раме есть немного Раваны. У Кауравов есть также какие-то достоинства Пандавов, а у Пандавов есть какие-то пороки, свойственные Кауравам. Даже у самого хорошего человека на земле есть какие-то недостатки. И все мы несем немного хорошего, что есть в нем. Поэтому всегда это есть лишь вопрос пропорций и преобладания одного над другим.

Поэтому свобода, религия, индивидуальность и душа - это ценности, с которыми бок о бок идет разум добра.

 

 

Date: 2015-07-10; view: 249; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию