Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушениями поведения





(ФОРМА 1-2)

Институт исследований поведения ребенка (Сан-Диего, Калифорния, США)

1. «Диагностический лист (Форма Е-2)» предназначается для
того, чтобы отличить случаи раннего детского аутизма (РДА,
известного также как «классический аутизм», или «синдром
Каннера») от более широкого спектра нарушений, именуе­
мых «аутистическими», «аутизмоподобными», «детской ши­
зофренией» и т. д. Лишь около десяти процентов детей, чье
состояние в широком смысле именуется «аутичным» или
«аутизмоподобным», могут считаться имеющими синдром
РДА, описанный Лео Каннером в 1943 г.

2. «Форма Е-2» заполняется родителями ребенка. Поскольку
многие образцы поведения у детей с аутизмом и другими
похожими нарушениями развития существенно изменяются
после пяти лет, все вопросы «Формы Е-2» относятся к пове­
дению, медицинской истории и т. д. ребенка от рождения до
шести лет. Его поведение после шести лет гораздо менее
диагностично.


 

3. «Форма Е-2» предназначена для идентификации РДА прежде
всего в целях биологических исследований, т. е. исследований
в области биохимии, цитогенетики, электроэнцефалографии,
лекарственной медицины и т. д. В биологических исследова­
ниях чрезвычайно важно знать точный диагноз ребенка.
Отличение синдрома Каннера от других аутистических синд­
ромов представляет интерес прежде всего для специалистов,
поскольку между синдромом Каннера и другими типами
аутизма обнаружены различия в метаболизме [см. 1, 2, 4].

4. «Форма Е-2» не предназначена для того, чтобы ограничить
выбор для ребенка той или иной образовательной или реаби­
литационной программы в зависимости от наличия или
отсутствия у него аутизма. Специальное обучение полезно
практически всем детям, описываемым как аутичные, имею­
щие в анамнезе шизофрению и т. д. Таким образом, «Форма
Е-2» не дает точных критериев в решении вопроса о том,
подходит ли ребенку какая-либо из школьных программ.

5. К февралю 1980 г. Институт исследований поведения ребен­
ка получил заполненные диагностические листы на более
чем 6700 детей из 40 стран. Большинство листов присланы
непосредственно родителями, помогавшими нам в проводи­
мом исследовании. Остальные получены от сотрудничающих
с нами профессионалов, которым мы высылали итоговые
результаты, подсчитанные по представленным ими заполнен­
ным формам.

6. Расчет по «Форме Е-2» ведется по аналогии с тестом [3]. За
каждый ответ, указывающий на наличие того или иного
признака или симптома РДА, при подсчете очков прибавля­
ется один плюс (+), а за каждый ответ, указывающий на
отсутствие симптома РДА, — один минус (-). Разница между
количеством плюсов и количеством минусов составляет
общий результат. На основе полученных данных определя­
ются значения по трем шкалам:

а) шкала аутистичного поведения — указывает, в какой
степени поведение ребенка соответствует типичному пове­
дению ребенка с классическим аутизмом. Диапазон воз­
можных значений — от -35 до +40;

б) речевая шкала — указывает, насколько речь ребенка соот­
ветствует типичной речи ребенка с классическим аутиз­
мом. Оценки от +6 и выше свидетельствуют, что речь


 




 



ребенка развивается по каннеровскому типу. Неговорящие дети (около половины всех аутичных детей не говорят) показывают околонулевой результат. Диапазон возможных значений — от -10 до +14;

в) обобщенная шкала — указывает на вероятное наличие классического аутизма. Численные значения подсчитыва-ются как сумма очков по поведенческой и речевой шка­лам. Сумма более +20 позволяет предположить, что у ребенка классический РДА. Лишь около 10% детей, назы­ваемых аутичными, набирают более +20. Некоторые иссле­дования свидетельствуют, что дети, которые набрали более +20, отличаются по биохимическим показателям от остальных детей. Именно для облегчения подобных иссле­дований и был создан «Диагностический лист. Форма Е-2». Диапазон возможных значений по данной шкале — от -40 до +45. Близкий к нулю или отрицательный результат означает, что речь и поведение ребенка не по­хожи на классический РДА. Это не означает, что ребенка нельзя назвать аутичным в обычном смысле слова или что ему не подходит школьная программа, разработанная для аутичных детей.

7. В будущем, если найдутся необходимые ресурсы, мы плани­руем начать развернутый компьютерный анализ банка дан­ных по «Форме Е-2» с целью обеспечить более детальную информацию^ каждом ребенке, на которого была заполнена и передана в наш институт «Форма Е-2». Мы надеемся, что «продвинутая» компьютерная программа распознавания образов (несколько таких программ уже изучаются) позволит нам классифицировать остальные 90% «аутичных» детей — тех, что не укладываются в картину классического синдрома Каннера, — и выделить небольшие, но значимые однород­ные группы для дальнейших биологически ориентированных исследований. Такая группировка призвана помочь ученым в их будущей деятельности. По окончании работы наш инсти­тут сообщит о результатах исследований всем родителям и профессионалам, любезно приславшим нам диагностические листы.


Литература

1. Boullin D., Coleman M., O'Brien R. Abnormalities in Platelet 5-
Hydroxytryptamine Efflux in Patients With Infantile Autism //
Nature. - 1970. - Vol. 226. - P. 371-372.

2. Boullin D., Coleman M., O'Brien R., Rimland B. Laboratory
Prediction of Infantile Autism Based on 5-Hydroxytryptamine
Efflux from Blood Platelets and Their Correlation With the
Rimland E-2 Score // J. of Autism and Childhood Schizophre­
nia. — 1971. — Vol. 1. — P. 63-71.

3. Rimland B. The Differentiation of Childhood Psychoes: An Anal­
ysis of Checklists for 2,218 Psychotic Children // J. of Autism
and Childhood Schizophrenia. - 1971. - Vol. 1. - P. 161-174.

4. Rimland B. Platelet Uptake and Efflux of Serotonin in Subtypes
of Psychotic Children // J. of Autism and Childhood Schizophre­
nia. - 1976. - Vol. 6. - P. 379-382.


 




Публикация № 38 Института исследований поведения ребенка

Февраль 1980 г.

Диагностический лист для ребенка

с нарушениями поведения

(Форма Е-2)


Нам очень поможет, если вы сообщите на отдельном листе любые важные, на ваш взгляд, сведения о ребенке, его бра­тьях и сестрах. (Например: близнецы, живые или умершие; проблемы в поведении; уровень IQ, если он вам известен).

ОТМЕЧАЙТЕ СВОЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА ЗНАКОМ «X». НА ОДИН ВОПРОС ВЫ ДОЛЖНЫ ДАТЬ ТОЛЬКО ОДИН ОТВЕТ. НЕ ПРОПУСКАЙТЕ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ. ПОДПУНКТЫ ВНУТРИ ВОПРОСОВ (НЕПРОНУМЕРО­ВАННЫЕ) МОГУТ БЫТЬ ПРОПУЩЕНЫ.


 


(До свадьбы)

Обследовался ли ребенок раньше?_

Если да, то каков был диагноз?

Кем поставлен?________________

Когда? _

Инструкция. Этот вопросник служит для сбора информации, предназначенной для исследования причин и типов наруше­ния поведения у детей. Пожалуйста, выберите для каждого вопроса один наиболее подходящий вариант. Если вы хотите что-то уточнить или добавить, пишите свое замечание справа от вопроса, если есть место; другой вариант — обведите номер вопроса кружком, поставьте тот же номер на обороте вопросника и напишите свой комментарий там. Мы с инте­ресом прочтем ваши дополнения, но даже в этих случаях отмечайте, пожалуйста, один из предложенных вариантов ответа. Помните, что вы должны выбрать только один ответ, и отмечайте его знаком «х».1


1. Возраст ребенка:

х 1. До трех лет1

_______ 2. От 3 до 4 лет

_______ 3. От 4 до 5 лет

_______ 4. От 5 до 6 лет*

_______ 5. Более 6 лет (Возраст:___ лет)*

* Примечание. Опросный лист предназначен главным образом для детей от 3 до 5 лет. Если ребенку больше 5 лет, старай­тесь заполнять вопросник, основываясь на воспоминаниях о его поведении.

2. Пол ребенка:

_______ 1. Мальчик

х 2. Девочка

3. Какой ребенок по порядку рождения и количество других

детей у матери:

_______ 1. Единственный ребенок


 


1 Далее анкета приведена в виде, заполненном применительно к автору книги. В первой части анкеты заполнение производилось простанов­кой знака «х» и сопровождалось рукописными замечаниями. В нашем издании эти замечания набраны увеличенным курсивом и помешены после вопроса или подвопроса, к которому они относятся. Во второй части вопросника проставленные при заполнении цифры также выде­лены увеличенным курсивом. Зачеркивание и подчеркивание отсут­ствовали в первоначальном тексте вопросника и отражают его заполне­ние. — Прим. перев.


_х__ 2. Первый из 4 детей

____ 3. Последний из детей

1 Судя по заполнению анкеты, одни ответы относятся к периоду, когда Темпл было меньше трех лет (пп. 1, 60, 61), а другие — к возрасту, когда она была уже старше (пп. 3, 59, 63-65 и др.). — Прим. ред.-консульт.


 




4. Средний;

детей старше и детей

младше этого ребенка

_______ 5. Приемный ребенок / Не знаю

4. Беременность и роды:

х 1. Беременность и роды прошли нормально

_______ 2. Проблемы во время как беременности, так и

родов

_______ 3. Проблемы во время беременности, роды нор­
мальные

_______ 4. Проблемы во время родов, беременность нор­
мальная

____ 5. Не знаю

5. Преждевременные роды (вес менее 5 фунтов1)

_______ 1. Да (около ____ недель раньше срока; вес

фунтов)

х 2. Нет
___ 3. Не знаю

6. Получал ли ребенок в первую неделю кислород?

_______ 1.Да

х 2. Нет
_______ 3. Не знаю

7. Внешний вид ребенка в первые несколько недель после рож-

дения:

_______ 1. Бледный и хрупкий на вид

_______ 2. Необычно здоровый на вид

х 3. Обычный / Не знаю / Другое

8. Необычные условия рождения и младенчества (отметьте толь-

ко один вариант):

1 фунт равен 0,4536 кг. — Прим. перев.


1. Необычные условия: (Укажите, какие именно:

повы­ другое
; асфиксия желтуха

слепота___; церебральный паралич__; родовая

травма

_; судороги
шенная температура
___)

(однояйцовых___; раз-

2. Один из близнецов _
нояйцовых___)

3. То и другое

4. Нет / Не знаю

9. Здоровье ребенка в первые 3 месяца:

х 1. Отличное здоровье, без проблем

2. Заболевания дыхательных путей (частые инфек-

ции

; другое___)

инфекция

_______ 3. Кожные заболевания (сыпь ____

___; аллергия___; другое___)

_______ 4. Трудности с кормлением (приучение к груди

___; колики____; срыгивание____; другое___)

_______ 5. Выделительная система (понос ____; запор

___; другое___)

_______ 6. Несколько из вышеперечисленного (укажите,

что именно: 2._____; 3._____; 4._____; 5.____;

6.___)

10. Делали ли ребенку электроэнцефалограмму?

х 1. Да, результаты нормальные

_______ 2. Да, пограничные результаты

_______ 3. Да, ненормальные результаты

_______ 4. Нет / Не знаю / Не знаю результатов

11. Реагировал ли ребенок в первый год жизни на яркий свет,
яркие цвета, необычные звуки и т. д.?

_______ 1. Необычно сильная реакция (удовольствие ___,

неудовольствие__)

_______ 2. Необычно слабая реакция


 




х 3. Обычная реакция / Не знаю

12. Нормально ли вел себя ребенок в период, предшествующий развитию ненормального поведения?

_______ 1. Периода нормального поведения не было

_х__ 2. Нормальное поведение до шести месяцев

____ 3. Нормальное поведение в первый год

____ 4. Нормальное поведение первые полтора года

____ 5. Нормальное поведение первые два года

____ 6. Нормальное поведение первые три года

____ 7. Нормальное поведение первые 4-5 лет

13. (Возраст 4-8 месяцев.) Тянулся ли ребенок к матери либо как-то иначе готовился, когда мать собиралась взять его на руки?

_______ 1. Да / Кажется, да

_______ 2. Нет / Кажется, нет

х 3. Определенно нет
_______ 4. Не знаю

14. Качался ли pe6qHOK в кроватке?

_______ 1. Да, часто

_______ 2. Да, иногда

_______ 3. Нет или очень редко

х 4. Не знаю

15. В каком возрасте ребенок пошел самостоятельно?

_______ 1. 8-12 месяцев

х 2. 13-15 месяцев

_______ 3. 16-18 месяцев

_______ 4. 19-24 месяца

______ 5. 25-36 месяцев

_______ 6. 37 месяцев / Позже / Не ходит самостоятельно


16. Каким был переход от ползанья к ходьбе?

х 1. Нормальный переход

_______ 2. Почти или совсем не/ ползал, постепенно нау­
чился ходить

_______ 3. Почти или совсем не ползал, неожиданно начал

ходить

_______ 4. Долго ползал, неожиданно начал ходить

_______ 5. Долго ползал, постепенно научился ходить

_______ 6. Другое / Не знаю

17. Казался ли ребенок в первый год жизни необычно сообрази­
тельным?

_______ 1. Проявлял высокий интеллект

х 2. Проявлял средний интеллект
_______ 3. Казался немного туповатым

18. Любил ли сидеть на руках в первые два года жизни?

_______ 1. Очень любил, когда его брали на руки

_______ 2. На руках был вял и пассивен

х 3. Соглашался сидеть на руках, только когда ему самому этого хотелось и в том положении, кото­рое ему нравилось

_______ 4. Был заметно напряжен, не хотел идти на руки

_______ 5. Не знаю

19. Подражал ли другим в первые три года жизни?

_______ 1. Да, махал ручкой на прощание

_______ 2. Да, играл в «ладушки»

_______ 3. Да, другое

_______ 4. Два или более вариантов из числа вышепере­
численных (какие именно? 1.___, 2.___, 3.____)

х 5. Нет / Уверенно сказать нельзя

20. Проявлял ли необычно хорошую память до трех лет?


 




1. Память на песни, мелодии, телевизионную рек­
ламу и т. д. (воспроизводил словами)

2. Память на песни, музыку (воспроизводил без
слов)

3. Память на имена, места, маршруты и т. д.

_х__ 4. Не проявлял необычно хорошей памяти

____ 5. Скорее плохая память

____ 6. 1 и 3 вместе

7. 2 и 3 вместе

21. Подозревали ли вы когда-либо, что ребенок плохо слышит?

х 1. Да
_______ 2. Нет

22. (Возраст 2-4 года.) Бывает, что ребенок «глух» к одним зву­
кам, но воспринимает другие?

х 1. Да, «глух» к громким звукам, но воспринимает тихие

_______ 2. Нет, неверно

23. (Возраст 2-4 года.) Держит ли ребенок руки в странном положении? '

х 1. Да — иногда или часто
______ 2. Нет

24. (Возраст 2-4 года.) Качается ли ребенок подолгу и ритмично (например, на игрушечной лошадке, в кресле-качалке или на качелях), подпрыгивает ли на диванных подушках и т. д.?

х 1. Да, это типичное поведение

_______ 2. Редко

_______ 3. Никогда

25. (Возраст 2-4 года.) Бывает ли, что ребенок смотрит «сквозь» людей или пытается пройти «сквозь» человека, как будто его не видит?

х 1. Да, часто


 

2. Кажется, да

3. Нет

26. (Возраст 2-5 лет.) Есть ли у ребенка необычные пристрастия в еде? Берет ли он в рот странные вещи?

_______ 1. Да, любит соль и все соленое

_______ 2. Да, часто берет в рот металлические предметы

_______ 3. Да, другое (____)

_______ 4. Да, несколько из вышеперечисленного (что

именно?___)

х 5. Нет / Уверенно сказать нельзя

27. (Возраст 2-4 года.) Есть ли у ребенка странные привычки и капризы в еде: например, он отказывается пить из прозрач­ных сосудов, ест только горячее (или только холодное), ест только одно или два блюда и т. д.?

_______ 1. Да

_х__ 2. Нет / Не выходит за пределы нормы

3. Не знаю

28. Замечали ли вы, что в возрасте 3-4 лет ребенок часто «замы­кался в себе», «уходил в свой внутренний мир» так глубоко, что до него невозможно было достучаться?

х 1. Да, совершенно верное описание

_______ 2. Разве что время от времени

_______ 3. Неверно

29. (Возраст 2-5 лет.) Ласков ли ваш ребенок?
_______ 1. Да, любит ласкаться ко взрослым

_______ 2. Даже слишком (любит, чтобы его брали на ру­
ки)

х 3. Нет, застывает и сопротивляется, когда его бе­рут на руки

4. Не знаю


 



 



30. (Возраст 3-5 лет.) Бывает ли, что ребенок намеренно бьет
себя по голове?

х 1. Никогда / Редко

_______ 2. Да, шлепает себя по голове рукой

_______ 3. Да, бьется о чужие ноги или голову

_______ 4. Да, бьется головой об пол, стены, мебель и т. д.

_______ 5. Несколько из вышеперечисленного (что имен­
но? 2. ___; 3.____; 4.____)

31. (Возраст 3-5 лет.) Насколько физически скоординирован
ваш ребенок (хорошо ли ходит, бегает, лазает, держит равно­
весие)?

_______ 1. Необычно ловок и грациозен

х 2. В пределах обычного
_______ 3. Плохо, ниже обычной нормы

32. (Возраст 3-5 лет.) Бывает ли, что ребенок вертится, как вол­
чок?

_______ 1. Да, часто

х 2. Да, иногда

_______ 3. Да* если начать его вертеть

_______ 4. Нет, не проявляет такой тенденции

33. (Возраст 3-5 лет.) Насколько умел ребенок в тонкой работе
или игре с мелкими предметами?

х 1. Необыкновенно умел

_______ 2. На уровне своего возраста

_______ 3. Несколько неуклюж / Очень неуклюж

_______ 4. Не знаю


35. (Возраст 3-5 лет.) Проявляет ли ребенок необыкновенные (для своего возраста) способности в следующем:

_______ 1. Собирание головоломок

_______ 2. Арифметические вычисления

_______ 3. Безошибочно указывает, каким днем недели бу­
дет то или иное число

_______ 4. Совершенный музыкальный слух

_______ 5. Прекрасно бросает / Ловит мяч

х 6. Другое (рисование, ручная работа)

_______ 7. Несколько из вышеперечисленного (что имен­
но?___)

_______ 8. Нет необычных умений / Уверенно сказать

нельзя

36. (Возраст 3-5 лет.) Бывает ли, что ребенок прыгает от полу­чаемого удовольствия?

_______ 1. Да, это типичное поведение

_______ 2. Нет или редко

37. (Возраст 3-5 лет.) Бывает ли, что ребенок выстраивает пред­меты в ряд с абсолютно одинаковыми расстояниями между ними и требует, чтобы этот порядок не нарушался?

_______ 1. Нет

х 2. Да
_______ 3. Уверенно сказать нельзя

38. (Возраст 3-5 лет.) Бывает ли, что ребенок отказывается пользоваться руками в течение длительного времени?

_______ 1.Да

х 2. Нет


 


34. (Возраст 3-5 лет.) Любит ли ребенок вертеть монеты, кры­шечки от бутылок или подносы?

х 1. Да, часто и подолгу
_______ 2. Очень редко или никогда


39. Был ли период до 5 лет, когда ребенок настойчиво требовал включать музыкальные записи?

_______ 1. Да, но любил только определенные записи

_______ 2. Да, слушал почти все подряд


 




_______ 3. Любил слушать музыку, но не настаивал на

этом

х 4. Не проявлял особого интереса к музыкальным записям

40. (Возраст 3-5 лет.) Насколько ребенок интересуется механи­ческими устройствами, такими, как плита или пылесос?

_______ 1. Нет / Мало

______ 2. Интерес в пределах обыкновенного

х 3. Обожает механизмы

41. (Возраст 3-5 лет.) Как обычно реагирует ребенок, если его прерывают посреди какого-либо занятия?

_______ 1. Не расстраивается / Расстраивается очень редко

х 2. Иногда расстраивается, но не слишком сильно
_______ 3. Чаще всего очень расстраивается

42. (Возраст 3-5 лет.) С готовностью ли ребенок принимает но­
вую одежду (ботинки, пальто и т. д.)?

_______ 1. Всегда сопротивляется новой одежде

х 2. Не возражает / Радуется новым вещам

43. (Возраст 3-5 лёт.) Ребенок расстраивается при виде «непо­
рядка» (например, трещины на стене, пятна на ковре, накло­
нившихся книг на полке, сломанного поручня у кресла,
трубки, которую кто-то держит и не курит и т. д.)?

_______ 1. Не особенно

х 2. Да, такие вещи его очень расстраивают
_______ 3. Уверенно сказать нельзя

44. (Возраст 3-5 лет.) Разрабатывает ли ребенок сложные ритуа­
лы (например, укладывает кукол в постель в определенном
порядке, ходит всегда по одному и тому же маршруту, одева­
ется по раз навсегда установленному образцу, настаивает,
чтобы в определенных ситуациях произносились одни и те
же слова) и сильно ли расстраивается, когда этот порядок
нарушается?

_______ 1. Да, именно так


_х__ 2. Уверенно сказать нельзя

3. Нет

45. (Возраст 3-5 лет.) Сильно ли расстраивается ребенок, когда изменяется привычное расположение вещей (например, иначе расставляются мебель или игрушки; дверь, которая должна быть всегда открыта, оказывается закрытой, и т. д.)?

_______ 1. Нет

_______ 2. Да, именно так

х 3. Разве что иногда

46. (Возраст 3-5 лет.) Разрушительно ли поведение ребенка?

х 1. Да, это проблема для нас

_______ 2. Бывает, но в приемлемых пределах и ненаме­
ренно

_______ 3. Явно выраженной разрушительности нет

47. (Возраст 3-5 лет.) Ребенок необычно легко идет на физичес­
кий контакт (послушно следует туда, куда его ведут, «тает» у
вас на руках)?

_______ 1. Да

_______ 2. Нормален в этом отношении

х 3. Определенно нет

48. (Возраст 3-5 лет.) Какое описание или комбинация описа­ний наиболее подходят к вашему ребенку?

_______ 1. Гиперактивен, постоянно в движении, быстро

переключается с одного занятия на другое

_______ 2. Часами тихо смотрит телевизор

_______ 3. Сидит подолгу, уставившись в пространство,

или без видимой цели совершает стереотипные действия с предметами

_______ 4. Комбинация 1 и 2

_______ 5. Комбинация 2 и 3

х 6. Комбинация 1 и 3


 




49. (Возраст 2™5 лет. 1—3 года.) Стремится ли ребенок к тому, чтобы нравиться окружающим?

_______ 1. Да, необыкновенно сильно

_______ 2. Да, как все дети

* 3. Равнодушен к этому, счастлив, когда его оставляют в покое

50. (Возраст 3-5 лет.) Чувствителен ли ребенок, проявляет ли
любовь к близким?

х 1. Чувствителен к критике, проявляет любовь к близким

______ 2. Чувствителен к критике, не проявляет любви к

близким

______ 3. Нечувствителен к критике, проявляет любовь к

близким

_______ 4. Нечувствителен к критике, не проявляет любви

к близким

51. (Возраст 3-5 лет.) Возможно ли привлечь внимание ребенка
к отдаленному объекту или объекту за окном?

х 1. Да, нет проблем

_______ 2. Редко замечает отдаленные предметы

_______ 3. Исследует предметы только на ощупь и на вкус

52. (Возраст 3-5 лет.) Находят ли окружающие ребенка привле­кательным?

х 1. Да, считают очень милым

_______ 2. Считают обычным

_______ 3. Считают непривлекательным

53. (Возраст 3-5 лет.) Разговаривая с другими, смотрит ли ребе­нок им в глаза (встречается ли взглядом)?

х 1. Редко / Никогда

_______ 2. Только с родителями

_______ 3. Обычно да


54. (Возраст 3-5 лет.) Использует ли ребенок руку взрослого как инструмент (чтобы открыть дверь, взять пирожное, включить телевизор и т. д.)?

х 1. Да, типичное поведение

_______ 2. Бывает, но скорее редко

3. Нет

55. (Возраст 3-5 лет.) Какой набор прилагательных лучше харак­
теризует ребенка?

х 1. Растерянный; озабоченный; обеспокоенный; за­висимый

_______ 2. Беззаботный; равнодушный; довольный собой;

отстраненный

56. (Возраст 3-5 лет.) Отличается ли ребенок необычной пугли­
востью?

_______ 1. Боится незнакомцев и определенных людей

х 2. Боится определенных животных, шумов и пред­метов

_______ 3. 1 и 2

_______ 4. Пуглив в пределах нормы

х 5. Кажется необычно смелым и бесстрашным Если ее что-то очень интересует

_______ 6. Не замечает пугающих объектов или не обра­
щает на них внимания

57. (Возраст 3-5 лет.) Падает ли ребенок и ушибается ли, когда
бегает или лазает?

_______ 1. Постоянно

_______ 2. В пределах нормы

_______ 3. Старается избегать ситуаций, в которых можно

упасть

х 4. Активно бегает, лазает и т. д. и при этом уди­вительным образом остается невредимым Совер­шенно верно!


 




58. (Возраст 3-5 лет.) Возникает ли проблема с тем, что ребенок бьет, щиплет, кусает или иным способом причиняет вред се­бе либо другим?

_______ 1. Да, но вред причиняет только себе

х 2. Да, но вред причиняет только другим Чаще всего в гневе; плохо обращается с мелкими животными

_______ 3. Да, и себе, и другим

_______ 4. Нет (это не составляет проблемы)

59. В каком возрасте ребенок произнес первые слова (даже если потом перестал говорить)?

_______ 1. Никогда не использовал слов

_______ 2. 8-12 месяцев

_______ 3. 13-15 месяцев

_______ 4. 16-24 месяца

_______ 5. 2-3 года

_х__ 6. 3-4 года

____ 7. После 4 лет

8. Не знаю

59а. Напишите ниже первые шесть слов ребенка (насколько вы
их помните):______________________________________

60. (До 5 лет.) Бывало ли такое, что ребенок начал говорить, но затем замолчал на неделю или более?

_______ 1. Да, но позже заговорил снова (в каком возрасте

замолчал? __; продолжительность молчания

_______ 2. Да, и потом так и не заговорил (в каком воз­
расте замолчал?__)

х 3. Нет, продолжал разговаривать / Не разговари­вал вообще

61. (До 5 лет.) Бывало ли такое, что ребенок начал говорить, но затем на неделю или более перешел на шепот?


_______ 1. Да, но позже снова заговорил нормально (в ка­
ком возрасте перешел на шепот?___; продолжи­
тельность этого периода__)

_______ 2. Да, и с тех пор только шепчет (в каком возрас­
те перешел на шепот?___)

_______ 3. Сейчас не разговаривает даже шепотом (в ка­
ком возрасте прекратил разговаривать? ____; в

каком возрасте прекратил шептать?__)

х 4. Нет, как начал говорить, так и продолжал / Не разговаривал вообще

62. (Возраст 1—5 лет.) Насколько хорошо ребенок произносил
первые слова, когда учился говорить? Насколько хорошо
произносил трудные слова в возрасте от 3 до 5 лет?

_______ 1. Речь слишком слабо развита, чтобы об этом су­
дить / Другой ответ

_______ 2. Обычное или плохое произношение первых

слов (например, картавость), дефекты произно­шения от 3 до 5 лет

_______ 3. Обычное или плохое произношение первых

слов, необычно хорошее — в возрасте от 3 до 5 лет

_______ 4. Необычно хорошее произношение первых

слов, дефекты произношения в возрасте от 3 до 5 лет

_______ 5. Необычно хорошее произношение первых слов,

то же в возрасте от 3 до 5 лет

63. (Возраст 3-5 лет.) Соответствует ли словарь ребенка (коли­
чество предметов, которые он может назвать или указать) его
способности общаться (отвечать на вопросы или что-то рас­
сказывать)?

_______ 1. Может показать многие предметы, которые мы

называем, но не разговаривает и не общается

_______ 2. Может правильно назвать многие предметы, но

не общается


 




_х__ 3. Способность к общению очень хорошая — при­
мерно такая, какой и следовало ожидать исходя
из количества знакомых слов

____ 4. Не использует или не понимает слов

64. Произнося первые фразы, удивил ли вас ребенок использо­ванием слов, которые он не говорил раньше?

_______ 1. Да (примеры____)

____ 2. Нет

____ 3. Уверенно сказать нельзя

_______ 4. Слишком мало говорил, чтобы дать определен­
ный ответ

65. Как ребенок называл себя при первых попытках заговорить?

_______ 1. «(Джон) упал» / «Малыш (мальчик) упал»

х 2. «Я упал(а)»

_______ 3. «(Он, его, она, ее) упал(а)»

_______ 4. «Ты упал(а)»

_______ 5. Комбинация 1, 2 и/или 3

______ 6. Комбинация 1 и 4

_______ 7. Не говорит / Слишком мало говорил, чтобы

дать определенный ответ

66. (Возраст 3-5 лет.) Повторяет ли ребенок слышанные в прошлом фразы или словосочетания (возможно, без выраже­ния, «как попугай»), не имеющие никакого отношения к происходящему вокруг?

_______ 1. Да, и произносит их обычным голосом

_______ 2. Да, и произносит их необычным голосом

_______ 3. Уверенно сказать нельзя

4. Нет

_х__ 5. Слишком мало говорит, чтобы дать определен­
ный ответ


67. (До 5 лет. К 5 годам.) Может ли ребенок ответить на про­
стой вопрос типа: «Как тебя зовут?», «Почему мама отшлепа­
ла Билли?»

х 1. Да, правильно отвечает на такие вопросы

_______ 2. Нет, использует речь, но не может ответить на

вопрос

_______ 3. Слишком мало говорит, чтобы дать определен­
ный ответ

68. (До 5 лет.) Понимает ли ребенок обращенную к нему речь,
судя по способности следовать указаниям или отвечать вам?

х 1. Да, очень хорошо понимает

_______ 2. Да, вполне понимает

_______ 3. Понимает, только если повторить несколько

раз _ 4. Почти или совсем не понимает

69. (До 5 лет.) Как вам кажется, если ребенок говорит, понимает ли он то, что говорит?

_______ 1. Слишком мало говорит, чтобы дать определен­
ный ответ

_______ 2. Нет, просто повторяет услышанное, едва ли по­
нимая, о чем речь

_______ 3. Не просто повторяет — понимает, о чем речь,

но плохо

х 4. Без сомнения, понимает, что говорит Очень сердится, когда ее не понимают

70. (До 5 лет.) Использует ли ребенок слово «да»?

х 1. Часто говорит «да» и употребляет это слово правильно

_______ 2. Редко, но все же говорит «да»

_______ 3. Говорит связными фразами, но никогда не ис­
пользует слова «да»

_______ 4. Использует много других слов и выражений, но

слово «да» — никогда


 




_______ 5. Не говорит / Слишком мало говорит, чтобы

дать определенный ответ

71. (Возраст 3-5 лет.) Выражает ли ребенок свое согласие путем повторения заданного вопроса (например, вы спрашиваете: «Пойдем гулять, солнышко?» — и он показывает, что согла­сен, повторяя: «Пойдем гулять, солнышко?» или «Пойдем гу­лять?»)?

_______ 1. Именно так, никогда не отвечает: «Да»

_______ 2. Нет, отвечает: «Да», «Хорошо» или произносит

что-то подобное

_______ 3. Уверенно сказать нельзя

_______ 4. Слишком мало говорит, чтобы дать определен­
ный ответ

72. (До 5 лет.) Когда ребенок обращается с просьбой, использует ли он ту же фразу, которую употребили вы (например, ребе­нок хочет молока и говорит: «Не хочешь ли молока?» или «Ты хочешь молока»)?

_______ 1. Да, именно так (использует «ты» вместо «я»)

_______ 2. Нет, просит своими словами

_______ 3. Уверенно сказать нельзя

_______ 4. Слишком мало говорит, чтобы дать определен­
ный ответ

73. (До 5 лет.) Использует ли ребенок слово «я»?

_______ 1. Использует часто и правильно

_______ 2. Редко говорит «я», но употребляет это слово

правильно

_______ 3. Строит фразы, но не употребляет слова «я»

_______ 4. Использует много слов и выражений, но не

говорит «я»

_______ 5. Использует «я» только вместо «ты»

_______ 6. Не говорит / Слишком мало говорит, чтобы

дать определенный ответ

74. (До 5 лет.) Как ребенок выражает несогласие?


_______ 1. Просто говорит: «Нет»

_______ 2. Игнорирует вас

_______ 3. Мычит и машет руками

х 4. Использует стереотипные выражения, означаю­щие несогласие (типа: «Не хочу!», «Не надо молока!», «Не надо гулять!»)

_______ 5. Использует выражения, означающие несогласие

только в его условном языке (например: «Папа, садись в машину!»)

_______ 6. Другое / Слишком мало говорит, чтобы дать

определенный ответ

75. (До 5 лет.) Использует ли ребенок долгое время одно слово как обозначение или замену другого (например, всегда гово­рит «кетчуп» вместо «красный»; или «монетка» вместо «ка­рандаш» — после того, как увидел монеты в выдвижном ящике стола)?

_______ 1. Да, именно так

2. Нет

х 3. Уверенно сказать нельзя

_______ 4. Слишком мало говорит, чтобы дать определен­
ный ответ

76. Зная то, что вы знаете сейчас, как вы думаете, в каком воз­расте вы могли бы впервые заметить, что ребенок ведет себя ненормально? Иначе говоря, когда началось заметно ненор­мальное поведение ребенка? В колонке А отметьте, когда, по-вашему, это началось; в колонке Б — когда вы обратили на это внимание.


I



Диагноз (если известен)

Степень родства

5. 2-3 года

6. 3-4 года

7. После 4 лет

77. Уровень образования отца

_______ 1. Незаконченное среднее

_______ 2. Среднее

______ 3. Среднее специальное

_______ 4. Незаконченное высшее

х 5. Высшее

_______ 6. Аспирантура

_______ 7. Ученая степень (какая?___)

78. Уровень образования матери

_______ 1. Незаконченное среднее

______ 2. Среднее

_______ 3. Среднее специальное

_______ 4. Незаконченное высшее

х 5. Высшее

_______ 6. Аспирантура

_______ 7. Ученая степень (какая?___)

79. Укажите ближайших родственников ребенка (включая роди­
телей), когда-либо попадавших в психиатрическую лечебни­
цу, серьезно психически больных или умственно отсталых.
Ближайшими родственниками считаются родители, братья,
сестры, дедушки и бабушки, дяди и тети.

Если таких случаев в семье нет, отметьте здесь__.


Date: 2015-07-10; view: 284; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию