Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учитель, незнакомка. Учитель несколько мгновений остается один
УЧИТЕЛЬ несколько мгновений остается один. Внимательно прислушивается, чтобы убедиться, что те двое действительно ушли. Он смущен и растерян. Дверь слева немного приоткрывается и осторожно входит НЕЗНАКОМКА. Оглядывает комнату, потом подходит к УЧИТЕЛЮ и пристально на него смотрит.
НЕЗНАКОМКА (остановившись напротив УЧИТЕЛЯ, берет его за подбородок и слегка поворачивает его голову - сначала в профиль, потом обратно): Вы в самом деле два месяца не стриглись? УЧИТЕЛЬ: Вы слышали? НЕЗНАКОМКА: Все. (После отчаянного жеста УЧИТЕЛЯ.) Не могла же я заткнуть уши. (Через секунду.) А это правда, что... УЧИТЕЛЬ (прерывая): Неправда. Все неправда. НЕЗНАКОМКА: Послушайте... Дайте мне эту книгу... Я хочу на нее посмотреть. (УЧИТЕЛЬ молчит.) Нельзя? Вы не хотите? (УЧИТЕЛЬ молчит.) Даже мне? Но вы ведь не знаете меня, я - вас. Я тут всего на одну ночь, на один час. Я никого не увижу, никому не расскажу... Дайте ее мне... Пожалуйста...
УЧИТЕЛЬ целое мгновение смотрит на нее молча. Потом неторопливо идет к полке с книгами, берет таинственный том, возвращается к НЕЗНАКОМКЕ, которая, оставаясь на месте, все время следила за ним взглядом, и простым жестом протягивает ей книгу.
НЕЗНАКОМКА (берет книгу, идет к столу, присаживается на стул и, пододвинув лампу, на несколько секунд склоняется над книгой, внимательная и поглощенная. Потом поднимает голову): Ничего не понимаю. УЧИТЕЛЬ: Я же говорил вам. Это старая книга. По математике, по астрономии... НЕЗНАКОМКА: Очень старая? УЧИТЕЛЬ: Ей что-то около ста пятидесяти лет. НЕЗНАКОМКА (изумленно): Тц! Тц! Ста пятидесяти? УЧИТЕЛЬ: Немного больше. (Тоже подходит к столу, открывает обложку и показывает пальцем.) Упсала. Готтебург. Тысяча семьсот шестьдесят третий год. НЕЗНАКОМКА: И потому она такая дорогая? УЧИТЕЛЬ (пылко): Совсем не дорогая. Дешевая. Это счастье, что я, наконец, разыскал ее. НЕЗНАКОМКА: Счастье? УЧИТЕЛЬ: Я мечтал о ней целую вечность, искал, надеялся... Куда я только не писал! Кого только не запрашивал! Книготорговцев, букинистов... Я целую вечность копил деньги, откладывал, давал уроки, экономил... НЕЗНАКОМКА (продолжая перечислять): Сами чинили себе носки. УЧИТЕЛЬ: Да. Иногда. (С подъемом.) Но теперь она моя, моя. Она моя. Теперь я смогу, наконец, сверить, смогу узнать. НЕЗНАКОМКА: Что узнать?
УЧИТЕЛЬ секунду нерешительно молчит.
НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите мне сказать? УЧИТЕЛЬ: Да нет. Вам я скажу. Но вы никому не расскажете? НЕЗНАКОМКА: Никому. УЧИТЕЛЬ: Никогда? НЕЗНАКОМКА: Никогда? УЧИТЕЛЬ: Вы мне обещаете? НЕЗНАКОМКА: Клянусь. УЧИТЕЛЬ (бросает взгляд на дверь, на окно, смотрит налево, потом направо и, наконец, наклонившись к НЕЗНАКОМКЕ, говорит почти со страхом): Я открыл звезду. НЕЗНАКОМКА (мгновение смотрит ему прямо в глаза): Где? УЧИТЕЛЬ (просто): На небе. НЕЗНАКОМКА (по-детски): Не верю. УЧИТЕЛЬ: Не верите? (Хватает со стола чистый лист бумаги.) Вот она, смотрите. (Острием карандаша ставит на листке точку.) Здесь. НЕЗНАКОМКА: Вы же сказали, что она на небе. УЧИТЕЛЬ: Так это и есть небо. НЕЗНАКОМКА: А я думала, что... УЧИТЕЛЬ (чертя карандашом по бумаге): Смотрите. Вот здесь сфера. Эта линия - световая ось. Эта окружность - экватор. (На мгновение поднимает голову и смотрит на НЕЗНАКОМКУ.) Разумеется, небесный экватор. НЕЗНАКОМКА (слегка, очень слегка испуганная): Разумеется... УЧИТЕЛЬ: Здесь - система координат горизонта - азимут и направление зенита. Звезда, которую я открыл, здесь. Видите? НЕЗНАКОМКА: Вижу... Но вы бы лучше показали мне ее на небе. (Жест в сторону открытого окна.) УЧИТЕЛЬ: Не могу, потому что там она не видна. НЕЗНАКОМКА: Разве вы не сказали, что открыли ее? УЧИТЕЛЬ: Открыл. Но я открыл ее здесь... на бумаге. НЕЗНАКОМКА: На бумаге? Как на бумаге? УЧИТЕЛЬ: Очень просто. Я ее вычислил. НЕЗНАКОМКА: Не понимаю. УЧИТЕЛЬ: Чего не понимаете? НЕЗНАКОМКА: Ничего. Но больше всего, какая связь между звездой и... книгой. УЧИТЕЛЬ: Это каталог звездного неба, атлас. Каталог Ван Мерша. НЕЗНАКОМКА: Ван Мерша? УЧИТЕЛЬ: Моей звезды нет ни в одном звездном каталоге. Ни у Гипарша, ни у Птолемея, ни у Кеплера... НЕЗНАКОМКА (указав на портрет на стене): Даже у него? УЧИТЕЛЬ: Даже у него. Одно время я думал, что у Гершеля - но нет. У Гершеля там двойная звезда. Совсем другое. Только у него, единственного, она может быть, только у Ван Мерша. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что у него богатое воображение. Думаю, в его теории черных звезд немало справедливого... НЕЗНАКОМКА: Черных звезд! УЧИТЕЛЬ: Школьные и университетские астрономы презирают его... Его называют и всегда называли астрологом, дилетантом... Конечно. Стоит лишь взглянуть на вещи чуть шире, как человека сразу начинают считать астрологом, шарлатаном или... сумасшедшим. НЕЗНАКОМКА (с неясным беспокойством): Сумасшедшим? УЧИТЕЛЬ: Да. Не удивлюсь, если в один прекрасный день объявят сумасшедшим и меня. НЕЗНАКОМКА (с растущим беспокойством): И вас? УЧИТЕЛЬ: Старшеклассники давно уже так и говорят: сумасшедший. НЕЗНАКОМКА (начиная бояться по-настоящему): У меня глаза слипаются... Я хочу спать. УЧИТЕЛЬ: Нет. Не сейчас. Сейчас я должен вам рассказать. Мне просто необходимо все рассказать. Смотрите. (Хватает ее за руку.) Вот, идите сюда. (Подводит ее к окну.) Видите Большую Медведицу? НЕЗНАКОМКА: Ничего я не вижу. Я хочу спать. Успокойтесь. Покажете мне ее завтра утром. УЧИТЕЛЬ: Как - завтра утром? Завтра утром ее не будет видно. НЕЗНАКОМКА: Ну и что здесь такого? Покажете на бумаге. УЧИТЕЛЬ: Нет, нет! Станьте здесь, возле меня. Смотрите, (показывает пальцем)... вон семь звезд... видите? НЕЗНАКОМКА (нерешительно): Нет. УЧИТЕЛЬ (горячо, нервно, почти крича): Как же нет? Вон - четыре и три. Последние три - Ковш Большой Медведицы. НЕЗНАКОМКА: Что большой медведицы? УЧИТЕЛЬ: Вы смотрите слишком низко - так их не видно. Там, куда вы смотрите, голова Скорпиона. НЕЗНАКОМКА: Какого скорпиона? УЧИТЕЛЬ: Ну, Скорпиона. Змея. НЕЗНАКОМКА: Какого змея?
Очень испугана. Легонько отступает от УЧИТЕЛЯ и делает шаг в сторону правой двери. Словно собираясь убежать.
УЧИТЕЛЬ (резко поворачивается): Куда вы? НЕЗНАКОМКА: Я... я... пойду во двор... Хочу немного прогуляться. УЧИТЕЛЬ: Прогуляться? НЕЗНАКОМКА: Я... я... хочу пить. Наберу воды из колодца. Вы же сами сказали, что там есть колодец... (УЧИТЕЛЬ делает к ней шаг, и она пугается еще больше.) Не... не подходите, я буду кричать!
|