Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Учитель, незнакомка. Тишина. Где-то на окраине лает собака
Тишина. Где-то на окраине лает собака. Издалека ей отзывается другая. Справа слышно, как кто-то пытается вставить ключ в замочную скважину. Дверь открывается.
УЧИТЕЛЬ (входя): Сюда, сюда... НЕЗНАКОМКА (следуя за ним): Мы дошли? УЧИТЕЛЬ: Да. Вот мы и дома. (Очень бережно кладет книгу на стол.) НЕЗНАКОМКА: Как темно! УЧИТЕЛЬ: Секундочку - сейчас я зажгу лампу. (Шарит на ощупь.) Вот только найду спички... НЕЗНАКОМКА: У вас нет электричества? УЧИТЕЛЬ: Нет... То есть, в сущности, есть, но его никак не проведут. Может, осенью, когда будет готова станция... НЕЗНАКОМКА: Но не ждать же мне до осени! УЧИТЕЛЬ (находит коробок со спичками, но ни одну не может зажечь): Никак не хотят зажигаться. Слишком сыро. НЕЗНАКОМКА: Что за темнота! Что за улицы! Я пересчитала все углы и заборы! УЧИТЕЛЬ (наконец ухитрившись зажечь одну спичку): Мне очень жаль, сударыня. Действительно, очень жаль.
Зажигает лампу. Керосиновая лампа с круглым белым фарфоровым абажуром дает крошечный, дрожащий огонек.
НЕЗНАКОМКА (буквально падая на стул): Я больше не могу. Я просто разбита. Я изранила себе все ноги. Сколько камней! Какие булыжники! (Оставшись в чулках, массирует себе ступни.) УЧИТЕЛЬ (поднимая с пола одну туфельку): В центре, конечно, улицы мощеные, но здесь, у нас... НЕЗНАКОМКА: И никогда не замостят? УЧИТЕЛЬ: Ну почему же... Может... на будущий год... НЕЗНАКОМКА: Боже, вот не везет, так не везет! Я, видно, рановато сюда приехала. УЧИТЕЛЬ (разыскивая вторую туфельку): А другую я не вижу. Понятия не имею, куда она могла запропаститься... НЕЗНАКОМКА: Здесь слишком темно. Какая тусклая лампа! И что, совсем нельзя сделать поярче? УЧИТЕЛЬ: Да нет, можно. Но лучше не надо. Тогда будет заметно на улице. НЕЗНАКОМКА: Ну и что? УЧИТЕЛЬ: Не нужно, чтобы кто-нибудь знал, что вы здесь. НЕЗНАКОМКА: Тогда погасите. Или погасите, или сделайте огонь больше. Иначе я этого не вынесу! УЧИТЕЛЬ: Как вам будет угодно. Только знайте, что это нехорошо. Свет падает прямо на улицу. НЕЗНАКОМКА: Но там же никого нет. Улица пуста. УЧИТЕЛЬ: Это сейчас. А попозже все будут возвращаться из кинематографа... Сегодня среда. НЕЗНАКОМКА: Ну и что, что среда? УЧИТЕЛЬ: По средам и по субботам у нас кино. Всегда. НЕЗНАКОМКА: А вы что же - не пошли? lУЧИТЕЛЬ: Нет. Я никогда туда не хожу. (Подкручивает фитиль, и свет становится ярче.) НЕЗНАКОМКА (встает и обводит взглядом комнату): И здесь вы живете? Это... ваш дом? УЧИТЕЛЬ: Да. НЕЗНАКОМКА: Ужасно! УЧИТЕЛЬ: Вам не нравится? НЕЗНАКОМКА: Что вы. Извините. Здесь очень... красиво. УЧИТЕЛЬ: Нет, здесь совсем не красиво, но зато есть все, что мне нужно. И от гимназии недалеко. Потому что, видите ли... не знаю, говорил ли я вам... но я ведь учитель. НЕЗНАКОМКА: Об этом и не нужно было говорить. И так видно. УЧИТЕЛЬ: Почему? НЕЗНАКОМКА: По всему. (Опять обводит глазами комнату, внимательно разглядывая каждый предмет, а заодно и самого УЧИТЕЛЯ, словно он тоже часть обстановки.) Кошмар! Снаружи и то было лучше! Давайте немного приоткроем окно. (Идет к окну.) УЧИТЕЛЬ (испуганно): Нет! НЕЗНАКОМКА (изумленно): Но почему? УЧИТЕЛЬ (очень озабоченно): Я разве не сказал вам? Люди пойдут из кинематографа. Свет падает на улицу. И вас увидят. НЕЗНАКОМКА: Ну и что? (Широко распахивает окно.) УЧИТЕЛЬ: Но женщина... здесь... в такой час... НЕЗНАКОМКА: А что, к вам никогда не заходят женщины? УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Как вы могли предположить... НЕЗНАКОМКА: Вы хотите сказать, что они вообще у вас не бывают? УЧИТЕЛЬ: Я серьезный человек. Учитель. Лицо ответственное. НЕЗНАКОМКА: И вы хотите сказать, что я единственная... первая женщина, которая вошла в ваш дом? УЧИТЕЛЬ: Сударыня, прошу вас, поверьте, что я никогда бы не осмелился... если бы не те необычные обстоятельства, при которых мы встретились... НЕЗНАКОМКА: Боже, какой вы еще мальчик! Или совсем старик. УЧИТЕЛЬ: Сударыня! Прошу вас, умоляю, отойдите от окна. НЕЗНАКОМКА: Но там же никого - ни одной живой души. УЧИТЕЛЬ: Вас видно через дорогу, у Кирою. НЕЗНАКОМКА: Какого Кирою? УЧИТЕЛЬ: Кирою из налогового управления. Белый дом с деревянным забором - где дикий виноград. НЕЗНАКОМКА (выглянув на улицу): Да, но у них темно. УЧИТЕЛЬ: Вот именно! Они за шторами. НЕЗНАКОМКА: А вы откуда знаете? УЧИТЕЛЬ: Они всегда за шторами. НЕЗНАКОМКА: Но ведь сегодня среда. Разве они не ушли в кино? УЧИТЕЛЬ: Ушли, но осталась старуха, мадам Григореску - мать мадам Кирою, с детьми и прислугой. И не только они, еще и Атанасиу. НЕЗНАКОМКА: Какой Атанасиу? УЧИТЕЛЬ: Дом напротив со ставнями. И Ласку, судья, желтый дом с тремя окнами на улицу, и Малтопол, и Вишан. Вишан из табачной лавки. НЕЗНАКОМКА: Ну и общество! УЧИТЕЛЬ: Не смейтесь, сударыня. Весь город у окон. НЕЗНАКОМКА: Но я никого не вижу. И не слышу. (Внимательно прислушивается к ночной тишине.) Все давно спят. УЧИТЕЛЬ: Ну и что, что спят. Они и во сне видят. НЕЗНАКОМКА (прежним тоном): Ни звука. Ни шороха. (Через секунду.) Ой, нет! Что это за шум? УЧИТЕЛЬ: Какой шум? НЕЗНАКОМКА: Вы не слышите? Как будто пилят маленькой пилкой. (Кивает головой в сторону левой двери.) Кажется, там. УЧИТЕЛЬ: А! Ничего страшного. Это мышонок. НЕЗНАКОМКА (слегка вздрогнув): У вас мыши? УЧИТЕЛЬ: Только он один! Не бойтесь. Я его знаю. НЕЗНАКОМКА: Как это - знаете? УЧИТЕЛЬ: Ну, это махонький мышонок... серый... с круглыми глазками. Он иногда выходит ночью, когда я засиживаюсь допоздна... читаю... или работаю. Ему нравится гулять среди книг. НЕЗНАКОМКА: О! (С некоторым испугом.) Среди книг? УЧИТЕЛЬ: Не беспокойтесь. Сегодня вечером он не выйдет. Он чувствует, что здесь кто-то чужой. Меня-то он знает. Мы с ним друзья. НЕЗНАКОМКА: Друзья?.. Скажите, а другие друзья у вас есть? УЧИТЕЛЬ: Конечно. Удря. Мой коллега... Учитель музыки... очень интересный человек. Большой талант. Он композитор. У него я сегодня и переночую. Сейчас самое время уйти. Уже поздно. Вам нужно выспаться... НЕЗНАКОМКА: А я больше не хочу спать. Все прошло. УЧИТЕЛЬ: Все равно... слишком поздно... Я должен вас оставить. Постель там. (Указывает на диван робко, словно не осмеливаясь приблизиться.) Белье в шкафу... Если вы захотите умыться... НЕЗНАКОМКА: Захочу. (Оглядывает себя.) И в поезде, и на вокзале такая пылища! УЧИТЕЛЬ: Чистое полотенце найдете там же. НЕЗНАКОМКА (кивнув на левую дверь): Ванная комната там? УЧИТЕЛЬ: Да... То есть, нет... В некотором роде, это не вполне можно назвать ванной комнатой... Там была просто каморка, нечто вроде кухоньки, но так как я всегда ем в городе, я переделал ее в... в... Впрочем, сами все увидите. НЕЗНАКОМКА: Душ есть? УЧИТЕЛЬ: Да, нечто, вроде душа. Это лейка... обычная садовая лейка, подвешенная на стену на бечевке... НЕЗНАКОМКА: Весьма изобретательно. УЧИТЕЛЬ: Мне очень жаль... Я так хочу... Мне бы очень хотелось... НЕЗНАКОМКА: Не стоит так беспокоиться. (Решив довольствоваться тем, что имеется.) А раковина есть? УЧИТЕЛЬ (с восторгом): Это да! Конечно. НЕЗНАКОМКА: Тогда прекрасно. Постойте, я посмотрю. (Исчезает за левой дверью, но через несколько секунд возвращается.) Но вода не идет. УЧИТЕЛЬ (удивленно): Не идет? (Вспоминая.) Ну, конечно же! Водокачка уже остановилась. НЕЗНАКОМКА: Как остановилась? УЧИТЕЛЬ: Они всегда отключают воду в шесть часов вечера. НЕЗНАКОМКА: Почему? УЧИТЕЛЬ: Потому что водокачка ночью не работает. НЕЗНАКОМКА (почти с отчаянием): Они, конечно, правы... Для кого работать ночью? Но если кто-нибудь все-таки захочет умыться или попить? УЧИТЕЛЬ: У меня есть колодец. Я принесу вам воды из колодца. Со двора... НЕЗНАКОМКА: Что вы, не надо... УЧИТЕЛЬ: Почему же? Нет ничего проще. Я принесу прямо в лейке. (Быстро входит в комнату слева, возвращается с садовой лейкой в руках и проходит через сцену.) Сейчас.. Секундочку... (Выходит справа.)
НЕЗНАКОМКА, оставшись одна, с любопытством оглядывается, внимательно рассматривает мебель, пробует рукой диванные пружины, подходит к книжной полке и задерживается на несколько секунд. Снаружи, со двора, слышен скрип колодезного колеса и грохот цепи. НЕЗНАКОМКА одну за другой берет с полки книги, на секунду открывает их и тут же ставит на место. Вновь выходит на середину сцены, продолжая изучать обстановку ищущим, слегка насмешливым взглядом, и тут замечает на столе (слева, передний план) завернутую книгу, которую УЧИТЕЛЬ, придя, осторожно положил сюда. НЕЗНАКОМКА разворачивает ее и, оглядев, без особого интереса - так же, как и другие книги - открывает. В этот момент дверь справа распахивается.
УЧИТЕЛЬ (входя): Нет!
Ставит на пол полную лейку и бросается к НЕЗНАКОМКЕ. Осторожно отбирает у нее книгу.
НЕЗНАКОМКА: А что это за книга? УЧИТЕЛЬ (уклончиво): Да одна из моих... (Идет к полке и прячет книгу там.) НЕЗНАКОМКА: Вы не хотите ее мне показать? УЧИТЕЛЬ: Она вам не понравится. Это старая книга. (Кладет ее подальше, на самый верх полки.) НЕЗНАКОМКА: Но почему вы не хотите, чтобы я тоже на нее взглянула? УЧИТЕЛЬ (поворачивается к ней): Но я же сказал, что это будет вам не интересно. Поверьте мне. Это очень старая книга. НЕЗНАКОМКА: В ней, кажется, были картинки. УЧИТЕЛЬ: Никаких картинок. (Неопределенно.) Так, диаграммы... карты... Правда, ничего интересного. НЕЗНАКОМКА (раздосадовано): Хорошо! (С легким сожалением.) А вашему другу мышонку вы бы ее посмотреть позволили? УЧИТЕЛЬ: Ну, его-то я давно знаю. НЕЗНАКОМКА: Странный вы человек! И книг у вас столько! Что вы с ними делаете? УЧИТЕЛЬ: Читаю. НЕЗНАКОМКА: Все? УЧИТЕЛЬ: Стараюсь. НЕЗНАКОМКА (оглянувшись): Никогда в жизни не видела так много книг. УЧИТЕЛЬ: Их не так уж много... Я хотел бы, но... НЕЗНАКОМКА (которая увидела на стене над столом - чуть выше книжной полки - два портрета): А кто этот старый господин? Ваш родственник? УЧИТЕЛЬ: Нет, это Кеплер. НЕЗНАКОМКА: А тот? УЧИТЕЛЬ: Коперник. НЕЗНАКОМКА: Вы их знаете? УЧИТЕЛЬ: Знаю, но... они умерли. Давно умерли. Несколько столетий назад. НЕЗНАКОМКА: Как вы сказали зовут того? УЧИТЕЛЬ: Коперник. НЕЗНАКОМКА: Кажется, я где-то о нем слышала. УЧИТЕЛЬ: Очень может быть. (Совершенно серьезно.) Он довольно известен. НЕЗНАКОМКА: А зачем они вам? УЧИТЕЛЬ: Так. Я думаю о них... иногда... НЕЗНАКОМКА (глядя на него долгим взглядом): Что за странный вы человек... Да, очень странный...
Свист. Издалека слышен легкий шум. Возможно, это проснулся городовой. УЧИТЕЛЬ вздрагивает и, предостерегающе подняв палец, мгновение прислушивается.
УЧИТЕЛЬ: Кино закончилось. (Через секунду.) Я слышу шаги... Голоса...
И в самом деле, словно слышится шум голосов, шаги...
НЕЗНАКОМКА: Но я ничего не слышу. УЧИТЕЛЬ (выкручивает фитиль так, что свет почти гаснет, и шепчет): Тс-с-с-с! Они уже на нашей улице. Отойдите немного от окна... (НЕЗНАКОМКА отходит и прижимается спиной к стене справа от окна. УЧИТЕЛЬ, так же прислонившись спиной к стене, стоит от окна слева. Между ними - широко распахнутые рамы и ночное звездное небо. Через некоторое время шаги, отдаваясь эхом, становятся слышнее.) Приближаются... Идут сюда. (Шаги останавливаются.) ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ (с улицы): Говорю вам, что видела свет. И окно открыто. УЧИТЕЛЬ (шепотом): Видите? Я же говорил вам - не надо открывать окно. ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Дома он. Где же ему еще быть. Крикните ему. ГОЛОС УДРИ: Мирою! Мирою! НЕЗНАКОМКА (шепотом): Вас зовут Мирою? УЧИТЕЛЬ (тоже шепотом): Да. НЕЗНАКОМКА: А дальше как? УЧИТЕЛЬ: Марин. НЕЗНАКОМКА: Марин Мирою... Неплохо. ГОЛОС УДРИ: Мирою! Открой! Это я! НЕЗНАКОМКА (продолжая шептать): Кто это? УЧИТЕЛЬ: Мой коллега... Учитель музыки... ГОЛОС УДРИ: Мирою, ты слышишь? Ты дома? ГОЛОС МАДЕМУАЗЕЛЬ КУКУ: Что вы спрашиваете? Конечно, дома. НЕЗНАКОМКА: А она кто? УЧИТЕЛЬ: Тоже коллега... Преподает химию и физику. НЕЗНАКОМКА: И чего она хочет? УЧИТЕЛЬ: Не знаю. НЕЗНАКОМКА: Это ваша любовница? УЧИТЕЛЬ (возмущенно): Сударыня! Прошу вас… НЕЗНАКОМКА: Тогда невеста? УЧИТЕЛЬ: У меня нет невесты. НЕЗНАКОМКА: Тогда чего же она ищет здесь в такое время?
Снаружи раздается сильный стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (в отчаянии): Она перебудит всю округу! Нужно пойти открыть... НЕЗНАКОМКА: Так откройте.
Стук продолжается. УЧИТЕЛЬ делает шаг, появляется в окне и, перевесившись через подоконник, кричит.
УЧИТЕЛЬ: Секундочку! Я уже иду! Бегу! (Шепотом обращается к НЕЗНАКОМКЕ.) Что нам делать? НЕЗНАКОМКА: Ничего. Пусть войдут. УЧИТЕЛЬ: Чтобы они увидели здесь вас? НЕЗНАКОМКА: Почему бы и нет? УЧИТЕЛЬ: Ни за что в жизни! Об этом не может быть и речи. (Вновь высовывается из окна, потому что стук возобновляется.) Иду! Сейчас! Сейчас! (Обращаясь к НЕЗНАКОМКЕ.) Сударыня, вам нужно исчезнуть, спрятаться. НЕЗНАКОМКА: В окно я не полезу - так и знайте! УЧИТЕЛЬ: Идите туда. (Показывает на левую дверь.) На минуточку. НЕЗНАКОМКА: Хорошо, но... (Делает шаг к нужной двери.) УЧИТЕЛЬ (тревожно): Голову! Пригните голову! (НЕЗНАКОМКА наклоняется и проскальзывает под окном.) НЕЗНАКОМКА (подходя к двери): Только не держите меня там долго. УЧИТЕЛЬ (совсем потеряв голову): Пять минут... Три минуты... Только узнаю, что им нужно... Как только отделаюсь от них... НЕЗНАКОМКА: Не держите меня там долго - я хочу спать. УЧИТЕЛЬ: Но вы же сказали, что больше не хотите... НЕЗНАКОМКА: Э! Опять захотела.
Выходит. Стук в ворота.
УЧИТЕЛЬ (бросаясь к окну): Сейчас! Сейчас!
Хватает лампу, подкручивает фитиль так, что свет опять становится ярким. Быстро оглядывается и спешит к правой двери.
НЕЗНАКОМКА (приоткрыв левую дверь): Эй, слышите! Не держите меня здесь долго! Тут ужасно темно. УЧИТЕЛЬ (умоляюще): Прошу вас! Прошу вас!
НЕЗНАКОМКА убирает голову. УЧИТЕЛЬ исчезает справа, и несколько мгновений сцена остается пустой.
|