Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 3. ЭФТ по шагам





 

Джонсон и Гринберг описали процесс эмоционально фокусированный терапии в виде 3 стадий или 9 шагов, которые терапевт совместно проходит с супружеской парой.

Таблица 6.

Стадия 1. Снижение интенсивности негативных циклов взаимодействия.   Шаг 1. Создание терапевтического альянса и очерчивание списка конфликтных вопросов. Шаг 2. Идентификация негативного цикла взаимодействий, в котором воплощены данные конфликтные темы. Шаг 3. Исследование не признаваемых эмоций, скрывающихся за позициями взаимодействия. Шаг 4. Переопределение проблемы в терминах негативного цикла и лежащих за ним потребностей привязанности. Цикл оформляется как общий враг и источник эмоциональной депривации партнеров, причину стресса.   Стадия 2. Изменение позиций взаимодействия.   Шаг 5. Больший контакт клиентов со своими первичными эмоциями, потребностями привязанности и частями Я. Трансляция этого опыта во взаимодействие. Шаг 6.Большее принятие партнера и новые ответные реакции. Шаг 7. Создание ключевых событий для изменений: вовлечение отстраняющегося партнера и смягчение обвинителя. Стадия 3. Консолидация и интеграция. Шаг 8. Появление новых решений по отношению к старым проблемам взаимоотношений. Шаг 9. Консолидация новых позиций и новых циклов взаимодействия.

Описываемые шаги представляют собой определенные задачи терапии. Иногда терапевт понимает, что предшествующие задачи недостаточно проработаны, и он должен к ним вернуться. Иногода, как в случае с шагами 5-7, происходит повторение их по нескольку раз для каждого из партнеров. Остановимся более подробно на каждом этапе работы.

Шаг 1. Создание терапевтического альянса и очерчивание списка конфликтных вопросов.

Шаг 2. Идентификация негативного цикла взаимодействий, в котором воплощены данные конфликтные темы.

Как и многие другие модели супружеской терапии, ЭФТ начинает работу со знакомства с парой, выявления их трудностей и запроса на терапию. Обсуждая ту или иную проблему, терапевт проводит циркулярное интервью, выявляя повторяющиеся взаимодействия. Для развития терапевтического альянса очень часто используются техники отражения, подтверждения и эмпатического предположения.

Особый акцент делается на ресурсах супружеских отношений. Хотя в данной модели терапии всячески подчеркивается работа с негативными стереотипами, терапевт постоянно стремится обнаружить и усилить также позитивные циклы, в которых партнеры отзывчивы к потребностям друг друга. Благодаря этому, возникает надежда и стремление изменить свою роль в негативном супружеском танце.

Кроме этого в начале работы терапевт исследует историю взаимоотношений пары. Это очень важно для понимания контекста предъявляемых проблем.

· Живут ли они вместе? Кто еще живет с ними? Какого возраста их дети? Каковы их взаимоотношения с родственниками супругов?

· Как долго они вместе и что привлекло их друг в друге?

· Как они обычно разрешают споры.

· Кто инициирует близость и секс?

· На что похожи ситуации, когда между ними было все хорошо. Удовлетворены ли они своими сексуальными отношениями?

· Каковы отношения были вначале. Могли ли они доверять друг другу? Когда что-то изменилось?

· Что побудило их придти на терапию, и чья это была идея? Каких изменений каждый из них хотел бы видеть?

Терапевт ЭФТ обращает особое внимание в ходе сессии на следующие моменты (Сью Джонсон называет их маркерами для терапевта):

a. Сильный аффект, вербальная или невербальная реакция, говорящая о сильных эмоциях. Терапевт подтверждает чувства клиента, его восприятие ситуации, поддерживая у клиента чувство безопасности.

b. Недостаток эмоций. Например, драматическая история и вероятно травматические события рассказываются без чувств, как если бы они случились с кем-то еще. Задачей для терапевта здесь является исследование причин низкой эмоциональной вовлеченности в личный опыт. Важно определить имеет ли здесь место травма, является ли это сигналом о разочарованности в отношениях и недостатке мотивации их продолжать.

c. Неоднозначность и неконгруэнтность в экспрессии. Обычно это является поводом для дополнительного внимания со стороны терапевта.

Муж: (ухмыляясь) Да, она бесится на меня очень давно.

Терапевт: Я заметил, что вы улыбаетесь, говоря это, но мне кажется, что есть довольно болезненные чувства, связанные со знанием, что она на вас в бешенстве. Это так?

 

d. Ригидные убеждения клиентов относительно их самих, партнера или их взаимоотношений. Задачей является отражение и оформление их как часть деструктивного цикла, который контролирует взаимоотношения пары.

e. Сфокусированность супругов на партнере, а не на себе самих, не на своих чувствах. Например, жена обвиняет мужа за «работоголизм», не находясь сама в контакте со своими чувствами заброшенности и одиночества. Терапевт подтверждает вторичные чувства гнева и делает эмпатическое предположение о первичных эмоциях.

 

Терапевт пытается определить позицию каждого из супругов в их стереотипе взаимодействий и как на этот цикл влияет их статус в паре. Довольно часто он задает циркулярные «вопросы о поведенческом эффекте» тех или иных действий супругов, складывая их в цепочку взаимодействий.

 

Терапевт: Когда вы возвращаетесь поздно вечером домой, как обычно встречает вас жена?

Муж: Она дуется и не разговаривает со мной.

Терапевт: А когда она не разговаривает с вами то, как обычно вы реагируете?

Муж: Никак. Я иду спать.

Терапевт: И что происходит дальше? Чем это обычно заканчивается?

Муж: Она приходит в спальню, будит меня и выливает все накопившиеся обиды. А на мои слова, что уже поздно и мне утром рано вставать, она начинает припоминать все мои промахи за годы брака. Бывает, мы спорим до хрипоты по нескольку часов.

Терапевт: А когда вы так спорите, что происходит на следующий день?

Жена: Он перестает со мной разговаривать и не отвечает на телефонные звонки. А вечером все повторяется заново. С ним невозможно ничего обсудить, он постоянно уходит от важных вопросов.

По этому отрывку можно предположить, что типичным в паре является цикл преследование – отстранение, перемежаясь короткими фрагментами отстранение – отстранение и атака – атака. При этом распределение власти в паре примерно равное. Никто из них не принужден корректировать свое поведение в связи с требованиями партнера. Если бы, например, в ночных ссорах муж стремился умиротворить свою супругу, обещая приходить вовремя и делать то, что она хочет, то вероятно он занимал бы более подчиненную позицию, адаптируясь к ее требованиям. В этом случае цикл атака – атака заменился бы на атака /защита –> уступчивость и возможно в будущем -> саботаж.

 

Особенно важно отмечать реакцию партнеров на позитивный контакт со стороны другого супруга. Насколько он принимается, есть ли к нему доверие. Например, жена плачет, и муж пытается взять ее за руку, но она ее резко выдергивает.

Терапевт: Похоже, что вы не можете себе позволить получить от него поддержку прямо сейчас?

Жена: Да, я на него сильно обижена.

В случае принятии поддержки, акцентирование терапевтом этого момента может усилить его до степени мощного объединяющего события.

Шаг 3. Исследование непризнаваемых эмоций, скрывающихся за позициями взаимодействия.

Терапевт: Когда вы возвращаетесь домой и жена не разговаривает с вами, то что происходит внутри вас в этот момент? (Что вы себе говорите? Как вы воспринимаете самого себя и жену в этот момент?)

Муж: Обычно я очень устал и стараюсь избежать ссоры.

Терапевт: Вы очень устали и вам важно избежать ссоры. (жене): А что происходит в этот момент с вами?

Жена: Я хочу, чтобы до него, наконец, дошло, что он неправ и показываю ему это всем своим видом.

Терапевт: Вам важно, чтобы он понял, как вам трудно. Это побуждает вас продолжить разговор в спальне, когда он уже лег?

Жена: Да. В этот момент я уже в бешенстве и мне все равно спит он или нет.

Терапевт: Вы в бешенстве.… Но, похоже, что в этот момент в глубине вы чувствуете себя очень одинокой и покинутой наедине со всеми этими проблемами, в которых, как вы думаете, он не хочет принимать участия?

Терапевт использует технику подтверждения, прочерчивает цикл и в конце этого фрагмента делает эмпатическое предположение о ее чувствах, лежащих в глубине цикла, и открыто не предъявляемых партнеру. Муж вероятнее всего видит лишь критику и в лучшем случае осознает ее вторичные чувства – гнев, раздражение, презрение и т.д. Далее терапевт исследует вторичные и первичные чувства мужа в их цикле взаимодействия.

Далее приведены несколько упражнений, для развития терапевтических навыков. Ответы к ним вы можете найти в Приложении 1.

Упражнение 1:

Представьте себе, пару, которая разыгрывает паттерн приближения и отстранения в их отношениях. Этот цикл часто вызывается конфликтом по поводу того, как проводить свободное время. Муж воспринимает усилия супруги по организации совместной деятельности как проявление контроля и навязчивости. Жена видит желание мужа иметь свободное время как проявление отвержения. Он жалуется, что супруга слишком зависима от него. А жена говорит о его эгоизме и не заинтересованности в совместных занятиях. 1. Опишите, как муж воспринимает супругу в качестве проблемы в их отношениях? Закончите для этого следующее предложение: «Дела обстояли бы лучше, если бы она...» ____________________________________________________________________________________ 2. Какие вторичные эмоции можно ожидать от жены в ответ? ____________________________________________________________________________________ 3. Теперь попробуйте соотнести вторичные эмоциями с теми переживаниями, которые могут лежать глубже и возможно ею не осознаются? ____________________________________________________________________________________ 4. Какую позицию занимает жена во взаимоотношениях? Преследователя, нападающего или отстраняющегося в этом взаимодействии? ____________________________________________________________________________________ 5. Теперь опишите, каким жена видит супруга в качестве проблемы в их взаимоотношениях? Закончите для этого следующее предложение: «Дела обстояли бы лучше, если бы он просто..." ____________________________________________________________________________________ 6. Какие вторичные эмоции он может испытывать? ____________________________________________________________________________________ 7. Каковы его более глубокие переживания, возможно находящиеся вне осознавания? ____________________________________________________________________________________ 8. Какова позиция мужа во взаимоотношениях? Он преследователь, нападающий или отстраняющийся в этом взаимодействии? ____________________________________________________________________________________

 

Упражнение 2:

Вспомните терапевтическую работу с вашими клиентами. Опишите их конфликт по схеме упражнения 1.

 

Упражнение 3:

Борис и Женя часто спорят по поводу финансов. Оба работают, но муж зарабатывает несколько больше. Оба согласны, что деньгами в семье управляет Женя. Однако, Борис часто обвиняет жену за то, что она много тратит и не на то, что необходимо. Он часто сомневается в правильности ее финансовых решений. Женя воспринимает Бориса как жесткого критика в вопросах бюджета, но в остальном человека выключенного из их отношений. Терапевт помогает паре определить общий паттерн, где Борис критикует решения жены, на что тратить деньги, а она защищается молчанием и потом в ответ жалуется на отсутствие внимания к семье со стороны мужа. Затем Борис отступает все дальше, а она усиливает свои попытки заставить его отреагировать. Он наносит ответный удар, обвиняя, что на «самые нужные вещи никогда нет денег и если не платить каждый месяц за квартиру, то потом накопится огромная сумма» заявляя, что, в конце концов, «во всем виновата она, так как не может с этим справиться». Женя: «Я очень сильно расстраиваюсь, когда он постоянно проверяет, оплатила ли я кредит на машину, квартплату и т.д. Неважно, если я скажу, что заплачу, он будет нависать надо мной, пока я это не сделаю. Но если я попрошу его помочь по дому, я "ною" и "безразлична к его ситуации на работе". «Я устала от его претензий по поводу денег и отсутствия заботы в том, что нужно мне самой». Теперь, как терапевт, следуйте за процессом снижения интенсивности конфликта. 1. Отразите вторичные эмоции Жени и подтвердите ее переживания внутри цикла. Напишите реплику терапевта, использую ее утверждения. _____________________________________________________________________________________ Когда психотерапевт обозначает переживания Жени, он видит, что Борис отвернулся и закрылся от беседы. Он скрестил руки на груди и смотрит в пол. 2. Теперь, как терапевт, попробуйте включить Бориса в процесс обсуждения. С помощью извлекающего чувства вопроса и обсуждения наблюдений за его реакциями, помогите Борису связать его отстраненную позицию с эмоциональным опытом в супружеском цикле. ____________________________________________________________________________________ 3. Затем, как терапевт попытайтесь связать реакции супругов вместе, обозначив повторяющийся стереотип пары. ____________________________________________________________________________________  
Далее представьте себе, что Женя отвечает: "Да, я просто хочу, чтобы он прекратил. Чтобы он видел меня, а не расчеты. Почему он ни как не может это понять. Для него деньги важнее, чем я. 4. Что является ее первичной эмоцией здесь? ____________________________________________ 5. Постройте фразу, отражающую ее первичный эмоциональный опыт и поместите его в контекст цикла взаимодействий. _____________________________________________________________________________________ Допустим, Борис отвечает: «Я просто не знаю, что делать с ее злостью. Ее слишком много для меня и она все мои слова воспринимает на свой счет. Это сбивает меня и я не знаю как лучше ее убедить. 6. Что возможно лежит в глубине переживаний Бориса? ________________________________________________________________________________ 7. Напишите реплику терапевта, отражающую эмоциональный опыт Бориса, фокусируясь на его первичных переживаниях. Поместите это в контекст цикла взаимодействий. _________________________________________________________________________________ Борис соглашается и идет глубже в исследовании своего страха потери. Внезапно он снова начинает обсуждать финансовые действия жены и говорит, что он не может на нее здесь положиться.   8. Что бы вы сказали Борису, чтобы помочь ему сфокусироваться не на жене, а на своем страхе и уязвимости? Используйте технику реструктурирования взаимодействий через разыгрывание. __________________________________________________________________________________ 9. Что бы вы сказали Жене, если бы она откликнулась на открытость Бориса обесцениванием его страха, ответив что-то вроде: «Да, мы пропустили несколько платежей, но у нас никогда не было реальных финансовых проблем». Что бы вы сказали Жене, чтобы помочь ей сфокусироваться на ее боли?

 

Шаг 4. Переопределение проблемы в терминах негативного цикла и лежащих за ним потребностей привязанности.

Этот шаг в терапии был довольно подробно описан в предыдущей главе на примере 6-ой и 7-ой техники ЭФТ (Прочерчивание и отражение циклов взаимодействий, рефрейминг проблем в терминах негативных циклов).

На этом первая стадия эмоционально фокусированной супружеской терапии завершается. К этому моменту конфликт в паре, как правило, значительно снизился. Однако, существенных подвижек супругов в их позициях в цикле еще может не произойти. Для этого требуется более глубокое вовлечение в исследование эмоций, находящихся за совладающими стереотипами пары, и навык их безопасной коммуникации партнеру. Этой цели посвящена следующая стадия терапии.

Date: 2015-07-10; view: 1189; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию