Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Социализация персонала





Социализация – усвоение человеком самостоятельно и посредством целенаправленного воздействия (воспитания) определенной системы ценностей, социальных норм и образцов поведения, необходимых для становления личности, обретения ею социального положения (статуса) в данном обществе (организации).

При управлении персоналом важно учитывать, что процесс социализации непосредственно связан с профориентацией и трудовой адаптацией работника к социальной и производственно-технологической среде организации, вхождением его в ту или иную социальную группу, ролевую структуру коллектива организации.

Социальная структура коллектива включает следующие показатели: пол, возраст, стаж работы, образование, социальное положение, вид мотивации, уровень прогрессивности, уровень жизни, отношение к собственности.

Ролевая структура коллектива определяет состав и распределение творческих, коммуникационных и поведенческих ролей между отдельными работниками и является важным инструментом в системе работы с персоналом.

Творческие роли свойственны энтузиастам, изобретателям и организаторам и характеризуют активную позицию в решении проблемных ситуаций, поиске альтернативных решений. Выделяют следующие разновидности творческих ролей:

· генератор идей. Выдвигает принципиальные идеи, определяет ключевые проблемы, предлагает альтернативные решения, определяет пути и средства реализации идей;

· компилятор идей. Доводит фундаментальные идеи до прикладного решения, обладает способностью соединения разных идей, разрабатывает технологию использования выдвинутых идей на практике;

· эрудит. Носитель энциклопедических сведений по широкому кругу проблем в прошлом и настоящем;

· эксперт. Обладает способностью оценить целесообразность той или иной идеи и дать правильный совет по ходу обсуждения;

· энтузиаст. Личным примером и обаянием заражает группу верой в успех общего дела, побуждает других работать добросовестно;

· критик. Подвергает критическому анализу ход и результаты работы группы, дает критическую и часто негативную оценку выдвигаемых идей.

· организатор. Организует работу группы, увязывает в процессе «мозгового штурма» работу отдельных членов группы с позиции достижения конечной цели.

Коммуникационные роли определяют содержание и уровень участия в информационном процессе, взаимодействие в обмене информацией в процессе принятия решений. Выделяют следующие разновидности коммуникационных ролей:

· лидер. Человек, обладающий в группе высоким личным и профессиональным авторитетом, оказывающий влияние на поведение группы в целом и отдельных ее членов;

· делопроизводитель. Выполняет важную рутинную работу по фиксации идей, справок, мнений и составлению итогового отчета группы;

· связной. Связывает на неформальной межличностной основе членов группы, иногда конфликтующих между собой, обеспечивает внешние взаимосвязи группы;

· «сторож». Распределяет и контролирует потоки информации, оценивая важность или второстепенность сообщений, и доводит их до лидера.

· координатор. Осуществляет увязку действий отдельных членов группы с точки зрения достижения конечной цели в контакте с лидером.

· проводник. Человек, хорошо знающий географию и историю района, структуру организации и обеспечивающий связи группы с внешней средой.

Поведенческие роли характеризуют типовые модели поведения людей на производстве, в быту, на отдыхе, в работе, в конфликтных ситуациях и играют важную роль в коллективе. Выделяют следующие разновидности поведенческих ролей:

· оптимист. Всегда уверен в успехе общего дела, находит пути выхода из кризисных ситуаций, заражает своим позитивным поведением членов группы;

· нигилист. Всегда не уверен, в успехе общего дела, имеет критическую точку зрения, чаще всего отличную от общепринятой.

· конформист. Следует общепринятым нормам поведения, пассивно соглашается с решением группы, представляя «молчаливое большинство».

· догматик. Упорно держится известных норм, стоит до последнего в своем мнении, не соглашаясь с рациональным решением группы;

· комментатор. Фиксирует и комментирует события, происходящие в жизни людей, в мире, на работе, в спорте и быту;

· кляузник. Собирает и способствует распространению слухов, часто не проверенных и ложных. Во всем видит личную обиду и готов писать жалобы во все инстанции;

· борец за правду. Является носителем и выразителем общественной морали, философии предприятия, прав человека. Может играть как прогрессивную, так и консервативную роль;

· общественник. Увлечен общественной работой, нередко придумывает и выполняет «почины» и «мероприятия» в рабочее время. К своим обязанностям по службе относится посредственно;

· «важная птица». Напускает на себя загадочный важный вид, давая понять, что он многое знает и у него есть «рука»;

· «казанская сирота». Ищет сочувствия в окружающих, жалуясь на свое бедственное положение и непонимание в коллективе и среди руководства;

· «ерш». Обычно пребывает в раздраженном состоянии, отталкивая от себя друзей и наживая врагов, конфликтует с руководством и коллегами;

· «себе на уме». Занимается преимущественно личными делами в рабочее время (читает лекции, пишет диссертацию, обустраивает квартиру и дачу и пр.), при этом используя свое служебное положение;

· лентяй. Не проявляет никакой активности в труде, занимается второстепенными делами (спит, читает газеты, курит, ходит по отделам), ведет пустые разговоры;

· «наполеон». Тщеславный человек обычно маленького роста с манией величия, гениальности, стремящийся занять руководящее кресло, любит рассказывать о своих спехах и достижениях.

Конечно, каждому человеку приходится исполнять в той или иной степени все три вида ролей, и можно говорить лишь о степени проявления его личности в творческой, коммуникационной и поведенческой роли. Поведение человека имеет разнонаправленные тенденции как к лучшему, так и к худшему и зависит от внешней среды.

Основными методами для определения ролевой структуры являются социально-психологические методы, тестирование, наблюдение, анализ биографических и кадровых данных, материалы аттестации персонала, результаты проведения деловых игр.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность трудовой адаптации?

2. Какие задачи решает трудовая адаптация?

3. Назовите основные виды трудовой адаптации.

4. Назовите формы трудовой адаптации.

5. Перечислите этапы трудовой адаптации.

6. В чем сущность содержательной стороны адаптации?

7. В чем сущность организационной стороны адаптации?

8. Перечислите основные этапы трудовой адаптации.

9. Раскройте сущность программы адаптации.

10. Что собой представляет социализация человека в коллективе?

11. Что представляют творческие роли в коллективе?

12. Что представляют коммуникационные роли в коллективе?

13. Что представляют поведенческие роли в коллективе?








Date: 2015-07-10; view: 1076; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2017 year. (0.008 sec.) - Пожаловаться на публикацию