Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общие методические указания





Юридический факультет

Кафедра уголовного права

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ,
ПЛАНЫ И ЗАДАНИЯ
ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО КУРСУ «ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ УГОЛОВНОГО
ПРАВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Для студентов 4 курса (с высшим образованием) и 3 курса

заочного отделения

 

 

КАЗАНЬ

 

 

Печатается

по решению учебно-методической комиссии юридического факультета

Казанского государственного университета от «2» декабря 2008г. протокол №1.

 

Составитель:

кандидат юридических наук, доцент

Скрябин Михаил Александрович

 

Методические указания, планы и задания для практических занятий по курсу «Особенная часть уголовного права Российской Федерации». Предназначены для студентов 4 курса (с высшим образованием) и 3 курса заочного отделения. – Казань:

 

 

В настоящем учебно-методическом пособии по методике изучения курса Особенной части уголовного права. В ней предлагаются основная и дополнительная литература, планы практических занятий и примерный перечень задач для углубленного изучения курса.

 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

 

Практические занятия являются важной формой учебного процесса и преследуют цель содействовать более глубокому усвоению студентами курса Особенной части уголовного права, научить самостоятельно работать над учебном материалом и отрабатывать навыки применения уголовного законодательства к конкретным случаям судебной практики.

На практические занятия выносятся вопросы, предусмотренные учебным планом. Метод занятий- решение задач (казусов).

При решении задач следует исходить из того, что описанные в ней фактические обстоятельства являются установленными, а лица, совершившие указанные в условиях задач деяния, вменяемые и достигшие необходимого для уголовной ответственности возраста.

Для правильного решения задач студенту необходимо подобрать и изучить рекомендованные по каждой теме нормативные материалы, соответствующие постановления Пленумов Верховного Суда СССР и Верховного Суда РФ, учебную и рекомендованную специальную литературу.

Решение задач следует начинать с ответа на вопрос: имеется ли в деянии лица, указанного в задаче, состав преступления? При положительном ответе необходимо дать квалификацию деяния лица, т.е. указать номер, часть, пункт статьи или статей Особенной части УК РФ, подлежащих применению. Если деяние, описанное в задаче, состоит в неоконченной преступной деятельности (приготовление, покушение) или преступление совершено в соучастии, это должно найти отражение в квалификации, т.е. в этих случаях следует также сослаться, соответственно, на статьи 30 или 33 УК РФ.

Если в содеянном одним лицом имеется несколько составов преступлений, то каждый состав следует анализировать отдельно. Если по условию задачи одно преступление совершено несколькими лицами, то юридический анализ состава преступления надо давать в отношении этих лиц вместе, но следует подчеркивать имеющиеся особенности в признаках объективной, субъективной сторон, а также субъектов преступления.

Характеризуя объект преступления, необходимо назвать родовой, видовой и непосредственный объекты, предмет преступления, если оно имеется. В действиях лица.

Раскрытие объективной стороны нужно начинать с указания на то, в какой форме уголовный закон допускает возможность совершения данного преступления путем действия или бездействия и в какой форме было совершено преступление лицом, указанным в условии задачи. После этого нужно раскрыть конкретное содержание совершенного лицом действия или допущенного бездействия, последовательно отмечая соответствие объективных признаков совершенного лицом деяния объективным признаком состава, указанным в диспозиции статьи УК, по которой предложена квалификация.

Если диспозиция статьи УК, по которой квалифицируется деяние, носит бланкетный характер, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрывается содержание указанных в диспозиции объективных признаков состава преступления.

Исходя из конструкции состава преступления следует показать, какой состав – материальный или формальный, в соответствии с чем определить, окончено ли данное преступление, с какого момента, или если не окончено, то почему.

При описании, субъективной стороны надо назвать, какую форму вины и какой вид умысла или неосторожности допускает закон при совершении данного преступления, и, исходя из положения ст.25 и 26 УК РФ и фактических обстоятельств, изложенных в условии задачи, доказать наличие у виновного именно такой формы вины и такого вида умысла или неосторожности.

Следует показать значение мотива, цели преступления, обосновав их обязательный или факультативный характер.

Характеризуя субъект преступления, следует указать на его признаки - вменяемость и возраст, по достижении которого возможна уголовная ответственность за данное преступление, а также признаки специального субъекта, если они имеются. Если статья УК состоит из нескольких частей и пунктов, то, исходя из условий задачи, следует их подробно анализировать и аргументировать свои выводы.

Если анализируемое деяние имеет смежный состав, то необходимо отграничивать один состав от другого с приведением аргументированных соображений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ко всем темам практических занятий по Особенной части уголовного права, кроме материалов лекций, рекомендуются в качестве основного учебного материала следующие законодательные акты, учебники и пособия.

Конституция Российской Федерации 1993 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (с внесенными изменениями и дополнениями)

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / В.М. Лебедев – М.: Юрайт – Издат, 2002.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. А.И. Рарог, - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: расширенный уголовно-правовой анализ / Под общ. ред. В.В. Мозякова. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004.

Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. д-ра юр. Наук, проф. А.И. Чучаева. – М.: ИНФРА – М.: Контракт, 2004.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/ Под ред. Л.Л. Кругликова. – М.: Волтерс Клувер, 2005.

Практикум по уголовному праву / Под ред. Л.Л. Кругликова. – М.: БЕК, 1997 г.

Наумов А.В. Уголовное право России. В 2-х томах. – М., 2004. – Т.2

Уголовное право России / Под ред. А.И. Рарога. – М., 2004.

Уголовное право России. В 2х т. / Под ред. А.Н. Игнатова и Ю.А. Комиссарова. – М., 2005. – Т.2.

Российское уголовное право. Особенная часть / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай, В.С. Комиссарова, А.И. Рарога. – СПб., 2006.

Российское уголовное право. Особенная часть: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008.

Судебная практика по уголовным делам Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Европейского Суда по правам человека (996-2004) – М.: Издательский Дом «Горец», 2006.

Сборник Постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам. – 5-е идз., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009.

Другая литература дается применительно к темам практических занятий. Она может быть расширена и дополнена преподавателем.

 

 

Date: 2015-07-10; view: 392; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию