Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Но­вое от­но­ше­ние к ми­ру





 

Не на­ми вы­бран мир, ко­то­рый нам при­хо­дит­ся изу­чать; мы ро­ди­лись в этом ми­ре и нам сле­ду­ет вос­при­ни­мать его та­ким, ка­ким он су­ще­ст­ву­ет, при­спо­саб­ли­вая к не­му, на­сколь­ко воз­мож­но, на­ши ап­ри­ор­ные пред­став­ле­ния. Да, мир не­ста­би­лен. Но это не оз­на­ча­ет, что он не под­да­ет­ся на­уч­но­му изу­че­нию. При­зна­ние не­ста­биль­но­сти — не ка­пи­ту­ля­ция, на­про­тив — при­гла­ше­ние к но­вым экс­пе­ри­мен­таль­ным и тео­ре­ти­че­ским ис­сле­до­ва­ни­ям, при­ни­маю­щим в рас­чет спе­ци­фи­че­ский ха­рак­тер это­го ми­ра. Сле­ду­ет лишь рас­про­стить­ся с пред­став­ле­ни­ем, буд­то этот мир — наш без­ро­пот­ный слу­га. Мы долж­ны с ува­же­ни­ем от­но­сить­ся к не­му. Мы долж­ны при­знать, что не мо­жем пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать ок­ру­жаю­щий нас мир не­ста­биль­ных фе­но­ме­нов, как не мо­жем пол­но­стью кон­тро­ли­ро­вать со­ци­аль­ные про­цес­сы (хо­тя экс­т­ра­по­ля­ция клас­си­че­ской фи­зи­ки на об­ще­ст­во дол­гое вре­мя за­став­ля­ла нас по­ве­рить в это).

От­кры­тие не­рав­но­вес­ных струк­тур, как из­вест­но, со­про­во­ж­да­лось ре­во­лю­ци­ей в изу­че­нии тра­ек­то­рий. Ока­за­лось, что тра­ек­то­рии мно­гих сис­тем не­ста­биль­ны, а это зна­чит, что мы мо­жем де­лать дос­то­вер­ные пред­ска­за­ния лишь на ко­рот­ких вре­мен­ных ин­тер­ва­лах. Крат­кость же этих ин­тер­ва­лов (на­зы­вае­мых так­же тем­по­раль­ным го­ри­зон­том или экс­по­нен­той Ля­пу­но­ва) оз­на­ча­ет, что по про­ше­ст­вии оп­ре­де­лен­но­го пе­рио­да вре­ме­ни тра­ек­то­рия не­из­беж­но ус­коль­за­ет от нас, т.е. мы ли­ша­ем­ся ин­фор­ма­ции о ней. Это, кста­ти, слу­жит еще од­ним на­по­ми­на­ни­ем, что на­ше зна­ние — все­го лишь не­боль­шое окон­це в уни­вер­сум и что из-за не­ста­биль­но­сти ми­ра нам сле­ду­ет от­ка­зать­ся да­же от меч­ты об ис­чер­пы­ваю­щем зна­нии. За­гля­ды­вая в окон­це, мы мо­жем, ко­неч­но, экс­т­ра­по­ли­ро­вать имею­щие­ся зна­ния за гра­ни­цы на­ше­го ви­де­ния и стро­ить до­гад­ки по по­во­ду то­го, ка­ким мог бы быть ме­ха­низм, управ­ляю­щий ди­на­ми­кой уни­вер­су­ма. Од­на­ко нам не сле­ду­ет за­бы­вать, что, хо­тя мы в прин­ци­пе и мо­жем знать на­чаль­ные ус­ло­вия в бес­ко­неч­ном чис­ле то­чек, бу­ду­щее, тем не ме­нее, ос­та­ет­ся прин­ци­пи­аль­но не­пред­ска­зуе­мым.

И еще, за­ме­тим, но­вое от­но­ше­ние к ми­ру пред­по­ла­га­ет сбли­же­ние дея­тель­но­сти уче­но­го и ли­те­ра­то­ра. Ли­те­ра­тур­ное про­из­ве­де­ние, как пра­ви­ло, на­чи­на­ет­ся с опи­са­ния ис­ход­ной си­туа­ции с по­мо­щью ко­неч­но­го чис­ла слов, при­чем в этой сво­ей час­ти по­ве­ст­во­ва­ние еще от­кры­то для мно­го­чис­лен­ных раз­лич­ных ли­ний раз­ви­тия сю­же­та. Эта осо­бен­ность ли­те­ра­тур­но­го про­из­ве­де­ния как раз и при­да­ет чте­нию за­ни­ма­тель­ность — все­гда ин­те­рес­но, ка­кой из воз­мож­ных ва­ри­ан­тов раз­ви­тия ис­ход­ной си­туа­ции бу­дет реа­ли­зо­ван. Так же и в му­зы­ке — в фу­гах Ба­ха, на­при­мер, за­дан­ная те­ма все­гда до­пус­ка­ет ве­ли­кое мно­же­ст­во про­дол­же­ний, из ко­то­рых ге­ни­аль­ный ком­по­зи­тор вы­би­рал на его взгляд не­об­хо­ди­мое. Та­кой уни­вер­сум ху­до­же­ст­вен­но­го твор­че­ст­ва весь­ма от­ли­чен от клас­си­че­ско­го об­раза ми­ра, но он лег­ко со­от­но­сим с со­вре­мен­ной фи­зи­кой и кос­мо­ло­ги­ей. Вы­ри­со­вы­ва­ют­ся кон­ту­ры но­вой ра­цио­наль­но­сти, к ко­то­рой ве­дет идея не­ста­биль­но­сти. Эта идея кла­дет ко­нец пре­тен­зи­ям на аб­со­лют­ный кон­троль над ка­кой-ли­бо сфе­рой ре­аль­но­сти, кла­дет ко­нец лю­бым воз­мож­ным меч­та­ни­ям об аб­со­лют­но кон­тро­ли­руе­мом об­ще­ст­ве. Ре­аль­ность во­об­ще не кон­тро­ли­руе­ма в смыс­ле, ко­то­рый был про­воз­гла­шен преж­ней нау­кой. (С. 48 — 50)

 

Янч Э. Самоорганизующаяся Вселенная// Общественные науки и современность. — 1999. — № 1. — С. 143 — 158. —

http://ecsocman.edu.ru/db/msg/154798.html — 20.02.11

 

Решающий прорыв произошел в 1967 году — с появлением теории так называемых диссипативных структур (впоследствии эмпирически подтвержденной) и открытия лежащего в их основе нового упорядочивающего принципа. Этот принцип, получивший название «порядок через флуктуацию», проявляется вне термодинамической ветви в сильно неравновесной системе и включает в себя некоторые автокаталитические ступени. Развитие теории диссипативных структур стало триумфом Ильи Пригожина и его сотрудников в Брюсселе и Остине (штат Техас). Не столь давно этот цикл работ был изложен в обширной монографии [9].

Примерно в то же время в Биологической компьютерной лаборатории Иллинойского университета, функционировавшей с 1956-го по 1976 год под руководством ее основателя Хейнца фон Ферстера, много внимания уделялось самоорганизации.

Завершением цикла работ [10] стала новая формулировка свойств живых систем. Центральное понятие — автопоэзис — было введено в 1973 году чилийскими биологами Умберто Матурана и Франсиско Варела и развито в сотрудничестве с Рикардо Урибе [11, 12]. Автопоэзис относится к характеристике живых систем, которые непрерывно обновляются и регулируют этот процесс так, чтобы поддерживать целостность своей структуры. В то время как машина жестко нацелена на выпуск определенного продукта, биологическая клетка функционирует главным образом для самообновления.

Процессы развития (анаболические) и деградации (катаболические) протекают одновременно. В процессах автопоэзиса неразличимо растворяются не только эволюция системы, но и ее существование в виде специфической структуры. В области живого есть мало такого, что было бы твердым и жестким. Автопоэтическая структура возникает в результате взаимодействия многих процессов. Самореферентность также стала ключевым понятием для нового воззрения на функции мозга [13] и человеческого сознания [14].

Возникли и новые объяснения происхождения жизни на Земле. Жак Моно (1971) высказал мнение, что случайная комбинация молекул дала толчок возникновению жизни как в высшей степени маловероятному результату, возможно, единственному во всей Вселенной [15]. Ханс Кун (1973) модифицировал это положение, предложив идею случайной репродукции путем стереоспецифичности [16]. Новый увлекательный подход признает решающую роль каталитического подкрепления и акселерации процессов, инициацию которых можно считать случайной. Те же фундаментальные принципы самоорганизации, которые допускают образование диссипативных структур, и та же нелинейная неравновесная термодинамика представляются ныне важными факторами в образовании полимеров из мономеров [17], в синтезе сложных нуклеокислот и белков при саморепродукции гиперциклов [18, 19]. Если Моно рассматривал случайность и необходимость последовательно (вслед за чрезвычайно маловероятным событием — возникновением саморепродуцирующейся молекулярной комбинации — наступает абсолютная необходимость выживания), то теперь случайность и необходимость выступают как взаимно дополнительные (комплементарные) принципы.

М. Эйген и Р. Винклер (1975) усмотрели эту комплементарность в том, что случайные процессы улавливаются сетью «правил игры», или законов природы, возникающих в результате естественного отбора, который понимается в духе недифференцированного дарвинизма [20]. Одностороннее применение дарвиновского принципа естественного отбора часто приводит к образу «слепой» эволюции, производящей на свет всевозможных бессмысленных уродцев и сохраняющей целесообразные структуры, испытывая свои произведения на окружающей среде. Как будто окружающая среда сама не подвержена эволюции! Эволюция, по крайней мере в области живого, по существу представляет собой процесс обучения. Более тонкий подход к динамике самоорганизации учитывает число степеней свободы, которым располагает система для самоопределения своей собственной эволюции и для нахождения временной оптимальной устойчивости при заданных условиях. Эволюция остается открытым процессом и в отношении своих продуктов, и в отношении правил игры. Результат этой открытости — самопревращение эволюции в «метаэволюцию», т.е. эволюцию эволюционных механизмов и принципов.

Интуитивные попытки применения тех же фундаментальных принципов самоорганизации, которые были обнаружены на уровне простых химических и доклеточных систем, к эволюции на высших уровнях привели к поразительно реалистическим описаниям динамики экологических, социобиологических и социокультурных систем [21, 22, 23]. Наряду с «вертикальными» аспектами эволюции (когерентности во времени) на первый план выдвигаются «горизонтальные» аспекты, включая такие явления, как коммуникация, симбиоз и коэволюция. Даже система «биосфера плюс атмосфера» ныне представляется как самоорганизующаяся и саморегулирующаяся [24]. Направленность эволюции ныне может быть понята post hoc как результат взаимодействия случайности и необходимости [25]; необходимость вводится системой ограничений, которые сами являются результатом эволюции. Биологическая, социобиологическая и социокультурная эволюции ныне представляются как связанные гомологическими, а не просто аналогичными принципами (т.е. принципами, имеющими общность происхождения, а не просто формальное сходство). Такой подход не должен казаться неожиданным, поскольку вся Вселенная развивалась и развилась из единого начала.

Новый тип науки, о котором мы говорим, ориентированный главным образом на модели жизни, а не на механические модели, дает толчок к изменениям не только в самой науке. Тематически и эпистемологически новая наука связана с теми явлениями, которые я обозначил как метафлуктуацию, потрясшую мир. Основные темы остаются неизменными, но теперь они формулируются по-новому. На первый план выдвигаются такие понятия, как самоопределение, самоорганизация и самообновление; признается систематическая взаимосвязанность природной динамики в пространстве и времени; логический акцент переносится с пространственных структур на процессы; выделяется роль флуктуации, которые упраздняют закон больших чисел и дают шанс индивиду с его созидательным творческим воображением; усиливается внимание к открытости, творческому характеру эволюции, в которой ни отдельные структуры, возникающие и погибающие, ни конечный результат не предопределены.

Естествознание готово признать эти принципы как общие законы природы. Если эти принципы применить к людям и их системам жизни, то они предстанут перед нами как основы глубоко естественного образа жизни. Дуалистический раскол на природу и культуру может теперь оказаться преодоленным. В выходе за пределы прежних жестких рамок в самопревращении природных процессов заключена радость, радость жизни. Во взаимосвязанности с другими процессами в ходе всеобщей эволюции есть смысл, смысл жизни. Мы не являемся беспомощными объектами эволюции, мы и есть эволюция. Когда наука, подобно многим другим аспектам человеческой жизни, оказывается затронутой метафлуктуацией, она преодолевает отчужденность от жизни человека и вносит свой вклад в радость и смысл жизни. Моя книга посвящена в первую очередь изложению некоторых аспектов этой новой роли науки.

Центральное место в моей аргументации занимает тезис о взаимосвязанности. Его невозможно постичь в статике, он возникает в динамике самоорганизации на многих уровнях эволюции. На каждом уровне процессы самоорганизации находятся «на старте», готовые прийти в движение при любом случайном событии, если будут созданы подходящие условия, и ускорить или сделать возможным прежде всего возникновение сложного порядка. Начальные условия, о которых идет речь, ограничены сравнительно узкими пределами, о чем мы догадываемся по нашим тщетным поискам жизни в Солнечной системе. Но коль скоро эти условия имеют место (в той фазе космической эволюции, когда произошло рождение галактик и звезд, или на ранних этапах жизни на Земле), эти условия сами становятся объектом эволюции. Эволюция дифференцирует макроскопические и микроскопические системы посредством коэволюции. То, что микроскопические системы являются всего лишь подсистемами макроскопических систем, как и то, что макроскопические системы предстают перед нами в виде «окружающей среды» для микроскопических систем, происходит от статического понимания, которое стремится представить мир в дуалистических терминах. В частности, сама жизнь создает макроскопические условия для своей дальнейшей эволюции, или, если подходить с другой стороны, биосфера создает свою собственную микроскопическую жизнь. Микро- и макрокосм являются аспектами одной и той же единой и объединяющей эволюции. Жизнь представляется теперь не просто разворачивающейся во Вселенной — сама Вселенная становится все более живой.

 

Задачи и упражнения

1. Какие из приведенных ниже определений материи являются философскими?

¨ Материя – это все то, что обладает массой или энергией.

¨ Материя есть все состоящее из атомов.

¨ Материя - это вещество, поле, вакуум.

¨ Материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях.

¨ Материя – это инобытие абсолютной идеи.

¨ Материя – это конечная субстанция, первооснова всего существующего.

¨ Материя есть постоянная возможность ощущений.

 

2. Сопоставьте между собой концепции движения, характерные для объективного идеализма и диалектического материализма.

 

3. Характеризуя отношение между материей и движением, Ф. Энгельс отмечал, что движение - это не просто свойство, а всеобщий атрибут материи. В чем различие между понятиями «атрибут» и «свойство»?

Почему движение нельзя назвать просто свойством материи?

 

4. Распределите высказывания в соответствии с эволюцией форм и уровней отражения материи.

¨ В этом году погиб весь урожай зерновых.

¨ Применение нового лекарства позволяет быстрее лечить грипп.

¨ Стихи этого поэта отражают мое настроение.

¨ Образование залежей каменного угля.

¨ Собака лает, приветствуя хозяина

¨ Сейчас мне не очень холодно.

 

5. Какие из перечисленных ниже явлений материальны? Аргументируйте свой ответ.

Головная боль. Болезнь. Мираж. Галлюцинации. Сновидения. Отражение в зеркале. Тень человека. Производственные отношения. События прошлого. Абсолютный вакуум. Созвездия. Информация.

 

6. Философ утверждает, что мир состоит из элементов, причем элементы понимаются как:

¨ Тела.

¨ Атомы.

¨ Элементарные частицы.

¨ Ощущения.

При каком понимании элементов можно определить, является философ идеалистом или материалистом? Обоснуйте ответ.

 

7. Известный физик С. Саката отмечает, что в современной физике имеются три точки зрения на природу элементарных частиц:

¨ это атомы Демокрита, первичные элементы материи;

¨ это лишь понятия, созданные для удобства описания физических явлений;

¨ это структурные единицы, относящиеся к одному из бесконечных уровней материи.

Охарактеризуйте философские позиции, которые лежат в основе этих трех точек зрения.

 

8. В статье «Электроны и вакуум» известный физик П. Дирак, рассматривая вопрос о том, что такое электрон, замечает, что совершенно неважно знать, что такое электрон. Важно знать, как он движется, взаимодействует, аналогично тому, как в шахматах совершенно неважно, из чего сделаны фигуры, каков их внешний вид и структура, а важно лишь знать законы их движения.

Можно ли считать П. Дирака сторонником энергетизма? Аргументируйте ответ.

 

9. Если каждая наука изучает какую-то форму движения материи, то куда можно отнести такие научные направления, как кибернетика, теория систем?

 

10. Как бы мы не усложняли компьютер, он остается системой, функционирующей в рамках физико-химического движения, а психика, мышление – это продукты социально-биологические. Поэтому рассуждения об эре искусственного интеллекта, машинного разума – это мифы современного механизма, механизма кибернетического.

Согласны ли вы с этим утверждением. Обоснуйте ответ.

 

11. Определите, какие из утверждений по проблеме бесконечности мира в пространстве и во времени совместимы с материализмом. Аргументируйте свой ответ.

¨ Мир конечен в пространстве, но бесконечен во времени.

¨ Мир бесконечен в пространстве, но конечен во времени.

¨ Мир бесконечен в пространстве и во времени.

¨ Мир конечен в пространстве и во времени.

¨ Мир безграничен, но конечен в пространстве и во времени.

 

12. Один из героев фантастической повести И. Ефремова рассуждает так. Поскольку мир един, то и законы его развития должны действовать одинаково, а отсюда следует, что все мыслящие существа во Вселенной должны быть похожими друг на друга.

Согласны ли вы с таким выводом? Аргументируйте ответ.

Основные понятия и термины

АТРИБУТ (лат. — придаю, наделяю) — необходимое всеобщее свойство предмета, без которого он перестает быть самим собой. В диалектическом материализме понятием атрибут характеризуют неотъемлемые, внутренне присущие материи свойства. Например, так говорят о движении как об атрибуте материи.

 

ВЕЧНОСТЬ — в античности понятие вечность было синонимом понятию «век» (эон), что означало «жизненную силу», продолжительность человеческой жизни. Начиная с Платона, вечность противопоставляется времени. Время течет от прошлого к будущему, неподвижный эон вечно пребывает в одном, о нем нельзя сказать «был» или «будет», но только «есть» и отражает неподвижность умопостигаемого мира идей, которая противостоит движущемуся времени эмпирического мира. В христианстве две вечности: вечность тварная, подобно времени имевшая начало и вечность Бога, стоящая над этим противопоставлением. В материализме под вечностью понимается бесконечность времени существования материального мира, несотворенного и неуничтожимого. Вечность присуща лишь материи в целом, каждая отдельно взятая материальная система рассматривается как преходящая, имеющая начало и конец во времени.

 

ВРЕМЯ — философская и общенаучная категория, в которой нашло выражение разнообразие представлений о времени:

· Длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Р. Декарт, П. Гольбах).

· Внутренняя характеристика души, фиксируется только настоящее, окруженное небытием (А. Августин).

· Форма проявления абсолютной вечности, преходящая длительность (Платон, Г. Гегель).

· Однородная для всей Вселенной абсолютная длительность (И. Ньютон).

· Форма упорядочивания комплекса ощущений (Дж. Беркли, Д. Юм).

· Априорная форма чувственного созерцания (И. Кант).

· Атрибут материи, выражающий длительность и последовательность изменений (Ф. Энгельс, В. Ленин).

Основные концепции времени: субстанциональная, которая рассматривает время как длительность, и реляционная рассматривающая время как особого рода отношение между объектами и процессами. Обсуждая проблему необратимости времени ученые говорят о трех «стрелах Времени»:

· А. Эддингтон: стрела времени есть свойство энтропии (энтропия – мера беспорядка системы — во всех реальных процессах может только увеличиваться).

· Э. Хаббл: космологическая стрела времени — направление хода времени определяется расширением Вселенной, если когда-нибудь расширение сменится сжатием, то космологическая стрела времени получит направление, противоположное современному.

· М. Хайдеггер, В.И. Вернадский: психологическая стрела времени указывает на отличие временных процессов в «живом веществе» в отличие от «косной материи».

 

ВРЕМЯ БИОЛОГИЧЕСКОЕ — термин, указывающий на специфику протекания времени в живых организмах, в его основе лежит строгая периодичность протекающих в клетках физико-химических процессов. Научно обоснованная идея о биологическом времени принадлежит В.И. Вернадскому, который этим понятием обозначал время, связанное с жизненными явлениями. Биологическое время отличается от физического времени, примером может служить календарный и биологический возраст человека. Особенно это касается стрессовых ситуаций, когда время «сжимается» или «растягивается». Биологические ритмы, протекание биологических процессов во времени представляют собой центральную проблему области биологии, называемой хронобиология.

 

ВРЕМЯ СОЦИАЛЬНОЕ — категория философии и методологии истории, отражающая тот факт, что в каждую историческую эпоху люди осознавали время по-разному. Например, первобытные люди воспринимали мир как раз и навсегда данное и неизменное, они представляли время лишь как границы жизни и не придавали ему социального значения. Примитивной социальной жизни соответствовало примитивное восприятие времени. Подлинное понимание социального времени начинается с эпохи Возрождения, появляется возможность сравнивать одну историческую эпоху с другой, представлять свою историю как историю, развивающуюся во времени. Категория социального времени помогает показывать историю в движении и изменении. Анализ содержания исторического времени возможен только при учете диалектического единства всех фактов, явлений, процессов и событий истории, ибо они-то и составляют его содержание.

 

ГОМОМОРФИЗМ (греч. — равный и образ) — это отношение соответствия между реальностью и более или менее полной и точной совокупностью образов этой реальности, возникающих в нашем сознании. Поскольку любой объект реальности предполагает рассмотрение его в виде совокупности элементов, то при гомоморфизме говорят об отношении между системами объектов. Такое соответствие между двумя системами объектов с определенными для этих объектов отношениями предполагает, что:

· Каждому объекту первой системы поставлен в соответствие ровно один объект второй системы и каждому отношению первой системы поставлено в соответствие ровно одно отношение второй системы.

· Гомоморфный образ какой-либо системы в определенном смысле является моделью этой системы.

Примерами гомоморфизма могут служить: отношение между местностью и картой этой местности; между негативом и готовым фотоснимком; между радиоприемником и его схемой.

 

ДВИЖЕНИЕ — важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение — это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи. Движение ма­терии абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения. Тело, покоящееся по отношению к Земле, движется вместе с ней вокруг Солнца, далее, вместе с Солн­цем — вокруг центра Галактики и т. д. Поскольку мир бесконечен, то всякое тело участвует в бесконечном множестве перемещений. Качественная устой­чивость тел и стабильность их свойств также представляет собой результат взаимодействия и движения составляющих тела микрообъектов. Таким образом, движение определяет:

· свойства;

· структурную организацию;

· характер существования материи.

Движение материи многообразно по своим проявлениям и существует в раз­личных формах. Ф. Энгельс предложил первую классификацию движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

 

ИЗОМОРФИЗМ (греч. — одинаковый и форма) — взаимно-однозначное соответствие двух систем, рассматриваемых отвлеченно от природы составляющих их элементов. При этом системы называются изоморфными, если каждому элементу первой системы соответствует лишь один элемент второй и каждой связи в одной системе соответствует связь в другой и обратно.

 

МАТЕРИЯ (лат. — материя, вещество, первичное начало) — философская категория для обозначения первичной данности любого предмета, того начала, из которого происходят эти предметы. Объективная реаль­ность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражае­мая им. Материя охватывает бесконечное множество ре­ально существующих объектов и сис­тем мира, является субстанциальной ос­новой всевозможных свойств и форм движения.

Материя не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объек­тов и систем. Материя несотворима и неуничтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с дви­жением, способна к постоянному са­моразвитию, которое на определенных эта­пах, при наличии благоприятных усло­вий, приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Субстанциальность, все­общность и абсолютность материи характе­ризуют материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы оп­ределенным видом или состоянием материи, ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Материя неисчерпаема, и ее познание потенциально неограни­чено. Вместе с тем материя всегда обладает упорядоченной системной организаци­ей и неотделима от различных свойств и форм движения. С точки зрения современной науки основные формы материи — это:

· системы неживой природы (элементар­ные частицы и поля, атомы, молекулы, макроскопические тела, космические системы различных порядков);

· био­логические системы (вся биосфера, от микроорганизмов до человека);

· социально организованные системы (че­ловек, общество).

 

ОТРАЖЕНИЕ — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и, наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым и неотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость и чувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней и внутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимное отражение, которое в простейших случаях выступает в виде механической деформации, в общем же случае — в виде взаимной перестройки внутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей или направлений движения, как внешняя реакция или как взаимная передача энергии и информации.

Отражение в общем случае представляет собой процесс, результатом которого является информационное воспроизведение свойств отражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом. Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща, что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира — в неорганической природе, живых системах и социальных процессах.

 

ПРОСТРАНСТВО — категория философии для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов. К универсальным свойствам пространства относятся:

· объективность – независимость от нашего сознания;

· неразрывная связь со временем;

· связь с движением материи;

· бесконечность.

К специфическим свойствам пространства относятся:

· трехмерность;

· однородность и изотропность;

· непрерывность на макроуровне.

 

ПРОСТРАНСТВО СОЦИАЛЬНОЕ — категория философии и методологии истории, одна из объективных форм существования общественной жизни. Социальное пространство связано со становлением единой мировой истории, которая существовала не всегда.

Так, социальное пространство первобытного общества было крайне ограничено. С переходом к классовому обществу оно расширяется. С переходом к капиталистическому способу производства начинается интенсивное становление единой всемирной истории, т.е. единого социального пространства, оно охватывает такие сферы взаимодействия людей как материальное и духовное производство, политическую, экономическую, культурную сферы. Таким образом, во всемирном масштабе сложилось единое социальное пространство, на котором расположились сотни государств и народов, занимающих разные политические пространства, размеры которых определяются экономической и военной мощью, территорией и людскими ресурсами.

 

РАЗВИТИЕ — категория философии, которая представляет собой закономерное, це­лостное, необратимое структурное изменение систем, имеющее определен­ную направленность. Эта направлен­ность является равнодействующей от сложения различных внутренних тен­денций изменения, вытекающих из за­конов движения системы и наличных внешних условий. Формы развития ма­терии могут быть весьма многообраз­ными, в зависимости от степени сложности системы, присущих ей форм дви­жения, скорости и темпа изменений, их характера, направленности и т. д. При восходящем развитии происходит ус­ложнение связей, структуры и форм движения материальных объектов, прогрессивные преобразования от низшего к высшему. Нисходящее развитие (регрессивное) выражает, напро­тив, деградацию и распад системы, упрощение форм ее движения. По сравнению с развитием, движение является более общим понятием, поскольку включает в себя всякое изменение, в том числе внешнее и слу­чайное, не соответствующее внутрен­ним законам развития системы.

 

СУБСТАНЦИЯ (лат. — сущность, то, что лежит в основе) — первооснова, объективная реальность, рассматриваемая со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем бесконечно многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует. Второе определение субстанции — материя в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникающих и исчезающих в этом движении различий и противоположностей. Через понятие субстанции отыскивалось определение последних оснований всего сущего.

Date: 2015-07-10; view: 1567; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию