Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Три аспекта бытия науки





 

Наука — это вид познавательной деят., имеющий целью получение объективного, системно-организованного и обоснованного знания. Выделяют 3 важнейших аспекта бытия Н.: 1-Н. как знание; 2-Н как вид деят.; 3-Н как соц-ый институт.

1.Н. как знание: Если понимать Н обобщенно, как идеальный тип, то к ее важнейшим чертам следует отнести: 1-верифицуруемость-принцип возм-ть опытной проверки знания. 2-фальсифируемость-принципиальная возм-ть опровержения научной теории опытом (если теория объясняет все, то это либо философия, либо религия, но не наука). 3-Н ориентированная на поиск законов объективной действительности. 4-прогностическая эфф-ть научного знания («Знать чтобы предвидеть» Огюст Кант). 5-практическая эфф-ть. 6-осознание методов, приемов и средств исследований. 7-использование спец. техники: приборы, инструменты, материалы. 8-обоснованность научного знания в Н. не приложным явл действие «закона достаточного основания (пример: если 13 мая будет дождь, то зима будет долгой, т.е. «народные приметы»). 9-воспроизводимость научного знания. 10-логика понятийная определенность и языковая выразимость. 11-систематичных хар-р научного знания высшей формой развития знания явл теория, представляет систему знаний базирующихся на законах.

 

2.Н. как вид деят-ти. В стр-ре любого вида деят-ти выявляют 3 компонента: 1)цель (получение нового истинного знания), 2)предмет деят.(имеющаяся эмпирическая теоретич инф-я), и 3)способы деят (методы, установки,приборы и т.п.)

В эпистомогологии выд-ют 3 модели научной деят: 1.Эмпиризм-ученые обобщают (гинерализируют) опытные данные, восходя тем самым к законам. 2.Теоретизм-ученый движется в познании от общей идеи к ее опытним (эмпирич) проявлениям. 3.Проблематизм-ее обосновал Карл Поппер (60-е гг, 20вв), деят ученого (вызывается любопытством) — это движение к решению все более глубоких и важнейших проблем, вызванная сильно развитым гносеологическим любопытством, причем ну важно какова основа решения проблемы, эмпирич // теоретич.

Особенности Н деят:1-универсальность-это кооперация усилий разных поколений ученых, она немыслима без традиций. 2-уникальность-финдаментальные Н открытия — это удел гениев соединяющих компетенцию (знания) с эрудицией и интуицией и повторить ход их мыслей невозможно. 3-демократизм-это свобода критики и защита от критики. 4-дисциплинарность-она подчинена гражданскому и профес-у этосу. 5-не стоимостная производ-ть. 6-персонифицированность-в нем огромную роль играют св-ва личности: трудолюбие, воля, харизма и т.п. 7-коммунальность-научная деят это всегда сотворчество, она требует постоянной коммуникации и предполагает: конференции, симпозиумы, конгрессы и т.п.

 

3.Н. как соц-ый институт Соц-ый институт — это компонент соц стр-ры специализ-ся на удовл обществ-х потребностей, на основе организации совместной деят людей по ее удовл-ю (армия, милиция, институты и т.п.). Совместная деят в науке организ-ся на основе профес-го этоса, и включ 6 важнейших положений: 1-универсализм-стремление ученого к достижению max фундаментального знания. 2-бескорыстие-главной ценностью ученого явл достижение инстины, кот. стоит дороже денег. 3-организованный скептицизм. 4-коллективность научной деят-остутствие (запрет) на частную собств-ть в науке. 5-рациональность. 6-эмоциональная нейтральность («Не плакать, не смеяться, но понимать» - Спиноза).

Базовые особенности Н как соц института: 1-символы науки: степени, звания, мантии, герб. 2-утилитарные черты: лаборатори, кафедры, строения, институты. 3-кодекс поведения: контракт и нормы неформального поведения. 4-образцы поведения: жизнь великих ученых. Соц.роли и статусы:доценты, профессора, академики, доктора. 6-идеология-обеспечение выживаемости человечества.

Функции науки как соц инст.Явные ф-ии: 1-интегративная-сплочение научного сообщества, 2-коммуникации-обеспечение общения. 3-трансляция опыта. 4-орагнизационная-обеспечение предсказуемости поведения человека, на основе включения его в совместную деят, ограниченную опред-ми рамками. Латентные ф-ии и дисфункции: 1-повышение престижа человека, 2-обогащение, 3-манипулирование обществ мнением, 4-уклонение от армии.


Date: 2015-07-10; view: 480; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию