Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






VIII. Музейный климат





58. Температурно–влажностный режим

 

58.1. Температурно-влажностный режим внутри здания формируется и изменяется под влиянием ряда факторов. Прежде всего, к ним относятся климатические условия местности – температура и влажность наружного воздуха. Их сезонные и суточные колебания оказывают существенное влияние на температуру и влажность воздуха внутри здания.

Температурно-влажностный режим зависит от месторасположения здания, его ориентации по сторонам света, строительно-конструктивных приемов и архитектурно-планировочного решения внутреннего пространства.

58.2. Важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея.

В музейных зданиях, не оснащенных системой кондиционирования воздуха, отмечается два типа колебаний температуры и влажности:

сезонные, связанные с изменениями времен года и периодами отопления,

суточные, связанные с резкими изменениями наружных условий и числом посетителей.

Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно–влажностного режима.

Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.

58.3. Оптимальные воздушные параметры составляют:

температура воздуха - 18 +/-1 град. C;

относительная влажность - 55% +/-5%.

Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, 40-60%. Суточные колебания – не более 5%.

58.4. Если в разных частях музейного здания температурно-влажностный режим различен, то при размещении фондов необходимо учитывать специфические особенности материалов.

В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются музейные предметы, выполненные из органических материалов особенно чувствительных к изменениям температуры и влажности (холст, ткани, дерево, бумага, кожа и др.), а также фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции.

58.5. При повышенной влажности происходит провисание основы живописного произведения – холста. Длительное пребывание в условиях более чем 70-75% влажности приводит к его истлеванию, набуханию и загниванию клея, содержащегося в грунте, к образованию плесени, изломам грунта, растрескиванию красочного слоя и изменению оптических свойств лака.

Повышенная влажность вредна для дублированных картин: между холстами образуются пузыри, которые могут привести к отставанию подклеенного холста.

Повышенная температура и сухость воздуха приводят к пересыханию волокон холста и уменьшают его прочность, грунт делается хрупким и ломким, вызывая повреждения красочного слоя.

58.6. Под влиянием изменения температурно-влажностных параметров меняется влажность древесины.

При уменьшении влажности в древесине происходит ее усушка. Если влажность в клеточной ткани древесины падает до 7-10%, начинается процесс деформации предмета.

При увлажнении древесина делается менее прочной, она начинает набухать и гнить.

Избыточная влажность вызывает искривление и деформацию предметов живописи на деревянной основе, размягчение и отставание грунта и красочного слоя.

При высокой температуре и сухости воздуха дерево, отдавая влагу, деформируется, происходит его коробление, растрескивание, вздутие и шелушение грунта и красочного слоя.

58.7. Очень чувствительны к изменениям температуры и влажности пергамент и изделия из кожи.

При высокой влажности кожа поглощает большое количество воды, набухает, ее волокна укорачиваются, делаются толще и прозрачнее, увеличивается площадь и объем предмета, возможно плесневение кожи.

Сильное пересушивание приводит к усыханию и деформации кожи, появлению трещин и складок на ней. Она медленно сокращается в своих объемах и в некоторых случаях может доходить до ¾ своего нормального размера. Это явление необратимо, поэтому растягивать ее не рекомендуется.

58.8. К ряду гигроскопичных материалов относятся все виды кости. От длительного воздействия влажного воздуха органическая ткань разлагается на составные части, а неорганическая основа быстро разрушается от кислот, начинается процесс плесневения и обесцвечивания кости.

При пересыхании кость теряет жировые свойства, утрачивает эластичность и связность, что приводит к появлению трещин, разрывов и расслаиванию.

Если на кости имеется живопись, то при значительных изменениях параметров влажности (набухание материала основы – при сырости или его сокращение при высыхании) живопись будет отслаиваться и осыпаться.

У предметов из кости археологического происхождения наблюдаются расслоение и растрескивание массы. Особенно легко разрушаются концы длинных трубчатых костей, позвонки и зубы.

58.9. Наиболее сильные изменения прочностных свойств и сорбционной способности бумаги происходят при длительном нахождении ее в зоне влажного (до 98%) климата. В этом случае процесс изменения приобретает необратимый характер, так как сопровождается изменением химической структуры целлюлозной молекулы, что приводит к биологическому повреждению предметов из бумаги плесневыми грибами. На гравюрах и рисунках появляются плесень и желтые пятна.

При сухости воздуха предметы из бумаги становятся хрупкими и ломкими.

58.10. В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение предметов из неорганических материалов при условии хорошего состояния их сохранности, таких как керамика, фарфор, камень (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов).

Отрицательные температуры воздуха и резкая их смена нежелательны для хранения стекла, так как повышенная влажность активизирует щелочные процессы, способствующие расслоению и появлению радужной побежалости.

Резкая смена температуры и влажности воздуха вредны для мрамора, известняка и гипса. Высокая влажность вызывает на некоторых породах мрамора появление красных пятен, являющихся окислами железа, а также расслоение пористой керамики.

Высокая влажность опасна для каменных и терракотовых предметов. Она растворяет содержащиеся в них соли, которые кристаллизуются при высыхании, вызывая шелушение и распыление поверхности предмета.

58.11. Для хранения ряда материалов необходим особый температурно-влажностный режим. Так, например, для археологических предметов, имеющих продукты коррозии в виде хлористых соединений, нужна особая сухость: предметы из медных сплавов остаются стабильными неопределенно долгое время при относительной влажности 37%. Минералы группы сернистых соединений и соли необходимо хранить при пониженной влажности, предпочтительно в широкогорлых банках с притертыми пробками;

58.12. Температурно-влажностные параметры для долговременного хранения аудиовизуальных и электронных документов должны соответствовать следующим нормам:

 

Вид документа Температура в градусах С Относительная влажность воздуха в процентах
Черно-белые цветные Черно-белые цветные
документы на пленке:        
нитрооснова не выше +10 не выше - 5 40-50 40-50
безопасная основа не выше + 15 «» «» «»
Фотодокументы: «» «» «» «»
стекло «» «» «» «»
пленка «» «» «» «»
фотобумага «» «» «» «»
Документы на магнитной ленте и дисковых носителях + 8 - + 18 45-65

 

В период технологической обработки архивных документов допускается их временное хранение (до 2-х месяцев) в помещениях с нерегулируемом температурно-влажностным режимом при температуре 20+/- 5 град. С., и относительной влажности воздуха 50+/-20%.

При хранении в обычном запаснике допустима температура не выше 20 град. C при относительной влажности до 53%. Такой режим обеспечивает сохранность фотоматериалов от поражения плесневым грибком, обесцвечивания и затормаживает химические процессы по распаду основ.

58.13. Недопустимо хранение предметов из олова, а также формалиновых препаратов в помещениях с пониженной температурой. Для хранения таких материалов температура должна быть не ниже +18 град. C.

Предметы из олова при температуре ниже +18 град. C разрушаются так называемой оловянной чумой. На предметах появляются сначала серые лишаи, потом полые бородавки. Затем пораженные места рассыпаются в порошок. При этом чума быстро распространяется и может заразить большие партии олова.

Поврежденные оловянной чумой предметы нужно срочно изолировать в помещение с температурой не ниже +20 град. C.

58.14. Предметы из воска и пластилина следует хранить в условиях строго постоянного режима. Особенно важно следить за температурой: она должна быть не выше +25 град. C и не ниже +16 град. C.

58.15. Запрещается хранение в неотапливаемых помещениях или при температуре ниже 0 град. C драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из янтаря.

58.16. Для наблюдений за температурно-влажностным режимом в музеях необходимо использовать специальные измерительные приборы, которые различаются между собой по принципу работы, могут быть стационарные и переносные – психрометры, электронные самопишущие термографы и гидрографы, логгеры, термогирометры с радиодатчиками и др.

Все приборы должны иметь сертификат и проверяться в соответствии со сроками, указанными в паспорте прибора.

Показатели температуры и влажности записываются в специальном журнале два раза в сутки, в одно и то же время (приложение № 68).

Данные с логгеров и радиодатчиков переносятся в компьютер, распечатываются и подшиваются в журнал.

Термогигрографы-самописцы являются наиболее рациональными для использования в музеях приборами. Непрерывная фиксация на ленте в течение суток или недели температуры и относительной влажности воздуха создает ясную картину состояния микроклимата в помещении.

Психрометры и гигрографы необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, выверять по аспирационному психрометру.

Правила пользования психрометром и психрометрической таблицей см. в приложениях №№ 69-70.

58.17. В случае чрезмерной сухости воздуха в помещении для его увлажнения можно установить кондиционеры и увлажнители.

В небольших помещениях можно пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, помещенных вблизи отопления. Сосуды необходимо регулярно мыть и для дезинфекции добавлять немного марганцовокислого калия.

58.18. Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха непосредственно на экспонаты. При повышенной влажности в помещении необходимо усилить его отопление и при благоприятных погодных условиях активизировать проветривание. Следует иметь в виду, что чрезмерное проветривание в зимнее время может привести к пересушиванию воздуха, опасному для экспонатов из органических материалов.

58.19. Основной мерой предохранения от сырости неотапливаемых помещений является проветривание.

Проветривание неотапливаемых помещений необходимо проводить в ясные дни, в то время, когда нет резкого расхождения между наружной температурой воздуха и температурой внутри помещения.

Повышение и понижение температуры воздуха в помещении в процессе проветривания не должно превышать двух градусов.

Проветривание неотапливаемых помещений весной имеет целью постепенное выравнивание внутренней температуры с наружной.

Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать нормальной циркуляции воздуха.

Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутри помещения.

В связи с тем, что температурно-влажностный режим находится в зависимости от числа посетителей, для каждого музея должна быть установлена предельно допустимая посещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные.

В период прекращения отопления, при неблагоприятных погодных условиях и нарастании относительной влажности в помещениях свыше 85% музей должен сократить или полностью прекратить впуск посетителей.

Допуск посетителей в неотапливаемые музейные здания разрешается только в теплый и сухой период года.

Всякое изменение температурно–влажностного режима производится медленно и постепенно.

58.20. При поступлении предметов в музей из других мест особое значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима. Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью (например, из неотапливаемых зданий), необходимо выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сразу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях.

Система отопления ранее не отапливавшихся памятников архитектуры должна обеспечивать в зимний период температуру внутри помещений не более +5 град. C.

При перемещении музейных предметов из одного здания в другое или в другой город необходимо предусматривать создание условий, обеспечивающих постепенную акклиматизацию предметов. Предпочтительно перемещение коллекций при наиболее благоприятных погодных условиях.

В случаях непредвиденных и экстренных изменений температурно-влажностного режима необходимо принять меры по эвакуации музейных предметов в другие, непострадавшие помещения.

Date: 2015-07-10; view: 1889; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию